О. Кернберг "30 методов для подавления творческих способностей кандидатов в психоаналитики"

Тридцать методов для подавления творческих способностей
      кандидатов в психоаналитики
(текст взят отсюда )
      Kernberg O. Thirty methods to destroy the creativity of psychoanalytic
      candidates // International Journal of Psycho-Analysis. - 1996. - C/
      1031-40

      Несколько лет тому назад одна из моих коллег смеясь сказала в разговоре,
      затронувшем формирование у обучающихся кандидатов творческих способностей:
      "Да развитие творческих способностей вообще не является главной проблемой.
      Мы всего-навсего должны хотя бы научиться не подавлять творческие
      способности, проявление которых неизбежно в нашей работе"
      (женщина-психоаналитик из Германии Лоре Шахт, личный разговор). На
      высказанные ею слова мне пришли в голову образы и сцены из времён моего
      обучения, из моей преподавательской деятельности и сотрудничества в
      различных психоаналитических обществах и институтах. Вот тогда я и решил,
      обобщить мои наблюдения, обсудить их с коллегами и опубликовать в качестве
      крика о помощи студентам, чтобы развить у них творческие
      психоаналитические  способности, правда, статья представляет всё в
      негативной форме. Позитивную версию статьи заинтересовавшийся читатель
      может прочитать в моей работе 1986 года, в которой представлен с одной
      стороны систематический анализ отношений между организационной структурой
      и способами функционирования психоаналитических институтов, а с другой
      стороны – их воздействия на психоаналитическое обучение. Великолепный
      обзор существующих на сегодня проблем в психоаналитическом образование
      читатель найдёт в резюме Wallerstein (1993), резюме, подводящего итоги
      пятой IPA-конференции обучающих аналитиков, состоявшейся в Буэнос-Айресе.
      На эту статью я буду опираться в моих выводах.
      Представленный мною список возможностей по подавлению творческих
      способностей кандидатов в психоаналитики ни в коем случае не претендует на
      всеохватность, но мне хотелось бы надеяться, что в нём отражены важнейшие
      проблемы. Таким образом, мы переходим к моим советам по поводу того, каким
      образом можно эффективно подавлять творческие способности в
      образовательном процессе наших институтов:
      1.       Как можно дольше затягивайте процесс приёма; по самым разным
      предлогам откладывайте приём кандидатов,  не допускайте кандидатов к
      важным для них источникам информации. Всё это поможет успешно подавить
      активность кандидатов. К тяжёлым эмоциональным реакциям окажутся склонными
      те кандидаты, ход обучения которых будет систематически затрудняться и
      затягиваться, а письменный материал, с представленным случаем лечения
      будет подвергаться многочисленным ревизиям, но самое важное здесь –
      позволить кандидату пережить опыт того, что любой его прогресс связан с
      долгими фазами ожидания и неуверенности (понятно, что такие кандидаты вряд
      ли окажутся способными проявлять инициативу). Чем тяжеловеснее будет идти
      процесс приёма на обучение и само обучение, тем сильнее будут кандидаты
      удерживаться от последнего шага для получения звания психоаналитика, от
      самостоятельности и от вступления в психоаналитическое общество, и тем
      дольше придётся от них ждать оригинальных научных работ, если таковые
      вообще когда-нибудь будут написаны.
      2.       Для того, чтобы притормозить наслаждение кандидатов от попыток
      самостоятельно мыслить, неплохо использовать творения Фройда. Руководитель
      семинара должен настаивать на фундаментальном, полном и исчерпывающем
      изучении творений Фройда, причём в строго хронологическом порядке, а ещё
      руководитель должен удостовериться, что кандидаты в мельчайших деталях
      осведомлены о современном состоянии классической психоаналитической
      теории. Не должно существовать никакого сомнения в том, что критический
      подход к фройдовским работам возможен только тогда, когда кандидаты
      полностью серьёзно изучат все работы Фройда (и даже больше того, накопят
      достаточно большой практический опыт и познания в области психоанализа).
      Прежде всего, необходимо пропитаться духом Фройда, и чем больше это
      удаётся,  тем лучше. Помогать здесь будет умение отстраниться от
      современной критики и противоположных взглядов, а также от жгуче
      актуальных на сегодня клинических проблем. Защита фройдовских творений от
      контаминации (заражения) другими теориями или от критических подходов
      вызовет чудеса, достаточно только устранить у кандидатов интерес к
      дальнейшему развитию психоаналитического мышления. Руководитель семинаров
      ни на минутку не должен забывать, что изучаться и наизусть заучиваться
      должны выводы, к которым пришёл Фройд, но отнюдь не процесс фройдовского
      мышления. И на самом деле способность разбираться в методике фройдовского
      мышления, бывшего вне всякого сомнения революционным, приведёт кандидатов
      к вредной идентификации с его оригинальностью, подвергая этим опасности
      чистую, исключительную концентрацию на результатах.
      3.       Возможную одушевлённость от творений Фройда ещё более эффективно
      убить, обращаясь в начале каждого нового семинара к наиболее творческим и
      наиболее важным работам Фройда, интенсивно занимаясь самыми мелкими
      деталями хорошо известных текстов, делая особый акцент на выводах,
      сделанных Фройдом. Такое успокаивающее повторение сохраняющих своё
      значение аспектов творений Фройда вместе с их особенно высоким местом в
      учебных планах десенсибилизирует кандидатов к его трудам. И ещё больше
      подобного рода усыпляющий процесс можно усилить, добиваясь от кандидатов
      подробного письменного изложения содержания работ Фройда или давая на
      семинарах задание, устно подытоживать то, что все уже хорошо знают. Ещё
      один шаг в этом же направлении: ввести специальный экзамен для проверки
      знания работ Фройда, что даёт право перейти к семинарам более высокого
      уровня.
      4.       Не забывайте обращать особое внимание на тех кандидатов, которые
      склонны ставить под сомнение мнения выдающихся авторов, предпочитаемых в
      Вашем психоаналитическом институте. Постарайтесь сделать так, чтобы
      кандидаты раз и навсегда уяснили себе, что критическое мышление будет
      приветствоваться только тогда, когда оно полностью подтверждает взгляды
      психоаналитиков, признанных институтом. Не забывайте хвалить кандидатов,
      которые воодушевлены данными им текстами (естественно, что это не
      относится к текстам представителей "отклоняющихся школ", где от кандидатов
      ожидается подходящая критичность и неприятие). Когда Вы тактично, хотя и
      настойчиво, будете показывать Ваше предпочтение таких кандидатов,
      разделяющих официальный подход института, то постепенно будет уменьшаться
      искушение создавать новые, отличающиеся и критичные взгляды.
      5.       Изо всех сил предохраняйте Ваших кандидатов от преждевременного
      участия на научных конференциях Вашего института и от приглашений на
      дискуссионные форумы, где авторитетные коллеги вынуждены высказывать
      совершенно различные взгляды на один и тот же предмет. Это легко оправдать
      ссылкой на то, что на персональный обучающий анализ не должны оказывать
      влияния внешние события, и прежде всего тогда, когда под сомнением
      оказывается сохранение анонимности обучающего аналитика. В небольших
      психоаналитических институтах недопущение кандидатов к конференциям можно
      в любом случае оправдать тем, что в столь небольшой группе вряд ли удастся
      избежать контактов с обучающим аналитиком. А этим мы имеем превосходное
      оправдание для изоляции обучающего корпуса института от возможности живых
      психоаналитических дискуссий.
      6.       Необходимо очень внимательно контролировать факультативные
      семинары, так как молодые руководители семинаров любят там представлять
      новые, проблемные концепции. Все до единого факультативные курсы должны
      самым строгим образом контролироваться, так как тут всегда существует
      опасность разрушения сложившегося в институте гармоничного,
      интегрированного психоаналитического подхода.
      7.       Самым строгим образом разделяйте семинары для новичков и для
      старшекурсников. К счастью, большинство психоаналитических институтов
      инстинктивно почувствовало, насколько важно не допускать к участию в одних
      и тех же семинарах студентов разных курсов. Ведь тогда студенты первых
      курсов слишком легко обнаружат у старшекурсников отсутствие твёрдой
      уверенности в непогрешимости кумиров и критическую настроенность, которые
      первокурсники учатся у себя вытеснять. А это уже может поставить под
      сомнение здоровую идеализацию психоаналитического образования и разрушить
      иллюзию о том, что между кандидатами и экзаменаторами существуют чуть ли
      непреодолимые различия.
      8.       Добиться здорового уважения кандидатами экспертов можно
      посредством того, что в институте некоторые семинары проводятся целой
      командой, состоящей из опытных обучающих аналитиков и молодых
      психоаналитиков, пожелавших стать обучающими аналитиками. Возрастная
      иерархия членов института должна быть совершенно очевидной. Молодые
      психоаналитики, которые уважительно преклоняются перед мнениями более
      опытных аналитиков, своим поведением ясно показывают, что они полностью
      принимают авторитет старших, и даже дают понять, что они не знают, стоит
      ли вести себя на семинаре активно (и если стоит, то насколько),
      подчёркивая всем этим необходимость уважать существующие авторитеты и
      обходиться безо всякой критики. Такую иерархию можно усиливать довольно
      простыми средствами, скажем, резервируя на институтских мероприятиях
      первый ряд для опытных обучающих аналитиков.
      9.       Постарайтесь усилить экзаменационные ритуалы всеми мыслимыми и
      немыслимыми средствами. Здесь имеется огромное поле для выдумок. Например,
      можно требовать предъявлять на экзамене письменно изложенный случай
      лечения, который потом будет подлежать многочисленным ревизиям и
      корректурам. В результате такого опыта кандидаты приобретают целительное
      уважение перед чудовищными трудностями, связанными с написанием  работы,
      удовлетворяющей требованиям к публикации. Неплохо также, чтобы кандидат
      сделал доклад на институтском собрании, причём обсуждать доклад могут лишь
      старейшие члены института (которые, возможно, сами уже много лет не делали
      никаких докладов). Исчерпывающая критика со стороны старейшин может хорошо
      показать кандидату их очень высокие требования, предъявляемые к научному
      докладу. Ту же самую цель может выполнить и доклад перед комитетом,
      состоящим из старейших членов института. А в некоторых странах
      дополнительно ко всему все члены института тайным голосованием решают,
      соответствует ли прослушанный доклад, сделанный кандидатом, критериям
      допуска на следующий этап обучения. Когда тяжёлые политические распри в
      институте заставляют только что испечённого психоаналитика автоматически
      вливаться во влиятельную группировку и разносить в пух и прах своего
      обучающего аналитика, то тогда, квалификационный научный доклад может
      привести к обоснованным страхам за будущую научную работу (Bruzzone,
      1985).
Алексей, статейку читала и раньше, в англ. варианте. Давайте только определимся в одном - креативность в понимании американца это не есть творческие способности. Если это сочетается - творческие способности и креативность, то это просто супер! Креативность - если коротко- это умение "придумать как". Если я непонятно объяснила, то напишу подробнее вечером. Сейчас убегаю.Статейку обсудим тоже.
Т.е., Кернберг имел ввиду именно креативность? Хорошо. Понял.
Ирина, не буду Вас задерживать.
Статейку было бы интересно обсудить.
Жаль, конечно, что к нам не просоединяются уважаемые специалисты, к примеру, из МААП... как-же у них обстоят дела с этими вопросами? SurprisedWink
Уважаемые специалисты, по-моему, предельно ясно высказались в своих интерьвью. У них все есть, им ничего не надо. По поводу обучения. Мне кажется, что в нашей стране проблем еще больше. С одной стороны отбора у нас практически нет. Деньги есть - иди учиться.С другой стороны - а как, простите, его осуществлять? Насчет чтения первоисточников - насколько я знаю, большинство не читает вообще. Случаи для супервизии придумываются. С другой стороны может быть Хегай и прав - к плохому аналитику не будут ходить. А креативность убить невозможно. Креативный человек всегда придумает как обойти препоны. К тому же по нашему законодательству для того, чтобы заниматься консультированием, пока что необходимо иметь высшее психологическое образование. А все остальное на совести консультантов. Как говорил один мой преподаватель в университете, который никогда не ставил плохих отметок "Жизнь все расставит по своим местам"
Алексей, конец статьи таков: Always keep in mind: where there is a spark there may develop a fire, particularly when this spark appears in the middle of dead-wood: extinguish it before it is too late! (Переводить надо?)
Да, Ирина, переведите, пожалуйста UndecidedFrownSmile
Предыдущий Ваш пост - согласен, в целом. Креативность не убить Smile
Но можно подумать и о некоем общем уровне в целом.
Всегда помните: искра может вызвать пожар, особенно в середине засохшего леса: погасите вовремя! Теперь по поводу общего уровня. С одной стороны во всем мире постоянно говорят о снижении общего уровня специалистов в любых областях. Это, на мой взгляд, происходит от того, что образование перестало быть элитарным. Общий уровень закладывается с детства, недаром семьи русских эмигрантов первой волны обладая весьма скудными средствами любым путем старались дать детям образование. А сейчас на западе дают стипендии спортсменам, квоты для нищих, нацменьшинств и т.д. Про нашу страну сами все знаете.Вы же вреде были (или я ошибаюсь) на МААПовской конф. с Холлисом. Помните он говорил, что психоаналитик должен быть прежде всего хорошо образованным человеком? И, кстати, большинство западных "грандов" таковыми и являются. Я часто с ними разговариваю о живописи, музыке, книгах.
"Вы же вреде были (или я ошибаюсь) на МААПовской конф. с Холлисом. " Не был я там, Ирина. " Помните он говорил, что психоаналитик должен быть прежде всего хорошо образованным человеком? " Но с этим согласен на 200%
Ирина, интересная описка - "Вы же вреде были на МААПовской конф. с Холлисом" :)
Ага. Я заметила и не стала потом исправлять. Ничего случайного не бывает
Теперь по поводу общего уровня. С одной стороны во всем мире постоянно говорят о снижении общего уровня специалистов в любых областях. Это, на мой взгляд, происходит от того, что образование перестало быть элитарным. Общий уровень закладывается с детства, недаром семьи русских эмигрантов первой волны обладая весьма скудными средствами любым путем старались дать детям образование. А сейчас на западе дают стипендии спортсменам, квоты для нищих, нацменьшинств и т.д. Про нашу страну сами все знаете. *********************************** Kazik, я правильно поняла из этого вашего поста, что уровень специалистов понизился потому, что образование стало доступным спортсменам, нищим и нацменьшинствам? И кого вы называете нищими в этом случае?
Я имею ввиду, что все свихнулись с этой пресловутой политкорректностью на западе. Если человек с детства только тренировался и ездил на соревнования, то пусть учится на тренера. И я очень сильно сомневаюсь, что грамотный в первом поколении беженец из африканской страны станет грамотным психоаналитиком. А у нас в 1-м меде был примечательный студент в свое время. Член КПСС, шахтер вдруг возжелал стать врачом. Ну приняли конечно. Так вот, преподаватели спорили на бутылку коньяка, кто сможет ему объяснить, как в одном человеке "помещаются" два круга кровообращения. Так никто и не смог до 6 курса. Конечно, обязательно нужны стипендии малообеспеченным, но в той области, где они проявляют СПОСОБНОСТИ, а не повинуясь капризу. В царской России бедному армянскому мальчику Айвазяну дали стипендию для обучения живописи когда увидели его рисунки. В результате мир имеет картины художника Айвазовского.
«Я имею ввиду, что все свихнулись с этой пресловутой политкорректностью на западе.»

Я не знаю, ЧТО вы называете ЗАПАДОМ? И что вы называете политкорректностью в отношении образования?

«Если человек с детства только тренировался и ездил на соревнования, то пусть учится на тренера. И я очень сильно сомневаюсь, что грамотный в первом поколении беженец из африканской страны станет грамотным психоаналитиком.»

Если у него есть склонности и интерес к психоанализу, то ПОЧЕМУ он не станет? Потому что он из африканской страны? Потому что он беженец? Почему?

«А у нас в 1-м меде был примечательный студент в свое время. Член КПСС, шахтер вдруг возжелал стать врачом. Ну приняли конечно. Так вот, преподаватели спорили на бутылку коньяка, кто сможет ему объяснить, как в одном человеке "помещаются" два круга кровообращения. Так никто и не смог до 6 курса.»

Это говорит лишь о плохо поставленной системе образования, о порочной практике оценки знаний, а не о принципе доступности. Одно дело экономическая доступность и совсем другое академическая доступность. Здесь, как вы говорите на Западе, а я говорю в Испании, такой бы вылетел ещё на первом же курсе. И еще вам скажу, что здесь на Западе, вернее в Испании, с дискурсом об элитарности образования не осмеливаются выступать даже самые либерально настроенные. Их просто съедят диалектически. Поэтому политика элитарности проводится более незаметно, исподволь, втихарая. Так, например, во времена правления Аснара, друга Буша, в публичных университетах была отменена стипендия для успевающих студентов (среди прочих государственных субсидий), была оставлена только для «нищих», как вы говорите. Только что-то я не видела в университетах «нищих». Я там тоже училась два года. Нищие стоят на углу и портят вид города, как мне сказал один очень обеспеченный русский турист, когда я еще работала гидом. Малообоспеченные – да, есть, и слава богу, что у них есть возможность учиться. Мой сын учился по этой стипендии.

Еще один способ оградить детей из благонравных семей от нищих – это разделить школы на частные и публичные. Причем частные отчасти тоже субсидируются государством, но почему-то не хотят брать на себя те же обязательства, что и публичные школы, как то принимать детей-иммигрантов, трудных, проблематичнсых и неуспевающих. Все они концентрируются в публичных. Преподаватели возмущаются и требуют от государства, чтобы то нашло меры заставить эти частные школы разделить эту «неприятную» участь.
А еще умные и обеспеченные ребята предпочитают учиться всё-таки в публичных университетах. (Я имею в виду по конкретным специальностям.) Ну, во-первых, конечно, дешевле, а во-вторых, образование там лучше. Хотя бы только потому, что на экзаменах не смотрят на тебя как потенциального клиента или дойную корову. Не знаешь – привет, приходите в следуюшем году. Один приятель моего сына (он учится на авиационного инженера) так и сказал перед очередной сессией: «Если завалю, пойду в частный универ - там проще.»

«Конечно, обязательно нужны стипендии малообеспеченным, но в той области, где они проявляют СПОСОБНОСТИ, а не повинуясь капризу.»

И кто будет определять, каприз это или не каприз?

«В царской России бедному армянскому мальчику Айвазяну дали стипендию для обучения живописи когда увидели его рисунки. В результате мир имеет картины художника Айвазовского.»

В царской России бедным давали из благотворительности, а не из демократических убеждений. Не забывайте, Kazik, что знания легко превратить в орудие власти, манипулирования и подавления.
А почему способный должен учиться вместе с неуспевающим и проблематичным? Значит у бедного, проблематичного и неуспевающего есть права. А у способного нет. Это знаете, как бомжи в метро. Они люди и у них есть право там греться, а у человека, который на работунет возможности это сделать в человеческих условиях. (Про туберкулез, вшей и чесотку я уж и не говорю). Равенство это утопия, причем крайне опасная.
Равенство это утопия, причем крайне опасная. **************** Почему опасная? И для кого? ;)
Для всех. И по-моему это не нуждается уже в доказательствах. Уже было общество равных возможностей и много лет советской власти
Ну, во-первых, равные возможности в советские времена были относительными. Было много порочного. И вы это прекрасно знаете. И та же самая элитарность, и блат и доступ к некоторым ценностям. Ну, а во-вторых, следуя вашему стилю аргументации, для меня точно так же не нуждается в доказательстве опасность либерального дискурса.
А почему способный должен учиться вместе с неуспевающим и проблематичным? *********************** Никто никому не должен. Но если мы говорим здесь на юнговском форуме об осознанности, мне кажется наивным не видеть в элитарном подходе к образованию иделогический подтекст. Кому выгодно повторять, что так устроен мир и равенство это утопия? И что ж теперь смириться с этим? О способностях... Как вы думаете, из каких семей по статистике выйдут более способные к учебе дети: из семей, где домашний бюджет позволяет покупать книги (а они здесь на западе дорогие) и у ребенка есть отдельная удобная комната для учебы или из семей, где живут от зарплаты до зарплаты? Дети уже рождаются в неравных условиях. И способствовать только способным и отталкивать неспособных – это только укреплять уже существующее неравенство.
"Либеральный дискурс" это, простите, что означает? А на данной ветке мы говорили о креативности психоаналитиков. Кстати, по поводу покупки книг - а это уже вопрос приоритетов жизненных. Еще библиотеки есть, у соседей можно брать и читать. Было бы желание.Я об этом и пишу, а Вы за частности цепляетесь. Элита это не имущественный класс.
Либеральный дискурс – это когда говорят, что человеку достаточно только желания, забывая при этом, что исходный база у всех разная.

