Сон, сновидения и смерть. Исследования структуры сознания. Конференция с участием Далай-ламы XIV
Участники уникального обмена мнениями постоянно удивляют и восхищают нас своими находками сходства и различия между наукой и буддизмом. Книга-отчет об этом событии увлекательна и рассчитана на широкий круг читателей.
http://dharma.ru/details/915
++++++++++++++++
Автор - американского происхождения лама, эдакий мастер спорта полковник Чингачгук, имеющий очень поверхностное (фактически никакого) представление об аналитической психологии. Зато читается книга легко, поскольку никаких мыслей кроме "а о чём собственно книга-то?", вообще говоря, не возникает, в чём читатель может убедиться самостоятельно:
http://www.jungland.ru/node/2119
"... в тибетском буддизме вы можете говорить либо о проявленных, либо о скрытых состояниях сознания. Кроме того, можно говорить о скрытых склонностях (санскр. васана тиб. бакчак) или следах, отпечатках. Они хранятся в сознании как результат прежнего поведения и переживания. Внутри категории скрытых состояний сознания есть состояния, которые могут пробудиться при определенных условиях, и есть другие, которые нельзя пробудить. [Ср. Анагарика Говинда: "
С целью получить несколько важных точек отсчета, соответствующих основным уровням сознания, мы разделили сознание на три основные группы: периферическое, субпериферическое и сублиминальное сознание. Периферическое сознание – это внешнее, наиболее дифференцированное, нормальное "дневное" сознание человека. Его границы определяются сферой действия волитивной способности воспроизведения предшествующего (прошлого) содержания сознания, т.е. степенью контроля над нашей памятью. Субпериферическое сознание – это то, что лежит ниже порога волитивной способности воспоминания. Его содержание есть тот источник, который питает большую часть "дневного сознания", однако волитивное воспроизведение его содержания невозможно. Сознание этой сферы гораздо более объемно, чем ему предшествующее, и в то же время оно менее индивидуально дифференцировано за счет частичного исключения факторов воли. Дифференциация означает усиление эго-тенденции. Нижняя граница субпериферического сознания образована (круговой) линией "мертвого" сознания. В момент смерти начинается обратный ход линии сознания, и ее глубочайший поворотный пункт мы называем "мертвым" сознанием. То, что лежит за его пределами (т.е. в направлении к центру), и есть сублиминальное сознание. Оно пребывает за пределами возможности индивидуального устремления и воздействия, оно не доступно случайным или мгновенным влияниям, тогда как крайняя периферия содержит исключительно моментальное сознание, ибо все его составляющие (восприятия) утопают под внешним уровнем, поглощаются низлежащими слоями в соответствии с их "весом" или интенсивностью."] В буддийских священных книгах говорится, что в дневное время человек некоторые из этих скрытых склонностей через свое поведение и переживания, и эти следы могут пробудиться или проявиться в сновидениях. Есть определенные типы скрытых склонностей, которые проявляются по-разному, но при этом сознательно их вспомнить невозможно.
Однако в тибетском буддизме по этому поводу существуют разные точки зрения, и некоторые школы придерживаются мнения, что скртые склонности можно вспомнить. Этот вопрос возникает в частности в связи с темой препятствий ума (санскр. аварана) и препятствий знанию. В философской школе Прасангика Мадхъямика существует два направления. Одно придерживается мнения, что все препятствия знанию никогда не являются открытыми состояниями сознания, а всегда существуют в виде скрытых склонностей. Однако есть противоположное мнение, которое гласит, что есть определенные формы завес (препятствий) знанию, которые порождают осознаваемые проявления"
-:))))~