Принцесса Тройоль

| |
Принцесса Тройоль Это было в те года, Когда у кур росли рога Жил-был некогда благородный юноша; родители его умерли, и он остался на попечении мачехи. Как это обычно бывает, она не любила пасынка, и мальчику приходилось трудно. Когда ему минуло пятнадцать лет, он ушел от нее и отправился искать счастья. Звали его Фанш. «Будь что будет, — думал он, — хуже, чем у мачехи, нигде не может быть». И пошел он, как говорится, куда глаза глядят. Он шел все прямо и прямо, останавливался у крестьян, когда его застигала ночь, иногда даже спал под открытым небом. Но о доме своей мачехи он совсем не жалел. Однажды на закате солнца он увидел перед собой прекрасный замок. Ворота во двор были открыты, и он вошел. Там не было ни души. Он увидел еще одну открытую дверь, вошел и очутился в кухне. Опять ни души. Но спустя минуту в кухню заглянула коза. Она сделала Фаншу знак следовать за нею. Он послушался, и она привела его в прекрасный сад. Там коза сказала Фаншу. — Если хотите остаться здесь, у вас будет все, чего вы пожелаете, но вам придется провести три ночи в комнате, которую я вам укажу. — Что за странный замок, где козы разговаривают как люди! — удивился юноша. — Я не всегда была такой, какой вы меня сейчас видите, — ответила коза. — Меня держат здесь злые чары. Все мои родные тоже околдованы, но иначе, чем я. Если вы будете точно исполнять все, что я вам скажу, вы нас всех освободите и не раскаетесь в этом. — Скажите, что нужно сделать, чтобы освободить вас, и, если смогу, я это сделаю. — Вам придется провести в одной из комнат три ночи подряд и при этом не промолвить ни единого слова, не проронить ни единой жалобы, что бы вам ни пришлось увидеть или услышать и что бы с вами ни делали. — Хорошо, попытаюсь. Когда настал вечер, Фаншу подали ужин в богато убранной комнате. Но, к великому своему удивлению, он видел только две руки, которые ставили блюда, а самого человека не было видно. Когда Фанш вволю поел и попил, одна из рук взяла подсвечник с зажженной свечой и поманила его за собой. Он пошел за рукой, а она светила ему и привела в комнату, где стояла кровать. Рука поставила свечу на стол‘и тут же исчезла. Фанш был не из трусливых, но все это показалось ему очень странным. Он лег и сразу уснул. Около полуночи его разбудил сильный шум в комнате. — Давайте играть в шары, — говорили чьи-то голоса. — Нет, лучше придумаем новую игру, — отвечали им другие. Фанш смотрел во все глаза, но никого не видел. — Знаете что, — сказал один голос, — займемся сперва тем, кто лежит в постели. — А разве там кто-нибудь есть? — Ну да, смотрите. Они вытащили бедного Фанша из постели и стали перебрасываться им, точно мячом. Но как они ни старались, Фанш не произносил ни слова и все время притворялся спящим. — Что ж, он так и не проснется? — спросил кто-то. — Погоди немного, — ответил другой, — уж я его разбужу И он с такой силой швырнул Фанша об стену, что тот расплющился, как печеное яблоко. Потом невидимки громко засмеялись и ушли. Сейчас же в комнату вошла коза, которую Фанш уже видел в замке Но на этот раз у нее была голова прекрасной девушки. — Бедняжка, — сказала она, — как они тебя мучили! Она стала натирать Фанша какой-то мазью, и жизнь постепенно возвратилась в его тело, пока он не ожил совсем и не почувствовал себя таким здоровым, как никогда. — На этот раз все обошлось хорошо, — сказала девушка-коза, — но следующей ночью испытание будет еще более тяжким. Что бы с вами ни случилось, по-прежнему храните полное молчание, и вы будете вознаграждены. — Я сделаю все, что смогу, — ответил Фанш. Коза ушла. Фанш хорошо позавтракал и пообедал, и по-прежнему ему прислуживали одни руки без тела. Целый день он гулял по замку и саду, никого не встречая, а после ужина та же рука взяла подсвечник и провела его в ту же комнату. На этот раз Фанш спрятался под матрац. «Может быть, они не найдут меня здесь», — думал он. Около полуночи раздался такой же оглушительный шум, как и накануне. — Здесь пахнет человеком, — сказал чей-то голос. — Но откуда же? — ответил другой. — Ты сам видишь, что на кровати никого нет. Играй и перестань болтать о человеке! И они начали играть в карты. Внезапно первый голос опять закричал: — Говорю вам, братцы, здесь пахнет человеком! Он поднял матрац и нашел Фанша. — Что я вам говорил? Ты, значит, еще жив, червяк! Погоди, мы с тобой разделаемся. И они разорвали его на куски; потом с громким смехом ушли. Сейчас же в комнату снова вошла коза, но на этот раз она была девушкой по пояс. — Бедняжка, — сказала она, — в каком виде я нахожу тебя! Она приложила куски один к другому и стала натирать их мазью. Понемногу куски срослись, тело приняло прежний вид, и скоро Фанш снова стал живым и здоровым. — Третья ночь будет самой ужасной, — сказала тогда девушка-коза. — Но вооружитесь терпением, и, если вы проведете ее так же мужественно, как первые две, ваши мучения окончатся, а с ними окончатся и мучения всех, кто еще томится здесь. — Не думаю, чтобы со мной могло случиться что-нибудь хуже смерти, а я уже два раза умирал, — ответил Фанш. И вот на третью ночь он после ужина снова пошел в ту же комнату, но на этот раз спрятался под кровать. Около полуночи пришли невидимки и начали играть в карты. — Здесь опять пахнет человеком! — вдруг сказал чей-то голос. — Неужели этот червяк все еще жив? Они разрыли постель, но никого не нашли; тогда