Сказки

Почему детям в дестве именно сказки читают? Это что действительно самая лучшая литератера для десткого восприятия? Ведь многие взрослые люди значения сказок не понимают. Зачем грузить детей нечистью. Фантастическими превращениями?
В основном по средствам сказок пытаются привить мораль. ИМХО, поскольку сказки имеют архитипичные сюжеты, они инстинктивно понятны детям. Кстати, сказки ведь разные бывают. Я в детстве неочень любила сказки, особенно ненавидела сказки Андерсена (для меня они были слишком жестокими), зато обожала "Кота в сапогах" и "Снежную королеву". _______
Я где-то, кажется, почти, хотя и еле-еле, в каком-то смысле на пути, возможно, к некой цели...
О, да! Андерсена до сих пор не люблю. Даже Гадкого утёнка. Да, сказки разные. Этот вопрос вырос у меня из наблюдения за одним человечком, который сказку про Жихарку любил слушать часами. И особенно то место, где Жихарку Баба-Яга в печь живьём заталкивает. Вопрос ещё в том, насколько обоснованно давать детям в дестве столь жестокие сюжеты? С одной стороны это готовт их к жизни. А с другой как бы указывают на модель поведения, которую ребенок начинает принимать как истинную.
Действительно со сказками нужно обращаться осторожно. С одной стороны они действительно вводят ребенка в мир, но особым волшебным языком, а с другой стороны - В КАКОЙ МИР? Сказки, как правило, повторяют паттерны, роли патриархатного общества. Но все ли паттерны так уж мудры и современны? На авторские же сказки наклыдываются не только общественные искажения, но и личные. Мне тут пришлось в университете писать небольшую работу, проанализировать одну сказку с точки зрения гендерных стереотипов и ролей. Я взяла с библиотечной полки первую попавшую мне к руки книгу. Оказалась сказка Андерсена "Русалочка". Первый импульс был - вернуть книжку на полку. "Как можно посягать на святое!" Но нет, переборов себя, я взялась за дело: именно то, что нам кажется святым - там и надо копать. И ужаснулась! А ведь я выросла на этой сказке. Сколько слез было пролито. Не спорю в сказках всегда есть несколько текстов и подтекстов, смыслов и замыслов, но так уж мы устроены, что в большинстве случаев, особенно в детстве и особенно если взрослые нам не помогают увидеть другие смыслы, считываем и воспринимаем достаточно всё буквально. Так вот прочитав заново эту сказку я получила инсайт. То есть кто-то, особенно девочки, прочитав эту сказку вынесут для себя, что для любви нужно пожертвовать не только своей личностью (русалачьим хвостом), но и собственным ГОЛОСОМ. Я уже не говорю о таких "мелочах" как об обозначивании мира людей как мира мужчин, который притягивает русалочку. (Дело в том, что в испанском слово hombre имеет значение и человека и мужчины. И потому не всегда понятно, по какому миру - mundo de los hombres - тоскует русалочка: по человеческому или мужскому ;) Какой бы андроцентристский не был испанский язык, как и все языки впрочем, можно всё же найти при желании (и осознанности) другие значения перевода, куда бы включались И мужчины И женщины). Думаю, детям всё-таки нужно читать сказки. Но читать разные сказки, разных культурных традиций, а также современные. Есть сейчас, во всяком случае в Испании, так называемые не-сексисткие сказки, где девочки-принцессы не сидят в замке в ожидании спасителя-принца, а сами пускаются в путешествия и авантюры, а мальчики и мужские персонажи не только сражаются с драконами, но и сидят дома ухаживая за детьми ;)
То есть кто-то, особенно девочки, прочитав эту сказку вынесут для себя, что для любви нужно пожертвовать не только своей личностью (русалачьим хвостом), но и собственным ГОЛОСОМ.
Кстати, да! вообще абзац, если вдуматься!
_______
Я где-то, кажется, почти, хотя и еле-еле, в каком-то смысле на пути, возможно, к некой цели...
"Русалочка", на мой взгляд, сказка не про любовь. Это сказка про обретение себя, отказ от иллюзий, в том числе и от иллюзии любви. От нее, как говорит Владимир-сан, осталась лишь пена в руках. У русалки нет бессмертной души - и она остро чувствует свою "ущербность". Не принц влечет ее, а жажда стать иной, стать бессмертной... Не зря финал сказки - это трансформация, символическая смерть. Смогла ли Русалочка обрести душу? Никто не знает, даже гениальный автор... Но ради такой цели не жаль ничего - ни хвоста, ни голоса (так мне кажется) -:))))~
Функция сказок похожа на функцию снов - упаковать в символическую упаковку инстинктивные импульсы (или содержания). Что делать с агрессией или запрещенным влечением? Что делать с этим напором изнутри, особенно ребенку? Сказка, предлагается, как оболочка, в которую это все можно "убрать" и даже "отдать" героям. Это не ребенок боится и страдает, это - герои сказок. При этом родители все-таки как-то транслируют - что это СКАЗКА, что есть разница с реальностью, потому буквально понимать сказки, как рецепты, я думаю будут дети с проблемами в переводе конкретного мышления в символическое (при таких же родителях). К тому же, погружаясь в сказку, ребенок проживает какие-то чувства вместе с героями (как мы - взрослые делаем это с реалистичными и другими фильмами), таким образом, освобождаясь от них. Так же, ребенок "примеряет идентичности" представляя себя тем или иным героем. Не думаю, что сказки чему-то учат или к чему-то подталкивают. То, как ребенок воспринимает сказки - это уже обусловлено его более ранним опытом и вообще тем, что происходит в семье. Сказки - некий инструмент, а вот как с ним обходятся в той или иной семье, это уже вопрос пропорции здоровья-патологии семьи. Русалочка - такая многогранная сказка. Я бы сказала, что там основной мотив - "получить желаемое любой ценой" и подтверждение - да, можно получить, но расплата будет двойной. Платишь до и платишь после. Причем после не за то, что хотела получить, а в связи с тем, что желаемое тебя меняет. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
не знаю, насколько я права, но на символическом уровне я вижу вывернутую наизнанку историю Русалочки в сюжете "Мастера и Маргариты" Михаила Афонасьевича Булгакова. Русалочка из мира фантазий (можно сказать - бессознательного) проникает посредством магии в мир людей (осознности), где реальность лишает ее голоса и причиняет боль (часто бывает, что нет слов для описания переживаний и эмоций, а боль - контактная точка). Маргарита же из реальности уходит в мир духов (погружение в БСС?), где становится королевой сатанинского бала. Далее сюжеты развиваются каждый по своим правилам: Русалочка умирает, осознавая собственную иллюзорность, но не исчезает, а обретает второй шанс. Маргарита же умирает дважды, для обоих миров, но обретает свободу быть собой... -:))))~
Да, сказки разные. Этот вопрос вырос у меня из наблюдения за одним человечком, который сказку про Жихарку любил слушать часами. И особенно то место, где Жихарку Баба-Яга в печь живьём заталкивает ---------------------------- Это уже личный миф этого человечка. Но тут гораздо интереснее выглядит тот (та), кто человечку такую сказку часами читает (рассказывает). Он этому человечку бессознательно (или не так уж невинно) такой сценарий навязывает - скорее всего потому, что это его личный сценарий.
Чиффа, с появлением лица, посты Ваши поменялись...
угу. хотите сказку про это лицо, Олег? -:))))~
угу
фотография снята в день, когда муж мой уже неделю как лежал в больнице со сложным переломом лодыжки, а младший сын через три дня после этого чуть не умер у меня на руках по дороге в реанимацию. Мне предстояло придумать, как мы будем жить два месяца на мою бюджетную зарплату и платить кредит в банк, превышающий эту самую зарплату в два раза... Старший сын (ему было 7 лет) решил меня сфоткать. Я посмотрела на фото и поняла, что все ерунда, главное - все живы, а значит, жизнь продолжается. И это было чудо. -:))))~
Это любимая сказка?
была. -:))))~
Есть точка зрения, что сказки гораздо древнее, например, чем древнегречские мифы: пространство в сказках - чисто символическое, что соответствует представлению о пространстве в первобытном обществе: "в тридевятом царстве, в тридесятом государстве..." ---------------------------- You are what you is. ©
нет, сказки не прививают мораль. Мораль изменчива и приноравливается к требованиям общества, а сказки не меняются, мотивы повторяются в сказках разных народов. Хонисмайл почитайте Эстес "Бегущая с волками" или Марию фон Франц, сказки скорее учат жизни,тому, что происходит в психическом пространстве человека, какие его ждут опасности и чудеса трансформации. "чисто символическое"- так и есть.
Это уже личный миф этого человечка. Но тут гораздо интереснее выглядит тот (та), кто человечку такую сказку часами читает (рассказывает). Он этому человечку бессознательно (или не так уж невинно) такой сценарий навязывает - скорее всего потому, что это его личный сценарий. ______ Да, уже подумала об этом. Вернее о том, что заставляло читать снова и снова.
Клара, я не говорю, что сказки учат морали, я говорю, что их читают детям с целью привить мораль. :) Насколько я помню из курса философии, мораль, конечно, изменчива, но очень инертна. Многие считают, что она вообще не меняется. Выражением "вечные ценности" обычно называют моральные нормы в частности библейские. _______
Я где-то, кажется, почти, хотя и еле-еле, в каком-то смысле на пути, возможно, к некой цели...
Алла, ни в одной народной сказке, равно как и в Библии, никакой морали нет. Вааще. Разве моральный поступок совершает герой, убивая Кощея Бессмертного, предварительно разузнав, как именно это дельце можно провернуть? А суд? А мера пресечения? А в Библии полно всякой аморальщины, взять хотя бы дочерей Лота, которые напоили отца вином и переспали с ним, чтобы родить сыновей? -:))))~
HoneySmile, я не шибко разбираюсь, но мне кажется вы путаете мораль с этикой. Хони смайл, а у вас есть дети? Неужели вы им читали сказки, чтобы привить мораль? :-) Я в детстве очень любила сказки, да и сейчас люблю. Но мне такая мысль даже в голову не приходила. Скорее советские писатели писали такие рассказы, которые прививали мораль, типа "Честное слово",  В.Мершавка восхитительно комментирует этот рассказ и другие.  http://mershavka.ru/articles/detail/35
Чиффа, что касается библии, я имела в виду 10 заповедей. Поверьте, многие до сих пор их считают эталоном морали. Клара, я не говорю про себя. Я писала о том, с чем сталкивалась. Своих детей у меня нет, но есть младший брат. У нас с ним большая разница в возрасте, и я частенько ходила к нему в школу на родительские собрания. Его учительница (в младших классах) рекомендовала читать им сказки, аргументируя тем, что детям нужно формировать мораль, что в 1-2 классе они понятия не имеют о добре и зле. Конечно же брату после таких собраний я ничего не читала, чтоб привить мораль. :) _______
Я где-то, кажется, почти, хотя и еле-еле, в каком-то смысле на пути, возможно, к некой цели...
Добро в сказках, да и не только в сказках, как правило, всегда побеждает зло посредством причинения этому самому злу еще более крутого зла. Кто победил - тот и добрый. Мои дети больше всего любят сказки о самих себе: когда я рассказываю им, как они прожили день (обычно потребность в этом есть после насыщенного событиями дня). Иногда просят: расскажи, как мы ходили в зоопарк, или как мы ездили в Питер, охотно сами участвуют в создании истории (я, со своей стороны, провоцирую их на вербализацию эмоций, ощущений, отношений...) Очень нравятся сказки, ожившие благодаря Хайао Миядзаки: "Небесный замок Лапута", "Принцесса Мононоке", "Унесенные призраками", "Ведьмина служба доставки", "Мой сосед Тоторо", "Ходячий замок Хаула". -:))))~
Скорее советские писатели писали такие рассказы, которые прививали мораль, типа "Честное слово", В.Мершавка восхитительно комментирует этот рассказ и другие.
**********************
Клара, насчет восхитительно позвольте усомниться Cool