На волне нашей памяти
***
"Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).
Марша, кажется фигура трикстера.
"В красочных рассказах, в карнавалах, в магических ритуалах исцеления, в религиозных страхах и религиозной восторженности тень трикстера пронизывает мифологию всех веков - иногда в первозданном облике, иногда в причудливо измененном виде. ' Он, очевидно, является "психологемой", - архетипической психической структурой глубокой древности. В своих ясных проявлениях он является несомненным отражением абсолютно недифференцированного человеческого сознания, соответствующего душе, которая слегка возвысилась над животным уровнем. "Юнг К.Г. О психологии образа трикстераМарша, кажется фигура трикстера.
Он, Джек, он шалит! Об том и речь.
Ещё интересно, что потом девчонка в транспорте рядом со мной сидела и книжку читала. Я посмотрела, что читает – Швейк. Тут же сон вспомнился и почему-то с идеей о смеховой культуре. Шутовство, трикстерство, высмеивание вечных ценностей, доведение их до абсурда и т.п. Отсюда потянула идея Бога и Дьявола. Ну и т.д. В общем, озаботилась тем, о чем Сорелла тут написала. Прям синхронно с форумом.
далее:
"Цикл рассказов Радина о трюкаче сохраняет Тень в ее начальной мифологической форме и таким образом указывает на очень ранние стадии сознания, которые существовали до создания мифа, когда сознание индейцев еще ощупью пробиралось во тьме. Только когда оно достигло более высокого уровня, оно смогло отграничиться от более ранних стадий и объективизировать их, то есть рассказать о них. Пока сознание само было подобно трикстеру, такое противопоставление не могло иметь места. Это стало возможным, только когда достижение нового, более высокого уровня позволило сознанию "оглянуться" на прежнее, более низкое. Можно было ожидать, что большая доля насмешки и презрения смешается с ретроспективным взглядом, что еще окутывает память о прошлом толстым покровом. Этот феномен мог повторяться в истории развития сознания несчетное число раз. Презрение господина, с которым в средневековье человечество взирало на нравы и интеллект древности - классический пример этого, и есть безошибочное подтверждение тому же в Новом Завете, где говорится, что Бог смотрит сверху вниз на времена неведения (17:30)."
А с чем это связано, есть идеи?
сегодня во сне вопрос - а готова ли ты к осенне-зимнему периоду, утеплен ли путевой подогреватель печи? вот так.
Какая поляризация в обществе возникла по поводу победы современного "искусства" над российским "правосудием", - гражданская война в комментах и курилках.
______
«Я считаю, пытается проявиться нечто называемое мной „временем прыжка“. Время прыжка — это вариация на то, что можно называть „прерывистое равновесие“ в науке об эволюции. Можно анализировать сотни тысячелетий ископаемых в горной породе, все они выглядят достаточно одинаково. А затем внезапно происходит скачок! Не за одну ночь, но за очень короткий период эволюционного времени, судя по всему, происходит прыжок к иному порядку бытия. Итак, я думаю, что мы находимся во времени прыжка, в прерывистом равновесии, в котором сегодня никак не будет похоже на завтра, а завтра совершенно не похоже на вчера. Проблема же в том, что психологически лишь немногие из нас были обучены для того, чтобы совладать с подобным изумительным эволюционным ускорением.
Я наблюдаю усиление власти образов, а также духовных метатехнологий, приходящих из столь разных пространств и времён. Мы живём в период, когда можно снять урожай человеческого опыта со всей планеты. Многие люди обнаруживают себя в чём-то вроде божественного деликатессного рая, ну знаете, в котором есть буддисты-евреи, суфисты-евангелисты и т. д. (ну может, не евангелисты, конечно, но…) Происходит соединение перспектив, ранее никогда не наблюдавшееся. Это очень похоже на ренессанс. Если по-настоящему рассмотреть, как в действительности произошёл Ренессанс: ренессанс происходит из-за громадности — как же выразиться — восстания глубин.
Давайте взглянем на Ренессанс 15–17-го веков. Дело не просто в том, что кто-то лопатами выкопал великие статуи, и не в падении Константинопля в 1483 году, и не в том, что все эти учёные, хранившие гениальность западного мира, пришли и просветили нас новыми перспективами. Произошло что-то иное. Словно бы открылась перспектива. За век до этого был Петрарка, который забрался на Монт-Ванту и сказал: „О боже! Подо мной южная Франция, я могу видеть Альпы, я вижу Средиземное море, я вижу долину Рейна, я вижу северную Италию!“ И затем его затянуло внутрь, он заглянул вовнутрь и открыл невероятные образы своего внутреннего мира. Тогда он посмотрел по сторонам, увидел эту обширную перспективу, вновь заглянул вовнутрь и сказал: „Моё внутреннее пространство равно, если не более обширно, нежели моё внешнее пространство!“ Для меня это было провозглашением пророческого момента, когда внутренний мир замерцал во внешнем. Внешний мир стал одушевляться, поскольку перспектива внутреннего пространства стала намного большей, чего ранее не было.
Затем, конечно же, появляется Леонардо да Винчи, написавший невероятную монографию на тему перспективы, её оттенков и деталей, опираясь на что можно сначать делать машины, ведь доселе этого не было. Но также есть и революция в перспективе: Микеланджело создаёт новую архитектуру в Кафедральном соборе; Везалий видит перспективу в теле; изобретается кружево; Кеплер, Коперник, Галилей — перспектива в телескопе; Левенгук — перспектива в микроскопическом мире. Всё расцвело. Когда пришла перспектива, произошла революция как внешнего, так и внутреннего миров, а также эволюция внутреннего и внешнего миров, так что произошло радикальное ускорение.
Я считаю, что мы в историческом периоде, сходном тому времени, когда пришла перспектива, не только благодаря новым космологиям, показывающим нам, где наше место во вселенной и как вселенная работа — опять же я говорю о замечательных трудах космологов вроде Брайана Свиима, — но мы приобретаем и сходную перспективу об аналогах этой вселенной, существующих внутри нас. То, что в нас есть такой же доступ к гомеостазу, центрированию, соблазну, бесшовности, энтропии, трансформации. Все разнообразные структуры, имеющиеся во вселенной, в действительности существуют и в нас самих. Не только мы живём во вселенной: вселенная живёт в нас.
Всё это медленно засеивается, прорастает, пробуждается в утробе подготовительного настоящего времени, готовится вот-вот восстать, — я и вправду в это верю, — в виде новых форм управления, точно что касается финансовой сферы. Старые структуры разрушаются с безумной скоростью, тогда как эти новые перспективы, подобно тому, что происходило в период Ренессанса, высвобождают нашу изобретательность, открывают наш разум для совершенно нового порядка реальности. Именно над этим я тружусь по всему миру, пытаясь найти формы — как настоящие, так и будущие, готовящиеся эмерджентно возникнуть, — которые приведут нас к иному виду культуры и цивилизации».
— Джин Хьюстон
_______
Припоминаю, что у Стайна ("Кризис середины жизни") выразительно описано, как Гермес, шеф лиминальности, хоронит убитого Гектора вместе с троянским царем Приамом...
Гермес и Ирида нам в помощь!...
Куда ему... биографией не вышел...
О, тож! А то я испугался.)
А что тогда из реальности символизирует Гектор?
Сила и воинская доблесть подчиненная политикам и убитая мстящим героем?
====
Корректно ли феномены индивидуальной психики переносить на
группу людей? Если только речь идет о заражении тенью.
Гермес к массам не приходит. Только к каждому в отдельности. Нет?
А что тогда из реальности символизирует Гектор?Гектор - идеальный герой, который не мыслит себя без этой архетипической персоны и не может без нее жить. Это люди, которые погибают экстремальным, трагическим способом в возрасте до 30-35 лет при первых признаках снижения молодежного задора в организме.
Корректно ли феномены индивидуальной психики переносить на группу людей? Лиминальность - состояние не только индивидуальной, но и коллективной психики. Еще точнее будет сказать, что оно характерно как раз для переходной "зоны контакта" индивидуального бессознательного с коллективным. Самое что ни на есть пограничье, не к ночи будь помянуто...
Vervoleg 2012-08-24 23:58:00
Гермес к массам не приходит. Только к каждому в отдельности. Нет? Нет. И в группы "заходит", и в "массы" - намного реже, но бывает. Вот если сразу много народу погибло (стихийное бедствие, теракт, катастрофа, война...), то всю толпу надо в аид провожать, деться некуда, работа такая...
Vervoleg, отрывок читали Юнга. Трюкач сохраняет Тень в ее начальной мифологической форме. Вот и люди стремятся стать развитыми, а трикстер возвращает к первозданной бессознательности, вносит смуту в сознание, насмехаясь. Снежинке приснился сон про разделанного деда, как и мне, Марше скоморох, значит, архаичный слой психики дает о себе знать.
терпит коллективности и подражания. Трикстер- тень,за которой стоит
самость. Коллектив самостью может заразиться, от какой либо личности,
но в итоге порождает лишь коллективные представления.
Хотя, обсуждения на сайте возможно активируют бессознательное участников.
За трикстером, Гермесом- стоит самость, насколько я помню.Не совсем понял в каком ключе рассуждаете. У Юнга есть в этой работе слова, что алхимическая фигура Меркурия, в которой можно найти мотив трикстера, имеет двойственную природу, животную и божественную, что приближает его к образу Спасителя, и что Меркурий даже древнее, чем греческий Гермес.
Cинхронистичность проявляется по мнению Юнга тогда, когда человек
находится под влиянием самости. Вот я и рассуждаю о противоречиях
между коллективным и индивидуальным.
Можно ли заразиться самостью? Тьфу. Запутался. Cамостью заразиться
можно, но в итого получишь шиш. Подражание.