пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Осознание проблемы или мотивации.
Автор: Евгений, дата: пн, 03/03/2008 - 18:14 Юджин Моник "Фаллос"
Бесспорно, жизнь человека даже в бодрствующем состоянии является жизнью в бессознательном. Этому доказательством служит следующее:
А) Невозможно осознать причину своих незначительных телодвижений: походку, мимику, жесты…
Б) В большинстве случаев невозможно найти причину, по которой одна мысль в голове вдруг захлестывается другой.
В) Очень сложно понять причину неожиданного плохого или хорошего настроения, раздражительности, ревности, стеснения, тревоги…
Д) При речи свою мысль можно выразить так, а можно эту же мысль одеть и в другие слова, но, по большей частит, не осознается причина произнесения именно таких слов для донесения своих мыслей.
Е) При столкновении с трудной задачей с множеством переменных очень часто знаешь ответ, но объяснить его удается с громадным трудом, аргументацию или логику этого ответа как бы вытягиваешь из трясины бессознательного на что уходит громадное количество энергии.
К примеру, та же раздражительность – это большая проблема, за которой следует гнев с просто невменяемыми словами и действиями, с такой раздражительностью бесполезно бороться силой воли, так как подавляя гнев на смену ему приходит угнетенное состояние, но с раздражением может справиться осознанность причины гнева, а следовательно осознанность может существенно (мягко говоря) облегчить жизнь.
Как достичь осознанности (понять мотивацию) своих действий, мыслей, эмоций, слов? Возможно ли это?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: procyon, дата: пн, 03/03/2008 - 19:04 #19328
"Как достичь осознанности (понять мотивацию) своих действий, мыслей, эмоций, слов? Возможно ли это?"
Вобщем-то как и в любом другом деле через внимание, концентрацию... Лично мне кажется, что осознанность не тождественна пониманию мотивации. Некоторые вещи больше нуждаются не в том чтобы всматривались в их глубину, причину но больше в том чтобы лучше всматривались в их поверхность, т.е. форму, нюансы. Это два абсолютно противоположных подхода интуитивной и ощущающей функции сознания, но оба ведут к лучшему осознанию с одной или другой стороны. А есть ведь еще чувство и мышление. О чувстве замечательная книга Джеймса Хиллмана "Чувствующая функция", у нас в библиотеке есть.
Для того чтобы тренировать интуицию, как и любую другую функцию, мне кажется лучше сначала примерно выяснить её место в своем психотипе: подчиненная она ведущая или вспомогательная.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Евгений, дата: пн, 03/03/2008 - 19:43 #19329
Вобщем-то как и в любом другом деле через внимание, концентрацию...
==========
Вы сами можете назвать себя человеком осознанным? Вот я сегодня в полной степени понял, что очень многие мотивации не осознаю.
==========
Лично мне кажется, что осознанность не тождественна пониманию мотивации. Некоторые вещи больше нуждаются не в том чтобы всматривались в их глубину, причину но больше в том чтобы лучше всматривались в их поверхность, т.е. форму, нюансы.
==========
Не могли бы Вы пояснить на примере?
======
Для того чтобы тренировать интуицию, как и любую другую функцию, мне кажется лучше сначала примерно выяснить её место в своем психотипе: подчиненная она ведущая или вспомогательная.
==========
Откровенно говоря, в своей жизни интуицией никогда не пользовался и не понимаю вообще как ей кто-то пользуется? Вот, допустим, игра в карты на деньги и некто при этом думает, что полагается на интуицию, но как узнать, что руководствуешься интуицией, а не бессознательными мотивациями или аффектами?
Хотя бесспорно интуиция у человека есть и очень часто (по крайней мере у меня) она проявляется через сны. Вы помните может как в споре с вами я клеймил всячески Юнга как шарлатана, но затем обратил внимание на свои сны и попытался их понять по Юнгу в результате чего понял, что Юнг действительно мог свою теорию строить на фактах.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: kazik, дата: пн, 03/03/2008 - 20:17 #19331
Евгений, может быть Вам это может показаться парадоксальным, но обычно нас раздражает то, что мы не можем себе позволить. Если нужен конкретный пример - напишите, приведу себя.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Евгений, дата: пн, 03/03/2008 - 20:37 #19334
Речь не именно о раздражении, но о всех неосознанных мотивах эмоций.
Так же очень занимателен факт знания ответа на сложную задачу, но сложность этот ответ объяснить. Раньше я думал, что такое бывает только при наличие самообмана о верности ответа, но проверил и убедился: ответы верны.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: kazik, дата: пн, 03/03/2008 - 20:43 #19335
Евгений, на примере раздражения я просто хотела объснить Вам "причины" эмоциональных реакций. Слово "мотивация" здесь не очень подходит, это из области социальной психологии и к Юнгианству отношение имеет слабое. Это господин Маслоу, менеджеры по персоналу и иже с ними.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: maitreya, дата: пн, 03/03/2008 - 21:50 #19336
Как достичь осознанности (понять мотивацию) своих действий, мыслей, эмоций, слов? Возможно ли это?
+++++++++++++++++
С годами возможно, а в момент совершения действий, думания мыслей, переживания эмоций, говорения слов, имхо, маловероятно не только осмысление, но и вообще наличие какого бы то ни было смысла...
OM MAITREYA NAMAH
+++++++++++++++++
С годами возможно, а в момент совершения действий, думания мыслей, переживания эмоций, говорения слов, имхо, маловероятно не только осмысление, но и вообще наличие какого бы то ни было смысла...
OM MAITREYA NAMAH
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: procyon, дата: пн, 03/03/2008 - 22:48 #19337
"Вы сами можете назвать себя человеком осознанным? Вот я сегодня в полной степени понял, что очень многие мотивации не осознаю."
Я практически не пользуюсь словосочетанием "осознанный человек", иногда только "сознательный человек". Осознанность в моем понимании всегда частична - это лучик света, который мы можем направить на один или другой объект, и степень осознанности зависит от того как долго мы можем его удерживать на одном образе, чувстве, ощущении, мысле... и т.д. Сознательными же я называю, те области психического с которыми эго-сознание имеет связь, т.е. доступ практически в любой момент, доверие к ним и принятие - это "знакомые земли". (тут есть некоторые сложность, потому что считается, что сознание может быть не связано с эго, но мне такие переживания не известны). Понятное дело, что ни осознанным, ни сознательным в полной мере я себе назвать не могу. И согласно Юнгу полностью сознательным (по крайней мере эго-сознательным) стать нельзя...
"Не могли бы Вы пояснить на примере?"
Возьмем какой-то образ воображения. Если вам знакомо активное воображение, то это, по моему пониманию, то, что совмещает эти два способа смотреть на вещи... При этом Вы следите за образом, можете уловить все его детали: цвет, игру тени и света, форму, движение... то как он меняется - это восприятие. И Вы можете проникнуть в его символизм, смысл, предназначение - это интуиция.
Тут кстати не следует путать интуицию в общепринятом смысле и в смысле функции сознания по Юнгу. По Юнгу интуиция говорит нам об возможностях, о том "откуда и куда". Поэтому Ваше знание ответа, я бы расценивал как работу интуиции... Хотя есть нюансы: это функция сознание, т.е. инициатором её использования являетесь Вы, но тут другая сложность если функция подчиненная, то сознание через нее работает неосознанно, т.е. можно сказать, что это не Вы ею пользуетесь, а она с Вами случается... через нее приходит бессознательное. В данном случаи я как-раз предполагаю, что интуиция у Вас подчиненная функция. Хотя я могу ошибаться и все наоборот... :) сложная это штука - типология.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Aspirina, дата: вт, 04/03/2008 - 00:49 #19341
Евгений, то, что вы спрашиваете, не только возможно , но и НУЖНО, просто необходимо делать, если индивидуация является частью вашей жизненной программы. И не так уж это и сложно понять причину плохого настроения, ревности, тревоги, раздражительности и т.д. Всё это успешно достигается путем практики медитаций. Медитации – это ОДИН ИЗ инструментов, но на мой взгляд самый эффективный. Правда требует практики, дисциплины, терпения, постоянства и хорошего наставника. За неимением наставника приглядывание к себе можно начать и самому. При упорстве и желании однажды появится и наставник.
Не далее как позавчера, в субботу, наш мастер по медитации давал монографический курс именно на тему «Медитация и эмоции». Хочу поделиться некоторыми записями. Может быть они окажутся не совсем вразумительными, но я попытаюсь. Заодно и повторю курс :) Длился он 4 часа в перемежку с медитациями. Так что, если устану, продолжу в другой раз.
Так вот,
- для начала я поверила мастеру на слово: эмоции наши не являются нашей сущностью, нашей реальностью. Они приходят и уходят, сменяют друг друга постоянно, причем приходят и уходят без нашего на то желания и разрешения. Если я не подпитываю эмоцию постоянным внутренним дискурсом, зацикливанием на идее, мысли, она затухает сама по себе, как затухает движение катящегося по инерции шара.
- Самое гнусное у эмоций – это то, что они каждый раз, когда налетают или пролетают сквозь нас как ураган, оставляют след, отпечаток, канву и захватывают нас каждый раз (помимо нашей воли и желания), когда складываются похожие обстоятельства. В юнгианстве, кажется, это называют патернами.
