Интервью. Станислав Раевский: "Текст Ильина к семинару по Безумию я нашел на ЮнгЛэнд"
Первые ответы на десять вопросов посетителей ЮнгЛэнд юнгианского аналитика, члена IAAP, кандидата психологических наук Станислава Раевского. По предварительной договоренности Станислав Олегович по мере возможности ответит и на следующие вопросы. Так что, прошу к клавиатуре:
1. Каковы на ваш взгляд перспективы развития юнгианства в России и на "постсоветском" пространстве?
Очень интересные перспективы. Mы живем в эру психологии и эта тенденция к психологизации всех сфер жизни будет только нарастать. По мере удовлетворения поверхностного интереса к психологии, будет расти интерес к психологии глубинной. Серьезные позиции здесь у психоанализа и у юнгианской психологии. Но психоанализ замкнут в орбите определенных теорий и очень ориентирован на клиническую практику. Юнгианцы в целом более открыты как к различным теоретическим находкам ( например к идеям постмодернистов). Так и к разным сферам применения своих знаний: от групп личностного роста и анализа трансперсональных феноменов, до аналитического коучинга и артпроектов. Кроме того классический психоанализ изоморфен протестантской культуре с ее концентрацией на трудовом индивидуализме. Юнгианство с его идеями коллективного бессознательного не только более современно, но и созвучно русской тяге к общинному и предельному.
2. Взглядов какой школы (по классификации Самуэльса)в большей степени придерживаются российские юнгианцы?
Долгая история. Вначале, в 90х в Москве была программа звезд Юнгианства, в том числе и самого Самуэлса. Думаю звезды всегда за пределами подхода, если не придумали его сами как Хилман или Фордхам. Потом в Москве были представители классической школы из Цюриха, а в Петербурге разных английских обществ, но в основном школы развития. Сейчас и в Москве и Петербурге продолжаются английские супервизорские программы в основном в рамках школы развития. Так что у нас составное образование и мы учились у представителей разных школ. Думаю это огромное преимущество нашей ситуации: психологи стали получать практическое образование, не внутри одного узкого подхода, а сталкиваясь с разными направлениями, стилями, методами. Так я после академической подготовки клинического психолога и аспирантуры по психологии образования в МГУ довольно серьезно погружался в самые разные направления психотерапии и консультирования. Вначале было увлечение НЛП причем из первых рук от Д.Гриндера и Ф. Пьюселика. Потом долгое обучение психодрамме у американцев и параллельно первые семинары иностранных психоаналитиков и юнгианцев. Потом три юнгианские программы, личный анализ 5 лет у юнгианского аналитика из Италии, в то время жившего в Москве. Но параллельно локальные курсы по гештальтерапии, телесной психотерапии и группанализу. Понятно, что все это не обесценилось, а как-то сплелось, интегрировалось и используется и в психотерапии и в преподавании юнгианского подхода. Думаю не так много психотерапевтов ограничивающих себя и главное своего клиента рамками одного подхода. Думаю, что клиент многое определяет. Чем больше психотерапии, тем больше опора на школу развития. Чем больше возможности для игры особенно в группе я очень люблю применять идеи Хилмана. Но в обучении юнгинскому подходу, думаю стоит начинать с классической школы, комплексов и архетипов развития.
3. Переводы каких авторов – юнгианцев можно ожидать в ближайшее время? Планируются ли переводы и издание работ Хиллмана, Корбина, Крейга, других ведущих юнгианцев?
Издательство Юнгианских книг связанно с двумя темами: достаточно хорошим переводом и копирайтом. Если читатели этого сайта готовы переводить юнгианских авторов за скромную плату, будет издано больше интересных книг. Если у вас есть идеи что переводить или готовые переводы –обращайтесь к нам.
5. Развитие юнгианства в России находится в русле "медикицентристской", прагматичной тенденции, ориетированной, главным образом, на успешность анализа, либо все-таки значимыми являются и другие тенденции (акцент на индивидуации, культурологические исследования)?
Жалко если одна из тенденций поглощает другую. А «успешность» анализа прямо связана с акцентом на индивидуации и обращением к культурологии. Отчасти медицинская поглотила культурологическую в Англии и наоборот в Цюрихе в школе Фон Франц.
6. Есть ли интерес к юнгианству со стороны российских философов, социологов, культорологов и, если он есть, проводятся ли какие-либо исследования в этих направлениях, публикуются ли они?
Хороший вопрос. Честно не знаю, может мы все слишком погружены в свою область и не имеем возможности создавать разнообразное поле вокруг фигуры Юнга. Мне бы очень хотелось выйти за рамки психотерапии и задуматься о создании такого культурного пространства – клуба Юнга.
7 Будут ли издаваться работы и книги отечественных юнганцев?
Думаю мы к этому идем. Объем текстов Льва Хегая на нашем сайте уже давно больше книги. Пока мы ограничиваемся малыми формами. Но потребность в современном юнгианском учебнике давно назрела.
8. Как относитесь к юнгианскому интернет-сообществу?
Я говорил в своем докладе летом, что Интернет буквальная реализация идей Юнга о коллективном бессознательном. Хотя возможно лучше говорить о человеческом разуме и о его более и менее архаических слоях? Кто сейчас отвечает на эти вопросы, разве Я? А кто задает? Как можно относиться к тому частью чего являешься? Помните суффийскую притчу про человека постучавшегося в двери возлюбленной и ответившего на вопрос кто там – это ты.
9. Как вам Jungland?
Пример:Готовлю семинар по Безумию и индивидуации и хочу найти текст Ильина про Фуко. Как вы думаете, где я его нахожу? Если это так то Jungland is my land.
10. какие вопросы в юнгианстве сейчас вызывают наибольшее количество дискуссий? Какие вопросы наиболее дискуссионные для Вас?
Для меня три связанных друг с другом вопроса очень важны. Что из юнгианских взглядов устарело, а что по прежнему опережает уже и наше время?. Где место юнгианству в общей картине мира, как идеи и опыт юнгианцев соотносятся с новейшими открытиями в когнитивной психологии и других науках: биологии, физике и т.п.? Как на основе этой общей картины выстроить целостную психотерапию и образование?
14. Была ли в Вашей практике своя "Сабина Шпильрейн"?
В смысле взаимообогащения идеями, чувствами, опытом (или как объект благоприятный для проекции моей анимы, сводящей меня с ума), то каждый день я вижу Сабину, во многих моих клиентках. А если вы про сексуальные отношения с клиентками, то я вижу много минусов в сбросе «алхимической энергии» и сам такого опыта не имел.