Уксус

Чего-то я сегодня то ли внимания требую, то ли продуктивная, то ли поговорить желаю??? Перечитываю книгу "Дао Винни-Пуха" Бенджамен Хофф и вот этот аллегорический пример привлек внимание простотой: "...Представим себе, что мы прогуливаемся по узкой улочке большого китайского города и видим магазинчик, который торгует картинами, написанными в классической манере. Мы заходим в магазинчик и просим продавца показать нам что-нибудь аллегорическое – можно и с юмором, но исполненное Непреходящего Смысла. Продавец улыбается. «У нас есть как раз то, что вам нужно, – говорит он, – копия „Пробующих уксус"». Он подводит нас к большому столу и разворачивает один из свитков. «Прошу простить, у меня дела», – добавляет он и исчезает в глубине магазина, оставив нас наедине с картиной. Видно, что это копия, сделанная не очень давно, но мы знаем, что оригинал был написан еще в старину, – правда, трудно сказать, когда именно. Нашим современникам сюжет этой картины хорошо известен. На ней изображены три человека, стоящие возле бочонка с уксусом. Каждый из них попробовал уксус, окунув в него палец и облизнув его. Ощущения, вызванные этим экспериментом, отражены на их лицах. Изображение аллегорическое, и подразумевается, что перед нами не обыкновенные люди, решившие отведать уксуса, а основатели трех великих учений Древнего Китая, сам же уксус символизирует Суть Жизни. Эти три человека – Конфуций, Будда и Лао-цзы, автор самой первой из книг, излагающих основы даосизма. У Конфуция выражение лица кислое, на лице Будды написана горечь, а Лао-цзы улыбается. Конфуцию жизнь вообще представлялась довольно кислой. Он полагал, что связь времен прервалась и что жизнь, устроенная человеком на земле, не соответствует тому, что предначертано Небесами для всего сущего. Он считал необходимым свято чтить предков и соблюдать старинные обычаи и Церемонии, во время которых император, Сын Неба, играл роль посредника между бесконечностью космоса и конечностью земного существования. Конфуцианство выработало целую систему чрезвычайно сложных ритуалов на все случаи жизни; эти ритуалы складывались из тщательно рассчитанных жестов и шагов, точно отмеренного количества придворной музыки и строго определенных фраз и речевых оборотов. До нас дошла поговорка, сложенная о Конфуции: «Если циновка лежит неровно, Учитель не сядет на нее». Это показывает, сколь неукоснительно конфуцианцы соблюдали установленный порядок. Будда, второй из трех мудрецов на картине, считал, что жизнь человека протекает в плену привязанностей и желаний, ведущих лишь к страданию, и не видел в ней ничего, кроме горечи. Мир, в представлении Будды, только и делает, что расставляет человеку ловушки, порождая у него иллюзии и доставляя ему, как и всему живому на земле, одни лишь бесконечные мучения. Покой можно найти, только «отряхнув прах этого мира» и достигнув Нирваны, что буквально означает «состояние безветрия». Буддизм, переселившись в Китай из родной Индии, претерпел существенные изменения благодаря глубоко укоренившемуся в душах китайцев оптимизму, и все же наиболее последовательные буддисты считали, что горькие ветры повседневного существования служат непреодолимым препятствием на пути к Нирване. С точки зрения Лао-цзы, естественная гармония, установленная изначально между Небесами и землей, вполне достижима для любого человека в любой момент, но искать ее следует не там, где указывал Конфуций. В своем главном труде «Дао дэ цзин» («Книга добродетели Дао») Лао-цзы пишет, что земля является, по сути, отражением Небес и подчиняется общим для них законам, а не законам людей. Эти всеобщие законы управляют и ходом далеких небесных светил, и жизнью птиц в лесу или рыб в океане. Согласно Лао-цзы, чем активнее человек вмешивается в предустановленное природой равновесие, тем дальше он от желанной гармонии. Чем больше принуждения, тем больше беспорядка. Во всем сущем, будь оно тяжелым или легким, быстрым или медленным, влажным или сухим, заложена его собственная Внутренняя Природа, которую нельзя изменить насильно, не причинив ей вреда. Если попытаться навязать ей извне произвольные абстрактные правила, это вызовет лишь неизбежное сопротивление. Тогда-то жизнь и станет кислой.
Интересно, почему "Суть Жизни" передана в виде уксуса? Хочешь не хочешь - он будет либо горьким, либо кислым, но уж точно не сладким, чтобы улыбаться. Да, Лао-цзы был великим философом 
Уксус все-таки кислый,тогда ближе всех к реальности-Конфуций.Хотя вся аллегория-вольная трактовка автора.

grom, задумалась, а что такое "Суть Жизни"? в чем вообще эта суть жизни?

 

марфа, кислый, но это ведь поверхность, а автор об аллегории, т.б. о символе внутри, и потом - вам сказали как-то давно, что уксус кислый, соль- соленая, сахар - сладкий. И вот если б вам об этом никто не сообщил, то как было б?
Согласно Лао-цзы, чем активнее человек вмешивается в предустановленное природой равновесие, тем дальше он от желанной гармонии. Чем больше принуждения, тем больше беспорядка.----------------------------------Принуждение к улыбке (позитивизм)все-таки тоже неестественен,естественно злиться,когда зол,радоваться,когда рад,и говорить на кислое-кисло.Но это по отрывку,чтобы говорить предметно,надо глубоко понять все три учения.
 И вот если б вам об этом никто не сообщил, то как было б?-------------------------также)).За восприятие вкуса отвечают разные зоны языка,есть зоны горького,кислого,сладкого,соленого,направлено на выживание(чтобы в рот не тянуть,что попало).
Ютта 2013-08-28 20:20:48
а что такое "Суть Жизни"? в чем вообще эта суть жизни?
По мне "Суть Жизни" в Жизни - быть / оставаться Живым. Тот же невроз - болезнь современности - это результат отщепления / отсоединения / ухода от Живой Жизни.
grom1113 2013-08-28 23:36:52
По мне "Суть Жизни" в Жизни - быть / оставаться Живым. Тот же невроз - болезнь современности - это результат отщепления / отсоединения / ухода от Живой Жизни.

 grom, а я вот смысл жизни могу уловить, охватить, как-то объяснить со своей позиции, а вот суть - может в преобразовании. Тогда почему уксус - некая эссенция, перебродивший винный спирт или "фермент"? 

Чувствую, что несу глупость, но как-то хочется определиться с этим "уксусом".

Вот в алхимии уксус сроден философской воде, типа "выдержка"???

ладно, зайду по-другому, вкус он кислый для всех трех, а вот как этот "вкус" влияет на каждого, как он преобразуется внутри и воспринимается - это уже другая история, одному кислость "ощущения" приносит радость бытия, другому - горечь, третьему - кислоту.

 

 

принуждение к улыбке, думаю не при чем - открытое сердце и другой поворот сознания, может так?

Каждый раз, когда беру в руки "Путь полноты свойств" - удивляюсь и по крупинке собираю понимание. Какое-то совсем иное виденье вещей

Ютта 2013-08-29 10:56:45
как-то хочется определиться с этим "уксусом".
Ютта, я думаю, что автор выбрал неудачную метафору для "Смысла Жизни". Может этот символ тесно связан с алхимией и имеете глубокое значение, но мне он не понятен...

 

Пробующие уксус.

Древнекитайский сюжет, аллегорически показывающий отношение к жизни в различных учениях. На картине изображены Будда, Конфуций и Лао-цзы около бочки с уксусом. Уксус был известен в Китае, по меньшей мере, с III века до н. э.

 

Еще хорошо определяет "Суть Жизни" слово "Загадка" )) - может для древних китайцев уксус был загадочен?
Разгадывание загадок - суть жизни интеллекта. Так сказать цайтгайст эпохи Просвещения. ;) Всего лишь интеллекта. Человек же больше, чем интеллект. 

 

Поделюсь фантазией: в моих ассоциациях уксус - конечный продукт эволюции исходного сырья. Дальнейшие изменения уксуса возможны при радикальной трансформации - окислительно-восстановительной реакции кислоты со щелочью с получением соли и воды. Три вкуса уксуса - три аспекта эволюционного итога - "кислое" разочарование, "горькая" печаль и "сладкая" надежда. Все три нужны и присутствуют перед личностным кризисом как необходимые, но недостаточные условия его прохождения. Что же еще нужно? - Сосуд, достаточно большой, чтобы вместить энергию, которая высвободится в кризисе. Три фигуры "мудрецов" легко ассоциировать с тремя пси функциями, помогающими справляться с трансформацией четвертой подчиненной, или с отцом-сыном-духом святым, или с символическим "третьим", с триангуляцией, необходимой для зрелого символического мышления, работы трансцендентной функции, и так далее... 

Еще нужна "луна" и "дерево" и "надпись на сосуде"... 

И может, что-то еще...

grom1113 2013-08-29 14:18:14
- может для древних китайцев уксус был загадочен?

 grom, перелистывала Е.А.Торчинов "Даосизм и алхимия в традиционном Китае":

"...Вторым пластом этого языка является собственно алхимическая терминология, связанная однако уже не с описанием процессов, не с методологией, а с названием конкретных веществ, используемых в алхимии. Говоря о данном аспекте терминологии, следует отметить ее символичность: киноварь могла именоваться "кроваво-красным младенцем" (чжу цзы), слюда - "облачной матерью" (юнь му), реальгар и ауринигмент - "мужской" и "женской" желтизной (сюн жуан, цы хуан), уксусная кислота, винегар - "цветочным прудом" (хуа чи), хлористая ртуть - "крепким снегом" (гэнь сюэ) и т.д., не говоря уже о знаменитых "драконе и тигре". Возможны были и трансформации иероглифов: так, например, свинец часто записывался иероглифом с ключом "металл" (слева) и иероглифом "господин", "герцог" (гун) справа, что должно было подчеркнуть его положение "старшего" среди металлов..."

Сорелла, я было подумала о функциях, но вы так здорово по-фантазировали, спасибо.

И что еще - это что, например?

Ютта 2013-09-01 11:25:13
уксусная кислота, винегар - "цветочным прудом" (хуа чи)
Ну вот - одно дело "Цветочный пруд", а другое - "Суть жизни" ))

Поэтичная алхимия...

, дык, ведь одно и то же, только тут образ сразу всплывает и более объемно, и более понятно.
Ютта 2013-09-01 13:46:21
дык, ведь одно и то же
Честно - не знаю - насколько цветочный пруд может выступать символом Самости. Помню у Юнга пруд часто выступал символом бессознательного...
а лотос?
Ютта 2013-09-01 14:03:33
а лотос?
Лотос - ДА, но лотос - не пруд, а пруд - не лотос ))
а пруд с лотосами? там ведь "цветочный пруд".
Разжевали и в рот положили - спасибо, Ютта.
шутите? или серьезно не увидели?
Ютта 2013-09-01 17:57:44
шутите? или серьезно не увидели?
не шучу...
Ютта 2013-09-01 11:26:57
И что еще - это что, например?
Soror mystica, например...