ЮНГ. ТЕНЬ.
Автор: Ольга Н., дата: ср, 01/07/2009 - 12:57
ЮНГ. ТЕНЬ.
Если прислушаться к совести, то охватывает одиночество и становится слышным субъективный голос, о котором поначалу неизвестно, какие им движут мотивы. Совесть является автономным психическим фактором. Она ставит человеку требование: следуй своему внутреннему голосу, не бойся сбиться с пути. Можно не повиноваться этому приказу, но при этом испытывая тяжелое чувство измены. Этос был и остается внутренней ценностью. Известно это, правда, сравнительно немногим, ибо вообще немногие отдают себе отчет о душевных взаимосвязях. Душа относится к тем предметам, о которых мало осведомлены, так как мало кому понравится осведомляться о собственной Тени. Под Тенью я понимаю «негативную» часть личности, а именно сумму спрятанных от других и от себя невыгодных качеств, неудовлетворительно развитых функций и содержаний Личного бессознательного. Только бессознательные и некритичные люди могут воображать себе, будто они способны постоянно пребывать в моральном благолепии. Большинство лишено самокритичности, поэтому самообман делается чуть ли не правилом. Более развитое сознание выносит сокровенные моральные конфликты на дневной свет.
Никто не даст гарантии, что им руководят лишь благородные побудительные причины. Себя знаешь иной раз слишком хорошо, чтобы фиглярствовать по поводу стопроцентности своих исключительно добрых намерений – до мозга костей альтруистичных. При самых благих наших деяниях за спиной всегда стоит дьявол, который отечески похлопывает нас по плечу и нашептывает: « Ты это сделал просто замечательно!»
Было бы заносчиво с нашей стороны мнить, будто мы всегда можем сказать, что для другого человека добро или зло. Возможно, человек должен пережить и перетерпеть зло и его власть, ибо лишь так он может наконец преодолеть свое фарисейство по отношению к другим людям. Возможно, ему надлежало получить щелчок по носу от судьбы, поскольку лишь такое переживание способно подтолкнуть его, хотя бы на шаг вывести из инфантилизма и сделать более зрелым. Как может человек знать, что ему требуется освобождение, если ему мнится, будто ему не от чего освобождаться. Он видит свою Тень, нижние уровни своего бытия, но отворачивает от них взгляд, бежит от них, не вступает с ними в сражение.
Как люди мы поставлены в ситуацию, когда наши принципы впутывают нас в нечто, из чего выпутываться предоставлено нам самим. Иногда с помощью Божьей нам указан ясный путь, но иной раз возникает чувство, будто мы оставлены всеми добрыми духами. В такой момент мы сталкиваемся с голым фактом, не ведая, как мы к тому пришли. Тут не удержишься за параграфы предзаданного морального закона. Тут начинается самая что ни на есть личностная этика. Не стоит соблазняться мыслью, что тобой сказано нечто абсолютно значимое, когда ты судишь в практическом случае: это добро, это зло. Конечно, мы должны судить, этого не избежать. Возможно, мы даже высказываем при этом истину, попадаем в «десятку». Но считать наше суждение окончательным было бы нелепо, ибо мы тогда желали бы уподобиться Господу Богу.
Даже тому, кто совершает какое-либо действие, часто не видны его моральные глубинные побуждения, сумма сознательных и бессознательных мотивов, лежащих в его основании, и уж тем более в суждении о действии другого, воспринятом извне, а не в его глубинном бытии. Потому наши суждения о добре и зле должны быть всегда осмотрительны и гипотетичны, а не категоричны, словно мы способны узреть последние основания. Самопознание обычно путают со знанием своего «Я». Человек путает познание самого себя с тем, что в среднем известно о нем в его социальном окружении. Действительное его психическое состояние остается по большей части сокрытым. Кто заглянул за свои собственные «кулисы», тот должен признать, что самое трудное и часто невозможное дело – принять себя таким, каков ты есть, даже если ты очень жалок. Уже сама мысль, что это предстоит сделать, способна бросить в холодный пот, и потому человек предпочитает ничего не знать о себе, но при этом проявляет деловую озабоченность о других с их трудностями и грехами. Несметное количество людей способны делать это безнаказанно, но не все. Есть такие, которые, не доехав до своего Дамаска, впадают в невроз. Невроз – это внутренний раскол, раздвоение человека в отношениях с самим собой. Все, что усиливает такое раздвоение, усугубляет его болезнь. Все, что смягчает остроту раскола, возвращает ему здоровье.
Подобные факты душевной жизни очень редко происходят спонтанно, как у ветхозаветных пророков. Как правило, психические ситуации, которые вызывают расстройство, должны подвергнуться тягостному осознаванию. Содержания Тени соответствуют внутреннему голосу, который необходимо услышать, потому что это приводит к развитию личности. Этот процесс обладает целительным воздействием, словно поток, затерявшийся и растраченный попусту в притоках, вдруг снова нашел свое русло, или словно убран прочь камень, лежавший на проросшем семени, после чего оно бурно пускается в рост. Это голос более полной жизни, более полного и объемного сознания. Осознавать и учиться жить вместе с Тенью – это судьба человека.
Постижение Тени рождает ту терпимость, которая необходима для признания. Это проба мужества на внутреннем пути, проба, способная отпугнуть многих. Этого избегают и проецируют собственную Тень на окружение.
Если человек исполняет требования самоиспытания Тенью, то он сможет сделать немало открытий по собственному поводу. Он получает одно психологическое преимущество: он сам делается достойным собственного внимания и интереса. Тень, которая кажется причиной неполноценности человеческой психики, содержит далеко не только негативное. Путем познания собственной Тени человек натыкается на инстинкты с их образным миром, высвечивает те дремлющие в душе силы, которые редко себя обнаруживают, пока не нарушился порядок. Эти силы содержат в себе возможность большой динамики. Все зависит от подготовленности и установок сознания: пойдет ли прорыв таких сил и связанных с ним образов к духовному росту или обернется катастрофой.
Сознание, перестающее идентифицировать себя с тенденциями бессознательного, вступает с ним в конфронтацию. И как бы это ни было трудно, бессознательное должно участвовать в жизни индивида, идти навстречу сознанию. Для этого можно прибегнуть к вполне реальной технике. Любой человек обладает способностью разговаривать с самим собой. Искусство состоит в том, чтобы дать невидимому визави проявить себя, на миг предоставить в его распоряжение речевой механизм, не ощущая при этом отвращения, которое может возникнуть. Чтобы дать «другой стороне» возможность проявить психическую активность, необходимы величайшие объективность и непредубежденность. Красноречивее всего эта «другая сторона» высказывается в наших аффектах. Нужно упражняться в искусстве говорить самому себе из аффекта и в его рамках. Пока аффект говорит, от критики надо воздерживаться. Но как только он излил свои жалобы, его следует от души покритиковать - так, словно этим визави является настоящий близкий человек. И пусть дело на этом не остановится, а взаимный обмен репликами будет продолжаться, пока дискуссия не закончится к обоюдному «удовольствию» сторон. Удовлетворителен результат или нет – об этом судить только субъективной интуиции. Мучительная честность по отношению к самому себе является необходимым условием этой техники. Человек взрослый, слишком многие иллюзии которого рассыпались в прах, вынужден решиться на то, чтобы внутренне унизиться, поступиться собой и заново покорно перенести детские страхи.
Лишение бессознательного всякой возможности выражения через посредство слова, дела, проявления заботы, сопротивления и т.д. приводит к возобновлению прежней раздвоенности со всеми вытекающими из этого и зачастую непредсказуемыми последствиями. Настоящее разбирательство с бессознательным требует, однако, противопоставленной бессознательному сознательной точки зрения. Познания, полученные в ходе самоанализа, часто бывают мучительными. Человек чувствует себя беспомощным объектом между молотом и наковальней, неуправляемым кораблем между Сциллой и Харибдой, может почувствовать себя прикованным к утесу Прометеем или неким распятым. Чересчур удрученные собой, такие люди склонны сомневаться на свой счет во всем и уже не видеть в себе ничего истинного. Чем больше такой человек съеживается, тем больше в нем растут тайные претензии на понимание и признание. Даже говоря о своей неполноценности, он, в сущности, все-таки в нее не верит. Внутри его переполняет упрямая убежденность в своей непризнанной значительности. Он становится чувствительным даже к самым легким проявлениям неодобрения и принимает вид неправильного понятого и обиженного в своих справедливых притязаниях.
