архетип животного.
Рассмотрим архетип Животного /Зверя/.
Изображения животных восходят к ледниковому периоду. Жизнь архаичного человека находила свое отражение в наскальных рисунках, где главенствовал мотив Животного. Изображаемое животное выполняет функцию "двойника", посредством символической расправы над ним охотники пытаются предвосхитить и гарантировать гибель реального животного Это одна из форм симпатической магии, которая основывается на "реальности" двойника, представленного на картине, то что происходит с изображением, случится и с оригиналом. Другие пещерные изображения должны были, по-видимому, олицетворять обряды плодородия. Животные на них изображены в момент случки. В примитивных обществах существовали обряды с использованием звериного наряда, который полностью скрывал человека. С течением времени этот наряд был заменен животными и демоническими масками. В движениях ритуальных танцев отражались основные качества животного.
Юнг указывал на тесную связь, существующую у дикаря с его тотемным животным /или "лесной душой"/. Существуют особые обряды для установления этой взаимосвязи, в особенности это относится к обрядам посвящения для подростков. Подросток входит во владение своей "животной душой", и одновременно путем обрезания жертвует своим "животным бытием". Этот двойной процесс делает его полноправным членом клана, объединяемого общим тотемом, и закрепляет его родство с тотемным животным. Но, прежде всего, он становится мужчиной. Во многих племенах мужчина, не прошедший через обряд обрезания, воспринимается как животное. Поскольку ни человеческий, ни животный аспект в душе необрезанного не получили осознания, то подразумевается, что животный аспект в таком случае остается преобладающим. Животный лейтмотив в мифе и ритуале символизирует обычно примитивную и инстинктивную природу человека.
В бессознательном человека существуют инстинктивные порывы, имеющие грозную силу и живущие по своим законам. Животный демон - чрезвычайно выразительный символ для подобных импульсов. Живость и конкретность этого образа дают человеку возможность установить взаимоотношения с ним как представителем неодолимой силы в собственной душе. Он и страшится его, и стремится снискать благосклонность с помощью жертвы и ритуальных действий,
Безграничное изобилие животного символизма, во все времена характерное для религии и искусства, не просто подчеркивает важность животного символа; оно показывает, насколько для человека необходимо сделать психическое содержание этого символа, т.е. инстинкт, неотъемлемой частью своего существования. Животное - это часть природы и подчиняется своим инстинктам. Эти инстинкты имеют аналог в человеческой жизни, ведь основанием человеческой природы также является инстинкт.
Однако в человеке это "животное существо" /которое живет в нем в качестве его инстинктивного начала/ может стать опасным, если не будет трезво признано со стороны личности, и не станет целостной частью человеческой жизни. Человек - единственное живое существо, способное контролировать свои инстинкты, но он также способен подавлять, искажать и ущемлять их, а животное, выражаясь метафорически, никогда не бывает более диким и опасным, чем когда его ранят. Подавленные инстинкты способны овладеть человеком врасплох; они способны даже уничтожить его.Итак, подавленные и ущемленные инстинкты - это постоянный источник опасности для человека. Условием целостного и полнокровного существования является внутреннее принятие личностью этой животной души. Человеку следует исцелить животное в себе и сделать его своим другом.
А.В. Безруких, О.М. Пилявина,
Марфа, а объясните пожалуйста,пути достижения этого? /как это сделать?/
Кира,наверное за громкой фразой исцеления в себе животного стоят простые вещи по-отношению к телу,телесному(по аналогии ,как человек заботится о своем любимом домашнем животном):вовремя полезно кормить,поить,выгуливать, ласкать,спать укладывать .лечить и "выделить территорию"...
Я не понимаю, в чем тогда проблема- каждый из нас-ест-пьет и спит-это- как бы жизненная необходимость.Насколько я поняла-речь идет о проблеме- в которой сознательное и бсс/инстинктивное/противопоставляются друг другу,где сознание-отрванно от своих инстинктивных-"животных" корней или нет?
"Леви-Брюль гениальным чутьем выделил то, что он назвал "participation mystique",в качестве отличительного признака первобытного духовного склада ["es Functions mentales dans les societes inferieures.]. То, что он имел в виду, есть просто неопределимо обширный атавизм неразличенности субъекта и объекта, который достигает у дикаря таких размеров, что, безусловно, должен броситься в глаза европейцу, человеку сознания. В той степени, в какой различие между субъектом и объектом не осознается, господствует бессознательное тождество. В этом случае бессознательное проецируется на объект, а объект интроецируется в субъект, т.е. психологизируется. Тогда животные и растения ведут себя, как люди, люди одновременно являются животными, и во всем обитают духи и боги. Культурный человек, конечно, уверен в том, что как небо от земли далек от таких вещей. Но зато он часто на всю жизнь отождествляет себя с родителями; он тождествен своим аффектам и представлениям и бесстыдно признает за другими то, что не хочет замечать у себя самого. У него еще обнаруживается именно этот атавизм первоначальной бессознательности, т.е. неразличенности субъекта и объекта. В силу этой бессознательности он испытывает на себе магическое воздействие, т.е. безусловное влияние, бесчисленных людей, вещей и обстоятельств, он переполнен дезориентирующими содержаниями почти в той же степени, что и дикарь, а потому столь же интенсивно, что и тот, пользуется апотропеическим колдовством. Только ему для этого нужны не мешочки с зельями, амулеты и жертвоприношения, а успокаивающие средства, неврозы, просвещение, культ воли и т.д.Но вот если удастся признать бессознательное в качестве одной из действующих сил наряду с сознанием и жить так, чтобы по возможности учитывались сознательные и бессознательные (т.е. инстинктивные) потребности, то центром тяжести целокупной личности будет уже не Я, которое является только центром сознания, а, так сказать, виртуальная точка между сознанием и бессознательным, точка, заслуживающая названия самости. Если такая перестройка проходит удачно, то в качестве благоприятного исхода выступает снятие participation mystique, благодаря чему на свет появляется личность, для которой страдание остается актуальным только на, так сказать, ее нижних этажах, в то время как на верхних для нее наступает своего рода отрешенность и к горестям, и к радостям жизни.
Изготовление и рождение этой верховной личности и есть то, на что ориентирует наш текст, когда ведет речь о "священном плоде", об "алмазном теле" и тому подобном, относящемся к нетленной плоти. Эти выражения психологически символизируют: установку, отрешенную от полнейшей эмоциональной запутанности и тем самым от всеобъемлющего потрясения, и сознание отвязанное от мира. У меня есть основания предполагать, что это, собственно говоря, начинающаяся по достижении середины жизни естественная подготовка к смерти / Юнг "Комментарий к "Тайне золотого цветка"/
--- "Никто не обнимет необъятного" (Козьма Прутков).
Среди женщин чаще встречаются кошачьи :)
--- "Никто не обнимет необъятного" (Козьма Прутков) и не поднимет неподъемного....
волком и птицей-соколом. Очень был удивлен, что через 10 лет приснился сон
с этими персонажами. Материал казался мне настолько проработанным...
и - на вот. Тотемные животные - видимо закреплены что-ли,- на очень
глубоком уровне.
--- "Никто не обнимет необъятного" (Козьма Прутков) и не поднимет неподъёмного.
Заинтересовавшись в свое время этой темой (после обнаружения таких животных в себе), стала аккуратно, в том смысле что не вещать на эту тему, выяснять у людей, какое животное им ближе, с кем себя ассоциируют итд. Была удивлена тому, как совпадает внешнее восприятие этих людей и их пристрастия к тем или иным животным....
Была удивлена тому, как совпадает внешнее восприятие этих людей и их пристрастия к тем или иным животным....
По этому поводу есть даже куча "детских" тестов, в которых животные интерпретируются, как те или иные качества личности. Вот один из них - мы его в детстве часто использовали, называется "ЛДПР" - напротив каждой буквы напишите первое пришедшее Вам в голову животное (не обязательно на эту же букву, это может быть любое млекопитающее).
Материал казался мне настолько проработанным... и - на вот. Тотемные животные - видимо закреплены что-ли,- на очень глубоком уровне.
Конечно закреплены - они есть отражение Ваших инстинктов. Куда же они от Вас денутся?
Интересно то, что животные отражают не только животные инстинкты, но и сверхчеловеческие качества: Божественные Буйвол, Лев, Орел...
когда они находятся на грани физического или психического выживания
Выживание - слишком узкий термин.
Я думаю, что многие пророки с вами бы не согласились.
Есть люди, которые проходят огромный путь, чтобы прийти к этим архетипам.
А почему в крайних условиях?
==
Если считать архетипы - такими...своеобразными высшими инстинктами, -то да.
Тотемный зверь - это же дух. Он имеет и телесное в себе и духовное.
В то время как животные формы богов и предков первоначально символизировали единство человека с природой, которое практически выражалось в колдовстве, охотничьей магии и разведении домашних животных, териоморфизм более позднего периода выражает надличностный ноумен доисторического времени. Так, сопровождающие богов животные повсюду выдают первоначальную форму первых. В Египте, например, мы можем проследить развитие вторичной персонализации по росту числа очеловеченных богов. В доисторические времена эмблемами различных домов служили животные, растения или какие-либо предметы, считаем ли мы их тотемными символами или нет. Во времена Первой Династии у соколов, рыб и т. д. появились руки; в конце Второй Династии начали появляться гибридные формы, человеческие тела с головами животных образов, которые стали антропоморфными богами; а, начиная с Третьей Династии и далее, правилом становится человеческая форма. Хозяевами неба становятся боги в человеческой форме, а животные- уходят. [14] Процесс вторичной персонализации можно наблюдать также и в литературе, где мифологические темы переходят в сказки и в конце концов в ранние романы. Хорошим примером этого "нисхождения" является то, каким образом миф о Сете-Осирисе или Сете-Горе превратился в Историю о Двух Братьях. То, что первоначально было космическим противостоянием света и тьмы, становится конфликтом между божественными братьями-близнецами и в конце концов сводится к "семейному роману", в котором драма незапамятных времен принимает личностные черты.
для "сытого"человека он не так актуален...
Для "сытого" человека много чего не актуально...
Шаманские камлания наитеснейшим образом связаны со словесными заклинаниями. Роль слова и, в целом, звука была поистине огромна. Отождествление мысленного образа предмета с ним самим тесно связано с одной особенностью архаичного сознания - воспринимать слова материализованно. Учитывая тождество мыслимого предмета и самого предмета, становиться более понятной «наивная вера» окружающих шамана в то, что он и есть тигр. Призываемый во время камлания и ритуальных танцев дух тигра (не тигр!), будучи материальным порождением слова и действа, приобретает зримую форму или легко может вселиться в человека. Вот почему шаман, считая себя тигром, имитирует его повадки, а окружающие видят тигра или его тень, так как воспринимают созданный словом зрительный образ.
Во время исполнения ритуальных танцев паванг (pawang) «перевоплощался» в зверя. Шаман, способный превратиться в тигра и имеющий духа-помощника в виде тигра, называется особым термином – белиан (belian) [m_tsyganov: не путать с балийским balian].
Призываемый шаманом дух тигра связан с душой самого паванга: это и его дух-помощник во время камлания, и также представления о том, что душа шамана после смерти попадает в тело тигра (образ тигра как слуги своего господина, обладающего тайным знанием, а также как эманация его души встречается не только в средневековой классической малайской литературе – такая трактовка прослеживается и в современной литературе Индонезии).