Психотрепевтический процесс. Взаимодействие и взаимовлияние терапевта и клиента(пациента).
Психотрепевтический процесс. Взаимодействие и взаимовлияние терапевта и клиента(пациента). Меня прежде всего интересует субъективное видение психотерапевтом (психологом) либо пациентом (клиентом) процесса психотерапии. Свои ощущения, чувства, осознание своей позиции, роли, своих действий, образов возникающих в этом процессе относительно этого процесса(и образов себя, клиента и т.д.). Хоть тема не соответствует данной ветке (поэтому просьба к администрации форума, перенести тему в соответственный раздел форума), но все же интересно узнать видение психотерапии аналитическими психотерапевтами. Все ли устраивает, какие новшества, если такие имели место, вы применяли в психотерапии? Опять акцентирую внимание на субъективном(личном) видении этого процесса.
Как пример, приведу те мысли которые послужили толчком к созданию этой темы. Мне пришло в голову, что терапевт (хотя это далеко не моя мысль) действительно в какой-то мере выступает в процессе терапии как зеркало для клиента (пациента), с помощью которого пациент(клиент) может себя увидеть, так сказать познавать себя. А с другой стороны у меня возник образ процесса психотерапии как спарринг в боксе, по той аналогии что боксеру чтобы ощутить свою силу, свои способности необходим достойный соперник (коим выступает терапевт). Исходя из такого видения терапевт(поскольку он действительно должен быть соперником намного сильнее клиента) должен действовать так, чтобы не нокаутировать пациента и в то же время не дать нокаутировать себя, ведя равный бой все таки как бы находиться на несколько очков впереди(контролировать динамику процесса)…. Тему можно развивать и аналогий можно привести много. Меня очень интересуют такие аналогии. Будьте добры, если есть чем поделиться, поделитесь пожалуйста!
Да, конечно, Владимир, вы правы. Это действительно требует искренности. И смелости конечно. Но ведь необязательно описывать саму ситуацию( о конфиденциальности уже и говорить не стоит по умолчанию), просто образы аналогии чувства и выкладывать в такой форме в какой естественно подавать материал безопасно для себя лично. Ну ещё и тот момент что это всетаки интернет форум и здесь многие под никами не позволяющими идентифицировать человека вне виртуальной реальности, то есть ставка скорее на это - по тому же принципу как и выкладка и анализ сновидений на данном форуме. С другой стороны можно просто выложить абстрактные размышления на эту тему.
«Я никогда не видел в литературе посвященной глубинной психологии чистосердечного описания того, что чувствует, переживает терапевт во время работы. Да и навряд ли увижу.»
Ну это ты зря, Владимир, всё уже есть, только нужно знать где искать :) Вот, например, есть такая замечательная книга Моргана Скотта Пека «НЕПРОТОРЁННАЯ ДОРОГА: новая психология любви, традиционных ценностей и духовного развития» и давно уже лежит здесь www.psylib.ukrweb.net/books/pekms01/index.htm
А вот еще один психотерапевт, мексиканский, но он вряд ли еще переведён, уж слишком нетрадиционный :) Guillermo Borja (ученик и соратник Клаудио Наранхо) “La locura lo cura: manifiesto psicol?gico“ В названии используется игра слов “locura” – сумасшествие и “lo cura” – это (lo) лечит (cura). (Я ещё не пыталась его искать в рунете).
Очень разные по темпераменту психотерапевты и подходы к психотерапии, но потрясающие по искренности и смелости. У Борхи подход больше шаманский, отчаянный, на грани сумасшествия, у Скотта Пека – более мягкий, ненавязчивый, примиряющий с религией. Некотрые вещи для меня стали настоящим откровением. Например, вот этот отрывок из главы «Любовь и психотерапия»:
«Поскольку любовь и секс тесно переплетены и взаимосвязаны, то здесь уместно будет кратко затронуть проблему сексуальных отношений между психотерапевтами и их пациентами – проблему, в наше время нередко привлекающую пристальное внимание прессы. Ввиду необходимо любовного и интимного характера психотерапевтического процесса между пациентами и врачами естественно и неизбежно возникают сильные – или чрезвычайно сильные – взаимные сексуальные влечения. Тяга к сексуальному завершению таких влечений может быть огромной. Я подозреваю, что некоторые психиатры-профессионалы, бросающие камень в психотерапевта, который вступил в сексуальную связь с пациенткой, сами не могут быть любящими врачами и не могут по-настоящему понять эту колоссальную тягу. Скажу больше: если бы у меня возникла такая ситуация, когда после тщательного и здравого размышления я пришел бы к выводу, что сексуальные отношения с пациенткой будут существенно благотворны для ее духовного роста, – я решился бы на эти отношения. За пятнадцать лет практики, однако, такого случая у меня не было, и я плохо представляю себе, как он мог бы реально возникнуть. Прежде всего, как я уже говорил, роль хорошего врача аналогична роли хорошего родителя, а хорошие родители не допускают сексуальной связи со своими детьми по ряду очень важных причин. Смысл работы родителя заключается в том, чтобы принести пользу ребенку, а не использовать ребенка для собственного удовлетворения. Смысл работы врача – принести пользу пациенту, а не использовать пациента в своих интересах. Задача родителя – поддержать ребенка на пути к независимости; задача врача по отношению к пациенту – та же самая. Трудно представить, каким образом врач, вступивший в сексуальную связь с пациентом (пациенткой), не использовал бы пациента для удовлетворения собственных потребностей или каким образом он способствовал бы при этом независимости пациента.»
Согласись, Владимир, что на данный момент это пока достаточно щепетильный, если не сказать вопрос-табу, в отношениях психотерапевт-пациент. А много ли психотерпевтов достаточно духовно подготовлены, чтобы решить его без ущерба для пациента?
Хочу спросить у автора этой темы разрешения разместить его вопрос на моем сайте. Там же я отвечу на этот вопрос. Сейчас я переделываю свой сайт и хочется показать - какие представления бывают у людей не специалистов или интересующихся, о психотерапии.
На существующий сейчас вариант сайта и почитать там о аналитической психотерапии можно зайти по ссылке, которую можно взять у Вотана или написать мне в личку и я перешлю.
В общедоступном пространстве все же храню инкогнито, ведь я тут выступаю часто, как частное лицо и обнажаю свои разные черты. Не хотелось бы быть узнанной кем-то, с кем я роботаю. Потому такие маскировки.
" Хочу спросить у автора этой темы разрешения разместить его вопрос на моем сайте. Там же я отвечу на этот вопрос."
Можно конечно!!! Я чтото никак не могу разобраться как на этом форуме создаются приватные сообщения?
Большая просьба к Вам, скинуть ссылку вашего сайта мне на имейл avidkonis@inbox.vn.ua
Я что-то никак не могу разобраться как на этом форуме создаются приватные сообщения?
Такой возможности тут нет...
Есть возможность отправлять сообщения пользователям на e-mail если такая возможность разрешена пользователем в настройках учетной записи.
«А много ли психотерапевтов достаточно духовно подготовлены, чтобы решить вопрос-табу, в отношениях психотерапевт-пациент без ущерба для пациента?».
Соглашусь – немного. И дело решения, на мой взгляд, не всегда «упирается» в проблему врачебной этики.
Владимир, ты скептически относишься ко всему, что превосходит твоё понимание. Это обычная защитная практика всех чрезмерно мыслящих людей. Они боятся всего чему не могут дать рационального объяснения. Но было бы более честнее признаться (и прежде всего самогу себе, тем более что ты психотерапевт и этого факта не скрываешь), что ты просто боишься, и не называть искренние опыты других «психотерапевтическими опусами», тем более их даже не читая. Чувственные переживания терапевта и пациента не более и не менее сложные, чем любого ищущего истину человека. А уж про ощущения во время медитаций я вообще молчу. Но кто-то способен описать и их. И нужно по меньшей мере быть благодарными им и попытаться чему-то научиться. И не в темпераменте тут дело, а в готовности погрузиться в своё собственное дерьмо и не задохнуться. Вот откуда приходит терпимость к людям.
Если ты обратил внимание, я тут обмолвилась уже, что писать больше сюда не буду. Сейчас просто добавлю, что не хочу больше сюда писать именно потому, что не вижу никакой искры в этом форуме, никакого искреннего желания общения и теплоты, один снобизм, умничание, уязвимость и много-много Эга, которое только и видит вокруг нападки.
Спасибо тебе за возможность высказаться. А вот тебе боюсь помешает это сделать твой имидж "опытного", "мудрого", "сдержанного" психотерапевта :)
Асприна, а твой пост - это пример терпимости к людям???
И это в теме о психотерапии столько безапелляционных оценок а одном посте (если не диагнозов) и, я бы не побоялся этого слова, - враждебности. Ай-яй-яй.
А здесь затронута сложнейшая и деликатнейшая тема, имеющая массу нюансов и вот - рубить с плеча... Это - не путь.
Господа, уж как то вы очень серьезно и горячё принялись за данную тему. Я же указывал - кто может поделиться впечатлением(мнением, образами) тот пусть поделится. (кстати проблема общения в интернет-среде это отдельная тема). И спасибо всем тем кто отписался выше. Только маленькая просьба(и меня это тоже касается), если бы ещё меньше страстей и выяснений каких-то отношений, то было бы легче выделять мысли относящиеся к теме данного топа.
Аспирина, я охотно верю, что многие терапевты и просто люди, которые переживали «искренние опыты» четно и искренне описывали переживания, и даже более того, наверное, они старались быть честными в описании своих переживаний. Я вполне допускаю, что эти исповеди кому-то нужны и приносят помощь. Я излагаю СВОЕ видение, (пусть даже и неверное), но не говорю «за всю Одессу». И я переживал «искренние опыты». И у меня много раз возникала потребность поделиться с другими тем, что я испытал. Но, наверное, я так устроен, и что-то сдерживает ВО МНЕ от такого стиля изложения психотерапевтической истории, но нее по тому, что сдерживает МЕНЯ имидж "опытного", "мудрого", "сдержанного" психотерапевта (кстати, с кавычками я согласен). Это дело моего личного ВКУСА изложения. И если кому-то нужно описывать открыто свои переживания, то обязательно кому-то нужно читать эти переживания. И это дело ИХ ВКУСА и личной потребности. И я не заключал в кавычки «психотерапевтическими опусами», так как опус в моем понимании не обидное слово и не несущее в себе скрытого иронического смысла. Ирония у меня возникает только тогда, когда я встречаюсь с излишне сантиментальным, эмоционально перенасыщенным стилем изложения психотерапевтических историй. В конце концов, есть разные стили и любовь к их восприятию, и кому-то нравится бразильский сериал, а кому-то Хайдеггер. «Чувственные переживания терапевта и пациента не более и не менее сложные, чем любого ищущего истину человека».
Абсолютно согласен, и я пытаюсь искать истину, и я испытываю массу сложных переживаний, но НИКОГДА публично об этом не расскажу, но не по тому что забочусь об имидже психотерапевта, а по тому, что я ТАК УСТРОЕН. Про медитацию ничего сказать не могу, не занимался, но не зарекаюсь.
«И не в темпераменте тут дело, а в готовности погрузиться в своё собственное дерьмо и не задохнуться. Вот откуда приходит терпимость к людям».
Будем считать, что я получил от тебя публичное крещение, после которого, надеюсь стать более терпимее к людям.Ну а если ты не хочешь «сюда» писать, то вольному – воля. Уверен, что ты найдешь много людей, с которыми тебе будет по настоящему приятно общаться. Хотя, честно говоря, читал тебя я всегда с превеликим удовольствием, и искренне радовался твоему возвращению.
"я бы не побоялся этого слова, - враждебности. Ай-яй-яй ."
«Не побоялся»
ГЫ :))) Молодец, Вотан! Это круто... назвать вещи своими именами... для этого действительно необходимо мужество. Только где ж ты был, деликатный ты наш, когда эта самая враждебность отрывалась на мне :) Может я тебе тоже нравлюсь ;) , что ты замечашь только мою враждебность и причем к тебе никакого отношения в данном случае не имеющая?
Мдя... Владимир, действительно это похоже на диалог глухих :) Ну да ладно. Видно, не судьба. Чего я так уперлась? Мир такой большой! :)
Всё... ухожу, ухожу, ухожу... Слово деликатнейшим!
Милый, Карлсон, милый……., но он обещал вернуться …….
Аспирина, ну мне то понятно дело (дело к 60-ти) глухому быть не грех, ну а ты бы погромче, да повнятнее, да на ушко, авось бы услыхал? А?
Есть вещи, на мой взгляд, очевидные, азбучные. Наличие разных точек зрения, разных подходов (причем очень разных) - дело нормальное, естественное и даже в рамках одного направления, будб то юнгианство или психоанализ, споров хватает. И вопрос в том, а как реагировать на подходы, отличающимся от твоего, или даже противоречащим ему. Думаю, можно попытаться получше понять иные точки зрения, разобраться в них, ведь, в конце концов, это может и тебя обогатить; можно хотя бы спокойно выслушать их!; а может и вовсе оказаться, что все подходы в чем-то верны и не взаимоисключают друг другу.
А вот сразу начинать пытаться объяснять другие мнения тем, что их автор ограничен, или у него это механизмы защит так работают, или он в чем-то боиться признаться и т.д., и т.п. Тем самым другой подход сразу принижается, а ты сам возвышаешься... И что, нсли ты слышишь мнения, не совпадающие с твоим, то надо сразу чувствовать себя уязвленным, а эти иные мнения расценивать чуть ли ни как личный выпад???? Асприна, я еще раз перечитал твой пост ...
Вот хотя бы это
не вижу никакой искры в этом форуме, никакого искреннего желания общения и теплоты, один снобизм, умничание, уязвимость и много-много Эга, которое только и видит вокруг нападки
Это проявление культуры дискуссии?
Чувствуется, это отношение к форуму не сейчас появилось, однако ведь все равно что-то влечет сюда. И эти "ухожу... ухожу" уже не в первый раз я слышу
И еще. Мы все тут понимаем, что каждый может для себя тем или иным образом оценивать или анализировать мнения других участников форума и его поведение на форуме и вполне можем использовать для этого анализа методы того же психоанализа. Думаю, понятно, что я имею ввиду. Каждый из нас может думать - ага, наверное, вот у того-то форумчанина комплес или защита здесь или там сработала, однако нельзя забывать, что это не более чем предположения (все знают, насколько сложен и длителен настоящий процесс психоанализа, и как непросто докопаться до истоков проблем) а использовать это для борьбы с оппонентами или просто для враждебных выпадов - это не есть хорошо. И корректно ли это вообще - таким образом применять приемы психоанализа в ходе каждой дискуссии или просто общения - вот у тебя комплекс, а вот защита, а вот страх, вот компенсация?
"Каждый из нас может думать - ага, наверное, вот у того-то форумчанина комплес или защита здесь или там сработала, однако нельзя забывать, что это не более чем предположения (все знают, насколько сложен и длителен настоящий процесс психоанализа, и как непросто докопаться до истоков проблем) а использовать это для борьбы с оппонентами или просто для враждебных выпадов - это не есть хорошо. И корректно ли это вообще - таким образом применять приемы психоанализа в ходе каждой дискуссии или просто общения - вот у тебя комплекс, а вот защита, а вот страх, вот компенсация?"
Я бы даже сказал что "не просто предположения" а это проекции. ну например, представьте ктото как я выгляжу. как бы вы не представляли вы не сможете этого сделать.Кто сможет интуитивно построить образ похожий на меня но не более, а что уже говорить о внутреннем мире человека. Здесь присутствуют проекции более чем на 50%. Поэтому следует в первую очередь взглянуть в себя и разобраться в себе, или хотя бы понимать что анализируя другого я в данном случае анализирую себя.
Но, я ещё раз хочу попросить всех вас писать по теме данного топа. Эта тема для меня очень важна.
Хотела бы вернуться к теме.Вопрос о психотерапии вообще - сложный, поскольку в каждом направлении пт-и свои правила и ограничения.Я могу рассказать только про па-терапию. Хотя, когда я изучала аналит. терапию, правила были практически такими же.
Личность терапевта в идеале не известна. Фантазии пациента на эту тему (сильный, слабый , "достойный соперник" , достаточно продвинутый или достаточно хороший - плохой отец (мать)) используются для анализа (анализ переноса).Если терапевт показывает свое сочувствие или враждебность или страх или еще что-то (свою сексуальную заинтересованность - нечто совсем ужасное для процесса), он МЕШАЕТ пациенту проецировать.
В идеале, па терапевт достаточно нейтрален, не навязчив, внимателен, но при этом он не является бесчувственной машиной. Это - парадоксальная позиция, достичь ее не просто.Есть такое понятие "равномерно распределенное внимание" - это такое состояния восприятия аналитика, когда он не фиксируется ни на чем, а пытается уловить все сразу, и его отношение ко всему, что говорит пациент, так -же : он не судит, только старается понять беспристрастно. Эта беспристрастность - нечто среднее между страстным погружением в мир клиента и абстрагированием от этого мира. Аналитик одновременно должен умудриться чувствовать пациента эмоционально, входить в его состояния и не сливаться с ним (эмпатия) и отстраненно думать о материале пациента, опираясь на свои знания и на понимание текущей ситуации.Все это возможно осуществить только если аналитик, как личность не участвует в процессе.Поэтому какой он - это неизвестно.
Насчет боя - бороться пациент будет, но не с тем, кто сидит напротив него ( или за его головой), а с тем, кого он воображает на его месте. Дело аналитика - не участвовать в этой борьбе и не препятствовать ей, а пытаться проинтерпретировать эту борьбу.
Строгие аналитические правила не подходят для пациентов с сильными нарушениями, там допускаются другие вещи - немного советов, поддержки, объяснений. Но все же - немногоЭто - огромная тема, даже в одном па-зе не один подход к этому. Кохут и Кернберг предлагают разные подходы и соответственно и чуть разную технику к работе с нарциссическими личностями.
В книге "Эра контрпереноса" много разных взглядов описано на контрперенос ( то, что чувствует пт-т в работе). Кстати, по поводу откровенности и т.п. в этой книге можно найти описания чувств аналитиков.В па терапии контрперенос- рабочая вещь и ею делятся довольно активно с супервизорами. Так что тут говорить об интимности не приходится. Его чувства к клиенту это и его чувства и чувства, которые индуцирует в нем клиент, а частично и чувства своего клиента. Поэтому, их нельзя назвать сугубо его - аналитика чувствами. Поэтому тут и понятие интимности несколько меняется.Но это все справедливо для тех, кто супервизируется, если нет, то.... тогда очень сложно работать, потому что самому разобраться в своем бсс - невозможно. А оно, бсс терапевта, активно вмешивается в общий процесс.
ПА терапия это - не исповедь, не учительство, не поддержка, это - анализ бессознательного.Другие психотерапии - это другие подходы и т.п. поэтому ответить на вопрос - что такое пт-я - невозможно. Какая из многих?
Я бы даже сказал что "не просто предположения" а это проекции. ну например, представьте ктото как я выгляжу. как бы вы не представляли вы не сможете этого сделать.Кто сможет интуитивно построить образ похожий на меня но не более, а что уже говорить о внутреннем мире человека. Здесь присутствуют проекции более чем на 50%. Поэтому следует в первую очередь взглянуть в себя и разобраться в себе, или хотя бы понимать что анализируя другого я в данном случае анализирую себя."
Именно для этого и выдерживается нейтральность и анонимность, чтобы обеспечить пациенту - "зеркало". то, что он видит в своем терапевте - э
то (в случае, если все складывается хорошо и правильно) и есть то, что он может увиджеть в свеом зеркале.
Но, опять таки, это сложный вопрос. Если терапевт сидит тупо и пялится на пациента и молчит, это еще не нейтральность, это - может быть его беспомощность, которую он скрывает за ФОРМАЛЬНЫМ выполнением состояния нейтральности.
В последнее время в психотерапевтической ПА и АП литературе нередко обсуждаются тема о юридическом статусе, финансировании психотерапевтических и ПА и АП услуг. Обсуждаются проблемы эффективности и обоснованности того или иного подхода к тому или иному «клиническому случаю». Создается впечатление, что глубинная психология достаточно сложная и логичная система, которая излечивает именно тем, что возвращает рациональность «заблудшему сыну» - Эго.
На мой взгляд, если терапевтические методы глубинной психологии, анализ и способствует повышению волевого порога Эго – сознания, ощущению целостности субъекта, то это происходит не намеренно, а как «побочный продукт» - парадоксальный феномен, появляющийся в результате долгой и кропотливой работы с различными содержаниями БСС: взаимодействию психики терапевта (в том числе и его БСС элементов) с психикой пациента. Анализ, на мой взгляд, помогает не тем, что усиливает волю к разуму, рациональности, а напротив, тем, что приводит психическое пациента к встрече с инфантильными, архаическими ее частями, которые заявляют о своих правах на полноценную жизнь. По своему опыту знаю, что обращение к сознательному, воли невротика приводит к обратному эффекту – усилению стойкой невротической односторонней позиции. Но если терапевту удается до конца пережить вместе с пациентом встречу с БСС не цепляясь за медикаменты, бесконечные медицинские обследования и бесконечные «разумные» объяснения, интерпретации всего того, что приходит в аналитическое пространство, а доверится Гермесу (который самый лучший толкователь всего) у него появляется достаточно высокий шанс добиться цели анализа – его окончания.
Но если терапевту удается до конца пережить вместе с пациентом встречу с БСС не цепляясь за медикаменты, бесконечные медицинские обследования и бесконечные «разумные» объяснения, интерпретации всего того, что приходит в аналитическое пространство, а доверится Гермесу (который самый лучший толкователь всего) у него появляется достаточно высокий шанс добиться цели анализа – его окончания.
Не знаю, Владимир... мне так кажется, вернее я уверена (:) ), что именно интерпретация всего того, что происходит в аналитическом пространстве и лечит.
Сегодня говорила со специалистом в философии йоги. Она мне рассказала интересную вещь. Пуруша - та сущность, которая "знает все" в человеке - не то же самое, что сознание. Усиливая и развивая сознание, мы не подберемся ближе к Пуруше, но, в тоже самое время, сознание - это - глаз Пуруши. С помощью этого глаза, совершенная сущность человека воспринимает мир и себя. И для этого как раз и развивается сознание - не чтобы с его помощью подойти к пониманию всего, а чтобы предоставить этот инструмент чему-то сакральному в человеке.
Про невротиков говорят, что наша цель в работе с ними - часто - смягчить жесткое суперэго. В работе с пограничными, наобророт - выстроить структуры психики,в том числе и суперэго.
И то и другое без помощи сознания не возможн, как и вообще пт-пия без участи сознания не возможна. Так что, укрепление и дифференциация Эго - неизбежный и необходимый элеменет пт-пии.
Вотан!
Согласна с твоими рассуждениями по поводу культуры дискусси полностью. Мне, кстати, очень помог наш спор, ссора и примирение. Я увидела некоторую свою ограниченность в восприятиии кое-каких вещей. От моего внимания ускользали простые вещи - то, что жизнь многих людей отстоит очень далеко вообще от какого-то развития и поиска, и для них эти вещи, как воздух и вода.
В этом случае я была как тот сытый, который не понимает голодного.
Ну и теплоты я тут получаю не мало. Было время и мне становилось неуютно, казалось что форум меня гонит ( и, видимо это так и было), но это закономерные групповые процессы. Я в групповом анализе не разбираюсь, но уверена, что в любом коллективном процессе рано или поздно включается групповая динамика и люди начинают ссориться.
Никто не умалят значения интерпретации в аналитическом процессе. Я писал не о том что интерпретация не нужна. Интерпретация это краеугольный камень анализа, сомнения нет, но, к сожалению, или к радости интерпретация не зависит от воли, сознания аналитика или пациента, она находится целиком во владении «внутреннего оракула», Гермеса если хотите. Во всяком случае, все АП - аналитики едины в этом мнении. Ну и кроме интерпретации в анализе достаточно много «лечебных» моментов, перечислять их не буду они хорошо известны. Вопрос стоит шире «лечит» ли анализ в традиционном смысле этого слова? Изменяет личность, создает базу для развития нового в психе – бесспорно.
Я не утверждаю то, что волю и границы Эго не нужно укреплять, нужно, и еще как нужно, особенно про шизофрении и пограничных состояниях. Но тут возникают очень большие сложности к «дозировке» интерпретаций того что «хлещет» из БСС, и моментом их перевода в приемлемой для сознания таких пациентов форме. Такие моменты не могут возникнуть по желанию аналитика или пациента, эти моменты случаются, и их нужно предуготавливать долгим вживанием в психическое пациента и по возможности предугадывать, но это высший пилотаж.
Лахезис: «Сегодня говорила со специалистом в философии йоги. Она мне рассказала интересную вещь. Пуруша - та сущность, которая "знает все" в человеке - не то же самое, что сознание. Усиливая и развивая сознание, мы не подберемся ближе к Пуруше, но, в тоже самое время, сознание - это - глаз Пуруши».
Согласен, только в АП мне ближе Гермес. Сознание – инструмент познания, и ни кто не станет возражать, что этот инструмент не нужно совершенствовать, только процесс совершенствования сознания, как инструмента познания «двухсторонняя дорога» и целиком не может зависить от воли сознания. Для отточки ножа нужен нож и точильный камень.
"Для отточки ножа нужен нож и точильный камень".
ножом можем считать сознательную активность аналитика, а точильным камнем - сеттинг. Все остальное - эмпатия, потусторонние процессы бсс-го, конечно, не контролируются сознанием (хотя, эмпатия частично контролируется), но сознание является свидетелем этих процессов, оно следит за ними и старается понять, хотя не может непосредственно на них повлиять.
этот таинственный механизм появления смыслов, согласна, остается за пределами понимания. Но зато, когда отттуда что-то приходит, мы это видим и стараемся понять верно.
Владимир!
Мы первый раз с вами согласны друг с другом полностью. Давайите виртуально выпьем за это :)
На брудершафт?
На брудершафт?
можно и на брудершафт, только после этого действия нужно не забыть, что мы должны будем обращаться друг к другу на "ты".
Уважаемый Николай. Ответы на вопросы, которые вы задаете, требуют (не побоюсь патетики) величайшей искренности. Я никогда не видел в литературе посвященной глубинной психологии чистосердечного описания того, что чувствует, переживает терапевт во время работы. Да и навряд ли увижу. А то, что печатают для «широких масс» не соответствует истинному положению вещей. Методики, терапевтические отчеты являются сухими и плоскими описаниями далекими от действительности.
Как-то раз, когда я начинал заниматься хирургией мне старый хирург, видя, как я дрожащей рукой беру скальпель - сказал – это еще ничего вот я, взяв первый раз в руки скальпель буквально наложил в штаны. Я спросил его – ну, и как? А ни как, ответил искренне он - так и оперировал, воняя на всю операционную! Но это было сказанно мне на ушко, и для того чтобы поддержать меня в трудную минуту, думаю, в своих мемуарах он об этом не напишет.