Противопоставить себе свою собственную Тень – значит увидеть зримее и свою светлую сторону. Обнаружив себя между противоположностями, человек неизбежно ощущает и собственную Самость. Тот, кто воспринимает одновременно свою тень и свой свет, видит себя с двух сторон, а тем самым занимает середину.
Если человек способен пережить знание собственной Тени, то решена лишь малая часть задачи: раскрыто Личное бессознательное. Однако Тень – это живая часть личности, и поэтому она хочет в какой-либо форме сожительствовать. Ее нельзя уничтожить, упразднить. Разрешение этой проблемы намного сложнее, потому что Тень напоминает человеку о его слабости и о его бессилии. И все-таки такое признание необходимо, потому что имеет преимущество честности, истины и реальности, оно закладывает основу для компенсаторной реакции коллективного бессознательного, потому что беспомощность и слабость – вечные переживания и вечный вопрос человечества. Тень – это ущелье, узкий проход, чьей мучительной тесноты не удается избежать никому, кто спускается в глубокий источник. Все, находящееся в Тени как коллективном бессознательном, неожиданно оказывается безграничным по протяженности, полным неслыханной неопределенности, кажущимся ни внутренним и ни внешним, ни верхом и ни низом, ни здесь и ни там, не моим и не твоим, ни добром и ни злом. Это мир воды, в котором все живое находится во взвешенном состоянии, где «Я» неотделимо от того и от другого, где я переживаю в себе другого и другой переживается как «Я».
Античное сакральное изречение гласит: « Освободись от того, что имеешь, и ты будешь принят.» Вытесненное и непризнанное вновь возвращается назад. Это уже достижение, ведь теперь неполноценное принадлежит мне. Разве я могу существовать, не отбрасывая Тени? Живому облику нужны глубокие тени, чтобы выглядеть пластично. Без Тени человек останется двумерной картинкой. Темное также принадлежит моей целостности, и в тот момент, когда осознаю свою Тень как часть себя самого, я снова приобретаю воспоминание о том, что я человек, как и все другие. С помощью этого открытия собственной целостности воссоздается прежнее состояние, из которого произошел невроз. Благодаря признанию, я снова обретаю человечество, освобождаясь от тяжести морального изгнания или от гордыни исключительности. Катарсис предполагает не только интеллектуальную констатацию сущности дела, но признания сердцем и потому – действительное высвобождение подавленной эмоции. Тень выходит из бессознательного и интегрируется в «Я», осуществляя шаг на пути к подлинной целостности. Целостность является не совершенством, а полнотой. Благодаря ассимиляции Тени, архаическая психика человека попадает в световое пятно его сознания. Человек сталкивается с фактом проблематичности своего существования вообще, без осознания этого нельзя двигаться дальше. Вытеснение же приводит к односторонности развития и, как следствие, к невротической диссоциации. Вопрос не стоит, как избавиться от собственной Тени. Надо задать вопрос: « Как человеку жить со своей Тенью?» Признание наличия Тени дает повод для смирения и даже ужаса перед бездонной пропастью человеческой сущности. Знающий о своей Тени теряет невинность души, но благодаря выставлению истины во всей ее наготе, «Я» выходит из состояния двойственности и разобщенности с собой и с миром, обретая единство, хотя и наполненное внутренним конфликтом. Но если люди будут воспитаны так, чтобы отчетливо видеть теневую сторону своей природы, то можно надеяться, они на этом пути научатся также лучше понимать и любить своих ближних.
Автор: Vladimir, дата: чт, 02/07/2009 - 00:13 #34630
Тема очень интересная...
Вообще, судя по последним комментариям к сновидениям опубликованными на сайте, проблема тени так или иначе присутствует во всех высказываниях...
Недавно перечитывал Хиллмана "Внутренний поиск" глава III,
Внутренний мрак. Бессознательное как проблема морали.
Не перестаю удивляться насколько автор "нетипично" подходит к этому архетипу...