они заглянули под кровать. — Вот он, вот он! И они за ноги вытащили его из-под кровати. Потом стали совещаться: — На этот раз с ним нужно покончить. Что нам с ним сделать? — Давайте изжарим его и съедим. — Давайте, давайте! — закричали все разом. Они развели большой огонь в камине, догола раздели бедного Фанша, подвесили его над огнем, а когда он хорошенько поджарился, сели и съели его. Окончив пир, они ушли, и тотчас же в комнату вошла красавица принцесса в богатом наряде. Козы на этот раз уже и в помине не было. — Увы, — сказала она, — боюсь, что они не оставили от него ни кусочка. И она стала искать повсюду, и на столе, и на полу. Наконец, после долгих поисков, ей удалось найти кусочек черепа. — Слава богу, — воскликнула она, — не все еще потеряно! Она принялась натирать кусочек черепа своей мазью. Она терла и терла, и кусочек становился все больше и больше, покрывался мясом, потом на своих местах выросли руки и ноги, и, наконец, появилось все тело, такое живое и здоровое, как никогда. — Как я рада! — воскликнула принцесса. — Теперь у великанов-невидимок больше нет власти ни надо мной, ни над моими родными, и все, что здесь есть, принадлежит вам, Фанш, даже я сама. Сразу же отовсюду стали собираться люди всех званий и отличий — принцы, принцессы, герцоги, бароны, простолюдины, все, кого злые чары держали в этом замке. Они выходили из всех углов и благодарили своего освободителя, а потом разъезжались кто куда, каждый к себе на родину. — Теперь пора и нам, — сказал Фанш принцессе, — поедем к вашему отцу. — Нет, — ответила она, — нам еще нужно прожить здесь три дня; каждое утро вам придется голодать: есть и пить вам можно будет только после полудня. Если до этого часа вы что-нибудь съедите или выпьете, вы тотчас же уснете и больше не увидите меня. Каждый полдень я буду приходить к вам, и тогда вы сможете поесть и попить. Ждите меня в лесу, на камне у источника, и как только пробьет полдень, я буду тут как тут. Но помните, что до этого часа вам нельзя ни есть, ни пить. Сказав это, она исчезла. На следующий день, задолго до полудня, Фанш со своим слугой уже ждали принцессу на камне у источника. Фанш еще ничего не ел и не пил и страшно проголодался. Пока он сидел и ждал, к нему подошла маленькая старушонка с корзинкой слив в руках. — Добрый день, юный рыцарь, — сказала она Фаншу. — Добрый день и вам, бабушка. — Возьмите у меня слив. — Спасибо, я не люблю их. — Отведайте хотя бы одну, она вам ничего не будет стоить; посмотрите, какая она хорошая. Фанш взял сливу. Но едва он надкусил ее, как сразу же уснул. В эту минуту пробило полдень, и появилась принцесса. — Увы, он спит, — сказала она, увидев Фанша. — Да, — ответил слуга. — Какая-то старушка дала моему господину сливу, и не успел он поднести ее ко рту, как уснул. — Что ж... отдайте ему этот платок, когда он проснется, чтобы он не забывал меня. Она отдала слуге белый платок и улетела. В тот же миг проснулся Фанш и мельком успел увидеть ее. Она была вся белая, словно ангел. «Я уснул, — подумал он. — Завтра буду осмотрительней». На следующий день, когда он снова сидел со своим слугой на камне у источника, к нему подошла та же старушонка с корзиной винных ягод в руках. — Возьмите у меня винную ягоду, прекрасный рыцарь, смотрите, какие они хорошие. Фанш и на этот раз взял у старухи винную ягоду. Он съел ее и сразу же уснул. Как только пробило полдень, у источника появилась принцесса. — Увы, он опять спит, — печально сказала она. — Да, — ответил слуга, — снова пришла старушка, дала моему господину винную ягоду, и только он съел ее, как сразу же уснул. — Отдайте ему этот серый платок, когда он проснется, чтобы он не забывал меня. И, застонав, принцесса улетела. В тот же миг проснулся Фанш и успел увидеть летящую к небу принцессу. На этот раз она была уже в сером платье. — Боже мой, — сказал он, — я опять уснул. Что это меня так клонит в сон? — Я думаю, господин, — ответил слуга, — что это от плодов, которые дает вам старуха. — Ну, этого не может быть. Буду завтра осмотрительней и ни за что не усну. Слуга отдал Фаншу второй, серый, платок, как раньше отдал белый. На следующее утро, когда они снова ждали у источника, к ним подошла старушонка, у которой на этот раз в руках была корзина с прекрасными апельсинами. — Возьмите у меня апельсин, прекрасный рыцарь, — сказала она Фаншу. — Смотрите, какие они хорошие. Слуге очень хотелось посоветовать Фаншу отказаться, но он не посмел. Фанш взял апельсин, съел его и вновь уснул. Когда пробило полдень, появилась принцесса. Увидев, что Фанш спит, она горестно воскликнула: — Несчастный, он снова уснул! — Во всем виновата старушка, — ответил ей слуга. — Она опять пришла и дала моему господину апельсин, он взял апельсин, съел и сразу же после этого уснул. — Отдайте ему третий платок, когда он проснется, и скажите, что я простилась с ним навсегда, потому что, увы, больше я его не увижу. И с жалобным стоном принцесса улетела. В тот же миг проснулся Фанш и успел заметить подол ее платья и кончик ноги. Но, к его ужасу, на этот раз принцесса была вся в черном. Черным был и третий платок, который она дала слуге для Фанша. — Увы, я опять уснул! — воскликнул Фанш в отчаянии. — На ваше несчастье, мой бедный господин. Перед тем, как улететь, принцесса дала мне для вас третий платок и велела передать, что она простилась с вами навеки и что больше вы ее не увидите. Велико