Конспект II лекции Э. Самуэлса
Автор: vetla, дата: вт, 26/10/2010 - 22:02 Анализ сновидений
Эндрю Самуэлс. Конспект лекции «Как аналитику использовать свою личность в терапии: позиции Юнга, постюнгианцев и современного психоанализа», прочитанной в рамках семинара «Юнгианская психотерапия о любви и смысле жизни». Москва. 23.10.10. /Конспект лекции составлен участницей семинара Светланой Лютовой/.
Сегодня всё будет интимно... и даже может быть болезненно (метафорически, но и буквально выражаясь). Я постараюсь ответить на вопрос, почему мы с вами влюбились в терапию. Для этого воспоминания о "раненном целителе" недостаточно!
Напомню лишь эпизод из мифа о кентавре Хироне. Он, полубог, бессмертный, так был измучен своей незаживающей раной, что раз явился к Зевсу молить того, чтоб сделал его смертным, чтоб прекратить уже страдания... наставника в искусстве врачевания.
Половина аналитиков занимаются терапией не ради клиентов, а ради самих себя!
Назову возможные причины выбора нами этой профессии. Сначала - "неприятные причины", в которых многим трудно себе признаться (тем более всё это норовят скрыть от клиентов):
1. Возможно, будущие терапевты с самого детства ощущали себя "иными", не слишком вписывались в компанию ровесников, возможно, даже были маргинальны. В их случае терапия - выход. У этого мы можем обнаружить как свои плюсы, так и минусы.
2. Многие испытали так называемые ранние депривации (перенесли в детстве утрату близких людей, испытывали насилие над собой, - эмоциональное или сексуальное даже; возможно, столкнулись с личностными нарушениями у родителей).
3. Нередко терапевтами становятся люди, чрезмерно агрессивные от рождения. И профессия для них - способ защиты от депрессии (маниакальный способ защиты).
4. Описан случай, когда терапевтами и аналитиками становятся те, кто в детстве был принуждён выступать в роли родителя для собственных родителей. Такая причина выбора профессии чрезвычайно негативно сказывается в ситуации контрпереноса: клиент тогда воспринимается как "усыновлённый" терапевтом его родитель. А между тем клиенту полагается быть "просто ребёнком"! Что-то идёт не так, и аналитик постоянно ищет у клиента одобрения своей работе (в то время как должен бы анализировать без страха, без оглядки на похвалу со стороны клиента).
5. Иногда в работе нас привлекает шанс спроецировать на клиента собственную Тень.
6. А иногда и просто жажда власти (власть над клиентом вы ощущаете непременно, особенно если вы его старше). У нас не любят работать с клиентами старше себя, хотя, на мой взгляд, это вполне нормально.
7. Причиной выбора профессии терапевта может стать "комплекс Спасителя" (навязчивое мессианство), - по-моему, очень сентиментально!
8. О чём рассказывают нам наши клиенты? - об удачной и, чаще, безответной любви и о своих конфликтах с близкими и родными. Т.е. клиенты нам говорят о сексе и об агрессии! - такое не может не возбуждать. И в результате вы тайно наслаждаетесь "подарком" (всё б хорошо, если бы знать меру).
Далее я назову "приятные причины" того, почему становятся психотерапевтами.
1. Терапевты, как и все почти представители "помогающих" профессий, от рождения склонны к альтруизму в большей степени, нежели другие люди.
2. Терапевты при выборе специальности могут руководствоваться религиозными мотивами (или интуитивно чувствовать своё призвание в посредничестве между земным и божественным).
3. Наконец, анализ и психотерапия некоторым представляется современной формой архаического знахарства. Посредством психотерапии они стремятся продолжить древнюю традицию.
[Обращаясь к той части уже сказанного, где он указал на эффективность работы молодого аналитика с более старшим клиентом, Э. Самуэлс вдаётся в личные воспоминания о плодотворной работе с 65-летней клиенткой в ту пору, когда ему самому было 25. Далее Э. Самуэлс предлагает проделать упражнение в парах: поделиться с коллегой собственными причинами выбора профессии...]
------------
Приступаем к теоретической части.
В НАЧАЛЕ БЫЛ... трансфер!
Затем был обнаружен (и объявлен полезным) контрперенос. Смысл этого открытия заключался в следующем: вы никого не сможете изменить, пока не изменитесь сами.
Лозунг "третьей революции", теперешней, в анализе звучит так:
"Пора забыть о переносе, как и о контрпереносе!"
Дело в том, что депрессия, посещающая порой аналитика во время сеанса, - вовсе не обязательно депрессия его клиента, транслированная терапевту, и даже не депрессия фрустрированной мамы клиента! ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ВАША СОБСТВЕННАЯ ДЕПРЕССИЯ.
Есть много, бесконечно много правил проведения терапии... Правил, от которых выигрывает не клиент, но аналитик. МНЕ ЖЕ НЕ ХОЧЕТСЯ заниматься "безопасным анализом" (вовсе не так страшно немного утратить контроль над собственной психикой)! Теории, подобные теории переноса/контрпереноса, и есть не что иное как теории контроля над психикой терапевта. Я не люблю их!
Впрочем, многое зависит и от способности клиента сталкиваться с риском...
Вы знаете, что, по статистике, приносит наибольший успех в процессе терапии? - 40% успеха приписывают "необъяснимому фактору" (т.е. "химии", так называемой магии терапии!).
А знаете, что на втором месте? - 30% успешных исходов психотерапии связывают с наличием установки клиента на личностные изменения, с его готовностью к ним! (И это не Юнговская теория стадий анализа.)
Прошло уже время аналитика в роли непогрешимого таинственного гуру. Целесообразно в процессе терапии что-то рассказывать клиенту о себе, в том числе о своих ошибках! Молчащий аналитик - анахронизм.
Поговорим теперь о смерти.
Известно ли вам, что среди психотерапевтов многие хронически страдают психосоматическими и соматическими заболеваниями? Мы мало это обсуждаем... А я вот предлагал такое упражнение в аудитории: я раздавал всем красные ленточки и просил привязать/приколоть их на те места, в которых "вот прямо сейчас" коллеги чувствовали дискомфорт. К концу упражнения аудитория вся просто полыхала!
(И у юристов, кстати, - те же проблемы.)
20% терапевтов хоть раз говорили себе: "Это моя работа (или вариант: вот этот конкретный клиент) довели меня до такого состояния здоровья!" Суеверие, что мы принимаем на себя (буквально) страдания другого человека - конечно, безумная идея. Но эта "безумная идея" - вполне профессиональна, так как наредкость распространена: 75% терапевтов в Тэвистокской клинике признались, что ловили себя на подобной фантазии.
[Э. Самуэлс просит слушателей, хоть раз думавших так же, поднять руки... Подсчитывает приблизительно, - оказывается больше половины аудитории, - резюмирует: "Те, кто не поднял руку, поверьте: у вас проблемы!"]
Заболевать в нашей профессии - важно (шаманы часто были очень больные люди, страдали эпилепсией, шизофренией...). Болезнь нам помогает исцелять.
Не нужно стремиться быть НЕУЯЗВИМЫМ, важно НЕСОКРУШИМЫМ оставаться!
Страдающий терапевт способен обеспечить более тесный контакт между собой и клиентом, большую доверительность отношений. И демонстрация клиенту своих страданий полезна: это предотвращает идеализацию вас клиентом. Однако необходимо избегать и обесценивания вас им!
Я вчера упоминал выражение "good enough mother" [Э. Сэмуэлс на предыдущей лекции говорил, что сначала наблюдается идеализация ребёнком матери, она для него - богиня! В период подростковых протеста и эмансипации мать смешивают с дерьмом, - полное обесценивание! В этот момент матери очень важно удержать "золотую середину", позицию, перспективную для будущих отношений со взрослым уже ребёнком, а именно остаться для него просто "достаточно хорошей матерью"].
Так вот необходимо остаться "достаточно хорошим" терапевтом для своего клиента. Болеть же аналитику необходимо, дабы принять собственные ограничения, управиться, наконец, с собственной Тенью.
Это болезнь... А если поговорить о смерти терапевта?.. - как о метафоре! Поскольку говорить о смерти, реальной, может быть слишком больно, необходимо пережить хотя бы метафорическую смерть. (Мне было 59, когда умерла дама, анализировавшая меня; 20 лет с момента окончания анализа я с ней как с психотерапевтом не встречался, однако услышать о её кончине мне было невероятно тяжело! Не будем сегодня о буквальной смерти...)
[Э. Самуэлс просит аудиторию выполнить упражнение в парах: поделиться друг с другом фантазиями о собственной смерти, добавляя: "Это больше, чем говорить о болезнях!" После выполнения нами упражнения Э. Самуэлс завершает лекцию.]
------------------
[Приведу некоторые фрагменты ответов Э. Самуэлса на вопросы из зала.]
1. ..."Материнское насилие" в анализе - насилие комфортом: вам тепло, уютно, безопасно, вас полностью принимают... Такое может затянуть в трясину многолетнего застойного анализа.
2. ...Когда вы думаете о болезни, вы думаете о жизни; когда вы думаете о смерти, вы думаете о любви...
3. ...Количество разводов в семьях аналитиков чрезвычайно высоко, часто у них и вовсе нет близких отношений или поддерживается "мёртвый брак", так как с невиданной интенсивностью мы проживаем отношения в терапии (с клиентами)... (А уж воспоминания детей аналитиков об их мучениях в родительской семье лучше и вовсе не читайте!
4. ВОПРОС:
- Есть ли у вас идеи, как использовать анализ собственной психосоматики?
ОТВЕТ Э. Самуэлса:
- Психосоматические симптомы у аналитика - это нормально. Конечно, вы должны лечиться и рефлексировать... Но вы МОЖЕТЕ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ психосоматические симптомы (это радикально и по-юнгиански!). К тому же, если только вы хороший терапевт, вылечите одни, - поверьте, их место займут другие симптомы.
Автор: муссон, дата: вс, 14/11/2010 - 20:43 #55793
Всё никак не могу понять - где какой кролик, а где лис. Это в тему об использовании личности психотерапевта в психотерапии. Если конспект верно отражает содержание лекции, то она кажется мне довольно пренебрежительной по отношению к предполагаемым слушателям, такое впечатление, что лектор - любующийся собой мистификатор, водящий за нос доверчивых детишек. Не нашла ничего нового для себя и удивлена этой бессмыслицей...Сейчас подумала, что, может, и автор конспекта была удивлена этой "троицей"...
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: вт, 16/11/2010 - 03:28 #55816
Посмотрите, ребятки, говорит Эндрю, я себе ЭТО УЖЕ могу позволить, а вы нет. Не правда ли снисходительная позиция?
Такое впечатление, что чем старше, тем умнее, чем забугористее, тем мудрее? Самуэльс говорит правду?. Во многом мои представления о п-терапии совпадают с его представлениями. От этого мне становится не по себе. Сенекс...
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: vetla, дата: чт, 09/12/2010 - 23:26 #57027
Владимир, пожалуй, последняя Ваша реплика - прогресс толерантности в отношении к Самуэлсу, так что лучше бы мне это писать не здесь где-то... НО я поняла, что Ваши "фи" все мне напоминали, - рассказик Шукшина "Срезал!" )))
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев