Яма

|
Приснилось, что я был дома вместе с семьёй, когда началось землетрясение. Отец сказал мне и моей сестре бежать скорей на улицу. Сестра тормозила(этот мотив уже в сотый раз повторяется) и не проявляла страха,но в этот раз сон не стал зацикливаться на одном мотиве. Мы выбежали на улицу. Там я обнаружил глубокую и тёмную яму посреди снежного ковра и понял, что землетрясение произошло, когда это здесь появилось. Вокруг ямы - чёрный решётчатый забор, неизвестно откуда взявшийся. Тут что-то изменилось. Я снова дистанцировался и наблюдал за всей историей со стороны. Вместо моей семьи - незнакомые люди. Вместо меня - мальчик с тем же именем, что и у меня, он был в чёрной одежде и чёрных перчатках. Я наблюдал за ним, знал, о чём он думает, но при этом я с ним не смешивался. Домой возвращаться было опасно и группа людей(моя семья)отправлялась искать другое жильё. Илья(это наше имя) откуда-то знал, что если сбросить решётку в чёрную дыру, это решит все проблемы, и они смогут вернуться. Он тешил себя честолюбивыми мыслями на героическую тему, мнил себя чуть ли не избранным. Он начал сталкивать решётку, и я обнаружил, что стою на железной балке, а значит, упаду в попасть вместе с решёткой. Я сказал ему об этом, но он не обратил внимания.В конце концов ему удалось столкнуть решётку, но в последний момент он(мы) подскользнулся(лись). В пропасть он скатывался очень медленно и пафосно вниз по снежному крутому склону. В голове у него были эпические и пафосные мысли: "Как глупо! Моё тщеславие стало моей погибелью! Я хотел стать героем... Бла-бла-бла". Ну вот и всё, собственно.
Землетрясение и яма, как образ травмы, которую несет вся семья (это может быть и вынужденный переезд)...

Яма - как вход в бессознательное... 

Геракл / Герой входящий в Аид.

- "Как глупо! Моё тщеславие стало моей погибелью! - Почему глупо? А если это Ваш путь?

Алиус,многие мотивы повторяются из прошлых снов,например,мотив расщепления на мальчика-героя и вас.Темная одежда может означать два мотива,либо то,что юношеский героизм вытесняется в тень (меняется установка),либо образ некого Байронического героя (черная одежда и черные перчатки).Естественно то,что мальчик носит ваше имя напрямую указывает,что его пафосное поведение,черты присущи и вам.Образ семьи,который затем расширяется,указывает на корни подобного расщепления,начинается в семье и неизменно "отыгрывается" в социуме.Ограда-понимание границ.Героическая установка,которая на каком-то этапе жизни могла быть спасительной,может стать причиной вашей "гибели".Мотив Икара и Фаэтона.
Чего то из толкований до него доходит.

Он меняется.

 4. ГОРДЫНЯ И ВОЗМЕЗДИЕ

Существует немало других мифов, в которых описано состояние инфляции.

К числу последних относится миф об Икаре:

"Дедал и его сын Икар были посажены в темницу на Крите. Отец изгото­вил себе и сыну по паре крыльев, с помощью которых они смогли бы бе­жать из заключения. Но Дедал предупредил сына: не летай слишком вы­соко, иначе солнце расплавит воск на твоих крыльях, и ты упадешь. Делай так, как я. Не следуй своим курсом. Но Икар так обрадовался своей способ­ности летать, что забыл о предупреждении и последовал своим курсом. Он взлетел слишком высоко, воск расплавился, и он упал в море". В этом мифе выделяется опасная сторона инфляции. Хотя и существуют моменты, когда инфляционный акт необходим для достижения нового уровня сознания, тем не менее, существуют моменты, когда любое действие в сторону инфляции является безрассудным и гибельным. С уверенностью можно отправиться своим путем только тогда, когда знаешь, что ты делаешь. Доверие к высшей мудрости других нередко позволяет точнее оценить ре­альную ситуацию. Как сказал Ницше: "Не раз человек отказывался от своего достоинства, когда отказывался от своего рабства".20 Я упомянул о необхо­димом преступлении инфляции, но это действительно преступление, и оно все-таки приводит к реальным последствиям. При неправильной оценке ситуации человеку уготована судьба Икара.