- По большому счету нет плохих и хороших эмоций. Любая эмоция может стать деструктивной, если мы за неё цепляемся, привязываемся, или вернее она нас цепляет, привязывает и мы идем у неё на поводу и делаем не то, что нам хотелось бы. Деструктивные эмоции отдаляют нас от нашей реальности.
- Один из способов определить нашу ключевую так сказать эмоцию-помеху – это присмотреться к тому, ЧТО больше всего нас волнует или важно в жизни и ЧТО мы делаем, чтобы этого добиться, а у нас не получается. Например, у человека на первом месте стоит семья, а он днями и ночами проводит на работе. ОТКУДА это несоответствие? В ЧЕМ проблема? Страх? Гордость? Тщеславие? То, что обнаружиться, с тем и надо работать.
- Еще один способ локализовать эмоцию. Более телесный. Поскольку практически все эмоции так или иначе вплавлены в наше тело и образуют блоки (блокируют ток энергии) в той или иной части тела. Прислушивание к собственному дыханию помогает обнаружить эти блокировки. Сядьте прямо, на стул или в позу лотоса, закройте глаза и погрузитесь, например, в эмоцию раздражения или страха. Где, на каком уровне (живота, желудка, груди, горла, головы) возникает напряжение? Так, локализуя физические симптомы той или иной эмоции, вы сможете её предчувствовать каждый раз, когда она будет приближаться. Это еще не значит, что вы ею совладаете, но это уже её какое-то ОСОЗНАНИЕ.
- Проблемы с эмоцией возникают тогда, когда мы её отталкиваем, не принимаем. Например, в случае, когда мы терпеть не можем кого-то, кто-то нас страшно раздражает. И это раздражение распространяется и на других с похожей характеристикой, Например, этот кто-то нам кажется завистливым. Так вот, может быть в нашей семье зависть считалась одним из самых дурных пороков и потому проявление её в нас каждый раз осуждалось и мы научились эту зависть в себе подавлять. И потому каждый раз, как только мы встречаемся с завистливым человеком, испытываем раздражение.
- Все эмоции возникают от ощущения себя как «я», от восприятия себя именно таким, а не другим. То, что «я» воспринимает как опасность, оно хочет уничтожить.
- Вредно как отталкивание/неприятие, так и привязывание. Привязывание/цепляние искажает реальность жизни. Привязывание жаждет безмерного наслаждения. В действительности же складывается абсурдная ситуация: чем больше, казалось, наслаждаюсь, тем меньше, в действительности, наслаждаюсь. Страх потерять отравляет всё. Тратится неимоверное количество энергии на сохранение предмета наслаждения. За привязанностью стоит скрытое желание манипулировать, заполучить какую-то выгоду, которая в действительности ничуть не компенсирует того вреда, что нам наносит. (Тут я вспомнила про вампиризм. Вампир – жертва времени.)
Так вот противоядием против привязанности может служить медитация или постоянное вспоминание о том, что всё в этой жизни преходяще, временно, эфимерно.
Пожалуй, я пока на этом остановлюсь. Продолжу позже :)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: kazik, дата: вт, 04/03/2008 - 10:26 #19345
Учитель приходит, когда ученик готов.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: maitreya, дата: вт, 04/03/2008 - 12:12 #19347
На Западе. А на Востоке ученик приходит, когда готов...
OM MAITREYA NAMAH
OM MAITREYA NAMAH
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: abb, дата: вт, 04/03/2008 - 12:52 #19350
> Пожалуй, я пока на этом остановлюсь. Продолжу позже
Очень интересно :). Надеюсь продолжение будет скоро :).
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Евгений, дата: вт, 04/03/2008 - 17:16 #19354
Kazik, мотивация – от слова «мотив» синонимом, которого является «цель». Даже наблюдая за природой, мы видим, что ничего бесцельного в мире нет, тем более нет ничего бесцельного в поступках человека. Так, несомненно, прежде чем что-то сделать Вы принимаете решения, но это решение действовать подчиненно цели, тоже самое и с бессознательными действиями, хотя чтобы обнаружить мотив в бессознательном и стоит намного больше задаваться вопросом: почему?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Евгений, дата: вт, 04/03/2008 - 17:44 #19355
Я практически не пользуюсь словосочетанием "осознанный человек", иногда только "сознательный человек". Осознанность в моем понимании всегда частична - это лучик света, который мы можем направить на один или другой объект, и степень осознанности зависит от того как долго мы можем его удерживать на одном образе, чувстве, ощущении, мысле... и т.д. Сознательными же я называю, те области психического с которыми эго-сознание имеет связь, т.е. доступ практически в любой момент, доверие к ним и принятие - это "знакомые земли". (тут есть некоторые сложность, потому что считается, что сознание может быть не связано с эго, но мне такие переживания не известны).
=========
Я понял, что Вы имеете ввиду про терминологию, пусть будет не осознанность, но сознательность.
=====
Понятное дело, что ни осознанным, ни сознательным в полной мере я себе назвать не могу. И согласно Юнгу полностью сознательным (по крайней мере эго-сознательным) стать нельзя...
=========
Но Вы же как-то стремитесь к большей сознательности?
======
Возьмем какой-то образ воображения. Если вам знакомо активное воображение, то это, по моему пониманию, то, что совмещает эти два способа смотреть на вещи... При этом Вы следите за образом, можете уловить все его детали: цвет, игру тени и света, форму, движение... то как он меняется - это восприятие. И Вы можете проникнуть в его символизм, смысл, предназначение - это интуиция.
======
Не очень оно мне знакомо. Когда пытаюсь фантазировать ничего оригинального в фантазиях не вижу – это всегда смесь образом и сюжетов с разных хороших фильмов. Соответственно не могу понять, что Вы имеет ввиду под проникновением в символизм. Хотя все же глядя (не в фантазии) на определенные символы испытываешь некий эмоциональный подъем, но причем к этому эмоциональному подъему интуиция?
========
Тут кстати не следует путать интуицию в общепринятом смысле и в смысле функции сознания по Юнгу. По Юнгу интуиция говорит нам об возможностях, о том "откуда и куда"
==========
Получается интуиция находит подсказывает о :
А) возможностях.
Б) откуда (что именно откуда?)
В) куда (что именно куда?)
?
========
Поэтому Ваше знание ответа, я бы расценивал как работу интуиции... Хотя есть нюансы: это функция сознание, т.е. инициатором её использования являетесь Вы, но тут другая сложность если функция подчиненная, то сознание через нее работает неосознанно, т.е. можно сказать, что это не Вы ею пользуетесь, а она с Вами случается... через нее приходит бессознательное. В данном случаи я как-раз предполагаю, что интуиция у Вас подчиненная функция. Хотя я могу ошибаться и все наоборот... сложная это штука - типология.
==========
Я не думаю, что знание ответа в моем случае – это интуиция. Вот, просто допустим, у Вас в голове сложный пример с цифрами: там нужно прибавить, там разделить, там корень, там знаменатель, там еще что-то … Вы окидываете это уравнение в голове и узнаете ответ, но как только пытаетесь объяснить его начинается путаница и неясности , преодоления которых стоит больших усилий(у меня такое часто бывает, у Вас нет?) . Я думаю, эта информация поступает не из интуиции, но просто бессознательное как-то быстрее работает, чем сознание, при этом бессознательное решает задачу и говорит сознанию ответ, а решение оставляет себе. Это же решение проистекает в бессознательном уме, который так же владеет логикой, но это решение не базируется на некоем предчувствии (интуиции) вне пространства и времени. Если бы и в самом деле имела места интуиция, то я давно бы заглядывал в букмекерские канторы.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: procyon, дата: вт, 04/03/2008 - 18:09 #19356
"Но Вы же как-то стремитесь к большей сознательности?"
Не то чтобы стремлюсь, все как-то само в этом направлении движется...
"Не очень оно мне знакомо. Когда пытаюсь фантазировать ничего оригинального в фантазиях не вижу – это всегда смесь образом и сюжетов с разных хороших фильмов. Соответственно не могу понять, что Вы имеет ввиду под проникновением в символизм. Хотя все же глядя (не в фантазии) на определенные символы испытываешь некий эмоциональный подъем, но причем к этому эмоциональному подъему интуиция?"
Ну хорошо, не в АВ, а, допустим, в сновидении. Или даже в дневной реальности Вы нашли какую-то штуковину, можете рассмотреть её со всех сторон, а можете придумать её применение, догадаться откуда она тут взялась и т.д.
К эмоциональному подъему интуиция действительно не причем.
"Получается интуиция находит подсказывает о :
А) возможностях.
Б) откуда (что именно откуда?)
В) куда (что именно куда?)"
:) Откуда и куда - это образно выражаясь. Имеется в виду возможность "угадать" причину или цель...
"Я не думаю, что знание ответа в моем случае – это
интуиция."
Да, судя по вашему описанию это не она....
"Если бы и в самом деле имела места интуиция, то я давно бы заглядывал в букмекерские канторы"
Вы переоцениваете интуицию, она тоже может ошибаться как и любая односторонне развитая функция... даже как все функции вместе взятые....
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Евгений, дата: вт, 04/03/2008 - 18:11 #19357
Aspirina, спасибо за ответ, но Вы угадали: я очень мало понял из написанного Вами. Не легко дается понимание восточной мудрости, хотя и стремление обратится к изучении этой мудрости все усиливается и усиливается. Когда Вы пишите о медитации у меня перед глазами появляется Будда и приходит на ум его философия о том, что жизнь – это страдание, а причина страдания – удовольствие, в котором лично я вижу смысл жизни (если удовольствие не вредит здоровью как то наркотики ), в этом плане мне очень понравились четыре динамики по теории Хаббарда, так по его теории нормальным человеком движет:
А) Инстинкт самосохранения.
Б) Секс.
В) Выживание группы.
Г) Выживание всего человечества.
А самое интересное в теории Хаббарда следующее: только в преодолении препятствий к счастью человек испытывает истинное счастье.
Возвращаясь к медитации, Вы считаете, что она ни в чем не уступает анализу АП?
Несколько вопросов:
1) Лично Вам медитация помогает сознавать бессознательное?
2) Можно ли заниматься медитацией, но не признавать философию буддизма о страдании?
3) Знаете ли Вы о методе осознанности по ОШО? Если так, то каково Ваше мнение?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Евгений, дата: вт, 04/03/2008 - 18:23 #19358
Ну хорошо, не в АВ, а, допустим, в сновидении. Или даже в дневной реальности Вы нашли какую-то штуковину, можете рассмотреть её со всех сторон, а можете придумать её применение, догадаться откуда она тут взялась и т.д.
=======
И что это будет? Догадываться ведь человек будет опираясь опять же на логику. Другое дело если пофантазировать над этим предметом (пусть камень), можно представить, что это метеорит, который пролетел вселенную… т .д , получается АВ – это что-то наподобие детских фантазий?
====
Вы переоцениваете интуицию, она тоже может ошибаться как и любая односторонне развитая функция... даже как все функции вместе взятые....
=======
Я так понимаю, что пользоваться интуицией – это стремиться угадывать или предугадывать?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: procyon, дата: вт, 04/03/2008 - 18:38 #19359
"И что это будет? Догадываться ведь человек будет опираясь опять же на логику."
Нет, не обязательно... можно мыслить, а можно угадать. Интуиция - это больше похоже на угадывание.
"Другое дело если пофантазировать над этим предметом (пусть камень), можно представить, что это метеорит, который пролетел вселенную… т .д , получается АВ – это что-то наподобие детских фантазий?"
АВ - отдельный вопро. Не знаю в чем Вы отличаете детские фантазии от взрослых, но АВ можно и так назвать. Эмоциональная вовлеченность и осознавание того, что ты фантазируешь, - то что отличает пассивное воображение от активного.
"Я так понимаю, что пользоваться интуицией – это стремиться угадывать или предугадывать?"
Да, типа того. Подробнее можете почитать в библиотеке, например Мария-Луиза Фон Франц "Подчиненная функция" с примерами того как работают функции, особенно подчиненные.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: kazik, дата: вт, 04/03/2008 - 20:18 #19361
Maitreya, дзен буддизм у Вас как на западе оказался?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Opelia, дата: вт, 04/03/2008 - 20:33 #19362
К примеру, та же раздражительность – это большая проблема, за которой следует гнев с просто невменяемыми словами и действиями, с такой раздражительностью бесполезно бороться силой воли, так как подавляя гнев на смену ему приходит угнетенное состояние, но с раздражением может справиться осознанность причины гнева, а следовательно осознанность может существенно (мягко говоря) облегчить жизнь.
------------------------------
Вот что об этом пишет В.Леви в книге "Искусство быть другим".
Вы уже узнали, что в вас есть гнев. Теперь вы, сознательный человек, можете внутренне отделить Себя от гневливого, вспыльчивого, раздражительного кого-то, руководимого не сознанием, а слепыми импульсами подсознания, - и начать с ним работать. Это внутреннее размежевание - самый первый и главный, решающий шаг к настоящему ВОССОЕДИНЕНИЮ С СОБОЙ.
Я расскажу вам сейчас об опыте многих, в том числе и о скромном собственном. Я тоже гневлив, холерик, тоже наломал в жизни немало дров - и сейчас по этому свойству такой же, каким был и десять, и двадцать лет назад и трезво предполагаю, что таким же (если не хуже!) останусь, потому что главные величины, располагающие к тому или иному уровню агрессивности, у человека, как правило, постоянны.
Какие величины?.. Их много: гормональный баланс, уровень сахара в крови, уровень адреналина и прочих нейромедиаторов, судорожная готовность... Замыкаются, сходятся все в мозгу. Центр агрессии - "красная кнопка", запускающая в ход инстинктивные реакции ярости, злобы, гнева - располагается основной своей частью в так называемом миндалевидном ядре мозга, в подкорке, и связан со всем остальным мозгом и телом мощными нервными и биохимическими проводами. В самых тяжелых случаях неуправляемая агрессивность становится почти постоянным состоянием, внешние "спусковые крючки" для нее уже не нужны - красная кнопка нажата все время, и таких людей уже приходится помещать в соответствующие учреждения и лечить насильно...
