сосуд

Представьте себе какой-нибудь сосуд... Любой сосуд, который Вы когда-нибудь видели или который рисует Вам Ваше воображение... Или любой другой образ... Все, что Вы представите, хорошо... Попробуйте в своем воображении дотронуться до сосуда... Проведите по нему рукой... Какой он на ощупь? Постучите по нему... Как Вам кажется, из какого материала он сделан? Есть ли на сосуде какие-то линии, рисунки или узоры? Загляните в сосуд... Какой запах Вы чувствуете? Возьмите сосуд в руки... Сколько он весит? Попробуйте прижать сосуд к груди... Какую энергию Вы ощущаете? Что Вам хочется сделать с сосудом?» Подробно символику сосуда разбирает ученик и последователь К.Г. Юнга Эрих Нойман, который в своем фундаментальном труде «Великая Мать» (Neumann E., 1988) на материале анализа огромного ряда произведений культуры, начиная с верхнего палеолита и до современности, наполняет абстрактные теоретические положения К.Г. Юнга конкретным содержанием. По Э. Нойману, различные части сосуда символически связаны с тем, как в нашем коллективном бессознательном представлены различные части тела и отношение к миру (см. Схему 1).Например, основание сосуда может символизировать, по К.Г. Юнгу и Э. Нойману, на уровне связи с внешним окружающим миром отношение к преисподней, бездне, аду, пропасти, темноте, пещере, глубинам моря. Это может быть также связь со своими корнями. На уровне отношения к своему телу и внутреннему миру основание сосуда может символизировать лоно и органы таза. Например, трещины и дефекты в основании сосуда могут символизировать гинекологические проблемы. Середина сосуда может символизировать на уровне связи с внешним миром окружающие нас город, селение, дом, стены, забор, ворота; на уровне внутренних переживаний - потребность в комфорте, уюте, защищённости, на уровне тела - живот. Горлышко сосуда может символизировать рот, дыхание, Логос, потребность в общении (см. Рис. 4). Рис. 4. Сосуд слева характерен для человека, испытывающего потребность в уюте и комфорте, а сосуд справа свойственен человеку, для которого комфорт не имеет особого значения, но важно общение с другими людьми. Материал, из которого сделан сосуд, может отражать особенности характера человека. Например, при преобладании депрессивных черт сосуд чаще всего бывает сделан из глины или дерева, а шизоиды чаще всего представляют себе сосуд из камня, металла, стекла или хрусталя. При истерической акцентуации личности часто представляется пластмассовые или фарфоровые сосуды.То, чем и насколько заполнен сосуд, тоже может иметь диагностическое значение. Когда сосуд представляется заполненным "до краёв", это можно проинтерпретировать как то, что сердце человека заполнено любовью. Соответственно, когда в сосуде ничего нет, это можно проинтерпретировать как то, что человек готов влюбиться ("Сердце жаждало любви, она влюбилась"). Желание вылить старое содержимое и сполоснуть сосуд - это желание внутреннего и внешнего очищения.Если у сосуда есть ручка или несколько ручек, то это символизирует потребность: "возьмите меня". Причём, если ручка находится справа (а правая сторона в нашей культуре обычно символизирует интеллект), то человеку больше нравятся умные люди, которые говорят умные слова. У кого ручка слева, т.е. с эмоциональной стороны, те предпочитают добрых и эмоционально тёплых людей. Если же ручки и справа, и слева, то такая женщина хотела бы, чтобы её "взял" мужчина и умный, и добрый (см. Рис. 6). Если ручек вообще нет, то это может означать, что в данный момент женщина хочет, чтобы её никто не трогал, и оставили в покое. Специально прорисованный носик сосуда может символизировать потребность давать. Если носик направлен в левую сторону, то это может отражать потребность давать тепло, ласку, нежность, заботу (сосуд слева на Рис. 4, сосуды на Рис. 7); носик, направленный в правую сторону может символизировать потребность учить, давать знания.Часто воображаемый сосуд украшен орнаментом или рисунками. Это может соответствовать желанию украсить себя, своё тело, например, когда некоторые женщины не могут выйти из дома на улицу, «не накрасившись» (см. Рис. 8 и 9).К.Г. Юнг считал, что архетип Великой Матери представлен в нашем коллективном бессознательном двумя составляющими - материнства и женственности. Э. Нойман условно обозначает их на графической схеме (см. Схему 2) как две оси координат в пространстве архетипа Великой Матери с соответственно четырьмя полюсами: «хорошая мать» - Деметра, Изида, Богоматерь (М+); «ужасная мать» - старая ведьма, Баба Яга, индуистская богиня Кали, пожирающая своих детей (М-); положительная Анима - добрая юная фея, древнегреческие музы, непорочная Св. Дева Мария (А+); отрицательная Анима - «роковая женщина», молодая ведьма, Шамаханская царица, Астарта, богиня ночи Лилит, Цирцея (А-). Содержимое сосуда может быть соотнесено с перечисленными полюсами архетипа Великой Матери в нашем коллективном бессознательном. Для полюса М+ наиболее характерно заполнение сосуда молоком, сметаной, зерном, землей, жидкостями, дающими жизнь и питание; для полюса А+ наиболее характерно заполнение сосуда эликсиром, духами, вином, жидкостями, вызывающими восторг и вдохновение, в воду хочется поставить цветы; для полюса М- наиболее характерно заполнение сосуда ядом и отравой, жидкостями, несущими смерть; для полюса А- наиболее характерно заполнение сосуда наркотиками и крепким алкоголем в больших количествах, жидкостями, вызывающими экстаз безумия.
архетип великой матери
архетип великой матери
сосуд сосудрис.4
сосудрис6 сосудрис7
сосуднакрашенный сосуд)))
Представьте себе какой-нибудь сосуд... Любой сосуд, который Вы когда-нибудь видели или который рисует Вам Ваше воображение... Или любой другой образ... Все, что Вы представите, хорошо... Попробуйте в своем воображении дотронуться до сосуда... Проведите по нему рукой... Какой он на ощупь? Постучите по нему... Как Вам кажется, из какого материала он сделан? Есть ли на сосуде какие-то линии, рисунки или узоры? Загляните в сосуд... Какой запах Вы чувствуете? Возьмите сосуд в руки... Сколько он весит? Попробуйте прижать сосуд к груди... Какую энергию Вы ощущаете? Что Вам хочется сделать с сосудом?»
---------------
Сам собой нарисовался небольшой, сантиметров тридцать в высоту, сосуд в виде амфоры без ручек или кувшина, неширокий, "стройный", классических пропорций, симметричный. Темно-коричневый, с невыраженным еле видным орнаментом, поверхность матовая, "поглощающая свет". Скорее легкий, чем тяжелый, звук ясный, звенящий (как у хорошего фарфора), но приглушенный. В нем ничего нет, но он не пустой. Древний, изготовлен по непонятной технологии, как дамасская сталь или египетские пирамиды. Ощущение чисто выметенной пещеры.
Ассоциация - вчера читала об обонятельных рецепторах у насекомых, автор статьи описывает особенности восприятия запахов насекомыми, проводя аналогии со способностью вопринимать ощущение поверхности человеком. Обонятельные рецепторы насекомых расположены на подвижных частях тела (усиках, ресничках и пр.) и поэтому реакция на запах и объект, издающий его (внешнее) неотделима от собственной активности/пассивности насекомого по его  восприятию (внутреннее и собственное). По такому же принципу работает тактильная перцепция у человека (одновременно дотрагивается до удаленного на определенное расстояние объекта, регистрирует его фактуру, плотность, влажность/сухость, теплоту/холод, расстояние до него и пр., при этом не отделяя объект восприятия от собственной способности его воспринимать).
Способность сохранять "имаго" опыта - наверное, может в какой-то степени считаться генетической памятью о "форме опыта", передающейся в поколениях. Где-то тут есть и критерии норм реагирования на типичные человеческие ситуации, и возможность понять - анимус/анима на самом деле позитивные, или уже "приняли" и "зависают", негативные, или пытаются жить.

Работа подчиненной функции интуитива. От образа к " тактильной
перцепции".

у меня вылезло 3 один обычный керамический кувшин с ручкой справа,с рисунком но без выкрутасов с водой,молоком или маслом,одна типа химической пустой колбы,и один эмалированный таз,в котором и варенье сварить можно,и белье состирнуть,и ноги помыть при надобности...
C ручкой? Буду иметь ввиду.
А у меня почему-то светильник из гильзы противотанкового снаряда.
"И поет мне в землянке гармонь..."
а я думала грязный прокопченный котелок из чугуна с ручкой сверху
 
"И поет мне в землянке гармонь..."--------------------------------------------------------------------------мне больше нравится темная ночь,только пули свистят по степи...
Марфа, вот что удивительно, так то, что на любой запрос, непраздный, конечно, рано или поздно всегда приходит ответ. Несколько месяцев назад я выкладывала на юнгланде свои рисунки ваз, а ответ, как подойти к их юнгианской интерпретации получила только сегодня.
взяла с сайта символдрама я.л.обухов мотивы меч и сосуд
о, спасибо, я как раз видеоклип монтирую, оч. пригодится.
Флейта не нашла ваши вазы,этот яндекс-поиск по сайту как-то не так работает....

Марфа, автор представил это как работающий тест или просто как некий частный психологический экзерсис? Если это зафиксировано как психодиагностическая методика, то есть ли данные по выборке обследуемых, по валидности, надежности и т.п? Короче, статистика по методике. Если знаете, где это можно почитать, скажите. Потому что реально интересная проективная техника!

марфа 2012-06-13 18:29:00
Флейта не нашла ваши вазы,этот яндекс-поиск по сайту как-то не так работает....

 Марфа, я убрала этот блог, поэтому и не нашли. Рисунки 4-8 - это Ваши?

мои кувшинчики... плохо получается ставить картинки

Марфа, я убрала этот блог, поэтому и не нашли. Рисунки 4-8 - это Ваши?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Нет,я рисовательный даун ,я не могу даже человека нарисовать ,чтобы 2 ноги были ровные и глаза не на лбу это к тексту были рисунки,просто туда не загрузились...
мои примерно такие...

 

Марфа, автор представил это как работающий тест или просто как некий частный психологический экзерсис? Если это зафиксировано как психодиагностическая методика, то есть ли данные по выборке обследуемых, по валидности, надежности и т.п? Короче, статистика по методике. Если знаете, где это можно почитать, скажите. Потому что реально интересная проективная техника!-----------------------------------------------------------------------------------------А в Юнгинианском анализе есть валидные или надежные тесты?(шутка)взято с сайта символдрама.
Клара 2012-06-13 20:47:12
мои кувшинчики... плохо получается ставить картинки

 жаль, что мелко
марфа 2012-06-13 21:01:36
это к тексту были рисунки,просто туда не загрузились...
А, я уже нашла на сайте. http://www.symboldrama.ru/article/mech

"Женщине Р. Дезуаль предлагал представить сосуд, а мужчине меч. То, какой сосуд представляет женщина, отражает, по мнению Р. Дезуаля, ее отношение к себе как женщине, к своему женскому началу. То, какой меч представляет мужчина, отражает его представление о своей мужественности".

Однажды с психологом делала рисунки сосуда (вазы), оружия (у меня кинжал или кортик получился с цепочкой на шею) и чего-то третьего, причем, рисунок оружия интерпретировался больше как отражение защитных психологических функций. У женщин оружие еще и украшение.
ну да анимус тоже вроде мужик с мечом,и для защиты хорош...
вот классное оружие для хрупкой женщины,а то меч тяжеловат....