Сны со школой, рушащимся домом

Добрый вечер, дорогие читатели и писатели! Вот, спустя несколько лет, вернулся сюда, поскольку, чувствую, без вмешательств со стороны я не справлюсь. Довольно часто в последнее время стал сниться более-менее повторяющийся сюжет. Дело происходит в моей школе (причем по ощущениям она моя, но планировка абсолютно всегда "чужая"), где я оказываюсь, как правило, или в коридоре перед уроком, или в самом начале урока. И всегда в таких случаях приходит одно и то же ощущение - очень яркая щемящая тоска, смешанная с удивлением, отчаянием что-то вспомнить - "неужели я опять здесь? Ведь, кажется, это все уже заканчивалось". Какое-то время проходит, и я понимаю, что происходит как бы "возврат к неизбежным истинам" - просто какое-то время позволяли жить в свободных условиях, но в итоге все вернулись сюда, в школу. Существенно то, что во сне я моментально нахожу способы доказать себе, что это не "второй раз в первый класс", а просто факультатив, и что смогу уйти, когда и куда захочу; но этого не происходит. При этом характерно, что большая часть людей во снах вполне узнаваемы, это реальные персонажи на реальных уроках; и почти все они весьма неодобрительно, с насмешкой, относятся к моему появлению. Все как будто знают, что я что-то учудил, забыл или не выполнил, ожидают какой-то промашки с моей стороны. Одноклассники, снящиеся в эти моменты, никогда не из числа моих друзей - это или конкуренты, или нейтральные люди. Учителя не всегда враждебны, но всегда холодны и неразговорчивы. В реальности я закончил школу 7 лет назад, и особых проблем с ней у меня никогда не было - как правило, учился я, не прилагая практически никаких усилий, на 4-5, и это меня абсолютно устраивало; оценки, кроме, разве что, совсем ужасных, не вызывали у меня никаких эмоций. Во снах же я придаю этому гораздо большее значение; также удивительно, что эти "стрессовые" уроки, как правило - по предметам, которые в реальности не были для меня сложными - история, черчение, биология, математика, русский язык. Физика и химия же, на которых я частенько переживал в жизни, мне, наоборот, никогда не снились. Опять-таки, в школе для меня единственной невыносимой задачей было домашнее задание. Я был готов тянуть с ним до утра следующего дня, чтобы уже непосредственно перед уроком споконо признаться себе, что времени не осталось совсем, помирать - так с музыкой. Но только не заниматься дома, это слишком. Во снах же тема домашних заданий не всплывала ни разу, ни мысли о них не было. К сожалению, в последнее время эти сны стали повторяться с завидной регулярностью, и эмоциональный эффект от них становится все пагубнее. Иногда у меня начинает вызывать ужас тот факт, что к вечеру придется снова ложиться спать, и там во сне снова будет это. Ощущения отчаяния, вины, попытки вспомнить что-то важное и страха проиграть после таких сновидений приводят к тому, что я уже ненавижу и загубленный день, и предстоящую ночь. Смена обстановки не помогает. Более того, понемногу угасают все желания, вносившие в жизнь разнообразие и азарт; я теряю как интерес к каким-то авантюрам, так и веру в себя и в то, что у меня вообще хоть что-нибудь получится. Я хорошо понимаю, что причина лежит не во снах, в них - обследование, кардиограмма, но прочитать ее верно не хватает то ли навыка, то ли духу. Подозреваю, что школа здесь скорее всего ни при чем, но утверждать не берусь. Возможно, я упускаю какую-то важную параллель? И еще, что называется, на засыпку. Вот только недавно приснилось, что дом, соседний с моим - внешне такой же, большой, девятиэтажный - рушится на глазах. От него отваливаются куски, он раскачивается, едва не задевает мой дом, но потом, качнувшись обратно, превращается в груду обломков, вместе со всеми, кто в нем был. В этом сне обломок-таки попадает и в наш дом, и я бегу, собираю все документы, хватаю близких, и мы бежим по лестницам (я запрещаю им садиться в лифт из-за возможного пожара), добегаем до первого этажа, где наиболее видны разрушения, пробегаем через зал с бассейном, и выбегаем на улицу. И вот конкретно этот, вполне реальный дом тоже снится мне довольно часто; с ним всегда неприятности - то он полуразрушен, то его захватывают бандиты, собирающиеся оттуда перебраться в наш, то на него падают деревья, то врезаются воздушные шары. Почему именно этот дом - я не знаю, в нем не живет никто из моих друзей или знакомых; я в нем и не был ни разу. Эмоции от снов с этим домом, как правило, не сильные, и в основном это печаль, тревога, неустроенность, как бы зуд внутри себя, но не отчаяние. И, кстати, часто стал сниться бассейн; причем в основном подземный или в основании огромного здания. В бассейн я тоже в жизни не ходил, особых воспоминаний на эту тему не припомню. Эмоции от снов с бассейнами - какое-то чувство потерянности, будто мог бы что-то сделать, но не воспользовался возможностью. Буду благодарен всем, кто пробьется через мое "многабукв" и привнесет ясность либо просто свое понимание снов, особенно со школой, очень уж стало не по себе. Заранее спасибо!
