пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Эпилог
Автор: procyon, дата: пт, 24/08/2007 - 22:56
790 Алхимия, с ее богатством символов, дает нам возможность проникнуть в предприятие человеческого разума, которое можно сравнить с религиозным ритуалом, opus divinum. Разница между ними заключается в том, что алхимическое opus было не коллективной деятельностью с четко определенными формой и содержанием, несмотря на сходство их фундаментальных принципов, а, скорее, индивидуальным предприятием с трансцендентальной задачей создания "единства", ставкой в котором для алхимика была его душа. Это было работа по соединению внешне несовместимых противоположностей, противостояние которых понималось, что характерно, не просто как естественная вражда физических элементов, а, в то же самое время, как нравственный конфликт. Поскольку алхимик считал, что объект его предприятия находится как вне, так и внутри него, и является как физическим, так и психическим, то работа его распространялась на всю природу и цель ее заключалась в символе, который обладал эмпирическим и, в то же самое время, трансцендентальным аспектом.
791 Точно так же, как алхимия на протяжении столетий наощупь пробиралась в бесконечном темном лабиринте своих теоретических предположений и практических экспериментов, так начавшаяся с К. Г. Гаруса психология бессознательного пошла по пути с которого сбились алхимики. Примечательный факт: это произошло как раз в тот момент истории, когда ожидания алхимиков нашли свое наивысшее поэтическое выражение в "Фаусте" Гете. Создавая свои произведения, Гарус, конечно, не мог знать, что он перебрасывает философский мост в эмпирическую философию будущего, которая совершенно буквально поймет старое алхимическое правило: instercore invenitur — "найдешь его в грязи". Не в той, ничего не стоящей, неприятной, отвергнутой всеми, субстанции, которую можно подобрать где угодно, а в опасной тьме человеческой психе, которая теперь стала доступной для клинического наблюдения. Только там можно отыскать все эти противоречия, эти гротескные фантазмы и непристойные символы, которые так волновали воображение алхимиков и сбивали их с толку в такой же степени, в какой и просветляли. Перед психологом стоит та же самая проблема, которая в течение семнадцати веков держала в напряжении алхимиков: Что делать с этими антагонистическими силами? Может ли он освободиться от них? Или он должен признать их существование и его задача состоит в том, чтобы привести их в гармонию и из множества противоречий создать единство, которое, конечно, не наступит само по себе, но может наступить — Deo concedente — благодаря усилиям человека?
792 Герберту Сильбереру принадлежит заслуга быть первооткрывателем тайных нитей, которые ведут от алхимии к психологии бессознательного. В то время психологические знания находились все еще в слишком примитивном состоянии и были слишком укутаны в персоналистические предположения, чтобы проблему алхимии можно было целиком рассматривать с психологической точки зрения. Прежде всего надо покончить с предубежденно пренебрежительным отношением к алхимии с одной стороны, и к психе с другой. Сегодня мы можем видеть, насколько эффективно алхимия подготовила почву для психологии бессознательного, прежде всего оставив после себя богатство символов, иллюстративный материал чрезвычайно важности для современных толкований в этой области, а также указав на символические обозначения процедуры синтеза, которые мы вновь открываем в сновидениях наших пациентов. Сегодня мы можем видеть, что вся алхимическая процедура соединения противоположностей, которую я описал выше, с таким же успехом может представлять процесс индивидуации отдельного индивида, хотя и с той существенной разницей, что ни один отдельный индивид никогда не достигнет богатства и масштаба алхимического символизма. Преимущество последнего заключается в том, что он создавался веками, в то время, как индивид за свою короткую жизнь может испытать только ограниченное количество ощущений и обладает ограниченными возможностями их отображения. Поэтому описывать природу процесса индивидуации на основании материала врачебной практики является очень трудной и неблагодарной задачей. Поскольку в одном случае доминирует один аспект, а в другом — другой, одна болезнь начинается раньше, а другая позже, а психические условия безгранично разнообразны, то в любом конкретном примере может быть продемонстрирована только одна версия или фаза этого процесса. В моей практике не встречалось случая, в котором бы настолько проявились во всех подробностях все аспекты, что его можно было бы назвать парадигматическим. Любой, кто попытается описать процесс индивидуации с помощью материала из врачебной практики, будет вынужден удовлетвориться пестрой мозаикой без начала и конца, и если он захочет быть понятым, он должен будет рассчитывать на читателя, знания которого в этой области равняются его знаниям. Поэтому, алхимия оказала мне огромную и бесценную услугу, обеспечив меня материалом, в котором оказалось достаточно места для моего опыта, в результате чего мне предоставилась возможность описать хотя бы основные аспекты процесса индивидуации.
