Юнг УСТАНОВКА

Юнг УСТАНОВКА (" Психологические типы") Понятие установки очень важно в психологии сложных душевных явлений. Установка есть готовность психики действовать или реагировать в известном направлении. Быть установленным – значит быть готовым к чему-либо определенному (даже тогда, когда это определенное является бессознателным). Такая готовность состоит всегда в том, что налицо имеется известная субъективная констелляция, определенное сочетание психических факторов или содержаний, которое и устанавливает образ действия в каком-то определенном направлении, воспринимает внешнее раздражение каким-то определенным способом. Благодаря установке какие-то раздражения в какое-то время действуют сильно, а в другое время слабо или не действуют вообще. Понятие установки относится исключительно к субъективному приуготовленному содержанию. Новое содержание в его восприятии всегда безошибочно выдвинет те качества и моменты, которые окажутся сопринадлежащими с субъективным содержанием. Это означает, что происходит выбор и суждение, которое исключает неподходящее данной установке. Выбор уже как бы дан установкой априори и происходит автоматически. Установка всегда имеет направление, которое может быть и сознательным, и бессознательным. На практике чрезвычайно часто бывает налицо две установки: одна сознательная, а другая – бессознательная, то есть сознание имеет наготове иные содержания, нежели бессознательное. Такая двойственность установки обнаруживается при неврозе. Установка означает ожидание чего-то, а ожидание всегда вызывает выбор и дает направление. Содержание, находящееся в поле зрения нашего сознания, образует известную констелляцию, равносильную определенной установке. Такого рода содержание сознания способствует восприятию всего однородного, преграждая путь восприятию всего чужеродного. Это автоматическое явление составляет одну из существенных основ односторонности сознательного ориентирования. Оно могло бы повести к полной потери равновесия, если б в психике не было саморегулирующей, компенсирующей функции, исправляющей сознательную установку. В этом смысле двойственность установки есть явление нормальное, которое лишь тогда проявляется в виде нарушения, когда сознательная односторонность впадает в крайность. Установка может быть незначительным частичным явлением (в качестве обычного внимания), но может быть и общим определяющим всю психику принципом. Может образоваться привычная констелляция содержаний, создающая постоянно определенную установку. Человек, ощущающий всю полноту жизненной неудовлетворенности, будет иметь установку, всегда ожидающую неудовольствия. Угнетенный человек будет иметь установку на угнетающее, он выбирает в опыте именно этот момент и всюду его чувствует, поэтому его бессознательная установка направлена на власть и превосходство. Для каждого индивида имеют значение общие психологические законы, но сам способ действия этих законов изменяется в соответствии с его привычной установкой. Психология индивида бывает ориентирована в соответствии с его привычной установкой.Привычная установка всегда есть результат всех факторов, способных существенно влиять на психическое, а именно: врожденного предрасположения, влияния среды, жизненного опыта, прозрений, убеждений, приобретенных путем дифференциации коллективных представлений. Без такого фундаментального значения установки было бы невозможно существование индивидуальной психики. Но общая установка вызывает такие огромные сдвиги сил и такие изменения, что нередко ставится под вопрос значение общих психологических законов. В сущности, установка есть явление индивидуальное и не укладывается в рамки научного подхода. Но в опыте можно различить известные типические установки, поскольку различаются психические функции. По роду дифференцированной функции возникают констелляции содержаний, которые и создают соответствующую установку. Существует типическая установка человека мыслящего, чувствующего, ощущающего и интуитивного. Кроме этих, чисто психологических типов установки, число которых могло бы быть и увеличено, существуют и социальные типы установок, т.е. таких, на которых лежит печать какого-нибудь коллективного представления. Они характеризуются различными «измами». В некоторых случаях эти коллективно обусловленные установки очень важны, они имеют большее значение, чем чисто индивидуальные установки.
