Тарковский об Апокалипсисе.
Откровением Иоганна, темой Апокалипсиса и жертвоприношения - это
проекция происходившего личного психического процесса Андрея Арсеньевича - на окружающий мир. Микрокосма- на макрокосм.
Фильм "Жертвоприношение" - наверное отражает воздействие этого
архетипического образа.
"Апокалипсис истолковать невозможно. В Апокалипсисе нет символов, это — образ. В том смысле, что если символ, возможно, интерпретировать, то образ — нельзя. Символ можно расшифровать, вернее, вытащить из него определенный смысл, определенную формулу, тогда как образ мы не способны понять, а способны ощутить и принять. Ибо он имеет бесконечное количество возможностей для толкования. Он выражает бесконечное количество связей с миром, с абсолютным, с бесконечным" А. Тарковский.
Интересно, что он размышляет о разнице между символом и образом.
Иследователи его творчества отмечают, что в его картинах много "правополушарного мышления".
\Противопоставляемый знаку и символу единый («целокупный») ‘образ’ в смысле Тарковского можно рассматривать как элемент правополушарного мышления, подобно тому как знак является элементом мышления левополушарного. Однако здесь ситуация уже несколько сложнее: если механизмы, с помощью которых подробно изученные лингвистикой знаки складываются в мысли, исследовались и психологией, и психолингвистикой, и нейролингвистикой, то механизмы правополушарного мышления практически неизучены. Поэтому, не имея здесь возможности рассмотреть всю деятельность правого полушария в целом, остановимся несколько подробнее на тех ее аспектах, которые могут оказаться существенными в данном разговоре о Тарковском и кино.
Прежде всего следует отметить, что преимущественно вербальный характер работы левого полушария отнюдь не означает, что оно мыслит только словами: поскольку, как известно, до 90% всей информации поступает к нам через зрение, то, если бы левое полушарие ориентировалось только на слова, оно было бы обречено на постоянный информационный голод и не смогло бы ни полноценно работать, ни даже просто развиться. Поэтому обработкой зрительной информации занимаются оба полушария головного мозга, но характер этой обработки принципиально различен.
Работа левого полушария со зрительной информацией[42] заключается прежде всего в опознании в ней отдельных элементов (главным образом предметов, причем это опознание происходит вне зависимости от расположения предметов по отношению к нам—независимо от ракурса, если можно так выразиться) и в установлении между этими элементами функциональных связей—то есть подготавливает информацию в таком виде, который удобен для дальнейшей вербальной обработки. Правое полушарие также распознает предметы и их взаиморасположение, но делает это несколько иначе.
Одним из основных отличий правого полушария, имеющим колоссальное значение для зрительных процессов, является его склонность к целостному описанию и обработке всей информации. Это следует и из клинических данных, согласно которым «если в левом … полушарии сенсорные функции представлены очень дифференцировано, то в правом … полушарии они представлены более диффузно»[43]. И из анатомических наблюдений: «в левом полушарии преобладают … связи внутри одной области, в правом—связи между разными областями»[44]. И из данных психофизиологических исследований здоровых людей, в соответствии с которыми различия между характером деятельности полушарий «можно было бы определить как ‘модульный’ тип организации в левом полушарии и ‘распределенный’ тип—в правом»[45].
Итак, что касается изображения, левое полушарие обрабатывает его по частям, а правое—в целом. Но это не единственная особенность правополушарной работы с изображением: «в правом полушарии каждое изображение описывается конкретно, со всеми его особенностями»[46] и мелкими деталями. Таким образом, правое полушарие одновременно ответственно за изображение в целом и за мелкие детали изображения, а левое—за описание отдельных элементов изображения и за установление функциональных связей между ними. Иными словами, правое полушарие отвечает за полное и подробное, а левое—за частное сегментированное описание воспринимаемой (или воображаемой) реальности.
Из этого фундаментального свойства, например, следует, что представляющаяся весьма существенной для кинематографа оппозиция ‘повествовательное’/‘изобразительное’ не только связана с оппозицией ‘левополушарное’/‘правополушарное’[47], но и является ее прямым следствием. Действительно, левое полушарие опознает на экране определенные объекты (вне зависимости от ракурса и прочих их отличий в разных кадрах) и их функциональные отношения—а это и есть не что иное, как простейшие элементы, на которых основывается повествование. А правое полушарие изучает собственно изображение как неповторимое целое, состоящее из уникальных мелких деталей.