было горе Фанша, когда услышал это. Он рвал на себе волосы и, рыдая, кричал: — Нет, я увижу ее снова, я день и ночь буду ходить и искать ее, пока не разыщу! И он тут же пустился в дорогу, взяв с собою из еды только один белый хлебец. Когда настал вечер, он сел на траву у края дороги немного отдохнуть и поесть. Как раз в эту минуту мимо проходила какая-то старушка, — Приятного аппетита, сынок, — сказала она Фаншу. — Спасибо, бабушка. Не хотите ли и вы закусить? Я охотно поделюсь с вами. — Благослови тебя господь, сынок. Я живу в этих краях уже много сотен лет, и никогда еще никто не предлагал мне хлеба. Старушка охотно разделила с ним его скромный ужин, потом сказала Фаншу — Чтобы отблагодарить тебя, сынок, я дам тебе скатерть, которая сослужит тебе хорошую службу Когда захочешь есть или пить, расстели ее на земле или на столе, и на ней сразу появится столько еды, сколько ты пожелаешь. Вот тебе еще белая палочка в подарок: стоит ударить ею об землю — и она перенесет тебя за сто лье от места, где ты находишься. — Да благословит вас господь, бабушка, — ответил ей Фанш, принимая из рук старушки скатерть-самобранку и волшебную палочку После этого старушка исчезла А правду ли она мне сказала?» — подумал Фанш Он ударил палочкой об землю и сразу же очутился за сто лье от места, где находился. Перед ним была маленькая лачужка, крытая тростником и папоротником. Невдалеке крестьянин пахал землю, и Фанш предложил ему обменяться с ним одеждой. Крестьянин с радостью согласился, потому что на нем были какие-то лохмотья, а Фанш был одет как принц. Переодевшись, Фанш постучался в дверь лачуги. Ему открыла старуха, у которой изо рта торчали зубы в локоть длиной. — Что тебе нужно, сынок? — спросила она. — Пустите меня на ночлег, бабушка. — Плохое ты место выбрал. У меня три сына, которые терпеть не могут людей, — как только вернутся, они обязательно съедят тебя. — Спрячьте меня куда-нибудь, бабушка. Я помогу вам по хозяйству и постараюсь сговориться с вашими сыновьями. Она спрятала его в старый сундук, который стоял у нее в подвале. Потом старуха начала стряпать обед для своих сыновей. В трех дырявых бочках вместо кастрюль она сварила суп. — Не знаю, что им дать на второе, — сказала она. — У меня есть только три барашка, а этого мало. — Ну, бабушка, об этом не беспокойтесь, — ответил ей Фанш, вылезая из сундука. Он расстелил на столе свою скатерть и сказал: — Скатерть-самобранка, добрая служанка, подай мне трех жареных быков и три бочонка вина. И сейчас же на скатерти появились жареные быки и бочонки с вином. Спустя минуту в трубе что-то загудело, словно ухала сова, которой холодно: у-у-у-у! — Вот идет мой младший сын, — сказала старуха. — Скорее прячься в сундук. И сразу же по трубе спустился младший сын старухи и закричал: — Я очень голоден, мать, я очень голоден! — Хорошо, садись поближе к очагу, дожидайся братьев и не шуми так. Он уселся на табуретке возле очага, но тотчас же закричал: — Здесь пахнет человеком, мать, я хочу его съесть! — Что ж, ты, может, съешь своего двоюродного брата, который пришел навестить меня и принес каждому из вас по жареному быку? Не видишь ты жаркого, что ли? Затем старуха велела Фаншу вылезти из сундука, и он очень скоро подружился со своим двоюродным братом. Спустя немного времени в трубе опять что-то загудело и завыло. Второй сын старухи, второй ветер, спустился по трубе и, увидя Фанша, закричал: — Человек! Я его сейчас съем! — Хотела бы я посмотреть, как ты его съешь! — сказала старуха. — Он твой двоюродный брат, пришел навестить меня и принес каждому из вас по жареному быку. Садись к очагу да веди себя хорошо, не то берегись моей палки. Ветер сел на табуретку у очага, напротив брата, и больше не сказал ни слова. Через минуту снова послышался оглушительный шум. Вокруг лачуги трещали и разлетались в щепки деревья. Фаншу стало страшно. — Вот и мой старший сын идет, — сказала старуха. Третий ветер спустился по трубе и разметал весь огонь в очаге. Он кричал: — Я голоден, мать, я очень голоден! — Успокойся, замолчи — ужин готов. Тут он заметил Фанша, крикнул: «Человек!» — и хотел было уже броситься на него и проглотить, но старуха схватила молоденький ствол вяза, который она заранее принесла из сада, и начала изо всех сил колотить сына. — Ты что же, хочешь съесть своего двоюродного брата, сына моей сестры, милого мальчика, который пришел навестить меня и принес каждому из вас по быку и по бочонку вина? И ты думаешь, что я тебе это позволю? Она, не жалея, лупила его, а ветер кричал: — Потише, потише, мать, не бейте так сильно, я не трону нашего двоюродного брата, раз он принес каждому из нас по быку и бочонку вина. Тогда старуха перестала его колотить, и все сели за стол. Но они были так прожорливы, особенно старший ветер, что Фаншу пришлось три раза звать на помощь свою скатерть. Наконец, когда ветры насытились,— а случилось это не скоро, — они все сели возле очага и повели разговор как старые друзья. — Куда ты направляешься, братец? — спросил у Фанша младший ветер. — Я ищу принцессу Тройоль. Не знаешь ли ты, где она живет? — Нет, не знаю, я даже никогда не слышал о ней. — А ты, братец? — спросил Фанш у среднего ветра. — Я о ней слышал, но не знаю, где она живет. А ты, старший братец? — спросил Фанш у старшего ветра. — Я знаю, потому что я только сейчас оттуда вернулся и завтра полечу туда снова. — Возьми меня