Ольга, спасибо за цитату. Честно говоря, меня давно смущают эти понятия: "установка" и "стереотип". Я так устроена, что мне необходимо увидеть явление в его взаимосвязи с другими, понять, какое место оно занимает в той целостности, которое мы именуем "психическое". Всякие попытки абстрагироваться от реальных психических процессов, состояний или свойств, которые заканчиваются необходимостью как-то выделить общее среди однородных психических фактов и дать этому общему определение, встречает одну объективную трудность. Я бы назвала ее невозможностью описать факт изолировано от всей остальной психики. И даже если нам удается выработать рабочее определение, то дальнейшее разбирательство в том, что оно означает и как понимается в контексте, например, психического развития (времени), неизбежно приводит нас к необходимости "встраивания" этого понятия в корпус "психического". Как извлекли - так теперь надо положить на место. Вот такая вот герменевтика телесности))). Насколько мы свободны от стереотипов, когда даем определения? С какой установкой мы это делаем? Когда речь зашла о различении установки и стереотипа, то у меня появилось одно сомнение, с которым я решила поработать. Юнг использует слово Einstellung, означающее 1) вставка (во ) 2) наём (рабочих, служащих) , зачисление [принятие] на работу 3) установка, регулировка, настройка; установка; наводка (на резкость) 4) установка; точка зрения, взгляд (на ) , отношение (к ) ; ориентация. Нас, насколько я понимаю, интересует именно последнее значение - точка зрения, взгляд на, отношение к... На английский язык этот термин переводится как Attitude (позиция, отношение). Со временем слово "аттитюд" появилось и в русском языке в значении специфического образа действия, которое человек реализует или хочет реализовать в той или иной ситуации. Известно, что в 1888 году термин "установка" был введен в психологию немецким психологом Л.Ланге, обнаружившем это явление во время экспериментального изучения процессов восприятия. Юнг, насколько я помню, говорил об установке в связи с "вертностью". Чуть позднее Юнга теорию установки разрабатывал видный советский ученый Дмитрий Николаевич Узнадзе (Монография "Основные положения теории установки", вышла в свет в 1961 году). Кстати, те "Психологические типы", которые имеем возможность читать мы, вышли в переводе В. В. Зеленского, который, несомненно, знаком с теорией Узнадзе. Установку Узнадзе понимает как изначальную, "основную реакцию всего организма в целом на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи". Таким образом, установка предваряет появление определенных фактов сознания и предшествует им, является неким целостным состоянием субъекта, а не изолированным психическим содержанием и проявляется в момент "динамический определенности" (то есть когда есть потребность и нужно ее реализовать). Теперь про стереотип. Само понятие "стереотип" было введено в научный оборот в 1922 году Уолтером Липманом, и означало "принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте". Под "исторической общностью" имеется ввиду конкретная социокультурная среда, что, надо полагать, указывает нам на источник стереотипа. "Человеческая стая" формирует информационные "фильтры" и предоставляет в наше распоряжение готовые образцы интерпретации, что опять же находит свое подтверждение в социальном опыте человека. (Потому что все так делают, значит, и я так буду делать) Занятно, но оба термина получают свое развитие примерно в одно и то же время и означают довольно близкие друг другу понятия. Мне представляется, что мы имеем описание одного и того же психического факта с разных "установочных позиций": одно описание - стереотип - это взгляд "снаружи" и "вширь", а экстра- и интра- версия Юнга - взгляд "изнутри" и "вглубь".
Интересно, варианты значений "установки", "аттитюда" и "инсталляции" практически идентичны и вообще никак не противоречат юнговскому описанию психического феномена. Нечто привнесенное, некий механизм, обеспечивающий готовность, возможность, способность к предопределенному им алгоритму действий/реакций, направленных на достижение опять-таки предопределенного им результата. Поскольку под это описание подходит также и инстинкт, то, вероятно, "установка", раз она выделяется из понятия "инстинкт", имеет вторичный по отношению к нему характер, примерно как условный рефлекс относится к безусловному. Установка, стало быть, чем-то похожа на орудие труда, которым может быть как предмет, так и правило, так и психическая функция - то есть то, что обеспечивает некую более или менее внутреннюю позицию, разворачивающуюся в действии к своей цели. Скорее всего, стереотипом тогда можно считать саму последовательность, способ и путь разворачивания установки. Наверное, на самом глубоком уровне стереотип - это архетип, а установка - инстинкт. Стереотип - жесткий отпечаток, с древнегреческого. στερεός (стереос) 3 1) твердый, жесткий ex. (σίδηρος Hom.; δέρματα Plat.) 2) крепкий, сильный ex. (κύων Plat.; βραχίονες Theocr.) 3) плотный, массивный ex. (κέρατα Arst.) ἀνδριὰς χρύσεος σ. Her. — статуя из массивного золота 4) перен. жесткий, суровый, неумолимый ex. (ἔπεα Hom.) κραδίη στερεωτέρη λίθοιο Hom. — сердце тверже камня; ἁμαρτήματα στερεά Soph. — жестокие ошибки 5) веский, реальный ex. τοῦτο ἤδη στερεώτερον Plat. — этот довод уж более весок 6) мат. телесный, объемный ex. (σχήματα Arst.) στερεὰ γωνία Plat. — телесный угол 7) мат. кубический ex. (ἀριθμός Arst.) τύπος (типос) 1) удар, знак 2) след, отпечаток, рельеф 3) изображение, образ
http://www.jungland.ru/node/4387?page=10
Хорошая тема: - установка залпового огня; (моторная установка) - установка программного обеспечения (сенсорная установка); или установка постамента к памятнику В.И. Ленина ... :)
это роскошь для двоих
по мне, так установка, это некий сценарий. сценарий - бсс-лен. поэтому, меня коробит про "сознательную односторонность". думаю, если бы "односторонность" была бы сознательна, т.е. имела вариант выбора сознанием определённого варианта из двух и более, то бсс-е не компенсировало бы установку сознания. ведь сознание одержимо каким-то комплексом, это не сознание в чистом виде, комплекс же бсс-н. думаю, есть бсс-я установка, состоящая из коллективных бсс-х представлений, интроецированных человеком, которая компенсируется для поддержания мнимого равновесия бсс-ым же. где тут сознание(?) - не понимаю
Комплекс захватывает эго, а не сознание. В противном случае, не было бы вообще никакой возможности (даже частично) осознавать бессознательные комплексы. Кроме того, нам необходимо помнить, что односторонняя сознательная установка формируется лишь у зрелой личности, функционирующей на невротическом уровне (условно здоровые люди). Это значит, что внутренний мир такого человека хорошо упорядочен, у него развита совесть, моральные принципы, нравственные идеалы, личностная идентичность, и он знает, зачем живет. В викторианскую эпоху, в первой половине 20го века, когда Юнг писал свои ранние работы, еще были такие люди. В эпохи модерна, постмодерна, постпостмодерна это уже невозможно. Сейчас структура развитой личности иная, ближе к пограничному уровню функционирования. Мы живем в других психологических условиях - информационный суперпоток, сетевые системы, городская среда, катастрофические ожидания, сжатие мира, глобализация. Основные проблемы - другие. Например, труднейшая задача внутреннего структурирования в условиях зыбкости и плюрализма опор; кризисы смысла/экзистенциальные; оформление личной идентичности. О внутреннем равновесии говорить не приходится. Поэтому необходимо с осторожностью размышлять о компенсаторной функции бессознательного и сновидений - этого стало на несколько порядков меньше, намного реже встречается. Эта функция - не автоматическая. Гораздо чаще теперь сновидения решают другие задачи. Часто люди предпочитают оставаться захваченными и даже одержимыми каким-то комплексом, потому что их эго не может определиться ни с границами, ни с идентичностью. При захваченности эго активный комплекс определяет идентичность, сценарий и паттерн уже действуют и этим снимается невыносимая ответственность за собственную жизнь, растет определенность, уменьшается тревога неизвестности. То самое "бегство от свободы", о котором столько написано. Да, приходится кое от чего отказаться, но игра, видимо, стоит свеч. Сценарий может быть осознан до мельчайших подробностей, но при этом оставаться действенным, может быть сознательное согласие с тем, что есть, без попыток что-то менять.
Автор: Sorella, дата: сб, 16/04/2011 - 21:12 Сценарий может быть осознан до мельчайших подробностей, но при этом оставаться действенным, может быть сознательное согласие с тем, что есть, без попыток что-то менять. --------------------------------------------------------------- в чём заключается попытка "что-то менять"?
Автор: Sorella, дата: сб, 16/04/2011 - 21:12 Поэтому необходимо с осторожностью размышлять о компенсаторной функции бессознательного и сновидений - этого стало на несколько порядков меньше, намного реже встречается. Эта функция - не автоматическая. Гораздо чаще теперь сновидения решают другие задачи. -------------------------------------------------------------- какие задачи? про другие "задачи" раньше не слышал
Олег, могу привести пример сознательной установки, о которой пишет Юнг. Однажды мой 5-летний сын сильно порезал руку (на запястье упал осколок разбитого стекла), и я "как по учебнику" оценила тяжесть повреждения, оказала первую помощь и отвезла его в больницу. Причем делала это все впервые в жизни и на полном автомате. И была в сознании, понимала, что делаю))) Помню, что испытала сильный шок - все случилось на моих глазах. Помню ощущение суженности сознания: действовать только так, только в такой последовательности, без альтернатив. Из институтского курса по первой мед. помощи я знала, как надо действовать в такой ситуации, и самое главное, я была готова действовать. Стереотипом такое поведение назвать нельзя - оно не было закреплено в опыте, а вот установкой - вполне можно. Еще, как мне кажется, мы имеем дело с сознательной установкой, когда человек "репетирует" какое-либо событие, "проигрывая" его у себя в голове.
"Что-то менять" - психологически, конечно... например, укрепить эго, освободиться от захваченности комплексом, строить отношения эго-Самость, выйти из тупиковых отношений с партнером... "Другие" задачи сновидений. Конечно, не слышали. Сейчас только начинается осмысление/описание того, насколько и как именно нас меняют новые условия жизни. Пока еще нет про это книг, и даже англоязычных статей мало. Могу поделиться наблюдениями из практики. Получается примерно следующее: сновидение формулирует самую актуальную проблему/задачу, но актуальную не с точки зрения эго-сознания, а для психики в целом. Причем делает это так, чтобы эго-сознание было способно в принципе воспринять "тему". Я перечислила уже наши "новые" типичные проблемы. Прежде всего, это неопределенность образа себя самого (личной идентичности), проблемы "подлинности" и "истины", проблемы мотивации и кризисы смысла. В связи с последним, например, в сновидениях чаще появляются образы Самости, помогающие найти, ради чего "большего, чем ты сам" стоит жить.
Насколько я заметил сознательная установка она как мозаика формируется из наблюдений или переживания неких ассоциативных событий. Когда внутренние намерения вновь и вновь подтверждаются восприятиями внешнего, коллективного. Однако восприятие внешнего опять таки подчиняется неосознанному внутреннему, коллективному. Поэтому можно сказать что установка как бы всплывает из бессознательного проявляясь и приобретая очертания как пленка опущенная в проявитель. Но самое интересное что становясь осознанной, собственно говоря той самой сознательной установкой, она часто противоречит бессознательному, хотя от туда и возникла. Что это ? Природа во всем стремиться к равновесию ? Что за приколы ? :)