Укрепление границ эго.
Не знаю, в тему ли...
Например, идет реклама лекарств и там показывают какого-то больного или симптомы болезни.
Бывает один человек смотрит на это спокойно. И ему пофик на такую рекламу. Он может смотреть, наверное, сколько надо или хочет. А другой человек, не может на это смотреть и на другое безобразное с его точки зрения. У него появляются эмоциональные неприятные ощущения.
Это означает, что в первом случае у человека хорошая граница Эго?
Или плохая чувствительность?
А во втором случае слабая граница Эго?
Что происходит со вторым?
Второй человек начинает автоматически сливается с каким-то негативом из рекламы? А так как это негатив, то защищается - не смотрит такую рекламу.
Начинает идентифицироваться с чем-то неприятным с рекламы, это чувствует и защищается ?
Или проецирует свои страхи на эту рекламу?
Или это какая-то здоровая защита?
Воощем, хотелось бы понять, какая здоровая рекция. В 1-м или 2-м случае?
И может ли сам человек как-то укрепить свои границы Эго, если что?
С архетипической точки зрения, «сосуд» ассоциируется с женственностью, со способностью женского чрева принимать. На личностном уровне женским психологическим сосудом является ее Эго. Кассандра имела слабый сосуд.----------------------------------------------- С точки зрения психологии, ее негативный материнский комплекс воспрепятствовал развитию Эго, возникающего из первоосновы женской Самости. Поэтому Кассандра испытывала страдания из-за «недоношенности» женского Эго: фактически ее Эго не знало психологической матки.-----------------------------Я уверена, что быть посредницей — это преобладающая бессознательная ценность, которую сегодня компенсируют больные истерией. Рассмотрим портрет женщины-посредницы, написанный Тони Вульф:
«Женщина-посредница погружена в психическую атмосферу своего окружения и дух своего времени, но прежде всего — в коллективное (объективное) бессознательное. Это бессознательное, которое однажды констеллировалось и может достичь осознания, оказывает на нее воздействие. Женщина-посредница попадает под это воздействие, поглощается и растворяется в нем, а иногда воспроизводит его сама. Так, например, она может выразить словами или действием, что «витает в воздухе», что окружение не может или не будет допускать, но тем не менее оно является его частью. В основном это теневые аспекты ситуации или преобладающей идеи. Таким образом женщина активизирует негатив или потенциальную угрозу. Так она становится носителем зла, но то, что она это делает, все равно остается ее личной проблемой. Поскольку весь материал, о котором идет речь, является бессознательным, ей не хватает естественной способности, чтобы его воспринимать, и языка, чтобы адекватно его выразить. Переполняющая энергия коллективного бессознательного проносится через Эго женщины-посредницы и ослабляет его...
По своей природе коллективное бессознательное не ограничивается указанной личностью — и это следующая причина того, почему женщина-посредница идентифицируется сама и идентифицирует других с архетипическим материалом. Однако для отношений с бессознательным материалом требуется крепкое Эго-сознание и адекватная адаптация к реальности. Как правило, женщина-посредница ничего собой не представляет и, следовательно, будет создавать путаницу в той же мере, в которой запуталась сама. Сознание и бессознательное, я и ты, личное и обезличенное психическое содержание остается недифференцированным... Поскольку содержание объективной психики и у нее самой, и у других остается непонятным или же воспринимается на личном уровне, она воспринимает судьбу не как свою собственную, а как если бы она была ее собственной, и теряется в идеях, которые ей не принадлежат. Вместо того чтобы стать посредницей, она является лишь средством и становится первой жертвой собственной природы»109 (Toni Wolff, «Structural Forms of the Feminine Psyche», pp. 9-10. Средняя женщина - одна из четырех типов, описанных Вульф; остальные три - мать, гетера и амазонка. Статью Вульф нелегко достать вне библиотеки Института Юнга, однако краткое содержание ее модели можно найти в книге: Donald Lee Williams, Border Crossings)..-----------Эго женщины-посредницы должно быть гибким, связанным с телом и синтонным женственной Самости. Это ее психологическая матка, ее центр, ее пуповина125(См. далее.). И когда происходит блуждание ее матки, Эго пропадает.
Теперь мы понимаем символический смысл понятия «блуждающая матка». С точки зрения психологии оно означает, что Эго не укрепилось в эмоциональной, образной первооснове Самости.
Мы исследовали коллективные факторы, препятствующие развитию такого Эго, синтонного Самости. Мы также увидели, что симптоматология истерической личности является бессознательным выражением подавленных женских ценностей и компенсирует преобладание патриархальных ценностей; а также рассмотрели посредничество — главную женскую ценность, носителями которой сегодня выступают истерические личности.---------Главным при обсуждении психологии женщины-Кассандры является замечание Юнга о болезненном комплексе истерической личности:
«Комплекс при истерии обладает аномальной автономией и тенденцией к активной отдельной жизни, которая снижает и замещает констеллированную энергию Эго-комплекса. Таким образом постепенно развивается новая болезненная личность, склонности, суждения и решения которой движутся лишь в одном направлении - в направлении ее желания быть больной. Эта вторичная личность пожирает все, что осталось от нормального Эго и принуждает его выполнять функцию вторичного (несамостоятельного) комплекса»126(«Association, Dream, and Hysterical Symptom», Experimental Researches, CW 2, par. 861.).
Комплекс развивается, когда Эго не может служить контейнером и развивать сознательное отношение, а значит, интегрировать некоторое бессознательное содержание. Иными словами, Эго не может воплощать архетип, который ищет способ своего выражения. Тогда бессознательное содержание начинает собирать все, что имеет к нему отношение, — в виде соответствующих аффектов, образов, воспоминаний и ожиданий — вокруг своего ядра, подобно возникающему из раствора кристаллу.
Что же тогда представляет собой бессознательное содержание, формирующее ядро болезненного комплекса? Юнг описывает его в понятиях экстравертированного чувственного типа, подчиненная функция мышления которого
«...выходит на поверхность в виде навязчивой идеи, которая безусловно негативна и обесценивает все, что можно... Самые отвратительные мысли связываются именно с теми объектами, которые получали самую высокую чувственную оценку»127(С, G. Jung, Psychological Types. CW 6, par. 600.).
Комплекс получает над человеком власть, когда тот поглощен «последовательностью противоречивых чувственных состояний»128 (Ibid.).
Хотя эта формулировка звучит действительно феноменологично, заключения Юнга относительно типологии истерической личности не вполне объясняют содержание комплекса. К тому же они не соответствуют моим собственным наблюдениям. Так, например, женщина-Кассандра с ее аполлоническим Анимусом-Эго часто обладает хорошо развитой способностью к мышлению, даже несмотря на то, что эта способность может внезапно исчезнуть под воздействием болезненного комплекса. И почему женщину, у которой основной психической функцией является чувствование, так легко подавляет неоднозначность?
Возможно, более созвучен замечаниям Юнга взгляд Мэри Уильяме, юнгианского аналитика, которая считала главной проблемой истерической личности негативный материнский комплекс - «переживание ужасной, пагубной, пожирающей матери, то есть «темного» аспекта девственницы. Считается, что у истерической личности происходит такое расщепление и формируется болезненный комплекс, который преследует Эго»129(«A Study oi Hysteria in Women», p. 187.).
Таким образом, архетипическим ядром болезненного комплекса является темная богиня; и навязчивые, негативные, обесценивающие и ужасные мысли, описанные Юнгом, могут оказаться не чем иным, как периодическим конкретным влиянием Великой Матери, а точнее, ее мстительного, смертоносного аспекта. Не стоит удивляться, что женщина-Кассандра ощущает болезненный комплекс как нападение фурий.
Разумеется, другой аспект влияния темной богини - это посредничество. Хотя основной природной функцией истерической личности является интуиция, ее реальное посредничество не культивировалось и даже не санкционировалось патриархальностью. Если ее посредничество как-то и обращало на себя внимание, то это были тенденция к эксплуатации женщины-посредницы или превращение ее в козла отпущения. Она рано научилась скрывать эту сторону своей личности или использовать ее косвенным образом. Ее Эго не было ни достаточно сильным, ни достаточно проницаемым, чтобы полноценно использовать свой природный дар.
Как мы уже видели, у женщины-Кассандры развивается псевдо-Эго, впитавшее в себя ценности Аполлона, которые Юнг в своем описании истерической личности называет «карикатурой на нормального человека»130 (Ibid, p. 178.), а Уильяме описывает как «идеал Эго, основанный на «традиционном» образе хорошей и добродетельной женщины»131 (Ibid.). Это погружает ее темное посредничество в тень, запирает внутри болезненного комплекса, тем самым оставляя его примитивным и недифференцированным, как весь бессознательный материал, не имеющий доступа к дневному свету. В таком случае истерия становится тревожной реакцией неадекватного Эго, не способного сдержать и обработать импульсы бессознательного.Такая психология обостряется болезненными отношениями истерической личности со своей матерью, которая обычно бывает нарциссической женщиной, одержимой Анимусом, с весьма характерной слабой связью со своей собственной фемининностью. Мать не может создать атмосферу, позволяющую сдерживать потребности своей дочери и воспринимает их как чрезмерные требования. Сколько матерей истерических женщин могут сублимировать свою материнскую тревожность во внутреннем докторе Споке? Какое подкрепление создается материнскому Анимусу, если ребенка можно отнять от груди в три месяца, научить ходить в девять месяцев и самостоятельно пользоваться горшком в полтора года?
Вместе с тем отсутствует какая бы то ни было позитивная симбиотическая связь, у ребенка не создается здорового ощущения своего воплощенного «Я». У девочки развивается впечатление, что жизнь не может протекать так, как хочет она, а только так, как хочет мать. В представлении ребенка реальность не заслуживает доверия. Девочка обретает свою идентичность, только отвечая ожиданиям матери. В каком-то смысле ребенок становится матерью своей собственной матери, в свое время лишенной мате-ринства, которая постоянно требует зеркального отражения своего слияния с дочерью и наполняется черной завистью, если не получает этого отражения.
Например, идет реклама лекарств и там показывают какого-то больного или симптомы болезни. А может быть, это просто суггестия и контрсуггестия?
---
"Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).
Читал про рисунок Перлза про две окружности, налезающие друг на друга. Описывающие взаимодействие друг с другом.
Одна из них "Я", другая-"Ты", но самого рисунка не видел.
Если Вы Марфа его найдете, я бы и сам посмотрел.)))
вряд ли рисунок изображает что-то принципиально новое
"Древние украли у нас лучшие идеи".))
для обсуждаемой темы не принципиальнопочему это важно для Рохи"
Вы правы: мой вопрос не в тему.
марфа 2012-10-18 18:00:00
Если интересно,почему подняла именно эту тему,то считаю,что есть такая проблема,когда у человека есть все предпосылки быть счастливым,но основная проблема в слиянии,неумении проводить границу между я и не-я,когда другой "навешивает"свои проблемы или наоборот ты лезешь в чужую жизнь,воспринимая чужие проблемы как свои.причем часто неосознанно.Тем более проводить такие границы надо при работе врачом...К тому же термин "укрепить границы эго"периодически всплывает на форуме ,а вот "раскрыть"его оказывается сложнее...Совершенно согласна. Рисунок Перлза я бы тоже посмотрела.
И к работе учителя, вероятно, тоже относится.
---
"Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).
Мне кажется это зависит от изначальной установки:с моим телом все в порядке(в первом случае)и я уязвима,я заболею(во втором случае).Получается в первом случае человек проводит границу-это болезнь другого человека,это не я(какая-то тревожность возникнет,но будет минимальна),а во втором случае если это случилось с другим,значит может случиться и со мной(получается как повышенная проницаемость эго-оболочки,или интроекция -заглатывание с точки зрения гештальта).Не смотреть-это уже,наверное ,какая-то граница(жесткая),или смотреть,но не принимать к себе,фильтровать(гибкая).Вообще нашла статью,где сформированную границу сравнивают....с маткой.(гибкая,способная к "избирательной"проницаемости)
Какие есть способы, чтобы избавиться от повышенной проницаемости эго-оболочки? Изменением изначальной установки? Или есть и другие какие-то способы? Как можно прийти к гибкой границе?
Если интересно,почему подняла именно эту тему,то считаю,что есть такая проблема,когда у человека есть все предпосылки быть счастливым,но основная проблема в слиянии,неумении проводить границу между я и не-я,когда другой "навешивает"свои проблемы или наоборот ты лезешь в чужую жизнь,воспринимая чужие проблемы как свои.причем часто неосознанно.Тем более проводить такие границы надо при работе врачом...К тому же термин "укрепить границы эго"периодически всплывает на форуме ,а вот "раскрыть"его оказывается сложнее...
Мне тоже это интересно...
А как в примере с рекламой надо не вовлекаться?
На ваш взгляд, надо ли что-то делать с первоначальной установкой в этот момент? Осознавать в момент рекламы, менять как-то ее умом, себе внушать позитивное?
С телевидением проще(как сказал изобретатель телевизоров Зворыкин,когда его спросили,что самое важное в его изобретении,он ответил-кнопка выключения
Это-то да. :)
Я так поняла, что дело не в здоровье, а физиологии. Что такая реакция на физиологическое. Например, если есть описание какого-то негативного физиологического процесса, то тоже с границей Эго начинает что-то происходить. Например, описание в литературе как кого-то рвет или типа того. То человек такое читая, как будто лично присутствует.
вначале надо отслеживать моменты "вовлечения"в чужой конфликт не пытаясь что-то менять, марфа 2012-10-19 10:59:34
"словить себя на мысли".но здесь шире как-бы "ловишь себя и на чувстве". марфа 2012-10-19 10:59:34
мысленно говорю-это не мое,или это меня не касается. марфа 2012-10-19 10:59:34
вырабатывала дистанцию.(понимание,что я к этим конфликтам не имею отношение,причина не во мнеС моей точки зрения, это способы наращивания защит эго, а не укрепление его границ. Разница - как между "надеть доспехи" и "ухаживать за кожей".
1) Когда ребенок рождается, он находится на первой стадии – созависимости. Её характеристика – симбиотические отношения между матерью и ребенком – необходимое условие выживания. Данная стадия длится примерно 6-9 месяцев, до тех пор, пока ребенок не начинает ползать и становится на ноги. Задача лица, обеспечивающего уход за ребенком (как правило, матери, но нельзя исключать и фигуру отца) – установление эмоциональной связи, путем вербальных и невербальных контактов. Эмоциональная связь служит основой доверия к окружающему миру и необходимым условием развития.
2) Вторая стадия – противозависимость. В течение этого периода (примерно 18-36 месяцев), первой задачей развития является отделение. В это время у ребенка ярко выражен стимул к исследованию мира. Фигура отца на этом этапе становится все более значимой для ребенка, а именно - его эмоциональная поддержка в исследовании окружения. Успешное прохождение этой стадии «психологического рождения» возможно лишь при установлении доверия к окружающему миру, то есть при успешном прохождении предыдущей стадии.
3) Третья стадия – независимости, длится примерно до 6 лет. В течение этого времени ребенок способен действовать автономно, но все еще чувствует и осуществляет действия в состоянии связи с родителем и семьей.
4) Стадия взаимозавимости, характеризует «зрелые» отношения и обычно соответствует 6-12 годам. Степень близости между ребенком и другими людьми колеблется. Задача данной стадии – приобретение способности двигаться вперед и назад между соединением и отделением, не испытывая при этом какого-либо дискомфорта.---------------------------------------------С моей точки зрения, это способы наращивания защит эго, а не укрепление его границ. Разница - как между "надеть доспехи" и "ухаживать за кожей".----------------------------------------------скорее выработка дистанции(вторая стадия)для последующего "зрелого",гибкого отношения(четвертая стадия).тогда как изначальную высокую вовлекаемость можно расценивать как первую стадию-слияние.
марфа 2012-10-19 22:09:47
приобретение способности двигаться вперед и назад между соединением и отделением, не испытывая при этом какого-либо дискомфорта.Это вообще фантастика! "без какого-либо дискомфорта"!... Это, наверное, мечтатели от академической психологии напридумывали. Получилось нечто страшно далекое от реальной жизни.