четвертый угол юнгианства

У меня родилась идея, создать свою ветку (свое пространство) для обсуждения "Тени юнгианства" - психоанализа. Поскольку я все равно в основном этим тут занимаюсь, то можно уже устроиться поудобней, подыскать себе место - самое подходящее для Тени (курилка, почти помойка :)) - и предаваться тут этому "абсурдному действию" - писать о па-зе. Я буду выносить сюда из других веток критику ПА, аналогии АП и ПА, вопросы о ПА и т.п. и спокойно себе тут разворачиваться. Доброжелательно и нейтрально настроенным посетителям буду рада, хамов попрошу выйти в "обсуждение личностей" и безуспешно ждать меня там.
а вот и "первенец" : "Трансцендентная функция – аналог альфа функции - механизма, который превращает грубые инстинкты в образы, а затем мысли." Что такое трансцендентная функция, тут, наверное, все знают. А вот для справки (о возможности аналогиий каждый вывод сделает сам): "Альфа-функция (Alpha Function) Процесс восприятия психикой и дальнейшей трансформации 'сырого' материала эмоциональных переживаний (бета-элементов) в чувствах, мышлении, сновидении и т.д. Альфа-функция включает в себя многое из того, что принято называть первичным процессом, но также содержит некоторые элементы вторичного процесса, в частности, основанные на реальных переживаниях. Альфа-элемент (Alpha Element) Психический материал, доступный для дальнейшей психической трансформации, подобно тому, как промежуточные ингредиенты психического метаболизма оказываются пригодными для психического функционирования — в сновидениях, памяти, эмоциях и т.д. Альфа-элементы включают посредством альфа-функции воспринимаемые структурами Я проявления сенсорного и эмоционального опыта (то есть бета-элементы). Бета-элемент (Beta Element) Сенсорная часть эмоциональных событий, проявляющаяся либо до осуществления процессов восприятия и трансформации переживаний (посредством альфа-функции), либо в качестве ингредиентов предопыта, которые стремятся пробиться в психику, но не имеют доступа к альфа-функциям и поэтому не могут трансформироваться в психические элементы. Бета-элементы пригодны только для неосуществленной проективной идентификации." - Спасибо за справку. Было бы не плохо еще все-таки дать определение трансцендентной функции. Ну и сравнить. Справка, правда, на мой взгляд, сложная для восприятия. Да и источник хотелось бы знать. Вот более "удобоваримое" определение: термин альфа функция (аф) обозначает неизвестный процесс, имеющий дело с непосредственными чувственными данными и вырабатывающий из них ментальные содержания, обладающие значением и пригодные к использованию в мышлении" "АФ это (абстрактно понимаемый) процесс, с его помощью чувственным данным придается значение." Хинншелвуд "словарь кляйнеанского психоанализа" Другими словами, это процесс превращения содержимого бсс (там где-то в справке Трикстера было о превичном процессе. это и есть обозначение процесса до вербального (вторичного), бсс-ного) через промежуточные продукты в сознательное.
" По моему мнению, взаимопонимание между АП и ПА достигнуто не будет до той поры, пока ПА не признает этого базового постулата АП. И если АП-логи признают идеи ПА, и в частности его базового конструкта - эдипального конфликта, то ПА (в основной своей массе) до сих пор занимает "упертую" позицию в отношении архетипов". Есть некоторый аналог архетипов - "врожденное знание". По моему мнению, АП и ПА разходятся по более существенному вопросу, нежели не разделение тех или иных идей. Они преследуют разные цели. Отличаются их идеологии, ценности. Все прочее - преодолимые препятствия для взаимопонимания. Фаллос, Мать, Отец, Первичная сцена и т.п. - все это можно назвать архетипами.
"Они преследуют разные цели." Интересно, какие это цели?
""Они преследуют разные цели." Интересно, какие это цели?" Кто-то тут когда-то писал (кажется Хелен), что па-з помогает человеку стать человеком, а не богом, я бы добавила к ее словам: а АП помогает человеку стать "почти богом". ПА-з декларирует как "добродетель" ДП, которая включает в себя принятие своей ограниченности (что-то типа смирения), а АП помогает человеку открывать в себе все новые и новые возможности и поощряет стремление к Самости, которая в общем-то символизирует полное совершенство. Я не знаю в АП какого-либо одобрения смирения со своей ограниченной природой. Такое впечатление, что АП базируется на нарциссических ценностях, а ПА - на депрессивных. Это мое личное мнение. Это не "официальный взгляд" на этот вопрос.
Что такое «врожденное знание»?
До всякого «знания» должна существовать первопотенция (архетипическая предрасположенность) возникновения сознания (Нойманн, «Происхождение и развитие сознания»), которое, по сути, является носителем и ретранслятором его.
Ни одного АП-лога не устраивают «аналоги» архетипов. Сама «врожденность» есть архетипическая функциональность.

«По моему мнению, АП и ПА разходятся по более существенному вопросу, нежели не разделение тех или иных идей. Они преследуют разные цели».
Интересно, в чем эта «разность»?
У АП-логов одна цель – человек целостный, у ПА-ков?


«Фаллос, Мать, Отец, Первичная сцена и т.п. - все это можно назвать архетипами»
Протестую! Это архетипические образы (внешняя оболочка, имаго), и паттерны. Архетип это совсем другое.
Нашла определение Тренсцендентной функции: ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ ФУНКЦИЯ (Transcendent function; Transzendente Funktion) - психическая функция, возникающая в результате напряжения между сознанием и бессознательным и поддерживающая их объединение; функция связи между противоположоностями. "Если же имеется налицо полное равенство и равноправие противоположностей, засвидетельствованное безусловной причастностью эго и к тезису, и к антитезису, то вследствие этого создастся некоторая приостановка воления, ибо невозможно больше хотеть, потому что каждый мотив имеет наряду с собою столь же сильный противоположный мотив. Так как жизнь совершенно не выносит застоя, то возникает скопление жизненной энергии, которое привело бы к невыносимому состоянию, если бы из напряженности противоположностей не возникла новая объединяющая функция, выводящая за пределы противоположностей. Но она возникает естественно из той регрессии либидо, которая вызвана ее скоплением. Так как, вследствие полного раздвоения воли, прогресс становится невозможным, то либидо устремляется назад, поток как бы течет обратно к своему источнику, т. е. при застое и бездейственности сознания возникает активность бессознательного, где все дифференцированные функции имеют свой общий архаический корень, где живет та смешанность содержаний, многочисленные остатки которой еще обнаруживает первобытная ментальность (ПТ, пар. 801). "Этот описанный только что процесс, в его целом, я назвал трансцендентной функцией, причем под "функцией" я разумею не основную функцию, а сложную, составленную из других функций, а термином "трансцендентный" я обозначаю не какое-нибудь метафизическое качество, а тот факт, что при помощи этой функции создается переход из одной установки в другую. Сырой материал, обработанный тезисом и антитезисом и соединяющий в процессе своего формирования обе противоположности, есть жизненный символ. В его надолго неразрешимом сыром материале заложено все присущее ему богатство предчувствиями, а в том образе, который принял его сырой материал под воздействием противоположностей, заложено влияние символа на все психические функции (там же, пар. 805). Трансцендентная функция представляет связь между реальными и воображаемыми или рациональными и иррациональными данными, перекидывая тем самым мост через пропасть между сознанием и бессознательным. "Это естественный процесс - проявление энергии, возникающей из напряжения противоположностей, он представляет собой серию событий-фантазий, проявляющихся в снах и видениях. Подобный процесс можно также наблюдать в начальных стадиях некоторых форм шизофрении" (ПБ, с. 123). Юнг рассматривал трансцендентную функцию как наиболее значимый фактор в психологическом процессе. Он подчеркивал, что она появляется в результате конфликта между противоположностями, но не задавался вопросом, а почему это происходит, сосредоточиваясь вместо этого на вопросе зачем! Он полагал, что на этот вопрос можно скорее ответить на языке психологии, нежели с помощью понятий религии или метафизики. "И вот активность бессознательного выявляет наружу некое содержание, установленное одинаково - как тезисом, так и антитезисом и компенсирующее как тот, так и другой (см. компенсация). Так как это содержание имеет отношение как к тезису, так и к антитезису, то оно образует посредствующую основу, на которой противоположности могут соединиться. Если мы возьмем, например, противоположность между чувственностью и духовностью, то среднее содержание, рожденное из бессознательного, дает, благодаря богатству своих духовных отношений, желанное