Познание априори и апостериори
Автор: Чиффа, дата: пн, 27/09/2010 - 21:08 Теменос для начинающих
Иммануил Кант. Критика чистого разума.
"Без сомнения (...), никакое познание не предшествует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта. (...) Но хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта.
Поэтому возникает по крайней мере вопрос, который требует более тщательного исследования и не может быть решен сразу: существует ли такое независимое от опыта и даже от всех чувственных впечатлений познание? Такие знания называются априорными; их отличают от эмпирических знаний, которые имеют апостериорный источник, а именно в опыте.
Поэтому в дальнейшем исследовании мы будем называть априорными знания, безусловно независимые от всякого опыта, а не независимые от того или иного опыта. Им противоположны эмпирические знания, или знания, возможные только а posteriori, т.е. посредством опыта. В свою очередь из априорных знаний чистыми называются те знания, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое. Так, например, положение всякое изменение имеет свою причину есть положение априорное, но не чистое, так как понятие изменения может быть получено только из опыта. (...)
Речь идет о признаке, по которому мы можем с уверенностью отличить чистое знание от эмпирического. Хотя мы из опыта и узнаем, что объект обладает теми или иными свойствами, но мы не узнаем при этом, что он не может быть иным. Поэтому, во-первых, если имеется положение, которое мыслится вместе с его необходимостью, то это априорное суждение; если к тому же это положение выведено исключительно из таких, которые сами в свою очередь необходимы, то оно безусловно априорное положение. Во-вторых, опыт никогда не дает своим суждениям истинной или строгой всеобщности, он сообщает им только условную и сравнительную всеобщность (посредством индукции), так что это должно, собственно, означать следующее: насколько нам до сих пор известно, исключений из того или иного правила не встречается. Следовательно, если какое-нибудь суждение мыслится как строго всеобщее, т.е. так, что не допускается возможность исключения, то оно не выведено из опыта, а есть безусловно априорное суждение. Стало быть, эмпирическая всеобщность есть лишь произвольное повышение значимости суждения с той степени, когда оно имеет силу для большинства случаев, на ту степень, когда оно имеет силу для всех случаев, как, например, в положении все тела имеют тяжесть. Наоборот, там, где строгая всеобщность принадлежит суждению по существу, она указывает на особый познавательный источник суждения, а именно на способность к априорному знанию. Итак, необходимость и строгая всеобщность суть верные признаки априорного знания и неразрывно связаны друг с другом. Однако, пользуясь этими признаками, подчас бывает легче обнаружить случайность суждения, чем эмпирическую ограниченность его, а иногда, наоборот, более ясной бывает неограниченная всеобщность, приписываемая нами суждению, чем необходимость его; поэтому полезно применять отдельно друг от друга эти критерии, из которых каждый безошибочен сам по себе.
Нетрудно доказать, что человеческое знание действительно содержит такие необходимые и в строжайшем смысле всеобщие, стало быть, чистые априорные суждения."
"Без сомнения (...), никакое познание не предшествует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта. (...) Но хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта.
Поэтому возникает по крайней мере вопрос, который требует более тщательного исследования и не может быть решен сразу: существует ли такое независимое от опыта и даже от всех чувственных впечатлений познание? Такие знания называются априорными; их отличают от эмпирических знаний, которые имеют апостериорный источник, а именно в опыте.
Поэтому в дальнейшем исследовании мы будем называть априорными знания, безусловно независимые от всякого опыта, а не независимые от того или иного опыта. Им противоположны эмпирические знания, или знания, возможные только а posteriori, т.е. посредством опыта. В свою очередь из априорных знаний чистыми называются те знания, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое. Так, например, положение всякое изменение имеет свою причину есть положение априорное, но не чистое, так как понятие изменения может быть получено только из опыта. (...)
Речь идет о признаке, по которому мы можем с уверенностью отличить чистое знание от эмпирического. Хотя мы из опыта и узнаем, что объект обладает теми или иными свойствами, но мы не узнаем при этом, что он не может быть иным. Поэтому, во-первых, если имеется положение, которое мыслится вместе с его необходимостью, то это априорное суждение; если к тому же это положение выведено исключительно из таких, которые сами в свою очередь необходимы, то оно безусловно априорное положение. Во-вторых, опыт никогда не дает своим суждениям истинной или строгой всеобщности, он сообщает им только условную и сравнительную всеобщность (посредством индукции), так что это должно, собственно, означать следующее: насколько нам до сих пор известно, исключений из того или иного правила не встречается. Следовательно, если какое-нибудь суждение мыслится как строго всеобщее, т.е. так, что не допускается возможность исключения, то оно не выведено из опыта, а есть безусловно априорное суждение. Стало быть, эмпирическая всеобщность есть лишь произвольное повышение значимости суждения с той степени, когда оно имеет силу для большинства случаев, на ту степень, когда оно имеет силу для всех случаев, как, например, в положении все тела имеют тяжесть. Наоборот, там, где строгая всеобщность принадлежит суждению по существу, она указывает на особый познавательный источник суждения, а именно на способность к априорному знанию. Итак, необходимость и строгая всеобщность суть верные признаки априорного знания и неразрывно связаны друг с другом. Однако, пользуясь этими признаками, подчас бывает легче обнаружить случайность суждения, чем эмпирическую ограниченность его, а иногда, наоборот, более ясной бывает неограниченная всеобщность, приписываемая нами суждению, чем необходимость его; поэтому полезно применять отдельно друг от друга эти критерии, из которых каждый безошибочен сам по себе.
Нетрудно доказать, что человеческое знание действительно содержит такие необходимые и в строжайшем смысле всеобщие, стало быть, чистые априорные суждения."
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: bangorino, дата: пн, 27/09/2010 - 22:00 #53268
если собака крутит хвостом от удовольствия, то это не значит ,что если ей крутить хвост то она будет получать удовольствие.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: новаяея, дата: пн, 27/09/2010 - 22:08 #53270
Здорово! Кант в курилке! Он даст всем прикурить!
Прошлой осенью была в Калининграде. Посетила место его упокоения.
Рядом с его могилой находится точка приема уровней Души из пространства.
Реально ощущается тончайший энергетический поток. Состояние получила великолепное.
Вот такой конкретный опыт. И тебе априори и апостериори.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: soulgardener, дата: пн, 27/09/2010 - 22:38 #53272
В Калининграде был, у могилы Канта стоял, точки не ощутил :)
Да и вообще, история города бррр.
Когда то, уж непомню какой орден, заставил вольных каменщиков потрудиться в отстраивании этого города. Они, сохраняя свою жизнь сделали свое дело, но прокляли город на разрушение.
Мне предлагали в Калининград переехать. Но когда я приехал, жуть. Лишь маленькие и заброшенные островки древности, остальное панельный бетон, покрытый сыростью. Ну и возде зоопарка сталинские постройки. Все былое разрушили. Да и население не сложилось, и сейчас в сильном движении.
Да и собор, патриарх Кирилл пытался забрать под свой омофор... Как во всем этом Вы нашли тонкий поток? :)
--------------------------------------------------------------
А без навозу, никак.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: новаяея, дата: вт, 28/09/2010 - 10:54 #53282
В Калининграде был, у могилы Канта стоял, точки не ощутил.
.-..-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-
Я ехала в Калининград с целью, с настроем на эту точку, имея знания об этом месте, о философии Канта, о теории Эволюции (a priori).
При соответствующих умениях настраиваться на тончайшие вибрации, через соответствующие органы восприятия (физис), получила реальный, последующий от пребывания на точке, опыт (a posteriori)
Скорее всего, у вас накопилось другое знание об этом месте, и вы увидели то, на что были настроены. Каждый получает то, на чем он фокусируется.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: jump, дата: вт, 28/09/2010 - 11:55 #53292
В Праге, на общем сильном фоне (Гебельс говаривал: - Прага
есть Магический центр Европы), могила Ницше тоже требует
"настроя" именно на личность мыслителя, иначе ощущения
слабовыраженные.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ольга Н., дата: ср, 29/09/2010 - 04:36 #53311
«В Праге, на общем сильном фоне, могила Ницше тоже требует "настроя».
Напомнило:
- Если бы этот дуб умел говорить, он бы сказал так много!...
- Прежде всего, он сказал бы, что он ясень.
Ницше похоронен на древнем (12 века) кладбище, в маленьком городке Реккене, недалеко от Лейпцига.
==============
«имея знания о философии Канта, о теории Эволюции (a priori),
при соответствующих умениях настраиваться на тончайшие вибрации, через соответствующие органы восприятия (физис), получила реальный, последующий от пребывания на точке, опыт (a posteriori)
============
«Каждый получает то, на чем он фокусируется».
Это бесспорно, но согласитесь, Диларам, Ваша личная способность «настраиваться» и утверждение о «точке приема уровней Души из пространства» - не одно и то же.
Априорные синтетические суждения, согласно Канту, не формы бытия, а понятия нашего рассудка. Ни «теория эволюции», ни уж тем более «точка приема уровней души» никакого отношения не имеет к кантовскому a priori. Так же как и «пребывание на точке» не есть аposteriori. Если уж по Канту, то Вы смешали трансцендентальное и трансцендентное. Трансцендентное у Канта — это все то, что выходит за пределы возможного опыта (например, Бог или бессмертие души), оно – «вещь в себе», ноумен.
Один из часто повторяемых Кантом тезисов: «Разум предписывает», - означает, что "трансцендентальное» - это тот способ познания, который исследует не столько предметы, сколько виды нашего познания предметов. Способ рассуждения, когда задаются вопросы и даются на них ответы, Кант называет трансцендентальным, а свои ответы на эти вопросы - трансцендентальной теорией опыта. При этом он пишет: "Опыт никогда не дает своим суждениям истинной и строгой всеобщности, он сообщает им только условную и сравнительную всеобщность». То есть в лучшем случае, если уж по Канту, Вы могли бы задать себе вопрос: «Что это за «великолепное состояние» я испытываю?» А у Вас сразу же готов ответ: «Здесь точка приема уровней Души из пространства». (????)
В переводе на классический язык это означает «Бог есть, потому что я его чувствую». Это, естественно, Ваше право. Только как быть с soulgardener , который не почувствовал тончайших вибраций? А очень просто – «Ему не дано». Подобному способу «доказательств» бытия Бога (трансцендентного) лет этак тыщи две, теодицея называется в теологии. (Хотя сам термин ввел Лейбниц в 18 веке.) Именно в теологии Кант позаимствовал термины «трансцендентное» и «трансцендентальное» и, опровергнув способы доказательства Бога богословием, пришел к выводу, что «все попытки чисто спекулятивного применения разума к теологии бесплодны».
Юнг, как известно, истоком свой философии считал Канта. И вслед за Кантом очень осторожно обращался с метафизическими категориями.
Юнг: «Общезначимая достоверность любого метафизического постулата, – скажем, о Вселенском Уме, – не доказана и не может быть доказана. И когда разум заверяет нас в существовании Вселенского Ума, он, с нашей точки зрения, просто делает некое утверждение. Мы нисколько не допускаем, что этим утверждением доказывается существование Мирового Ума. Поэтому психология утверждает, что разум не в состоянии ни описать, ни объяснить того, что лежит за его пределами. Признавая, таким образом, положенные нашему разуму границы, мы демонстрируем здравый человеческий рассудок. Со стороны науки такое допущение подтвердить никак невозможно, поскольку субстанциальность этих материй отнюдь не научная проблема, ведь в любом случае она находится по ту сторону способности человеческого восприятия и суждения, а тем самым и по ту сторону всякой доказуемости. Для психолога речь идет лишь о психическом опыте. Это, несомненно, познаваемые психические содержания, обладающие столь же несомненной автономией, ибо они являются психическими подсистемами. Они либо спонтанно проявляются в экстатических состояниях и при случае вызывают сильнейшие впечатления, либо, при душевных расстройствах, закрепляются в форме бредовых идей и галлюцинаций, тем самым разрушая единство личности".
На языке Юнга кантовская «условная и сравнительная всеобщность» находит свой источник в архетипической психике. Посмотрите, как перекликаются юнговские мысли с кантовскими: «Психология трактует все метафизические положения и утверждения о разуме и его структуре как продукты самогo разума, полагая их высказываниями, возникающими в конечном счете из определенных бессознательных диспозиций. Архетипические ощущения зачастую обладают сверхчувственным воздействием.
Архетипы служат компенсаторными эквивалентами "внешнего мира" и, таким образом, имеют "космический" характер. Этим объясняется их нуминозность и "богоподобность" Наша психология – это исключительно наука о феноменах без каких бы то ни было метафизических импликаций».