...Так вот, и мою, и вашу красную кнопку, условно выражаясь, можно принять за величину постоянную. Тем не меннее - если уж заговорил о себе, доложусь цифрами: лет десять назад вспышки неуправляемого гнева происходили у меня ежедневно, иногда по две-три в день. Теперь случаются раза два-три в месяц, год за годом все реже - и - очень важно - успешнее контролируются на выходе, на уровне поведения.
Что помогло, что помогает? Первый и главный шаг к победе над гневом, как сказали мы уже, есть отделение себя от своего гнева.Но отделение не такое: мой гнев сам по себе, а я сам по себе, я за него не отвечаю...
В психологии есть понятие "частичная личность". То в человеке, что в его цельном состоянии скрыто, но может при тех или иных условиях отъединиться, брать ведущую роль, и, проявляясь, показывать "другое лицо".
Гневливое существо внутри нас тоже можно считать такой вот частичной личностью. И очень полезно - чтобы от нее ответственно отделиться - дать ей какое-то имечко, отличное от своего - обозначить. Я, напрмер, кличу своего внутреннего гневливца просто-напросто Зверем.
Чтобы найти управу на Зверя, придется его как можно лучше узнать, исследовать свойства, уяснить подноготную... Спросим:
- Когда ты появился во мне, Зверь, когда развился, набрал силу, зацвел? (С рождения, в раннем детстве, после испуга, в юности, после травмы, после несчастной любви, во время болезни, поближе к климаксу...)
- Что тебе нужно, Зверь, чего хочешь, к чему стремишься? (Утвердить себя, отомстить за прошлые обиды, защитить уязвимое место, устранить головную боль или приступ язвы, перевоспитать ближнего, изменить мироздание...)
- Что ты любишь, Зверь, что тебя возбуждает? (Дурная погода, алкоголь, голод, неумелые попытки бросить курить, духота, малоподвижность, недосыпание, половые эксцессы, суета, спешка, шум, ожидание, неспособность ближних себя изменить и прекратить опыты по изменению меня... Не забудем еще спросить, какое время суток ему угоднее.)
- Что тебе не нравится, Зверь, что заставляет прятаться, что тебе угрожает? Что утомляет, что тормозит, усыпляет? (Свежий воздух, физические нагрузки, спортивные единоборства, медитации, юмор, хорошая музыка, стремление понимать близких без претензий на понимание с их стороны, широта взглядов, воспоминание о том, что жизнь коротка...)
Конечно же, Зверь не поспешит оставить нас в покое, но, добросовестно опробовав пяток-другой противопоставлений ему, наверняка найдем точки опоры. По опыту моему и многих: Зверь слабнет, когда работает наш Ролевой Позитив, исполняющий жизненную сверхзадачу.
Допустим, вы назначаете себя, без широковещательных объявлений, психологическим опекуном или Тайным Психиатром своего окружения, идете на такую дерзость, будучи сами неизлечимым. (А что, кто сказал, что психиатры - нормальные люди, кто их в этом подозревает?)
В самоприсвоенной должности, посреди дурдома по имени жизнь, вы имеете право иногда гневаться, но это будет уже другой гнев...
У вас разовьются противовесы гневливости, один из которых - юмор - может находить себе пищу в любое мгновение, стоит лишь позволить себе изобразить кого-нибудь из окружающих или просто посмотреть в зеркало...
Из ответа В.Леви одной из... (на ту же тему):
...Это ведь и означает, что подсознание ваше в ситуациях, о которых речь, ОПЕРЕЖАЕТ сознание и делает, как заложника, невольным соучастником очередной террористической акции. Срабатывает автоматизм. Но ведь что-то запускает - что-то или кто-то внутри вас нажимает на красную кнопку агрессивно-оборонительного рефлекса.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1. Говорите с людьми в полтора-два, а то даже и в три раза медленнее, чем привыкли. (Когда плавная мелодичная речь перейдет в привычку и станет вашим новым автоматизмом - вы обнаружите, что сознание ваше стало гораздо свободнее, а подсознательные автоматизмы - гораздо более контролируемыми).
2. Если только предощущается малейшая напряженность, начинайте говорить не сразу, а только предварительно посмотрев на часы. (Сделав вид, что проверяете время или соображаете, успеваете ли куда-то...) Устремите взгляд на секундную стрелку, следите пять секунд. За это время можно успеть освободить дыхание и сбросить мышечные зажимы - практическим результатом будет блокирование "красной кнопки"...
