Человек после человека


Документальный фильм Давида Монтемурри. Фильм представляет собой расширенное интервью, взятое у 62-летнего Сатпрема - французского писателя, путешественника, человека необычайной судьбы, сравнимой разве что с судьбой А.Рембо, но в гораздо большем масштабе. В фильме обсуждаются вопросы дальнейшей эволюции вида Хомо Сапиенс, или хотя бы возможности выживания человека как вида. В данный момент Сатпрем ушел от мира и, следуя эволюционным путем Мирры Альфассы (Матери) и Шри Ауробиндо, полностью погрузился в йогу клеток. Фильм будет интересен для тех, кто прочел книгу Сатпрема "Шри Ауробиндо или путешествие сознания"*, а также другие книги автора: "Разум клеток", трилогия "Мать", 13-томник "Агенда - записная книжка Матери", "Бунт Земли", "На пути к сверхчеловечеству". Можно сказать, что Сатпрем - самое удивительное явление в нашем мире со времен написания Вед. В Индии есть теория Аватаров - воплощений Божественного Сознания, и Вибхути - воплощений одной из сил Божественного. Существовало десять Аватаров линии Кришны (Рама, Кришна, Будда, Христос и т.д.) Предсказано, что придет 9 Аватаров, чтобы подготовить, и 10-ый для того, чтобы сделать. Шри Ауробиндо называют десятым Аватаром. К Вибхути относят таких людей, как Александр Македонский, Наполеон, Вивекананда. Пока еще никто не говорил о Сатпреме, как о Вибхути. Но его роль и роль его книг в эволюции земного сознания невозможно переоценить. http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=527112
В объективации можно найти лишь символы, но не первореальности. Объективный дух есть лишь символика духа. Дух реалистичен. Культура символична, социальная жизнь символична. В объекте никогда нет реальности, в объекте есть лишь символ реальности. Самая реальность всегда в субъекте. Поэтому в объективации, результат которой представляется объективным духом, не может быть ничего реально-священного, а лишь символика священного. В объективной истории мира нет ничего священного, а есть лишь условная символизация, священное есть лишь в мире существования, лишь в экзистенциальных субъектах. Реальная глубина духа познается экзистенциально в переживании судьбы, в страдании, тоске, смерти, любви, творчестве, в свободе, а не в объектах. Религия имеет прежде всего экзистенциальный характер, она вкоренена в духе, она есть соприкосновение с первореальностями. Но религия подвергается объективации, и в этой объективации даны уже не первореальности, а символы. Символизм тут нужно понимать не идеалистически, как символы душевного состояния человека, а реалистически, как символы самих первореальностей бытия. Но символы могут быть приняты за реальности, и тогда возврат к реальностям оказывается очень затрудненным. Самое понимание откровения подвергается объективации. Эта объективация особенно ясно видна во всех авторитарных церковных концепциях. Откровение представляют себе как вхождение в человека объективной предметной реальности или системы понятий, которым придается реальное значение. Это есть наивный реализм в понимании откровения, не дающий себе отчета в активности субъекта. Но наивный реализм есть продукт наивной, безотчетной объективации, произведенной субъектом, он есть иллюзия сознания и наиболее далек от реальности. В таком понимании дух является отчужденным от самого себя и дух представляется полученным извне от объекта. Критика откровения, т. е. очищение его от наивной объективации, ведет к пониманию откровения как действия духа на дух, духа Божьего на дух человеческий, на человеческую свободу и человеческое сознание и совесть, которые активны. Откровение есть событие внутри духовной жизни, лишь в духовной жизни может быть слышен голос Божий. Во вторичном уже процессе, в котором дух выбрасывается вовне, откровение объективируется, представляется событием внешним, идущим от объекта. Но встреча с Христом в вере и любви не есть встреча с объектом, как представляется в объективации, а есть встреча с субъектом, с "ты", т. е. относится к экзистенциальному плану. Встреча с Богом есть встреча с субъектом, а не субъектом. Субъект же никогда не действует на субъект, как принуждающая объективность. Авторитет есть принуждающая объективность, но он не означает действия субъекта на субъект, духа на дух. Авторитет есть типическое порождение объективации, он есть создание массовых человеческих субъектов, есть символизация духовного состояния субъектов, их неосвобожденности, духовной незрелости, их самоотчужденности. Авторитет играет огромную роль в истории социальной обыденности. Но в подлинной реальной духовности Бог совсем не есть авторитет, откровение совсем не есть авторитет, ибо не существует объективности, без которой нет символической иллюзии авторитета. Человек в своей слабости ищет авторитет, на который он мог бы незыблемо опереться, но авторитет, на который он опирается, есть лишь порождение его слабости, лишь проекция его субъективности, не способной войти к другому, к конкретно-универсальному. Авторитет как раз и оставляет человека замкнутым в себе. Восприятие чего-либо как объективности, действующей извне, и означает замкнутость и неспособность трансцендирования самого себя. Авторитет есть власть родового начала над индивидуальным, он вкоренен в родовом бытии. Это и есть объективация, порождающая иллюзию господства универсалий над личным существованием. Николай Бердяев ДУХ И РЕАЛЬНОСТЬ ГЛ.III Объективация духа. Символизация и реализация
Всё говорит нам о том, что только интеллектом мы ни к чему не придём.
Встреча с Богом есть встреча с субъектом, а не субъектом. Ошибка в оцифровке, в печати так: "Встреча с Богом есть встреча с субъектом, а не с объектом."
Не нужно ничего удалять ни из так называемого индуизма, ни из христианства, ни из любого другого человеческого стремления, но нужно все расширять, расширять до бесконечности. То, что мы принимаем за окончательную истину, является чаще всего лишь частичным переживанием Истины -- ибо всеобъемлющего, тотального Переживания, очевидно, не существует ни во времени, ни в пространстве, ни в каком-то месте и существе, каким бы озаренным оно ни было; ибо Истина бесконечна, она всегда находится в движении. САТПРЕМ. ШРИ АУРОБИНДО, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ
Витальное само по себе -- сила, совершенно не зависимая от наших рассуждений и моральных позиций. Если мы попытаемся подавить эту силу или заглушить ее радикальным аскетизмом или чрезмерной самодисциплиной, то достаточно малейшей трещины, чтобы вызвать открытое восстание, -- а она знает, как отомстить за себя. Или же, если мы обладаем силой воли, достаточной для того, чтобы навязать ей наши моральные или ментальные правила, то мы, возможно, и одержим верх, но при этом иссушим саму силу жизни в нас, потому что неудовлетворенное витальное объявляет забастовку, и мы обнаруживаем, что очистились не только от зла, но и от даров жизни -- мы становимся бесцветными и лишенными аромата. Более того, мораль действует лишь в пределах ментального процесса; она не касается областей подсознания или сверхсознания, а также областей смерти и сна (который, в конце концов, отнимает у нас один день из каждых трех дней нашего существования, так что в течение шестидесяти лет нашей жизни нам дано право сорок лет блюсти моральную жизнь и двадцать лет аморальную -- курьезная арифметика). Иными словами, мораль не выходит за пределы нашей маленькой фронтальной личности. Поэтому мы должны подчинить наше существо не моральной и радикальной дисциплине, но дисциплине духовной и всеохватывающей, дисциплине, которая считается с каждой частью нашей природы, освобождая ее от присущей ей мешанины; ибо на самом деле нигде нет абсолютного зла, повсюду одни лишь смешения. Кроме того, ищущий уже не рассуждает (если он вообще еще "рассуждает") в таких терминах, как "добро" и "зло", -- и пользуется терминами "точность" и "неточность". Когда мореплаватель берет пеленг, он при этом пользуется не своей любовью к морю, а сектантом, следя за тем, чтобы зеркало было чистым. Если наше зеркало загрязнено, то нам никогда не увидеть подлинной реальности вещей и людей, потому что везде мы будем находить отражение наших страстей и страхов, эхо нашей суеты -- и не только в этом мире, но и в других мирах в бодрствовании, во сне и смерти. Очевидно, для того, чтобы видеть, нам нужно перестать находиться в центре картины. Таким образом ищущий будет отличать все то, что стремиться затуманить его видение, от того, что очищает его; это, по сути дела, и будет его "моралью". ...Пока мы бредем общим стадом, жизнь бывает относительно проста, со своими успехами и неуспехами -- успехов немного, но не слишком много и неудач; однако, как только мы хотим покинуть общую колею, восстают тысячи сил, вдруг очень заинтересованных в том, чтобы мы вели себя "как все", -- мы воочию убеждаемся, как хорошо организовано наше зключение. Кроме того, мы узнаем, что можем пасть лишь так низко, как высоко можем подняться -- наши падения находятся в точном соответствии с нашей способностью к восхождению. Многое открывается нам, когда с наших глаз спадает пелена. Если мы хотя немного честны по отношению к самим себе, то увидим, что мы способны на все, и воистину, как говорит Шри Ауробиндо, наша добродетель -- это претенциозная нечистота . Лишь те, кто никогда не выходил за пределы фронтальной личности, могут лелеять какие-то иллюзии по поводу самих себя. ... В действительности витальное стремится не помочь, а взять. Всегда. Любым возможным способом. Все наши чувства и ощущения запятнаны "хватанием". Чувство грусти при измене друга, например, -- да и любая печаль -- это верный признак вовлеченности нашего эго, потому что если бы мы по-настоящему любили людей ради них самих, а не ради себя, то мы любили бы их при любых обстоятельствах -- даже если бы они стали врагами; во всех случаях мы радовались бы тому, что они существуют. Наши скорби и страдания на самом деле -- это всегда признак смешения, а потому они ложны. Истинна одна только радость. Потому что истинно только то "Я" внутри нас, которое охватывает все существования и все возможные противоположности существования. Когда все находится внутри, тогда все является радостью, потому что нигде уже нет пробелов. "А как же Сердце (с большой буквы)?" -- протестуем мы. Но разве сердце не является местом самой большой неразберихи и смешения? Да и оно быстро утомляется. И в этом состоит наше третье наблюдение: наша способность радоваться -- мала, наша способность страдать -- также мала, мы быстро становимся безразличными к самым ужасным бедствиям; были ли у нас хоть какие-нибудь печали, которые мы не предали забвению? Мы можем вместить в себя лишь малую часть этой великой Силы Жизни. Мы не способны удержать заряд, -- говорит Мать. Одно слишком глубокое дыхание -- и мы кричим от радости или от боли, рыдаем, танцуем или теряем сознание. Потому что это все та же многоликая Сила, которая вливается и переполняет нас. Сила Жизни не страдает, она не тревожится и не возносится, не является ни хорошей, ни плохой -- она просто есть, она течет, всеохватывающая и безмятежная. Те противоположные друг другу формы, которые она принимает в нас, -- это результат нашей прошлой эволюции, когда мы были жалки, чрезвычайно жалки, разобщены, мы должны были защищать себя от этой огромной живой массы, слишком интенсивной для нас. Мы должны были различать "полезные" и "вредные" вибрации, причем первые обладали положительным коэффициентом удовольствия, симпатии или добра, а вторые -- отрицательным коэффициентом страдания, отвращения или зла; но страдание -- это слишком большая интенсивность все той же Силы, ведь даже удовольствие, если оно слишком интенсивно, превращается в свою причиняющую страдание противоположность: Это -- [взаимные] соглашения наших чувств, -- говорит Шри Ауробиндо. -- Достаточно лишь незначительного перемещения стрелки сознания, -- говорит Мать. Космическому сознанию в состоянии абсолютного знания и совершенного опыта все соприкосновения являются как радость, Ананда . Ни что иное, как узость и недостаточность нашего сознания, являются причиной всех наших несчастий, моральных и физических, причиной нашего бессилия и вечной трагикомедии нашего существования. Но средством избавления от этого является не истощение витального, как учат моралисты, а его расширение; не отрекаться, но принимать все больше и больше, расширять свое сознание. Ведь именно в этом -- смысл эволюции. По сути дела единственное, от чего нам нужно отречься -- это от собственного невежества и ограниченности. Когда мы упорно цепляемся за свою жалкую фронтальную личность, за ее претензии, слащавую и неотвязную сентиментальность и священные печали, мы не люди в подлинном смысле этого слова -- мы улитки Каменного Века, мы защищаем свое право на скорби и страдания . САТПРЕМ. ШРИ АУРОБИНДО, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ
Дальше выкладывать цитаты нет смысла, так можно всё книгу сюда скопировать.. Я смущён тем, что меня наполняет.
Психическое рождение Первый признак открывающейся психики -- это любовь и радость -- радость, которая может быть очень интенсивной и мощной, но без всякой экзальтации и без объекта -- спокойная и глубокая, как море. Психической радости ничего не нужно для того, чтобы быть, она есть; даже в тюрьме она не может не существовать: это не ощущение, а состояние -- как река, которая искрится, сверкает везде, где бы она ни протекала -- по грязи ли или по камням, через горы или по равнинам. Это любовь, которая не является противоположностью ненависти и которой ничего не нужно для поддержки, она просто есть. Она горит постоянным огнем независимо от того, с чем она встречается, горит во всем, что она видит и чего касается, просто потому, что она не может не любить, такова ее природа; для нее нет ничего высокого или низкого, чистого или нечистого; ни пламя ее, ни радость не могут померкнуть. Есть и другие знаки ее присутствия: она легка, ничто не является бременем для нее, как будто сам мир -- это площадка для ее игр; она неуязвима и неприкосновенна, как будто навеки находится за пределами всех трагедий, вне всех катастроф; она -- провидец, она прозревает; она спокойна, очень спокойна -- едва заметное дыхание в глубинах существа; и широка, безбрежна, как море. Ибо она вечна. И свободна; ничто не может сковать, пленить ее: ни жизнь, ни люди, ни идеи, ни доктрины, ни страны -- она -- за их пределами, всегда по ту сторону их, и все-таки находится в сердце всех и каждого, как будто она едина со всем. Это Бог в нас.