выражение духовному тезису, а в силу своей чувственной наглядности оно ухватывает чувственный антитезис. Но эго, расщепленное между тезисом и антитезисом, находит свое отображение, свое единое и настоящее выражение именно в посредствующей основе, и оно жадно ухватится за него, чтобы освободиться от своей расщепленности. Поэтому напряженность противоположностей устремляется в это посредствующее выражение и защищает его от той борьбы противоположностей, которая вскоре начинается из-за него и в нем, причем обе противоположности пытаются разрешить новое выражение, каждая в своем смысле. Духовность пытается создать нечто духовное из выражения, выдвинутого бессознательным, чувство же - нечто чувственное; первая стремится создать из него науку или искусство, вторая - чувственное переживание. Разрешение бессознательного продукта в то или другое удается тогда, когда эго оказывается не вполне растепленным, а стоит более на одной стороне, чем на другой. Если одной из сторон удастся разрешить бессознательный продукт, то не только этот продукт, но и эго переходит к ней, вследствие чего возникает идентификация эго с наиболее дифференцированной функцией. Вследствие этого процесс расщепления повторится впоследствии на высшей ступени" (там же, пар. 802). Трансцендентная функция является существенным компонентом саморегуляции психического. Проявляясь по большей части символически, она переживается как новая установка к жизни и к своему носителю. "Если бессознательное выражение до такой степени сохраняется, то оно является сырым материалом, подлежащим не разрешению, а формированию, и представляющим собой общий предмет для тезиса и антитезиса. Вследствие этого такое бессознательное выражение становится новым содержанием, овладевающим всей установкой, уничтожающим расщепление и властно направляющим силу противоположностей в одно общее русло. Этим застой жизни устраняется, и жизнь получает возможность течь далее с новой сплои и новыми целями" (там же, пар. 804). Да, аналогия с аф есть, но только в одном - в установлении связи между сознаним и бсс. При этом тФ описывается, как связывающая уже существующие противоположности, а аф - как функция, которая связывая их одновременно порождает (или питает)одну из противоположностей (сознание), укореняясь (произрастая) из бсс.
Владимир, насчет "врожденного знания" отвечу завтра. Это именно дознание, некая готовность получить ОПРЕДЕЛЕННОЕ знание. "Фаллос, Мать, Отец, Первичная сцена и т.п. - все это можно назвать архетипами» Протестую! Это архетипические образы (внешняя оболочка, имаго), и паттерны. Архетип это совсем другое". То есть, архетипические образы и архетипы - различаются? Определение архетипов и паттернов поищу в словаре так же завтра. Насчет вопроса: У АП-логов одна цель – человек целостный, у ПА-ков? Отвечу кратко: Полная целостность считается принципиально недостижимой. Цель - помочь человеку прийти в такое состояние, в котором он мог бы получать удовлетворение от жизни, отношений, творчества ("Любить и работать" - актуально и сейчс). Препятствиями для этого считаются внутренние конфликты и травмы, которые прорабатываются в анализе, попутно, человек получает доступ к саморефлекции и самоконтейнированию, что позволяет ему продолжать анализ смостоятельно. Все просто! :)
То есть, архетипические образы и архетипы - различаются? Еще как! Сколько копий сломано на этой теме. "Полная целостность считается принципиально недостижимой". Кто бы спорил, но АП стремится к этому. "Цель - помочь человеку прийти в такое состояние, в котором он мог бы получать удовлетворение от жизни, отношений, творчества" Ну, об этом говорил Эпикур. Можно принять как побочный эффект процесса. "Любить и работать" - актуально и сейчс" Тогда непонятно, почему в ПА-зе, так много уделяется внимания прошлому?