с собою. — Возьму, если только ты сможешь угнаться за мной. Ну а теперь пора спать, завтра нам предстоит долгий путь. На следующее утро ветры умчались кто куда. — Следуй за мной, если можешь, — сказал старший ветер Фаншу. И он полетел. У-у-у-у! Фью-фьють! А Фанш за ним вдогонку. И ну ударять об землю белой палочкой, которая при каждом ударе переносила его на сто лье. Когда старший ветер оглянулся, чтобы посмотреть, где остался Фанш, он, к своему великому удивлению, увидел, что тот следует за ним по пятам. Они долетели до берега моря. — Я не смогу лететь дальше, если ты не посадишь меня к себе на спину, — сказал тогда Фанш старшему ветру. — Я охотно возьму тебя на спину, если ты станешь кормить меня всякий раз, как я проголодаюсь. — Ладно, будешь есть до отвала. Фанш сел на спину старшему ветру, и они полетели. Каждую минуту ветер просил есть. Но у Фанша была скатерть-самобранка, и он не скупился на угощение. Они летели, летели, у-у-у-у, фью-фьють! Наконец показался замок принцессы Тройоль. Ветер опустил Фанша во дворе. Фанш достал три платка принцессы, белый, серый и черный, привязал их к своей палке, а потом вбил ее на самой середине двора. Вскоре мимо Фанша прошла принцесса под руку с владельцем замка. Они шли в церковь венчаться. Принцесса увидела Фанша, узнала платки и сказала своей служанке: — Пойдите и спросите того человека, сколько он хочет за один платок. Служанка тут же подошла к Фаншу. — Моя госпожа спрашивает, сколько вы хотите за один платок. — Скажите вашей госпоже, что у нее не хватит денег, чтобы купить этот платок. Служанка вернулась к своей госпоже. — Что он вам сказал? — Он сказал, что у вас не хватит денег, чтобы купить этот платок. Услышав такой ответ, принцесса притворилась, будто у нее болит голова, и свадьбу отложили до следующего Дня. Наутро она отправила служанку к Фаншу узнать, сколько он хочет за два платка. — Скажите вашей госпоже, — снова ответил Фанш, — что у нее не хватит денег даже на один платок. Служанка вернулась с этим ответом к своей госпоже. — Тогда пойдите к нему и скажите, чтобы он пришел поговорить со мной. Служанка пошла к Фаншу и сказала ему: — Моя госпожа просит вас зайти к ней, ей нужно поговорить с вами. — Скажите вашей госпоже, что если ей нужно поговорить со мной, пусть она сама ко мне и приходит. Тогда принцесса пошла к Фаншу сама. — Пойдемте со мной на минутку в мою комнату, — сказала она. Фанш пошел за ней в ее комнату, и там они бросились друг другу в объятия, плача от радости. Затем принцесса велела служанке пойти к владельцу замка и сказать ему, что она все еще нездорова и просит отложить свадьбу до следующего дня. Однако она добавила при этом, что раз уж все гости съехались, свадебный пир можно устроить тотчас же. Так и было сделано. Пир вышел на славу. Под конец все до того развеселились, что начали рассказывать забавные истории. Стали просить и принцессу рассказать что-нибудь. Тогда она поднялась с места и сказала: — У меня была маленькая шкатулка с красивым золотым ключиком. Я потеряла его и велела сделать новый. Но потом я нашла старый ключ. И вот теперь я не знаю, что делать, и спрашиваю вас, какой ключ предпочесть — старый или новый? — Я бы предпочел старый, — ответил владелец замка. — Вот и я так думаю, — сказала принцесса. — Сейчас покажу вам мой старый ключ. Она встала из-за стола, вышла в соседнюю комнату и сейчас же вернулась об руку с Фаншем, который был одет как принц. Потом она обратилась к хозяину и ко всем гостям: — Вот он, я выбрала его с самого начала, и супругом моим будет он, и никто другой. На следующий день они отпраздновали свадьбу, и в их честь был устроен такой пир, какого я и во сне не видывал, и они остались жить в этом прекрасном замке, потому что владелец его сразу же как сквозь землю провалился, и никто никогда не узнал, что с ним сталось.
Очень понравилось обсуждение  сказки  «Финист, ясный сокол» . Там говорилось о близком сценарии. Вот эта, одна из любимых сказок.  Символика часто во снах . Пока почитайте,  может кого тоже заинтересует :)
Мотив с выстаиванием трех ночей,когда духи запугивают главного героя достаточно частый(навскидку Вий Гоголя,русская "окаменелое царство",кошка-венгерская сказка,изложенная фон-Франц,Гримм-королевич,который ничего не боялся),есть и общий мотив заколдованная принцесса из черной постепенно становится белой,превращается из дьявольских животных (коза,кошка)в человека,постепенно выходят из воды(бессознательного).Ассоциации-тибетская книга мертвых(что бы ты не увидел-ничего не бойся),Станислав Лем-Солярис ,то есть столкновение с собственными бессознательными "темными"содержаниями...
А чья это сказка? Авторская?
французская народная
марфа 2013-06-02 23:16:03
французская народная
Спасибо, Марфа.
Это сказка о 2 инициациях: Фанша и принцессы Тройли. Он проходит смерть и рождение, табу на еду и сон и т.п. При этом он должен освободить заколдованную принцессу, от него требуется подвиг героя.
Интересны волшебные предметы: платок/покров здесь - защита, отделяет нарушение табу и дает ещё одну попытку, при этом теряет энергию защиты, платок из белого делается черным. Без них принцесса не может завершить свою инициацию/свадьбу, поэтому и просит  вернуть платки за любую плату. Прежде она должна "сама прийти" к тому, кто выбрал её. 
В русских сказках  попроще: платок бросают за спину, чтобы появилась вода и помешала погоне.