791 Точно так же, как алхимия на протяжении столетий наощупь пробиралась в бесконечном темном лабиринте своих теоретических предположений и практических экспериментов, так начавшаяся с К. Г. Гаруса психология бессознательного пошла по пути с которого сбились алхимики. Примечательный факт: это произошло как раз в тот момент истории, когда ожидания алхимиков нашли свое наивысшее поэтическое выражение в "Фаусте" Гете. Создавая свои произведения, Гарус, конечно, не мог знать, что он перебрасывает философский мост в эмпирическую философию будущего, которая совершенно буквально поймет старое алхимическое правило: instercore invenitur — "найдешь его в грязи". Не в той, ничего не стоящей, неприятной, отвергнутой всеми, субстанции, которую можно подобрать где угодно, а в опасной тьме человеческой психе, которая теперь стала доступной для клинического наблюдения. Только там можно отыскать все эти противоречия, эти гротескные фантазмы и непристойные символы, которые так волновали воображение алхимиков и сбивали их с толку в такой же степени, в какой и просветляли. Перед психологом стоит та же самая проблема, которая в течение семнадцати веков держала в напряжении алхимиков: Что делать с этими антагонистическими силами? Может ли он освободиться от них? Или он должен признать их существование и его задача состоит в том, чтобы привести их в гармонию и из множества противоречий создать единство, которое, конечно, не наступит само по себе, но может наступить — Deo concedente — благодаря усилиям человека?
792 Герберту Сильбереру принадлежит заслуга быть первооткрывателем тайных нитей, которые ведут от алхимии к психологии бессознательного. В то время психологические знания находились все еще в слишком примитивном состоянии и были слишком укутаны в персоналистические предположения, чтобы проблему алхимии можно было целиком рассматривать с психологической точки зрения. Прежде всего надо покончить с предубежденно пренебрежительным отношением к алхимии с одной стороны, и к психе с другой. Сегодня мы можем видеть, насколько эффективно алхимия подготовила почву для психологии бессознательного, прежде всего оставив после себя богатство символов, иллюстративный материал чрезвычайно важности для современных толкований в этой области, а также указав на символические обозначения процедуры синтеза, которые мы вновь открываем в сновидениях наших пациентов. Сегодня мы можем видеть, что вся алхимическая процедура соединения противоположностей, которую я описал выше, с таким же успехом может представлять процесс индивидуации отдельного индивида, хотя и с той существенной разницей, что ни один отдельный индивид никогда не достигнет богатства и масштаба алхимического символизма. Преимущество последнего заключается в том, что он создавался веками, в то время, как индивид за свою короткую жизнь может испытать только ограниченное количество ощущений и обладает ограниченными возможностями их отображения. Поэтому описывать природу процесса индивидуации на основании материала врачебной практики является очень трудной и неблагодарной задачей. Поскольку в одном случае доминирует один аспект, а в другом — другой, одна болезнь начинается раньше, а другая позже, а психические условия безгранично разнообразны, то в любом конкретном примере может быть продемонстрирована только одна версия или фаза этого процесса. В моей практике не встречалось случая, в котором бы настолько проявились во всех подробностях все аспекты, что его можно было бы назвать парадигматическим. Любой, кто попытается описать процесс индивидуации с помощью материала из врачебной практики, будет вынужден удовлетвориться пестрой мозаикой без начала и конца, и если он захочет быть понятым, он должен будет рассчитывать на читателя, знания которого в этой области равняются его знаниям. Поэтому, алхимия оказала мне огромную и бесценную услугу, обеспечив меня материалом, в котором оказалось достаточно места для моего опыта, в результате чего мне предоставилась возможность описать хотя бы основные аспекты процесса индивидуации.