ВСЁ есть в этих таких простых словах :)
Меня смущает, что практика приходит в этом всём на пол шага вперёд осознаванию теории. Я даже музыку по пути на работу слушать перестал (а раньше эти сорок минут всегда был с музыкой). Как выделяются цвета, звуки, всё наполняется атмосферой. Картинка становится, как в хорошем кино, более целостной, выразительной. Всё то, что меня раздражало в среде, стало безликим и смешным, появляется уверенность и радость.. действительно радость! Такое уже было, конечно, но кажется с помощью этой йоги такое "состояние" можно поддерживать осознанно (вызывать его), а не по "вдохновению"..
Меня смущает, что практика приходит в этом всём на пол шага вперёд осознаванию теории. ********************************** А почему вас это смущает?
...кажется с помощью этой йоги такое "состояние" можно поддерживать осознанно (вызывать его), а не по "вдохновению".. ******************* А зачем?
Меня смущает, что практика приходит в этом всём на пол шага вперёд осознаванию теории. ********************************** А почему вас это смущает? Потому что я в такие штуки так быстро не верю. Такое "просветление" наводит на подозрение о инфляции на яву. Ведь жил же 22 года - переживал, рефлексировал - и это дало какие-то плоды. А тут всё так просто (ну на самом деле, конечно, очень не просто) - не думай! И действительно теперь моя рефлексия кажется какой-то жалкой песней птицы в клетке, а тут ощущение свободы, силы. Это же уже оккультизм, выход за. Меня смущает, что я ещё ничего не понял, но получаю бонусы от Мира.
...кажется с помощью этой йоги такое "состояние" можно поддерживать осознанно (вызывать его), а не по "вдохновению".. ******************* А зачем? Потому что это состояние дало мне два очевидных полезных эффекта: 1) Все внешние раздражители осознаются как внешние. Умом я это и раньше понимал, но теперь это явственно. Это действительно очень эффективное средство для борьбы с неврозом. Я почти уверен, что следуя этим путём я буду более эффективно находить СВОЁ и не тратиться на НЕСВОЁ. 2) Эстетическое восприятие. Ещё вчера я понял, что Вижу гораздо больше, чем пять лет назад, сегодня я Увидел ещё больше. Так хорошо видеть красоту и гармонию мира как можно больше. Наслаждаться всякими мелочами и деталями, ведь как многого мы не видим, не слышим, не чувствуем, потому что это кажется чуждым нам - а на самом деле мы этого просто боимся. Таким образом происходит более глубокое проникновение в мир, в суть вещей - расширение стен, и может быть однажды их падение!
Вторую ночь снится что-то логическое, без запоминающихся образов.. Пытаясь вытащить на свет сновидение приписываю образы сам: Это похоже на поток мысли/энергии, коричневого, жёлтого и голубго цвета. Этот поток крутится вокург меня, сверху-вниз и вокруг, пытаясь что-то понять о себе, а потом выкручивается и превращается в нечто больше из самого себя, скажем если он был 3, то стал 5. Сам из себя. Знание это переживается как нечто важное, как выход, но в то же время навевает (во сне) какую-то безысходную скуку и смирение с тем, что больше тебя... И снится песня Кобейна.. С одной стороны гений деструктива, с другой Нирвана.. :)
Ну, что можно сказать - Протей многолик, и требуется большого терпения, чтобы он показал свое истинное лицо... :)
Значит Протей? :) ... Давно хочу себе купить такую большую книгу Мифов с картинками! Спасибо за наметку!
Дубль дирекция.. Кстати кто-нибудь смотрел фильм "Конструктор красного цвета".. http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=60400 Вот бы от психоаналитиков услышать что это за фильм?! Я его три раза уже пересмотрел.. Вроде терпеть не могу всю эту хирургию, но там какая-то гениальная идея завёрнута.. что-то глубинное о человеке.
"Цареубийца" Карен Шахназаров http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1035968
"Давно хочу себе купить такую большую книгу Мифов с картинками"! Я думаю, что любая культура начинается с мифов и сказок, так что пора начинать окультуриваться ;)