травма
Автор: Lachesis, дата: сб, 22/01/2011 - 14:56 Юнгианство и пост-юнгианство | Работа сайта и форума
Дорогие юнгианцы, расскажите, плиз, как вы воспринимаете травму?
Я полистала Калшеда и что-то не обнаружила существенной разницы с моим пониманием. То есть, это та же неадаптабельность, невозможность сомволизировать.
Из Лапланша и Понталтса:
"... травматизм характеризуется притоком возбуждений, ПРЕВЫШАЮЩИМИ ПСИХИЧЕСКУЮ ВЫНОСЛИВОСТЬ субъекта, то есть способность его психики справиться с этими возбуждениями, обработать их"
Фрейд:
"Мы называем травмой опыт, предполагающий быстрое и резкое увеличение психического возбуждения, в результате которого все обычные средства его устранения или обработки оказываются недейственными, что приводит к устойчивым нарушениям в энергетической системе"
Кристал:
...парадигма психической травмы: индивид сталкивается с ПОДАВЛЯЮЩИМИ аффектами, другими словами его аффективные отклики вызывают непереносимое психическое состояние, которое угрожает дезорганизовать, возможно даже разрушить, все психические функции"
Так в чем принципиальная раница (и есть ли она) в юнгианском и психоаналитическом подходах к травме?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Сергей, дата: сб, 22/01/2011 - 15:07 #58608
Я бы назвал психической травмой энергетически заряженный амбивалентный импульс в следствии которого образуется автономный скол души, который имеет как внешнее так и внутреннее взаимосвязанное (бессознательное) содержание.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ashera, дата: сб, 22/01/2011 - 16:08 #58609
Здоровая психика мне представляется чем-то гибким, травмированная, чем-то сломанным. Такой вот тривиальный образ, травма=поломка.
"Мы называем травмой опыт, предполагающий быстрое и резкое увеличение психического возбуждения, в результате которого все обычные средства его устранения или обработки оказываются недейственными, что приводит к устойчивым нарушениям в энергетической системе"
Может ошибаюсь, но мне кажется, что травмировать можно постоянным не очень сильным воздействием.
_______
Nobody is perfect
"Мы называем травмой опыт, предполагающий быстрое и резкое увеличение психического возбуждения, в результате которого все обычные средства его устранения или обработки оказываются недейственными, что приводит к устойчивым нарушениям в энергетической системе"
Может ошибаюсь, но мне кажется, что травмировать можно постоянным не очень сильным воздействием.
_______
Nobody is perfect
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Lachesis, дата: сб, 22/01/2011 - 17:37 #58612
Конечно, можно травмировать и постоянным не сильно выраженным воздействием, но суть остается прежней - под напором воздействия психика "ломается", не выдерживает.
Из того же источника (Словарь Лапланш Понталис) "Приток возбуждений превышает допустимые для психики величины, причем, это может быть как одно единственное событие... так и накопление возбуждений, каждое из которых по отдельности переносится легко: принцип постоянства перестает действовать, поскольку психический аппарат теряет способность к устранению возбуждения".
Пока я не вижу разницы в понимании травмы в АП и ПА.
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Alina, дата: сб, 22/01/2011 - 17:44 #58613
"Пока я не вижу разницы в понимании травмы в АП и ПА".
Так вроде юнгианцы еще не высказывались?
Или Вы уже решили закрыть тему?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Lachesis, дата: сб, 22/01/2011 - 18:33 #58619
Нет, не собираюсь закрывать тему.
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ashera, дата: сб, 22/01/2011 - 18:36 #58620
Да я разницы просто не знаю. Я на первый вопрос отвечала, о том, как воспринимается травма.
А что касается длительного воздействия, это было что-то среднее между вопросом и предположением. Бывает видно, что человек ведет себя как травмированный, но точно знаешь, что ничего такого ужасного с ним не происходило.