Из этого же свойства также следует и то, что требование ‘достоверности’, «фактической конкретности», «дотошности, … особой кропотливости» и пр. есть требование правополушарной ориентированности киноизображения. В самом деле, интересующееся неизменными объектами левое полушарие достаточно равнодушно к фактурам и прочим мелким деталям (почему ими часто пренебрегает повествовательный кинематограф), которые как раз и составляют предмет пристального внимания правого полушария (почему они практически всегда тщательно разрабатываются в изобразительных фильмах). \ Сергей Филиппов " Теория и практика Андрея Тарковского."
В «Жертвоприношении» семь с половиной персонажей — семь взрослых и один мальчик. Главный герой господин Александер — известный журналист, актер, литературный и театральный критик, эссеист. В свой день рождения Александер узнает о начале атомной войны. Впервые в жизни он взывает к Богу с молитвой защитить мир. Он клянется отдать Ему все, что связывает его с этой жизнью: бросить семью, сжечь дом, отказаться от сына, стать немым. В эту же ночь к нему наведывается странный гость и уговаривает ради спасения человечества переспать с ведьмой, Утром Александер обнаруживает, что мир сохранен и можно жить по-старому. Но тут он вспоминает обет, данный Богу.
«Понятие искусства с самого начала стало для него, близорукого материалиста, чем-то прикладным и подсобным».
«Сердечные волнения не объяснить средствами топорного утилитарного материализма». (Набоков)
о особенностях образного мышления А.А.
Сальерьевская? Не думаю,- у него свой исследовательский интерес и
своя цель.
Что касается самого А.А.- то в его дневниках,- "Мортирология"- непрерывно
идет анализ тех или иных изобразительных приемов и психологических
особенностях восприятия времени и образов. Во многом результат его
творчества основан на огромном "сальерьевском" труде наблюдателя и
исследователя.
«Технический прогресс, который сопровождает историю, по существу создает протезы — он удлиняет наши руки, обостряет зрение, позволяет нам передвигаться очень быстро.» - красивая метафора.
---
"Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).
Говорит о страдании и смерти, как о теме Апокалипсиса, попутно затрагивая тему покаяния, веры, совести, судьбы и свободы, счастья – все чаяния творческой интеллигенции семидесятых прошлого столетия, о том, что человек неразрывно связан своей личностью с обществом и долгом перед ним, а художник – перед искусством. Отсюда выводит тему спасения. А также тему наказания и надежды, потому что Откровение не дает полноты знания, что-то недоступное точному профанному знанию спрятано от нас – тайна личной судьбы и общечеловеческой. Т.о, Апокалипсис несет концепцию наказания и одновременно надежду и в этом его смысл.Эти чаяния не только творческой интеллигенции семидесятых прошлого столетия, как вы Флейта, выразились. Это устойчивый психологический паттерн во все времена. И действительно большей частью этот "паттерн" принадлежит интеллигенции.
Нет ничего спрятанного - все лежит на поверхности. Надо только иметь смелость увидеть и понять.
-
Автор:
"...Затем, в плане исторического развития мы настолько стали не доверять друг другу, стали не верить, что можем помочь друг другу (хотя все делалось, чтобы сообща выжить), что каждый из нас персонально, по существу не участвует в общественной жизни. Личность не имеет никакого значения. То есть, мы теряем то, что нам было дано с самого начала — свободу выбора, свободу воли. Вот почему я считаю нашу цивилизацию ошибочной..."
Человек подстраивается под "свободно" формирующуюся среду обитания. Он не может менять ее сразу и радикально. Обычно такая смена очень долгий и трудоемкий процесс. Но весь вопрос в том какой архетип (мировоззрение-стремление) преобладает в массовом коллективном сознании?.
Человечество движется в сторону объединения...Но куда оно выведет? К какой новой среде и форме существования общества?
Такое пророчество есть в книге "Апокалипсиса" Пророка Даниила. Это "Евангелие" очень долго не входило в состав "Нового Завета".
-
Автор:
"...В Откровении Иоанна сказано: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Отк. 3, 15-16). То есть, равнодушие, безучастие приравнивается к греху, к преступлению перед Творцом. С другой стороны: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Отк. 3, 19). То есть ощущение человека кающегося, это, в общем-то, — начало пути. Такие ощущения приходят к разным людям по-разному и в разное время..."
Это ощущение - не совсем "покаяние". И приходит оно действительно к разным людям по разному и в разное время. Извне очень сложно создать такой импульс. Должно быть очень сильное глубинное влияние.
-
Автор:
"...И, тем не менее, в Апокалипсисе есть одно место, которое выглядит очень странно для Откровения. «И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов и не пиши сего» (Отк. 10, 4). Интересно, что Иоанн скрыл от нас? И почему он сказал, что что-то скрыл? К чему эта странная ремарка об перипетиях взаимоотношений ангела и Иоанна Богослова? Что это было, чего не надо знать человеку? Ведь смысл Откровения заключается как раз в том, чтобы человек знал. Может быть, само понятие знания делает нас несчастными? Вы помните: «И знание умножает скорбь» (ср. Эккл. 1, 18) Почему? Или надо было скрыть от нас нашу судьбу..."
В выше упомянутой книге Пророка Даниила тоже говорится о рекомендациях Ангелов скрыть информацию "До Времени".
Я не думаю, что это скрытие судьбы. Напротив понимание времени. Понимание мировоззрений существующих в обществе. Понимание того, что информация не сможет быть воспринята до определенного во времени.
-
Автор:
"...По словам Кемпбелла,
основной принцип мифа можно сформулировать так: «Герой уходит из
обычного мира в мир сверхъестественного, перечисляются невероятные
сверхъестественные силы, которые герой побеждает и возвращается обратно,
наделенный силой и могуществом помогать своим товарищам»..."
Почему же этот путь нельзя пройти в обычной "земной" жизни? Для чего необходим это путь сверхъестественного?
-
Автор:
Cтанислав Гроф.
"...Человек, испытавший психодуховную трансформацию, открывает свою
божественную природу, святость всего сущего, единство с другими людьми, природой и Космосом. Люди начинают чувствовать единение с другими людьми, животными, всем миром. Они получают доступ к событиям, происходящим в других странах, культурах, в другие периоды истории и даже на других планах бытия, подключаясь к коллективному
бессознательному. Чувство космического единения дает ощущение любви,сострадания и внутренней гармонии.
Это переживание сродни Апокалипсису, поскольку оно радикально меняет мир, в котором мы живем..."
Мне кажется что психология в своем интуитивном поиске пытается найти, пробиться к тому пути психодуховной трансформации.
Людьми занятыми этой проблемой важность подобной трансформации осознается и становится приоритетной в жизненном пути.
-
Автор:
"...Противопоставляемый знаку и символу единый («целокупный») ‘образ’ в
смысле Тарковского можно рассматривать как элемент правополушарного мышления, подобно тому как знак является элементом мышления левополушарного. Однако здесь ситуация уже несколько сложнее: если механизмы, с помощью которых подробно изученные лингвистикой знаки складываются в мысли, исследовались и психологией, и психолингвистикой, и нейролингвистикой, то механизмы правополушарного мышления практически неизучены. Поэтому, не имея здесь возможности рассмотреть всю деятельность правого полушария в целом, остановимся несколько подробнее на тех ее аспектах, которые могут оказаться существенными в данном разговоре о Тарковском и кино..."
Очень важно объединить деятельность обоих полушарий. Для получения гармоничного образа.
"У меня Кельвин решает остаться на планете без какой-либо надежды, а
Тарковский создал картину, в которой появляется какой-то остров, а на
нем домик. И когда я слышу о домике и острове, то чуть ли не выхожу из
себя от возмущения."
Остров с домиком \ из Соляриса\ - это образ дома детстваТарковского,- то что он ощущает для себя в этом мире как святое.
В "Жертвоприношении" - А. А, - cжигает этот дом.
===
Флейта.
Тарковский не говорит, что бессмысленно толковать отдельные символы
Откровения.
Интересно, что его отношение к Откровению как к целокупному образу, -
очень перекликается с понятием архетипического образа.
Флейта.
Вы слишком строги к А.А. - он думает и живет в соответствии со своим
психотипом. И он совсем не стремится кого-то учить богословию - он
просто высказывет свои переживания Образа Откровения.
=====
Хобит.
Вообще то в сюжетах этого Мифа, никто не спрашивает Героя - чего он хочет.
Он оказывается втянут в это путешествие помимо своей воли.
И никто не объясняет - для чего это нужно.
Интересно, что сам- А.А.- не собирался быть режиссером, он поступил в
другой институт. Но тут он вдруг получает сотрясение мозга, - и пропустив
большой период учебы, отправляется работать в геологическую экспедицию
на реку в восточной Сибири. Там, - много рисует, и через год решает
поступать на режиссера.
Вы слишком строги к А.А. - он думает и живет в соответствии со своим психотипом.А я в думаю и живу в соответсвии со своим психотипом . Ничего личного - просто беспристрастный аналитический разбор текста статьи. А творчество и талант А.А. я очень почитаю и уважаю.
---
"Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).
"а не греховно ли вообще творчество? Почему же возникает такой вопрос, если мы заведомо знаем, что творчество напоминает нам о том, что мы сами созданы и что у нас один Отец? Почему возникает такая, я бы сказал, кощунственная мысль? Потому что культурный кризис последнего столетия привел к тому, что художник может обходиться без каких-либо духовных концепций"
--------------------------------
Мне думается,что рассуждение о "не греховном творчестве"-это старая традиция-еще со времен Пушкинского "Пророка"-если художник- это пророк и мессия-тогда,без духовных концепций не обойтись..
===
Для Тарковского,- Художник, - это символ индивидуирующегося человека.
После Рублева, он в дневниках писал о разнице между нравственностью
и моралью,- А.А.- делает вывод о необходимости следования "внутреннему
идеалу", Герою. Cреди его Героев - был Да Винчи.
В Солярисе, Тарковский заканчивает фильм сценой- "Возвращение
блудного сына." Он склоняется перед родиной и образом Отца.
Позже- во время съемок "Ностальгии", он приходит к тому, что обожествление Родины, России - это тупик, со страшной болью отрывает
себя от отождествления.
C этого момента проекция индивидуации переходит на религиозный
образ Откровения Иоганна.
В "Жертвоприношении",- он приходит к необходимости жертвы Эго и его
привязанностей и устремлений.
Ну, Александра вообще то увозят в психушку.
Но сам Тарковский, -да ,похоже наконец достигает такого состояния,
когда - "Не я говорю,- а Отец говорит через меня."
=
В Швеции это видимо тоже не приветствуется.
Смешно, что "Откровение Александра"- это психоз.
вот здесь для меня загадка, неоформленный вопрос, не могу уловить что-то важного в молитве, его любви, отказа.
Тарковский- единственный из наших современников, чье движение к
индивидуации мы можем отследить по фильмам и дневникам.
Конечно- концовка с увозом Александра в психушку не случайна.
Тарковский писал- "C моей смертью, - меня тут же канонизируют."
Люди относятся к нему, как к сумасшедшему гению.
==
Знаете,многое в его фильмах, сейчас бы назвали- китчем.
Аллюзии на картины великих художников, акцент на изображении,
символизм действия.
Он мог бы быть таким же "великим мистификатором",как Дали, если бы
\ в отличии от последнего\ действительно не переживал бы в своих
работах "алхимических преобразований" в своей душе.
Его стремление к индивидуации было неподдельным. Все это
видно в его дневниках. Путь художника,- для него синоним индивидуации.
Изучать его - очень интересно.
В принципе - как относиться к нему, - это дело и право каждого решать за
себя....
Его стремление к индивидуации было неподдельным.
Мне кадры, когда Александр прячется от своих близких в монашеской ряске напомнили сюжеты, убегающего Героя от Ужасной Матери. Мария же спрашивала его: "кого ты боишься". И следующий кадр - Александр просыпается и говорит: "Мама".
Не слишком ли радикальные требования?
И что они означают?
Вот, кстати, начало фильма - холм и сухое дерево в виде креста, как начало, как процесс созидания своей души, воскресение из "мертвых". и никогда непонятно, чем закончится твой путь - расцветут ли цветы на древе твоем, увезут ли в "психушку", или "сгоришь" в процессе.
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10:34-39). И что они означают?
Такие требования,наверное,означают-что "если кто не родится свыше,не сможет увидеть Царствия Божьего"/Иоан.3,3/-это признание первенства за домом духовным и избавление от материального "дома-идола"- т.е.конфликт между духовным и материальным..
"Любой художник в любом жанре стремится выразить прежде всего внутренний мир человека. Я неожиданно для себя обнаружил, что все эти годы я занимался одним и тем же, пытался рассказать о внутреннем конфликте человека - между духом и материей, между духовными нуждами и необходимостью существовать в этом материальном мире. Этот конфликт является самым главным, потому что он порождает все, все уровни проблем, которые мы имеем в процессе нашей жизни..."/ А.Тарковский/
спрашивают,за что их заставляют страдать в течении трех часов,что они
смотрят фильм. Дело в том,что в 20-м веке произошла некая эмоциональная
инфляция. Когда мы узнаем из газет, что в Индонезии вырезано два
миллиона человек, это производит на нас такое же впечатление, как и
сообщение о том, что хоккейная команда наша, выиграла матч.
Это производит равное эмоциональное впечатление! Мы не замечаем
чудовищной разницы между этими двумя событиями! Пороги восприятия
оказываются настолько выравненными,что мы не замечаем этого. Я не хочу
морализировать по этому поводу. Возможно- без этого мы не могли бы жить.
Но есть художники, которые дают нам почувствовать- истинную меру вещей."
Не слишком ли радикальные требования?Для "человечества, которое заблудилось и идет не тем путем" радикальные.
Vervoleg 2012-10-24 19:57:43И что они означают?
"Все то же самое, только представление разное". Мне персонаж Отто понравился, перессказавший Ницше.
Нести крест, -это понятно, это правильно.
Но почему все же именно - "домашние его- враги человеку?"
Как правило мы понимаем,что именно домашние- "наш крест".
====
это признание первенства за домом духовным и избавление от материального "дома-идола"- т.е.конфликт между духовным и материальным.
====
Кира.
Интересно поступил Юнг.
Он умудрился отделить себя от домашних,- не сжигая дома и не уходя из
семьи. Хотя вру, - на какое-то время уходил.
======
никогда непонятно, чем закончится твой путь - расцветут ли цветы на древе твоем
====
Вот и я все время про это думаю.
или, вот, "умереть" для них как авторитет, как идол, идеал.
крест - это на подъеме по вертикале принять свою ограниченность? вообщем, путано еще все внутри, и хотелось бы без цитат обойтись, сорри.
В 1948 году, после многих лет систематического изучения мифологий самых разных культур, Джозеф Кемпбелл опубликовал книгу «Герой с тысячей лиц», которая перевернула представления ученых. Проанализировав множество мифов из разных частей света, Кемпбелл пришел к выводу, что все они содержат вариации одной универсальной архетипической формулы, которую он назвал «мономиф». В этой истории герой (мужчина или женщина) оставляет родину (или вынужден/а ее покинуть в силу обстоятельств) и после фантастических приключений и испытаний, кульминацией которых становится смерть и возрождение, возвращается домой абсолютно обновленным, как просветленное или даже обожествленное существо, целитель, провидец или великий духовный учитель. По словам Кемпбелла, основной принцип мифа можно сформулировать так: «Герой уходит из обычного мира в мир сверхъестественного, перечисляются невероятные сверхъестественные силы, которые герой побеждает и возвращается обратно, наделенный силой и могуществом помогать своим товарищам».
Кемпбелл пришел к выводу, что такое путешествие — это описание трансформационного кризиса, который может пережить каждый человек. В
Таким образом, мы видим, что пророчество майя не имеет отношения к концу света и к физическому уничтожению человечества. Напротив, оно говорит о глубокой психологической трансформации, своего рода психодуховной смерти и возрождении. Есть ли какие-либо указания на то, что такая трансформация возможна и произойдет в ближайшем будущем?
Благодаря моим опытам переживания холотропных состояний сознания мне стало совершенно ясно, что архетипический мотив Апокалипсиса нельзя понимать как физическое уничтожение мира. Основная важность архетипа Апокалипсиса — это то, что он служит важной вехой на пути духовного развития. Он появляется в сознании ищущего в тот момент, когда он осознает иллюзорную природу материального мира. Вся Вселенная являет настоящую сущность как виртуальная реальность, как космическая игра сознания, мир материи уничтожается в душе каждого конкретного человека. Это также может быть значением выражения «конец света», о котором упоминается в пророчестве майя.
Человек, испытавший психодуховную трансформацию, открывает свою божественную природу, святость всего сущего, единство с другими людьми, природой и Космосом. Люди начинают чувствовать единение с другими людьми, животными, всем миром. Они получают доступ к событиям, происходящим в других странах, культурах, в другие периоды истории и даже на других планах бытия, подключаясь к коллективному бессознательному. Чувство космического единения дает ощущение любви, сострадания и внутренней гармонии.
Это переживание сродни Апокалипсису, поскольку оно радикально меняет мир, в котором мы живем».
Cтанислав Гроф.