Праджня, упайя, женщины и мужчины

Из книги Judith Simmer-Brown “Dakini´s Warm Breath. The Femenine Principle in Tibetan Buddhism” («Теплое дыхание Дакини. Феминное начало в Тибетском Буддизме»)

Перевод Аспирины.


ПРАДЖНЯ, УПАЙА, ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ


Женщины – сумасшедшие, а мужчины – тупицы.
                                                   Чогьям Трунгпа Ринпоче



На высшем уровне нет реальной разницы между женщинами и мужчинами. Наши сущности пусты от самосуществования, они необъятны и открыты, и свободны от концептуальных понятий. И всё-таки есть священные энергии – мужские и женские – являющиеся неотъемлемой частью конгломерата тело-разум. Эти энергии не обусловлены биологией. С точки зрения ваджраяны это биология берет своё начало в этих фундаментальных энергиях ума и феноменов; они составляют каждого из нас. Все ламы, у которых я брала интервью, утверждали, что мужская и женская энергии пронизывают наши ум, эмоции, тонкие и физические тела независимо от нашего пола или гендера.

В последней инстанции у ума нет гендера, а есть высшее знание и искусные средства, переплетающиеся во всех наших переживаниях. На уровне тонкого тела у всех людей имеются каналы и ветра, мужской и женский, которые перемежаются, но при медитации могут объединиться в центральном недуальном канале. Наши физические тела обладают как маскулинными энергиями так и феминными; в зависимости от нашей кармы и унаследованного физического тела мы обладаем различными способностями излучать энергию маскулинную или феминную. Физическое тело всегда выражает свойства присутствующие в тонких уме и теле. Эти три компонента взаимосвязаны.

На кажущемся уровне и уровне манифестации женщины и мужчины различны и взаимодополняемы в своих физических формах и психологических проявлениях. С точки зрения буддизма ваджраяны как феминные свойства, так и маскулинные являются исконно позитивными, пробуждающими и полезными, но в силу неведения и привычных паттернов могут выражаться в болезненных формах. Мотивированные мощным эгоизмом, отношения между женщинами и мужчинами могут вызвать драматические проявления эмотивности, концептуализации и фантазии, ведущие к страданию и отчуждению. Но независимо от формы манифестации – пробужденной или болезненной - свойства феминной и маскулинной энергий сохраняют свои характеристики. Феминная манифестация ассоциируется с энергетическим теплом и интенсивностью, а маскулинная – со стабильностью и укорененностью.

Высшее знание (праджня, шераб), в той форме какой оно выражается в жизни женщин, - это тонкая энергия, охватывающая и очень умная, подобие проницательности или чувствительности. В своей сущностной природе - это сознание, но в обыденной жизни она проявляется как чувствительность и может быть очень интенсивной и горячей, и связана с эмотивностью. Эта чувствительность верна больше динамике нежели содержанию. Одна тибетская пословица говорит: «Ум женщины находится в очень остром и пустом углу». Это означает, что женщины обладают особой способностью опознавать и проникать в проблемы не привязываясь к результату.

Тепло и интенсивность энергии женщин могут привести в действие эмоциональные детонанты, способные вызвать мощный хаос. В невыносимых ситуациях это может быть полезным. Например, когда бюрократия становится деспотической или в ход идет жесткая логика и накатанный стиль, интенсивная эмотивность может встряхнуть тяжелую атмосферу. Чувствительность женской интуиции способна видеть несправедливость, эмоциональные тонкости, межличностную динамику и скрытые смыслы; когда в особых ситуациях присутствуют некая неустойчивость и дефекты, острые и проницательные свойства женщин позволяют их обнаружить и привести в равновесие. Эта эмотивность может быть очень теплой, генерирующей сострадание и внимание по отношению к другим.

Однако, когда интенсивной чувствительности дают полную волю, феминный ум может стать корыстным. Когда это происходит феминная мудрость становится дикой и даже опасной, нарушающий свой собственный ум. Женщины имеют способность к чувствительности, которая может стать нестабильной и провокационной. Очарованность свой остротой может превратиться в привычку, то есть, раз обнаружив проблему, феминная энергия может потерять интерес к поискам её решения. Хорошей метафорой, выражающей феминную мудрость, может служить острота ножа, проникающего, но и слишком чувствительного, неустойчивого и даже опасного, если им пользоваться неосторожно. В этом случае важно обладать оппонентной энергией, сильной и ловкой, что сможет контролировать заточенное лезвие и защитить то, что не нужно отсекать.

С другой стороны, когда искусные средства (упайя, тхап) выражаются в мужском аспекте, присутствует сила, надежность и выдержка. В противоположность феминной энергии маскулинная очевидна и имеет тенденцию к материальному миру манифестации и действию. Она также более заземленная, спящая и, когда она неуравновешена, похожа на «упрямое и брюзжащее присутствие». Несмотря на это, тем не менее, она восхваляется, потому как она сильна и преданна.

В своей позитивной манифестации маскулинное толерантно, терпеливо и снисходительно. Фундаментальные маскулинные свойства – это невозмутимость и прямота. Мужчины обладают мудростью знать, что происходит - справедливо или несправедливо, хорошо или плохо, негативно или позитивно – и просто позволить вещам происходить. Маскулинная энергия известна своей верностью, честью и способностью объединяться в группы и достигать общие цели.

С другой стороны, маскулинная энергия может стать слишком снисходительной, и даже ленивой, и имеет тенденцию к неуклюжести и забывчивости. Без стимула феминной мудрости маскулинная энергия может притупиться или зарасти привычной рутиной или бюрократическими решениями. Или, натолкнувшись на дикую и корыстную феминную энергию, маскулинная энергия может стать упрямой, холодной и бесчувственной. Когда она чувствует себя под угрозой, способна быть грубой и авторитарной, контратакуя без пощады. Маскулинной энергии необходима связь с остротой, потому как, несмотря на всю свою силу, она не является ни точной, ни проницательной.

Согласно ваджраяне, любая из этих энергий взятая в отдельности может стать препятствием в духовном развитии. Одна без другой становится тягостной и создает дисгармонию в практикующем. Острота нашего конгломерата ум-тело жаждет большей прочности, а наша глупость желает живости и ясности. Объеденить эти два свойства, уравновесить их – одна из целей практики ваджраяна.

По мере того как тантрика гармонизирует эти полярные энергии в своем опыте, он приходит к открытию, что обе они присутствуют во всем. Например, можно наблюдать взаимодействие между феминной и маскулинной энергиями в медитации в одиночестве. Они переживаются как два основных противоположных ментальных состояний, два основных препятствий, мешающих практике внимания. Большая часть нашей медитации колеблется между возбуждением, с одной стороны, и сонливостью или тупостью, с другой. В определенный момент мы вдруг осознаем себя увлеченными излишним дискурсивным процессом вкупе с интенсивной эмотивностью, что делает невозможным сохранение ментального покоя; десять минут спустя нас охватывает сонливость, состояние отсутствия и отрешенности. Практика – это работа в медитации с этими двумя препятствиями, постижение того, что происходят они из одного и того же корня.

Однако, когда высшее видение и искусные средства признают свою взаимосвязь, происходит синхронизация этих энергий и возрождение нашего человеческого опыта. Без сотрудничества и взаимодействия этих двух энергий не было бы возможности воспринимать непосредственно мир. Например, в процессе зрительной перцепции видеть красный цвет соответствует маскулинному аспекту, а вот различать живой тон красного, его вибрирующую силу по сравнению с другими цветами или оттенками красного, требует феминного свойства. Если мы обладаем чрезмерной маскулинной энергией, мы видим цвет, но не дифференцируем его. Если в нас доминирует феминная энергия, наши сенсорные восприятия будут перескакивать с одной вещи на другую, но не видя при этом их целостности.

Аспирина, спасибо.

Только вот странность какая - почему-то думала, что схватывать общее категория женская, а мужское - это разделение. а тут как бы общее свойство мужского аспекта? потом всегда думала, что женская энергия "усыпляющая", пассивная. Как-то все наоборот? или все что я думала, просто перебор прочитанного ранее? пошла прислушиваться к себе

maitreya 2012-12-09 18:55:03
И.Н. Андреева Гендер. Стратегии контроля эмоций и буддизм
Как всё просто у автора статьи: взял, применил противоядие и дело в шляпе. Интересно автор применяла это к себе? Думаю, что нет. Иначе бы она знала, насколько это сложно, не залечив личные травмы, медитировать о сострадании и терпимости по отношению к другим. 
И еще один важный, на мой взгляд, момент. Почему-то автор статьи, говоря о различных формах выражения эмоций, очень мало уделяет внимания именно ассиметричности этой разницы, низкой статусности всего, что связано с "женскими" формами выражения. Как-то она проходит на цыпочках эту тему. А я считаю, об этом нужно говорить. Это не нужно клеймить, ни винить и обвинять кого-либо, но это необходимо увидеть, признать, осознать и что-то начинать предпринимать, чтобы изменить. 
Удивило, что нет в библиографии книги Джиллиган "Другой голос" (1982). А ведь это она начала (кажется) первой говорить о разнице в воспитании мальчиков и девочек.
       
 
Aspirina 2012-12-09 19:44:32
Как всё просто у автора статьи: взял, применил противоядие и дело в шляпе. Интересно автор применяла это к себе? Думаю, что нет. Иначе бы она знала, насколько это сложно, не залечив личные травмы, медитировать о сострадании и терпимости по отношению к другим. 

 Вы не слишком требовательны к другим? 
maitreya 2012-12-09 19:52:13
Вы не слишком требовательны к другим?

 А по делу что-нибудь сказать можете? По статье или ответить на мои аргументы? Или будем только оценивать друг друга?
Ютта 2012-12-09 14:35:04
Только вот странность какая - почему-то думала, что схватывать общее категория женская, а мужское - это разделение. а тут как бы общее свойство мужского аспекта? потом всегда думала, что женская энергия "усыпляющая", пассивная. Как-то все наоборот? или все что я думала, просто перебор прочитанного ранее? пошла прислушиваться к себе

 Ютта, я уже много лет кручу в голове, да и не только в голове, эту тему. Тут возникает очень много вопросов. Женское/Мужское на каком уровне, в какой культуре, парадигме? эти понятия универсальны? какое отношение имеет к полу? где кончается природа и начинается культура?
Aspirina 2012-12-09 19:55:06
А по делу что-нибудь сказать можете?

 Ваши выводы, простите, высосаны из пальца, Предпосылок для них в статье просто нет.   
Дмитрий, Андреева приходится Вам родственницей? Почему Вы так близко к сердцу воспринимаете мои критические комментарии к тому, что она пишет? и пытаетесь меня обесценить вместо того, чтоб показать где я ошибаюсь и в чем я не права? или просто поговорить.  
Я не нашёл в статье оснований для Ваших критических выводов, Ну нет там того, в чём Вы автора обвиняете. Просто внимательно и спокойно перечитайте статью, чтобы в этом убедиться. 
Почему Вы воспринимаете мои комментарии как обвинение? может в этом вся проблема? может быть это ВЫ что-то невнимательно и неспокойно прочитали? Я смотрю Вам тяжело отставить Ваш тон по отношению ко мне: "Просто внимательно и спокойно перечитайте статью". 
Не понятно, почему я не могу по прочтении статьи направить тему несколько в другое русло, или использовать её как трамплин, и поговорить именно о том, что меня действительно волнует, меня и, думаю, многих женщин и не только женщин и о чем Андреева, похоже, даже не догадывается. Почему бы и нет?  Так поговорим о статье или о том кто и как читает?
 

       
Аспирина, ну откуда Ваши выводы? Что конкретно в обсуждаемой статье даёт основание их сделать? Пожалуйста, ответьте: что конкретно?
Дмитрий, что конкретно Вам не понятно, какой вывод именно, и я постараюсь выразиться по-другому или вставить еще одну цепь в моих заключениях. Только не просто цитируя меня, а Вашими словами, чтоб я видела как Вы меня поняли.
Я Вас вообще не понял. С какой стати автору демонстрировать перед Вами свои успехи в практике Дхармы? И почему я должен сейчас делать (с Вами) то же саое?   
maitreya 2012-12-10 07:03:34
С какой стати автору демонстрировать перед Вами свои успехи в практике Дхармы?

Не знаю про успехи в практике Дхармы. Пока автор демонстрирует лишь полную путаницу понятий и уровней.     
Где именно и в чём автор по-Вашему не прав? Пожалуйста, конкретно поясните.

а по существу?

Ютта 2012-12-10 07:28:35
а по существу?

 по существу чего? это к кому вопрос?
Дмитрий, потрудитесь сами выразить то, что Вам не понятно, а также сформулировать связь между приведенной вами статьей и тем, что я выложила в моем блоге. А лучше возьмите Вашу статью и откройте ВАШ блог и ведите беседу в Вашем русле. Я статью Вашу прочитала и выложила комментарии. Не нравятся мои комментарии? это Ваши проблемы.  
 
к вам обоим, отошли от темы в непонятные дали, в выяснение - права или не права.

Ютта, Вы тоже можете высказать Ваше мнение или понимание по поводу прочитанного.

чтоб высказаться надо хоть что-то понимать, а у меня внутри нераспутанный клубок мыслей. Думала вместе с вами хоть чуть-чуть распутать.

 

 

Ютта, так начинай с самого волнующего. Что именно тебя зацепило и хочется понять? Вместе разберемся.

т.е. фиминное и маскулинное начало сродни влиянию, или точнее - это архетипические энергии, влияющие на человека. Нами движет ведь не один архетип, а некая связка. Мне напомнило то, что писала Сорелла - анима/анимус?

и как можно гармонизировать архетипические энергии?

вот пишется признать и происходит синхронизация - это такой же пассаж, как в статье Андреевой - изменить отношение в когнитивной оценке и деструкции как не бывало?

 

Aspirina 2012-12-10 07:38:33
Не нравятся мои комментарии? это Ваши проблемы.  

 Не нравится необоснованная ничем конкретным критика. Эмоции и больше ничего.   А работа с противоядиями - это постепенный процесс, и у Андреевой нигде не сказано о мгновенном результате. Вот что говорит Его Святейшество Далай Лама 14: 

Восемь противоядий – это средства для отбрасывания пяти ошибок.

Противоядия от лености:

  • Вера: видеть благие качества, которые дает медитативное сосредоточение.
  • Вдохновение: стремиться обрести эти благие качества.
  • Усилие: получать удовольствие от занятий медитативным сосредоточением.
  • Подвластность ума и тела: следствие (усилия).

Противоядие от забывчивости:

  • Внимательность: постоянно сохранять сосредоточенность на объекте.

Противоядие от сонливости и возбужденности:

  • Бдительность: сразу замечать, что сонливость или возбужденность возникли или возникают.

Противоядие от неприменения:

  • Применение: использовать противоядие от сонливости или возбужденности. Противоядие от чрезмерного применения:
  • Воздержание от применения: ослабить свое усилие.

При употреблении восьми противоядий пять ошибок постепенно уничтожаются, и человек проходит девять состояний сосредоточенности:

  1. Установление сознания: собрать сознание и направить его на внутренний объект [например, на визуализированный облик Будды].
  2. Продолженное установление: продлить сосредоточенность на объекте дольше, чем в предыдущем состоянии.
  3. Восстановление: немедленно распознавать отвлечение и возвращаться к объекту.
  4. Усиленное установление: собрать сознание для перехода от сосредоточенности на главных [аспектах объекта медитации] ко все более и более устойчивому установлению его на второстепенных [чертах объекта].
  5. Дисциплинирование: сознавать благие качества, которые дает медитативное сосредоточение, и черпать в них радость.
  6. Умиротворение: пресечение неприязни к медитативному сосредоточению.
  7. Полное умиротворение: посредством усилия уничтожаются даже легкая сонливость и возбужденность, как только они появляются.
  8. Неотлучность: медитативное сосредоточение постоянно так, что уже ничто неблагоприятное не может прервать этот процесс.
  9. Естественность: фиксация на объекте происходит сама собой, без усилий. 

 

о противоядиях ассоциации: "Если церковь утверждает, что черное - это белое, то надо согласиться с церковью",-Игнацио Лойола,-------------------и "сколько не говори халва,во рту слаще не станет"...что-то схожее с психологией позитивизма...
maitreya 2012-12-10 11:17:19
Не нравится необоснованная ничем конкретным критика. Эмоции и больше ничего.

 А по-моему эмоции, то бишь обида за коллегу, ну и за себя, за свою непонятливость у кого-то другого.
 Необоснованной Вам показалась критика потому, что ни автор, ни Вы не в курсе ни гендерных исследований, ни так называемого духовного bypass-а. Поэтому мои короткие замечания отозвались в Вас лишь моей чрезмерной требовательностью к другим. Интересно кому адресована эта статья: тем, кто в теме гендерных исследований или тем, кто в теме буддизма? Кому бы там не было, она вносит страшную путаницу. А уж тем кто в обоих темах, она просто скучна. Так что разбирайтесь сами
http://www.owl.ru/gender/010.htm 
http://integraltranslations.wordpress.com/2011/11/29/john-welwood-spiritual-bypassing/
maitreya 2012-12-10 11:17:19
А работа с противоядиями - это постепенный процесс, и у Андреевой нигде не сказано о мгновенном результате.

 Она может всю жизнь играть в интеллектуальные игры с эмоциям и результат вряд ли появится.    

"Бабы- дуры,
мир -бардак,
все болейте - за Спартак.)"

Ютта 2012-12-10 11:06:23
т.е. фиминное и маскулинное начало сродни влиянию, или точнее - это архетипические энергии, влияющие на человека.

 Да, это архетипические энергии, но не в юнговском смысле, а в смысле мистическом, трансцендентальном.

"Юнг одолжил термин «архетип» у таких великих мистиков как Платон и Св. Агустин. Но использует он его не в той форме, в какой они это делали, а также остальные великие мистики всего мира. Для мистиков (например, Шанкара, Платон, Св. Агустин, Экхарт, и Гараб Дордже) архетипы – это первые тончайшие формы, появляющиеся, когда мир рождается из духа, лишенного формы, из Духа не проявленного.

Для них архетипы – это модели, на которых строятся все остальные проявленные модели. Термин «архетип» происходит от греческого arche typon, что означает первоначальная модель. В этом смысле архетипы – это тончайшие формы, трансцендентальные формы, первые проявленные формы, будь то проявления физические, биологические, ментальные и т.д и т.д. В большинстве своём эти формы мистицизма, эти архетипы представляют собой радиационные колебания, световые точки, слышимые иллюминации, цветные сияющие формы, радужные лучи, звуки и вибрации, с которых начинает проявляться и конденсироваться, так сказать, материальный мир."

Ютта 2012-12-10 11:06:23
вот пишется признать и происходит синхронизация - это такой же пассаж, как в статье Андреевой - изменить отношение в когнитивной оценке и деструкции как не бывало?

 Ютта, ты имеешь в виду эту фразу: "когда высшее видение и искусные средства признают свою взаимосвязь, происходит синхронизация этих энергий..."? Но речь здесь идет не о когнитивном признании, а об узнавании и доверительной отдаче с полным отказом от контроля, ничего общего с интеллектуальными стратегиями Андреевой.