печаль и скорбь

Вот проснулась с утра и никак не могла вспомнить где я, какое время - бываетFrown.
А потом печаль накрыла, где-то во сне пребывала, что-то напомнило об этом состоянии.
И как обычно "в струю" наткнулась на замечательное высказывание Джеймса Хиллмана: "Есть ещё один момент, в котором психология меня беспокоит. Роберт говорил о печали как о необходимой составляющей творчества. В психологии много говорят о печали и скорби, но всегда в связи с депрессией, с тем, что требует "проработки". Депрессия - это просто ярлык, в то время как печаль, кое-что значит сама по себе, она связана с ритуалами, воспоминаниями, с развитием, утратами и смертью. Это не "депрессия" в смысле патологии. Печаль - постоянная составляющая души. Печаль в смысле скорби Т.С.Элиота по западноевропейской культуре и истории, мне кажется, недооценивается в психологии. Печаль в нас является живым нервом, она у нас в душе, и она требует, чтобы мы её ощущали как источник образов. Для меня психология, которая "прорабатывает" печаль - это анти- искусство и анти-воображение. Пока мы остаёмся в рамках индивидуальной печали, которую надо "проработать", глубинные культурные возможности печали не будут раскрыты.

Поговорим о печали и скорби? о живом нерве или как выражалась моя бабуля "невре"
"Я смертельна для тех, кто нежен и юн. Я птица печали, я — Гамаюн. Но тебя, сероглазый, не трону, иди. Глаза я закрою, я крылья сложу на груди, Чтоб, меня не заметив, ты верной дорогой пошёл. Я замру, я умру, чтобы ты своё счастье нашёл…» Так пел Гамаюн среди чёрных осенних ветвей, Но путник свернул с осиянной дороги своей."
Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. «Две верных подруги – Любовь и Разлука – не ходят одна без другой». Булат Окуджава Традиционными славянскими символами радости и печали считались две райские птицы: Сирин и Алконост. В православных бестиариях о «сиринах» говорится, что это полулюди-полуптицы, обоеполые, поющие настолько сладкие песни, что слышавший их теряет рассудок, идёт на голос, не замечая пути, падает в воду и умирает. По другой версии: забывает жизнь свою, уходит в пустыню и, заблудившись, умирает. Сирины или вилы – духи водяных источников, умеющие летать. Впоследствии это племя в русском лубке превращается в одну единственную птицу В легендах Западной Европы птица Сирин считается воплощением несчастной души. Имя её легко соотнести с греческими «сиренами», легенды о которых могли быть привезены в Древнюю Русь торговым людом, ходившим по рекам от самой Византии и Греции. Сирены – хищные красавицы с головой и телом прекрасной женщины и с когтистыми птичьими лапами. Они дочери владыки пресных вод Ахелоя и одной из муз (Мельпомены или Терпсихоры). От отца они унаследовали дикий и злобный нрав, а от матери – божественный голос. Своим волшебным пением сирены заманивали на свой остров мореходов – те разбивали корабли о прибрежные рифы, а сами гибли в водоворотах или в когтях искусительниц. Сирен в древности часто изображали на надгробных памятниках и называли Музами Загробного мира. Об Алконсте, в православной традиции, сообщается, что это птица, которая выкладывает свои яйца в морскую глубину посреди зимы, а «яйца эти ПРАЗДНЫ – не портятся и наверх всплывают», как только приходит срок. Алконост не сводит взгляда с поверхности воды и ждёт всплытия, потому очень трудно выкрасть яйцо Алконоста. Если это удаётся, то такое яйцо люди вешают под паникадилом в церкви, что является символом целостности и единения всего приходящего в неё народа. Птица Алконост – пример Божьего Милосердия и божественного промысла, потому в те семь дней, когда Алконост своих деток высматривает, море спокойно. Корабелы эти дни ценят и называют Алконостскими или Алкионовыми. Последнее наименование позволяет соотнести происхождение Алконоста с греческой легендой о царице Алкионе. Дочь Бога ветра Эола, супруга царя Кеика, царица Трахины, Алкиона тщетно пытается отговорить своего мужа от морского путешествия-паломничества к святилищу Аполлона Кларосского в Малую Азию. Кеик попадает в бурю и погибает вместе со всеми своими спутниками. Алкиона долгие месяцы ждёт своего мужа на берегу, к которому и выносит его труп. После этого Алкиона поднимается на утёс и бросается с него в море. Боги смилостивились над Алкионой и воды коснулось не женское тело, а маховые перья с крыла зимородка. Алкиона (Алциона) и значит «зимородок». Эта птица несёт яйца и высиживает птенцов зимой, гнёзда строит на морском берегу. Пение Алконост радостно, поскольку она обещает Рай. Пение Сирин, как указывают средневековые источники, щемяще, Сирин тоскует о потерянном Рае, просит о возвращении на небо. В современной культуре Сирин и Алконост нерасторжимы, это устоявшиеся символы Горестного и Радостного пения.
Аквариум - Скорбец Cool
Просторы вод и изобилие воздуха - стихии грусти и печали, созерцания и воображения... "Тихой ночью" они "создают" и "питают"...
Говорить о печали и скорби подобно тому если ходить вокруг озера и спрашивать у каждого: "вы не подскажите где озеро ?". При этом вам показывают на него, вы смотрите и говорите "да, это оно", но продолжаете идти дальше в надежде кого ни будь встретить что бы задать тот же вопрос "вы не подскажите где озеро ?". Судя по себе, определенный период жизни я прожил без скорби и печали. Даже несмотря на то что сходил с ума, я не был никогда опечален. Но всё же эти состояния пришли постепенно в связи с определенными психологически напряженными событиями. Разрыв отношений с супругой, развод... Всё это в прошлом, однако в душе остается темный след, он еле заметен, но возможно и я уверен именно этот след проявляется в виде казалось бы беспричинной печали. Думаю в жизни каждого найдется нечто подобное.
http://www.jungland.ru/node/5713
Мы считаем счастье и радость-нормальным и естественным состоянием. А вот к несчастью и печали принято относиться как к болезни,хотя это необходимый,противоположный полюс счастья.
Мы считаем счастье и радость-нормальным и естественным состоянием. А вот к несчастью и печали принято относиться как к болезни,хотя это необходимый,противоположный полюс счастья. ---------- Это врачи так считают. А мы понимаем, что они ошибаются.
Птицы- Сирин,Алконост и Гамаюн,-производят на увидевших их людей \по легендам\ такое же действие,какое призводит \по мнению Юнга\,-подчиненная функция на сознание человека, при приближении к ней. Затопление сознания невыразимыми чувствами.
А кто прорабатывает печаль? "Работа горя" (переработка траура) направлена как раз на ДОСТИЖЕНИЕ чувства печали. Оно считается нромальным явлением и если человек умеет (может) ее испытывать, считается, что он здоров. По-крайней мере, в ПА так. (Достижение депрессивной позиции) Вот скорбь - это что-то более острое и тяжелое, если человек застревает в скорби, это уже проблема, требующая разрешения. Но, опять-таки, если застревает... ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Не зря вчера помянула бабулю, интересная синхрония получилась, сестре во сне она приснилась, а я свой сон не помню, только вот печаль всплыла. Это словно крылом коснулась, вихрем закрутила, напомнила о себе. Вибрирующие моменты. Все вчера вспоминала эти строки Ахматовой - Я птица печали, я - Гамаюн. Вещая птица, предсказание, словно воспоминание из прошлого, словно всплывает какая-то ситуация не из моей жизни, а меня касается. Бсс напоминает, интересно для чего? Живой "невр" - связь поколений.
Птицы- Сирин,Алконост и Гамаюн,-производят на увидевших их людей \по легендам\ такое же действие,какое призводит \по мнению Юнга\,-подчиненная функция на сознание человека. Знаешь, Олег, что-то есть в этом, только вот крылья. Окрыленная, словно одухотворенная. (сорри, как-то незаметно на ты перешла)
Крылья-оторванность от реальности,душа. Мне после сновидения о Сирин,пришлось уехать на рыбалку. Отходил недели две.
Рыбалка это хорошо, а мне вот иногда хочется в избушку в лесу, и чтобы за окном стужа и выл ветер, а в камине огонь, потрескивают полешки, и я в кресле-качалке, завернутая в мягкий, клетчатый плед из верблюжей шерсти. И только я и огонь, и за окном мороз и ветер.
Одним словом - дома.
Путь полноты свойств: "...Лес в горах, луг у реки доставляют мне удовольствие и радость. Но не успеешь вдосталь вкусить радости, как на смену ей приходит печаль. Приходу радости или печали мы не в силах помешать, их уход мы не в силах предотвратить. Как печально сознавать, что человек – лишь постоялый двор для вещей! И знает он лишь те вещи, которые посетили его, и не знает прочих. Он знает то, что способен совершить, и не знает того, что не способен. Поэтому человеку не избежать незнания и неспособности. И не печально ли, что человек пытается избежать того, чего избегнуть нельзя? Совершенная речь устраняет слова. Совершенное действие устраняет действия. Как это мелко – знать лишь то, что известно!..."
Молчание - отличное лекарство. Но никто ведь не запрещает спрашивать. А боятся неизвестного только лишь оттого что оно неизвестно...
Юнг любил вспоминать Тиля Уленшпигеля,как тот радовался
идя в гору,-тому что после подъема будет спуск,и начинал горевать
на спуске, -потому что знал,что вскоре начнется подъем.
Спасибо Vervoleg, я так хорошо не знаком с творчеством Юнга и легенду про Уленшпигеля забыл. А про врачей, я немного неточно выразился. Я имел ввиду врачевателей душ человеческих (моралистов тоже). Порой мы и сами в этой роли, и по отношения к себе тоже.

"...Лес в горах, луг у реки доставляют мне удовольствие и радость. Но не успеешь вдосталь вкусить радости, как на смену ей приходит печаль. Приходу радости или печали мы не в силах помешать, их уход мы не в силах предотвратить. Как печально сознавать, что человек – лишь постоялый двор для вещей! И знает он лишь те вещи, которые посетили его, и не знает прочих. Он знает то, что способен совершить, и не знает того, что не способен. Поэтому человеку не избежать незнания и неспособности. И не печально ли, что человек пытается избежать того, чего избегнуть нельзя.
============
Не помню,где я прочел высказывание: " Душа- это результат трения между сознанием
человека и его духом". Дословно я не помню.
Юнг писал что Анима видит вглубь,в архетипическое бессознательное и может
доставлять эти знания на поверхность сознания. Может быть- боль и радость души и
есть тот общий язык,точка где сознание соприкасается с духом?
Кажущаяся бессмысленность и иррациональность душевных переживаний отпугивает,заставляет эти переживания вытеснять или рационализировать,но если
им довериться и пойти вслед за ними,- обнаруживаются очень интересные вещи.
Полусознательные- полубессознательные мысли и переживания сами ведут к
разрешению конфликта в своеобразной символической форме.
Ютта,вы об этом говорили,я правильно вас понял?
"трения" - быть может, это когда извлекаются искры?Smileболь и радость - это ведь ближе к эго-созанию, как способность получать наслаждение или не получать? - это скорее точка, где соприкасаются три составляющих, одна из которых фиксирует. А вот далее как-то не то - полусознательные и полубессознательные мысли? - это как? Мне почему-то думается, что интуиция ведет к прозрению, интуитивное познание способствует образованию символов. которые перемалывает все то же созание, но только в общем контексте. Если честно, я привела эту фразу, как понимание движения в реальности.Короче намутилаSmile
.