_______
Nobody is perfect
Nobody is perfect
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Sorella, дата: сб, 22/01/2011 - 18:56 #58622
"Так в чем принципиальная раница (и есть ли она) в юнгианском и психоаналитическом подходах к травме?"
И к сновидениям тоже есть. И ко всему остальному.
В юнгианском подходе с помощью образного символического мышления любой феномен можно видеть в ПОЭТИЧЕСКОМ свете, что существенно приближает нас к пониманию души.
Есть мышление образное, но не символическое, а вне-символическое/знаковое; есть мышление символическое, но не образное, а абстрактное - и мы часто встречаем и то, и другое в психоаналитических текстах. увы. И в псевдо-юнгианских текстах, которых - большинство. увы. Бренд "юнгианский" хорошо продается. увы.
Мыслить образно и символически - очень трудно, также как оставаться душевно живым, все время тянет соскользнуть в какую-нибудь односторонность - "потерять душу", умертвить то, с чем имеешь дело. Так легче в мире вещей и механизмов.
И я соскальзываю, ничто человеческое мне не чуждо. Все, что я могу, - это побыстрее заметить соскальзывание и остановиться, восстановиться. Иногда это невозможно. Бывает непоправимое.
Второй момент - образное символическое мышление позволяет уделять должное внимание иррациональному, создавать условия для живого соединения-сосуществования, а не слияния противоположностей. Причем с бОльшим акцентом на "здесь и сейчас", на "будущем", на смысле.
Без поэзии в глубинной психологии не обойтись. Не о рифмах речь. Каждый из нас безошибочно может отличить поэтическое "живое" от "мертвой" прозы жизни, например, определить - "оживляет" ли нас какой-то текст. А значит, есть ли в нем что-то для души.
В наше время оставаться "поэтом в душе" не то что трудно, а почти неприлично. При нашей-то прагматичности - это на последнем месте в рейтинге жизненных ценностей, вместе с эстетической установкой сознания. увы. этот бренд почти не продается.
Если вернуться к травме, то юнгианский подход делает возможным наполнение образной структуры, которая непоправимо формируется после травмы ("шрам", "увечье") психологическим содержанием. Как вы уже и сами догадались, структура - архетипическая (диада с исключаемым третьим), а содержание - индивидуальное. Травма никуда не девается, шрам остается, но она теперь обладает своеобразной красотой, имея свой психологический смысл и значение.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: муссон, дата: сб, 22/01/2011 - 19:47 #58629
В психиатрии "травма" - это тот опыт, который является травмирующим по общечеловеческим, коллективным (а не личным) меркам. Поэтому и аффективная сила отреагирования высока, и личная символизация затруднена. Хочется найти соответствие и поддержку в общечеловеческом опыте, так как личный опыт не помогает. Отсюда и поиск (как правило, регрессивный) соответствующего коллективного контекста, в котором индивидуальное безумие можно пусть примитивно, но понять, а потом только уже украшать этот шрам татуировкой, или слагать о нем песни - то есть идти с ним обратно в социум.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Lachesis, дата: сб, 22/01/2011 - 20:04 #58631
Сорелла, в обсуждении сновидений вы высказали сомнение по поводу моего ОПРЕДЕЛЕНИЯ травмы и посоветовали мне перечитать Калшеда. Поскольку времени на перечитывание у меня нет, я решила выяснить тут - в чем же различие ОПРЕДЕЛЕНИЯ травмы, ПОНИМАНИЯ того - что такое травма, каковы ее признаки и критерии.
Я не спрашивала про то, как прорабатывается травма, хотя выразилась весьма туманно - "подход к травме". Но я не имела ввиду - в чем принципиальное отличие юнгианства от ПА, поскольку это слишком обширный и не подъемный вопрос. Мне бы разобраться с многообразием в самом ПА...
Полистав немного Калшеда, который активно ссылается на психоаналитиков, я не нашла какого-то принципиального отличия понимания травмы.