Кант: «Мне пришлось потеснить знание, чтобы освободить место вере.
Юнг: «Об этом пусть судит вера, а не наука».
А вот фраза Канта, рядом с которой может быть поставлено и имя Юнга: «Пережить катарсис – почти что найти Бога»
===========
Не обижайтесь, Диларам, видит Бог, я ничего не имею против Вас лично, и даже более того, Вы мне симпатичны. Но нельзя все валить в кучу. Я просидела над Кантом лет пять и могу с уверенностью сказать, что глубоко я его НЕ знаю. Он очень сложен и неоднозначен, завораживает и напрягает, вокруг его имени ломаются копья вот уж двести лет. Кант в курилке, где «он всем дает прикурить», напоминает мне одного персонажа, который с самим Пушкиным был на короткой ноге.
-Ну, что, брат Пушкин?
-Да так как-то все…
Недаром Кант говорил: «Не мыслям надобно учить, а мыслить».
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: новаяея, дата: ср, 29/09/2010 - 09:28 #53315
Кант: «Мне пришлось потеснить знание, чтобы освободить место вере.
Юнг: «Об этом пусть судит вера, а не наука».
Но нельзя все валить в кучу.
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
Ольга, я очень признательна вам за подробный коммент.
Все наши проблемы от того, что в все куче, с одной стороны, а с другой, так разнесены вера и знание в разные стороны, что от человека уже ничего не остается.
Я рассказала о личном опыте интеграции знаний Теории Эволюции
(600 видеокассет) и доверии своим возможностям взаимодействовать с незримым, непроявленным.
Замечательно, что на Юнгленде есть такая возможность излагать свои мысли, учиться воспринимать мысли других и умножать веру в себя.
Может быть тогда "куча" скорее станет стройной системой новых знаний о мире и о себе.
.-.-.-.-.-.-.
Про "курилу". Я просто удивилась, что такая серьезная тема появилась в этом разделе.
.-.-.-.-.-.-.-.-
Soulgardneru ВСЕ ДАНО, как и всем нам. Надо захотеть этим пользоваться.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: bangorino, дата: ср, 29/09/2010 - 10:43 #53318
*** удалено support как флуд ***
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ольга Н., дата: чт, 30/09/2010 - 04:12 #53335
"на Юнгленде есть такая возможность излагать свои мысли, учиться воспринимать мысли других"
==============
Диларам, мне тоже близка эта позиция – «учиться воспринимать мысли других». Это действительно трудно, и, увы, юнгленд , на мой взгляд, этим похвастаться не может. (Cовсем иное было на форуме в его первые годы. ) Еще Антон Павлович говорил, что человек не в состоянии понять, почему Другой сморкается не так, как он. У Юнга об этом еще более однозначно: «Если человек не понимает другого человека, то он склонен считать его дураком».
Мне кажется, это целое искусство – выстроить диалог, где стороны слышат друг друга. Давайте попробуем. Есть еще одна всегдашняя формальная проблема: чтобы добраться до сути иной точки зрения, надо преодолеть барьер разных лексических кодов. Я читаю Ваши посты. В одной из веток, помните, Вы разошлись с оппонентом в понимании власти. Я тогда Вас сразу поняла и увидела, что несогласие другого человека с Вами было продиктовано только тем, что в его восприятии понятие «власть» имело совсем иные коннотации. Поэтому, с Вашего позволения, у меня вопросы.
Что Вы вкладываете в слова «вера» и «знание»?
Что Вы имеете в виду, когда говорите, что «от человека ничего не осталось»?
Что для Вас «незримое», «непроявленное» - в самом себе, в мире или в том самом трансцендентном?
Что Вы вкладываете в слова «НОВЫЕ знания о мире»?
Что Вы понимаете под «стройной системой знаний»?
Я ни грамма не иронизирую. Более того, это плоскости, rоторые существуют во мне как мои внутренние ВОПРОСЫ, а в Ваших словах они звучат как ОТВЕТЫ. Мне интересны Ваши ответы, как вообще мне интересен ищущий человек, и не менее – нашедший. Отдаю себе отчет, что вопросы, которые я Вам задала, мягко говоря, непростые. Поэтому выбор формы обсуждения,естественно, остается за Вами.
Ну и самый простой вопрос: что такое «600 касет»?
===========
Р.S.Уважаемые bangorino и Renovatio, у меня к вам личная просьба - в это обсуждение не заходить. Повторяю, это не более чем ПРОСЬБА.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: soulgardener, дата: чт, 30/09/2010 - 10:14 #53336
Автор: новаяея, дата: ср, 29/09/2010 - 09:28
Soulgardneru ВСЕ ДАНО, как и всем нам. Надо захотеть этим пользоваться.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Золотые слова! Если читать Юнга, то он скорее склонен не объяснять свои, трансперсональные переживания местом или предметом, а своей психикой. И, возвращаясь к могиле Канта (там же похоронен сын Лютера), может дело не в могиле? Может Вам уже дано, а Вы за этим поехали в Калининград, привезя с собой то, что и обнаружили? :)
--------------------------------------------------------------
А без навозу, никак.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ютта, дата: чт, 30/09/2010 - 10:34 #53338
Может Вам уже дано, а Вы за этим поехали в Калининград, привезя с собой то, что и обнаружили?
Тоже этот момент неясен, вот высказывание:
"Не зная, сколь близка им Истина,
Они пускаются в путь дальний, – какая жалость!
Они подобны тем, кто стоя у ручья
С мольбою просит о глотке воды."
мастер дзэн Хакуин
И все понятно, уже дано, и знаешь об этом, но активируется что-ли в определенных местах, вернее не активируется, а как-бы восуществляется в реальный опыт, переживание в определенном месте, в определенный час.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: soulgardener, дата: чт, 30/09/2010 - 11:22 #53340
Так может активизируется, опять таки, от внутреннего настроя, отношения к этому месту? Как эффект плацебо?
--------------------------------------------------------------
А без навозу, никак.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: новаяея, дата: чт, 30/09/2010 - 11:56 #53341
Поэтому выбор формы обсуждения,естественно, остается за Вами.
Ну и самый простой вопрос: что такое «600 кассет?
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
Ольга, я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.
Уважая правила Юнгленда, я не смогу это сделать полновесно здесь на форуме, другой ресурс.
Потому попробую адаптировать специфическую терминологию Теории Эволюции к психологической.
Считаю, что лучше всего обратиться к первоисточнику, где 600 кассет лекций академика Й.П.Герви представлены в текстовом материале. Он говорил, что не открыл ничего нового, все всем известно. Ему удалось посмотреть на известное с другой позиции,
что открыло фантастические горизонты и перспективы эволюционного развития для человечества.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: новаяея, дата: чт, 30/09/2010 - 21:30 #53382
Что Вы вкладываете в слова «вера» и «знание»?
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-
Ольга,оговорюсь сразу, что психологией я занялась после 25 лет библиотечного "сизифового труда", чтобы, элементарно,выжить. С 1993 года продолжается мое ученичество и практика, любовь и творчество в психологии.
У меня нет классического психологического образования, только семинары. Главные- это семинары по холодинамике В.В.Вульфа.
Поэтому я позволю себе язык для домохозяек, без претензий на учительство.
Итак ВЕРА и ЗНАНИЕ. Думаю, не надо доказывать, что это информация, энергия.
Веру мы воспринимаем как ВОЛНУ. А волновая энергия воспринимается правым полушарием. Знание представляет собой точечную (частичковую) энергию и обрабатывается левым полушарием. В центральной нервной системе обе энергии становятся полной холодинамической энергией (голограммами, образами, символами) Это наша память. Никакой мистики.
Инсайт по своей физической природе является коллапсом волны в частицу, в точку. Предчувствие становится знанием. открытием.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Чиффа, дата: чт, 30/09/2010 - 21:40 #53383
Уважаемые Ольга Н. и Диларам! Выражаю восхищение уровнем владения материалом и уровнем дискуссии. Наконец-то интересное обсуждение, спасибо вам обеим огромное. К сожалению, не могу принять пока активное участие в развитии темы: жизнь загоняет меня в жесткие временнЫе рамки и приходится выбирать, на что расходовать свои силы.