3. Не пренебрегайте "разбором полетов". Это фундамент, на котором можно возвести если не Храм Совершенной Житейской Мудрости, то хотя бы Домик Достоинства, вполне пригодный для сносного существования. "Задний ум" можно перевести в "передний", если каждый свой очередной срывчик, срыв или срывище не просто анализировать, но превращать в творческий материал для самоработы - для личного ролевого тренинга.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Евгений, дата: вт, 04/03/2008 - 22:12 #19364
Хорошие советы дает Леви, но они применимы только для него самого и людей, таких как он. Я все больше приближаюсь к мысли о невозможности следовать чьим-то правилам или методикам или религиям. Каждому человеку нужно самостоятельно заглядывать в себя и только теми способами, которые этот человек сам изобретает, основываясь на индивидуальном подходе к себе. Больше чем уверен, если я начну называть некую часть себя зверем, то это будет путем к раздвоению личности. По крайне мере, мне точно нельзя разделять себя . Нужно, как совершенно верно заметил Юнг, соединять не совместимое, то есть быть в согласии с собой и тогда никаких нежелательных эмоций не будет. Я так понимаю, что любая неконтролируемая эмоция возникает из несогласия с самим собой, когда начинаешь проводить границу внутри себя, то скоро обнаруживается что эти границы постепенно образуют самостоятельные личности имеющие разные эмоции. И когда испытываешь нежелательную эмоцию, то это эмоция той личности, которую ты оградил от себя. Нужно стараться быть в согласии с собой и не будет никаких нежелательных эмоций.
Я то же старался проводит внутри себя границы между плотью и духом (в соответствии с христианскими традициями), но сейчас прихожу к мысли, что это разделение внутри не для меня, так как чем усерднее я это делаю тем все неуютней находится в себе самом. Но если при разделении себя происходит мягко говоря не уютность в себе, то следовательно, при соединении философии плоти и духа в единую прикладную философию жизни принесет уют и по мере возрастания этого соединения уют будет возрастать и возрастать. Нужна переоценка ценностей.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: вт, 04/03/2008 - 22:23 #19365
Евгений, как полагаете, когда вам ПРИХОДИТ в голову МОТИВ это от сознания?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: abb, дата: ср, 05/03/2008 - 04:07 #19393
> Нужно, как совершенно верно заметил Юнг, соединять не
> совместимое, то есть быть в согласии с собой и тогда
> никаких нежелательных эмоций не будет.
Собственную индивидуальность не так просто узнать, чтобы начать жить с ней в согласии. Потом, индивидуальность -- не константа, хотя бы по причине лишь частичной ее постижимости :). Растет человек, меняется его индивидуальность, время от времени наверняка открывает что-то новое в себе.
Также образы коллективного бессознательного учавствуют в психических процессах и требуют к себе соответствующего отношения. Они же могут прорываться в сознание через сны/видения вместе со шквалом эмоций, вполне возможно "нежелательных". Также, "согласие" -- очень общий термин. Например, в случае религиозных символов, скорее идет речь о почтении.
Вообще, индивидуация по Юнгу не ставит целью контроль за эмоциями. Это в лучшем случае умеренно стабильный побочный эффект ;).
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Opelia, дата: ср, 05/03/2008 - 06:10 #19394
Евгений
Нужно, как совершенно верно заметил Юнг, соединять не совместимое, то есть быть в согласии с собой и тогда никаких нежелательных эмоций не будет
--------------------------------------
По-моему, Юнг ничего такого не говорил. Он говорил о том, что в psyсhe УЖЕ ВСЕ СОЕДИНЕНО и осознать через себя содержимое - героическая ( возможная лишь отчасти) задача. Как раз при выполнении этой задачи будут не только эмоции, но и аффекты (гнев и пр.) и депрессия и все чего не хочешь.
А вот о ПУТИ он говорил, что у каждого - свой и никаких бонусов на СОБСТВЕННОМ пути не обещал.
Кстати, Вы спрашивали о Юнге и Швейцере. Мне ничего не известно об отношении Юнга к Швейцеру. А об отношении Леви, если интересно, могу скинуть в свой дневник (только, если интересно).
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: maitreya, дата: ср, 05/03/2008 - 12:34 #19399
Maitreya, дзен буддизм у Вас как на западе оказался?
++++++++++++++++++
kazik, на Западе - это, скорее, у "вас", а не у "меня", "я" в Азии живу...
Имелось в виду, что тезис: "учитель приходит, когда ученик готов"
более соответствует западной модели обучения, на Востоке учителя,
вообше говоря, по ученикам не ходят...
OM MAITREYA NAMAH
++++++++++++++++++
kazik, на Западе - это, скорее, у "вас", а не у "меня", "я" в Азии живу...
Имелось в виду, что тезис: "учитель приходит, когда ученик готов"
более соответствует западной модели обучения, на Востоке учителя,
вообше говоря, по ученикам не ходят...
OM MAITREYA NAMAH
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Aspirina, дата: ср, 05/03/2008 - 13:22 #19404
> Пожалуй, я пока на этом остановлюсь. Продолжу позже
Очень интересно :). Надеюсь продолжение будет скоро :).
*****************************
Abb, надеюсь вернуться к этому в пятницу или в эти выходные :)
Вторая часть круче, а записи всё лаконичнее. Как бы не улетучилось к тому времени ))))))
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Aspirina, дата: ср, 05/03/2008 - 13:32 #19405
Maitreya, дзен буддизм у Вас как на западе оказался?
++++++++++++++++++
kazik, на Западе - это, скорее, у "вас", а не у "меня", "я" в Азии живу...
Имелось в виду, что тезис: "учитель приходит, когда ученик готов"
более соответствует западной модели обучения, на Востоке учителя,
вообше говоря, по ученикам не ходят...
****************************
Забавно, но эту фразу я услышала, вернее вычитала, когда учитель УЖЕ пришел в мою жизнь. Но я не поняла её так буквально, что кто-то к кому-то приходит. Важен момент УЗНАВАНИЯ в конкретном человеке УЧИТЕЛЯ. Наш учитель тоже ни к кому не приходит, никакой рекламы не дает, не пиарит себя и при всем при этом у него достаточно широкая сеть каналов, по которым к нему стекаются люди самых разных идеологий, профессий, возрастов, вероисповеданий.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Евгений, дата: ср, 05/03/2008 - 16:48 #19420
Анализируя одни действия мы сразу видим мотив (причину) этого действия, анализируя же другие действия не можешь осознать мотив этих действий, а следовательно они приходят из бессознательного, а значит мотив этих действий бессознательный.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: maitreya, дата: ср, 05/03/2008 - 21:45 #19436
Анализируя одни действия мы сразу видим мотив (причину) этого действия, анализируя же другие действия не можешь осознать мотив этих действий, а следовательно они приходят из бессознательного, а значит мотив этих действий бессознательный.
++++++++++++++++++++++++++
Или сверхсознательный:в самой кромешной темноте бессознательного горит
светильник индивидуальной Самости, в свете которой сознание - не более,
чем зеркало. (Если мотив виден сразу - грош цена такому мотиву)...
OM MAITREYA NAMAH
++++++++++++++++++++++++++
Или сверхсознательный:в самой кромешной темноте бессознательного горит
светильник индивидуальной Самости, в свете которой сознание - не более,
чем зеркало. (Если мотив виден сразу - грош цена такому мотиву)...
OM MAITREYA NAMAH
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Евгений, дата: чт, 06/03/2008 - 11:37 #19448
Если мотив виден сразу - грош цена такому мотиву
========
Это Ваша точка зрения, мое же мнение о написанном Вами: полный бред.
Могу попробовать объяснить свою точку зрения:
Во-первых, не понято каким курсом валюты Вы оцениваете сознательные мотивы, что я должен понимать под «грош цена» ? Этот мотив не несет подъем эмоций? Глупый? Не интересный? Что?
Может вспомним, что мы не оракулы и будем приводить логические аргументы?
Во-вторых, вот моя оценка сознательных мотивов: сознание это не марионетка у бессознательного, сознание – это свет во тьме, это мощное человеческое «Я» подчиняющее своей волей бессознательное. Человек же ведущий жизнь в бессознательном – это дикарь, который даже не понимает, что он жив и не имеющий право кого-то поучать, потому что если бы не наша сознательность мы до сих пор бы ездили на ишаках и лазили по пальмам, а не летали бы в космос и переписывались через интернет.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Евгений, дата: чт, 06/03/2008 - 11:55 #19449
Кстати, Вы спрашивали о Юнге и Швейцере.
=======
Очень приятно, что Вы культурный человек и знаете великих сынов мировой культуры… Я убежден, что знать о Швейцере и быть знакомым с его трудами должен всякий, кто считает себя человеком, а не зверем. Величайший человек Швейцер! В голове не укладывается его разносторонность, блестящий ум и способности, ну и главное: его жизнь, в буквальном смысле слова, отданная людям. Просто не человек, а идея по Платону сверх человека!
Про Леве, если не затруднит выложите в дневник – обязательно прочитаю.
В ответ могу предложить Вам замечательную статью Швейцера (вчера прочитал на одном дыхании, что не часто у меня бывает) «Христианство и мировые религии», где Швейцер сопоставляет христианство с брахманизмом, буддизмом, индуизмом, и древними китайскими религиями, среди которых конфуцианство… Отличнейшая статья!
«www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Schw_MiRel/index.php»
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев