Приснилось, что я был дома вместе с семьёй, когда началось землетрясение. Отец сказал мне и моей сестре бежать скорей на улицу. Сестра тормозила(этот мотив уже в сотый раз повторяется) и не проявляла страха,но в этот раз сон не стал зацикливаться на одном мотиве. Мы выбежали на улицу. Там я обнаружил глубокую и тёмную яму посреди снежного ковра и понял, что землетрясение произошло, когда это здесь появилось. Вокруг ямы - чёрный решётчатый забор, неизвестно откуда взявшийся.
Тут что-то изменилось. Я снова дистанцировался и наблюдал за всей историей со стороны. Вместо моей семьи - незнакомые люди. Вместо меня - мальчик с тем же именем, что и у меня, он был в чёрной одежде и чёрных перчатках. Я наблюдал за ним, знал, о чём он думает, но при этом я с ним не смешивался.
Домой возвращаться было опасно и группа людей(моя семья)отправлялась искать другое жильё. Илья(это наше имя) откуда-то знал, что если сбросить решётку в чёрную дыру, это решит все проблемы, и они смогут вернуться. Он тешил себя честолюбивыми мыслями на героическую тему, мнил себя чуть ли не избранным. Он начал сталкивать решётку, и я обнаружил, что стою на железной балке, а значит, упаду в попасть вместе с решёткой. Я сказал ему об этом, но он не обратил внимания.В конце концов ему удалось столкнуть решётку, но в последний момент он(мы) подскользнулся(лись). В пропасть он скатывался очень медленно и пафосно вниз по снежному крутому склону. В голове у него были эпические и пафосные мысли: "Как глупо! Моё тщеславие стало моей погибелью! Я хотел стать героем... Бла-бла-бла". Ну вот и всё, собственно.
Алиус,многие мотивы повторяются из прошлых снов,например,мотив расщепления на мальчика-героя и вас.Темная одежда может означать два мотива,либо то,что юношеский героизм вытесняется в тень (меняется установка),либо образ некого Байронического героя (черная одежда и черные перчатки).Естественно то,что мальчик носит ваше имя напрямую указывает,что его пафосное поведение,черты присущи и вам.Образ семьи,который затем расширяется,указывает на корни подобного расщепления,начинается в семье и неизменно "отыгрывается" в социуме.Ограда-понимание границ.Героическая установка,которая на каком-то этапе жизни могла быть спасительной,может стать причиной вашей "гибели".Мотив Икара и Фаэтона.
Существует немало других мифов, в которых описано состояние инфляции.
К числу последних относится миф об Икаре:
"Дедал и его сын Икар были посажены в темницу на Крите. Отец изготовил себе и сыну по паре крыльев, с помощью которых они смогли бы бежать из заключения. Но Дедал предупредил сына: не летай слишком высоко, иначе солнце расплавит воск на твоих крыльях, и ты упадешь. Делай так, как я. Не следуй своим курсом. Но Икар так обрадовался своей способности летать, что забыл о предупреждении и последовал своим курсом. Он взлетел слишком высоко, воск расплавился, и он упал в море". В этом мифе выделяется опасная сторона инфляции. Хотя и существуют моменты, когда инфляционный акт необходим для достижения нового уровня сознания, тем не менее, существуют моменты, когда любое действие в сторону инфляции является безрассудным и гибельным. С уверенностью можно отправиться своим путем только тогда, когда знаешь, что ты делаешь. Доверие к высшей мудрости других нередко позволяет точнее оценить реальную ситуацию. Как сказал Ницше: "Не раз человек отказывался от своего достоинства, когда отказывался от своего рабства".20 Я упомянул о необходимом преступлении инфляции, но это действительно преступление, и оно все-таки приводит к реальным последствиям. При неправильной оценке ситуации человеку уготована судьба Икара.
Я считаю, что все сны о полетах в какой-то мере соотносятся с мифом об Икаре. В-первую очередь это относится к снам о полетах, не обеспеченных механическими средствами поддержки. Оторвавшись от земли, всегда подвергаешься опасности упасть на землю. Неожиданное столкновение с реальностью, символом которой является земля, способно вызвать опасное потрясение. Сновидения и симптоматические образы, связанные с авиакатастрофами, падением с высоты и боязнью высоты проистекают из основной психической установки, представленной в мифе об Икаре.Приведем пример сновидения на тему Икара. Этот сон приснился молодому человеку, который идентифицировал себя со знаменитым родственником. Он позаимствовал крылья, изготовленные другим человеком, и с их помощью полетел:
"Вместе с другими людьми я стою на краю высокого утеса. Они прыгают с утеса и ныряют в мелководье. Я уверен, что они гибнут. Еще не проснувшись, или сразу по пробуждении, я вспомнил картину Брейгеля "Падение Икара".
На картине Брейгеля "Падение Икара" изображена сельская местность в Италии. Слева крестьяне занимаются пахотой и своими повседневными делами. Справа изображено море с несколькими суденышками. В нижнем углу видны ноги Икара в тот момент, когда он исчезает в воде. Одна из замечательных особенностей этой картины состоит в том, что персонажи, изображенные в левой части картины, совершенно не обращают внимания на то, что происходит с Икаром (в правой части картины). Они не сознают, что перед их глазами происходит архетипическое событие. Сновидец высказал несколько замечаний по поводу этой особенности картины, отметив, что он сам не сознает происходящее с ним. Он находился в процессе падения с высот нереальности, но это понимание пришло к нему позже.