Мои познания в заявленной теме не простираются дальше университетского курса философии, но когда я вижу в основном разделе форума выражение "в оприоре", то мне остается с Кантом пойти в курилку. Забегая вперед, отмечу, что Гегель, продолжая мысль Канта о сущности (вещи-в-себе) и явленности (вещи-для-нас) сумел отчасти преодолеть это противоречие, сказав о том, что сущность явлена, а явленность существенна: "Самосознание имеет сознание своим предметом,следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется так же, как момент в самосознании. Самосознание с необходимостью
переходит поэтому, далее, к тому, чтобы посредством отталкивания себя от самого себя противопоставить себе некоторое другое самосознание и в этом последнем приобрести себе объект, который тождествен с ним и в то же время самостоятелен. Этот объект первоначально есть непосредственное, единичное "я". Но если это последнее освобождается от еще присущей ему, таким образом,
формы односторонней субъективности и понимается как проникнутая субъективностью понятия реальность, следовательно, как идея, то самосознание выходит тогда из своей противоположности сознанию, переходит к
опосредственному единству с ним и вследствие этого становится конкретным для-себя-бытием "я", абсолютно свободным разумом, познающим в объективном
мире себя самого.
При этом почти нет надобности упоминать здесь о том, что разум, выступающий в нашем рассмотрении как нечто третье и последнее, не есть нечто только последнее, из чего-то ему чуждого проистекающий результат, но скорее
есть нечто, лежащее в основе и сознания, и самосознания, следовательно, то первое, что посредством снятия обеих этих односторонних форм, раскрывается как их первоначальное единство и истина."
("Феноменология духа"). Снова проблематика "Я и Другой", но в контексте самопознания. Когда я познаю себя, то расщепляю себя на "Я" и ... "еще одно Я".
**********************************************************
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: чт, 30/09/2010 - 22:21 #53385
Слово юмор произошло от латинского humor «влажность, влага».
Считалось, что от соотношения «влажность/сухость» возникает гармония, которая дает ощущение свободы проявления души, ее творчества. «Сухость» означала косность, приверженность к консерватизму. «Влажность» приравнивали к Гермесу, его текучести, и непредсказуемости.
Знание (сухость) – сила, которая направлена на удержание того, что уже достигнуто, и на основании которого все должно стоять непоколебимо (принцип стремления к постоянству). Влага (принцип стремления к совершенству) пытается, и в конечном итоге прорывает эту плотину.
Влага обладает знанием, что она прорвет эту плотину знания, знание верит, что оно знает, что удержит напор влаги (веры).
Познание, на мой взгляд, заключает в себе недознание архетипа, которое посредством веры может приобрести архетипический образ, доступный осознованию, т.е. представление через это может стать понятием.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: новаяея, дата: вс, 03/10/2010 - 23:31 #53499
Что для Вас «незримое», «непроявленное» - в самом себе, в мире или в том самом трансцендентном?
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-
Прежде чем продолжать отвечать на ваши вопросы, хочу предложить сказку И.Шаха. Может быть это поможет "преодолеть барьер разных лексических кодов. ВРЕМЯ, МЕСТО И ЛЮДИ
Некогда жил-был царь. Однажды он позвал к себе дервиша и сказал ему:
"От начала времен человеческих и по сей день дервишский путь, передаваемый
из поколения в покление непрерывно сменяющими друг друга мастерами, служит
вечным источником света, который лежит в основе таких великих ценностей,
что даже мое царствование является не более, чем слабым их отражением".
- Да, это так, - ответил дервиш.
- А раз так, - продолжал царь, - то если я настолько просвещен, что
знаю это и страстно желаю обучиться всем тем истинам, которые ты в своей
мудрости можешь сделать доступными, - учи меня.
- Это просьба или приказ? - спросил дервиш.
- Как тебе будет угодно, - сказал монарх. - Единственное, чего я
хочу, - это учиться у тебя; не все ли равно, будешь ли ты учить меня,
выполняя просьбу или подчиняясь приказу? И он стал ждать, что ответит
дервиш.
Опустив голову на грудь, дервиш погрузился в глубокое раздумье. В
этой медитационной позе он пробыл довольно долго и, наконец, промолвил:
- Вы должны ждать благоприятного момента для передачи.
После этого дервиш продолжал являться каждое утро ко двору, готовый
служить правителю. Шло время. Изо дня в день вершились государственные
дела, периоды беззаботного счастья для жителей царства сменялись периодами
тяжелых испытаний и неудач, царские советники оценивали события и
принимали решения, колесо небес вращалось.
Всякий раз, заметив фигуру дервиша в халате из заплат, царь думал:
"Каждый день он приходит сюда, но упорно не желает возвращаться к нашему
разговору об учении. Правда, он принимает участие во многих делах двора:
разговаривает, смеется, ест и, по-видимому, спит. Может быть, он ждет
какого-то знака?" Но как государь ни старался, он не мог разгадать этой
тайны.
И вот однажды подходящая волна незримого набежала на берег
возможности. Среди присутствующих в тронном зале завязалась беседа и
кто-то сказал: Дауд из Сахиля - величайший на свете певец . Обычно
никогда не проявлявший интереса к подобным заявлениям, царь внезапно
загорелся страстным желанием услышать этого певца.
- Приведите его немедленно ко мне, - приказал он.
Придворный церемонийместер пришел к певцу и объявил ему, что его
требует к себе сам государь. Дауд - царь среди певцов - ответил: Ваш
правитель мало разбирается в том, что необходимо для пения. Если он желает
просто посмотреть на меня, я приду. Но если он хочет услышать мое мнение,
он должен как и все люди, ждать, пока у меня не появится настроение петь.
Я превзошел других певцов только потому, что знаю, когда следует петь и
когда не следует. Зная этот секрет, любой осел может стать великим
певцом .
Эти слова были переданы царю. Гнев и вместе с тем желание сейчас же,
немедленно, во что бы то ни стало услышать певца, одолели его и он
воскликнул:
- Неужели никто из вас не сможет заставить этого певца спеть для
меня?! Если он поет только тогда, когда у него появляется настроение петь,
то я желаю его слушать, когда у меня есть настроение для этого.
Тут дервиш вышел вперед и сказал:
- О павлин века, пойдем со мной к этому певцу.
Придворные стали многозначительно переглядываться. Некоторые из них
тут же решили, что дервиш затевает какую-то хитрую игру и хочет
воспользоваться случаем заставить певца петь. Если ему это удастся, думали
они, царь, несомненно, наградит его. Но сказать что-либо никто не решался,
боясь, что придется принять вызов дервиша.
Между тем царь без единого слова поднялся с трона, велел принести
себе нищенское рубище и, облачившись в него, последовал за дервишем.
Оказавшись у дома певца, они постучались. Из-за двери раздался голос
Дауда: Я не пою сегодня. Идите своей дорогой и оставьте меня в покое .
Тогда дервиш сел на землю и запел. Он пел любимую песню Дауда и
пропел ее всю, от начала до конца.
Царь, который не очень-то разбирался в пении, был очарован мелодичным
голосом дервиша и пришел в восторг от песни. А дервиш нарочно пел
чуть-чуть фальшиво, чтобы мастеру пения непременно захотелось поправить
его, но царь этого, конечно, не почувствовал. Пожалуйста, прошу тебя,
спой еще раз, я никогда не слышал столь прекрасной мелодии . Но в этот
момент запел сам Дауд. С первых же звуков царь и дервиш застыли в
изумлении, внемля сладкозвучному пению Соловья Сахили . Когда Дауд
окончил пение, царь послал ему щедрый подарок.
Затем он обратился к дервишу: О человек мудрости! Я восхищен тем,
как ловко ты заставил Соловья спеть для нас, и я хочу назначить тебя
советником при дворе .
Но дервиш ответил так:
- Ваше величество, вы можете услышать песню, которую желаете, только
в том случае, если есть певец, если присутствуете вы и присутствует
человек, который создает условия, побуждающие певца петь. В этом отношении
великие певцы и монархи подобны дервишам и их ученикам. Время, место, люди
и метод.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: новаяея, дата: сб, 16/10/2010 - 21:14 #54218
хочу добавить: В.В. Налимов. Самоорганизация как творческий процесс
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_960.htm
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ютта, дата: вс, 17/10/2010 - 11:05 #54231
новаяея, спасибо за притчу.
перечитала, и поняла откуда всплыла сухая ветка, созвучие.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Клара, дата: пн, 18/10/2010 - 08:27 #54298
А мне очень понравились слова Владимира о сухости и влажности, о вере и знании,- очень отозвалось...
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ютта, дата: пн, 18/10/2010 - 08:30 #54299
Клара, и я об этом же
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев