Музыка

О музыке в юнгианстве почти ничего не говорят (даже о танцах говорят), оно наверное и правильно: что говорить - слушать надо. Улыбка Но можно и сказать пару слов.
Музыка - самое неуловимое, самое таинственное из проявлений человеческого духа. Как в её восприятии так и в её сочинении. В чем секрет такой особенности? Музыка всегда символ? Можно еще вспомнить Гессе, в той же "Игре в бисер" музыке отведено почетное место...
Музыка всегда передает какое-то настроение, эмоцию, можно ли её назвать самым адекватным коммуникатором и представлением архетипического, общечеловеческого...
Можно еще кучу вопросов поназадавать, но можно и просто побеседовать на эту тему и не обязательно в юнгианском "дискурсе".. Улыбка


Сережа, очень интересная тема, и обяательно найду по этой теме интересный материал.
Насколько мне ивестно, пифагорейцы очень много занимались тайной музыки, и сводили ее к целостой системе человеческого бытия.


"...обяательно найду по этой теме интересный материал."

Жду с нетерпением. Улыбка


Пифагорейская теория музыки и цвета
а также несколько рисунков к ней здесь.


Могу о себе сказать, что все свои статьи, архивы, посты на форум, да и вообще работаю на компьютере только под музыку, причем заметил, что работа движется гораздо продуктивнее чем в тишине.


"можно ли её назвать самым адекватным коммуникатором и представлением архетипического, общечеловеческого..."

Это эстетическое выражение архетипического.

А мне вот интерессно, почему некоторые люди абсолютно к ней не чувствительны? Может, "каналы восприятия" должны быть открыты? (Я имею в виду подготовленную почву)


Мне кажется, что об архетипическом восприятии звука (как праобраз музыки) можно говорить только о ритме, ритмическом звуке. Это примитивная гармония, упорядочненность.


"Мне кажется, что об архетипическом восприятии звука (как праобраз музыки) можно говорить только о ритме, ритмическом звуке"

Недаром шаманы играют на барабанах...(оччень люблю барабаны))
Да и клубная музыка сплошной "тудц"-"тудц"))


В любой музыке основой ее является ритм, тот самый "тудц"-"тудц"


Просто когда ритм лишен виньеток, он доступнее глубине психики...
Пример из жизни.
Мой приятель перегоняет машины из других городов. Не спит по несколько суток кряду и все за рулем... Музыка в его машине - отточенно барабанная. Она тонизирует и не дает заснуть за рулем.

Да и сама как-то не спала 5 суток(по учебе). До глюков. Спасала одна единственная композиция - вовремя не давала погрузиться во мрак.


Я кактегорически не согласен с тем тезисом, что только классическая (духовная) музыка помогает войти душе человека в мир, любая музыка раскрывает душу и пускает ее в мир. Пан доказал это на своем примере Аполлону, но видимо Аполлон был ближе к администрации Олимпа и приз присудили ему.


"Я кактегорически не согласен с тем тезисом, что только классическая (духовная) музыка помогает войти душе человека в мир, любая музыка раскрывает душу и пускает ее в мир"

Это бесспорно.
Да и классика настолько огламурена что вызывает неприязнь у многих.
Да и недостаточно экспрессивна(многовато тех самых виньеток). Можно сравнить с картинами. В художественной школе учат не оставлять незакрашенных участков. Это негласно кочует в музыку, затыкаются все пробелы.
А ведь тишина также необходима как и звук. Для полярности. Выразительная тишина между ударами.


Не помню, какой-то музыкант просидел на сольном концерте у открытого рояля несколько часов кряду так и и не нажав ни на одну клавишу, говорят это был оглушительный успех... Конечно это крайность, но очень оригинально Улыбка


"А ведь тишина также необходима как и звук. Для полярности. Выразительная тишина между ударами."

А есть она, тишина вообще? Хотя тишина есть, нет, наверное, беззвучия (если не иметь проблем со слухом).Я однажды танцевала под незвучащую музыку. Изумительно слаженный танец получился со сменой темпов. Потом с партнером обсуждали, как это получилось. Оказалось, одинаково слышали окружающие звуки и слушали друг друга, ничего не говоря.

"Я кактегорически не согласен с тем тезисом, что только классическая (духовная) музыка помогает войти душе человека в мир, любая музыка раскрывает душу и пускает ее в мир"

Наверное, зависит от состояния души. Почему-то, когда я радуюсь, я что-то пою, намурлыкиваю какую-то мелодию, а если грустно - то слушаю. Причем в первом случае, может быть и пение, и слушание, а во втором только слушание.


"Платон считал, что музыка, которая облагораживает ум, гораздо более высоких порядков, нежели музыка, апеллирующая к чувствам, и он сильно настаивал на том, что долг государственных людей запретить всякую изнеженную и похотливую музыку и дозволять только чистую и благородную и что бодрые и живые мелодии для мужчин, а мягкие и плавные - для женщин. Из этого видно, что музыка играла значительную роль в воспитании греческой молодежи.; Величайшая осмотрительность должна была быть в выборе инструментальной музыки, потому что отсутствие слов делало ее значение сомнительным и заранее трудно было предвидеть, произведет ли она на людей благодетельное или губительное действие. Народный вкус, всегда замешанный на чувственных и распутных мелодиях, должно рассматривать с величайшим презрением" "

Спасибо, а то бы не узнала, что Платон такое глухое создание Улыбка Кстати, к моему вопросу о восприимчивости)


А я работала в лагере для инвалидов.
Глухонемые парни на дискотеках прикладывали руки к вибрирующим предметам в зале а потом очень даже хорошо танцевали. Вроде как ритм играл внутри.

Почему-то фильм вспомнила "Страна глухих". Там девушка после выстрела теряет слух и слышит удары прибоя и шелест волн...

Так что беззвучия нет даже в этом случае.


Платон мне друг, но...

а мне после таких открытий он уже не друг Улыбка Undecided


Нет, Оля дружить с великими нужно, даже если они тебе как люди не во всем приятны.


У греков все-таки были свои любимчики среди богов, и не заметить аполлоничность всей ихней культуры очень сложно... Вот и к музыке у них отношение такое же, но ведь есть еще и Дионис... Улыбка А есть вообще очень жесткая и агрессивная музыка...


А есть вообще очень жесткая и агрессивная музыка...

Это плохо по-твоему?
ИМХО Агрессия - это естественно!


"Это плохо по-твоему?
ИМХО Агрессия - это естественно!"

Это по-другому, по-моему. Улыбка
Что агрессия - это естественно, я согласен.. иногда даже слишко естественно. А иногда, наверное, естественно не получается раз существует целый пласт подобной музыки...

Еще есть такое наблюдение: Не думаю что так было всегда и везде, но в мои подростковые годы одной из первых групповых идентичностей среди молодежи была принадлежность к группе по слушаемой музыке. В основном парни делились на "реперов" и "металлистов", яростно друг друга не любили и слушали только "свою" музыку... А вот родители мне рассказывали, что в годы их молодости, морды были по территориальному признаку ("Ты с какога района?")... Улыбка
Странно как-то...


В моем "гетто" морды бъют по любому признаку))))))

А я раньше тоже после вопроса Как зовут? задавала Что слушаешь?
))0)
В этот период человек идентифицирует себя с музыкой. И разные музыкальные направления, несущие контральную философию и настроние автоматически "разводят" подростков на группы разного склада.


А есть вообще очень жесткая и агрессивная музыка...

А например? У меня немного конкретное (читать дебильное) мышление...


"А например? У меня немного конкретное (читать дебильное) мышление..."

System of a Down или Slipknot, например... если тебе эти названия что-то говорят.


Просветилась немного)))

По-моему, это коммерческая музыка. Типа маска агрессии, которой нет.
Там даже запись с концерта нашлась, так вот показывают зал, а народ просто стоит ... Никакого эмоционального взаимодействия даже в глазах... Да и музыканты не увлечены, видно что отрабатывают...


"По-моему, это коммерческая музыка. Типа маска агрессии, которой нет"

Сейчас почти вся музыка, которую можно послушать, - коммерчиская. А агрессия - маска не маска, но имеет большое количество фанатов. Часто человек слушающий подобную музыку в жизни очень миролюбивый, видимо музыка компенсирует нехватку агрессии...


"Часто человек слушающий подобную музыку в жизни очень миролюбивый, видимо музыка компенсирует нехватку агрессии..."

Действительно агрессивная музыка помогает этим людям разрядиться, адекватно проявить свои мотивы. Иначе есть риск аутоагрессии, а это страшно...

Вспомним Булгакова, где он развел понятия писателя и мастера. Так и с музыкой. Есть "писанина" с целью в виде денег, а есть ... вообщем, я сейчас Дикмана читала про оплату сессий, ее символическое значение, мне кажется, можно провести параллели...


У меня как-то была серия снов, в которых прослеживался мотив поиска "своей песни".
А вот сегодня ночью, в связи, наверное, с размышлениями о музыке и под впечатлением от прослушивания нового альбома "Океана Эльзы" (задушевный очень) мне приснился такой сон:

Футбольный мяч начинает скатыватся с горки... он катиться все быстрее и быстрее, ему аккомпанирует музыка, такая ритмичная с нарастающим темпом.. Ну и я доганяю этот мяч. В конце концов догнал, остановил... музыка тоже остановилась. Я обарачиваюсь, чтобы вернуться назад, и вижу две дороги: одна новая - засфальтированная, другая чуть похуже... И слышу какую-то оперную арию, женским голосом... смысл которой сводится к тому что "я по новой дорожке не пойду, я по своей пойду...". Колобок прям.. Улыбка

Сон конечно сам по себе интересный, но это я к тому, что вот музыка и в снах бывает. Улыбка


Ага. И понимание музыки и песни тоже бывает во сне...
Еду с пригорода, жара и ехеть 1,5 часа. Плеер и сплю, конечно, раз такая возможность. Композиция Агаты "Порвали мечту". Так вот, я поняла абсолютно весь подтекст, я слышала между строк, звуки трансформировались в картины... Жэсть как она есть Улыбка


Музыка интересна еще и тем, что она...как бы это сказать... выражает саму себя посредством самой себя, т.е. у нее каких-то необходимых дополнительных символов. образов, средств выражения, как в живописи, скульптуре, кино, литературе и пр. Один звук, звучание... Поэтому ее сложно ухватить и проанализировать, она не поддается интерпретации, хотя попытки есть.

Об искусстве любопытные вещи писал Вальтер Беньямин, исследовавший проблему массового технического воспроизводства произведений искусства в наше время и последствия этого для его восприятия.