Освобождение
Как-то вечером, после встречи с этим пациентом, во
время которой он рассказывал о своей семейной жизни
и о том, что ему очень нравится Мехико, я совершенно
случайно попала в кино на фильм Ингмара Бергма-
на «Земляничная поляна». Этот впечатляющий фильм
пестрил и изобиловал привлекательными молодыми
женщинами, представительницами типа вечно юных
и хрупких блондинок, несомненно олицетворяющих
собой Аниму. Надо сказать, меня поразили и возмути-
ли призрачные картины, проносящиеся перед взором
героя фильма — престарелого профессора Борга, и я
поняла, что сбор земляники, ассоциирующейся с юно-
стью и эфемерностью летних романтических приклю-
чений, имеет ярко выраженный эротический аспект,
символизирует в фильме чрезвычайную хрупкость и
уязвимость любовных отношений.
Земляника — атрибут богинь любви, поскольку,
будучи незрелой, она твердая и светло-зеленая, а со-
зревая, становится красной, сочной и сладкой. Иногда
ее используют как целительный талисман. В Баварии существовала традиция ранним летом оставлять не со-
рванными ягоды земляники в дар эльфам, чтобы при-
влечь богатство и процветание в свой дом. В христиан-
стве земляника является эмблемой Иоанна Крестителя
и Девы Марии, а в языческие времена она была атри-
бутом скандинавской богини Фригг, покровительницы
браков. Считалось, что в День святого Иоанна, двад-
цать четвертого июня — в день летнего солнцестояния,
Фригг отправлялась с детьми в лес по землянику, точно
так же, как впоследствии Дева Мария. В этот день мате-
ри, потерявшие маленьких детей, не смели есть земля-
нику. Она была для них под запретом. Считалось, что,
если они ослушаются, для их детей навсегда закроются
ворота в рай. Святая Дева говорила такому ребенку:
«Тебе вход запрещен, твою долю съела твоя мать, тебе
ничего не осталось». (Здесь уже прослеживается внед-
рение христианской морали, которая пришла на смену
языческой системе ценностей.)
Энн Магуайр
Освобождение тогда отказ от роли матери в отношениях и принятие роли женщины,любимой,любовницы.
Марфа, спасибо за комментарии.
Да, это я чувствую.
Мне очень сильно запал образ, который Вы мне в свое время выразили в словах, кружения над центром, Самостью... что-то такое. Не знаю, к чем это я сейчас пишу...
Что касается роли женщины, любимой и любовницы - сейчас какой-то новый виток начался, опять же чувством сужу. Да и спокойствием каким-то.
Вопрос возник, может быть есть интерпретации на этот счет у Вас или кого-нибудь (а может и материалы): почему сначала приходит мгновение, когда чувствуешь (знаешь), что наконец понятно стало все, и только потом разворачивается все содержание? Я это также заметила в видео Роджерса, где пациентка сначала озвучила то, что верно, но еще сама не поняла этого, и через пару-тройку фраз Роджерса все же поняла и осознала. И еще: как это разворачивается ?
Обработка вербальной информации:
Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.
Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.
Воображение:
Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.
Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.
Параллельная обработка информации:
Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.
Возможно, современному ученому, витающему в высоких абстрактных сферах, правое полушарие ни к чему? Ничуть не бывало! Если большинство простых смертных действительно думает с помощью слов, то для ученых это не всегда характерно.
Большинство выдающихся математиков нашего века мыслило зрительными, реже — двигательными образами. Ж. Адамар перекодировал задачи в систему точек и пятен неопределенной формы, а затем оперировал этими символами, расстояниями между ними, свободными пространствами. Только на заключительном этапе исследования начинали использоваться математические знаки, а перекодирование зрительных образов в слова осуществлялось лишь в процессе подготовки открытия к опубликованию.Точно так же работал А. Эйнштейн. Он и другой великий физик, Н. Бор, с большим отставанием от средней нормы овладели в детстве устной, а затем и письменной речью. Это способствовало большему развитию правого полушария, созданию им особых систем знаков внутренней речи, впоследствии использованных в процессе творческой деятельности, полностью защищенной от вмешательства скептически настроенного левого соседа с его словесным мышлением и логикой традиционного здравого смысла, что в конечном итоге и сделало их выдающимися учеными.Чтобы творчески осмыслить проблему, одного логического аппарата недостаточно. Необходима интуиция, а это важнейшая функция правого полушария. Левое полушарие выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, но если для ее решения их недостаточно, оно бессильно. Правое полушарие схватывает проблему в целом. Оно легко образует различные ассоциации и с большой скоростью осуществляет их перебор. Это помогает правому полушарию разобраться в ситуации и высказать гипотезу, сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.Правое полушарие — сфера бессознательного. Мыслительные операции осуществляются в правом полушарии скрытно и независимо от левого, и оно знакомится лишь с окончательным результатом этой работы. Вот почему левое полушарие, командующее всем и вся, не может вмешаться в эту скрытную работу и погубить на корню начинающую зарождаться идею, показавшуюся ему неожиданной и парадоксальной.Озарение, которое может к нам придти и во сне, и когда наш мозг занят совершенно другой работой, — результат творчества правого полушария