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ольга Н., дата: чт, 02/07/2009 - 03:54 #34635
Очень внимательно перечитала Хиллманна в «n»-ый раз. Вот уж кто истинный Протей, и в своем мироотражении, и в способе подачи материала. О его стиле можно сказать словами Иоанна Крестителя, которые он сам приводит во «Внутреннем поиске» - «приближаясь без приближения». Юнговский стиль изложения, на мой взгляд, похож на философское эссе и плутовской роман. Хиллманновский стиль напоминает библейский эпос с его чарующей скукой.
Тонкая, проникновенная, ритмичная, сдержанная манера повествования, выстраивающаяся в греческий орнамент с его гармонией и бесконечностью. И платоновско-аристотелевская глубина осмысления ДУШИ.
Хиллманн: «Ничто не дает душе лучшего шанса открыться, чем покой. Тишина, прохлада, темнота и терпение могут предоставить укрытие, позволяющее переждать ночь. Вначале кров, только позднее огонь, греющий и дающий свет».
Хиллманн – личность харизматичная; на мой взгляд, только он один сопоставим по масштабу с Юнгом. Но способ их самовыражения совершенно разный. Мне кажется, так мыслить и писать, как Хиллманн, может только чувствующий тип. У него есть в «Исцеляющем вымысле» фраза: ««Чувство находит выражение в стиле. Стиль – это сама чувствующая функция, высвечивающая личность, это сама личность».
Я бы сказала: стиль Хиллманна – это и есть он сам. Неслучайно именно ему принадлежит очень красивая мысль: «Манера рассказа себе о происходящем и есть тот жанр, в котором события превращаются в переживания. Образ составляет не содержание, которое мы видим, а способ, с помощью которого мы видим».
Стиль Хиллманна завораживает и сам по себе обладает исцеляющим терапевтическим эффектом. В этом он неповторим. Но при этом я не вижу у Хиллманна ни одной мысли, которую я бы не встретила у Юнга. Все самые неожиданные откровения для себя я лет 15 назад нашла у Юнга. Поэтому, мне кажется, архетип Тени осмысливается Хиллманном абсолютно в русле Юнга, но у него иная риторика этого архетипа: он раскрывается именно в стиле - в стиле ДУШЕВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ, в даре нахождения души в мифе.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: maitreya, дата: чт, 02/07/2009 - 05:49 #34637
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Aspirina, дата: чт, 02/07/2009 - 14:56 #34653
"Хиллманновский стиль напоминает библейский эпос с его чарующей скукой."
"Тонкая, проникновенная, ритмичная, сдержанная манера повествования, выстраивающаяся в греческий орнамент с его гармонией и бесконечностью"
***************************
Боже, Ольга, как же вы метко выражаетесь! Или это моё восприятие Хиллмана так совпало с вашим? "Чарующая скука", лучше не скажешь :)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ольга Н., дата: чт, 02/07/2009 - 18:43 #34662
Спасибо, Аспирина. В ответ могу сказать о Вас то же самое. Я с внутренним трепетом читала обсуждения юнглэндцев с момента рождения сайта и сразу обратила внимание на Ваши посты: за ними я увидела ищущего, думающего, цельного человека. Запомнились Ваши рассуждения о творчестве. (А совсем недавно абсолютно совпала с Вашей позицией по поводу рассказа «Честное слово»)
Мне очень нравится попытка выстраивания диалога через монологическое высказывание. Такое общение не агрессивно, оно оставляет право человеку быть самим собой и быть услышанным теми, для кого это важно, вне зависимости от того, совпадаем мы или нет. Мне кажется, об этом много пишет Хиллман: «Если человек обладает внутренней связью с самим собой, то он способен к более полноценному общению и с другим. Они могут находиться в одном и том же психологическом пространстве, обладать духовной близостью, поддерживать связь без внешней демонстрации. Связь — не только общение. Внутренняя связь — это тот контакт, который возникает между двумя людьми изнутри, из вертикальной внутренней коммуникации; ибо если я сейчас соединен с данным моментом, то я также открыт и соединен с вами. Основа бытия по своей глубинной сути не является основой моей личности; это общее начало всех людей; каждый человек находит к ней доступ через внутреннюю связь»
Мне жаль, что этот уровень общения исчезает с юнглэнда.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: чт, 02/07/2009 - 18:53 #34664
ЮнгЛенд постепенно превращается в конвейер анализа сновидений... Я так вижу...