 
Спасибо за комментарии.

Вот на чем хотелось бы сделать акцент :  После "мачехи"  нужна тройная трансформации, сначала в лепешку, потом на части, а после вообще практически, жизнь с чистого лица.... Включая, наверное, и телесные реакции.  Об этом говорилось в обсуждении про Финиста - какой нужен внутренний труд, зов и пр. Чтобы перенаправить негативный комплекс. 

И потом, только после смерти и воскресения 3-х кратного, появляется? ,  трансформируется, освобождается образ Анимы.... Анимы позитивной? Возможно, содержание Анимы зависит от внутренних изменений и пере рождений.  А до этого была коза... И как это проявлялось ?

 

По поводу дьявольских животных,  последние пару лет мечтаю иметь козу. :) не корову, не овцу, а козу. Как-то она положительна для меня.... Возможно, потому что в мечтах она в совокупности с холмами и долинами Тосканы??

 

Затем, эпизод со старушкой  и сливами, ягодами, апельсинами ... Что это? Что вступает в силу? Что мешает союзу ? Какой паттерн?   У меня нет догадок, хотелось бы услышать, кто что думает.

 

 

Также эпизод  с ветрами: но тут уже герой обладает достаточной силой и навыком, чтобы обуздать стихию и следовать за ней себе на пользу.

 

И очень интересным кажется " хозяин замка" - кто это? Что это? Он потом исчезает как и не было его( похоже на дьявола) , но он не несет какого - нибудь отрицательного заряда, во всяком случае,  в тексте.

Анима мальчика заколдована, т.к. родители умерли, а с мачехой хуже чем одному. Чтобы Анима превратилась в девушку (пока она коза, то упрямая, бодливая, непослушная, неуправляемая) нужно во-первых прислушаться к тому, что говорит коза и довериться ей,чтобы выдержать все три испытания. Дальше Фанш трижды подвергается серьёзным испытаниям неизвестностью и преодолением страха перед неизвестностью=смертью, его  пинают, его разрывают на части-всё это происходит ночью, т.е. на него воздействуют собственные бессознательные силы и каждый раз благодаря Аниме возвращается к жизни, при этом душа всё более приобретает человеческий облик.

После освобождения Анимы из животного состояния  снова Фанш подвергается испытаниям:  умению воздерживаться  и не соблазняться до поры до времени. Почему до полудня? Пришла мысль, что в древности возможно самая работа была с утра до полудня по части сельхоз работ, а в полдень – передышка и перекусить можно. Т.е. что-то об умении управлять собой, телесными желаниями, т.е. своим бессознательным. Если он этого не исполняет, соблазняется, то лишается сознания (засыпает) и забывает о своей душе-Аниме. Старушонка с корзинкой почему-то мне напоминает о мачехе, о зле заключённом в феминности. 

На этот момент у него уже есть слуга, т.е. внутренний помощник. Когда Фанш отправляется на поиски принцессы, то снова встречает бабушку, которая в этот раз помогает ему (амбивалентность материнского архетипа?), когда он делится с ней  хлебом(своими потребностыми?). И даёт ему два подарка (скатерть самобранку – ешь сколько хочешь и волшебную палочку. Затем он снова взаимодействует с феминной мудростью (просится к старухе на ночлег и обещает ей помочь по хозяйству). Её сыновья- ветры -это стихия неподвластная человеку и может быть гибельной для него. Ветер символизирует движение духа? Может быть одержимость стоит за этим, которая губит человека? И это выражается в их прожорливости и ненасытности. Фаншу удаётся с ними подружиться.

Ольга, очень понравилась сказка, дальше ещё подумать надо. 
Насчет ветров-людоедов.Нашла такую информацию:в Древней Греции ветры были персонифицированы.По логике вещей должно быть четыре сына(четыре ветра),но даже для греков были важны только три Борей-самый главный северный,Зефир-западный и Эол-южный.В сказках упоминается мать ветров(которая напоминает "чертову бабушку"и усмиряет их засовывая в мешок и колотя палкой).Хотя у греков был скорее "отец ветров"-Эол.---------------------------Славяне

Явление природы, которое в народных представлениях персонифицируется или наделяется свойствами демонического существа. Могущество ветра, его разрушительная или благотворная сила вызывают необходимость задабривать ветер: ласково с ним разговаривать, «кормить» и даже приносить ему жертву. Характерно и деление ветров на «добрые» (например, такие, как «святой воздух» — благоприятный, попутный ветер) и на «злые», наиболее ярким воплощением которых является вихрь.

По поверьям, ветер обитает в местах далеких, таинственных и недостижимых. Это и глухой лес, и необитаемый остров в океане, чужие края по другую сторону моря, крутая, высокая гора и т. п. В соответствии с индоевропейскими воззрениями на ветер как «дыхание Земли», местами его пребывания считались также пропасти, ямы, пещеры. По представлениям южных славян, их стерегут летучие змеи, одноглазая ведьма или слепой старец, безуспешно пытающиеся закрыть дыру, из которой выходит ветер.Представление о ветре как об одушевленном существе отражалось в приглашении, вызывании ветра, когда он необходим для хозяйственных и иных нужд (при веянии жита, для работы .мельниц и т. д.). Самым распространенным способом вызвать ветер в затишье считался свист, реже—пение. Чтобы обеспечить попутный ветер, у русских моряков, особенно поморов, было принято насвистывать. Женщины поморских селений выходили вечером к морю «молить ветер, чтобы не серчал», помогал их близким, находящимся в море. Встав лицом к востоку, они напевным голосом обращались к желаемому восточному ветру с просьбой «потянуть» и обещали ему «наварить каши и напечь блинов». В Рязанской губернии с целью вызвать ветер при веянии жита старухи изо всех сил дули в ту сторону, откуда его ждали, и махали руками, показывая ему нужное направление.

Дар или жертва ветру встречается у всех славян. Ветер «кормили» хлебом, мукой, крупой, мясом, остатками праздничных блюд; словенцы бросали навстречу ветру пепел от костей животного, потроха. Чтобы успокоить сильный ветер, в Хорватии и Боснии сжигали части одежды, старую обувь. В восточной Польше, приглашая ветер во время жары, ему обещали отдать девочку, называя ее по имени: «Подуй, ветерок, подуй, дадим тебе Анусю», и т. п.------------------------------То есть мотив с кормлением ветров-это отголосок человеческих и животных жертвоприношений богам ветра.Кроме того от ветра сильно зависел урожай,отсюда и миф о "прожорливости"ветра или наоборот в некоторых сказках ветер дарит скатерть самобранку и волшебных животных (амбивалентность образа).http://skazkoved.ru/index.php?fid=1&sid=16&tid=1103  

В сказке получается,что герой умеет использовать силу ветра,в контакте со стихиями(ему благоволят стихии,дует попутный ветер,духи-боги на его стороне)
У античных греков считалось, что властителем ветров был Эол, живший на дальних Эольских островах, в западном море, любимец богов. Именно он принял Одиссея, как самого дорогого гостя, и дал ему мешок со спрятанными в нем противными ветрами. Однако случилось так, что друзья Одиссея невзначай открыли этот мешок, и ветры вырвались наружу. Они заставили корабль Одиссея вновь вернуться к острову Эола, но Бог не захотел помочь грекам («Одиссея» Гомера).
— Нет, — ответила она, — нам еще нужно прожить здесь три дня; каждое утро вам придется голодать: есть и пить вам можно будет только после полудня. Если до этого часа вы что-нибудь съедите или выпьете, вы тотчас же уснете и больше не увидите меня. Каждый полдень я буду приходить к вам, и тогда вы сможете поесть и попить. Ждите меня в лесу, на камне у источника, и как только пробьет полдень, я буду тут как тут. Но помните, что до этого часа вам нельзя ни есть, ни пить.--------------------------------------------------------Ассоциация с постом.Слива,виноград,апельсин скорее всего фигурируют так как они сочные (и еда ,и питье),и чтобы усыпить бдительность Фанша-маленькое нарушение запрета,легкая еда.Пост по времени есть ,например,у мусульман(они держат пост только днем,а ночью едят),трехдневность поста тоже широко распространена.Не выдержавший пост-теряет связь с душой.

Следует начать с того, что пост сам по себе не только не является изобретением христианства, но, более того, характерен для подавляющего большинства религий мира: и примитивных и развитых, давно канувших в лету и существующих в наши дни. Разные религиозные культуры, зачастую совершенно не связанные между собой, обосновывали пост в качестве особой духовной практики. Постились и многочисленные народы Юго-Восточной Азии, в частности, малайцы, желавшие застраховать себя от ран. И чернокожие жители африканского континента, зулусы, которые полагали, что без поста невозможна связь с духами; они даже сложили соответствующую поговорку: «Постоянно сытый не может видеть тайных вещей». И создатели крупнейшего государства, могучей империи доколумбовой Южной Америки – инки, причем пост у них являлся обязательным требованием подготовки к большинству празднеств и церемоний, а наиболее религиозные индейцы постились в течение года. Постятся ныне и последователи зародившегося в песках Аравийского полуострова ислама, для которых пост – один из пяти столпов веры, обязанность всякого, называющего себя правоверным. И индусы, любящие в постные дни вспоминать предание о том, как одному постившемуся царю было дано созерцать бога Шиву.

Во всех религиях, где существует постническая практика, пост несет особый духовный и нравственный смысл, а его главнейшее значение основано на представлениях об очищении существа человека, его души; пост является верным средством для преодоления человеком своей ограниченности, торжества духа над чувственным и, как следствие, подъема на новый духовный, а в некоторых религиях и физический уровень. Согласно распространенной точке зрения религиоведов, корни поста уходят в первобытную эпоху и непосредственно связаны с религиозно-магическими запретами, табу. Очевидно, что на самых ранних этапах своего развития представления, связанные с постом, так или иначе зависели от конкретных условий жизни человека, но повсеместно и довольно быстро вытеснялись исключительно религиозной составляющей: это хорошо прослеживается на примере современных народов, живущих при общинном строе и придерживающихся примитивных религиозных воззрений. Итак, пост сам по себе не есть исключительно христианское учреждение, более того, его можно рассматривать как определенный общечеловеческий религиозный архетип.http://www.pravoslavie.ru/put/4314.htm

Есть искушение провести аналогию истории Фанша и ,например,посвящения в монахи------------------Фанша одолевают три дня черти(искушает дьявол),затем ,следующий этап-аскеза...
Клара, спасибо, точно все.   Марфа, спасибо, вы такой объем инфы выкладываете всегда , не куда деваться, мозги включаются :) Вот , с вашей помощью, на место все становится.

Так вот, все правильно , по духовным законам, воздерживаться, поститься, обязательно для связи с Богом и со своей душой. С другой стороны, показано, как мало от человека зависит, может не удержаться, но потом опять появится возможность все поправить.

РУАХ – (евр. ветер или дыхание).

 

1. Душа, то есть разум и чувство. Руах относится к астральному плану человека, связан с эмоциональным отношением человека ко Всевышнему и является вторым (после нешама) из четырех главных элементов человека в каббалеРуах пробуждается в человеке лишь в тот момент, когда человеку удается возвыситься над своей животной сущностью. После смертичеловека руах попадает в земной рай, занимая в нем положение согласно своим земным заслугам.

2. Дыхание; дух Господа, пронизывающий творение.


http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=167#1

 И дело в том, что это не аскеза сама по себе, а именно сотрудничество и анализ, честный взгляд на себя, кормление ветра- стихии, и как до этого сказала Клара: послушать, что говорит коза.., податься своей "слабости" , смириться.
Марфа, почему в монахи?

И там ( в монашестве) черти искушают потом, всю оставшуюся жизнь, после посвящения.

А еще с именем принцессы у меня ассоциации по звучанию, хотя может перевод и другой . Тройоль - три, Тринити, Троица.. В сказке 4 раза по три. Может кто - то знаком с французским.
марфа 2013-06-03 19:38:34
И чернокожие жители африканского континента, зулусы, которые полагали, что без поста невозможна связь с духами; они даже сложили соответствующую поговорку: «Постоянно сытый не может видеть тайных вещей»

 Сильно сказано!  И думаю это справедливо...
слышала о таком поверье, что дарение платка к разлуке. Фанш получил три платка: белый, серый и чёрный – по степени ухудшения ситуации. Интересно зачем принцесса захотела вернуть себе платки? Может быть она проверяла Фанша, помнит ли он её и готов ли он расстаться с её подарками, как дорого он её ценит. А поскольку ответ был «никаких денег не хватит», то  свадьба с другим была отложена. Метафора со шкатулкой и золотым ключиком, намекает на соединение женского и мужского.
Остался, владелец замка... Иллюзия - зомбик,   который приходит, когда жизнь не прожитая?  Он разговаривает, на вопросы отвечает, а потом исчезает.
Автор: Клара, дата: вт, 04/06/2013 - 13:40

слышала о таком поверье, что дарение платка к разлуке. Фанш получил три
платка: белый, серый и чёрный – по степени ухудшения ситуации. Интересно зачем
принцесса захотела вернуть себе платки? Может быть она проверяла Фанша, помнит
ли он её и готов ли он расстаться с её подарками, как дорого он её ценит. А
поскольку ответ был «никаких денег не хватит», то  свадьба с другим была отложена. Метафора со
шкатулкой и золотым ключиком, намекает на соединение женского и мужского.








Да, про платки, почему не черный , красный, белый?  По цвету, все, как вести из другого мира - черный, совсем далеко улетела душа, в иллюзиях жить.


 А ключи, у меня очень часто во сне. То ключи с замком, то открываю дверь (а там , то что мне не нужно) , то закрываю,  или сумку украли, а ключи вернули. 

Да, скорее мужское и женское ... И в контексте сказки, первый ключик- это правда. А в жизни бывает и второй, и третий :)

Одежда дам, надеваемая для турниров, отличалась некоторыми элементами от обычной парадной одежды. Йозеф Хейзинга говорит следующее:

В ношении платка или предмета одежды возлюбленной дамы, ещё сохранявших аромат ее волос или тела, эротический элемент рыцарского турнира выявляется столь непосредственно, как только возможно. Возбужденные поединком, дамы дарят рыцарям одну вещь за другой: по окончании турнира они без рукавов и босы

Обычно дама дарила рыцарю, к которому она проявляла свою благосклонность, какой-то элемент своей одежды - перчатку, платок, иногда отрывала рукав платья (вернее не рукав, а ленту - tippet - которой украшались рукава верхних платьев XIII-XIV столетий. Для такой цели лента не пришивалась намертво, а лишь прихватывалась нитками, чтобы её можно было легко оторвать). Деталь одежды рыцарь прикреплял к своему шлему или доспеху как знак благосклонности избранной им дамы сердца.--------------------------из вики(про платок).Есть похожая румынская сказкаhttp://azku.ru/skazki-narodov-evropyi/ilyana-kosyinzyana.html,где девушка выходит из озера и пытается добудиться любимого,но он спит и она забирает его кольцо,а надевает свой перстень.Позже по перстню она его узнает.То есть мотив платка-это мотив обещанного сердца,обручения.

марфа 2013-06-04 17:51:23
То есть мотив платка-это мотив обещанного сердца,обручения

 да, наверное. это как-то ближе к сюжету.
Еще нашла на тему платка,немного не в тему,но отвлекательно-развлекательно:Доподлинно известно, что в Древнем Риме платки име­ли вид небольших полотенец. Знатные горожане носили их на шее, плече или запястье. Платки были надушенными и использовались для выти­рания лица в жаркую погоду. Сморкаться у всех на виду считалось дурным тоном. Примерно в III веке на­шей эры появился специ­альный платок - маппа, которым вытирали рот и руки после трапезы. Эти обычаи исчезли более чем на тысячу лет вместе с падением Римской им­перии.В эпоху Возрожде­ния носовой платок в Италии имел разные на­звания и использовался для различных целей: небольшим куском ма­терии из льняного по­лотна вытирали нос; пла­ток, который назывался фацолетто, был чисто декоративным - дамы держали его в руках при встречах с кавалерами.

 

Из Италии носовой платок попал в другие европейские страны - Францию, Германию, Испанию.В средневековой Европе носовой платок был символом романтической любви. Дамы прикрепляли его на копье сво­его рыцаря. Платок напоминал избраннику о цели его участия в рыцарском турнире - побе­де в честь дамы сердца.В придворном обществе Франции сначала носовые платки использовались толь­ко в качестве украшения.Форма у них была преимуще­ственно круглая или оваль­ная, платки украшались пуго­вицами и кружевами и были так надушены, что запах, как говорили, распространялся на целый квартал. Держали платки кавалеры, сопрово­ждавшие знатных дам.Только в начале XVIII века носовой платок в Европе перестает быть украшением и им начинают пользоваться по прямому назначению, правда, поначалу лишь сре­ди аристократии.С конца XVIII века платки были большими и маленьки­ми, плотными и тонкими, бе­лыми и цветными, но теперь уже не овальными или круглы­ми, а только квадратными.

 

Дело в том, что парижские ткачи направили королю Лю­довику XVI жалобу на то, что для выкраивания круглых и овальных платков уходит слишком много ткани, и 23 сентября 1784 года король из­дал указ, по которому длина платка должна была равняться его ширине.http://www.tunnel.ru/view/post:607324