несколько спичек души
Автор: Lachesis, дата: вс, 23/01/2011 - 22:55 Пространство мифа и символа | Анализ сновидений
Заглянула в старую тему по наводке Новаяея и обнаружила там описание гибели Кнехта. И, когда читала свой старый пост, вспомнила некий образ, из совсем другой книги (совсем другой по всем парметрам). Это метафорическое писание устройства души неким персонажем из романа мексиканской писательницы Лауры Эскивель "Как вода для шоколада" (Это название переводят у нас по-разному - не помню точно как) Так вот, там душа сравнивается с несколькими спичками, далее говорится, что эти спички горят, когда человек страстно влюблен, и ему отпущено строго определеннное кол-во спичек на жизнь. Но некоторые не используют "свои спички" постепенно, и вспыхнув раз спички сгорают до тла и.... человек умирает. Что и случилось с главным героем, который не выпускал свою страсть долгие годы и потом, выпустив, умер.
Такие разные персонажи (Кнехт Гессе) и тот герой Л. Эскивель, а участь одна.
Вот я и подумала - не может ли за этим образом скрываться что-то, если не архитипическое, то что-то типа того...
Интересны такие моменты - ограниченность потенциала души (так не хочется в это верить!)
Участь этих спичек - почему одна подпаливает другую? Почему бы одной не догореть до конца и ждать потом другой любви-страсти (как это и бывает с большинством), отчего возникает цепная реакция (у каких людей?) - может это что-то типа возмездия за высокомерие - "я приручу свои страсти" (если не убью), а когда страсть оказывается сильне запрета - бах и сгорел...
Что думаете?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Lachesis, дата: вс, 23/01/2011 - 23:05 #58696
Какая восхитительная вещь - интернет!
5 минут поиска и у меня есть текст, о котором я писала выше:
http://lib.ru/INPROZ/ESKIWEL_L/shokolad.txt
"-- В 1669 году гамбургский химик Брандт в поисках философского камня
открыл фосфор. Он полагал, что, соединив экстракт мочи с одним из металлов,
он добьется превращения его в золото. А получилось самосветящееся вещество,
которое горело с невиданной до той поры быстротой. Длительное время фосфор
получали при сильном обжиге остатков выпаренной мочи в глиняной реторте,
горлышко которой догружалось в воду. Сегодня его добывают из костей
животных, содержащих фосфорную кислоту и известь.
За беседой доктор словно и не уделял внимания изготовлению спичек. Для
него не составляло труда говорить и заниматься физическими опытами. Он мог
бы философствовать о самых глубоких проблемах жизни, и даже тогда его руки
не совершили бы ни единой промашки, не истратили бы ни единой лишней
секунды. Продолжая делать спички, он посвящал Титу в тонкости их
изготовления.
-- Когда масса для спичек готова, следует заняться палочками. В двух
стаканах воды растворяется селитра, к ней добавляется шафран, который дает
необходимый цвет, и в этом растворе смачивают картон. Когда он просохнет,
его нарезают на узенькие палочки, на концы которых наносится небольшое
количество горючей массы. Для просушки спички присыпают песком.
Пока палочки подсыхали, доктор показал Тите опыт.
-- Хотя при обыкновенной температуре фосфор не соединяется с
кислородом, он воспламеняется при высокой температуре, вот, смотрите...
Доктор поместил маленький кусочек, фосфора в наполненную ртутью колбу.
Утопив фосфор, он приблизил колбу к пламени свечи. Затем из пробирки,
наполненной кислородом, он понемногу впустил газ в сосуд. Едва кислород
достиг верхней части колбы, где находился растворенный фосфор, произошла
мгновенная реакция, ослепившая их подобно молнии.
-- Видите ли, в каждом из нас содержится фосфор. Более того, позвольте
поделиться с Вами тем, что я пока никому не рассказывал. У моей бабушки была
весьма любопытная теория: она считала, что все мы рождаемся с коробком
спичек внутри, а так как мы не можем их зажигать сами, то нуждаемся, как это
происходит во время эксперимента, в кислороде и в пламени свечи. Правда, в
этом случае кислородом, например, может быть дыхание любимого существа, а
свечой -- любой вид пищи, ласка или голос, взрывающие детонатор, вот так и
воспламеняется одна из наших спичек. На мгновение мы чувствуем, что
ослеплены горячим чувством. Внутри нас возникает приятный пыл, мало-помалу
исчезающий, покамест новый взрыв не вернет его сызнова нашему телу. Каждый
должен уяснить, какие у него запалы, детонаторы, только так он сможет жить,
ведь жар, который возникает от возгорания одного из них, это то, что питает
энергией душу. Иными словами, эта горючая смесь -- то, чем вы питаетесь.
Если кто-то вовремя не узнает, какие у него запалы, коробок спичек отсыреет,
и уже никогда мы не сможем зажечь ни одной спички. Когда это происходит,
душа покидает наше тело и одиноко блуждает в безлюдных потемках, напрасно
пытаясь найти для себя утраченную смесь, не ведая, что только тело,
покинутое ею, осиротевшее без души-хозяйки и выстуженное, только оно и может
дать успокоение.
Какие верные слова! Никто не мог их оценить лучше Титы.
К несчастью, она должна была признать, что ее спички заплесневели и
отсырели. Ничто не могло воспламенить хотя бы одну из них.
Самое печальное заключалось в том, что она-то знала свои запалы. Но
всякий раз, как она пыталась зажечь спичку, ее непременно гасили!
Джон, словно читая ее мысли, добавил:
-- Поэтому надо держаться подальше от людей с холодным дыханием. Одно
их присутствие может погасить самый жаркий огонь, мы ведь это знаем из
опыта. Чем дальше мы будем от таких людей, тем проще нам будет защититься от
их дыхания.
Взяв руку Титы в свои руки, он доверительно добавил:
-- Есть много способов высушить намокший спичечный коробок, и, можете
быть уверены, всегда найдутся средства, чтобы сделать это.
Тита не могла удержать слезинок, выкатившихся из глаз. С нежностью Джон
вытер их своим платком.
-- Конечно, всегда надо быть очень внимательной, когда спички зажигаешь
одну за другой. Ведь если из-за очень сильного волнения загорятся сразу все
спички, находящиеся в нас, они произведут такую сильную вспышку, что осветят
даль, которую мы обычно не в силах охватить взглядом, и тогда перед нашими
глазами как бы откроется сияющий туннель, который показывает нам путь,
забытый нами при рождении и зовущий нас найти заново наше утраченное
божественное начало. Так душа стремится заново обрести место, откуда она
происходит, а для этого навсегда покинуть лишенное чувств тело... С той
поры, как умерла моя бабушка, я пытаюсь научно подтвердить ее взгляды.
Возможно, однажды я этого и добьюсь. Что Вы думаете по этому поводу?
Доктор Браун умолк, чтобы позволить высказаться Тите, если бы та
пожелала. Но она как воды в рот набрала.
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Sorella, дата: вс, 23/01/2011 - 23:29 #58697
Ассоциация: Г.-Х. Андерсен "Девочка со спичками"
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: новаяея, дата: пн, 24/01/2011 - 11:56 #58703
Автор: Lachesis, дата: вс, 23/01/2011 - 23:05
Какая восхитительная вещь - интернет!
5 минут поиска и у меня есть текст, о котором я писала выше:
http://lib.ru/INPROZ/ESKIWEL_L/shokolad.tx ......
...........................................
Видите ли, в каждом из нас содержится фосфор.
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-
А мне вспомнилась сказка Э.-Т.-Э Гофмана "Золотой горшок", в которой рассказывается история юноши Фосфора.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: bangorino, дата: пн, 24/01/2011 - 14:05 #58707
по моему, зажигать можно до гроба.
======
который не выпускал свою страсть долгие годы и потом, выпустив, умер.
---------------------------
возможно нужен новый нырок в болотце.
смерть скорее символическая (буквализм).
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: муссон, дата: пн, 24/01/2011 - 15:50 #58712
Читала этот текст и увидела в нем уретральность (перфекционизм - нарциссизм в узком понимании): моча, шафран (желтый цвет), сырость, цель. Вспомнила сразу же, как были открыты островки Лангерганса (клетки, вырабатывающие инсулин) в поджелудочной железе и было доказано, что она превращает сахар (мухи слетелись на мочу собаки, у которой была удалена поджелудочная железа). Эти открытия - грязные, не такие "нарциссически привлекательные", как таблица Меделеева или формула бензола Кекуле, приснившиеся им в их великих снах.
У Титы нет простаты, на которую давит переполненный мочевой пузырь с эрекцией в результате, поэтому она так и осталась с "набранной водой", ведь принять проекцию и быть только мужским "сияющим туннелем, забытым от рождения" - слишком мало, или слишком много, как для женщины. Справедливости и равновесия ради - как и для мужчины быть только забытым от рождения женщиной ее "светочем".
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Lachesis, дата: пн, 24/01/2011 - 17:59 #58716
Да, про девочку со спичками тот же вопрос и тот же символ - сколько оставлено. Я еще в этом смысле вспоминаю Шагреневую кожу.
Муссон, читая ваш комментарий ощущала странное смещение "точки сборки". Одновременно я понимала, почему многие так ненавидят психоаналитиков! :) И в тоже самое время понимала, что па расчленения, пророй, вскрывают что-то истинное. Но!!! В даном случае я - "читатель-читатель" и мне обидно за героиню, что вы ее так :) препарировали...
Хотя, если подумать, весь роман пронизан неком перфекционазмом и пафосом. Но я прощаю это автору, потому что ей удалось создать некую фантастическую реальность, которая вбирает в себя и "поселяет" в себе. Мне эта писательница чем-то неуловимым напомнила Маркеса.
Вот где можно было бы найти "патологию" на каждом шагу! (Я про Маркеса, если подхожить буквально к его описаниям). А ведь он - гениальный писатель!
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: муссон, дата: вт, 25/01/2011 - 11:31 #58745
Лахезис, :) я привыкла, что на психиатра всех собак вешают обычно. Но "магический реализм" люблю, вчера читала этот роман, открыла для себя после Маркеса и Амаду еще Эскивель.
Я не имела в виду препарировать безжалостно Титу, хотя так получилось. Наверное, "углядела" в приведенном вами отрывке то, что возмущает и в самом романе - бессмысленный перфекционистский стоицизм, следование навязанному, а не порожденному, долгу, идее. Когда человек зажигает эти спички, зажигает - все ищет, а где же в этом всем я? где мое удовольствие, где свобода быть самим собой? Когда уже и мне "можно"?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Lachesis, дата: вт, 25/01/2011 - 23:52 #58792
Ну, я бы поспорила :) Все-всех собак на психоаналитиков вешают, брезгливо называя их "фрейдистами".
Для меня этот роман одна сплошная и красивая метафора, как покрывало Титы на несколько гектар. Жизнь, описанныя там - это не реальность с ее даже психическими законами. "Я" там ,на мой взгляд, разгуливает совершенно свободно, фантазируя и создвая свои миры, причем не такие, как у тех пони с радугами, миры со страданиями и счастьем. Они выглядят гипертрофированными, но в этих преувеличениях - размах и избыток жизни латиноамериканской культуры в целом и этого жанра в частности. У Маркеса кровь течет по улицам, поднимается по ступенькам, игнорируя законы притяжения и в этом есть определенный художеставенный смысл. Тут так же, но несколько иначе, как бы по-женски. Этот роман, как картина ребенка или примитивиста.
К тому же, сюжет ведет к кульминации, где герои становятся самими собой, но уже не по эту сторону жизни. Более того, при всей сказочности эпизодов, при этом переплетении реалистичных вещей и сказочных, герои как раз выглядят вполне натуральными, являются "самими собой".
Просто там все иначе :)
Там все иначе.... там можно жить!!!!!!!
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Клара, дата: ср, 26/01/2011 - 20:37 #58825
Lachesis, спасибо ссылку на эту книгу. Очень понравилось. Вкусно.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Lachesis, дата: ср, 26/01/2011 - 23:16 #58831
Мне очень приятно, что вы разделили мое впечатление от этой книги :)
Там еще суперский образ ужасной матери + ее изнанка, в которой она - страстная любящая женщина (а по началу кажется, что она все состоит из одного жуткого суперэго)
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Клара, дата: чт, 27/01/2011 - 08:50 #58833
Да, я тоже обратила на это внимание, особенно, когда она не оставляет Титу даже после своей смерти, что подчёркивает то, что внутренний образ влияет сильнее, чем реальная мать.
Ещё мне понравилось как в книге показано влияние состояния человека на вкус приготовленной им пищи. Это стопроцентный факт, ну может немного преувеличенный в книге. :-))) Я сама люблю готовить и люблю пряности,а последнее время выращиваю их у себя на участке и добавляю в еду травы, поэтому пахнуло чем-то таким родным и близким...
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ютта, дата: чт, 27/01/2011 - 12:02 #58840
Lachesis, спасибо.
...теплая грусть после прочтения, и пьянящий аромат нежности.
Вообщем, здорово, просто здорово - стиль изложения и сплетенное кружево из рецептов, настоящая алхимия
...теплая грусть после прочтения, и пьянящий аромат нежности.
Вообщем, здорово, просто здорово - стиль изложения и сплетенное кружево из рецептов, настоящая алхимия
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ютта, дата: чт, 27/01/2011 - 12:25 #58841
и как бы смутно, не понятна эта двойственность - любящая женщина и холодная мать...?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Lachesis, дата: чт, 27/01/2011 - 12:55 #58842
Очень приятно читать ваши комментарии. :)
Мне этот роман близок атмосферой - латинской атмосферой, где все немного гипертрофировано (для нас), но от этого не становится фальшивым или нереальным.
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Lachesis, дата: чт, 27/01/2011 - 23:20 #58855
Про мать Елену я писала, что она внутри себя скрывала страсть, которая ее очень ранила. Она объявила войну страсти и поэтому стала такой... какой стала.
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев