Посетила вчера великолепный концерт с участием Михаила Казинника.
И как обычно, он загрузил нас, своих слушателей по полной программе. Лично я подгрузилась на тайный смысл сказки про Емелю. Обдумать как следует пока не представляется возможным, так что за что купила - за то и продаю.
Емеля для западного ума является образцом типичного русского: дурак и халявщик. Ан нет, неправильно высоколобые понимают безбрежную русскую душу. Емеля не потому имеет все, не слезая с печи, что ленив - нет! Это тайное послание о Боге.
Внимание, цепочка рассуждений: Емеля ловит зимой из проруби щуку, что само по себе событие невероятное (то есть с ним, когда он только оторвал свой зад от печи, начинают вершиться чудеса по той лишь простой причине, что Емеля живет не разумом - он дурак, то есть живет он сердцем, и оно у него доброе). Щука просит его отпустить ее на волю - и он отпускает! Взамен щука исполняет все желания. Щука, как убеждал нас Михаил Казинник, является в сказке аллегорией Иисуса, потому что один из символов Иисуса - рыба (остается вопрос - почему же именно щука??? - ну, оставим на совесть автору идеи). И Емеля за свое милосердие получает благословение: по щучьему велению, по моему хотению - говорит он и творятся чудеса, потому что щучье веление здесь прочитывается как воля Божия, которую дано было Емеле совместить со своим хотением. Вывод: чего хочет Емеля, то творит Бог (согласно своему велению, то есть воле). То бишь, сказка про Емелю - это на самом деле о том, как работает ось Эго-Самость))).
Как вам такое прочтение русской сказки?
Ну да. Рыба, а значит и вся...какая ни есть символ христианства.
Еще одна попытка притянуть за уши христианскую нравственность, туда куда не нужно, где не будет ее никогда. Дурдом прям: Емеля хороший - значит ЗА ЭТО следует награда.
Несколько раз,в разных местах,-в полыньях видел щук. Порой- по две,три. Они поднимаются к полыньям и прорубям в поисках кислорода. Наверное поимка ведром щуки,-когда-то была не редкостью. Удивительно что щука говорящая и дает человеку ее поймавшему волшебные предметы и исполняет его желания. Наверное правильнее сказать,-что и образ Христа и говорящая волшебница-щука,- репризентации архетипа Самости. Cказка о Емеле- действительно отражает отношения Эго- Самость. Эта идея принадлежит не лектору,-я где то читал об этом у Юнга или его учеников. Емеля,хотя и имеет своеобразные русские черты,-все же принадлежит к вненациональному герою сказок- ДУРАКУ- ПРОСТАКУ ,такие есть во многих сказках европейских стран.
Будьте умом- как змии,а сердцем- как дети.
Для меня Христос- образ Эго\сына\ которое до конца открылось навстречу Самости\отцу\. И одновременно,вследствии этого -сам стал символом Cамости.
"То бишь, сказка про Емелю - это на самом деле о том, как работает ось Эго-Самость))). Как вам такое прочтение русской сказки?" ********************** Конец сказки смущает, когда Емеля царём становится. А про Христа в образе щуки - по-моему, фантазия незнакомого ни с отечественным фольклором, ни с пищевой цепью щук товарисча...
Автор: Ольга Н., дата: чт, 24/11/2011 - 06:15 #68014
Лен, а по-моему, Казинник - чудовищное явление.Есть синтез, есть амплификация, а есть салат "Оливье" от Казинника.Только он этот салат называет, не больше-не меньше, единым полем культуры.На этом поле у маэстро смешались кони, люди... Щуки,Бог, Емеля... Новоявленный спаситель - он везде себя именно так и позиционирует,а на самом деле - Хлестаков от искусства, "с самим Пушкиным на короткой ноге".Настолько короткой, что вместо Пушкина остается один Казинник.
Одно время для прикола собирала его афоризмы - грандиозные по безвкусице и пошлости ляпы. А компьютер взял и сбросил всё с концами - не выдержал. Вот один завалялся: "Россия будет жива до тех пор, пока в ней есть женщины, у которых эрогенная зона - интеллект».
И видится мне тайное послание герметистов
И было бы здорово рассмотреть, разобрать эту сказку "по косточкам", да и другие. Совместно попробовать окунуться в сказочный мир, как вам?
Автор: Чиффа, дата: ср, 23/11/2011 - 21:51
Щука, как убеждал нас Михаил Казинник, является в сказке аллегорией Иисуса, потому что один из символов Иисуса - рыба (остается вопрос - почему же именно щука??? - ну, оставим на совесть автору идеи).
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-
Сказка о рыбаке и его жене
Сказки братьев Гримм
Жил-был когда-то рыбак со своею женой. Жили они вместе в бедной избушке, у самого моря. Рыбак выходил каждый день к берегу моря и ловил рыбу, — так он и жил, что всё рыбу ловил.
Вот сидел он однажды с удочкой и все глядел на зеркальную воду; сидел он и сидел. Вдруг опустилась удочка на дно, глубоко-глубоко; стал он ее вытаскивать и вытащил большую камбалу-рыбу. И говорит ему камбала-рыба:
— Послушай, рыбак, прошу я тебя, отпусти меня в море! Не рыба я камбала, а очарованный принц. Ну, что тебе будет пользы в том, что ты меня съешь? Не по вкусу придусь я тебе. Отпусти меня в море, чтоб снова мне плавать.
— Ну, — говорит рыбак, — чего меня уговаривать? Камбалу, что умеет говорить человечьим голосом, я и так отпущу на свободу.
И он отпустил ее опять в чистое море. Опустилась она на дно и оставила за собой длинную струйку крови. Подивился рыбак и вернулся к жене в свою бедную избушку.
— Что ж ты, — говорит ему жена, — нынче ничего не поймал?
— Нет, — говорит рыбак, — поймал я камбалу-рыбу, а она сказала, что она — очарованный принц, вот и отпустил я ее назад, пускай себе плавает в море.
— И ты у нее ничего и не выпросил? — спросила жена.
— Нет, — ответил рыбак, — чего же мне было желать?
— Эх, — сказала жена, — ведь плохо-то нам живется в бедной избушке, скверно в ней пахнет, смотри, какая она грязная, выпросил бы ты избу получше. Ступай да покличь назад камбалу-рыбу, скажи ей, что хотим мы избу получше. Она уж наверное выполнит просьбу.
— Ох, — сказал рыбак, — неужто мне снова туда идти?
— Да ведь ты же ее поймал и выпустил в море, она уж наверное все сделает. Ступай, счастливой тебе дороги!
Не хотелось идти рыбаку, но он не посмел перечить жене и пошел к морю.
Пришел на берег. Позеленело море, потемнело, не сверкает, как прежде. Подошел он к морю и говорит:
Человечек Тимпе-Те,
Рыба-камбала в воде,
Ильзебилль, моя жена,
Против воли шлет меня.
Приплыла камбала-рыба и спрашивает:
— Ну, чего ей надобно?
— Эх, — ответил рыбак, — ведь я-то тебя поймал, а жена мне говорит, будто я должен что-нибудь у тебя выпросить. Не хочет она больше жить в своей бедной избушке, хочет жить в хорошей избе.
— Ну, ступай, — говорит ему камбала-рыба, — все тебе будет.
Воротился рыбак домой. Видит — на месте бедной избушки стоит хорошая новая изба, и сидит жена его перед дверью на скамейке. Взяла его жена за руку и говорит:
— Ну, входи, погляди-ка, теперь-то ведь куда лучше.
Вошел он в избу, а в избе чистые сени и нарядная комната, и стоят в ней новые постели, а дальше чулан и столовая; и всюду полки, а на них самая лучшая утварь, и оловянная и медная — всё, что надо. А позади избы маленький дворик, и ходят там куры и утки; а дальше небольшой садик и огород с разной зеленью и овощами.
— Видишь, — говорит жена, — разве это не хорошо?
— Да, — ответил рыбак, — заживем мы теперь припеваючи, будем довольны и сыты.
— Ну, это еще посмотрим, как оно будет, — говорит жена. Поужинали они и легли спать.
Вот прошла так неделя, другая, и говорит жена:
— Послушай, муженек, а изба-то ведь тесная, двор и огород совсем маленькие; камбала-рыба могла бы подарить нам дом и побольше. Хочу жить в большом каменном замке. Ступай к камбале-рыбе, пусть подарит нам замок.
— Ах, жена, — ответил рыбак, — нам-то ведь и в этой избе хорошо, зачем нам жить в замке?
— Да что ты понимаешь! — говорит ему жена. — Ступай-ка опять к камбале-рыбе, она все может нам сделать.
— Нет, жена, — говорит рыбак, — камбала-рыба подарила нам недавно избу, не хочу я идти к ней опять, а не то она разгневается.
— Да ступай, — говорит жена, — она все может выполнить, и сделает это охотно. Ступай!
Тяжело было на сердце у рыбака, не хотелось ему идти; молвил он про себя: «Негоже так делать», но все же пошел.
Пришел он к морю. Помутилось море, потемнело, совсем стало темным; иссиня-серым, и совсем не такое, как прежде — зеленое и светлое; но было оно еще тихое-тихое.
Подошел он к морю и говорит:
Человечек Тимпе-Те,
Рыба-камбала в воде,
Ильзебилль, моя жена,
Против воли шлет меня.
— Ну, чего она хочет? — говорит камбала-рыба.
— Эх, — ответил в смущении рыбак, — хочет она жить в большом каменном замке.
— Ну, ступай домой, вон стоит она у дверей, — молвила камбала-рыба.
Пошел рыбак и подумал: «Пойду я теперь домой», — и домой воротился. Видит — стоит перед ним большой каменный дворец, и стоит его жена на крыльце и собирается войти во дворец. Она взяла его за руку и говорит:
— Ну, войдем вместе со мной.
Вошли они, видят — всюду в замке мраморные полы; и стоит множество всяких слуг, отворяют они перед ними высокие двери; а стены все так и блестят, красивые на них обои, а в комнатах стулья и столы все сплошь из золота, и висят на потолке хрустальные люстры; и все залы и покои коврами устланы; и лучшие яства и вина драгоценные стоят на столах, — чуть не ломятся под ними столы. А позади замка просторный конюшенный двор и коровник, и возки и повозки самые лучшие, да, кроме того, большой прекрасный сад с великолепными цветами и чудными плодовыми деревьями, и парк — длиной будет этак с полмили, — а в нем олени, лани и зайцы и все, что только душа пожелает.
— Ну, что, — говорит жена, — разве это не прекрасно?
— О, да, — ответил рыбак, — пускай оно так и останется; давай заживем теперь в прекрасном замке и будем этим довольны.
— Ну, это мы еще подумаем, — говорит жена, — потолкуем после.
С тем и пошли они спать.
На другое утро, только стало светать, проснулась жена первая и увидела, лежа в постели, какой красивый вид за окном. Рыбак еще спал; толкнула жена его локтем в бок и говорит:
— Вставай, муженек, погляди-ка в окошко. А не стать ли нам королями над всей этой страной? Ступай-ка ты к камбале-рыбе, скажи — хотим мы быть королями.
— Ох, жена, — ответил рыбак, — и зачем нам быть королями? Не хочу я быть королем!
— Ну, — говорит ему жена, — ты не хочешь быть королем, а я вот хочу. Ступай-ка ты к камбале-рыбе, скажи ей, что хочу я стать королевой.
— Эх, жена, жена, — молвил рыбак, — зачем быть тебе королевой! Не посмею просить я ее об этом.
— Почему? — говорит жена. — Мигом ступай к морю, я должна быть королевой.
Пошел рыбак в смущенье, что хочет жена его стать королевой. «Ой, негоже, негоже так делать», — подумал рыбак.
Не хотелось ему идти, — пошел-таки к морю.
Приходит он к морю, а море все черное стало, волнуется, и ходят по нем волны большие и мутные-мутные. Подошел он к берегу и говорит:
Человечек Тимпе-Те,
Рыба-камбала в воде,
Ильзебилль, моя жена,
Против воли шлет меня.
— Ну, чего она еще захотела? — спрашивает камбала-рыба.
— Ах, — говорит рыбак, — она хочет стать королевой.
— Ступай домой, будет ей всё, — сказала камбала-рыба.
Воротился рыбак домой; подходит ко дворцу, видит — стал замок куда побольше, и башня на нем больше, да так красиво украшена; и стоят у ворот часовые и много солдат — играют на трубах, бьют в литавры и барабаны. Вошел он в двери, а всюду мрамор и золото, и бархатные везде ковры да золотые кисти.
Открылись перед ним двери в залу, а там все придворные в сборе, и сидит его жена на высоком, из чистого золота, троне, усыпанном бриллиантами; а на голове у жены большая золотая корона, и в руке у нее из чистого золота скипетр с дорогими камнями, и стоят по обе стороны по шесть девушек в ряд, одна другой красивей.
Подходит к ней рыбак, постоял и говорит:
— Ох, жена, ты, значит, теперь королевою стала?
— Да, — отвечает она, — я теперь королева!
Постоял он некоторое время, оглядел ее справа и слева и говорит:
— Ах, жена, вот и хорошо, что стала ты королевой. Теперь, пожалуй, тебе ничего больше и желать не надо.
— Нет, муженек, — говорит жена, и точно какая тревога ее одолела, — скучно мне быть королевой, не могу я дольше быть королевой. Ступай-ка ты к камбале-рыбе; я теперь королева, а хочу стать отныне императрицей.
— Ах, жена, — молвил рыбак, — ну, зачем тебе быть императрицей?
— Муж, — сказала она, — ступай-ка к этой камбале-рыбе, хочу я стать императрицей.
— Ох, жена, — отвечает ей муж на это, — императрицею сделать тебя она не сможет, я не посмею просить об этом камбалу-рыбу; императрица одна во всем государстве, императрицей не сможет сделать тебя камбала-рыба, никак не сможет.
— Что? — сказала жена. — Ведь я королева, а ты мой муж; пойдешь к рыбе подобру-поздорову? Ступай! Раз могла сделать она меня королевой, может сделать и императрицей. Хочу стать я императрицей, ступай поживее.
И пришлось идти ему снова. Подошел он к морю, но стало ему страшно; идя, подумал он про себя: «Дело, видно, идет не к добру; совести нет у нее, хочет императрицею сделаться; надоест под конец это камбале-рыбе».
Пришел он к морю, а море стало еще чернее, вздулось и все до самых глубин взволновалось, и ходили волны по нем, и разгуливал буйный ветер и дул им навстречу; и рыбаку сделалось страшно. Он вышел на берег и говорит:
Человечек Тимпе-Те,
Рыба-камбала в воде,
Ильзебилль, моя жена.
Против воли шлет меня.
— Ну, чего она еще захотела? — спросила камбала-рыба.
— Ах, камбала-рыба, — сказал он, — хочет жена моя стать императрицей.
— Ступай, — сказала камбала-рыба, — будет ей всё.
Воротился рыбак домой, видит — одет весь замок полированным мрамором, стоят изваяния из алебастра, и всюду золотые украшения. Маршируют перед входом солдаты, дуют в трубы, бьют в литавры и барабаны; а по дому расхаживают бароны, графы да герцоги разные и прислуживают жене, точно слуги; открывают они перед ним двери, а все двери сплошь золотые.
Входит он, видит — сидит жена его на троне, а он из цельного золота кован, а высотой будет этак с две мили; а на голове у нее большая золотая корона вышиною в три локтя, усыпана вся алмазами и рубинами. В одной руке у жены скипетр, а в другой держава; и стоят по обе стороны телохранители в два ряда, один красивей другого, все, как на подбор, великаны, и самый из них большой ростом в две мили, и выстроились все в шеренгу от большого до самого малого карлика, что будет не больше, чем мой мизинец. И стоят перед ней князья да герцоги. Подошел рыбак ближе, остановился и говорит:
— Жена, значит ты теперь императрица?
— Да, — говорит она, — теперь я императрица.
Постоял он, поглядел на нее хорошенько, разглядел, посмотрел еще раз и говорит:
— Ох, жена, как красиво, когда ты императрицею стала!
— Ну, чего ж ты стоишь? Теперь я императрица, а хочу стать папою римским, ступай к камбале-рыбе.
— Ах, жена, — молвил рыбак, — чего еще захотела! Папой стать ты не можешь, папа один во всем христианском мире, — этого рыба сделать никак уж не может.
— Муж, — говорит она, — хочу я стать папой, ступай поскорее к рыбе, должна я сегодня же сделаться папой.
— Нет, жена, — говорит ей рыбак, — я и сказать ей о том не посмею. Нет, так негоже и дерзко, — папою камбала-рыба сделать тебя не сможет.
— Муж, как ты смеешь мне перечить! — сказала жена. — Раз могла она сделать меня императрицей, сможет сделать и папой. Ну, поскорей отправляйся, я — императрица, а ты — мой муж, пойдешь подобру-поздорову?
Испугался рыбак и пошел, но было ему слишком тяжко, он дрожал, и колени у него подгибались.
И поднялся вдруг кругом такой ветер, мчались тучи, и стало на западном крае темным-темно, срывались листья с деревьев, волновалось море и бушевало и билось о берег, и были на нем вдали видны корабли, которые застигла буря; их носило, качая по волнам. Но небо было в середине еще слегка синеватое, а на юге багряное, как перед грозою.
Подошел рыбак к морю, остановился в страхе и говорит:
Человечек Тимпе-Те,
Рыба-камбала в воде,
Ильзебилль, моя жена,
Против воли шлет меня.
— Ну, чего она еще захотела? — говорит камбала-рыба.
— Ох, — отвечает рыбак, — хочет стать она папою римским.
— Ступай, будет по ее воле, — молвила камбала-рыба.
Воротился рыбак, приходит домой, видит — стоит большой собор, а вокруг него всё дворцы понастроены. Пробился он сквозь толпу. И было внутри всё освещено тысячами тысяч свечей, а жена облачена в ризы из чистого золота; видит — сидит она на троне на высочайшем, и на голове у нее три большие золотые короны. А вокруг стоит разное духовенство; и по обе стороны ее поставлены свечи в два ряда, и самая большая из них — такая огромная и толстая, как самая что ни на есть высокая башня, а самая маленькая — та совсем крошечная. И все короли и цари стоят перед ней на коленях, целуют ей туфлю.
Посмотрел на нее рыбак внимательно и говорит:
— Жена, ты теперь, стало быть, папа?
— Да, — отвечает она, — я теперь папа.
Вот стоит он и глядит на нее пристально; и показалось ему, будто он смотрит на ясное солнышко. Оглядел он ее хорошенько и говорит:
— Ах, жена, как прекрасно, что ты сделалась папой!
Сидит она перед ним истуканом и не двинется, не шелохнется. И говорит он:
— Ну, жена, ты теперь-то, пожалуй, довольна. Вот ты и папа, и никак уж теперь не можешь стать выше.
— А я вот подумаю, — говорит жена.
Легли они спать, но она была недовольна, жадность не давала уснуть ей, и она все думала, кем бы стать ей еще.
А муж спал крепким сном: он набегался за день; а жена, та совсем не могла уснуть, всю ночь ворочалась с боку на бок и все думала, чего бы ей еще пожелать, кем бы стать ей еще, но придумать ничего не могла. Вот уж и солнцу скоро всходить; увидала она утреннюю зарю, придвинулась к краю постели и стала глядеть из окна на восход солнца. «Что ж, — подумала она, — разве я не могла бы повелевать и луной и солнцем, чтоб всходили они, когда я захочу?»
— Муж, — толкнула она его локтем в бок, — чего спишь, скорей просыпайся да ступай к камбале-рыбе, скажи ей, что хочу я стать богом.
Муж на ту пору еще не совсем проснулся, но, услыхав такие речи, он так испугался, что свалился с постели прямо на пол. Он подумал, что ослышался, может, стал протирать глаза и сказал:
— Ох, жена, жена, ты это что говоришь такое?
— Да вот, — отвечала она, — не могу я повелевать луною и солнцем, а должна только смотреть, как они всходят; и не буду я покойна до той поры, пока не смогу повелевать и луною и солнцем. — И так на него грозно она посмотрела, что стало ему страшно. — Мигом ступай к морю, хочу я стать богом!
— Ох, жена, жена, — молвил ей муж и упал перед ней на колени, — этого камбала-рыба уж никак сделать не может. Царем и папой она еще могла тебя сделать; прошу, образумься и останься ты папой!
Тут пришла она в ярость, и взъерошились волосы у нее на голове, она толкнула его ногой да как крикнет:
— Не смей мне перечить, я терпеть этого больше не стану! Что, пойдешь подобру-поздорову?
Тут поднялся он и мигом кинулся к морю и бежал прямо как угорелый.
Бушевала на море буря, и кругом все так шумело и ревело, что он еле мог на ногах удержаться. Падали дома, дрожали деревья, и рушились в море камни со скал, и было все небо как сажа черное. Гром грохотал, сверкали молнии, ходили по морю высокие черные волны, такой вышины, как колокольни; и горы и всё было покрыто белым венцом из пены.
Крикнул рыбак во все горло, но не мог он и собственных слов расслышать:
Человечек Тимпе-Те,
Рыба-камбала в воде,
Ильзебилль, моя жена,
Против воли шлет меня.
— Ну, чего еще она захотела? — спросила камбала-рыба.
— Ох, — сказал ей рыбак, — хочет стать она богом!
— Так ступай домой, сидит она снова на пороге своей избушки. Так и сидят они там и доныне.
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-
И еще о рыбах. "Ссудный процент, рост"= так переводится "рыба" с арабского языка.
Оля, уважаю ваше мнение, но в плане общего развития наш город, к сожалению, мало что может предложить, а классику, по моему глубокому убеждению, нужно слушать вживую. На безрыбье и Казинник - щука))). Мне не с чем сравнивать. Но, раз вы взяли на себя труд собирать его "афоризмы" - значит, тоже зачем-то его слушали, и по-видимому, не мало))).
Кроме шуток - любой его приезд в город был и остается событием, потому что мы не избалованы. Заранее предвижу возражения - есть же интернет, есть то, сё, возможности широки и гугль в помощь. Но согласитесь, одно дело послушать концерт дома на диване и совсем другое - в зале филармонии.
Трехчасовой концерт, Моцарт и Шуберт, и я радовалась, что дети половину сказанного не о музыке не понимают. Мне ценно то, что Казинник на концерте учит слушать: заставляет музыкантов проигрывать каждую партию отдельно для каждого инструмента, чтобы потом иметь возможность услышать ее в симфонии. У меня нет музыкального образования, и я вместе с детьми приобретаю опыт слушания классической музыки: хочется проверить свое не загаженное образованием восприятие))).
От сказки о Емеле мне отвертеться не удалось, поскольку после концерта у детей были ко мне вопросы и было пространство для размышления: так ли это?
Но согласитесь, как любая красивая (пусть и не очень стройная) гипотеза о Боге и Человеке, гипотеза Казинника о тайном смысле сказки про Емелю имеет право существовать: поневоле задумываешься, как живется человеку, воспринимающего мир вот так? Можно "не брать в голову", но инакость колет глаз, дает приблизиться к другому полю смыслов, ощутить его притяжение-отталкивание. Полю, настолько чужому, что остается только признать: да, для него это так.
И тем не менее, вопрос открыт: каково символическое значение русской сказки про Емелю? Перед нами так и не решенная проблема репрезентации общечеловеческого, глубинного, архетипического в национальном, индивидуальном. Еще один великолепный миф (с) Роберт Асприн.
Автор: Ольга Н., дата: пт, 25/11/2011 - 07:15 #68068
Лена, мне показалось, что в Вашем первом посте о Казиннике Вы написали о нем с большой долей иронии. Поэтому позволила себе резкое высказывание, как бы соглашаясь с Вами.
Я тоже уважаю Ваше мнение, и моя резкость оценки могла показаться Вам невежливой. Поэтому приношу свои извинения.
У Казинника огромное количество поклонников, причем восторженных поклонников. Я к ним не принадлежу. Смотрела все его передачи по каналу «Культура» где-то год назад. Любопытно стало, что за человек, нашла много его интервью (у него есть сайт). Не понравилось еще больше, чем передачи. Но это моё субъективное мнение, которое, увы, изменить не могу.
Любопытная картинка сегодня выплыла. Мы с моей старшей дочкой совпали в своем отношении к Казиннику, еще тогда , год назад. Сегодня позвонила мне дочка и рассказала, что увидела на работе кассеты Казинника и ничтоже сумняшеся выпалила свое мнение о нем.И почувствовала, что этим обидела человека. Говорит – «так неловко за себя стало». Признаюсь, сильно удивилась такому совпадению Мы ж этого Казинника с тех пор ни разу и не вспоминали. Вот подишь ты.
А музыку классическую я тоже люблю слушать, и живьем, и на дисках. Качество записи сейчас очень хорошее.
Еще раз извините, Лен.
Чиффа, я как и обещала не буду лезть в юнгианскиий огород со своими "фрейдами", но у меня есть идеи насчет Емели и они созвучны теме о лжи-иллюзии-творчестве. Если инстресно - велкам, поговорим там.
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Хочу добавить, что с Самостью щуку можно сопоставить, с ее проявлением. А с Христом нет, хоть у Юнга Христос - символ Самости... если не ошибаюсь.
Ложь-иллюзия-творчество, интересное сочетание.
ЩУКА
В России, Германии, Скандинавии, Англии и Ирландии существует обширная мифология, связанная со щукой, и изобилие сказок о ней. В них она выступает как "повелительница рыб", "заколдованный принц", "предвестница смерти", "хранительница кладов и сокровищ" (сродни дракону), якобы "была создана Богом отдельно от других рыб", ее "благословил Христос", сделал "царицей рыб", "приносит богатство и счастье, но не для простых смертных".
Частично это опирается на биологические особенности этой рыбы. Ее все знают, живет долго, мощная, "великая" по размеру, одиночная, сидит в засаде, неприметная, круглый год активна, дарит рыбакам необыкновенные впечатления, - короче говоря, "вездесуща" и "всеядна", "универсальна".
Среди костей головы есть крестообразная - "крест", "корона", отсюда - связь с Христом. Голову щуки хранили как оберег и талисман на счастье.
Она похожа на стрелу по форме тела (вспомним стрелу-случайность в "Царевне-лягушке").
Таким образом, многие качества щуки аналогичны качествам Самости.
ЕМЕЛЯ
Предположим, Емеля олицетворяет собой "эго". Точнее, определенное состояние эго-сознания - пассивность, созерцательность, восприимчивость, странность с точки зрения прагматичности - "дурак", "лентяй", "простак". Можно сказать, что "детское", а можно - "как у поэтов".
Чтобы получить сладкую "награду", он соглашается сделать что-то практическое (будто бы происходит сделка с социумом), но он остается ВЕРЕН СЕБЕ и делает все не так как надо.
ЕМЕЛЯ, ЩУКА и другие ЛЮДИ
При встрече эго с Самостью в дело вступает все иррациональное, невероятное, уникальное, невозможное... Лишь доброе сердце очень даже реально. За это уже другая награда, посерьезней гостинцев с ярмарки, - удача. Исполняются "хотения", но магическая формула очень точна - сначала щучье веление (воля Самости, высшая, рука судьбы), потом Емелино хотение (намерение эго). Похоже, что исполняется только то, что согласовано между ними. На самом деле, каждый из нас может, наверное, вспомнить ситуации, как оказывался в нужное время в нужном месте, встречались нужные люди, и весь мир будто поддерживал и "исполнял" "хотение".
Дальше в сказке описаны неизбежные конфликты с социумом, не признающим важность иррационального, опирающимся на совершенно иные ценности, то есть классические перипетии героя на пути его развития. Возникают волшебные помощники, то есть новые психологические способности героя, идет его развитие. Что важно - Емеля не поддается соблазнам, гнет свою линию, опять остается верен себе. Эта тема главнее, чем "добыча" царевны (соединение со своей душой). От этой части сказки вообще возникает впечатление более поздней вставки.
Итог, "сказочная награда" - социальное признание и принятие человека с талантливым сердцем, оставшегося верным себе; исполненная судьба? реализованный потенциал личности? высший социальный статус?
В этой сказке в неявном виде также присутствует такая доминанта народной культуры как цикл "смерти-возрождения", для которого характерны вера в чудо, скачкообразные переходы, радикальные перемены, особые отношения с хаосом и случаем, судьбой и стихийностью. Особые значит иррационально, нелинейно упорядоченные с помощью таких психических функций, как интуиция и ощущение. В православном цикле главное для русской религиозности - непостижимое воскресение, преображение, сошествие Святого духа, а не рождество.
Оля, да нет, вы все правильно поняли: ирония присутствует. В общем-то это я сама себе пыталась ответить на вопрос: почему же я хожу на это ммм.... культурное событие? ))) Согласитесь, далеко не все, что он говорит, тотальная пошлость. Верно и обратное: есть и глубокие вещи, которые касаются музыки. Он умеет подать, как в хорошем ресторане. А теперь я буду резка))).
Приходишь, к примеру, в ресторан и заказываешь, ну, скажем, штрудель и кофе. Приносят заказ, но вот в штрудель воткнуты перья из хвоста совы. В недоумении зовешь автора сего творения, на что тот начинает с огромным воодушевлением доказывать, что в штруделе самое главное - перья, потому что сие суть его гениальная находка. И есть те, кто проникается, и носят эти перья на голове. Есть те, кто ими давятся, но ест (я, например, тут вот одним пером подавилась))). А есть те, кто выслушав, спокойно откладывают перья в сторону и наслаждаются штруделем.
Уж простите мне такое гастрономическое сравнение, но Казинник сам по себе почему-то всегда ассоциировался с кухней и стряпней, да и вы сказали: "винегрет"))).
Кстати, он хороший манипулятор, умеет сделать себе имя за счет чужой работы: за его фигурой можно не заметить оркестр.
Без Казинника концерт бы состоялся, а вот Казинник без оркестра - зрелище унылое и утомительное. Но нет же! На всех афишах: "Михаил Казинник", и люди идут "на Казинника". Аналогичное явление в попсе - Барри Алибасов. Я, например, ни одного "нанайца" по имени не знаю, а вот их продюсера знает вся страна.
Лариса, давайте не будем плодить сущности))). Мне не принципиально в этой ветке иметь только юнгианскую точку зрения, и даже желателен некоторый диссонанс, чтобы не впасть в искушение полностью согласиться с Сореллой и закрыть тему))).
"Емеля" хорошая сказка. :) А я вообще к сказкам равнодушна, особенно всякие Аленушки-Иванушки.
Но сколько раз я вспоминала "Емелю" утром, в постели, в трагическом осознании необходимости сейчас вставать и куда-то переться, особенно в темные зимние утра. И всякий раз поражалась народной гениальности. И ощущала свою с ним глубокую родственность.
Объяснения же сказки смущают, потому что она и так понятна, потому что объяснения убивают поэтичность. Ну все равно, что объяснять почему анекдот смешной.
Объяснить можно, и объяснение будет правильным, но удовольствия уже не будет.
Чиффа: Приносят заказ, но вот в штрудель воткнуты перья из хвоста совы.....
................
Какое хорошее сравнение. :)
.............
Чиффа: А есть те, кто выслушав, спокойно откладывают перья в сторону и наслаждаются штруделем.
.....................
Этим (откладыванием перьев в сторону) в реальности приходится заниматься буквально на каждом шагу. :)
Автор: Чиффа, дата: сб, 26/11/2011 - 06:52
Сорелла, может быть, чтобы дополнить уже сказанное, вы владеете информацией о том, когда появилась эта сказка? Хотя бы век?
-
Чиффа, извиняюсь, я конечно не Сорелла. Но разбираемый вариант сказки обработал и написал А.Н.Толстой.
-
Есть русская народная сказка из сборника А.Н. Афанасьева
По щучьему веленью
Автор: Ольга Н., дата: вс, 27/11/2011 - 06:41 #68166
Лен, я рада, что не задела Ваших чувств.Тогда уж выскажусь со всей амплитудой своей (личной) неприязни к феномену.
==========
"Согласитесь, далеко не все, что он говорит, тотальная пошлость. Он умеет подать, как в хорошем ресторане".
Лен,по мне, это и есть самое ужасное.Профанация называется.И без того в нашем сегодняшнем дне сплошные симулякры - мыслей, чувств, ценностей.Эрудиция (которой, в музыке, Казинник, безусловно, обладает) никогда не была проводником к глубине вещей.
Когда из культуры делают шоу, получается "спекуляция на понижение".И уже невозможно отличить подлинное от мнимого.
Не говоря уж о том, что в его "едином поле" огромное количество фактических ошибок, неточностей, перевертышей.
Человек позиционирует себя как философа, поэта, который питается "космическими энергиями" (?), а при этом стихи его бездарны, о философии он имеет скандально поверхностное представление. И, прости господи, по-моему, он ко всему этому еще и просто глуп.И это герой нашего времени.
Чтобы не быть голословной, вот, не поленилась, нашла его перлы.
"В эпоху проблем и кризисов доминантой должны стать разговоры не об экономике, а об «эффекте Бетховена», который гласит: чем хуже композитор слышал, тем лучше музыку он писал".
"Например, Моцарт с самого детства знал, что умрет рано. Почти в каждом его произведении появляется образ смерти, и он занимается тем, что пытается победить ее средствами абсолютной гармонии".
"Если есть Бах, Бетховен и другие великие - значит, Бог есть, значит, стоило Христу умирать".
"Когда Христос сказал “не хлебом единым”, он четко зафиксировал мысль, что сельскохозяйственная культура - это то, что необходимо для возделывания культуры другого рода, культуры духовной".
"Волны музыки защищают нас от справедливого Господнего гнева. Только он собирается уничтожить нас как неудавшийся эксперимент, а мы ему «Лунную сонату» или Баховскую фугу. И у Него не поднимается рука".
(Что там с Пушкиным, Казинник с самим Богом на короткой ноге!)
"Столб,(!!!) улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет".
(Это он Блока цитирует)
"Я солидарен с Кантом, который сказал, что нет никаких признаков существования Бога, кроме культуры".
(И с Кантом накоротке, правда, Кант никогда ничего подобного не говорил и не мог сказать.)
А вот о себе, любимом:
"Эффект Казинника в том, что я сразу вбрасываю человека в самую гущу философских, психологических, политических проблем. И человек вдруг сразу ощущает себя на том более высоком уровне, о котором он сам и не подозревал".
И вот этот дыр-бул-щил называется:
"Михаил Казиник — искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени".
==========
Бог с ним с Казинником (он и Богу мозги засрет).
Тошнит от того, что девятым валом идет какое-то тотальное отравление среды.Тут по необходимости погрузилась в ЕГЭ по литературе (дочке сдавать экзамен).Не буду нагружать тем, что я вообще думаю по поводу ЕГЭ, процитирую только один фрагмент, который в комментариях не нуждается.
У Гончарова
а) мать умерла, когда И. Гончарову было три года
б) была бабушка, Елизавета Арсеньевна
в) матерью была пленная турчанка
г) умер отец, когда И. Гончарову было семь лет.
"Лариса, давайте не будем плодить сущности))). Мне не принципиально в этой ветке иметь только юнгианскую точку зрения, и даже желателен некоторый диссонанс, чтобы не впасть в искушение полностью согласиться с Сореллой и закрыть тему)))."
Хорошо, тогда скажу (хотя, это совсем не значит, что моя интерпретация по сути будет отличаться от таковой Сореллы :) ).
Мне видится в этом образе (Емеля), особое состояние психики, при котором связь с внешней реальность не установлена, очень раннее состояние... Емеля как бы уже родился, он уже здоровый мужик, но с другой стороны он лежал на печи и только-только с нее встал. Он родился физически, но еще только вылупляется психически. Печь может быть неким материнским объектом (она теплая, в ней еду готовят на ней спят). И вот он "оторвал задницу" и куда-то двинулся.... он не ориентируется во внешнем мире хорошо, у него пока перепутано внешнее и внутреннее - реальное и сказочное. Его обояние - обояние невинности, простоты-примитивности, эти состояние ассоциируются с маленькими детьми. И вот он "встречает" щуку. На мой взгляд тут могла быть и любая другая сущность (золотая рыбка, лягушка царевна, мерзкая старуха - аналоги этого явления). Встречает он нечто, что как бы и есть (рыба из пропуби), и как бы и является его внутренним объектом (рыба говорит с ним человечьим голосом (его собственным голосом изнутри)). Встреча Емели и Щуки - наложение двух пространств - внутреннего и внешнего, так называемое, переходное пространство, в котором зарождается символизация. Люди, у которых нет этого пространства не видят сны и не символизируют. Это пространство описывается, как первая арена творчества ребенка - он творит то, чего нет, используя то, что есть. Он фантазирует и "врет", он почти галлюцинирует, но без этой фазы развития, ребенок не научиться символизировать, ему нужно это переходное простнатство между внутренним и внешним, между ложью и правдой, между реальностью и галлюцинацией чтобы стать полноценным человеком. Я бы сказала, что суть этой сказки в одобрении фантазии. в признании ее необходимости и в ее "волшебном" влиянии на развитие человека. Если бы Емеля встал с печи и без этого волшебного эпизода начал бы "жить -поживать добра наживать", получился бы человек с корнкретным мышлением, без способноти к символизации. На примере истории Емели мне видится сказочное изложение очень важного этапа в становлении, развитии психики человека.
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Ольга Н: Тогда уж выскажусь со всей амплитудой своей (личной) неприязни к феномену...
...Бог с ним с Казинником (он и Богу мозги засрет).
.................
Какая у Вас изящная ...амплитуда. :)
А что столько эмоций, я не совсем поняла? Ну даже если он и говорит, на ваш взгляд, сплошные глупости, так разве он один? Разве есть хоть кто-то, кто высказался однозначно и неоспоримо на веки вечные?
Уж больно Вы строги, оставьте человеку возможность говорить глупости. Как без этого-то? :)
А что, скажем, в этой фразе Вас возмущает? "Например, Моцарт с самого детства знал, что умрет рано. Почти в каждом его произведении появляется образ смерти, и он занимается тем, что пытается победить ее средствами абсолютной гармонии". Поясните, пожалуйста.
Или, например, в этой:
"Когда Христос сказал “не хлебом единым”, он четко зафиксировал мысль, что сельскохозяйственная культура - это то, что необходимо для возделывания культуры другого рода, культуры духовной".
У Гончарова
а) мать умерла, когда И. Гончарову было три года
б) была бабушка, Елизавета Арсеньевна
в) матерью была пленная турчанка
г) умер отец, когда И. Гончарову было семь лет.
-----
Нет слов....
Можно добавить, что дурак добивается успеха (не только в этой сказке но и в других), в отличие от своих умных братьев, еще и потому, что братья знают, что кое-что сделать невозможно. Дурак же этого не знает , дурак об этом просто не задумывается, и иногда только поэтому достигает результата.
Емеля.
Автор: Чиффа,
Щука, как убеждал нас Михаил Казинник, является в сказке аллегорией Иисуса, потому что один из символов Иисуса - рыба (остается вопрос - почему же именно щука??
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
Да, уж очень интересно читать про то, как мужчины общаются со своими рыбками!
Тем паче, с обратной связью – на человеческом языке!
Не понятно только, для чего они приплетают старух к последствиям этих разговоров?
К счастью, Емеля составляет приятное исключение!
Взял в свои руки «речной деликатес», поговорил по-мужски, осознал перспективы,реализовал!
А все потому что, не был он рыбаком. Большую часть жизни провел на печи (по-югославски «печка» означает «матку»), а не в море (бессознательном).
Конкретный мужик,«с огоньком», то есть соображением. Понял, что пришла его половая зрелость, и он может подумать и о Царевне-Несмеяне.
Ведь щука именно об этом ему и нашептала, не будь она «щукра» - сперма (по аюрведе).
Без нее он точно не отбил бы свою Аниму! Разве «ум за разум» так просто Душеньку отпустит?!
Как царству-государству без ее золотых и серебряных слез казну – то заполнять!
А пришлось! И до сей поры Род Человеческий еще не перевелся!
Автор: mikola, дата: ср, 30/11/2011 - 19:19
Можно добавить, что дурак добивается успеха (не только в этой сказке но и в других), в отличие от своих умных братьев, еще и потому, что братья знают, что кое-что сделать невозможно. Дурак же этого не знает , дурак об этом просто не задумывается, и иногда только поэтому достигает результата.
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
Смыслы сказок про "ДУРАКОВ" раскрываются иначе, если ЗНАТЬ, что корень "ДУР" означает ЖЕМЧУГ.
Его суть в его многослойности, в связи с матерью. Ибо еще, "жемчуг" звучит как перламутр, "марварит".
То есть простому знанию противопоставляется Знание, помноженное на опыт, то есть Мудрость, способность к интуиции, парадокальному мышлению.
Попробую оттолкнуться от имени главного героя сказки.
Емельян – от греч. льстивый
Производные: Емельянка, Емельяша, Емеля, Меля, Мелёха, Мелёша. Именины: 21 января, 20 марта, 31 июля, 21, 31 августа.
Судя по именинам, имя получило распространение после принятия христианства и не было редким.
Святые покровители:
Преподобный Емилиан-римлянин сначала был великим грешником, потом раскаялся, принял монашество и получил прощение от Господа:
Преподобный Емелиан, живши в Риме, большую часть жизни проводил во грехах; но однажды он внезапно почувствовал желание оставить греховную жизнь. С этой целью он удалился в монастырь и долгое время подвизался в посте, молитве и умерщвлении плоти своей. Не ограничиваясь исполнением обыкновенных подвигов иноческого жития, каждую ночь он удалялся из монастыря в уединенную пещеру и там со слезами оплакивал грехи юности своей. Настоятель монастыря, желая узнать, куда уходит инок, однажды пошел вслед за ним и вот видит Емелиана, стоящего на молитве и осиянного необычайным светом, потом слышит глас Божий: "Емелиане! Отпущаются тебе грехи твои!" Настоятель, пришедши в монастырь, поведал братии о виденном и слышанном и притом сказал: "Нас ради глас был с небеси, и послал Господь световидную милость Свою, чтобы мы знали, что воистину недалеко Бог от кающихся, что ждет Он нашего обращения, да наследники жизни вечной будем" (Житие преподобного Емелиана, 7 марта).
Святой мученик Емелиан, был рабом у знатного язычника, разбил идолов в языческом храме, за что после мучений был сожжен в 362 году:
В город Доростол, расположенный на берегу реки Дуная, где жил святой Емилиан, был направлен сановник Капитолин. Императорский указ был прочитан на городской площади. Жители Доростола утверждали, что христиан в городе нет.
Святой Емилиан был рабом местного градоначальника и тайным христианином. Возмущенный жестоким указом, святой Емилиан проник в языческое капище, разбил молотком изваяния идолов, опрокинул алтари и светильники и вышел, никем не замеченный. Вскоре язычники обнаружили, что капище разгромлено. Разъяренная толпа стала избивать одного крестьянина, случайно проходившего мимо. Тогда святой Емилиан громко крикнул, чтобы не трогали невинного человека, и сказал, что сам капище разрушил. Его схватили и повлекли к судье Капитолину. По приказу сановника святого Емилиана долго и беспощадно били, а затем осудили на сожжение. Брошенный в костер, он не погиб, но пламя опалило многих стоявших вокруг язычников. Костер угас, святой Емилиан лег на догоравшие угли и с молитвой предал дух свой Господу († 363). Впоследствии в Константинополе была выстроена церковь в честь святого мученика Емилиана, куда и перенесли его святые мощи.
Епископ Емелиан Кизический жил в царствование императора-иконоборца Льва Армянина (813-820). Вместе с другими епископами он был вызван во дворец к императору, настойчиво потребовавшему от епископов отказаться от почитания святых икон. Святитель Емилиан первый твердо отвечал императору, что вопрос об иконопочитании может обсуждаться и решаться лишь в Церкви духовными лицами, а не в царском дворце. В 815 году он был сослан в заточение за Православную веру, где и скончался как исповедник.
Пословицы, поговорки, народные приметы.
У ленивого Емели семь воскресений на неделе.
Мели, Емеля - твоя неделя. (В больших крестьянских семьях на Руси существовал обычаи работать по очереди. На ручном жернове в семье мололи муку (обычно женщины, т. к. эта работа считалась лёгкой). Одну неделю выполнял эту работу один член семьи, другую — другой. В поговорке отразился этот старый обычай. Говори, сколько хочешь, никто не принимает твои речи всерьёз. Говорится с пренебрежением или насмешкой тому, чьим словам и рассказам не верят, не считают их заслуживающими внимания.)
Едет Емеля - ждать его неделю.
Слепому Емельке все копейки.
21 января – Емельяны–перезимники, «накрути буран». Если на Емельяна ветер подует с юга – быть лету грозовому.
как странно - прочитала про вашего актера - Михаила Казинника, и у меня аналогия появилась - Дмитрий Козак, есть такой политик. Чем занимается сейчас, я не в курсе - но меня так передернуло, и дрожь пошла - что я уже одела свитер в теплой квартире.
Ольга, на ваше замечание про поговорки и ляпы - о женщинах с эрогенной зоной в виед интеллекта. Хочется высказаться.
Может на таких концертах как раз таких дам вычисляют?
Мне кажется что тут задействована сильная энергетика. Я так думаю, потому что долго общалась с шизофрениками, у которых порой очень остра проблема невозможности найти полового партнера. И воздержание как раз приводит к результатам, хорошо известным монахам. Это - энергетика.