«А на данной ветке мы говорили о креативности психоаналитиков.»

Да, но вы стали говорить обо всех специалистах и заговорили о западной системе образования...

«Кстати, по поводу покупки книг - а это уже вопрос приоритетов жизненных.»

И элементарных доходах.

«Еще библиотеки есть, у соседей можно брать и читать. Было бы желание.»

Похоже, вы не знакомы с западной спецификой соседского сожительства :)
Здесь не принято просить книги у соседей. А чтоб ходить в библиотеки, нужен навык к учебе. Об этом я вам и говорила. И если семья не в состоянии это обеспечить ребенку, то интерес и навыки эти можно пробудить в школе, если государсвто в этом заинтересовано. Но государство – это все граждане. Просто это диалектика и борьба.

«Элита это не имущественный класс.»

Нет, конечно, это взгляд на некоторые вещи ;)
Kazik, в любом случае, если вам неинтересно или неприятно со мной разговаривать, вы мне скажите. Я не буду навязываться :)
Выходцы из африканских семей в 1-м поколении и ПА. Хм... А почему бы не вспомнить об одном выходце из бедной еврейской семьи? Ему, помнится, пришлось со многими сложностями столкнуться. А чтобы их преодолеть оказалось мало одной гениальной приноцательности. Потребовалось еще и хитрое умение строить скандальные спекуляции, дабы привлечь к себе внимание. И на что натолкнулся Фрейд? Не на представления ли об элитарности (которые сам затем сиал поддерживать), и не на расизм ли?
"Равенство это утопия, причем крайне опасная." Небесспорная мысль. Надо определяться в терминах. О каком равенстве мы говорим? Наличие РАЗЛИЧИЙ между людьми, многие из которых являются, так сказать, плавающими и социально детерминированными, не должны служить основанием для искусственно создаваемой дискриминации.
Алексей, ну может быть хоть Вы меня поймете! Нельзя снижать планку требований к профессиям. У нас получается расизм наоборот. Aspirina, при чем тут нравится-не нравится. Мы просто дискутируем. У Вас одно мнение, у меня другое. Это и интересно
И, кстати, бедному еврейскому мальчику никто, помнится, не устраивал льготных условий обучения только потому, что он бедный еврейский мальчик.
Не устраивал. :) Мне кажется, тут у нас может быть взаимное недопонимание ввиду того, что говорим обощенно , быть может, каждый говорит несколько о чем -то своем. То, о чем мы говорим - сложнейший комплекс вопросов - социальных, политических, психологических, экономических... Каждый затрагивает определенные грани и каждый где-то прав. Сохраняется ли искусственная дискриминация? - думаю, да. Есть ли перегибы со льготами и политкорректностью? - думаю, есть. Не хочется еще плодить напряженность на форуме там, где ее можно избежать :) ;)
И еще вот о чем. Мне думается, что все циклично. Бывает время ярких индивидуальностей, бывает и нет. Просто, наверное, общество как-то перестраивается. А потом произойдет кристаллизация.
Aspirina, при чем тут нравится-не нравится. Мы просто дискутируем. У Вас одно мнение, у меня другое. Это и интересно *********************** Мне так показалось ) Потому как вы не ответили практически ни на один мой вопрос. Я их вам задавала, чтобы удостовериться насколько некоторые ваши фразы случайны и насколько они у вас обоснованы. Похоже, вам это кажется цеплянием... А мне хочется говорить конкретно и аргументированно. То, что раньше было так, а не этак, и ничего, люди жили и выживали для меня, к сожалению, не аргумент.
Есть ли перегибы со льготами и политкорректностью? - думаю, есть. ************************** Где? В чем? Можно конкретно? И о какой стране мы говорим? О каком западе? Честно, я не понимаю, о чем вы говорите.
Точно - не о России. О Западе - не могу на данный момент говорить аргументированно.
Я вот читаю вашу дискуссию, и не могу отделаться от ощущения, что все нужно перенести в тему "нищета-двигатель индивидуации?" А мне так хотелось послушать о Кернберге и 30-и методах....:) Тема, то актуальная - подготовка, требование и.т.д. к специалистам "по душам".