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Lachesis, дата: сб, 22/01/2011 - 20:10 #58632
" ...мы часто встречаем и то, и другое в психоаналитических текстах. увы"
даже не буду комментировать!!!!
могу только сказать свое увы о таких высказываниях.
Я за 10 лет постоянного чтения ПА лит-ры не могу сказать ЧТО там часто встречается, а ЧТО редко - такая пестрота, такое разнообразие, столько разных подходов, ракурсов и споров, даже войн и т.п.
Нет такой вещи, как психоанализ.
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: bangorino, дата: сб, 22/01/2011 - 21:27 #58635
травма это сон.
сон это здоровье.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: новаяея, дата: сб, 22/01/2011 - 21:33 #58636
травма это сон.
сон это здоровье.
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
Банжорино это психофершел!!!!!!!
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Sorella, дата: сб, 22/01/2011 - 21:58 #58637
"посоветовали мне перечитать Калшеда."
Lachesis, это ошибка. Ни в коем случае я не советовала вам "перечитывать". Подразумевалось лишь, что у этих авторов много противоречивых, разных и "спорных" определений травмы.
"подход к травме"
В моем посте есть слово большими буквами. Оно ключевое и имеет косвенное отношение к reverie, но не полностью материнскому.
А теоретические концепции (определения, "признаки и критерии") могут быть и в чем-то совпадающими - это НЕ важно в практике.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Lachesis, дата: сб, 22/01/2011 - 22:09 #58639
Приятно, что это была ошибка.
Собственно, мой вопрос подразумевал только теоретические положения в отношении травмы.
Практика - слишком дремучий лес.
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: bangorino, дата: сб, 22/01/2011 - 22:15 #58638
Автор: новаяея, дата: сб, 22/01/2011 - 21:33
травма это сон.
сон это здоровье.
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
Банжорино это психофершел!!!!!!!
------------------------------------
да не ужели?
для американцев Фрейд стал Фройд.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Lachesis, дата: сб, 22/01/2011 - 22:17 #58640
Что касается ПОЭТИЧЕСКОГО, то по моим наблюдениям, поэзия (в хорошем смысле этого слова) появляется в процессе анализа, скорее в зависимости от личностных характеристик участников, а не от теоретичсеких позиций, на кот стоит аналитик. Или даже от способности пары найти общую поэтическую волну. От совместимости терапевтической пары.
"Поэзия" вряд ли может существовать без любви. А любовь в анализе либо случается, либо нет, и я не говорию о переносе.
Чем дальше я продвигаюсь в работе, тем больше мне кажется, что совсем мне важно какими категориями мы оперируем - фаллосом и вагиной или Гермесом и Сенеком. Слова вообще мало значат. Значат конечно, но... потом, после того, как происходит что-то между двумя бессознательными.
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: bangorino, дата: сб, 22/01/2011 - 22:49 #58644
Автор: муссон, дата: сб, 22/01/2011 - 19:47
В психиатрии "травма" - это тот опыт, который является травмирующим по общечеловеческим, коллективным (а не личным) меркам. Поэтому и аффективная сила отреагирования высока, и личная символизация затруднена. Хочется найти соответствие и поддержку в общечеловеческом опыте, так как личный опыт не помогает. Отсюда и поиск (как правило, регрессивный) соответствующего коллективного контекста, в котором индивидуальное безумие можно пусть примитивно, но понять, а потом только уже украшать этот шрам татуировкой, или слагать о нем песни - то есть идти с ним обратно в социум.
---------------------------------------
я не то что я есть, а то что обо мне думают.
тогда кто создаёт общественное мнение и строит погоду?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Dr.Rudolf, дата: пн, 25/04/2011 - 00:01 #61083
Травма это искажение, безусловно это так, если мы посмотрим на современную "архитектуру" коробки из стекла и бетона, это тоже травма. Если в естественную природу человека входит искажение, это травма. Если в коллективное сознание народа вносятся негативные видоизменения это травма.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев