В
Автор: procyon, дата: вс, 02/12/2007 - 17:54 Юнгианство и пост-юнгианство
ВАГИНА (vagina) (Букв.: ножны) Женский генитальный проход. Не существует термина, который находился бы в таком же отношении с вагиной, в каком находятся ФАЛЛОС и ПЕНИС . Поэтому термин «вагина» должен отображать как сам анатомический орган, так и идею о нем. Отсюда – ВАГИНИЗМ: спазм вагинальных мышц, обычно являющийся невротическим симптомом.
ВЕРБАЛИЗАЦИЯ (verbalization) Процесс словесного выражения. Обычно – словотворчество для создания речевых оборотов или формулировок, однако иногда понимается как процесс превращения в слова зрительных образов или преобразования " СНОВИДЧЕСКОГО " мышления первичных процессов (см. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ ) в словесное мышление СОЗНАНИЯ . Психоанализ представляет собой попытку вербализовать невербализуемое; поскольку его содержание – БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ психическая деятельность – является невербальной по своей сути, то, следовательно, вербальные формулировки только искажают его. См. СЛОВЕСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ .
ВИНА (guilt) Психоанализ имеет дело не с фактом вины, а с чувством вины, т.е. с ЭМОЦИЕЙ , которая следует за нарушением морального предписания. Более характерно для психоанализа иметь дело с НЕВРОТИЧЕСКИМ чувством вины, т.е. с теми ощущениями своей виновности, которые нельзя объяснить с позиций нарушения сознательных ценностей пациента. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ , невротическое чувство вины возникает в результате конфликта между СУПЕР-ЭГО и ИНФАНТИЛЬНЫМИ сексуальными и агрессивными желаниями (см. СЕКС и АГРЕССИЯ ), причем этот конфликт представляет собой интернализованное ПРЕДСТАВЛЕНИЕ и увековечение конфликтов между ребенком и его родителями (см. также ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ ). Положение, однако, осложняется тем, что, по теории, Супер-эго черпает свою энергию из собственной АГРЕССИИ ребенка; в результате этого на чувство вины оказывает прямое влияние степень выраженности агрессивных чувств индивида, которые он направляет на самого себя в моральном осуждении.
Вина отличается от ТРЕВОГИ тем, что:
а) тревогу испытывают по отношению к чему-то пугающему в будущем, тоща как вина ощущается в отношении уже совершенного действия; и
б) способность переживать вину зависит от способности интернализовать объекты, тогда как способность испытывать тревогу с этим не связана; животные и младенцы могут испытывать тревогу, но только лица, осознающие время и других людей, могут чувствовать вину. Невротическую вину и тревогу можно легко спутать вследствие того, что невротическое чувство вины ассоциируется со страхом наказания и возмездия.
Аналитики, которые верят в наличие врожденного деструктивного инстинкта, неизбежно верят и в неотъемлемое от него чувство вины, идущее от осознания желания разрушить то,что любимо, и бросить вызов тому, от чего одновременно зависят.
Все ЗАЩИТЫ , используемые для уменьшения тревоги, могут быть использованы и для уменьшения чувства вины, но одна защита, РЕПАРАЦИЯ , – попытка компенсировать тот воображаемый вред, который якобы был нанесен, – используется только для уменьшения чувства вины.
ВЛЕЧЕНИЕ(DRIVE) Попытка выявить различие между терминами " ИНСТИНКТ " и «влечение» едва ли окажется полезной. Сам Фрейд использовал немецкое слово *Trieb". Что касается причин, по которым Стрэчи отдавал предпочтение «инстинкту» перед «влечением»,см. его общее предисловие к Собранию сочинений Фрейда.
ВМЕНЯЕМОСТЬи НЕВМЕНЯЕМОСТЬ (SANITY AND INSANITY) Термины обыденного и медико-юридического употребления; ПСИХИАТРЫ и ПСИХОАНАЛИТИКИ используютих, лишь когда имеют дело с судебным процессом. Вменяемым считается человек Compos mentis, который в состоянии отвечать в суде на предъявляемые ему обвинения, а невменяемым – тот, который на это не способен. Существует, помимо этого, тенденция приравнивать невменяемость к ПСИХОЗУ .
ВНУТРЕННИЙ (internal) Этот термин часто используется как синоним слов «психический» и «душевный» на основании того положения, что психические процессы локализуются во внутреннем пространстве. Отсюда: ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ, ВНУТРЕННИЙ ОБЪЕКТ (см. также РЕАЛЬНОСТЬ, КОНФЛИКТ, ОБЪЕКТ ), каждое из которых понимается и определяется как противоположное их «внешним» эквивалентам.
ВНУТРЕННИЙ ДИВЕРСАНТ (internal saboteur) Термин, используемый Fairbairn (1952) для описания одной из трех частей, на которые расщепляется изначально «целостное, динамичное ЭГО». Внутренний диверсант антилибиден, прикреплен к ВНУТРЕННЕМУ «отвергающему ОБЪЕКТУ» и предшествует появлению того, что Фрейд определил как СУПЕР-ЭГО .
ВОЛЯ (will) Хотя в ранних работах Фрейда содержатся упоминания понятий воли и контрволи, особенно в связи с ИСТЕРИЕЙ , понятие воли не входит в состав психоаналитической теории, т.к. несовместимо с предположением о психическом ДЕТЕРМИНИЗМЕ и с идеей о том, что ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ вызываются бессознательными процессами, к которым понятие воли совершенно неприменимо. Тем не менее ПРОГНОЗЫ часто делаются на основе оценки ВОЛИ К ВЫЗДОРОВЛЕНИЮ, хотя часто это маскируется фразами типа «высокая мотивация». Обычное психиатрическое и психоаналитическое отношение к воле можно резюмировать словами: «Пациент говорит, что он не может, его родственники говорят, что он не хочет, а психиатр говорит, что он не может хотеть»,
Однако понятие воли является слишком значительным в человеческом опыте, чтобы его можно было полностью исключить, и оно поднимает голову в связи, по крайней мере, с тремя положениями психоаналитической теории:
а) понятие НЕГАТИВИЗМА используется для описания СВОЕНРАВИЯ, т.е. когда своя сила воли утверждается отказом подчиняться руководству других или сотрудничать с другими, вплоть до того, чтобы причинить вред себе, желая досадить другому. Негативистское поведение можно рассматривать как способ проявления воли у людей, для которых согласие и сотрудничество с другими ощущается как угроза своей ИДЕНТИЧНОСТИ,
б) Термин «АКТИВНЫЙ» используется, чтобы охарактеризовать но просто способность осуществлять какие-либо действия, но и готовность приступить к действию, тогда как термин " ПАССИВНЫЙ " используется, чтобы описать не просто бездеятельность, но еще и готовность подчиняться воле другого. Когда Freud (1937) упоминал о способности принимать по необходимости, пассивную позицию как о критерии психического здоровья, он относил это к способности подчинять свою волю другим без ощущения угрозы для своей идентичности,
в) Понятие мотивации (см. МОТИВ ) можно использовать, чтобы заполнить пробел между понятием воли и понятием влечения ( ИНСТИНКТ ). Если о человеке говорят, что у него сильная мотивация в отношении чего-либо, это означает, что он готов тратить время и энергию для достижения своей цели; но данная формулировка не раскрывает, потому ли это, что его активно подталкивают инстинкты, иди же потому, что он обладает сильной волей. Материалы общей дискуссии по проблеме воли, мнения о патологии воли и абсурдных последствиях попыток вызывать волевыми усилиями сексуальную чувствительность изложены в работе Leslie Farber The Ways of the Will (1966). См. АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ.
ВООБРАЖЕНИЕ (imagination) Процесс или способность составлять ПРЕДСТАВЛЕНИЯ об объектах, явлениях и пр., фактически отсутствующих. Результаты процесса либо
а) МНИМЫЕ, то есть фиктивные, нереальные, либо
б) ОБРАЗНЫЕ, способствующие принятию неизвестных ранее решений, а в искусстве – созданию артефактов, которые, тем не менее, отражают или углубляют переживания. Психоаналитическая литература склоняется к тому, чтобы рассматривать воображение как частный случай ФАНТАЗИИ, и сталкивается с той же трудностью, что и искусство, решая, является ли – и в каких случаях – фантазия (воображение) бегством от действительности, а в каких – творчеством, защитой или адаптацией (см. КРЕАТИВНОСТЬ, ЗАЩИТА, АДАПТАЦИЯ ). Однако общепринятым является то, что творческая деятельность, отмеченная богатым воображением, включает в себя бессознательную невербальную фантазию.См. Rycroft (1956), Beres (1955).
ВОСПОМИНАНИЕ (memory) См. ПАМЯТЬ .
Психоаналитическая теория ЗАЩИТЫ включает положение о БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ восприятии – в отношении как внутреннего, так и внешнего восприятия, поскольку она утверждает, что защиты вводятся для того, чтобы предотвратить осознание ИМПУЛЬСОВ , ВОСПОМИНАНИЙ и т.д. Под этим подразумевается, что психический орган, вводящий защиту, должен воспринять угрожающее содержание до того,как оно станет доступным сознанию. Это одна из причин, почему Фрейд заменил «сознание» термином «ЭГО». До этого изменения в терминологии было необходимо ввести утверждение о том, что сознание бессознательно осознает какой-либо запрещенный импульс. ЭГО же определяется как частично бессознательное, и считается, что оно способно автоматически, бессознательно приспосабливаться к изменениям внутреннего НАПРЯЖЕНИЯ . Нетрудно, однако, обнаружить аналитические работы, где авторы попадают в ловушку, утверждая, что пациент что-то бессознательно осознавал или сознавал.
ВРЕМЯ (time) Время и связанные с ним трудные философские вопросы приходят в соприкосновение с психоаналитической теорией в трех конкретных пунктах:
а) различие между ПЕРВИЧНЫМИ и ВТОРИЧНЫМИ ПРОЦЕССАМИ делается частично на основе того, что первичные процессы не учитывают категории времени, тогда как вторичные их учитывают. Поскольку, согласно некоторым теориям, происхождение чувства времени возникает в результате осознания на собственном опыте задержки между желанием и УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ, предрасположенность к исполнению желаний (см. ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ ), присущая первичным процессам, отрицает время, тогда как адаптивные устремления (см. АДАПТАЦИЯ ) вторичных процессов ведут к открытию времени.
б) Теория ПАМЯТИ Фрейда предполагает, что все переживания прошлого представлены в настоящем и способны оказывать влияние на настоящее,
в) Все определения понятия САМОСТИ и чувства ИДЕНТИЧНОСТИ неизбежно учитывают время. По поводу философии времени см. Whitrow (1961).
ВСЕМОГУЩЕСТВО (omnipotence) ФАНТАЗИИ ВСЕМОГУЩЕСТВА - это ФАНТАЗИИ , согласно которым субъект всемогущ. ВСЕМОГУЩЕСТВО МЫСЛИ относится к вере в то, что мысли могут сами по себе изменить внешний мир– Согласно некоторым данным, все дети верят во всемогущество мысли и учатся посредством опыта ФРУСТРАЦИЙ принимать ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ . Согласно другим данным, всемогущество мысли является симптомом ОТЧУЖДЕНИЯ и ДИССОЦИАЦИЕЙ фантазии от любого контакта с внешним миром. Согласно Freud (1912), вера во всемогущество мысли лежит в основе анимизма, МАГИИ , религиозных отправлений (см. РЕЛИГИЯ ) и НЕВРОЗА НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ . При этом РИТУАЛЫ последних двух – это попытка КОНТРОЛИРОВАТЬ всемогущество, в одном случае – Бога, в другом – самого субъекта (т.е. отчужденную часть себя, см, ОТЧУЖДЕНИЕ ). К понятию всемогущества мысли обращаются также при объяснении того факта, что желания могут вызывать столь же сильное чувство вины, сколь и действия.
ВТОРИЧНАЯ ОБРАБОТКА (secondary elaboration) Процесс, посредством которого изменяется СНОВИДЕНИЕ ; это вызвано потребностью видевшего сон придать ему большую согласованность и внутреннюю последовательность. Представляет собой вклад вторичных процессов в текст сновидения. См. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ .
ВТОРИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ (secondary processes) См. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ .
ВТОРИЧНЫЙ ВЫИГРЫШ(secondary gain) См. ВЫИГРЫШ, ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ .
ВУАЙЕРИЗМ (voyeurism) Сексуальная ПЕРВЕРЗИЯ , при которой предпочитаемой формой сексуальной деятельности субъекта является разглядывание половых органов или сексуальных действий других. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ , вуайеризм есть производное инфантильной СКОПОФИЛИИ , одного из инфантильных СОСТАВНЫХ ИНСТИНКТОВ (см. также ИНФАНТИЛЬНЫЙ ). Классическая теория также рассматривает вуайеризм и ЭКСГИБИЦИОНИЗМ как парные противоположности: т.е., вуайеризм является активным вариантом эксгибиционизма, а эксгибиционизм – ПАССИВНЫМ вариантом вуайеризма. ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ уделяет особое внимание ФАНТАЗИИ контроля над рассматриваемым объектом и отрицанию того, что наблюдатель исключен из отношений, за которыми подглядывает.
ВЫИГРЫШ. ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ(ПАРАНОЗНЫЙ И ЭПИНОЗНЫЙ) (GAIN, PRIMARY AND SECONDARY) (PARANOSIC AND EPINOSIC) Первичным (паранозным) выигрышем СИМПТОМА является свобода от ТРЕВОГИ и КОНФЛИКТА , достигаемая его образованием. Вторичный (эпинозный) выигрыш заключается в практических преимуществах, которые можно получить, используя симптом, чтобы повлиять на других или управлять ими. Например, первичным выигрышем при АГОРАФОБИИ является свобода от тревоги и конфликта, связанная с АМБИВАЛЕНТНОСТЬЮ к родительским фигурам и достигаемая неспособностью выйти из дома; вторичный выигрыш – возможность использовать симптом, чтобы избежать неприятных обязательств или заставить других сопровождать себя. Родственники пациентов фактически осознают вторичные выигрыши невроза, но остаются в неведении относительно его первичных выигрышей.
ВЫНУЖДЕННОЕ ПОВТОРЕНИЕ (repetition-compulsion) Термин, использованный Фрейдом для обозначения того, что, по его убеждению, является врожденным стремлением возвращаться в прежние состояния. Это понятие использовалось им для обоснования ИНСТИНКТА СМЕРТИ . Поскольку живое развивается из не живого, то существует, полагал он, врожденное влечение (инстинкт смерти) к возврату в неживое. Понятие использовалось также для объяснения обычного явления СОПРОТИВЛЕНИЯ терапевтическим изменениям. Согласно Freud (1926), вынужденное повторение действует как «сопротивление бессознательного», которое делает необходимой " ПЕРЕРАБОТКУ " материала даже после того, как пациент достиг инсайта в отношении природа и функций своих ЗАЩИТ и принял решение отказаться от них. В этом контексте понятие означает не более чем психическое замедление. В настоящее время переработка чаще рассматривается как аналог СКОРБИ , поскольку изменение полагает отказ от привязанности к объектам, т.е. к родительским фигурам и привычным образцам поведения.
ВЫТЕСНЕНИЕ (repression) Процесс ( ЗАЩИТНЫЙ механизм), посредством которого неприемлемый ИМПУЛЬС или идея становятся БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМИ . Фрейд различал ПЕРВИЧНОЕ ВЫТЕСНЕНИЕ, с помощью которого предотвращается первоначальное появление инстинктного импульса, и ВТОРИЧНОЕ ВЫТЕСНЕНИЕ, с помощью которого производные и скрытые проявления импульса удерживаются в подсознании. «ВОЗВРАЩЕНИЕ ВЫТЕСНЕННОГО» заключается в непроизвольном проникновении в сознание неприемлемых производных первичного импульса, а вовсе не в исчезновении первичного вытеснения. Согласно Фрейду, РАЗВИТИЕ ЭГО и АДАПТАЦИЯ к ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ зависят от первичного вытеснение, при отсутствии которого импульсы немедленно разряжаются посредством галлюцинаторного ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ (см. также ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ ). С другой стороны, чрезмерное вторичное вытеснение приводит к нарушениям развития ЭГО и появлению СИМПТОМОВ, а не СУБЛИМАЦИЙ . Вытеснение предполагает наличие репрессивного органа – либо ЭГО, либо СУПЕР-ЭГО и СТИМУЛА , которым является ТРЕВОГА , и все это приводит к разделению личности на две части. В ранних работах Фрейда БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ иногда называлось «вытесненным». Вытеснение отличается от ТОРМОЖЕНИЯ тем, что предполагает противостояние двух энергетических потенциалов (см. КВАНТ ; ЭНЕРГИЯ ): того, который заключен в вытесненном импульсе и стремится к высвобождению, и того, который заключен в репрессирующем органе ( КОНТРКАТЕКСИС ) и стремится продолжать вытеснение; другими словами, вытеснение напоминает дамбу, сдерживающую поток реки, тогда как торможение напоминает выключение электрической лампочки.
ВЕРБАЛИЗАЦИЯ (verbalization) Процесс словесного выражения. Обычно – словотворчество для создания речевых оборотов или формулировок, однако иногда понимается как процесс превращения в слова зрительных образов или преобразования " СНОВИДЧЕСКОГО " мышления первичных процессов (см. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ ) в словесное мышление СОЗНАНИЯ . Психоанализ представляет собой попытку вербализовать невербализуемое; поскольку его содержание – БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ психическая деятельность – является невербальной по своей сути, то, следовательно, вербальные формулировки только искажают его. См. СЛОВЕСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ .
ВИНА (guilt) Психоанализ имеет дело не с фактом вины, а с чувством вины, т.е. с ЭМОЦИЕЙ , которая следует за нарушением морального предписания. Более характерно для психоанализа иметь дело с НЕВРОТИЧЕСКИМ чувством вины, т.е. с теми ощущениями своей виновности, которые нельзя объяснить с позиций нарушения сознательных ценностей пациента. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ , невротическое чувство вины возникает в результате конфликта между СУПЕР-ЭГО и ИНФАНТИЛЬНЫМИ сексуальными и агрессивными желаниями (см. СЕКС и АГРЕССИЯ ), причем этот конфликт представляет собой интернализованное ПРЕДСТАВЛЕНИЕ и увековечение конфликтов между ребенком и его родителями (см. также ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ ). Положение, однако, осложняется тем, что, по теории, Супер-эго черпает свою энергию из собственной АГРЕССИИ ребенка; в результате этого на чувство вины оказывает прямое влияние степень выраженности агрессивных чувств индивида, которые он направляет на самого себя в моральном осуждении.
Вина отличается от ТРЕВОГИ тем, что:
а) тревогу испытывают по отношению к чему-то пугающему в будущем, тоща как вина ощущается в отношении уже совершенного действия; и
б) способность переживать вину зависит от способности интернализовать объекты, тогда как способность испытывать тревогу с этим не связана; животные и младенцы могут испытывать тревогу, но только лица, осознающие время и других людей, могут чувствовать вину. Невротическую вину и тревогу можно легко спутать вследствие того, что невротическое чувство вины ассоциируется со страхом наказания и возмездия.
Аналитики, которые верят в наличие врожденного деструктивного инстинкта, неизбежно верят и в неотъемлемое от него чувство вины, идущее от осознания желания разрушить то,что любимо, и бросить вызов тому, от чего одновременно зависят.
Все ЗАЩИТЫ , используемые для уменьшения тревоги, могут быть использованы и для уменьшения чувства вины, но одна защита, РЕПАРАЦИЯ , – попытка компенсировать тот воображаемый вред, который якобы был нанесен, – используется только для уменьшения чувства вины.
ВЛЕЧЕНИЕ(DRIVE) Попытка выявить различие между терминами " ИНСТИНКТ " и «влечение» едва ли окажется полезной. Сам Фрейд использовал немецкое слово *Trieb". Что касается причин, по которым Стрэчи отдавал предпочтение «инстинкту» перед «влечением»,см. его общее предисловие к Собранию сочинений Фрейда.
ВМЕНЯЕМОСТЬи НЕВМЕНЯЕМОСТЬ (SANITY AND INSANITY) Термины обыденного и медико-юридического употребления; ПСИХИАТРЫ и ПСИХОАНАЛИТИКИ используютих, лишь когда имеют дело с судебным процессом. Вменяемым считается человек Compos mentis, который в состоянии отвечать в суде на предъявляемые ему обвинения, а невменяемым – тот, который на это не способен. Существует, помимо этого, тенденция приравнивать невменяемость к ПСИХОЗУ .
ВНУТРЕННИЙ (internal) Этот термин часто используется как синоним слов «психический» и «душевный» на основании того положения, что психические процессы локализуются во внутреннем пространстве. Отсюда: ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ, ВНУТРЕННИЙ ОБЪЕКТ (см. также РЕАЛЬНОСТЬ, КОНФЛИКТ, ОБЪЕКТ ), каждое из которых понимается и определяется как противоположное их «внешним» эквивалентам.
