пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Читая Калшеда
Так вот, эту книгу я пыталась читать... не помню то ли год, то ли два назад. Но по некоторым причинам пришлось её отложить не дочитав. Теперь я вижу, что многого я тогда не понимала, как впрочем не понимаю и сейчас. Есть вещи, на мой взгляд, которые сложно понять пока не проследишь, не прочувствуешь, не узнаешь их в лицо на практике. Только сейчас после кое-какого накопленного опыта работы с людьми, причем с людьми достаточно проблематичными, но не в контексте психотерапии, меня иногда осеняет смысл того, о чем говорит Калшед. Опять же это только мои догадки по моим личным наблюдениям.
Вот мои первые два вопроса:
1) стр.30 цитирую: "Видимо, многие аналитики интерпретировали бы некоторые образы этих сновидений как "интроекцию агрессора" (хотя в нашем случае агрессоров было несколько) или даже как интроекцию материнского садизма или "негативного анимуса". Однако более правильно было бы утверждать, что фигуры этих злобных убийц, скорее всего, представляют мифологический уровень переживания пациенткой чувства стыда."
Что имеется в виду под "мифологическим уровнем переживания чувства стыда"? В каком мифе обыгрывается это чувство стыда? Как понимается вообще стыд в глубинной психологии?
2) стр. 59: "К этому времени у нас с ней установились прочные отношения переноса. Самое примечательное, что произошло за истекший год работы,— она начала припоминать содержание снов— впервые в своей жизни."
Интересно, как происходит на практике установление прочных отношений переноса? В чем они выражаются? Это необходимое условие для успешного развития психотерапии?
Буду рада и другим участникам-непсихотерапевтам, сами знаете кому ;)
************************************
честно говоря, у меня такое впечатление, что все они травмированы в детстве.
и так как я не "кто-то", то с удовольствием послушаю, и читала про совесть у Юнга. не плохо:
Самый известный, наверное, миф об Арахне. Адам, вроде как, тоже устыдился своей наготы, ну и Иуда руки на себя наложил тоже от стыда. Есть миф северных народов Сибири о том, что ворон от стыда почернел, и славянский миф о том, что от стыда у аиста покраснели нос и ноги, и миф о происхождении черепахи...
В каком мифе обыгрывается это чувство стыда? - в очень и очень многих, так как СТЫД И ВИНА - это два базовых чувства, которые исходят от отцовского и материнского комплексов. Вся жизнь человека протекает между этими "титанами". Отец несет в себе СТЫД, как чувство несоответствия определенному кодексу / уставу, а Мать - ВИНУ - за предательство, сепарацию, отделение от материнского мира.
В чем они выражаются? - аналитик таким образом становится для клиента тем его бессознательным образом / проекцией, который живет во внутреннем мире клиента - чаще всего это Мать и Отец, то есть родительские фигуры.
Это необходимое условие для успешного развития психотерапии? - это единственное условие. Нет проекций - нет работы - ничего невозможно сделать. Проекция - это вынос внутреннего содержания клиента наружу, на фигуру аналитика и это дает возможность работать с этим материалом и анализировать его. В начале века нарциссов считали патологическим случаем именно из-за того, что они не проецировали, не создавали перенос.
А я так и не добралась до Калшеда, страшновато.
Ютта, а я-то думала что я чуть ли не единственная, которая еще не дошла здесь до Калшеда.
как происходит на практике установление прочных отношений переноса? - перенос - это передача и прием (внутренних бессознательных объектов) через проекцию от клиента к аналитику.
Гром, я продолжаю не видеть КАК это происходит на практике. Я примерно понимаю, что такое проекция, но вот как с ней работать в психотерапии и как её можно использовать в мирных целях? Например, клиент навешивает на терапевта своих проекций, обвиняя его в том-то и том-то, а дальше что? что с ними делает терапевт? говорит клиенту: а вот сейчас Вы спроецировали, давайте проследим откуда растут ноги у этой проекции. Вы можете привести какой-нибудь пример из практики?
В каком мифе обыгрывается это чувство стыда? - в очень и очень многих, так как СТЫД И ВИНА - это два базовых чувства, которые исходят от отцовского и материнского комплексов.
Гром, Вы уж меня извините, но подобные объяснения это всё игра ума по сути ничего не говорящие человеку переживающему стыд. Я до сих пор тоже считала, что стыд проявляется от несоответствия ожиданиям будь-то внешним либо внутренним, то бишь несоответствие воображаемому до сих пор о себе образу. Я не перестаю удивляться к каким уловкам прибегает человек, дабы избежать разочарования в себе, стыда. Есть какая-то глубочайшая потребность в человеке спасать свой "благообразный" образ, когда он подвергается опасности быть разоблаченным. Мне кажется Калшед говорит о какой-то особой одержимости у травмированных людей любыми силами избегать этого разоблачения, ибо предчувствие его переживается как страх перед дезинтеграцией, уничтожением, небытием.
Возможно, я несу какую-то несуразицу. Но мне так (пред)чувствуется :)
Кстати, эврика! у нас на сайте есть целая книга, посвященная этой теме "Стыд и истоки самоуважения" Марио Якоби.
но вот как с ней работать в психотерапииЭто зависит от целей, которые возникают в процессе аналитической работы.
Aspirina 2013-11-30 04:45:51
как её можно использовать в мирных целях?Что значит в мирных? - на аналитических сеансах он (перенос) используется в терапевтических целях.
Aspirina 2013-11-30 04:45:51
клиент навешивает на терапевта своих проекций, обвиняя его в том-то и том-то, а дальше что? Опять-таки зависит от цели. Например, клиент жалуется на свою зависимость от родителей. Тогда с помощью переноса аналитик поможет ему в безопасной обстановке, в атмосфере доверия, пережить сложнейший и болезненный процесс сепарации. В этой работе аналитик будет брать на себя множество проекций: от "родителя" до "волшебника". Именно с помощью этих проекций, которые на нем, он и поможет клиенту по другому воспринять себя.
Aspirina 2013-11-30 04:45:51
говорит клиенту: а вот сейчас Вы спроецировали, давайте проследим откуда растут ноги у этой проекции.И это в том числе... )) Проекция - это очень объемная и огромная тема. Вся наша жизнь построена на проекциях и интроекциях - первая создает наш мир, вторая - нас самих. Аналитик - это целитель. Поэтому он помогает клиенту разобраться и проанализировать те проекции, которые идут из бессознательного, с другой стороны - клиент интроецирует (принимает) в себя от аналитика то, что ему не хватало и в чем он нуждался (внимание, одобрение, принятие, отзеркаливание)... Но, опять-таки, все зависит от проблемы...
Aspirina 2013-11-30 04:45:51
Вы можете привести какой-нибудь пример из практики? Прекрасная книга рассказывающая подробно о переносе - Ральф Р. Гринсон - Практика и техника психоанализа-1994
Вот пример оттуда: О понятии переноса:
Понятие "перенос" мы относим к особому виду отношений с личностью, это особый тип объектных отношений, главной характеристикой которого является переживание некоторых чувств по отношению к личности, которые не подходят к ней и которые в действительности обращены к другой Личности. В сущности, на личность в настоящем реагируют так, как будто это личность из прошлого .Перенос есть повторение, новое"издание" старых объектных отношений (Freud, 1905). Это анахронизм, временная погрешность.Имеет место перемещение; импульсы, чувства и защиты по отношению к личности в прошлом перемещаются на личность в настоящем. Это, главным образом, бессознательное явление, и личность, реагирующая чувствами переноса, большей частью не осознает искажения.
Перенос может состоять из любых компонентов объектных отношений, т.е. он может переживаться как чувства, побуждения, страхи, фантазии, отношения, идеи или защиты против них.Аюди, которые являются первоначальным источником реакций переноса, являются значимыми и значительными людьми раннего детства (Freud, 1912; A. Freud, 1936). Перенос имеет место как в анализе, таки вне анализа у невротиков, психотиков и здоровых людей. Все человеческие отношения содержат смесь реальных реакций и реакций переноса (Fenichel, 1941).
Клинический пример:
Реакции переноса всегда неуместны. Они могут быть таковыми в отношении качества, количества или продолжительности реакции. Индивидуум может перереагировать или недореагировать, или же иметь эксцентричную реакцию на объект переноса. Реакция переноса является неподходящей лишь в ее теперешнем контексте; в какой-то ситуации в прошлом она была вполне подходящей реакцией. То, что болезненно проявляется в виде реакций переноса к некоторой личности в настоящем, точно соответствовало кому-то в прошлом.
Например, молодая пациентка реагирует на то, что я заставил се подо¬
ждать две или три минуты, слезами и гневом, фантазией, что я, должно
быть, отдаю это лишнее время своей пациентке-фаворитке. Это неподходящая реакция для тридцатипятилетней интеллигентной и культурной женщины, но ее ассоциации приводят к прошлой ситуации, когда этот набор чувств и фантазий был вполне уместен. Она пересказала свои реакции, как реакции пятилетнего ребенка, ждущего отца в своей комнате, ждущего его поцелуя и пожелания спокойной ночи. Она всегда ждала несколько минут, потому что он, как правило, целовал и желал спокойной ночи сначала ее младшей сестре. Тогда она реагировала слезами, сердилась и ревниво фантазировала - точно так же, как она переживала ожидание в отношении меня. Ее реакции были уместны для пятилетней девочки, но, очевидно, не подходили для тридцатипятилетней женщины. Ключом к пониманию этого поведения является осознание того, что это повторение прошлого, т.е. реакция переноса.
Что имеется в виду под "мифологическим уровнем переживания чувства стыда"? - мифологический, то есть архетипический, это другое название коллективного бессознательного.Не совсем так. Индивидуальный уровень стыда - стыд за то, что в какой-то конкретной ситуации человека увидели плохим и неправым"; мифологический уровень стыда - стыд за то, что человека вообще видят или вообще не видят, за желание показать себя, быть увиденным, спрятаться, подглядывать. Стыд за то, что не стал тем, кем мог бы быть.
grom1113 2013-11-29 14:32:32
В каком мифе обыгрывается это чувство стыда? - в очень и очень многих, так как СТЫД И ВИНА - это два базовых чувства, которые исходят от отцовского и материнского комплексов.
Прежде всего, с этой темой связан миф о Нарциссе и Эхо. Источником стыда является Самость и самость. Родители же могут послужить рупорами Самости, но это уже на полпути к очеловечиванию стыда.
grom1113 2013-11-29 14:32:32
Отец несет в себе СТЫД, как чувство несоответствия определенному кодексу / уставу, а Мать - ВИНУ - за предательство, сепарацию, отделение от материнского мира.Нет такой однозначной закономерности. Есть другая: чем больше нарциссически ранены родители, тем больше они стыдят, а не обвиняют. И тем самым наносят именно нарциссические раны ребенку.
Это необходимое условие для успешного развития психотерапии? - это единственное условие. Нет проекций - нет работы - ничего невозможно сделать. Проекция - это вынос внутреннего содержания клиента наружу, на фигуру аналитика и это дает возможность работать с этим материалом и анализировать его. В начале века нарциссов считали патологическим случаем именно из-за того, что они не проецировали, не создавали перенос.Ну это уж слишком категорично. Конечно, не единственное условие. Кроме проекций, есть еще целый ряд способов установить бсс связи в аналитической паре.
В начале века вообще все считали патологическими случаями, если проявлялась хоть какая-то индивидуальность.
Aspirina 2013-11-30 04:45:51 как её можно использовать в мирных целях? Что значит в мирных? - на аналитических сеансах он (перенос) используется в терапевтических целях.В очень разных целях. Зависит от клиента, от аналитика, от текущей проблемы в анализе. Далеко не всегда в мирных.grom1113 2013-11-30 05:55:25
Aspirina 2013-11-30 04:45:51 клиент навешивает на терапевта своих проекций, обвиняя его в том-то и том-то, а дальше что?А дальше - целый спектр вариантов в зависимости от того, про что обвинения, насколько они реалистичны, на кого направлены, как выражены...
Этому всему долго-долго учат аналитиков и не только теоретически (это мало что дает), а в личном анализе и супервизиях. Неслучайно аналитическое образование - это долго и дорого.
grom1113 2013-11-30 05:55:25
Aspirina 2013-11-30 04:45:51 говорит клиенту: а вот сейчас Вы спроецировали, давайте проследим откуда растут ноги у этой проекции. И это в том числе... )) Квалифицированный аналитик так не скажет.grom1113 2013-11-30 05:55:25
Аналитик - это целитель. Это человек, помогающий профессионал, с ограниченными знаниями и возможностями. Как только он почует себя целителем - пора в отпуск и вспомнить о себе как человеке, которому ничто не чуждо. А если клиент такое навешивает - тема для незамедлительного обсуждения.
Ральф Р. Гринсон - Практика и техника психоанализа-1994Представитель не просто классического, а ортодоксального фрейдистского психоанализа, личный аналитик Мерилин Монро и др. Связан со скандалом по злоупотреблению терапевтической властью, известно, что сексуально использовал некоторых пациенток, ну и психологической эксплуатации и нарушения границ хватало. Многое из того, что он там вещает, даже фрейдисты уже изучают лишь в свете исторического интереса. Так что, да-а... а книга "прекрасная", все в ней однозначно...
Стыд за то, что не стал тем, кем мог бы быть.
"кем мог бы быть" согласно чьим критериям?
Sorella 2013-12-01 15:07:26
Родители же могут послужить рупорами Самости, но это уже на полпути к очеловечиванию стыда.
Не понимаю смысла этой идеи. Что значит очеловечивание стыда?
Sorella 2013-12-01 15:07:26
чем больше нарциссически ранены родители, тем больше они стыдят, а не обвиняют.
Сорелла, а не могли бы Вы привести примеры стыжения и обвинения? Как звучат эти фразы?
И всё-таки я так и не поняла, что значит "установить прочные отношения переноса"? Сорелла, помогите, пожалуйста.
"кем мог бы быть" согласно чьим критериям?Своего "истинного Я" или, если хотите, самости с малой буквы.
Aspirina 2013-12-01 19:03:14Что значит очеловечивание стыда?Я же написала, человекосоразмерный стыд - за то, что человека кто-то видит плохим и неправым в КОНКРЕТНОЙ ситуации. Это означает, что человек не тотально плох и неправ, а локально, частично, а во всем остальном может быть хорош и прав. Такая ситуация намного легче выдерживается и не роняет самооценку надолго и ниже плинтуса.
Aspirina 2013-12-01 19:03:14
примеры стыжения и обвинения?
Когда родитель стыдит по-человечески, он,например, говорит: тебе не стыдно, что ты вчера так ужасно обзывался на брата/сестру?
Когда стыдят тотально, говорят: что ж ты такой, что мне от стыда под землю провалиться хочется!
Когда обвиняют по-человечески: ты виноват, что сегодня сделал то-то, за это ты лишен компа на неделю/конфет на два дня/не буду с тобой разговаривать до конца недели/пойдешь и сделаешь то-то, тогда прощу.
Когда обвиняют тотально: ты вообще никогда меня ни во что не ставишь/ ты всегда мне врешь и я больше никогда тебе не поверю и не прощу.
Что-то в этом духе...
Aspirina 2013-12-01 19:03:14
установить прочные отношения переносаСкорее всего, корявый перевод. Возможно, должно быть "прочные отношения в переносе", но тоже что-то не то. Об установлении прочной эмоциональной связи говорят как о формировании "рабочего альянса" на начальном этапе терапии. Об "устойчивом позитивном переносе" говорят, когда на протяжении значительного периода аналитику приписывается поддерживающая роль, несмотря на текущие/локальные конфронтации и противоречия. Прочные отношения в терапии могут быть и при негативном переносе.
Я же написала, человекосоразмерный стыд - за то, что человека кто-то видит плохим и неправым в КОНКРЕТНОЙ ситуации. Это означает, что человек не тотально плох и неправ, а локально, частично, а во всем остальном может быть хорош и прав.
Возможно и писали, то есть теперь я вижу, что Вы писали. Просто я не поняла, ЧТО стоит за понятием "очеловечивание" и потому не связала предыдущее ваше объяснение с этим понятием. Вам не нравится, когда Вас переспрашивают?
Вам не нравится, когда Вас переспрашивают? Ну почему же... Переспрашивать, конечно, можно. Я лишь подчеркнула, что стОит посмотреть и вышенаписанное, так как я не умею копировать саму себя и каждый раз мои слова чего-то уже не содержат и содержат что-то новое, по сравнению с предыдущей версией.
как аналитик выдерживает проекции пациента, не "впадая" в них, сохраняя доверительные и уважительные отношения, как бы демонстрирует пациенту иное отношение близкое к сотрудничеству,Это про то, что аналитик "удерживается в контрпереносе от отыгрывания вовне".
Эта сдвоенная конструкция находит свое отражение и в речи: "я сама", "сам себя" - звучит очень лично и описывает такие интимные процессы, когда субъект и объект разделены в самом субъекте на него и еще кого-то, кто тоже он сам, но кто присутствует создающей субъекта силой, а не реальным другим человеком. Это тот, без кого не было бы ни горшка, ни стыда, ничего "своего".
Стыд поэтому обозначает такие психические пространства, которые можно открыть только "своему", или само их открытие делает людей "своими". А эти пространства семантически однородны с многими структурирующими психику понятиями - временем, количеством, усилием, сдержанностью, собственностью, "снятием всех преград", "полным удовольствием", и т.д. Поэтому глубоко личная область "своего" обречена участвовать во всяких личных отношениях, как и затрагивание "своего" сразу же делает отношения личными. Поскольку эта область онтогенетически амбивалентна, при ее задействовании никогда нельзя сказать что чьим является и кому что принадлежит, поэтому содержания/формообразующие элементы "я" имеют свойство проецироваться, так же как и интроецироваться.
Клиентка Калшеда, вероятно, на описанный момент терапии нуждалась в нем как в проводнике к "ее собственным" возможностям, а это запрос на выдерживание амбивалентности, когда терапевт является в одном лице и поставщиком психических содержаний клиента, и тем, кто такие же содержания имеет и может ими цивилизованно/одновременно инстинктивно пользоваться, кто делится "собственностью" как психически узнаваемым состоянием, не ассоциированным с действием или предметом (а собственность, как понятно, всегда несет на себе черты замаранности кем-то, она никогда не чистая), кто открыв клиенту его самого должен оставить его со следом собственного присутствия в его психике, но не с самим собой. ))Понять это просто, но технически это трудоемкая и довольно "грязная" работа.
Муссон, рада Вашему возвращению :) Спасибо Вам за такой проработанный ответ.
У меня тоже были подозрения, что Калшед, говоря о "мифологическом уровне" имел в виду какой-то очень древний психологический пласт.
Я несколько раз прочла то, что Вы написали. Я бы не сказала, что понять это просто, а уж про работу вообще молчу. Мне кажется, что я понимаю, даже скорее чувствую, но что-то еще ускользает. Буду возвращаться к написанному. Как-то мне тяжело воспринимать психику так структурно: то ли мозгов не хватает, то ли привычки к подобному видению.
Но у меня возник в связи со сказанным Вами следующий вопрос: у меня такое предчувствие, что следующий отрывок из "Калшеда", который я сейчас приведу ниже связан с тем, что Вы говорите о провождении к самой себе:
"Юнг однажды сказал, что простое отреагирование (abreaction) травмы не представляет собой исцеляющего фактора: "переживание должно быть воспроизведено в присутствии врача" (Jung, 1928a : par. 269). По-видимому, присутствие свидетеля переживания необходимо для констелляции той самой "инаковости", которая вводит в действие психику в качестве "третьего" фактора." (курсив мой)
(из главы "Расщепление разума, тела и духа при травме")
Или это о другом?
"Юнг однажды сказал, что простое отреагирование (abreaction) травмы не представляет собой исцеляющего фактора: "переживание должно быть воспроизведено в присутствии врача" (Jung, 1928a : par. 269). По-видимому, присутствие свидетеля переживания необходимо для констелляции той самой "инаковости", которая вводит в действие психику в качестве "третьего" фактора."
Сложно ответить однозначно, так как невозможно описать психическое событие непротиворечиво. Развитие травматично само по себе, за каждым новым интегрированным состоянием стоит травма. Если "травму" разложить на составляющие, то получатся объектные отношения - субъект, объект и переходное пространство, "галлюцинация младенца о матери", в которой и происходят субъективно значимые процессы. Я склоняюсь к тому, что в процитированном фрагменте "психика как третий фактор" обозначает события в переходном пространстве: отреагирование просто воспроизводит обстоятельства онтогенеза, содержащие в себе запрос в никуда для поиска более адаптивно выигрышного контейнирования, а врач (терапевт) может немного или много улучшить уже анамнестически известный клиенту способ "понимания" объектом его запроса, формируя феномен "отношения к событию", т.е. контекст проявления физиологического поведения в человеческом исполнении. Если этот новый контекст будет более выигрышным для инстинктивной+человеческой жизни субъекта, он его примет, если нет - отвергнет.
Иллюстрация сейчас пришла на ум из Слоненка Киплинга - хобот тянули трое (Слоненок, Крокодил и Змей). Но успешный финал был связан не с тем, что теперь Слоненок понял свою "инаковость")) благодаря инструкции Змея, а с тем, что он с новым хоботом получил новый опыт, доказавший свое преимущество по сравнению с прежним во все той же референтной группе.
Автор:
... Я не перестаю удивляться к каким уловкам прибегает человек, дабы избежать разочарования в себе, стыда. Есть какая-то глубочайшая потребность в человеке спасать свой "благообразный" образ, когда он подвергается опасности быть разоблаченным. Мне кажется Калшед говорит о какой-то особой одержимости у травмированных людей любыми силами избегать этого разоблачения, ибо предчувствие его переживается как страх перед дезинтеграцией, уничтожением, небытием.
Возможно, я несу какую-то несуразицу. Но мне так (пред)чувствуется
________________
/... Какая тут у вас интереснейшая беседа! Читаю с удовольствием! Если позволите, только одно словечко.../
И я не перестаю удивляться, Аспирина! Почему говорите: "Возможно... несу несуразицу. ..."? Вам очень даже отлично (пред)чувствуется. Калшеда, извините, еще не прочитала, но, зато, видела воочию, в реальности эту самую одержимость страхом "разоблачения". Общение с такими людьми /для меня, во всяком случае/ практически невозможно - либо вы непрерывно "поливаете" нарциссические "корни" таких созданий всевозможными комплиментами и уверениями в вашем к ним любви и уважении, либо разговор сводится к выяснению отношений - вас обвиняют ни больше, ни меньше, как во "взвешивании мозгов" собеседника, сомнении в его интеллектуальности, компетентности, и т.д., и т.п., конечный этап - обесценивание вас, вплоть до оскорблений. И делается это с такой страстью, одержимостью и агрессией, как будто, от этого зависит жизнь и благоденствие этих ... травмированных.
_____
"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"
Муссон пишет о травме в широком смысле, а цитаты Юнга и Калшеда - о травме в узком смысле.
Я писала о принципе, суть которого не меняется в зависимости от масштаба. К примеру, одни и те же признаки воспаления (калор, долор, тумор, рубор ет функция леза) можно найти и при поверхностном повреждении ткани (царапина), и при заболевании всего организма (грипп). Но, поскольку травма формируется, как и любой отклик, на стыке двух сред - степени травматогенности события и степени готовности организма эту травму переработать в качестве фактора развития, то на практике всегда приходится не только искать причины недостаточно успешной адаптации, но еще и искать ресурсы для ее улучшения в самом травмированном человеке. Ретравматизировать, идти еще глубже, в те области, где все еще было хорошо, где галлюцинация о матери наполнялась матерью без особых проблем ("мать" - конечно, имею в виду не мать, а принцип), где была надежная конкретика взаимопонимания, отсутствия разночтений.
Я писала о принципе, суть которого не меняется в зависимости от масштаба. Вы приводите пример из биологии, но довольно противоречивый, с моей точки зрения. Грипп - не травма, хотя и заболевание всего организма. Царапина - формально травма, но разве от масштаба "поверхностного повреждения ткани" не меняется реакция на нее? прежде всего, меры по преодолению ситуации.
В психологии есть качественные различия в способе понимания и обращения с травмирующим опытом разного масштаба. В юнгианской психологии под словом травма принято понимать весьма специфические процесс и структуру ("в узком смысле"). Не каждое тяжелое событие-переживание-опыт становится психической травмой, не так ли?
Биологические параллели применимы к психическим процессам лишь с осторожностью и не всегда. Или у вас другое мнение на этот счет?
В пределах юнгианской теории и практики на тему травмы также существенно различаются подходы к ранней травме и произошедшей в более позднем возрасте, к однократному катастрофическому опыту и кумулятивной травме...
муссон 2013-12-12 12:08:12
травма формируется, как и любой отклик, на стыке двух сред - степени травматогенности события и степени готовности организма эту травму переработать в качестве фактора развития, то на практике всегда приходится не только искать причины недостаточно успешной адаптации, но еще и искать ресурсы для ее улучшения в самом травмированном человекеВ юнгианской психологии (это гуманитарная практика!) зарубежные коллеги отказались от такого естественно-научного подхода около 15 лет назад, как от редуктивного и заводящего в безвыходную ситуацию. С другой стороны, в медицинско-психотерапевтической среде он, безусловно, будет еще жив какое-то время.
Ретравматизировать, идти еще глубже, в те области, где все еще было хорошо, где галлюцинация о матери наполнялась матерью без особых проблем ("мать" - конечно, имею в виду не мать, а принцип), где была надежная конкретика взаимопонимания, отсутствия разночтений. При тяжелой ранней травме и дезорганизованном типе привязанности (некоторые виды негативного материнского комплекса) этой сферы "еще до", вероятно, не существует. Опять же Калшед (в более современных, увы, не русскоязычных статьях) и Брайан Фельдман (в наблюдениях за младенцами и исследованиях ранних процессов в паре мать-дитя в последние 5-7 лет)
Если нужен контекст вырванных фраз то,
1) из "Стыд и аутоагрессия" (в 5-ом абзаце)
2) "Появление девочки из сновидения" (начало 2-го абзаца).