"Такое впечатление, что АП базируется на нарциссических ценностях, а ПА - на депрессивных" Мне кажется, это тоже только поверхностное различие... В деле ведь ПА-литик не будет притормаживать стремление клиента развиваться, если оно вполне здорово. Аналогично и АП-литик не дает раздуться эго клиента(инфляция) сверх необходимой меры... в конечном счете собственная самость - это собственые границы... Мне же со стороны больше кажется, что различие чисто эстетическое - одни поклонники литературного таланта Фрейда, другие - Юнга. :) Противоположность этих "жанров", мне кажется, на более глубоком уровне кроется в типах авторов и их последователей. Но это уже юнгианские спекуляции... :) Мне, например, в ПА просто не нравится язык, стиль подачи информации, стиль её структурирования... короче ничего такого чтобы относилось к идеям, скорей к их оформлению... даже не отталкивает, просто не заинтересовывает.
"Тогда непонятно, почему в ПА-зе, так много уделяется внимания прошлому?" Честно говоря, я этого не замечала :). серьезно, за 8 лет п-аналитической терапии у разных аналитиков я не встречалась с навязыванием мне необходимости вспоминать прошлое. В начале, да, говорят о жизни, чтобы иметь предстваление в целом, но потом - нет. Много внимание актуальным проблемам и состояниям и отношениям переноса. Воспоминания возникают спонтанно и такое порой вспоминается, что казалось уже безвозвратно забыто. Кстати, очент интересно, как путешествие во времени. Ведь это не только воспоминания, но и проживания того опыта + проживание в новом состоянии. Как будто бы удочеряешь саму себя. Очень глубокое и мистическое переживание.
Сергей, подпишусь под каждым твоим словом. :)
Лариса, так и в АП есть определенная заитересованность в прошлом пациента, но из него почти ничего не выводится. Загляни на сайт НФП, боже какая скука.
Мне кажется, это тоже только поверхностное различие... В деле ведь ПА-литик не будет притормаживать стремление клиента развиваться, если оно вполне здорово. Аналогично и АП-литик не дает раздуться эго клиента(инфляция) сверх необходимой меры... в конечном счете собственная самость - это собственые границы... "Мне же со стороны больше кажется, что различие чисто эстетическое - одни поклонники литературного таланта Фрейда, другие - Юнга. Противоположность этих "жанров", мне кажется, на более глубоком уровне кроется в типах авторов и их последователей. Но это уже юнгианские спекуляции... Мне, например, в ПА просто не нравится язык, стиль подачи информации, стиль её структурирования... короче ничего такого чтобы относилось к идеям, скорей к их оформлению... даже не отталкивает, просто не заинтересовывает." Да, порой ПА литературу сложно читать,но если "прорваться" очень интересно (Мне) из-за сложности и глубины. Литературный талант Фрейда???? Фрейда ценят за его идеи-зародыши, которые сейчас развиваются. Ему не поклоняются, как юнгианцы поклоняются Юнгу. Фрейда критикуют, особенно в отношении его властности ( в отношениях с учениками) и в отношении его позиции женской сексуальности. Я сейчас почитала Юнга немного после большого перерыва и мне тоже не понравилось. Все таки тут дело не в языке, в чем-то другом. У меян такая родилась метафора - Юнг - как бы вширь, па-з как бы вглубь. Насчет техники, тут я просто убеждена, что собственно терапевтический аспект в ПА развит сильнее. ПА не даст себя обмануть, а АП может и рад обмануться вместе с клиентом. Па - параноидный, а АП- восторженный :)
"Загляни на сайт НФП, боже какая скука". Не суди по этому сайту, я тут писала о своем мнении о нем. Профанный сайт. Дело даже не в том, что скука, а в том, что жуткая некомпетентность. Выводится выводы из прошлого или нет - для меня в этом нет принципиальной разницы. Смело туда ходят, это мне нравится. А почему АП не жалуют прошлое? Или не так, по другому - почему не считают, что связь с родителями может быть важной структурирующей функцией? Паттерн отношений прошлого может влиять на паттерн настоящего. Ведь это практически доказано и воспроизводится на опыте.
"Литературный талант Фрейда???? Фрейда ценят за его идеи-зародыши, которые сейчас развиваются. Ему не поклоняются, как юнгианцы поклоняются Юнгу. Фрейда критикуют, особенно в отношении его властности ( в отношениях с учениками) и в отношении его позиции женской сексуальности. Я сейчас почитала Юнга немного после большого перерыва и мне тоже не понравилось." Юнгианцы тоже вкурсе, что дедушка был не без грешка... :) Я имел в виду не "поклонение" в прямом смысле слова... тем более личности... Литература - вот что я имел в виду.. если у Вас получится, почитайте Хиллмана "Миф анализа" он эту тему(психология как литература) очень хорошо осветил в первой части своей работы. Лучше него не скажу. :) "У меян такая родилась метафора - Юнг - как бы вширь, па-з как бы вглубь. Насчет техники, тут я просто убеждена, что собственно терапевтический аспект в ПА развит сильнее. ПА не даст себя обмануть, а АП может и рад обмануться вместе с клиентом. Па - параноидный, а АП- восторженный " Я в свою очередь выскажу свое мнение - очень сомневаюсь. :)
До работ Юнга я боле 4-х лет читал работы Фрейда и фрейдистов. Не скрою, они меня завораживали, но затем я познакомился с работами Юнга, они меня потрясли. Со временем и Фрейд и Юнг стали одними из многих. Теперь я восторгаюсь Пушкиным, а ты говоришь - юнгианцы поклоняются Юнгу. :) Я бы не стал мериться "фаллосами" оба великие мыслители, и у обоих можно многому научиться. Как говориться -на вкус, на цвет...
Простите перепутал, не "Миф анализа" а "Исцеляющий вымысел". :)
Да, чуть не забыл... По моему глубокому убеждению помогает страдающему, ищущему, заблудившемуся человеку не фрейдовский или юнгианский "метод", а личность того к которому обратился за помощью человек. Часто бывает, что и прохожий может оказать неоценимую помощь.
И личность, и ВЕРА "заблудившегося" в то, что ему поможет именно этот человек и именно этот метод. Каким-то образом человечество дожило до ХХ в. без глубинной психологии. Наверное - случайно :) ;)
Дык... после того, как Ницше провозгласил, что Бог умер, только и надежда на ГП. ;) А до этого каких только "целителей" и "методов" небыло, но вера всегда была :)
... после того, как Ницше провозгласил, что Бог умер, только и надежда на ГП. Подмигивает
:) так я ж совсем недавно говорил, что юнговская фраза "боги стали симптомами - это лишь часть правды" ;)
А до этого каких только "целителей" и "методов" небыло, но вера всегда была Улыбка
ну почему - БЫЛА?.........Smile
Мне же со стороны больше кажется, что различие чисто эстетическое - одни поклонники литературного таланта Фрейда, другие - Юнга. Эстетическое различие в трудах мыслителей О_о У Юнга более жесткая теория и ее сложнее трактовать иначе, вообщем и ответвлений от АП куда меньше чем от ПА. Фрейд создал гораздо более динамическую теорию, он сам иногда в ней путается. В связи с этой подвижностью и появились всякие ответвления АП, Структурный ПА, Кляйнеризм. А вообще дело мастера боится, у Фрейда если мне не изменяет память пациенты лечились не дольше полугода, а сейчас ПА стал пожизненым, в гештальт-терапии и АП думаю тоже самое. ну почему - БЫЛА? Потому что и вера свалилась в сферу симуляции;)
"Эстетическое различие в трудах мыслителей..." Различия идей в трудах конкретно Фрейда и Юнга понятны. А вот различия в современном ПА и АП, я думаю, заключается имено в наследственности эстетической традиции, стиля основателя. "У Юнга более жесткая теория и ее сложнее трактовать иначе, вообщем и ответвлений от АП куда меньше чем от ПА. Фрейд создал гораздо более динамическую теорию, он сам иногда в ней путается." Хм... у меня абсолютно противоположное впечатление. :) Юнгианство ассоциируется с такими подходами как танцевально-двигательная терапия, процессуальная терапия, трансперсональная психология, психодрама (кажется тоже, хотя не уверен).. а потом еще сюда включаются соционика, эзотерика... Каждое из которых на столько далеко от АП и первичных идей Юнга, что по-моему это ярко свидетельствует о том насколько гибки идеи Юнга. В ПА же, насколько я знаю, все что развилось из идей Фрейд осталось в ПА. Может веток в ПА и много, но и в АП все не так однотипно: архетипическая психология, школа развития, классическая школа... А в ПА "больше" это сколько?

АП помогает человеку стать "почти богом"
а АП поощряет стремление к Самости, которая в общем-то символизирует полное совершенство. Я не знаю в АП какого-либо одобрения смирения со своей ограниченной природой


Все это может написать человек либо не очень хорошо знакомый с трудами Юнга, либо желающий, в силу каких-то причин, воспринимать Юнга в определенном ракурсе.
И где это Юнг поощрял стремление стать "почти богом"? Через массу его работ, включая Воспоминания проходит мысль о той же ограниченености человека, ограниченности возможностей его психики его жизни, а также о драматизме последней.
Читайте Юнга, читайте внимательно, вдучиво, думайте сами (последнее - главное), но зачем ему приписывать то, чего нет.
Можно бы еще почитать Хиллмана, "Эдип вернулся", там и о"смирении", и не только.
Самость, как и полная целостность принципиально недостижимы.

"Полная целостность (в ПА) считается принципиально недостижимой."
Так и в АП тоже так считают. Под стремлением к целостности подразумевается осознание и работу с Тенью, со всем обесцененным и подавленным в психики, интеграцию (по возможности) содержаний Тени в сознание, устранение "кричащих" перекосов в психике, с целью позволить человеку больше реализовать себя и жить более полнокровной жизнью. Правильнее быбыло бы говорить о достижении более целостного состояния, а не целостности как таковой.
Самость - это трансцендентное и условное понятие. Она не имеет никакого отношения к стремлению совершенству. Никто же говорит, что стремление к генитальной сексуальности - это стремление к совершенству.
Говоря психологическим языком, Самость имеет отнношение к взаимодействию СЗ и БСС. В то же время, Самость имеет много других смыслов , значений и коннотаций, по остается принципиально непостижимым и недостижимым для нашего СЗ и мышления. Это еще и регулирующий центр, а не только какая-то недостижимая цель. Можно сказать, она и так уже есть у каждого.
В то же веря, часть юнгианцев может быть захвачено идеей стремления к совершенству, желанием стать почти богом. Это их вИдение идей Юнга и никто не призывает к "чистоте рядов". Однако имеет смысд знать и помнить то, как Юнг понимал все эти вопросы. В частности, он особо предупреждал об опасности идентификации с самостью, об инфляции, о гордыни Эго. И любил цитиовать Лао-Цзы - "Все высокое стоит на низком".

Тут возникает и такой вопрос. Буквально воспринимать идеи о целостности, призывать к полной целостности и совершенству, говорить о возможности стать "почти богом" - могут, я уж извинияюсь, лишь идиоты от психологии. Какие же цели преследуют попытки приписываать все это Юнгу? :)

Вот просто фантастическая фраза!:
"АП помогает человеку открывать в себе все новые и новые возможности и..."
А какие возможности? Пермещатьтся во времени, вызывать "духов", или, как Сизиф, юнгианцы обучают смерть заковать?
А если говорить об иных способностях - это что - плохо - что-то в себе открывать? Кстати, если, что-то открывается, то это уже есть, или было, как нереализованная потенция. То, чего нет - ты и не окроешь.
Между тем, юнгианский анализ, юнгианство помогает человеу вновь устанавливать связи с людьми, миром, своим БСС, помогает найти причины, мешающие человеку любить и самореализовываться.
Есть цели, схожие для все видов психоотерапии. Только каждое направление, как правило, делает акцент на каких особых сторонах жизни.

"Цель - помочь человеку прийти в такое состояние, в котором он мог бы получать удовлетворение от жизни, отношений, творчества ("Любить и работать" - актуально и сейчс). Препятствиями для этого считаются внутренние конфликты и травмы, которые прорабатываются в анализе, попутно, человек получает доступ к саморефлекции и самоконтейнированию, что позволяет ему продолжать анализ смостоятельно."
Если такие цели ставит ПА - это его позиция. Цели вроде на первый взгляд и неплохие, хотя вызывают некоторые серьезные вопросы, и не только у меня, но это так, к слову; нет желания развлоачивать эту дискуссию здесь. А сказать я хочу вот о чем - помимо разного видения целей, существует еще еще и разное вИдение  ПРЕПЯТСТВИЙ для их достижения. Что касается внутренних  конфликтов и травм, то их природу и их роль также можно понимать весьма различно.

"Любить и работать" - так это же то, что хотело бы любое общество от каждого своего члена (правда, здесь все не так просто). Каждый работает, каждый создает семью. Но...тут много всего можно сказать. Просто Фрейд с этим лозунгом далеко не оригинален. Как и Юнг, предложивший концепцию еще и внутреннего развития - индивидуации, что тоже далеко не ново.
Есть теории, утверждающие, что главное - это уметь любить и работать, а есть - считающие, что человеку нужно что-то еще. Спро между ними - естественен.

"Фрейда ценят за его идеи-зародыши, которые сейчас развиваются. Ему не поклоняются, как юнгианцы поклоняются Юнгу.
Фрейда критикуют, особенно в отношении его властности ( в отношениях с учениками) и в отношении его позиции женской сексуальности."
Ну, если Па-ки не видят у Фрейда во взглядах  других  просто вопиющих недостатков, промахов и иллюзий, то мне нечего сказать.
Многие работы и статьм современных ПА-в просто пропитаны желанием следовать букве и духу фредовских работ пости во всем. Это - мое мнение. Пример, последнее из того что читал - статью А. Грина.
А те, кто считают многие идеи Юнга плодотворными - поклоняются ему?




 

"У Юнга более жесткая теория и ее сложнее трактовать иначе"
Ну где же ее жесткость, если Юнг сам говорил - я могу лишь рассказывать истории, мифы. А основные понятия - Самость, архетипы, индивидуация - как отличаются неопределенностью и размытостью, пртиворечивостью. это, кстати, одно из направлений критики Юнга - непределенность и противоречивость.
вообщем и ответвлений от АП куда меньше чем от ПА.
Фрейд создал гораздо более динамическую теорию, он сам иногда в ней путается. В связи с этой подвижностью и появились всякие ответвления АП, Структурный ПА, Кляйнеризм.
Такое впечатление может быть от того, что переводится мало из юнгианства, да и говорят больше об АП.
Книнга Самуэлса "Юнг и постюнгианцы" (здесь есть) оставляет обратное впечатление. В юнгианстве есть свои школы, есть и отдельные мыслители.
Я бы сказал - Фрейд создапл весьма узкую теорию. да и мыслил он узко. и его теории развивают более творческие последователи.
Юнг же очень многое сумел охватить. У него более масштабные, что ли, идеи.

ну почему - БЫЛА? Потому что и вера свалилась в сферу симуляцииПодмигивает

Ага... А я тут недавно сравнил психологические теории с симулякрами, не имеющими референциальности, зато увлеченно втянутыми в игру различий между собой ;) :)

"...пропитаны желанием следовать букве и духу фредовских работ пости во всем" О, вот оно... :) В ПА витает дух Фрейда, а в АП -Юнга. А как известно посорились они еще при жизни, хотя и немыслемы друг без друга. :)
Владимир, у Вас тоже такое впечатление от сайта НФП? А то я все себя с Шариковым сравниваю (несогласен с обоими). Кстати, у писателя Шарова есть замечательная сказка "Человек горошина и простак". Попадалась?
"Да, чуть не забыл... По моему глубокому убеждению помогает страдающему, ищущему, заблудившемуся человеку не фрейдовский или юнгианский "метод", а личность того к которому обратился за помощью человек. Часто бывает, что и прохожий может оказать неоценимую помощь". По моему глубокому убеждению, основанному на практике своей и чужой, личость терапевта ВЕСЬМА ВАЖНА, но это условие далеко не единственное для возможности помочь ТЕРАПЕВТИЧЕСКИ, а не по-человечески. Есть разница между помощью человеческой и терапевтической. "Неоценимую помощь" может оказать кто угодно, но это совсем другая помощь. Метод создает УСЛОВИЯ в которых бсс активизируется, причем длительное время и при определенной технике безопасности. "Простой хороший человек" может проявить заботу, понимание, даже какими-то знаниями поделиться, но без специальных технических знаний и навыков он потонет в бсс другого, запутается во взаимных проекциях. Более того, умение слушать и быть готовым услышать что угодно - возникает не на первом году практики. Умение идти за пациентом - это искусство, а не доброта. Про метод можно быть бы писать много. Это очень сложная тема. Один только сеттинг, при его нормальном поддержании оказывает сильнейшее воздействие на пациента. Ни одни человеческие отношения не возможно запихнуть в рамку. терапевтические не возможно удержать без этой рамки. На этой иллюзии - помочь может доброта - не имало копий сломано и не мало терапий загублено. Недавно я была на одбной супервизии, именно с таким подходом со стороны терапевтаю В результате был обнаружен бессознательных сговор между тер. и пац. и весь процесс был квалифицирован, как имитация психотерпаии.