ВНУТРЕННИЙ ДИВЕРСАНТ (internal saboteur) Термин, используемый Fairbairn (1952) для описания одной из трех частей, на которые расщепляется изначально «целостное, динамичное ЭГО». Внутренний диверсант антилибиден, прикреплен к ВНУТРЕННЕМУ «отвергающему ОБЪЕКТУ» и предшествует появлению того, что Фрейд определил как СУПЕР-ЭГО .
ВОЛЯ (will) Хотя в ранних работах Фрейда содержатся упоминания понятий воли и контрволи, особенно в связи с ИСТЕРИЕЙ , понятие воли не входит в состав психоаналитической теории, т.к. несовместимо с предположением о психическом ДЕТЕРМИНИЗМЕ и с идеей о том, что ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ вызываются бессознательными процессами, к которым понятие воли совершенно неприменимо. Тем не менее ПРОГНОЗЫ часто делаются на основе оценки ВОЛИ К ВЫЗДОРОВЛЕНИЮ, хотя часто это маскируется фразами типа «высокая мотивация». Обычное психиатрическое и психоаналитическое отношение к воле можно резюмировать словами: «Пациент говорит, что он не может, его родственники говорят, что он не хочет, а психиатр говорит, что он не может хотеть»,
Однако понятие воли является слишком значительным в человеческом опыте, чтобы его можно было полностью исключить, и оно поднимает голову в связи, по крайней мере, с тремя положениями психоаналитической теории:
а) понятие НЕГАТИВИЗМА используется для описания СВОЕНРАВИЯ, т.е. когда своя сила воли утверждается отказом подчиняться руководству других или сотрудничать с другими, вплоть до того, чтобы причинить вред себе, желая досадить другому. Негативистское поведение можно рассматривать как способ проявления воли у людей, для которых согласие и сотрудничество с другими ощущается как угроза своей ИДЕНТИЧНОСТИ,
б) Термин «АКТИВНЫЙ» используется, чтобы охарактеризовать но просто способность осуществлять какие-либо действия, но и готовность приступить к действию, тогда как термин " ПАССИВНЫЙ " используется, чтобы описать не просто бездеятельность, но еще и готовность подчиняться воле другого. Когда Freud (1937) упоминал о способности принимать по необходимости, пассивную позицию как о критерии психического здоровья, он относил это к способности подчинять свою волю другим без ощущения угрозы для своей идентичности,
в) Понятие мотивации (см. МОТИВ ) можно использовать, чтобы заполнить пробел между понятием воли и понятием влечения ( ИНСТИНКТ ). Если о человеке говорят, что у него сильная мотивация в отношении чего-либо, это означает, что он готов тратить время и энергию для достижения своей цели; но данная формулировка не раскрывает, потому ли это, что его активно подталкивают инстинкты, иди же потому, что он обладает сильной волей. Материалы общей дискуссии по проблеме воли, мнения о патологии воли и абсурдных последствиях попыток вызывать волевыми усилиями сексуальную чувствительность изложены в работе Leslie Farber The Ways of the Will (1966). См. АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ.
ВООБРАЖЕНИЕ (imagination) Процесс или способность составлять ПРЕДСТАВЛЕНИЯ об объектах, явлениях и пр., фактически отсутствующих. Результаты процесса либо
а) МНИМЫЕ, то есть фиктивные, нереальные, либо
б) ОБРАЗНЫЕ, способствующие принятию неизвестных ранее решений, а в искусстве – созданию артефактов, которые, тем не менее, отражают или углубляют переживания. Психоаналитическая литература склоняется к тому, чтобы рассматривать воображение как частный случай ФАНТАЗИИ, и сталкивается с той же трудностью, что и искусство, решая, является ли – и в каких случаях – фантазия (воображение) бегством от действительности, а в каких – творчеством, защитой или адаптацией (см. КРЕАТИВНОСТЬ, ЗАЩИТА, АДАПТАЦИЯ ). Однако общепринятым является то, что творческая деятельность, отмеченная богатым воображением, включает в себя бессознательную невербальную фантазию.См. Rycroft (1956), Beres (1955).
ВОСПОМИНАНИЕ (memory) См. ПАМЯТЬ .
Психоаналитическая теория ЗАЩИТЫ включает положение о БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ восприятии – в отношении как внутреннего, так и внешнего восприятия, поскольку она утверждает, что защиты вводятся для того, чтобы предотвратить осознание ИМПУЛЬСОВ , ВОСПОМИНАНИЙ и т.д. Под этим подразумевается, что психический орган, вводящий защиту, должен воспринять угрожающее содержание до того,как оно станет доступным сознанию. Это одна из причин, почему Фрейд заменил «сознание» термином «ЭГО». До этого изменения в терминологии было необходимо ввести утверждение о том, что сознание бессознательно осознает какой-либо запрещенный импульс. ЭГО же определяется как частично бессознательное, и считается, что оно способно автоматически, бессознательно приспосабливаться к изменениям внутреннего НАПРЯЖЕНИЯ . Нетрудно, однако, обнаружить аналитические работы, где авторы попадают в ловушку, утверждая, что пациент что-то бессознательно осознавал или сознавал.
ВРЕМЯ (time) Время и связанные с ним трудные философские вопросы приходят в соприкосновение с психоаналитической теорией в трех конкретных пунктах:
а) различие между ПЕРВИЧНЫМИ и ВТОРИЧНЫМИ ПРОЦЕССАМИ делается частично на основе того, что первичные процессы не учитывают категории времени, тогда как вторичные их учитывают. Поскольку, согласно некоторым теориям, происхождение чувства времени возникает в результате осознания на собственном опыте задержки между желанием и УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ, предрасположенность к исполнению желаний (см. ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ ), присущая первичным процессам, отрицает время, тогда как адаптивные устремления (см. АДАПТАЦИЯ ) вторичных процессов ведут к открытию времени.
б) Теория ПАМЯТИ Фрейда предполагает, что все переживания прошлого представлены в настоящем и способны оказывать влияние на настоящее,
в) Все определения понятия САМОСТИ и чувства ИДЕНТИЧНОСТИ неизбежно учитывают время. По поводу философии времени см. Whitrow (1961).
ВСЕМОГУЩЕСТВО (omnipotence) ФАНТАЗИИ ВСЕМОГУЩЕСТВА - это ФАНТАЗИИ , согласно которым субъект всемогущ. ВСЕМОГУЩЕСТВО МЫСЛИ относится к вере в то, что мысли могут сами по себе изменить внешний мир– Согласно некоторым данным, все дети верят во всемогущество мысли и учатся посредством опыта ФРУСТРАЦИЙ принимать ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ . Согласно другим данным, всемогущество мысли является симптомом ОТЧУЖДЕНИЯ и ДИССОЦИАЦИЕЙ фантазии от любого контакта с внешним миром. Согласно Freud (1912), вера во всемогущество мысли лежит в основе анимизма, МАГИИ , религиозных отправлений (см. РЕЛИГИЯ ) и НЕВРОЗА НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ . При этом РИТУАЛЫ последних двух – это попытка КОНТРОЛИРОВАТЬ всемогущество, в одном случае – Бога, в другом – самого субъекта (т.е. отчужденную часть себя, см, ОТЧУЖДЕНИЕ ). К понятию всемогущества мысли обращаются также при объяснении того факта, что желания могут вызывать столь же сильное чувство вины, сколь и действия.
ВТОРИЧНАЯ ОБРАБОТКА (secondary elaboration) Процесс, посредством которого изменяется СНОВИДЕНИЕ ; это вызвано потребностью видевшего сон придать ему большую согласованность и внутреннюю последовательность. Представляет собой вклад вторичных процессов в текст сновидения. См. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ .
ВТОРИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ (secondary processes) См. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ .
ВТОРИЧНЫЙ ВЫИГРЫШ(secondary gain) См. ВЫИГРЫШ, ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ .
ВУАЙЕРИЗМ (voyeurism) Сексуальная ПЕРВЕРЗИЯ , при которой предпочитаемой формой сексуальной деятельности субъекта является разглядывание половых органов или сексуальных действий других. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ , вуайеризм есть производное инфантильной СКОПОФИЛИИ , одного из инфантильных СОСТАВНЫХ ИНСТИНКТОВ (см. также ИНФАНТИЛЬНЫЙ ). Классическая теория также рассматривает вуайеризм и ЭКСГИБИЦИОНИЗМ как парные противоположности: т.е., вуайеризм является активным вариантом эксгибиционизма, а эксгибиционизм – ПАССИВНЫМ вариантом вуайеризма. ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ уделяет особое внимание ФАНТАЗИИ контроля над рассматриваемым объектом и отрицанию того, что наблюдатель исключен из отношений, за которыми подглядывает.
ВЫИГРЫШ. ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ(ПАРАНОЗНЫЙ И ЭПИНОЗНЫЙ) (GAIN, PRIMARY AND SECONDARY) (PARANOSIC AND EPINOSIC) Первичным (паранозным) выигрышем СИМПТОМА является свобода от ТРЕВОГИ и КОНФЛИКТА , достигаемая его образованием. Вторичный (эпинозный) выигрыш заключается в практических преимуществах, которые можно получить, используя симптом, чтобы повлиять на других или управлять ими. Например, первичным выигрышем при АГОРАФОБИИ является свобода от тревоги и конфликта, связанная с АМБИВАЛЕНТНОСТЬЮ к родительским фигурам и достигаемая неспособностью выйти из дома; вторичный выигрыш – возможность использовать симптом, чтобы избежать неприятных обязательств или заставить других сопровождать себя. Родственники пациентов фактически осознают вторичные выигрыши невроза, но остаются в неведении относительно его первичных выигрышей.
ВЫНУЖДЕННОЕ ПОВТОРЕНИЕ (repetition-compulsion) Термин, использованный Фрейдом для обозначения того, что, по его убеждению, является врожденным стремлением возвращаться в прежние состояния. Это понятие использовалось им для обоснования ИНСТИНКТА СМЕРТИ . Поскольку живое развивается из не живого, то существует, полагал он, врожденное влечение (инстинкт смерти) к возврату в неживое. Понятие использовалось также для объяснения обычного явления СОПРОТИВЛЕНИЯ терапевтическим изменениям. Согласно Freud (1926), вынужденное повторение действует как «сопротивление бессознательного», которое делает необходимой " ПЕРЕРАБОТКУ " материала даже после того, как пациент достиг инсайта в отношении природа и функций своих ЗАЩИТ и принял решение отказаться от них. В этом контексте понятие означает не более чем психическое замедление. В настоящее время переработка чаще рассматривается как аналог СКОРБИ , поскольку изменение полагает отказ от привязанности к объектам, т.е. к родительским фигурам и привычным образцам поведения.
ВЫТЕСНЕНИЕ (repression) Процесс ( ЗАЩИТНЫЙ механизм), посредством которого неприемлемый ИМПУЛЬС или идея становятся БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМИ . Фрейд различал ПЕРВИЧНОЕ ВЫТЕСНЕНИЕ, с помощью которого предотвращается первоначальное появление инстинктного импульса, и ВТОРИЧНОЕ ВЫТЕСНЕНИЕ, с помощью которого производные и скрытые проявления импульса удерживаются в подсознании. «ВОЗВРАЩЕНИЕ ВЫТЕСНЕННОГО» заключается в непроизвольном проникновении в сознание неприемлемых производных первичного импульса, а вовсе не в исчезновении первичного вытеснения. Согласно Фрейду, РАЗВИТИЕ ЭГО и АДАПТАЦИЯ к ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ зависят от первичного вытеснение, при отсутствии которого импульсы немедленно разряжаются посредством галлюцинаторного ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ (см. также ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ ). С другой стороны, чрезмерное вторичное вытеснение приводит к нарушениям развития ЭГО и появлению СИМПТОМОВ, а не СУБЛИМАЦИЙ . Вытеснение предполагает наличие репрессивного органа – либо ЭГО, либо СУПЕР-ЭГО и СТИМУЛА , которым является ТРЕВОГА , и все это приводит к разделению личности на две части. В ранних работах Фрейда БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ иногда называлось «вытесненным». Вытеснение отличается от ТОРМОЖЕНИЯ тем, что предполагает противостояние двух энергетических потенциалов (см. КВАНТ ; ЭНЕРГИЯ ): того, который заключен в вытесненном импульсе и стремится к высвобождению, и того, который заключен в репрессирующем органе ( КОНТРКАТЕКСИС ) и стремится продолжать вытеснение; другими словами, вытеснение напоминает дамбу, сдерживающую поток реки, тогда как торможение напоминает выключение электрической лампочки.