Мария Луиза фон Франц "Мужчина внутри: анимус"
Одна из любимых тем, бесконечно муссируемых анимусом, звучит в размышлениях женщин примерно так. "Единственное, чего я хочу, это любви, а он не любит меня", или "В этой ситуации возможны два варианта и оба одинаково никудышны" (анимус никогда не верит в исключения) Мало кто может что-то противопоставить мнению анимуса, потому что в общем оно обычно всегда верно, хотя и редко подходит к конкретной ситуации Как правило, оно звучит убедительно, но не по существу
Так же, как характер анимы мужчин формируется под влиянием матери, у женщин основное влияние на анимус оказывает отец Отец наделяет анимус дочери особым колоритом, определяемым несколькими бесспорными, не требующими доказательств убеждениями, которые никогда не отражают индивидуальность самой женщины
Жанна д'Арк (ее роль исполняет Ингрид Бергман, 1948 г ), анимус которой — мужское начало в женской психике — выступает в виде святой убежденности.
Два изображения отрицательного анимуса женщина, танцующая со Смертью (картина XVI в ), и Аид с Персефоной, которую он насильно привел в ад (манускрипт ок 1500 г.). (изображения невнятны - прим. SagiS)
Хетклифф, зловещий герой романа английской писательницы Эмилии Бронте и холмы Вутеринга (1847) — олицетворение негативного демонического анимуса— возможно, в нем проявился собственный анимус Эмилии Бронте. Монтаж изображает Хетклиффа (его играет Лоуренс Оливье в фильме 1939 г.) лицом к Эмилии (портрет, нарисованный ее братом); на заднем плане современный вид холмов Вутеринга.
Два примера воплощений опасного анимуса: слева: гравюра XIX в. французского художника Густава Доре иллюстрирует сказку о Синей Бороде. Здесь Синяя Борода предупреждает свою жену не открывать одну из дверей. (Конечно, она поступает наоборот и находит тела прежних жен Синей Бороды. После чего она разделяет их участь). Справа: на картине XIX в. разбойник с большой дороги Клод Дюваль, ограбив путешествующую леди, возвращает награбленное с условием, что та немного потанцует с ним прямо на дороге.
Вот почему анимус иногда, подобно аниме, воплощает демона смерти. В одной цыганской легенде, например, говорится об одинокой женщине, принимающей симпатичного незнакомца несмотря на приснившийся ранее сон, предупреждавший, что этот незнакомец — король смерти Пробыв с ним вместе некоторое время, она пытает, кто он такой на самом деле. Сначала он отказывается раскрыться, заявив, что она умрет, если узнает Она, однако, настаивает. Внезапно он признается, что является самой смертью Женщина моментально умирает от страха.
С мифологической точки зрения красивый незнакомец является, вероятно, языческим образом отца или образом бога, выступающего здесь в роли короля мертвых (подобно похитившему Персефону Гадесу). Но с психологической точки зрения это одно из проявлений анимуса, которому свойственно изолировать женщин от контактов с людьми вообще и особенно от контактов с реальными мужчинами. При этом мечтания о будущем, где эмоции перемежаются трезвыми рассуждениями, образуют своего рода кокон, отделяющий женщину от реальной жизни.
Негативный анимус появляется не только в роли демона смерти. В мифах и сказках он выступает в роли грабителя и убийцы, как, например, Синяя Борода, убивающий всех своих жен в потайной комнате. В этом образе анимус воплощает все те полуосознанные, холодные и разрушительные мыслишки, которые приходят к женщинам по ночам, и особенно к тем из них, кому не удается понять, что чувство предполагает некоторую ответственность, а не только удовольствие.
Именно в такие минуты накатывают размышления о судьбе наследства и других подобных вещах, разум опутывает паутина расчетливых и злых мыслей. В таком состоянии женщина готова пожелать смерти даже близким. ("Когда один из нас умрет, я перееду в Ривьеру", — говорит жена мужу, увидев прекрасное Средиземноморское побережье, считая эту мысль относительно невинной из-за того, что она высказана вслух).
Вынашивая тайные разрушительные замыслы, жена может довести мужа — а мать довести детей — до болезни, несчастного случая или даже смерти. Бывает, что мать решает удержать детей от вступления в брак, но не осознает этого. Подобные злонамерения обычно глубоко скрыты в подсознании. (Наивная пожилая женщина однажды сказала мне, показывая портрет сына, утонувшего, когда ему было двадцать семь лет: "Я предпочитаю такой исход чем отдать его другой женщине".)
Иногда в результате воздействия анимуса на подсознание возникают странная пассивность и паралич всех чувств, или глубокая неуверенность в себе, доходящая порой до ощущения полной никчемности. Глубоко внутри анимус нашептывает: "Ты безнадежна. Что толку пытаться? Нет никакого смысла что-либо делать. Жизнь никогда не переменится к лучшему".
К сожалению, когда одно из таких состояний подсознания завладевает нашим разумом, нам кажется, будто это наши собственные мысли и ощущения. Эго отождествляется с ними до такой степени, что не может отдельно воспринимать их, а значит, и распознать, что они представляют из себя на самом деле. Это настоящая "одержимость" явившимся из подсознания явлением. И только после того как одержимость исчезает, человек с ужасом осознает, что говорил и действовал в диаметрально противоположной своим истинным мыслям и чувствам манере, то есть был жертвой чужеродного психического фактора.
Во многих мифах у женщин имеется любовник — мистический персонаж, которого женщина не должна видеть. На гравюре XV в изображена древнегреческая версия этого мифа: юная Психея, возлюбленная Эроса, не должна была на него смотреть, но в конце концов она не выдерживает, и он ее покидает. Психее удается вернуть любовь Эроса только после долгих и тяжких страданий.
Певец Франц Грасс в главной роли в опере Вагнера «Корабль-призрак». Сюжет ее таков: капитан обречен плавать на корабле-призраке до тех пор, пока женская любовь не развеет колдовских чар.
Подобно анимe, анимус включает не только негативные качества: жестокость, безрассудство, болтливость и негласные, но стойкие злобные идеи. Анимус имеет также и весьма ценные качества, его творческий потенциал может проложить путь к Самости. Нижеследующий сон сорокопятилeтней женщины хорошо это иллюстрирует
"Два человека в масках пробираются на балкон, а с него в дом. Они закутаны в черные плащи с капюшонами и, кажется, хотят замучить меня и мою сестру. Она прячется под кровать, но они выгоняют eе оттуда и пытают. Затем подходит моя очередь. Главарь прижимает меня к стене, совершая магические пассы перед моим лицом. Тем временем его помощник что-то рисует на стене Увидев это, я говорю, чтобы не разозлить их еще больше: «О, вы хорошо рисуете!» В этот момент мой мучитель поворачивается ко мне и оказывается, что у него благородное лицо человека искусства. Он гордо говорит: «Да, действительно», — и начинает протирать очки".
Страх перед садистскими намерениями этих двух персонажей хорошо знаком сновидице, часто испытывавшей в своей дневной жизни сильнейшие приступы тревоги, во время которых ее преследовала мучительная мысль, что люди, которых она любила, в большой опасности или даже мертвы. Но тот факт, что образ анимуса в сновидении раздвоен, предполагает, что грабители олицетворяют двойственный по своему воздействию психический фактор, который может и не совпадать с этими невыносимыми мыслями. Сестра сновидицы, убегающая от мужчин, схвачена и подвергается пыткам. В действительности же сестра ее умерла совсем молодой. У нее было художественное дарование, но она очень мало использовала свой талант. Затем из сновидения вытекает, что грабители в масках на самом деле — переодетые художники и что если сновидица признает их дарование (то есть свое собственное), то они оставят свои дурные намерения.
В чем же заключается глубинный смысл этого сновидения? Он в том, что регулярно повторяющиеся приступы тревоги скрывают под собой реальную смертельную опасность, но вместе с тем — и творческую возможность. Как и у сестры, у женщины имеется определенный художественный дар, но она не уверена, сможет ли живопись стать делом ее жизни. Сон честно предупреждает, что она должна реализовать свое дарование. Если она последует этому совету, то разрушительная и мучительная энергия анимуса преобразуется в осмысленную творческую деятельность.
Как и в только что описанном сновидении, анимус часто является в виде группы мужчин Так подсознание иллюстрирует тот факт, что анимус скорее коллективный, нежели индивидуальный образ. Из-за этого женщины тяготеют к мышлению категориями группы, особенно часто употребляя слова: "мы", "они" или "все", а также "всегда", "следует", "должны" (особенно когда через них говорит анимус).
Во многих мифах и сказках говорится о принце, превращенном колдуньей в животное или чудовище и вновь обращенного в человека любовью, что символизирует процесс, в котором анимус становится осознанным явлением (см. комментарии д-ра Хендерсона о значении мотива "Красавица и Чудовище" в предыдущей главе). Очень часто героине не позволяют задавать вопросы о ее таинственном и остающемся неизвестным возлюбленном и муже; или же она встречает любимого только в темноте и никак не может разглядеть его. Скрытый смысл этого заключается в том, что только нерассуждающая вера и любовь способны помочь героине вернуть жениха. Но обещание соблюдать запреты всегда нарушается, и только ценой долгих и трудных поисков и глубоких страданий ей удается найти возлюбленного.
Это иносказание отражает тот факт реальной жизни, что осознанное внимание, которое женщина должна уделять проблеме своего анимуса, отнимает много времени и приносит ей много переживаний. Но если она поймет, что такое ее анимус и что он делает для нее, а главное, убедится в его реальности и не позволит ему захватить свой разум, то анимус может превратиться в бесценного внутреннего соратника, который наделит ее истинно мужскими качествами — инициативой, храбростью, объективностью и духовной мудростью.
В точности как анима, анимус проходит через четыре стадии развития. На первой он знаменует простую физическую силу, например, как чемпион по легкой атлетике или мужчина с горой мышц. На следующей стадии он олицетворяет инициативу и способность планировать свои действия. На третьей — анимус представляет "слово", зачастую реализуясь в качестве профессора или религиозного деятеля. Наконец, в четвертой — анимус становится воплощением смысла. На этом высшем уровне он опосредует, подобно аниме, религиозный опыт, через который жизнь приобретает новый смысл. Он придает женщине духовную твердость, невидимую внутреннюю поддержку, что компенсирует ей внешнюю мягкость. Анимус в его наиболее развитой форме способен устранить разъединенность разума женщины и ее духовности, приходящую с возрастом, что усиливает ее восприимчивость к новым творческим идеям в противовес мужчинам. Именно по этой причине женщины в древние времена становились у многих народов гадалками и прорицательницами. Творческая смелость их позитивного анимуса иногда рождает мысли и идеи, вдохновляющие человечество устремляться к новым свершениям.
"Внутренний мужчина" в психике женщины может спровоцировать супружеские неприятности, аналогичные описанным в разделе об аниме. Ситуация особенно усложняется, когда одержимость одного партнера анимусом (или анимой) автоматически передается другому, то есть оказывает на него такое раздражающее воздействие, что он (или она) также делается одержимым. Анимус и анима всегда стремятся обеднить тематику и лексику разговора для создания атмосферы несогласия, раздраженности и неприятных эмоций
Как я уже отмечала выше, анимус, как позитивное начало, может олицетворять предпринимательский дух, смелость, правдивость и в своих высших проявлениях духовную мудрость Через него женщина может объективно воспринимать процесс развития своей личности, обретая собственный путь духовного развития Это, естественно, предполагает, что ее анимус перестает позволять себе безапелляционные высказывания. Женщина должна быть достаточно смелой и умственно раскрепощенной, чтобы усомниться в истинности собственных убеждений. Только тогда она будет способна воспринять рекомендации подсознания, особенно если они противоречат мнению анимуса. Только тогда проявления Самости пробьются к ней и она сможет осознать их смысл.
Воплощения четырех стадий анимуса.
Первая, всецело физиологическая — вымышленный герой джунглей Тарзан (в роли Тарзана Джонни Вейсмюллер).
Вторая, «романтический» тип — наподобие английского поэта XIX в. Шелли, или тип «человека действия» такого, как американский писатель Эрнест Хемингуэй, который был еще и героем войны, охотником и т.д.
Третья — человек, несущий Слово в массы — как Ллойд Джордж, несравненный политический оратор.
Четвертая — мудрый наставник, ведущий к духовной истине — часто проецируется на образ Ганди.
На индийской миниатюре молодая девушка с любовью рассматривает портрет мужчины. Женщина, влюбленная в кого-либо, актера кино, например, по его портрету или фотографии, зрительно проецирует на него свой анимус.
Ниже: малая толика того множества цветов, что поклонницы со всего мира прислали на похороны Валентине в 1926 г.
Актер Рудольф Валентине (в своем последнем фильме «Шейх», 1922 г.) притягивал к себе анимусы тысяч женщин на протяжении всей своей жизни и даже после нее.