Принцесса Тройоль
французская народнаяСпасибо, Марфа.
Это сказка о 2 инициациях: Фанша и принцессы Тройли. Он проходит смерть и рождение, табу на еду и сон и т.п. При этом он должен освободить заколдованную принцессу, от него требуется подвиг героя.
Интересны волшебные предметы: платок/покров здесь - защита, отделяет нарушение табу и дает ещё одну попытку, при этом теряет энергию защиты, платок из белого делается черным. Без них принцесса не может завершить свою инициацию/свадьбу, поэтому и просит вернуть платки за любую плату. Прежде она должна "сама прийти" к тому, кто выбрал её.
В русских сказках попроще: платок бросают за спину, чтобы появилась вода и помешала погоне.
Вот на чем хотелось бы сделать акцент : После "мачехи" нужна тройная трансформации, сначала в лепешку, потом на части, а после вообще практически, жизнь с чистого лица.... Включая, наверное, и телесные реакции. Об этом говорилось в обсуждении про Финиста - какой нужен внутренний труд, зов и пр. Чтобы перенаправить негативный комплекс.
И потом, только после смерти и воскресения 3-х кратного, появляется? , трансформируется, освобождается образ Анимы.... Анимы позитивной? Возможно, содержание Анимы зависит от внутренних изменений и пере рождений. А до этого была коза... И как это проявлялось ?
По поводу дьявольских животных, последние пару лет мечтаю иметь козу. :) не корову, не овцу, а козу. Как-то она положительна для меня.... Возможно, потому что в мечтах она в совокупности с холмами и долинами Тосканы??
Затем, эпизод со старушкой и сливами, ягодами, апельсинами ... Что это? Что вступает в силу? Что мешает союзу ? Какой паттерн? У меня нет догадок, хотелось бы услышать, кто что думает.
Также эпизод с ветрами: но тут уже герой обладает достаточной силой и навыком, чтобы обуздать стихию и следовать за ней себе на пользу.
И очень интересным кажется " хозяин замка" - кто это? Что это? Он потом исчезает как и не было его( похоже на дьявола) , но он не несет какого - нибудь отрицательного заряда, во всяком случае, в тексте.
Анима мальчика заколдована, т.к. родители умерли, а с мачехой хуже чем одному. Чтобы Анима превратилась в девушку (пока она коза, то упрямая, бодливая, непослушная, неуправляемая) нужно во-первых прислушаться к тому, что говорит коза и довериться ей,чтобы выдержать все три испытания. Дальше Фанш трижды подвергается серьёзным испытаниям неизвестностью и преодолением страха перед неизвестностью=смертью, его пинают, его разрывают на части-всё это происходит ночью, т.е. на него воздействуют собственные бессознательные силы и каждый раз благодаря Аниме возвращается к жизни, при этом душа всё более приобретает человеческий облик.
После освобождения Анимы из животного состояния снова Фанш подвергается испытаниям: умению воздерживаться и не соблазняться до поры до времени. Почему до полудня? Пришла мысль, что в древности возможно самая работа была с утра до полудня по части сельхоз работ, а в полдень – передышка и перекусить можно. Т.е. что-то об умении управлять собой, телесными желаниями, т.е. своим бессознательным. Если он этого не исполняет, соблазняется, то лишается сознания (засыпает) и забывает о своей душе-Аниме. Старушонка с корзинкой почему-то мне напоминает о мачехе, о зле заключённом в феминности.
На этот момент у него уже есть слуга, т.е. внутренний помощник. Когда Фанш отправляется на поиски принцессы, то снова встречает бабушку, которая в этот раз помогает ему (амбивалентность материнского архетипа?), когда он делится с ней хлебом(своими потребностыми?). И даёт ему два подарка (скатерть самобранку – ешь сколько хочешь и волшебную палочку. Затем он снова взаимодействует с феминной мудростью (просится к старухе на ночлег и обещает ей помочь по хозяйству). Её сыновья- ветры -это стихия неподвластная человеку и может быть гибельной для него. Ветер символизирует движение духа? Может быть одержимость стоит за этим, которая губит человека? И это выражается в их прожорливости и ненасытности. Фаншу удаётся с ними подружиться.
Явление природы, которое в народных представлениях персонифицируется или наделяется свойствами демонического существа. Могущество ветра, его разрушительная или благотворная сила вызывают необходимость задабривать ветер: ласково с ним разговаривать, «кормить» и даже приносить ему жертву. Характерно и деление ветров на «добрые» (например, такие, как «святой воздух» — благоприятный, попутный ветер) и на «злые», наиболее ярким воплощением которых является вихрь.
По поверьям, ветер обитает в местах далеких, таинственных и недостижимых. Это и глухой лес, и необитаемый остров в океане, чужие края по другую сторону моря, крутая, высокая гора и т. п. В соответствии с индоевропейскими воззрениями на ветер как «дыхание Земли», местами его пребывания считались также пропасти, ямы, пещеры. По представлениям южных славян, их стерегут летучие змеи, одноглазая ведьма или слепой старец, безуспешно пытающиеся закрыть дыру, из которой выходит ветер.Представление о ветре как об одушевленном существе отражалось в приглашении, вызывании ветра, когда он необходим для хозяйственных и иных нужд (при веянии жита, для работы .мельниц и т. д.). Самым распространенным способом вызвать ветер в затишье считался свист, реже—пение. Чтобы обеспечить попутный ветер, у русских моряков, особенно поморов, было принято насвистывать. Женщины поморских селений выходили вечером к морю «молить ветер, чтобы не серчал», помогал их близким, находящимся в море. Встав лицом к востоку, они напевным голосом обращались к желаемому восточному ветру с просьбой «потянуть» и обещали ему «наварить каши и напечь блинов». В Рязанской губернии с целью вызвать ветер при веянии жита старухи изо всех сил дули в ту сторону, откуда его ждали, и махали руками, показывая ему нужное направление.
Дар или жертва ветру встречается у всех славян. Ветер «кормили» хлебом, мукой, крупой, мясом, остатками праздничных блюд; словенцы бросали навстречу ветру пепел от костей животного, потроха. Чтобы успокоить сильный ветер, в Хорватии и Боснии сжигали части одежды, старую обувь. В восточной Польше, приглашая ветер во время жары, ему обещали отдать девочку, называя ее по имени: «Подуй, ветерок, подуй, дадим тебе Анусю», и т. п.------------------------------То есть мотив с кормлением ветров-это отголосок человеческих и животных жертвоприношений богам ветра.Кроме того от ветра сильно зависел урожай,отсюда и миф о "прожорливости"ветра или наоборот в некоторых сказках ветер дарит скатерть самобранку и волшебных животных (амбивалентность образа).
Следует начать с того, что пост сам по себе не только не является изобретением христианства, но, более того, характерен для подавляющего большинства религий мира: и примитивных и развитых, давно канувших в лету и существующих в наши дни. Разные религиозные культуры, зачастую совершенно не связанные между собой, обосновывали пост в качестве особой духовной практики. Постились и многочисленные народы Юго-Восточной Азии, в частности, малайцы, желавшие застраховать себя от ран. И чернокожие жители африканского континента, зулусы, которые полагали, что без поста невозможна связь с духами; они даже сложили соответствующую поговорку: «Постоянно сытый не может видеть тайных вещей». И создатели крупнейшего государства, могучей империи доколумбовой Южной Америки – инки, причем пост у них являлся обязательным требованием подготовки к большинству празднеств и церемоний, а наиболее религиозные индейцы постились в течение года. Постятся ныне и последователи зародившегося в песках Аравийского полуострова ислама, для которых пост – один из пяти столпов веры, обязанность всякого, называющего себя правоверным. И индусы, любящие в постные дни вспоминать предание о том, как одному постившемуся царю было дано созерцать бога Шиву.
Во всех религиях, где существует постническая практика, пост несет особый духовный и нравственный смысл, а его главнейшее значение основано на представлениях об очищении существа человека, его души; пост является верным средством для преодоления человеком своей ограниченности, торжества духа над чувственным и, как следствие, подъема на новый духовный, а в некоторых религиях и физический уровень. Согласно распространенной точке зрения религиоведов, корни поста уходят в первобытную эпоху и непосредственно связаны с религиозно-магическими запретами, табу. Очевидно, что на самых ранних этапах своего развития представления, связанные с постом, так или иначе зависели от конкретных условий жизни человека, но повсеместно и довольно быстро вытеснялись исключительно религиозной составляющей: это хорошо прослеживается на примере современных народов, живущих при общинном строе и придерживающихся примитивных религиозных воззрений. Итак, пост сам по себе не есть исключительно христианское учреждение, более того, его можно рассматривать как определенный общечеловеческий религиозный архетип.
Так вот, все правильно , по духовным законам, воздерживаться, поститься, обязательно для связи с Богом и со своей душой. С другой стороны, показано, как мало от человека зависит, может не удержаться, но потом опять появится возможность все поправить.
РУАХ – (евр. ветер или дыхание).
1. Душа, то есть разум и чувство. Руах относится к
2. Дыхание; дух Господа, пронизывающий творение.
И там ( в монашестве) черти искушают потом, всю оставшуюся жизнь, после посвящения.
И чернокожие жители африканского континента, зулусы, которые полагали, что без поста невозможна связь с духами; они даже сложили соответствующую поговорку: «Постоянно сытый не может видеть тайных вещей»
Сильно сказано! И думаю это справедливо...
слышала о таком поверье, что дарение платка к разлуке. Фанш получил три
платка: белый, серый и чёрный – по степени ухудшения ситуации. Интересно зачем
принцесса захотела вернуть себе платки? Может быть она проверяла Фанша, помнит
ли он её и готов ли он расстаться с её подарками, как дорого он её ценит. А
поскольку ответ был «никаких денег не хватит», то свадьба с другим была отложена. Метафора со
шкатулкой и золотым ключиком, намекает на соединение женского и мужского.
Да, про платки, почему не черный , красный, белый? По цвету, все, как вести из другого мира - черный, совсем далеко улетела душа, в иллюзиях жить.
А ключи, у меня очень часто во сне. То ключи с замком, то открываю дверь (а там , то что мне не нужно) , то закрываю, или сумку украли, а ключи вернули.
Одежда дам, надеваемая для турниров, отличалась некоторыми элементами от обычной парадной одежды. Йозеф Хейзинга говорит следующее:
В ношении платка или предмета одежды возлюбленной дамы, ещё сохранявших аромат ее волос или тела, эротический элемент рыцарского турнира выявляется столь непосредственно, как только возможно. Возбужденные поединком, дамы дарят рыцарям одну вещь за другой: по окончании турнира они без рукавов и босы
Обычно дама дарила рыцарю, к которому она проявляла свою благосклонность, какой-то элемент своей одежды - перчатку, платок, иногда отрывала рукав платья (вернее не рукав, а ленту - tippet - которой украшались рукава верхних платьев XIII-XIV столетий. Для такой цели лента не пришивалась намертво, а лишь прихватывалась нитками, чтобы её можно было легко оторвать). Деталь одежды рыцарь прикреплял к своему шлему или доспеху как знак благосклонности избранной им дамы сердца.--------------------------из вики(про платок).Есть похожая румынская сказка
То есть мотив платка-это мотив обещанного сердца,обручения
да, наверное. это как-то ближе к сюжету.
Из Италии носовой платок попал в другие европейские страны - Францию, Германию, Испанию.В средневековой Европе носовой платок был символом романтической любви. Дамы прикрепляли его на копье своего рыцаря. Платок напоминал избраннику о цели его участия в рыцарском турнире - победе в честь дамы сердца.В придворном обществе Франции сначала носовые платки использовались только в качестве украшения.Форма у них была преимущественно круглая или овальная, платки украшались пуговицами и кружевами и были так надушены, что запах, как говорили, распространялся на целый квартал. Держали платки кавалеры, сопровождавшие знатных дам.Только в начале XVIII века носовой платок в Европе перестает быть украшением и им начинают пользоваться по прямому назначению, правда, поначалу лишь среди аристократии.С конца XVIII века платки были большими и маленькими, плотными и тонкими, белыми и цветными, но теперь уже не овальными или круглыми, а только квадратными.
Дело в том, что парижские ткачи направили королю Людовику XVI жалобу на то, что для выкраивания круглых и овальных платков уходит слишком много ткани, и 23 сентября 1784 года король издал указ, по которому длина платка должна была равняться его ширине.