архетип животного.

Есть много интересных символов,совмещающих в себе черты бога и животного.Кроме того ,контакт с архетипом животного встречается в шаманских культах,в индейских,в понятии тотемных животных,в сказках,в позах иоги.Видимо ,где-то на периферии человеческой психики находится возможность вступить в контакт с этим архетипом и за счет этого "расширить"сознание,включить в него внечеловеческий фактор.Вот,что нашла на эту тему у Юнга в книге" Душа и миф шесть архетипов":"Териоморфная символика духа в сказках Описание архетипа не будет полным без упоминания одной особой формы его проявления, а именно - его животной формы. Она относится к териоморфизму богов и демонов имеет тот же психологический смысл. Форма животного показывает, что интересующие нас содержания и функции все еще находятся во внечеловеческой сфере, т. е. по ту сторону человеческого сознания, и соответственно делятся на демоническое, сверхчеловеческое, с одной стороны, и грубое, недочеловеческое - с другой. Следует помнить, однако, что это деление действительно только в сфере сознательного, где оно служит необходимым условием мышления. Логика говорит tertium поп datur**, что означает «мы не можем помыслить противоположности в их единстве». Другими словами, в то время как ликвидация упрямой антиномии может быть длянас не более чем постулатом, это отнюдь не так для бессознательного, все без исключения содержания которого парадоксальны или антиномичны по своей природе, в том числе и категория бытия. Если кто-либо несведущий в психологии бессознательного захочет приобрести действительные знания по этому вопросу, я бы мог порекомендовать обратиться к христианской мистике или индийской философии, где можно найти наиболее ясную разработку антиномий бессознательного...и т.д.статья длиннаяhttp://www.syntone.ru/library/books/content/3946.html?current_book_page=21
(1) Ханту: Дух Тигра
Шаманские камлания наитеснейшим образом связаны со словесными заклинаниями. Роль слова и, в целом, звука была поистине огромна. Отождествление мысленного образа предмета с ним самим тесно связано с одной особенностью архаичного сознания - воспринимать слова материализованно. Учитывая тождество мыслимого предмета и самого предмета, становиться более понятной «наивная вера» окружающих шамана в то, что он и есть тигр. Призываемый во время камлания и ритуальных танцев дух тигра (не тигр!), будучи материальным порождением слова и действа, приобретает зримую форму или легко может вселиться в человека. Вот почему шаман, считая себя тигром, имитирует его повадки, а окружающие видят тигра или его тень, так как воспринимают созданный словом зрительный образ.
Во время исполнения ритуальных танцев паванг (pawang) «перевоплощался» в зверя. Шаман, способный превратиться в тигра и имеющий духа-помощника в виде тигра, называется особым термином – белиан (belian) [m_tsyganov: не путать с балийским balian].
Призываемый шаманом дух тигра связан с душой самого паванга: это и его дух-помощник во время камлания, и также представления о том, что душа шамана после смерти попадает в тело тигра (образ тигра как слуги своего господина, обладающего тайным знанием, а также как эманация его души встречается не только в средневековой классической малайской литературе – такая трактовка прослеживается и в современной литературе Индонезии).
Если брать понятия одержимость,охваченность архетипом животного,то этому соответствует,наверное, оборотничество,шаманство-это попытка интеграции этих бессознательных содержаний,тотем-взаимодействие с архетипом без поглощения им,использование его охранных,защитных функций...

Рассмотрим архетип Животного /Зверя/.

Изображения животных восходят к ледниковому периоду. Жизнь архаичного человека находила свое отражение в наскальных рисунках, где главенствовал мотив Животного. Изображаемое животное выполняет функцию "двойника", посредством символической расправы над ним охотники пытаются предвосхитить и гарантировать гибель реального животного Это одна из форм симпатической магии, которая основывается на "реальности" двойника, представленного на картине, то что происходит с изображением, случится и с оригиналом. Другие пещерные изображения должны были, по-видимому, олицетворять обряды плодородия. Животные на них изображены в момент случки. В примитивных обществах существовали обряды с использованием звериного наряда, который полностью скрывал человека. С течением времени этот наряд был заменен животными и демоническими масками. В движениях ритуальных танцев отражались основные качества животного.
Юнг указывал на тесную связь, существующую у дикаря с его тотемным животным /или "лесной душой"/. Существуют особые обряды для установления этой взаимосвязи, в особенности это относится к обрядам посвящения для подростков. Подросток входит во владение своей "животной душой", и одновременно путем обрезания жертвует своим "животным бытием". Этот двойной процесс делает его полноправным членом клана, объединяемого общим тотемом, и закрепляет его родство с тотемным животным. Но, прежде всего, он становится мужчиной. Во многих племенах мужчина, не прошедший через обряд обрезания, воспринимается как животное. Поскольку ни человеческий, ни животный аспект в душе необрезанного не получили осознания, то подразумевается, что животный аспект в таком случае остается преобладающим. Животный лейтмотив в мифе и ритуале символизирует обычно примитивную и инстинктивную природу человека.
В бессознательном человека существуют инстинктивные порывы, имеющие грозную силу и живущие по своим законам. Животный демон - чрезвычайно выразительный символ для подобных импульсов. Живость и конкретность этого образа дают человеку возможность установить взаимоотношения с ним как представителем неодолимой силы в собственной душе. Он и страшится его, и стремится снискать благосклонность с помощью жертвы и ритуальных действий,
Безграничное изобилие животного символизма, во все времена характерное для религии и искусства, не просто подчеркивает важность животного символа; оно показывает, насколько для человека необходимо сделать психическое содержание этого символа, т.е. инстинкт, неотъемлемой частью своего существования. Животное - это часть природы и подчиняется своим инстинктам. Эти инстинкты имеют аналог в человеческой жизни, ведь основанием человеческой природы также является инстинкт.
Однако в человеке это "животное существо" /которое живет в нем в качестве его инстинктивного начала/ может стать опасным, если не будет трезво признано со стороны личности, и не станет целостной частью человеческой жизни. Человек - единственное живое существо, способное контролировать свои инстинкты, но он также способен подавлять, искажать и ущемлять их, а животное, выражаясь метафорически, никогда не бывает более диким и опасным, чем когда его ранят. Подавленные инстинкты способны овладеть человеком врасплох; они способны даже уничтожить его.Итак, подавленные и ущемленные инстинкты - это постоянный источник опасности для человека. Условием целостного и полнокровного существования является внутреннее принятие личностью этой животной души. Человеку следует исцелить животное в себе и сделать его своим другом.

Архетипы в психотерапии

 А.В. Безруких, О.М. Пилявина,

Условием целостного и полнокровного существования является внутреннее принятие личностью этой животной души. Человеку следует исцелить животное в себе и сделать его своим другом.
 Марфа, а объясните пожалуйста,пути достижения этого? /как это сделать?/
Кира,наверное за громкой фразой исцеления в себе животного стоят простые вещи по-отношению к телу,телесному(по аналогии ,как человек заботится о своем любимом домашнем животном):вовремя полезно кормить,поить,выгуливать, ласкать,спать укладывать .лечить и  "выделить  территорию"...
марфа 2012-12-08 21:09:45
Кира,наверное за громкой фразой исцеления в себе животного стоят простые вещи по-отношению к телу,телесному(по аналогии ,как человек заботится о своем любимом домашнем животном):вовремя полезно кормить,поить,выгуливать, ласкать,спать укладывать .лечить и  "выделить  территорию"...

 Я не понимаю, в чем тогда проблема- каждый из нас-ест-пьет и спит-это- как бы жизненная необходимость.Насколько я поняла-речь идет о проблеме- в которой сознательное и бсс/инстинктивное/противопоставляются друг другу,где сознание-отрванно от своих инстинктивных-"животных" корней или нет?
Ест(и переедает,недоедает,сидит на диетах,переедает и рыгает и т.п.),пьет(в том числе алкоголь)и курит,спит днем,ночью бродит или сидит на энерготониках,или недосыпает,про секс и рождение детей,а также установление связи мать-дитя я уже не говорю...-все это и есть контроль сознания над инстинктами...Отдельная тема-защита границ и подавление агрессии...
крайняя степень такого конфликта,наверное,самоубийство...
Марфа,добавлю /для размышления/ цитату из Юнга:

"Леви-Брюль гениальным чутьем выделил то, что он назвал "participation mystique",в качестве отличительного признака первобытного духовного склада ["es Functions mentales dans les societes inferieures.]. То, что он имел в виду, есть просто неопределимо обширный атавизм неразличенности субъекта и объекта, который достигает у дикаря таких размеров, что, безусловно, должен броситься в глаза европейцу, человеку сознания. В той степени, в какой различие между субъектом и объектом не осознается, господствует бессознательное тождество. В этом случае бессознательное проецируется на объект, а объект интроецируется в субъект, т.е. психологизируется. Тогда животные и растения ведут себя, как люди, люди одновременно являются животными, и во всем обитают духи и боги. Культурный человек, конечно, уверен в том, что как небо от земли далек от таких вещей. Но зато он часто на всю жизнь отождествляет себя с родителями; он тождествен своим аффектам и представлениям и бесстыдно признает за другими то, что не хочет замечать у себя самого. У него еще обнаруживается именно этот атавизм первоначальной бессознательности, т.е. неразличенности субъекта и объекта. В силу этой бессознательности он испытывает на себе магическое воздействие, т.е. безусловное влияние, бесчисленных людей, вещей и обстоятельств, он переполнен дезориентирующими содержаниями почти в той же степени, что и дикарь, а потому столь же интенсивно, что и тот, пользуется апотропеическим колдовством. Только ему для этого нужны не мешочки с зельями, амулеты и жертвоприношения, а успокаивающие средства, неврозы, просвещение, культ воли и т.д.Но вот если удастся признать бессознательное в качестве одной из действующих сил наряду с сознанием и жить так, чтобы по возможности учитывались сознательные и бессознательные (т.е. инстинктивные) потребности, то центром тяжести целокупной личности будет уже не Я, которое является только центром сознания, а, так сказать, виртуальная точка между сознанием и бессознательным, точка, заслуживающая названия самости. Если такая перестройка проходит удачно, то в качестве благоприятного исхода выступает снятие participation mystique, благодаря чему на свет появляется личность, для которой страдание остается актуальным только на, так сказать, ее нижних этажах, в то время как на верхних для нее наступает своего рода отрешенность и к горестям, и к радостям жизни.

Изготовление и рождение этой верховной личности и есть то, на что ориентирует наш текст, когда ведет речь о "священном плоде", об "алмазном теле" и тому подобном, относящемся к нетленной плоти. Эти выражения психологически символизируют: установку, отрешенную от полнейшей эмоциональной запутанности и тем самым от всеобъемлющего потрясения, и сознание отвязанное от мира. У меня есть основания предполагать, что это, собственно говоря, начинающаяся по достижении середины жизни естественная подготовка к смерти / Юнг "Комментарий к "Тайне золотого цветка"/

Самость,как отрешенность от мира 
Кира меня изначально заинтересовал другой момент у Юнга,у любого бога есть "звериное"воплощение,звериный двойник(в том числе и у Христа-агнец,у дьявола-козел,черт,черный ворон).Видимо это говорит о двух моментах:изначально боги были животными(человек не ставил себя выше),а потом уже появились боги-люди,и "расщепление"архетипа бога на две части:сверхчеловеческую и животную,одной мы поклоняемся,другую держим в загоне...В статье еще был интересный разбор немецкой сказки(аналог Марьи Моревны),где один из героев-ворон-был как и Христос пригвожден к кресту(но 3 золотыми гвоздями)...
Часто и в повседневной жизни встречаются люди, отождествляющие себя с тем или иным животным. Например, знаю некоторых мужчин, имеющих своим "двойником" волка. Это вполне себе современные люди, они не носят волчьи шкуры, но в речи, в повадках  - проскальзывает. Они могут себя сравнивать с волком, любят изображения с ним и тд...
Ulissa88, напомнили фильм "Золотой компас", где описан мир, в котором у каждого человека есть свой персональный «деймон» — животное, сопровождающее человека всю его жизнь. Часть души человека живёт отдельно от тела в виде деймона — говорящего животного, которое сопровождает человека всю его жизнь не только духовно, но и физически. Деймон ребёнка может меняться, принимая форму тех животных, которые близки ребёнку по духу. Но когда ребёнок вырастет, деймон принимает форму какого-то одного животного в соответствии с характером своего хозяина. Связь между человеком и деймоном необычайно сильна, любое вмешательство в их отношения категорически запрещается. При смерти человека его деймон мгновенно превращается в пыль. \вики\
--- "Никто не обнимет необъятного" (Козьма Прутков).

Среди женщин чаще встречаются кошачьи :)

А среди детей - обезьяны...
--- "Никто не обнимет необъятного" (Козьма Прутков) и не поднимет неподъемного....
Когда пришел к аналитику, 12 лет назад,- нарисовал мандалу - с человеком,
волком и птицей-соколом. Очень был удивлен, что через 10 лет приснился сон
с этими персонажами. Материал казался мне настолько проработанным...
и - на вот. Тотемные животные - видимо закреплены что-ли,- на очень
глубоком уровне.
Моему старшему сыну лет с трех снится огромная птица с желтыми глазами, кажется, обычно выше его ростом, которая ходит как пингвин, но он называет его вороной. Мне кажется - это не совсем обычные сны про персонажей из сказок.
--- "Никто не обнимет необъятного" (Козьма Прутков) и не поднимет неподъёмного.

Заинтересовавшись в свое время этой темой (после обнаружения таких животных в себе), стала аккуратно, в том смысле что не вещать на эту тему,   выяснять у людей, какое животное им ближе, с кем себя ассоциируют итд. Была удивлена тому, как совпадает внешнее восприятие этих людей и их пристрастия к тем или иным животным....

ulissa88 2012-12-09 11:28:35
Была удивлена тому, как совпадает внешнее восприятие этих людей и их пристрастия к тем или иным животным....

 По этому поводу есть даже куча "детских" тестов, в которых животные интерпретируются, как те или иные качества личности. Вот один из них - мы его в детстве часто использовали, называется "ЛДПР" - напротив каждой буквы напишите первое пришедшее Вам в голову животное (не обязательно на эту же букву, это может быть любое млекопитающее).
Vervoleg 2012-12-09 00:37:36
Материал казался мне настолько проработанным... и - на вот. Тотемные животные - видимо закреплены что-ли,- на очень глубоком уровне.

 Конечно закреплены - они есть отражение Ваших инстинктов. Куда же они от Вас денутся?

 

Интересно то, что животные отражают не только животные инстинкты, но и сверхчеловеческие качества: Божественные Буйвол, Лев, Орел...

Я думаю архетип животного активизируется в психике людей,когда они находятся на грани физического или психического выживания,для "сытого"человека он не так актуален...
марфа 2012-12-21 19:32:30
когда они находятся на грани физического или психического выживания

Выживание - слишком узкий термин.


Я думаю, что многие пророки с вами бы не согласились.

Есть люди, которые проходят огромный путь, чтобы прийти к этим архетипам.

Выживание - слишком узкий термин.-----------------------------------яркий пример
Орел - высшая власть. Империя.
А почему в крайних условиях?
 Конечно закреплены - они есть отражение Ваших инстинктов.
==
Если считать архетипы - такими...своеобразными высшими инстинктами, -то да.
Тотемный зверь - это же дух. Он имеет и телесное в себе и духовное.
поражение в первой мировой войне и экономический кризис...
Нойманн Эрих "Происхождение и развитие сознания"

В то время как животные формы богов и предков первоначально символизировали единство человека с природой, которое практически выражалось в колдовстве, охотничьей магии и разведении домашних животных, териоморфизм более позднего периода выражает надличностный ноумен доисторического времени. Так, сопровождающие богов животные повсюду выдают первоначальную форму первых. В Египте, например, мы можем проследить развитие вторичной персонализации по росту числа очеловеченных богов. В доисторические времена эмблемами различных домов служили животные, растения или какие-либо предметы, считаем ли мы их тотемными символами или нет. Во времена Первой Династии у соколов, рыб и т. д. появились руки; в конце Второй Династии начали появляться гибридные формы, человеческие тела с головами животных образов, которые стали антропоморфными богами; а, начиная с Третьей Династии и далее, правилом становится человеческая форма. Хозяевами неба становятся боги в человеческой форме, а животные- уходят. [14] Процесс вторичной персонализации можно наблюдать также и в литературе, где мифологические темы переходят в сказки и в конце концов в ранние романы. Хорошим примером этого "нисхождения" является то, каким образом миф о Сете-Осирисе или Сете-Горе превратился в Историю о Двух Братьях. То, что первоначально было космическим противостоянием света и тьмы, становится конфликтом между божественными братьями-близнецами и в конце концов сводится к "семейному роману", в котором драма незапамятных времен принимает личностные черты.

А почему в крайних условиях?-----------------------------------------------животное-помощник в сказках появляется в критических ситуациях,например,ворон приносит живую и мертвую воду,то же при "посвящении"в шаманы или встрече с тотемным животным-нужна длительная изоляция,голод и т.п.К тому же,если исходить из Нойманна и подобных исследований териоморфная символика-это самая ранняя божественная символика и в критической ситуации человек регриссирует,откатывается назад(например в Библии это описано в скитаниях евреев по пустыне,когда они отчаялись и молились золотому тельцу)...
Черт его знает, -я в горах много когда был в крайних условиях, - не помню ни одного такого сновидения.  А в крайней психологической ситуации \ очень далекой от физического выживания\ - снились. Пост предваряет любое культовое общение с духами. Наверное все же- в крайней психологической ситуации снятся Духи-животные.
марфа 2012-12-21 19:32:30
для "сытого"человека он не так актуален...

 Для "сытого" человека много чего не актуально...