Творчество Михаила Врубеля.
Интересно, занимался ли кто-то из юнгианцев анализоми жизни, творчества и болезни Михаила Врубеля?
Первые признаки душевной болезни гениального художника появились, когда он начал работать над рестарацией византийских фресок живописи церкви Кирилловского монастыря под Киевом и храмовой росписью, востановлением мозаичного образа "Пантократора" Софийского собора в Киеве. Врубель самостоятельно изучил книги по византийскому и древнерусскому искусству, исследвал архивы Кирилловского монастыря - т.е. отнесся к своей работе очень аккуратно, стараясь в имющийся образ не добавлять ничего от себя, однако не все его работы были приняты заказчиками. Образы всем известных и понятных героев выглядели у художника совершенно иначе. Так, в эскизе "Ангел с кадилом и свечой" легкий и почти невесомый небожитель представлен с отнюдь не ангельским темным лицом с низким лбом и черными тяжелыми волосами. На нем мы видим гордое мистическуое существо.
Великий художник много иллюстрировал поэму М.Лермонтова "Демон" ("Демон сидящий", "Тамара и Демон", "Пляска Тамары", "Летящий Демон", "Демон поверженный"). Он был захвачен образом Демона, который постоянно трансформировался в его картинах в течении жизни. В начале своего пути художник уверял друзей, что никто не понимает, каков демон на самом деле — "путают с чертом и дьяволом, тогда как "черт" по-гречески значит просто "рогатый", дьявол — "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе". Врубель в том числе делал декорации к одноименноой опере и чуть не погиб под декорациями, когда конструкция внезапно обрушилась ему на голову. Вероятно, это было пророческим символическим событием его дальнейшей судьбы (ИМХО). Когда мастер взялся за создание картины "Демон поверженный", на него стали накатывать приступы агрессии, он мог ни с того ни с сего избить на улице незнакомого человека. Работая на картиной "Демон поверженный" однажды Врубель объявил, что Демон, явившийся ему во сне потребовал назвать полотно "Icon"- "Иконой". С выставки этой картины, на которой он постоянно переписывал образ прямо в зале, художник попал в психиатрическую лечебницу. Он отказался от рисования демонов и постепенно потерял связь с реальным миром, предаваясь рисованию портретов и удивительных образов, приходивших ему в голову. К концу своего пути живописец полностью ослеп, изнуряя себя "искупительным голодом", стоя днем и ночью перед окном, из которого уже не мог видеть свет. Мастер всем говорил, что если так простоит десять лет перед Богом, то прозреет, и у него будут новые глаза из изумруда, и он снова сможет писАть.
Думается, Демон Врубеля - это его Тень, и она разрушила его психику (ИМХО).
Врубелем также проиллюстрирован Фауст Гете ("Триптих", "Полет Фауста и Мефистофеля"). Одной из вершин его сказочного цикла является полотно "Пан" - козлоногий греческий бог, имеющий в картине Врубеля много общего с русским Лешим. Не менее интересны мифические женские образы: Царевна-Лебедь, Снегурочка, Принцесса Греза.
Биографический материал взят мною из многотомного издания о художниках от ООО "Издательский дом "Комсомольскаяч правда"". Том 33 "Михаил Александрович Врубель".

Автопортрет Михаила Врубеля.
Мне тоже его жаль,
А вот многие сказочные женские образы в его художественном творчестве наверняка связаны с Анимой художника.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тот, кто сказал что жизнь прекрасна, был кое-в-чем, конечно, прав /с/

Жемчужина
Жемчужина Врубеля, сделанная им на закате творчества в период, когда уже художник был болен. У меня впечатление, что круглая форма раковины (мандала) здесь олицетворяет Самость, а эти картины - подсознательное стремление к целостности. Об этом тем более говорит присутствие ее в Автопортрете с жемчужной раковиной 1905 года.
-----------------------------------------------------------------------------------
Тот, кто сказал что жизнь прекрасна, был кое-в-чем, конечно, прав /с/
13 демонов Михаила Врубеля.
Тут и анима сразу яснее становится: у Маковского Тамара-анима безвольна, отдается в обмороке. У Врубеля - глядит в глаза Демону как равный соперник, тоже ангел, но не изгнанный (поэтому Тамара Лермонтова спасена). Потеря жены-анимы свела Врубеля в бсс.