Интересно, занимался ли кто-то из юнгианцев анализоми жизни, творчества и болезни Михаила Врубеля? Первые признаки душевной болезни гениального художника появились, когда он начал работать над рестарацией византийских фресок живописи церкви Кирилловского монастыря под Киевом и храмовой росписью, востановлением мозаичного образа "Пантократора" Софийского собора в Киеве. Врубель самостоятельно изучил книги по византийскому и древнерусскому искусству, исследвал архивы Кирилловского монастыря - т.е. отнесся к своей работе очень аккуратно, стараясь в имющийся образ не добавлять ничего от себя, однако не все его работы были приняты заказчиками. Образы всем известных и понятных героев выглядели у художника совершенно иначе. Так, в эскизе "Ангел с кадилом и свечой" легкий и почти невесомый небожитель представлен с отнюдь не ангельским темным лицом с низким лбом и черными тяжелыми волосами. На нем мы видим гордое мистическуое существо.
Великий художник много иллюстрировал поэму М.Лермонтова "Демон" ("Демон сидящий", "Тамара и Демон", "Пляска Тамары", "Летящий Демон", "Демон поверженный"). Он был захвачен образом Демона, который постоянно трансформировался в его картинах в течении жизни. В начале своего пути художник уверял друзей, что никто не понимает, каков демон на самом деле — "путают с чертом и дьяволом, тогда как "черт" по-гречески значит просто "рогатый", дьявол — "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе". Врубель в том числе делал декорации к одноименноой опере и чуть не погиб под декорациями, когда конструкция внезапно обрушилась ему на голову. Вероятно, это было пророческим символическим событием его дальнейшей судьбы (ИМХО). Когда мастер взялся за создание картины "Демон поверженный", на него стали накатывать приступы агрессии, он мог ни с того ни с сего избить на улице незнакомого человека. Работая на картиной "Демон поверженный" однажды Врубель объявил, что Демон, явившийся ему во сне потребовал назвать полотно "Icon"- "Иконой". С выставки этой картины, на которой он постоянно переписывал образ прямо в зале, художник попал в психиатрическую лечебницу. Он отказался от рисования демонов и постепенно потерял связь с реальным миром, предаваясь рисованию портретов и удивительных образов, приходивших ему в голову. К концу своего пути живописец полностью ослеп, изнуряя себя "искупительным голодом", стоя днем и ночью перед окном, из которого уже не мог видеть свет. Мастер всем говорил, что если так простоит десять лет перед Богом, то прозреет, и у него будут новые глаза из изумруда, и он снова сможет писАть. Думается, Демон Врубеля - это его Тень, и она разрушила его психику (ИМХО).
Врубелем также проиллюстрирован Фауст Гете ("Триптих", "Полет Фауста и Мефистофеля"). Одной из вершин его сказочного цикла является полотно "Пан" - козлоногий греческий бог, имеющий в картине Врубеля много общего с русским Лешим. Не менее интересны мифические женские образы: Царевна-Лебедь, Снегурочка, Принцесса Греза.
Биографический материал взят мною из многотомного издания о художниках от ООО "Издательский дом "Комсомольскаяч правда"". Том 33 "Михаил Александрович Врубель".
Здравствуйте Флейта.
Юнг считал демона образом архетипа Тени.
Известный исследователь древнеславянской культуры и
мифологии Рыбаков пишет,что самые ранние образы
мифологических существ,которые он обнаружил у древних
славян - это демоны\волкодлаки,упыри\ и берегини.
Он относит эти представления к охотничьему слою\самому
древнему\ славянской культуры. Это более ранний слой,
чем слой языческий.
Оборотни \демоны ночи\ по мнению Рыбакова изображают
природное ЗЛО.
Берегинь Рыбаков описывает как дев спасающих,оберегающих,
но неоднозначных.Рыбаков считает что эти персонажи
представляли ПРИРОДНЫЕ БОЖЕСТВА.Может быть оттуда ПАН и ЛЕЛЬ?
Как этот слой захватил Врубеля?
Психика современного человека cодержит остатки первобытной
психики.Коллективное бессознательное.
Работая над реставрацией памятников древнего искусcтва,он сделал то,
чем занимался Юнг - открыл доступ в глубинные слои
своей психики. Художники по моему,вообще имеют
способность отключать сознание во время творческого
процесса. Сочувствую Врубелю. Заглянул так глубоко.
И человек видимо был необыкновенно интересный.
Икона - изображение божественного образа.
Юнг считал что за этим образом ТЕНИ\демоном\,стоит САМОСТЬ.
Думать-непередумать...
Ведь демон для всего окружения художника носил библейское,
христианское значение.
Можно было бы списать все на физическую болезнь,но Юнг
говорил,что Люцифер- темная сторона САМОСТИ.
Жаль Врубеля.
Автопортрет Михаила Врубеля. Мне тоже его жаль, Vervoleg... Годы жизни Врубеля 1856-1910, годы жизни К.Юнга - 1875-1961, они практически современники, но никогда не встречавшиеся. Врубелю не удалось интегрировать в свое сознание архетип, его захвативший, а в Европе в это время жил и работал над этим Юнг. Интересно заметить, что они оба обращались к образам "Фауста" Гете. А вот многие сказочные женские образы в его художественном творчестве наверняка связаны с Анимой художника.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Тот, кто сказал что жизнь прекрасна, был кое-в-чем, конечно, прав /с/
Жемчужина Врубеля, сделанная им на закате творчества в период, когда уже художник был болен. У меня впечатление, что круглая форма раковины (мандала) здесь олицетворяет Самость, а эти картины - подсознательное стремление к целостности. Об этом тем более говорит присутствие ее в Автопортрете с жемчужной раковиной 1905 года.
----------------------------------------------------------------------------------- Тот, кто сказал что жизнь прекрасна, был кое-в-чем, конечно, прав /с/
Круглую форму имеют и глаза..Мне кажется,у большинства героев его картин-удивительные глаза-глубокие,выразительные.Трудно выразить словами-непередаваемые..И ощущение мерцающего пространства вокруг.Если долго смотреть,просто впадаешь в гипнотическое состояние..
Спасибо за ссылку, статья интересная, и Маковский для сравнения - очень удачно выбран.
Тут и анима сразу яснее становится: у Маковского Тамара-анима безвольна, отдается в обмороке. У Врубеля - глядит в глаза Демону как равный соперник, тоже ангел, но не изгнанный (поэтому Тамара Лермонтова спасена). Потеря жены-анимы свела Врубеля в бсс.