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: шмульке, дата: чт, 02/07/2009 - 19:43 #34666
"Мне жаль, что этот уровень общения исчезает с юнглэнда."
Видимо, большенство нынешних посетителей Юнглэнда не "обладает внутренней связью с самим собой"...
Раньше и вода была мокрее... :)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: муссон, дата: чт, 02/07/2009 - 20:42 #34668
Да, видно месяц Глухаря. Моя тень - оптимизм.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ольга Н., дата: чт, 02/07/2009 - 22:07 #34681
Олег, бьюсь об заклад, Вы не читали обсуждения прошлых лет. В противном случае Вы бы увидели, что глубину осмысления человеком самого себя никогда ни с чем не спутаешь, так же, как вода всегда одинаково мокрая.
«Помыслы в сердце человека – глубокие воды, но человека разумный вычерпает их».(Притчи Соломона. Ветхий завет)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: муссон, дата: чт, 02/07/2009 - 22:21 #34685
Ольга, с Вашей легкой руки в этом обсуждении каждый может высказаться от лица своей тени.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: шмульке, дата: пт, 03/07/2009 - 11:17 #34699
Ольга Н
То, что я написал по поводу "нынешних посетителей", это утверждение. Примите мои соболезнования
А "вода", шутка...
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ольга Н., дата: сб, 04/07/2009 - 00:28 #34718
«Тема очень интересная»...
Владимир, если я вас правильно поняла, Вы подумали об архетипе Тени в какой-то иной плоскости, чем прежде. В какой?
----------------------------------------------------------
«Не перестаю удивляться, насколько Хиллман НЕТИПИЧНО подходит к этому архетипу»...
Поделитесь, пожалуйста.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Aspirina, дата: сб, 04/07/2009 - 00:37 #34719
Я с внутренним трепетом читала обсуждения юнглэндцев с момента рождения сайта
Ольга, это вы так долго молчали?!!! Как же вы выдержали?
сразу обратила внимание на Ваши посты: за ними я увидела ищущего, думающего, цельного человека. Запомнились Ваши рассуждения о творчестве. (А совсем недавно абсолютно совпала с Вашей позицией по поводу рассказа «Честное слово»)
А вообще-то мне иногда очень важно знать, что я не одна такая. Так что хорошо, что вы хоть сейчас мне об этом сказали.
Мне жаль, что этот уровень общения исчезает с юнглэнда.
Ну почему же? А я вижу здесь много интересных людей. Иногда мне очень хочется что-то высказать, но я себя одергиваю. Мне сейчас нужно думать в другом направлении :)
Ольга, это вы так долго молчали?!!! Как же вы выдержали?
сразу обратила внимание на Ваши посты: за ними я увидела ищущего, думающего, цельного человека. Запомнились Ваши рассуждения о творчестве. (А совсем недавно абсолютно совпала с Вашей позицией по поводу рассказа «Честное слово»)
А вообще-то мне иногда очень важно знать, что я не одна такая. Так что хорошо, что вы хоть сейчас мне об этом сказали.
Мне жаль, что этот уровень общения исчезает с юнглэнда.
Ну почему же? А я вижу здесь много интересных людей. Иногда мне очень хочется что-то высказать, но я себя одергиваю. Мне сейчас нужно думать в другом направлении :)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ольга Н., дата: сб, 04/07/2009 - 01:16 #34721
«Это вы так долго молчали?!!! Как же вы выдержали?»
Просто мне есть, о чем молчать.
-----------------------------------------------------------------------------------------
«А я вижу здесь много интересных людей».
Согласна. Именно поэтому мне хотелось бы их монологических высказываний. Даже хотела, было, предложить такую форму, а потом подумала: со своим уставом в…
--------------------------------------------------------------------------------------------------
«Мне сейчас нужно думать в другом направлении»
Почему «сейчас», что значит «нужно» и в каком направлении? (Если не посягаю на личное пространство)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Aspirina, дата: сб, 04/07/2009 - 01:35 #34722
Да. Понимаю. Я тоже всё больше получаю удовольствие от молчания.
Думать мне нужно сейчас в направлении темы мой магистерской работы, "Феминизм и Буддизм", а я делаю всё, чтобы ей не заниматься. А время идет, а ничего не сделано. Еще месяц-полтора тому назад у меня роилось куча идей и вдруг я перегорела. Я как будто её уже прожила и возвращаться в прошлое не хочется. Или это просто страх. Руководительница моя (она же и директор магистера)абсолютно ничего по теме не знает, как выяснилось уже позже, и согласилась её вести просто из огромного (как она сказала) любопытства, поскольку она выходит за академические рамки. Вот я сижу и мучаюсь. И некому руку подать.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ольга Н., дата: сб, 04/07/2009 - 02:04 #34723
«Тема моей магистерской работы "Феминизм и Буддизм".
Пришлите хоть потом почитать!
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Aspirina, дата: сб, 04/07/2009 - 02:09 #34724
«Тема моей магистерской работы "Феминизм и Буддизм".
Пришлите хоть потом почитать!
*********************
Вы читаете на испанском?
Пришлите хоть потом почитать!
*********************
Вы читаете на испанском?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ольга Н., дата: сб, 04/07/2009 - 02:14 #34725
"Вы читаете на испанском?"
Увы, нет.
Аспирина, ну, Вы даете:феминизм, буддизм, да еще на испанском.
Всегда интересно: Вы думаете на испанском или на русском? И на каком языке читали Хиллмана?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Aspirina, дата: сб, 04/07/2009 - 02:28 #34726
Ну я же уже почти 16 лет живу в Испании, муж испанец, учусь на испанском, хоть и работаю переводчиком, но это не то же самое, что самой рожать тексты, читаю практически только испанскую литературу, друзей русскоговорящих практически нет, с сыном и то говорим на испанском... Так что мне проще говорить и думать на испанском, тем более с феминистским и буддистким дискурсом я тоже знакома лишь в испанском варианте, по испанским текстам. Я даже не знаю как звучат многие термины по-русски. Но если я окунусь однажды в русскую среду, точно так же заново переучусь думать на русском. Хотя, когда нужно быстро посчитать: раз, два, три , четыре, пять... делаю это про себя по-русски. Это уже на всю жизнь.
Хиллмана читала и в русском и в испанском варианте, но не много.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ольга Н., дата: сб, 04/07/2009 - 02:36 #34727
«Но если я окунусь однажды в русскую среду, точно так же заново переучусь думать на русском».
Вы хотите сказать, что все 16 лет не были в России? И как это понимать «если окунусь ОДНАЖДЫ». Мне показалось, в этом есть какая-то грусть. Нет?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Aspirina, дата: сб, 04/07/2009 - 02:42 #34728
Вы хотите сказать, что все 16 лет не были в России? И как это понимать «если окунусь ОДНАЖДЫ». Мне показалось, в этом есть какая-то грусть. Нет?
***********************
Была только два раза.
Нет, грусти никакой нет в моих словах. Я имела в виду на долгое время. Я не уверена, что это однажды произойдет. Съездить на какое-то время, конечно, я съезжу, но на совсем уже вряд ли вернусь. После солнечной Испании в России трудно :)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ольга Н., дата: сб, 04/07/2009 - 03:00 #34729
Моя старшая дочка обожает Испанию. Была там не раз.
Вот ее субъектиные впечатления.
"Я с детства фанат Испании. Любила её заочно, много читала про неё. И на первые же заработанные деньги туда поехала. Потрясающая страна, нелепая, похожая на неровный кусок колотого сахара. Мне нравится всё: природа, архитектура, смешение менталитетов. Например, в католической церкви висит звезда Давида. В другой церкви – изображение хихикающей Марии с Христом на руках. А в эмоциональных контрастах испанцев – от восторга до безумия – есть что-то языческое. Может, я всё придумала, но мне дорога такая Испания – живая, чувственная и странная".
"От картин Эль Греко я испытала самое сильное в жизни художественное потрясение. Я видела их в городе, где он жил, – в Толедо, старой столице Испании. Полотна находятся в старой церкви и излучают такую боль и такой свет, которые невозможно вынести. Изображены люди, как бы зависшие в пространстве. Вроде бы святые, но не надмирные. Уже не земные, но ещё не небесные. Очень больно от этих картин. Но они прекрасны".
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Aspirina, дата: сб, 04/07/2009 - 03:44 #34730
))))))))
Спасибо, Ольга. Смеялась над нелепым куском неровного колотого сахара. Пусть она, Испания, останется для вашей дочери такой, какой она её полюбила. Не буду ничего опровергать. Я её тоже люблю, со всеми её странностями.
Надо же как у неё Эль Греко отозвался! Многим испанцам он кажется темным (oscuro). А я тоже всегда в нем видела свет. Боль и свет.
Спасибо, Ольга. Смеялась над нелепым куском неровного колотого сахара. Пусть она, Испания, останется для вашей дочери такой, какой она её полюбила. Не буду ничего опровергать. Я её тоже люблю, со всеми её странностями.
Надо же как у неё Эль Греко отозвался! Многим испанцам он кажется темным (oscuro). А я тоже всегда в нем видела свет. Боль и свет.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ольга Н., дата: сб, 04/07/2009 - 04:07 #34732
Недавно был такой спонтанный диалог с одним из моих друзей.
Я: - Я же родилась в середине прошлого века.
Он: - Да ладно. Не кокетничай.
Я: - Да уж тут не да кокетства. Более того, и ты родился в середине прошлого века.
Он: - !!!
Это я к тому, что для меня интернет так и остается чудом, сравнимым с каким-нибудь ковром-самолетом или машиной времен. Моя младшая дочка он-лайн сочиняет со своими друзьями рассказ, а все дети разбросаны по всей стране.
Вы в Испании, я в России, а мы чувствуем друг друга. Спасибо Вам, Аспирина. У нас ведь уже 5 часов утра.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Aspirina, дата: сб, 04/07/2009 - 04:08 #34733
ЧуднО. Подумала вдруг: А какое это имеет отношение к теме "Тень"?
Пошла читать и вижу:
"Если прислушаться к совести, то охватывает одиночество и становится слышным субъективный голос, о котором поначалу неизвестно, какие им движут мотивы. Совесть является автономным психическим фактором. Она ставит человеку требование: следуй своему внутреннему голосу, не бойся сбиться с пути. Можно не повиноваться этому приказу, но при этом испытывая тяжелое чувство измены."
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Aspirina, дата: сб, 04/07/2009 - 04:11 #34734
Это я к тому, что для меня интернет так и остается чудом, сравнимым с каким-нибудь ковром-самолетом или машиной времен.
***************************
Только сегодня за обедом говорили об этом с сотрудниками. А они намного моложе нас с вами. И тоже переживают это как чудо :)
И вам приятных снов, Ольга )))
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: сб, 04/07/2009 - 11:40 #34751
Для начала без Хиллмана…
Согласно юнговской теории существуют три «слоя» архетипа Тени (личный, коллективный и архетипическое Зло) Фрейд обозначил последнее, как инстинкт смерти (Танатос)…. Если первые два слоя могут осознаваться и ассимилироваться с дальнейшей деконструкцией, то последнее в высшей степени неподвластно сознанию. Оно обладает полной автономией. Мы можем только констатировать его наличие в нашем психическом мире. Страшно думать, что в человеке заложена мина, которая только и ждет своего часа чтобы взорвать нас изнутри минуя нашу волю…
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Чиффа, дата: сб, 04/07/2009 - 16:48 #34761
Аспирина, если Вам не трудно, скажите, какую буддийскую литературу (сутры и комментарии к ним) Вы используете в своей работе? Философию какой буддийской школы берете за основу? Конечно, на испанском я не читаю, но хотелось бы, чтобы Вы озвучили основные идеи Вашей работы. Думаю, это будет интересно не только мне.
Признаюсь, что и сама сейчас увязла в материале по духовному искательству :), исследую религиозные практики прямого постижения Бога (исихазм, суфизм, буддизм...), пытаюсь найти в психологической литературе язык, посредством которого можно будет выразить этот опыт вне привязки к религиозному контексту...
-:))))~
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев