сказка Аленький цветочек
В отличие от "Финиста".
Алые цветы (тюльпаны, маки) с черной серединкой - типичный бсс образ себя у изнасилованных (морально и/или сексуально) женщин.
Сорелла, а как это отражается в сказке?
типичный бсс образ себя у изнасилованных (морально и/или сексуально) женщин. Неужели, опять клиника?
Так можно договориться до того, что русские женщины (=особенно в нашей стране) с детства воспитаны на примере жизни с алкоголиками. За что уж так-то сразу?
Мне аленький цветочек никогда не представлялся с черной серединой. Скорее, красно-черная гамма напоминает наряд Кармен, её страсть.
Так,девушка отправляется к чудищу не по своей воле,как Марьюшка,а для спасения отцаОбе идут по своей воле: за любовью. Девушка говорит в сказке:"Для меня достал ты аленький цветочек, и мне надо выручить тебя". Но это скорее формула вежливости и послушания. По логике вещей, она едет к тому, кому принадлежит её любимый цветочек. Нужна её плата за цветок. Отцу тут выпала роль психопомпа, по-моему.
"Аленький цветочек", он же "Красавица и чудовище" - широко известный и популярный (особенно в нашей стране) сценарий жизни созависимой женщины с зависимым партнером, чаще всего - алкоголиком.
=====
Красная Пашечка
А.Иванов
В конце лета мать тяжело отоpвала голову от подушки и слабым голосом позвала Пашечку. Уж лет десять пpошло с тех поp, как ушел от нее муж, Пашечкин отец,- кpасавиц, певун, гулена, бабник, любитель выпить и закусить. Мать слегла. Вpачи опpеделили полиомиелит, потеpю памяти, тахикаpдию с пеpемежающейся экстpасистолой, хpонический гастpит, чесотку и энцефалопатический синдpом.
- Сходи к бабушке, дочка, - пpошептала мать, - отнеси ей пиpожков, пусть поpадуется. Hе долго уж ей осталось.
Мать хитpила, она сама чувствовала пpиближение pокового конца и хотела отослать дочь подальше. Бабушка жила одна в глухом лесу, где до ухода на пенсию по инвалидности pаботала убоpщицей в театpе опеpы и балета. Как-то pаз, заменяя внезапно умеpшую балеpину, она упала в оpкестpовую яму, сломала pуки, ноги, шею, позвоночник и выбила зубы. С тех поp уже не вставала.
Раз в год Пашечка носила ей пиpожки с начинкой из пpодукции фиpмы "Гедеон Рихтеp". Бабушка pадовалась, счастливо улыбалась, ничего не видя, и не слыша и только выбивала пяткой мелодию вальса "Амуpские волны". Вот и сейчас Пешечка собpала коpзинку и тяжело опиpаясь на костыли, вышла из дому.
Все называли ее "Кpасной Пашечкой" из-за нездоpового pумянца, котоpый был у нее с детства. Она стpадала pахитом, эпилепсией, слуховыми галлюцинациями и аневpизмой аоpты, и ходила поэтому с тpудом. Hа лесной тpопинке встpетился ей Алексей Сеpгеевич Волк, лучший в лесу хиpуpг, золотые зубы, pезавшие безболезненно и мгновенно. У него было pазмягчение мозга, и он знал это. Жить оставалось считанные минуты. Еле пеpедвигая ноги, Волк подошел к упавшей от изнеможения Кpасной Пашечке. Она слабо улыбнулась.
- К бабушке? - тихо спpосил Волк.
- К ней.
- Поздно, - сказал Волк и, пpислонившись к беpезе, дал дуба.
Пашечка вздохнула и отошла. Последнее, что она видела - это пpобегавший мимо хpомой заяц с явными пpизнаками язвы желудка и циppоза печени. Она пpиказала ему долго жить...
" Три волшебных листочка "---------------Сказка,в которой совмещены мотивы психеи (свечка),финиста(выкуп жениха)и аленького цветочка (дерево с 3 золотыми листами).В ней четче проступает и мотив колдуньи,заколдовавшей принца(в одних сказках-это несостоявшаяся жена отца принца,в других-несостоявшаяся невеста самого принца).То есть и девушка разрешает комплекс Электры-выкупив жениха у второй "мамы-жены"-свекрови и выиграв конфликт,и принц разрешает Эдипов комплекс уйдя от "мамочки".
Так можно договориться до того, что русские женщины (=особенно в нашей стране) с детства воспитаны на примере жизни с алкоголиками.Что есть, то есть. Кстати, не только женщины, не только русские... Пусть бросит в меня камень тот, кто за все свое детство ни разу не видел примера "алкоголика" и не слышал о "жизни с алкоголиком"... Особенно в нашей стране...
Roha 2013-05-31 00:35:23
За что уж так-то сразу? Куда уж там "сразу"... Но обычно человеку хочется сопротивляться даже медицинским фактам. Roha 2013-05-31 00:35:23
красно-черная гамма напоминает наряд Кармен, её страсть.Вот именно. В этом сценарии такие страсти, что Кармен отдыхает. Любовь неотличима от ненависти, жизнь от смерти, а красавица от чудовища...
"Красавица и чудовище" - сюжет, любимый юнгианскими аналитиками, за иллюстрацию представления о выводе Анимуса, мужской части души женщины, из бессознательного в область сознания.
Она рассматривает сказку как то, что происходит во внутреннем мире или разворачивается во внешнем. Хотя что внутри - то и снаружи. Т.е. те сценарии, которые описаны, можно сказать свидетельствуют о неудаче "вывода Анимуса".
Так и в Финисте зашли в некоторый тупик,каждый видит свое.
а мне кажется это нормальным, на то она и сказка, что многоплановая и каждый видит своё отражение
Личным вызовом в рамках сюжета "Красавицы и чудовища" может считаться родственная сказка - "Красная Шапочка". Девочка встречается с чудовищем, но ведет себя с ним "очень правильно", так как советовала мама (воплощая лозунг "Если я буду правильно себя вести, со мной ничего не случится, даже если он - Чудовище"). От прежде рассмотренного сходного сценария, этот отличается кратковременностью и достаточной случайностью встречи. Эта сказка описывает скорее рискованные приключения на грани экстремальной психической (да и физической) битвы.
Автор: Клара, дата: пт, 31/05/2013 - 10:02
По поводу Красной Пашечки
А Ваши комментарии?
Но вообще, теперь я не догоняю, на основании чего делаются такие масштабные выводы... Волк в "Красной Шапочке" обычно как Пожирающая Мать трактуется, вроде... )))
А Ваши комментарии?Да уж, не все хотят , чтобы увидели их отражение
Но все-таки я за индивидуальное представление об аленьком цветочке: нигде у автора нет намека на черную середину. Розы иди Ванька мокрый (=деревенский бальзамин) - эти без черного. Видимо, об этом Эстес в "Бегущая с волками" пишет: изнасилованная женщина хотела, чтобы между ног у неё были бы ножи или железные челюсти как защита.
Я выложила этот вариант, потому что он у меня неожиданно проассоциировался с Олегом и рискованными спортивными занятиями в ответ на его пост... и ещё потому, что это распространённый паттерн: если все делать правильно, то всё будет хорошо...
Опять же в сказке Красная шапочка, есть два женских персонажа помимо красной шапочки: мать и бабушка и если волк - пожирающая мать...? если можно можете обрисовать динамику, что происходит с девочкой?
Да уж, не все хотят , чтобы увидели их отражение
ну отражение и так видно
Но если рискуешь и выкладываешь материал, то приходится быть готовой кроме восторгов получить пилюлю .
Принцип, в общем то вырисовывается. Берешь более менее подходящую
сказку и начинаешь рассказывать о проблеме, которая тебя волнует.
Попробую. В аленьком цветочке у женщины- комплекс Электры, поэтому выйдя
замуж, испытывает трудности в сексуальной жизни с мужчиной. На него
проецируется имаго отца, поэтому он "чудище". Таким его делает ужас перед
инцестом. Одновременно, по той же причине, ( проекция анимуса) девушка
в "плену" у чудища. Чтобы расколдовать принца-анимуса, нужно поцеловать
чудище. Что это значит- я не знаю.
Остров- видимо образ того, что женщина вместе с чудищем-принцем
являются содержанием психики одного человека, самости.
"обычно", это ваше мнение или чьё-то ?
Когда я писала, была уверена, что где-то встречала такую интерпретацию... Но вот сейчас попробовала пошерстить в сети и не нашла, а бумажную литературу пока не хочется лопатить... Так что будем считать, что это мое мнение ))
А насчет волка - "Многие богини-матери и ведьмы имели железные волчьи головы, что иногда является символом пожирающей матери."("Вечный юноша", фон Франц)...
В общем, на мой взгляд, эта сказка рассказывает о замаскированном принесении внутреннего ребенка (в значении "индивидуальность") в жертву коллективности...
"Словарь аналитической психологии":
"Индивидуация отделяет человека от личностного подчинения и, следовательно, от коллективности. Это и составляет ту самую вину, которую индивидуант оставляет за собой перед миром, вину, которую он должен постараться искупить. Он должен предложить какой-то выкуп вместо себя, т.е. должен принести некие ценности, которые окажутся равной заменой за его отсутствие в коллективной личностной сфере."
Хотя совсем не обязательно замахиваться так далеко )) Я думаю,это распространенный паттерн детско-родительских отношений... И личных тоже... Когда человек ценен не сам по себе, а в том случае, если соответствует каким-то грандиозным коллективным требованиям, которые по определению удовлетворить невозможно... Как вечно жадную волчью пасть, но выглядят они как бабушка-"божий одуванчик".
Ух, увлеклась на свою голову... Например так: идея (ребенок), появившаяся на личном уровне (мама) должна пройти проверку на коллективном (бабушка), рискуя затеряться и быть проглоченной... Логос (дровосек) помогает ее дифференциации и выделению из коллективного...
разве нет?
логично
она отца просит об этом. чтоб отделиться
и правильно что отцовское погибает как бы - ведь появляется другой фаллос
во мне это вызвало эмоции веселья и разрешение удачное ситуации
конечно отец должен принести дочери аленький цветочек - возможность выйти за другого самца. психологическую какую-то
но вот как быть с обрядом дефлорации родителем в некоторых древних племенах
что скажут аналитики? если это имеет место храниться в нашей бсс памяти
то как бсс тогда соединяет все эти вопросы. реалии социума. память и возможное будущее (т.е планирование действий мозгом - сознательным началом)
/3448 Галина Бедненко об этой же сказке: По поводу созависимого сценария - например, раздел "уроборос" в статье топикстартера.
И еще: "Созависимость - зеркальное отражение зависимости: созависимый человек полностью поглощен непреодолимым желанием контролировать жизнь другого, но при этом не контролирует свои чувства, мысли и желания,совершенно не заботится об удовлетворении собственных потребностей и также отрицает свою зависимость.
Часто созависимый человек ощущает себя жертвой, принесшей свою жизнь на алтарь служения своему партнеру. Его греет мысль, что в его действиях есть нечто героическое, что-то от подвига жен декабристов. Он ощущает себя подобно Атланту: ему кажется, что если бы не его титанические усилия, мир бы вокруг рухнул, а его беспомощный партнер совсем бы пропал."
Зависимый – это тот самый человек-проблема, ходячее несчастье; индивид, который, вместо того, чтобы жизнь жить, всеми и всяческими способами об нее убивается.
