Комбинаторика от Жижека

От С. Жижека: Я знаю то, что я знаю. (область знания во внешнем мире) Я знаю о том, чего я не знаю. (область незнания во внешнем мире) Я не знаю о том, что я на самом деле знаю. (область безсознательного) Для полноты можно добавить: Я не знаю того, что я не знаю (о себе, но другие знают) Хотя это сомнительно, мне кажется безсознательное знает о себе абсолютно все. Или ошибаюсь?
оно возможно знает о себе всё что ему необходимо на данный момент. если ему что то будет нужно оно это найдёт. но может ли оно познать себя без участия сознания? к тому же я слышал что бессознательное бывает четырёх видов, подробностей не знаю.
по крайней мере, два вида точно есть, как предположил Юнг. Личное и коллективное. И возможно, как раз четвертый пункт из перечисленных - это уже сфера коллективного безсознательного. Поскольку речь идет уже о других, границы личности тут должны заканчиваться. "Я" и "другой" - это разное личное сознание и личное безсознательное. Но у Юнга коллективное безсознательное - это все же более глубокий слой, не бытовой и не совсем социальный. Не знаю, как объяснить точнее... Ухожу читать :)
"мне кажется безсознательное знает о себе абсолютно все." ******************************************************* Лама Анагарика Говинда в связи с этим аспектом рекомендует вместо термина "бессознательное" пользоваться термином "глубинное сознание".
знал бы прикуп, был бы ламой :) Наверное лама может позволить себе называть это глубинным сознанием. Но мне кажется, что интегрировать все безсознательное без остатка в сознание, даже самое глубинное, нельзя. То есть это может и возможно, но очень вредно.
Юнг: "Теоретически, полю сознания не могут быть поставлены никакие пределы, поскольку оно способно к неограниченному расширению. Эмпирически оно, однако же, всегда обнаруживает свой предел, когда сталкивается с неизвестным. Последнее состоит из всего, нами не знаемого и, следовательно, не соотнесенного с эго как центром поля сознания. Неизвестное распадается на две группы объектов: те, что находятся вовне и могут быть восприняты посредством чувств, и те, что находятся внутри и воспринимаются непосредственно. Первой группой охватывается неизвестное во внешнем мире, второй - неизвестное в мире внутреннем. Вторую из указанных территорий мы называем бессознательным." (AION).
Анагарика Говинда: "Факторы сознания убывают по мере перехода на более высокие ступени дхьянического углубления; начиная с общего исходного основания или, точнее, с поверхности обычного состояния разума, сознание все более и более сосредоточивается, пока наконец не достигается точка полного единения. Таким образом, сознание колеблется между предельными состояниями Дифференциации и Однородности. Согласно буддийской точке зрения, Однородность есть первоначальное, важнейшее состояние разума, тогда как поверхностное сознание, или сознание в общепринятом смысле слова, может быть определено как феномен сопротивления – препятствия в потоке бытия, по аналогии с возникновением тепла и света, выделяющихся на сопротивлении при прохождении через него электрического тока. "Поверхностное сознание" является наиболее дифференцированным. По мере нашего самоуглубления дифференциация убывает, а воссоединение возрастает. Поэтому мы и называем это однородное сознание, или приближающееся к нему, сознанием глубинным, или "фундаментальным сознанием". Амплитуда колебания между поверхностным и глубинным уровнями аналогична интенсивности сознания. Чем ближе сознание приближается к своим основам, тем сильнее угасает идея "Я". И именно по этой причине эго воспринимается в процессе медитации как иллюзия.

 Чем более развит индивидуум, тем более широки возможности вариации его сознания. Однако не следует ожидать от меня утверждения о том, что уровень развития определяется степенью дифференциации сознания. Проблема заключается в более фундаментальном вопросе: какое различие между единством сосредоточенного разума и единством неразвитого сознания, в чем отличие более высокого сознания от подсознания, мирского сознания от состояния сверхмирского медитационного углубления (локуттара-джхана), простоты мудреца от наивности ребенка, в чем различие между отсутствием восприятия в состоянии концентрации и внешне сходным явлением в глубоком сне или гипнозе? " (Далее см. Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Структура сознания.)

**********************************************************
нет луны в воде
Лена, очень интересно. Но вот уже любимый вами Хоружий говорит о невозможности адекватного перевода на русский индийских текстов. Я говорила о вреде в том смысле, что в том же безсознательном заложены все наши автоматизмы, очень полезные в жизни. Без них очень плохо. -------------------------- в чем отличие более высокого сознания от подсознания, мирского сознания от состояния сверхмирского медитационного углубления (локуттара-джхана), простоты мудреца от наивности ребенка, ------------------------------ у мудреца и у ребенка разные цели, а значит и сознание работает в разных направлениях. Поскольку разный вектор, то и результат разный.
"Но вот уже любимый вами Хоружий говорит о невозможности адекватного перевода на русский индийских текстов." ***************************************** Вообще говоря, в ссылке речь шла не о переводе на русский индийских текстов, а о том, что в связи с обозначенной Вами проблематикой целесообразно рассматривать два модуса сознания. Ну а в частности, мы ведь, например, читаем русские переводы текстов того же Юнга и ничего, думаем, что понимаем содержание. Кстати, об авторе: Лама Анагарика Говинда (Эрнст Лотар Гоффманн, 1898-1985) родился в Саксонии. Изучать пали начал в первой половине 20-х гг., сперва на Капри, а затем в университете Неаполя. В декабре 1928 г. он отправился на Цейлон, где стал брахмачарьей в общине немецких монахов, основанной Ньянатилокой Махатхерой (первым немцем-бхиккху). Здесь он получил новое имя "Говинда", а в 1929 году во время путешествия в Бирму после принятия монашеских обетов в тхеравадинской сангхе, – имя "Анагарика" ("Бездомный странник"). Результатом интенсивного изучения пали стало признание Говинды знатоком палийской литературы и приглашение его на международную буддийскую конференцию в Дарджилинг, где произошла судьбоносная для него встреча с новым гуру, перевернувшая его взгляд на дхарму и пути ее осуществления: из убежденного последователя Тхеравады он преобразился в махаяниста, последователя Ваджраяны. На эту перемену в жизни Говинды повлиял Томо Геше Ринпоче, который был настоятелем ряда ваджраянских монастырей и занимал четвертый по величине ранг после Далай Ламы. Позже Говинда был ординирован в традиции тибетских школ Друпа-Кагью (гуру Аджо Репа Римпоче). Он организовал несколько буддийских институтов, призванных содействовать "западному" буддизму в обретении собственного лица как необходимого условия жизнеспособности учения Будды.
Ольга, я прошу прощения, вчера не было возможности дописать сообщение, отвлекли срочные дела. Просто хотела добавить, что Анагарика Говинда для меня является автором, которого невозможно цитировать. Его тексты не получается "резать на кусочки", настолько они цельные и самодостаточные. Остальное сказал Майтрейя. ********************************************************** нет луны в воде
За ссылку спасибо, я не отрицаю этих знаний, это было бы глупостью. Но хочу разобраться. Ваш автор Анагарика Говинда очень сведущ и мудр, но все же это другая система знаний. Верю, что на кусочки не разрезать. Я обязательно почитаю, найду время. а пока ощущения... Описание похоже на математику, на формулу. Чего физики не любят в математике, так это отсутствие физического смысла. Юнг ближе. И Лена как раз его формулу привела в соответствии с пунктом 3 - и я первые два подправила - про внешний мир. Если предположить, что несмотря на то, что сознание не может выразить словами, вобрать в себя те знания о себе, что идут от безсознательного, тем не менее эти знания присутствуют в человеке как в целом существе. Если их нельзя сформулировать, можно почувствовать, угадать в конце концов, чем анализ и занимается. В обычной жизни они недоступны, но это не для всех и не всегда. То есть в принципе (благодаря Юнгу и К или буддистам) они все же доступны. А четвертый пункт - это задача, которую бурно решают подростки, и потом уже взрослые всю жизнь в какой-то степени. Что знают обо мне другие, чего я не знаю? Наверное, это вопрос коммуникации. Вот мы тут что-то обсуждаем, и это уже коммуникация, оценка в том числе. Я получаю не только ответ на вопрос, но и новое знание о себе :) Только безсознательное уже пропало...