Тарковский об Апокалипсисе.

|
Пожалуй, Апокалипсис — самое великое поэтическое произведение, созданное на земле. Это феномен, который по существу выражает все законы, поставленные перед человеком свыше. Мы знаем, что в течение многого времени идут споры по поводу разночтения тех или других кусков в Откровении святого Иоанна. То есть, грубо говоря, мы привыкли к тому, что Откровение толкуется, что его истолковывают. Это как раз то, чего, на мой взгляд, делать не следует, потому что Апокалипсис истолковать невозможно. В Апокалипсисе нет символов, это — образ. В том смысле, что если символ, возможно, интерпретировать, то образ — нельзя. Символ можно расшифровать, вернее, вытащить из него определенный смысл, определенную формулу, тогда как образ мы не способны понять, а способны ощутить и принять. Ибо он имеет бесконечное количество возможностей для толкования. Он выражает бесконечное количество связей с миром, с абсолютным, с бесконечным. Апокалипсис является последним звеном в этой цепи, в этой книге — последним звеном, завершающим человеческую эпопею — в духовном смысле слова. Мы живем в очень тяжелое время, и сложности его усиливаются с каждым годом. Хотя, немного зная историю, мы можем вспомнить, что уже не раз говорилось о приближении апокалиптических времен. Сказано: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Отк. 1, 3). Тем не менее, условность времени настолько очевидна, что мы не можем с точностью определить, когда настанет то, о чем пишет Иоанн. Это может случиться завтра, это может случиться через тысячелетие. В том-то и смысл такого духовного состояния человека, который должен ощущать ответственность перед собственной жизнью. Невозможно представить себе, что Откровение возникло тогда, когда наше время исчерпалось. Поэтому нельзя делать никаких выводов из текста как такового. Вы, наверное, заметили, что в Апокалипсисе очень много точных цифр, дат. Перечисляется число жертв и число праведников. Но, с моей точки зрения, это вовсе ничего не значит, это образная система цифр, которая воспринимается эмоционально. Какие-то точные моменты важны в ощущении человеческой судьбы, в знании будущего. Я с детства очень любил книгу «Робинзон Крузо» — мне всегда нравилось перечисление того, что было выброшено на берег и что являлось добычей Крузо. Мы живем материализовано, повторяя о существовании пространства и времени. То есть мы живем благодаря наличию этих двух феноменов и очень чувствительны к ним, потому что они ограничивают наши физические рамки. Но ведь, как известно, человек создан по образу Божию, и значит, обладает свободой воли, способностью к творчеству. Последнее время не просто последнее, а довольно длительное и мы часто задаем себе вопрос: а не греховно ли вообще творчество? Почему же возникает такой вопрос, если мы заведомо знаем, что творчество напоминает нам о том, что мы сами созданы и что у нас один Отец? Почему возникает такая, я бы сказал, кощунственная мысль? Потому что культурный кризис последнего столетия привел к тому, что художник может обходиться без каких-либо духовных концепций. Когда творчество является каким-то инстинктом, что ли. Ведь мы знаем, что некоторые животные тоже обладают эстетическим чувством и могут создавать нечто завершенное в формальном, натуральном смысле. Ну, скажем, соты, которые пчелы создают для того, чтобы класть туда мед. Художник стал относиться к таланту, который ему дан, как к своей собственности. А отсюда появилось право считать, что талант ни к чему не обязывает. Этим объясняется та бездуховность, которая царит в современном искусстве. Искусство превращается или в какие-то формалистические поиски, или в товар для продажи. Вам не стоит объяснять, что кинематограф находится в пике этого положения, ведь, как известно, он родился в конце прошлого века на ярмарке с целью чистого заработка. Мы живем в ошибочном мире. Человек рожден свободным и бесстрашным. Но история наша заключается в желании спрятаться и защититься от природы, которая все больше и больше заставляет нас тесниться рядом друг с другом. Мы общаемся не потому, что нам нравиться общаться, не для того, чтобы получать наслаждение от общения. А чтобы было не так страшно. Это цивилизация ошибочна, если наши отношения строятся на таком принципе. Вся технология, весь так называемый технический прогресс, который сопровождает историю, по существу создает протезы — он удлиняет наши руки, обостряет зрение, позволяет нам передвигаться очень быстро. И это имеет принципиальное значение. Мы сейчас передвигаемся в несколько раз быстрее, чем в прошлом веке. Но мы не стали от этого счастливее. Наша личность вступила в конфликт с обществом. Мы не развиваемся гармонически, наше духовное развитие настолько отстало, что мы уже являемся жертвами лавинного процесса технологического роста. Мы не можем вынырнуть из этого потока, даже если бы хотели. В результате, когда у человечества появилась потребность в новой энергии для технологического развития, когда оно открыло эту энергию, то нравственно оно оказалось не готово, чтобы использовать ее во благо. Мы как дикари, которые не знают, что делать с электронным микроскопом. Может быть, им забивать гвозди, разрушать стены? Во всяком случае, становится ясно, что мы рабы этой системы, этой машины, которую остановить уже невозможно. Затем, в плане исторического развития мы настолько стали не доверять друг другу, стали не верить, что можем помочь друг другу (хотя все делалось, чтобы сообща выжить), что каждый из нас персонально, по существу не участвует в общественной жизни. Личность не имеет никакого значения. То есть, мы теряем то, что нам было дано с самого начала — свободу выбора, свободу воли. Вот почему я считаю нашу цивилизацию ошибочной. Что такое Апокалипсис? Как я уже сказал, на мой взгляд — это образ человеческой души, с ее ответственностью и обязанностями. Каждый человек переживает то, что явилось темой Откровения святого Иоанна. Не может не переживать. Поэтому мы можем говорить, что смерть и страдание по существу равнозначны, страдает ли и умирает личность или заканчивается цикл истории, когда умирают и страдают миллионы. Потому что человек способен перенести только тот болевой барьер, который ему доступен. В Откровении Иоанна сказано: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Отк. 3, 15-16). То есть, равнодушие, безучастие приравнивается к греху, к преступлению перед Творцом. С другой стороны: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Отк. 3, 19). То есть ощущение человека кающегося, это, в общем-то, — начало пути. Такие ощущения приходят к разным людям по-разному и в разное время. Скажем, Достоевский. Существует версия, что это — религиозный православный писатель. Который рассказал о свойствах своей веры. Мне кажется, это не совсем так. Достоевский сделал свои великие открытия только потому, что был первым из тех, кто ощутил и выразил проблемы бездуховности. Его герои страдают оттого, что не могут верить. Они хотят, но они утеряли этот орган, которым верят. Атрофировалась совесть. И с каждым годом Достоевский становился как-то все более понятным, даже модным. Именно за счет того, что эта проблема разрастается все шире и шире. Потому что самое трудное — верить. Потому что надеяться на благодать Божию в общем-то невозможно. Конечно, счастлив человек, которого посетило это состояние. Но далеко не каждый может этим похвастаться. Главное, для того, чтобы ощутить себя свободным и счастливым — бесстрашие. Каким-то волшебным способом все эти проблемы заключены в Апокалипсисе. Апокалипсис — это, в конечном счете, рассказ о судьбе. О судьбе человека, который неразрывен между собою как личностью и обществом. Когда природа спасает вид от вымирания, то животные не ощущают драмы существования. Постольку, поскольку человек сам выбирает свой путь благодаря свободе воли, он не может спасти всех, но может спасти только себя. Именно поэтому он может спасти других. Мы не знаем, что такое любовь, мы с чудовищным пренебрежением относимся сами к себе. Мы неправильно понимаем, что такое любить самого себя, даже стесняемся этого понятия. Потому что думаем, что любить себя — значит быть эгоистом. Это ошибка. Потому что любовь — это жертва. В том смысле, что человек не ощущает ее — это можно заметить со стороны, третьим лицом. И вы, конечно, знаете это, ведь сказано: полюби своего ближнего, как самого себя. То есть любить самого себя — это как бы основа чувства, мерило. И не только потому, что человек осознал сам себя и смысл своей жизни. Но и потому, также, что начинать всегда следует с самого себя. Я не могу сказать, что преуспел во всем том, о чем сейчас говорю. И конечно далек от того, чтобы ставить себя в виде примера. Наоборот, я считаю, что все мои несчастья проистекают именно из того, что я не следую собственным советам. Беда заключается в том, что и обстоятельства ясны, и ясен результат, к которому приведет нас ошибочный взгляд на вещи. Но неверно было бы думать, что Апокалипсис несет в себе только концепцию наказания. Может быть главное, что он несет — это надежда. Несмотря на то, что время близко, — для каждого из нас в отдельности оно действительно очень близко, — но для всех вместе никогда не поздно. Апокалипсис страшен каждому в отдельности, но для всех вместе в нем есть надежда. И в этом смысл Откровения. В конечном счете, вот эта диалектика, выраженная образным способом, для художника является таким вдохновляющим началом, что поневоле удивляешься, сколько можно найти в нем точек опоры в любом состоянии души. И, тем не менее, в Апокалипсисе есть одно место, которое выглядит очень странно для Откровения. «И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов и не пиши сего» (Отк. 10, 4). Интересно, что Иоанн скрыл от нас? И почему он сказал, что что-то скрыл? К чему эта странная ремарка об перипетиях взаимоотношений ангела и Иоанна Богослова? Что это было, чего не надо знать человеку? Ведь смысл Откровения заключается как раз в том, чтобы человек знал. Может быть, само понятие знания делает нас несчастными? Вы помните: «И знание умножает скорбь» (ср. Эккл. 1, 18) Почему? Или надо было скрыть от нас нашу судьбу? Я бы, например, совершенно не мог бы жить, если бы знал пророчество о собственной жизни. То есть, видимо, жизнь теряет всякий смысл, если я знаю, как она кончится. Конечно, я имею в виду мою личную судьбу. В этой детали есть какое-то невероятное, совершенно нечеловеческое благородство, перед которым человек чувствует себя младенцем и беззащитным и одновременно охраняемым. Это сделано для того, чтобы знание наше было неполным. Чтобы не осквернить бесконечность, чтобы оставить надежду. В незнании человеческом есть надежда. Незнание — благородно. Знание вульгарно. Поэтому такая забота, которая выражена в Апокалипсисе, дает мне надежду, в большей степени, нежели пугает. И теперь я задаю себе вопрос: что я должен делать, если я прочел Откровение? Совершенно ясно, что я уже не могу быть прежним не просто потому, что изменился, а потому, что мне было сказано: зная то, что я узнал, я обязан измениться. В связи со всем этим я начинаю думать, что искусство, которым я занимаюсь, возможно только, если оно не выражает меня самого, а аккумулирует в себе то, что я могу уловить, общаясь с людьми. Искусство становиться грешным, как только я начинаю употреблять его в своих интересах. И самое главное, что я перестаю быть себе интересным. Может быть, с этого и начинается моя любовь по отношению к самому себе. То есть, скажем, собираясь делать свою новую картину, мне совершенно ясно, что я должен относиться к нему не как к свободному творчеству, а как к поступку, как к вынужденному акту, когда уже работа не может приносить удовлетворение, а является каким-то тяжелым и даже гнетущим долгом. По правде говоря, я никогда не понимал, что художник может быть счастлив в процессе своего творчества. Или слово это неточное? Счастлив? Нет, никогда. Человек живет не для того, чтобы быть счастливым. Есть вещи гораздо более важные, чем счастье." Андрей Тарковский.

В 1948 году, после многих лет систематического изучения мифологий самых разных культур, Джозеф Кемпбелл опубликовал книгу «Герой с тысячей лиц», которая перевернула представления ученых. Проанализировав множество мифов из разных частей света, Кемпбелл пришел к выводу, что все они содержат вариации одной универсальной архетипической формулы, которую он назвал «мономиф». В этой истории герой (мужчина или женщина) оставляет родину (или вынужден/а ее покинуть в силу обстоятельств) и после фантастических приключений и испытаний, кульминацией которых становится смерть и возрождение, возвращается домой абсолютно обновленным, как просветленное или даже обожествленное существо, целитель, провидец или великий духовный учитель. По словам Кемпбелла, основной принцип мифа можно сформулировать так: «Герой уходит из обычного мира в мир сверхъестественного, перечисляются невероятные сверхъестественные силы, которые герой побеждает и возвращается обратно, наделенный силой и могуществом помогать своим товарищам».

Кемпбелл пришел к выводу, что такое путешествие — это описание трансформационного кризиса, который может пережить каждый человек. В 

Таким образом, мы видим, что пророчество майя не имеет отношения к концу света и к физическому уничтожению человечества. Напротив, оно говорит о глубокой психологической трансформации, своего рода психодуховной смерти и возрождении. Есть ли какие-либо указания на то, что такая трансформация возможна и произойдет в ближайшем будущем?

Благодаря моим опытам переживания холотропных состояний сознания мне стало совершенно ясно, что архетипический мотив Апокалипсиса нельзя понимать как физическое уничтожение мира. Основная важность архетипа Апокалипсиса — это то, что он служит важной вехой на пути духовного развития. Он появляется в сознании ищущего в тот момент, когда он осознает иллюзорную природу материального мира. Вся Вселенная являет настоящую сущность как виртуальная реальность, как космическая игра сознания, мир материи уничтожается в душе каждого конкретного человека. Это также может быть значением выражения «конец света», о котором упоминается в пророчестве майя.

Человек, испытавший психодуховную трансформацию, открывает свою божественную природу, святость всего сущего, единство с другими людьми, природой и Космосом. Люди начинают чувствовать единение с другими людьми, животными, всем миром. Они получают доступ к событиям, происходящим в других странах, культурах, в другие периоды истории и даже на других планах бытия, подключаясь к коллективному бессознательному. Чувство космического единения дает ощущение любви, сострадания и внутренней гармонии.

Это переживание сродни Апокалипсису, поскольку оно радикально меняет мир, в котором мы живем».

Cтанислав Гроф.

Я думаю, что одержимость последние несколько лет жизни Тарковского-
Откровением Иоганна, темой Апокалипсиса и жертвоприношения - это
проекция происходившего личного психического процесса Андрея Арсеньевича - на окружающий мир. Микрокосма- на макрокосм.
Фильм "Жертвоприношение" - наверное отражает воздействие этого
архетипического образа.

"Апокалипсис истолковать невозможно. В Апокалипсисе нет символов, это — образ. В том смысле, что если символ, возможно, интерпретировать, то образ — нельзя. Символ можно расшифровать, вернее, вытащить из него определенный смысл, определенную формулу, тогда как образ мы не способны понять, а способны ощутить и принять. Ибо он имеет бесконечное количество возможностей для толкования. Он выражает бесконечное количество связей с миром, с абсолютным, с бесконечным"  А. Тарковский.

Интересно, что он размышляет о разнице между символом и образом.
Иследователи его творчества отмечают, что в его картинах много "правополушарного мышления".

  \Противопоставляемый знаку и символу единый («целокупный») ‘образ’ в смысле Тарковского можно рассматривать как элемент правополушарного мышления, подобно тому как знак является элементом мышления левополушарного. Однако здесь ситуация уже несколько сложнее: если механизмы, с помощью которых подробно изученные лингвистикой знаки складываются в мысли, исследовались и психологией, и психолингвистикой, и нейролингвистикой, то механизмы правополушарного мышления практически неизучены. Поэтому, не имея здесь возможности рассмотреть всю деятельность правого полушария в целом, остановимся несколько подробнее на тех ее аспектах, которые могут оказаться существенными в данном разговоре о Тарковском и кино.
   Прежде всего следует отметить, что преимущественно вербальный характер работы левого полушария отнюдь не означает, что оно мыслит только словами: поскольку, как известно, до 90% всей информации поступает к нам через зрение, то, если бы левое полушарие ориентировалось только на слова, оно было бы обречено на постоянный информационный голод и не смогло бы ни полноценно работать, ни даже просто развиться. Поэтому обработкой зрительной информации занимаются оба полушария головного мозга, но характер этой обработки принципиально различен.
   Работа левого полушария со зрительной информацией[42] заключается прежде всего в опознании в ней отдельных элементов (главным образом предметов, причем это опознание происходит вне зависимости от расположения предметов по отношению к нам—независимо от ракурса, если можно так выразиться) и в установлении между этими элементами функциональных связей—то есть подготавливает информацию в таком виде, который удобен для дальнейшей вербальной обработки. Правое полушарие также распознает предметы и их взаиморасположение, но делает это несколько иначе.
   Одним из основных отличий правого полушария, имеющим колоссальное значение для зрительных процессов, является его склонность к целостному описанию и обработке всей информации. Это следует и из клинических данных, согласно которым «если в левом … полушарии сенсорные функции представлены очень дифференцировано, то в правом … полушарии они представлены более диффузно»[43]. И из анатомических наблюдений: «в левом полушарии преобладают … связи внутри одной области, в правом—связи между разными областями»[44]. И из данных психофизиологических исследований здоровых людей, в соответствии с которыми различия между характером деятельности полушарий «можно было бы определить как ‘модульный’ тип организации в левом полушарии и ‘распределенный’ тип—в правом»[45].
   Итак, что касается изображения, левое полушарие обрабатывает его по частям, а правое—в целом. Но это не единственная особенность правополушарной работы с изображением: «в правом полушарии каждое изображение описывается конкретно, со всеми его особенностями»[46] и мелкими деталями. Таким образом, правое полушарие одновременно ответственно за изображение в целом и за мелкие детали изображения, а левое—за описание отдельных элементов изображения и за установление функциональных связей между ними. Иными словами, правое полушарие отвечает за полное и подробное, а левое—за частное сегментированное описание воспринимаемой (или воображаемой) реальности.
   Из этого фундаментального свойства, например, следует, что представляющаяся весьма существенной для кинематографа оппозиция ‘повествовательное’/‘изобразительное’ не только связана с оппозицией ‘левополушарное’/‘правополушарное’[47], но и является ее прямым следствием. Действительно, левое полушарие опознает на экране определенные объекты (вне зависимости от ракурса и прочих их отличий в разных кадрах) и их функциональные отношения—а это и есть не что иное, как простейшие элементы, на которых основывается повествование. А правое полушарие изучает собственно изображение как неповторимое целое, состоящее из уникальных мелких деталей.
   Из этого же свойства также следует и то, что требование ‘достоверности’, «фактической конкретности», «дотошности, … особой кропотливости» и пр. есть требование правополушарной ориентированности киноизображения. В самом деле, интересующееся неизменными объектами левое полушарие достаточно равнодушно к фактурам и прочим мелким деталям (почему ими часто пренебрегает повествовательный кинематограф), которые как раз и составляют предмет пристального внимания правого полушария (почему они практически всегда тщательно разрабатываются в изобразительных фильмах). \ Сергей Филиппов " Теория и практика Андрея Тарковского."

В «Жертвоприношении» семь с половиной персонажей — семь взрослых и один мальчик. Главный герой господин Александер — известный журналист, актер, литературный и театральный критик, эссеист. В свой день рождения Александер узнает о начале атомной войны. Впервые в жизни он взывает к Богу с молитвой защитить мир. Он клянется отдать Ему все, что связывает его с этой жизнью: бросить семью, сжечь дом, отказаться от сына, стать немым. В эту же ночь к нему наведывается странный гость и уговаривает ради спасения человечества переспать с ведьмой, Утром Александер обнаруживает, что мир сохранен и можно жить по-старому. Но тут он вспоминает обет, данный Богу.
Жуть-то какая! Прямо пособие по  однополушарному  мышлению самого автора этого сальеревского опуса.

«Понятие искусства с самого начала стало для него, близорукого материалиста, чем-то прикладным и подсобным».

«Сердечные волнения не объяснить средствами топорного утилитарного материализма». (Набоков)

 
Если Вы про Филиппова, то это лишь одна из пяти статей, которые я нашел
о особенностях образного мышления А.А.
Сальерьевская? Не думаю,- у него свой исследовательский интерес и
своя цель.
Что касается самого А.А.- то в его дневниках,- "Мортирология"- непрерывно
идет анализ тех или иных изобразительных приемов и психологических
особенностях восприятия времени и образов. Во многом результат его
творчества основан на огромном "сальерьевском" труде наблюдателя и
исследователя.
По первой статье. "В Апокалипсисе нет символов, это — образ" - не соглашусь, символы есть. "Образ мы не способны понять, а способны ощутить и принять" - при восприятии символа и образа используются разные пси-функиции – мышление и ощущение. Тарковский противопоставляет понятия образа и символа, сравнивает конечность (исчерпаемость) символа и бесконечность (неисчерпаемость) образа. Действительно ли это так? В статье очень много размытых формулировок с неясным содержанием, нет четкой логики, много говорится об ощущениях и эмоциональном восприятии образов. Тарковский об Откровении Иоанна. Представилась картинка: Тарковский, пришедший в наше время на евангельскую группу изучения св.Писания и высказывающего свое мнение в группе об условности времени, ответственности человека за собственную жизнь, про «человеческую эпопею в духовном смысле слова» и про «духовное состояние человека»: "Поэтому нельзя делать никаких выводов из текста как такового", "в Апокалипсисе очень много точных цифр, дат... Но, с моей точки зрения, это вовсе ничего не значит" - браво! Пишет о драме существования, об ошибочности нашей цивилизации, о потере ощущения свободы, сопровождая речь большим количеством оборотов «мы», указывающих на коллективную суть говорящего: «Мы знаем, мы не способны, мы привыкли, мы живем, мы общаемся, мы передвигаемся, мы не развиваемся, мы не можем, мы рабы, мы стали не, мы теряем, мы не знаем… наша личность, наше духовное развитие, личность не имеет никакого значения» - безнадега точка ру, таково основное послание?… Но нет. Задается вопрос: "Что такое Апокалипсис?" . И в ответе "образ человеческой души, с ее ответственностью и обязанностями" призыв принять на себя ответственность за собственную жизнь и даже за жизнь всего человечества. Говорит о страдании и смерти, как о теме Апокалипсиса, попутно затрагивая тему покаяния, веры, совести, судьбы и свободы, счастья – все чаяния творческой интеллигенции семидесятых прошлого столетия, о том, что человек неразрывно связан своей личностью с обществом и долгом перед ним, а художник – перед искусством. Отсюда выводит тему спасения. А также тему наказания и надежды, потому что Откровение не дает полноты знания, что-то недоступное точному профанному знанию спрятано от нас – тайна личной судьбы и общечеловеческой. Т.о, Апокалипсис несет концепцию наказания и одновременно надежду и в этом его смысл. К концу чтения статьи, действительно, у человека с преимущественно левополушарным мышлением начинает включаться правополушарное и погружает в состояние некоторого транса, мысль улетает… не говоря, собственно, о фильмах, как продукте деятельности художника.
«Технический прогресс, который сопровождает историю, по существу создает протезы — он удлиняет наши руки, обостряет зрение, позволяет нам передвигаться очень быстро.» - красивая метафора.
 ---
 "Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).
Флейта 2012-10-24 06:30:46
Говорит о страдании и смерти, как о теме Апокалипсиса, попутно затрагивая тему покаяния, веры, совести, судьбы и свободы, счастья – все чаяния творческой интеллигенции семидесятых прошлого столетия, о том, что человек неразрывно связан своей личностью с обществом и долгом перед ним, а художник – перед искусством. Отсюда выводит тему спасения. А также тему наказания и надежды, потому что Откровение не дает полноты знания, что-то недоступное точному профанному знанию спрятано от нас – тайна личной судьбы и общечеловеческой. Т.о, Апокалипсис несет концепцию наказания и одновременно надежду и в этом его смысл.
Эти чаяния не только творческой интеллигенции семидесятых прошлого столетия, как вы Флейта, выразились. Это устойчивый психологический паттерн во все времена. И действительно большей частью этот "паттерн" принадлежит интеллигенции.
Нет ничего спрятанного - все лежит на поверхности. Надо только иметь смелость увидеть и понять.

-
Cтанислав Лем.
"У меня Кельвин решает остаться на планете без какой-либо надежды, а
Тарковский создал картину, в которой появляется какой-то остров, а на
нем домик. И когда я слышу о домике и острове, то чуть ли не выхожу из
себя от возмущения."
Остров с домиком  \ из Соляриса\ - это образ дома детстваТарковского,- то что он ощущает для себя в этом мире как святое.
В "Жертвоприношении" - А. А, - cжигает этот дом.

Тарковский противопоставляет понятия образа и символа, сравнивает конечность (исчерпаемость) символа и бесконечность (неисчерпаемость) образа. Действительно ли это так?
===
Флейта.
Тарковский не говорит, что бессмысленно толковать отдельные символы
Откровения.
Интересно, что его отношение к Откровению как к целокупному образу, -
очень перекликается с понятием архетипического образа.
Флейта.
Вы слишком строги к А.А. - он думает и живет в соответствии со своим
психотипом.  И он совсем не стремится кого-то учить богословию - он
просто высказывет свои переживания Образа Откровения.
Почему же этот путь нельзя пройти в обычной "земной" жизни? Для чего необходим это путь сверхъестественного?
=====
Хобит.
Вообще то в сюжетах этого Мифа, никто не спрашивает Героя - чего он хочет.
Он оказывается втянут в это путешествие помимо своей воли.
И никто не объясняет - для чего это нужно.

Интересно, что сам- А.А.- не собирался быть режиссером, он поступил в
другой институт. Но тут он вдруг получает сотрясение мозга, - и пропустив
большой период учебы,  отправляется работать в геологическую экспедицию
на реку в восточной Сибири. Там, - много рисует, и через год решает
поступать на режиссера.
Vervoleg 2012-10-24 13:25:52
Вы слишком строги к А.А. - он думает и живет в соответствии со своим психотипом.
А я в думаю и живу в соответсвии со своим психотипом . Ничего личного - просто беспристрастный аналитический разбор текста статьи. А творчество и талант А.А. я очень почитаю и уважаю.
 ---
"Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).

"а не греховно ли вообще творчество? Почему же возникает такой вопрос, если мы заведомо знаем, что творчество напоминает нам о том, что мы сами созданы и что у нас один Отец? Почему возникает такая, я бы сказал, кощунственная мысль? Потому что культурный кризис последнего столетия привел к тому, что художник может обходиться без каких-либо духовных концепций"

--------------------------------

Мне думается,что рассуждение о "не греховном творчестве"-это старая традиция-еще со времен Пушкинского "Пророка"-если художник- это пророк и мессия-тогда,без духовных концепций не обойтись..

если художник- это пророк и мессия-тогда,без духовных концепций не обойтись..
===
Для Тарковского,- Художник, - это символ индивидуирующегося человека.
После Рублева, он в дневниках писал о разнице между нравственностью
и моралью,- А.А.- делает вывод о необходимости следования "внутреннему
идеалу", Герою. Cреди его Героев - был Да Винчи.
В Солярисе, Тарковский заканчивает фильм сценой- "Возвращение
блудного сына." Он склоняется перед родиной и образом Отца. 
Позже- во время съемок "Ностальгии", он приходит к тому, что обожествление Родины, России - это тупик, со страшной болью отрывает
себя от отождествления.
C этого момента проекция индивидуации переходит на религиозный
образ Откровения Иоганна.
В "Жертвоприношении",- он приходит к необходимости жертвы Эго и его
привязанностей и устремлений.
и я продолжила бы, он встречается с Богом и обретает веру(хотя хочется сказать не обретает, а словно впадает в веру) - важный и сильный момент в фильме - Молитва.

Ну, Александра вообще то увозят в психушку.
Но сам Тарковский, -да ,похоже наконец достигает такого состояния,
когда - "Не я говорю,- а Отец говорит через меня."

было такое время у нас в России, когда инакомыслящих помещали в психушку, ничего смешного не вижу. 

 

было такое время у нас в России, когда инакомыслящих помещали в психушку, ничего смешного не вижу.
=
В Швеции это видимо тоже не приветствуется.
Смешно, что "Откровение Александра"- это психоз.
психоз ли?

вот здесь для меня загадка, неоформленный вопрос, не могу уловить что-то важного в молитве, его любви, отказа. 

 

Тарковский- единственный из наших современников, чье движение к
индивидуации мы можем отследить по фильмам и дневникам.
Конечно- концовка с увозом Александра в психушку не случайна.
Тарковский писал- "C моей смертью, - меня тут же канонизируют."
Люди относятся к нему, как к сумасшедшему гению.

Олег, даже не пытаюсь разобрать самого Тарковского, всего лишь, что сокрыто за тем или иным эпизодом в его фильме. 
Олег, даже не пытаюсь разобрать самого Тарковского, всего лишь, что сокрыто за тем или иным эпизодом в его фильме.
==
Знаете,многое в его фильмах, сейчас бы назвали- китчем.
Аллюзии на картины великих художников, акцент на изображении,
символизм действия.
Он мог бы быть таким же "великим мистификатором",как Дали, если бы
\ в отличии от последнего\ действительно не переживал бы в своих
работах "алхимических преобразований" в своей душе.
Его стремление к индивидуации было неподдельным. Все это
видно в его дневниках. Путь художника,- для него синоним индивидуации.
Изучать его - очень интересно.
В принципе - как относиться к нему, - это дело и право каждого решать за
себя....
Vervoleg 2012-10-24 18:03:16
Его стремление к индивидуации было неподдельным.

 Мне кадры, когда Александр прячется от своих близких в монашеской ряске напомнили сюжеты, убегающего Героя от Ужасной Матери. Мария же спрашивала его: "кого ты боишься". И следующий кадр - Александр просыпается и говорит: "Мама".
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10:34-39). 


Не слишком ли радикальные требования?

И что они означают?

что означают? возможно, что надобно принять свой крест и нести его до конца, и понять, и впитать эту истину внутри, что у каждого свой путь в этом мире, именно, свой. И пусть все эти пути-дороги ведут к одной вершине, но путь-то твой, выбор и ответственность за этот выбор - в фильме сродни молчанию Александра после обещания.

Вот, кстати, начало фильма - холм и сухое дерево в виде креста, как начало, как процесс созидания своей души, воскресение из "мертвых". и никогда непонятно, чем закончится твой путь - расцветут ли цветы на древе твоем, увезут ли в "психушку", или "сгоришь" в процессе.
 

 

 

Vervoleg 2012-10-24 19:57:43
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10:34-39).  И что они означают? 

 Такие требования,наверное,означают-что "если кто не родится свыше,не сможет увидеть Царствия Божьего"/Иоан.3,3/-это признание первенства за домом духовным и избавление от материального "дома-идола"- т.е.конфликт между духовным и материальным..

"Любой художник в любом жанре стремится выразить прежде всего внутренний мир человека. Я неожиданно для себя обнаружил, что все эти годы я занимался одним и тем же, пытался рассказать о внутреннем конфликте человека - между духом и материей, между духовными нуждами и необходимостью существовать в этом материальном мире. Этот конфликт является самым главным, потому что он порождает все, все уровни проблем, которые мы имеем в процессе нашей жизни..."/ А.Тарковский/

Когда в МГУ, 1970 году проходило обсуждение "Рублева", один профессор математики- Манин, высказал интересную мысль-  " Почти все выступающие

спрашивают,за что их заставляют страдать в течении трех часов,что они

смотрят фильм. Дело в том,что в 20-м веке произошла некая эмоциональная

инфляция. Когда мы узнаем из газет, что в Индонезии вырезано два

миллиона человек, это производит на нас такое же впечатление, как и 

сообщение о том, что хоккейная команда наша, выиграла матч.

Это производит равное эмоциональное впечатление! Мы не замечаем

чудовищной разницы между этими двумя событиями! Пороги восприятия

оказываются настолько выравненными,что мы не замечаем этого. Я не хочу

морализировать по этому поводу. Возможно- без этого мы не могли бы жить.

Но есть художники, которые дают нам почувствовать- истинную меру вещей."

Vervoleg 2012-10-24 19:57:43
Не слишком ли радикальные требования?
Для "человечества, которое заблудилось и идет не тем путем" радикальные. 
 Vervoleg 2012-10-24 19:57:43И что они означают?
 "Все то же самое, только представление разное". Мне персонаж Отто понравился, перессказавший Ницше. 
Ютта

Нести крест, -это понятно, это правильно.

Но почему все же именно - "домашние его- враги человеку?"

Как правило мы понимаем,что именно домашние- "наш крест".

====

это признание первенства за домом духовным и избавление от материального "дома-идола"- т.е.конфликт между духовным и материальным.

====

Кира.

Интересно поступил Юнг. 

Он умудрился отделить себя от домашних,- не сжигая дома и не уходя из

семьи. Хотя вру, - на какое-то время уходил.

======

 никогда непонятно, чем закончится твой путь - расцветут ли цветы на древе твоем

====

Вот и я все время про это думаю. 

"Но почему все же именно - "домашние его- враги человеку?". Необходимость освободиться от родительских фигур отца и матери. Земные-небесные родители. "Хотя вру, - на какое-то время уходил." Лев Николаевич вспомнился опять.
я думаю все сложнее насчет "креста" - конечно ж это наши родные, и в то же самое время наше отношение к ним, может коряво выражусь, но это словно "любя, уничтожить в себе их образ", т.б. предоставить, открыть им их дорогу.

или, вот, "умереть" для них как авторитет, как идол, идеал.

крест - это на подъеме по вертикале принять свою ограниченность? вообщем, путано еще все внутри, и хотелось бы без цитат обойтись, сорри.

 

насчет "цветочков", кто не рискует, тот спит у засохшего древа.