Здравствуйте, AndrewTJ)
Вами очень точно описана ловушка ВЫНУЖДЕННЫХ действий. С одной стороны - установка «должен», с другой -«незавершенные действия», между ними вы – генератор энергии. В таком положении со временем формируется густая сеть отношений (как паутина). Что бы выбраться из нее необходимо так же действовать с двух сторон.
Спасибо, mattan2004 :-) А не могли бы Вы уточнить, в таком случае, что в данном случае понимается под отношениями - отношения между мной и окружающими людьми, или отношения между сферами жизни/какими-то другими объектами/сущностями? И еще - действие с двух сторон, как я понимаю, выглядит как работа над установками ("внутри" себя, очевидно, с привлечением специалистов :)), или над ситуацией ("снаружи") как таковой - с отношениями с окружающими людьми, собственно с делами, планами?
Заранее хочу сказать, что все о чем я пишу, это просто мои рассуждения ( возможно даже мои фантазии), возникшие после прочтения вашего сна. Неплохо написано. Постарались все учесть и ничего не пропустить (образы –эмоции -паралели с другими снами). Нет, правда, я несколько раз с удовольствием прочитала. Знаете, как говориться «продукт хорошего качества». И здесь я задумалась, а какой ценой это получено? Дальше, давайте просто посмотрим на ваши образы и ощущения и я поделюсь своими … «Школа», ваше определение из текста сна- «какое-то время позволяли жить в свободных условиях, но в итоге все вернулись сюда, в школу» -значит, «школа»- это место, где нельзя жить свободно.( И действительно, школа- это место ,где учат детей ( они взрослеют ,получают знания) но еще это место,, где очень важно выполнять правила. Где все спонтанное ,природное, инстинктивное чаще всего контролируется ,находится в жестких рамках и границах). У вас возникают очень неприятные чувства и ощущения :» очень яркая щемящая тоска, смешанная с удивлением, отчаянием что-то вспомнить», но « я моментально нахожу способы доказать себе, что это не "второй раз в первый класс", а просто факультатив, и что смогу уйти, когда и куда захочу;» Вы хотите сбежать от неприятных чувств и ощущений, обмануть себя ,сказать себе «нет, все хорошо ,я свободен, контроль не так силен»дальше ваша фраза- «но этого не происходит.» Дальше «одноклассники» недобржелательны или соперничают»-учителя-холодны» Ваши ощущения: « отчаяния, вины, попытки вспомнить что-то важное и страх проиграть» Лично у меня, после прочтения вашего текста, возникло ощущение, что очень важен уровень достижений, результативность. Но возможно, что при этом теряется контакт с инстинктивным, спонтанным, естественным, очень высокий контроль и нет права на ошибку. Получается очень жесткая и холодная система. «Образ разрушающегося дома»- это возможно, образ разрушающейся системы представлений. Мне вспомнилось «весь мир насилья мы разрушим» -бунт вашего бсс -спуск на первый этаж-приближение к «земному»,»природному» Может быть дому нужно было разрушиться, чтобы вы спустились вниз? Бассейн с водой-.(вода-символ энергии, бсс, но в очень четком пространстве и рамках) Мне кажется, что это очень похоже на психоаналитический сеанс ,где у вас есть возможность работать с бсс, но в рамках и границах, которые создают безопасное пространство. Возможно, это запрос бсс на работу :стремление привлечь ваше внимание и установить другие внутренние связи..
У меня тоже есть доля комментария,думаю она не помешает...О школе и эмоциях...я лишь хотел бы сказать кратко и намеком,только не знаю на что точно...Один пожилой мужчина мне однажды рассказывал о повторяющемся сне,а он был почетным рабочим,в юности отличником,и вот снилось ему часто и навязчиво что он опаздывает на работу или прогуливае ее.(О здании...Вы сообщили сон повторяющ.о здании соседском и с ним все время неприятности,в нем ни родных,ни друзей,оно нейтрально в реале для вас,может поэтому в снах с ним все беды и происходят?Как проекция чего то глобального для вас на нейтральный объект,(здание)Но это лишь мое предположение...(Сны с бассейном...Может это символизм вашего внетреннего мира,его энергии,возможностей,о чем уже писали выше,а неудовлетворенность по его ресурсам мне кажется всегда есть,т.к.они неисчерпаемы...(иногда я сомневаюс в этом,в неисчерпаемости,если честно,почему не знаю...Вот пожалуй и все мои субьективности...
AndrewTJ, доброго времени суток!
У меня похожая история. И меня годами доставали серийные сны со школой или институтом, где срочно надо писать контрольную или сдавать экзамен, а я или не готов, или без штанов, или забыл то, что знал, или никак не доберусь до аудитории. И я тоже учился "понемногу", тянул с домашними заданиями, хотя двоечником не был, зато слушал ту же музыку, что и вы (и сейчас иногда слушаю - Trouble-90, White Zombie, Amorphis, Symphony X...), зачитывался Эдгаром По и Амброзом Бирсом, смаковал киноужасы, в поисках вдохновения посещал кладбища и т.п...

Вы пошли еще дальше и сами стали исполнять эту жуть, пробуждающую обитателей беспросветного Тартара в наших душах. Мне знакомо это мрачное удовлетворение от наслаждения вещами, которые у обычного человека вызовут содрогание; это позволяет чувствовать себя глубже, бесстрашнее и сильнее большинства, жмущегося в кучу при упоминании о тьме, смерти, разложении и отсутствии надежды на лучший исход. В начале 90-х я, например, воспевал жизнь так:

Вечерний блеск исполнен утешенья...
Заката марево на розовых ветвях,
Даль сходится к расслабленному зренью,
И кровь сочится в высохших кустах...
Здесь мертвенность давно необратима,
Здесь вечный сон, предсмертный бред чужой:
Что прожито - из мглы неразличимой
Томит и давит мутною волной...
Я пью восторг распада и забвенья...
Пусть в затхлой комнате зашторено окно!
Капели звук, мерцание гниенья:
Так ВАЖНОЕ навек разрешено...
Мой тихий сад в багровой мгле заката!..
Но тьма кругом, мятутся небеса,
Мчат облака, как клочья серой ваты,
И, как во сне, глухие голоса...

Я принимал этот болезненный декаданс за поэзию, срывающую покровы: "Вот каков на самом деле мир! - змеилось между строк. - Перестаньте обманываться и примите свою чудовищную участь с доблестью, а по возможности - с наслаждением!.."

Но жизнь насмешливо "отомстила" мне, выставив обманщиком меня самого.

На книжных развалах к тому времени появилось "Происхождение и развитие сознания" Эриха Нойманна, где описывались архетипические стадии этого процесса. Я дошел до второй главы и с непривычки покраснел, узнав себя в "прекрасных, как анемоны, юношах", всецело принадлежащих Великой Матери ("Земле", "Материи", "Природе", бессознательному), которая рождает их, наслаждается ими, убивает их (чтобы не дать им вырасти и не отпускать от себя), а потом безутешно оплакивает в вечном круговороте рождений и смертей. Так желанная Любовница со всеприемлющим лоном оборачивается вдруг страшной Богиней Смерти со зловонной пастью и мускулистыми ручищами, а несчастные юноши "в противоположность героическим персонажам мифологии, лишены силы и характера, им не достает индивидуальности и инициативы..., чтобы противиться силе Великой Матери и превозмочь ее... - пишет Нойманн. - Они всегда являются жертвами, умирающими подобно восхитительным цветам..."

Неудивительно поэтому, что сладостное влечение соседствует здесь с ужасом и вселенской печалью: окружающий мир воспринимается кровавой мясорубкой, избежать которой невозможно, - отсюда сверхчувствительность ко всевозможным невзгодам (оправдывая ими свое нежелание жить), пронзительные апокалиптические предчувствия, а также запойный алкоголизм, наркомания, сексуальная одержимость,
инфернальные увлечения, включая террор, и прочие способы быстрого и "щадящего" самоубийства...

Я не утверждаю, что исполнение музыки, "похожей на Tiamat" (рок-группа названа в честь хтонического божества, воплощения хаоса; победив Тиамат, бог Мардук рассек ее тело пополам и создал небо и землю), - что эта угрюмая деятельность является безоглядным служением Всепожирающей Матери, но нельзя и отрицать ее угнетающего воздействия на развивающееся эго, планирующее все-таки жить, что-то созидать, отстаивать, улучшать "дневную" жизнь для себя и окружающих, п.ч. это ЕДИНСТВЕННОЕ, что ему дано; ничто другое не является его заслугой, ибо уже создано Матерью и принадлежит ей... С другой стороны, для исследования и творчества нет запретных областей (тем более для Скорпиона!), просто никто не отменял вред радиации для физиков-ядерщиков или опасность вирусов для микробиологов. В подобных профессиях, имхо, не обойтись без скафандра и двойных перчаток...

Однако, даже если вы успешно преодолели эту стадию развития, нет гарантии, что вы к ней больше не вернетесь. Наша жизнь состоит из рывков и откатов (регрессий), так что "героя", побеждающего собственный змеиный хвост, приходится "включать" снова и снова. Без регрессий мы засыхаем на корню. Без порывов ввысь - заболачиваемся и гнием...

Возврат в давно оконченную школу, должно быть, отражает ваше внутреннее желание собраться, дисциплинировать себя, чтобы развиваться дальше, т.к. вечно "жить в свободных условиях" не получится, и вы это понимаете. В этих снах нет ваших друзей, ведь они разделяют ваше желание жить по принципу своевольного наслаждения, против чего восстает нечто внутри вас, олицетворенное чуждыми вам учениками-конкурентами и не одобряющими вас учителями. В вас помимо
вашей воли прорастает то, что Фрейд называл "принципом реальности": возможно, вы невольно задумываетесь о более прозаической карьере, которая позволит вам выжить в старости (не всем дано и хочется скакать по сцене на седьмом десятке, как вокалисты Роллинг Стоунз и Аэросмит). Вы бы с радостью прогнали от себя эти мысли, если бы сама жизнь - и близкие люди - не "капали вам на мозги". Эта точка зрения враждебна вашей, но она уже просочилась в вашу душу, свернулась на ее сыром дне, как ядовитая змея, и управляет вами изнутри, вот почему вы чувствуете себя виноватым, в вас "угасают все желания, вносившие в жизнь разнообразие и азарт", вы теряете "интерес к каким-то авантюрам и веру в себя", в то, что у вас "что-то получится". А что у вас должно получиться? То, чего хотите вы, или то, чего принято хотеть в обществе? Решать вам. Только какой бы путь вы ни выбрали, очень часто на нем придется тащить неподъемный крест, на котором вас же еще и
распнут (фигурально выражаясь). И тогда то, что казалось призванием, покажется сущим проклятьем, причем наихудшим из всех. Хорошо, если удастся пройти эти участки пути и не сломаться...

Дом напротив вашего дома, в котором вы ни разу не были и где не живет никто из ваших друзей, может символизировать другую, отвергнутую вами (а в чем-то - упущенную) возможность жить "как все". Это внешний для вас мир, где живут по другим правилам. Игнорируя и опровергая их, вы их разрушаете (подавленный протест?), но и сами при этом рискуете (обломок попадает в ваш дом, угрожая разрушить и его). Мне кажется, вас разъедают внутренние сомнения, удастся ли вам выдержать это противостояние и преуспеть с помощью вашего (в общем-то "подрывного" ) творчества. Не слишком ли вы рискуете и т.п.

AndrewTJ, это всего лишь мои предположения. Вы сами хорошо анализируете себя, просто, наверно, хотите сличить варианты. Удачи вам в ваших начинаниях!
AndrewTJ, подразумеваются отношения в вашей деятельности, как с окружающими людьми, так и с предметным миром. Привлечение специалиста необходимо когда нет понимания происходящего, но если вам известны механизмы, можно справиться и одному :) Действовать с двух сторон это значит поменять не только ментальную установку (одна сторона), но и воплощать, реализовывать новую в вашу жизнь (другая сторона).