Это папа-алкоголик. Который пьет горькую, потому что вокруг одни негодяи и жизнь не склалась. Ну, или просто пьет. Потому что.
Это бабушка-домашний тиран. Которая мгновенно начинает умирать, стоит кому-нибудь из чад и домочадцев сказать-сделать что-нибудь, что бабушке не нравится.
Это мама-жертва неблагодарного семейства. Которая варит-стирает, пашет с утра до ночи, а ей в ответ на это всю жизнь испортили.
И так далее, и тому подобное.
Все эти люди зависят от чего-нибудь, не шибко с нормальной жизнью совместимого.
Папаша — от водки.
Бабушка — от своего стремления быть пупом семейного мира.
Мама — от идеи о том, что за суп и тряпки можно купить любовь.
Созависимый – тот, чьей основной жизненной функцией является кормить эту проблему. Как правило – собой. Это человек, жизнь и поведение которого полностью находятся в зависимости от другого человека.
Официально созависимость трактуется как «приобретенное и усвоенное дисфункциональное поведение, которое может быть связано с воспитанием в дисфункциональной семье и в дисфункциональном обществе, возникающее вследствие незавершенности решения задач развития в раннем детстве».
Так созависимая семья изо всех сил «тянет» алкоголика, наркомана, игромана… Скандаля, убеждая, таская по врачам, лопатами вкидывая в эту бездонную бочку зависимости время, силы, нервы, деньги…
Под лозунгом «он(а) без нас пропадет!!!». Сопьется; сторчится; вымрет от сердечного приступа, переходящего в разлитие желчи; лишится смысла жизни…
И неважно, что собственная жизнь сузилась уже до размеров даже не тюремной камеры, а стандартной могилки.
Неважно, что каждое утро из зеркала на тебя смотри лицо с выражением «в гроб краше кладут».
Неважно, что после очередной оплаты очередного «зигзага» пропившегося-проигравшегося родственничка в кошельке вновь сиротливо болтаются три рубля.
Неважно, что на работу каждый день — как на каторгу, главное, мама довольна «правильной» ребенкиной профессией.
Неважно, что стотыщпятнадцатые отношения разлетелись в мелкие дребезги из-за того, что бабушке уверена – «он(а) тебе не пара!».
Все это, как вы понимаете, ерунда.
По сравнению с возможностью купить вкусным и питательным для проблемы поведением кусочек паузы и передышки.
По сравнению с идеей о том, что «здесь все от мине зависить» — как будет жить другой человек, будет ли он жить вообще…
Ну, вы помните, да?
На это дело запросто можно потратить всю жизнь и считать себя благородным героем-спасателем, который живота не жалеет ради счастья ближнего своего. А что счастья так и не случается — так то судьба-злодейка виновата. Карма, порча, дурная наследственность осчастливливаемого – выбор вариантов ограничен лишь уровнем знакомства спасателя с набором разных красивых и пушистых словес.
Второй вариант поведения созависимой семьи в такой ситуации – «на самом деле у нас все хорошо!». То есть, вариант, при котором наличие проблемы зависимости (и самое зависимого) отрицается всеми возможными способами: «ничего страшного», «а когда он трезвый – он хороший», «он(а) же не специально это делает, просто нервы», «мне же добра желают», «да у всех так»… В общем — «а кто не пьет, назови?!».
На эти шаманские танцы с бубном вокруг идеи о том, что если правильно делать вид, что чего-то нет, то оно послушается и как-нибудь само собой исчезнет, также можно потратить и лучшие годы своей жизни, и худшие, и все остальные.
У этих двух вариантов созависимого поведения один общий драйв, имя которому – контроль над поведением другого. Того, который зависимый.
И далее: http://zygmantovich.com/?p=967
Хорошо конечно..
это однозначно символ гениталийЧасто - это символ Самости, который отражает целостность в многообразии. Как любовь - это и чувство, и секс, и нежность, и открытость - можно продолжать и продолжать...