Я считаю, что все сны о полетах в какой-то мере соотносятся с мифом об Икаре. В-первую очередь это относится к снам о полетах, не обеспечен­ных механическими средствами поддержки. Оторвавшись от земли, всегда подвергаешься опасности упасть на землю. Неожиданное столкновение с реальностью, символом которой является земля, способно вызвать опасное потрясение. Сновидения и симптоматические образы, связанные с авиака­тастрофами, падением с высоты и боязнью высоты проистекают из основ­ной психической установки, представленной в мифе об Икаре.Приведем пример сновидения на тему Икара. Этот сон приснился моло­дому человеку, который идентифицировал себя со знаменитым родствен­ником. Он позаимствовал крылья, изготовленные другим человеком, и с их помощью полетел:

"Вместе с другими людьми я стою на краю высокого утеса. Они пры­гают с утеса и ныряют в мелководье. Я уверен, что они гибнут. Еще не проснувшись, или сразу по пробуждении, я вспомнил картину Брей­геля "Падение Икара".

На картине Брейгеля "Падение Икара" изображена сельская ме­стность в Италии. Слева крестьяне занимаются пахотой и своими повседнев­ными делами. Справа изображено море с несколькими суденышками. В нижнем углу видны ноги Икара в тот момент, когда он исчезает в воде. Одна из замечательных особенностей этой картины состоит в том, что пер­сонажи, изображенные в левой части картины, совершенно не обращают внимания на то, что происходит с Икаром (в правой части картины). Они не сознают, что перед их глазами происходит архетипическое событие. Сновидец высказал несколько замечаний по поводу этой особенности кар­тины, отметив, что он сам не сознает происходящее с ним. Он находился в процессе падения с высот нереальности, но это понимание пришло к нему позже.

Приведем еще один пример сна об Икаре, который приснился женщине: "Я еду по дороге и вижу в небе человека, похожего на Икара. Он держит в руке факел. Неожиданно его крылья загораются. Его охватывает пла­мя. Пожарные машины на земле подтягивают к нему шланги. Огонь уда­ется погасить. Но он тяжело падает на землю и гибнет, держа в руке факел. Он падает рядом со мной, ияв ужасе кричу: "О, Боже! О, Боже!"Эта женщина была жертвой частых интенсивных проекций идеалис­тического анимуса. Приведенный сон ознаменовал прекращение проек­ций, вызвавших у нее появление инфляционной установки по отношению к себе.

К инфляции имеет отношение и миф о Фаэтоне: "Мать рассказала Фаэтону, что его отцом был бог солнца Гелиос. Чтобы убедиться в этом, Фаэтон отправился к жилищу солнца и спросил Гелиоса: "Ты действительно мой отец?" Гелиос подтвердил, что он отец Фа­этона, и допустил оплошность, сказав: "Чтобы доказать это, я дам тебе все, что ты попросишь". Фаэтон попросил позволить ему прокатиться по небу, управляя колесницей солнца. Гелиос тотчас пожалел о своем не­обдуманном обещании. Но Фаэтон настаивал, и, вопреки здравому смыс­лу, отец уступил ему. Фаэтон поехал на колеснице солнца, но поскольку он был слишком молод, ему не удалось справиться с управлением, и он рухнул на землю, объятый пламенем".

В этом мифе сказано о том, что инфляция неизбежно приводит к падению. Фаэтон служит прообразом современных "лихачей". Быть может, этот миф говорит о чем-то и снисходительному отцу, который, вопреки здравому смыслу, слишком рано дает свободу своему сыну, скажем, в пользовании се­мейным автомобилем или в области самоопределения, без компенсации этой свободы за счет чувства ответственности.

Я вспоминаю пациента с "комплексом Фаэтона". Вначале он произвел на меня впечатление беспечного рыцаря. Правила других людей не распро­странялись на него. У него был слабовольный отец, к которому он не испы­тывал чувства уважения. Он постоянно высмеивал или унижал тех, кто поль­зовался авторитетом в глазах отца. Ему приснилось несколько снов о том, что он находится на возвышенности. При обсуждении одного из таких снов психотерапевт упомянул миф о Фаэтоне. Он был растроган впервые за все время психотерапевтических консультаций. Пациент не знал об этом мифе, но он тотчас узнал в нем свой миф. Он увидел в этом мифе изображение своей жизни и неожиданно понял, что именно эту архетипическую драму он пере­живал.

Но ведь все архетипические образы неоднозначны. Мы не можем зара­нее быть уверены, как интерпретировать их—положительно или отрица­тельно. Например, рассмотрим позитивный сон о Фаэтоне, который при­снился человеку, видевшему во сне шоколадный торт. Этот сон приснился ему накануне встречи с лицом, которое пользовалось определенным влиянием на его работе и внушало всем чувство ужаса. Сон произвел неизгладимое впечатление. Он дал достойный отпор этому лицу. Если бы этот сон при­снился после указанного события, тогда можно было бы считать, что сон был "обусловлен" внешними впечатлениями. Но поскольку сон предшество­вал мужественному отпору авторитетному лицу, мы вправе утверждать, что сон вызвал внешнее событие или, по меньшей мере, создал психологическую установку, которая обеспечила наступление этого события. Приведем описание этого сна:«Я—Фаэтон. Мне удалось справиться с колесницей солнца, и я успешно проехал по небу. Замечательная сцена: сверкающее синее небо и белые облака. Я испытываю радость. У меня все получилось. Первая мысль: "В конечном счете, Юнг был прав в отношении архетипов".

Здесь миф о Фаэтоне включен в состав сновидения, хотя и в модифи­цированном виде в соответствии с задачами сновидения. Сновидцу (Фаэто­ну) удается сделать то, что не удалось сделать мифическому Фаэтону. Оче­видно, что сновидец совершил то, что было выше его возможностей. Он совершил рискованный поступок. В какой-то мере это связано с инфля­цией. Однако поскольку этот сон был вторым, т.е. приснился после первого сна, он связан с необходимой героической инфляцией, что и соответство­вало действительности. Сон позволяет установить связь между сновидцем и новым уровнем его внутренней эффективности. Вне сомнения, теперь проблема инфляции приобретает неоднозначный характер. С одной сто­роны, инфляция связана с риском, а с другой, она абсолютно необходима. Преобладание той или иной особенности зависит от индивида и конкрет­ной ситуации.http://userdocs.ru/psihologiya/144521/index.html?page=2
Автор: Vervoleg, дата: вс, 22/12/2013 - 12:06

Чего то из толкований до него доходит.

Он меняется.--------------------------------------Мне кажется мотив "изменений" один из самых пагубных для психологии и взаимоотношений.

Все течет, все изменяет.
Это безличный процесс,а когда кто-то меняет кого-то напоминает принятие на себя божественной миссии и априори знание куда менять,в сторону какого шаблона-эталона-идеала...
Интересно, что коллективную опасность- *мальчик* использует как способ для повышения собственной значимости ( *мнил себя избранным*, *тщеславие*)-видимо- он неуверен в себе(?) Я думаю-* герой*- не пожалел бы о содеяном и не обесценил бы свою деятельность(*как глупо! мое тщеславие стало мне погибелью*)*Героического* в этом сне-мне кажется- нет-а есть образ *мальчика*- старающегося самоутвердиться(?)
А что было на кону? Столкнуть решётку надо было для того,чтобы вернуть дом или предотвратить дальнейшие толчки(не помню точно). Семье-то, собственно, ничего больше не угрожало. Жизнь - слишком большая цена.
в сторону какого шаблона-эталона-идеала...

==

Сознание имеет оппозицию в бсс, вот если они как то начинают диалог - значит в правильную

сторону.  Это и есть -шаблон-эталон.

Марфуша.

Олег,уже писала,что мне неприятно такое обращение.Также как неприятен поучительный тон и похлопывание по плечу типа с высоты опыта.
Олег,уже писала,что мне неприятно такое обращение

=====

Потому и написал.

 Надо же как то выразить обиду.

=====

Также как неприятен поучительный тон и похлопывание по плечу типа с высоты опыта.

=====

Мне то как приятно читать ваши нотации.


"Приходит пятачок в гости к Винни-Пуху. Стучится в дверь - ему открывает

здоровенная медведица. Пятачок с перепугу начинает верещать:
- Ой, вы кто? И где медвежонок Винни?
- Медведь Пух ушел на работу. А я его жена.
- ...Hу, когда вернется, передайте, что к нему приходил кабан Пятак."