Приведем еще один пример сна об Икаре, который приснился женщине: "Я еду по дороге и вижу в небе человека, похожего на Икара. Он держит в руке факел. Неожиданно его крылья загораются. Его охватывает пламя. Пожарные машины на земле подтягивают к нему шланги. Огонь удается погасить. Но он тяжело падает на землю и гибнет, держа в руке факел. Он падает рядом со мной, ияв ужасе кричу: "О, Боже! О, Боже!"Эта женщина была жертвой частых интенсивных проекций идеалистического анимуса. Приведенный сон ознаменовал прекращение проекций, вызвавших у нее появление инфляционной установки по отношению к себе.
К инфляции имеет отношение и миф о Фаэтоне: "Мать рассказала Фаэтону, что его отцом был бог солнца Гелиос. Чтобы убедиться в этом, Фаэтон отправился к жилищу солнца и спросил Гелиоса: "Ты действительно мой отец?" Гелиос подтвердил, что он отец Фаэтона, и допустил оплошность, сказав: "Чтобы доказать это, я дам тебе все, что ты попросишь". Фаэтон попросил позволить ему прокатиться по небу, управляя колесницей солнца. Гелиос тотчас пожалел о своем необдуманном обещании. Но Фаэтон настаивал, и, вопреки здравому смыслу, отец уступил ему. Фаэтон поехал на колеснице солнца, но поскольку он был слишком молод, ему не удалось справиться с управлением, и он рухнул на землю, объятый пламенем".
В этом мифе сказано о том, что инфляция неизбежно приводит к падению. Фаэтон служит прообразом современных "лихачей". Быть может, этот миф говорит о чем-то и снисходительному отцу, который, вопреки здравому смыслу, слишком рано дает свободу своему сыну, скажем, в пользовании семейным автомобилем или в области самоопределения, без компенсации этой свободы за счет чувства ответственности.
Я вспоминаю пациента с "комплексом Фаэтона". Вначале он произвел на меня впечатление беспечного рыцаря. Правила других людей не распространялись на него. У него был слабовольный отец, к которому он не испытывал чувства уважения. Он постоянно высмеивал или унижал тех, кто пользовался авторитетом в глазах отца. Ему приснилось несколько снов о том, что он находится на возвышенности. При обсуждении одного из таких снов психотерапевт упомянул миф о Фаэтоне. Он был растроган впервые за все время психотерапевтических консультаций. Пациент не знал об этом мифе, но он тотчас узнал в нем свой миф. Он увидел в этом мифе изображение своей жизни и неожиданно понял, что именно эту архетипическую драму он переживал.
Но ведь все архетипические образы неоднозначны. Мы не можем заранее быть уверены, как интерпретировать их—положительно или отрицательно. Например, рассмотрим позитивный сон о Фаэтоне, который приснился человеку, видевшему во сне шоколадный торт. Этот сон приснился ему накануне встречи с лицом, которое пользовалось определенным влиянием на его работе и внушало всем чувство ужаса. Сон произвел неизгладимое впечатление. Он дал достойный отпор этому лицу. Если бы этот сон приснился после указанного события, тогда можно было бы считать, что сон был "обусловлен" внешними впечатлениями. Но поскольку сон предшествовал мужественному отпору авторитетному лицу, мы вправе утверждать, что сон вызвал внешнее событие или, по меньшей мере, создал психологическую установку, которая обеспечила наступление этого события. Приведем описание этого сна:«Я—Фаэтон. Мне удалось справиться с колесницей солнца, и я успешно проехал по небу. Замечательная сцена: сверкающее синее небо и белые облака. Я испытываю радость. У меня все получилось. Первая мысль: "В конечном счете, Юнг был прав в отношении архетипов".
Здесь миф о Фаэтоне включен в состав сновидения, хотя и в модифицированном виде в соответствии с задачами сновидения. Сновидцу (Фаэтону) удается сделать то, что не удалось сделать мифическому Фаэтону. Очевидно, что сновидец совершил то, что было выше его возможностей. Он совершил рискованный поступок. В какой-то мере это связано с инфляцией. Однако поскольку этот сон был вторым, т.е. приснился после первого сна, он связан с необходимой героической инфляцией, что и соответствовало действительности. Сон позволяет установить связь между сновидцем и новым уровнем его внутренней эффективности. Вне сомнения, теперь проблема инфляции приобретает неоднозначный характер. С одной стороны, инфляция связана с риском, а с другой, она абсолютно необходима. Преобладание той или иной особенности зависит от индивида и конкретной ситуации.http://userdocs.ru/psihologiya/144521/index.html?page=2
Это безличный процесс,а когда кто-то меняет кого-то напоминает принятие на себя божественной миссии и априори знание куда менять,в сторону какого шаблона-эталона-идеала...
Интересно, что коллективную опасность- *мальчик* использует как способ для повышения собственной значимости ( *мнил себя избранным*, *тщеславие*)-видимо- он неуверен в себе(?) Я думаю-* герой*- не пожалел бы о содеяном и не обесценил бы свою деятельность(*как глупо! мое тщеславие стало мне погибелью*)*Героического* в этом сне-мне кажется- нет-а есть образ *мальчика*- старающегося самоутвердиться(?)
А что было на кону? Столкнуть решётку надо было для того,чтобы вернуть дом или предотвратить дальнейшие толчки(не помню точно). Семье-то, собственно, ничего больше не угрожало. Жизнь - слишком большая цена.
Также как неприятен поучительный тон и похлопывание по плечу типа с высоты опыта.
=====
Мне то как приятно читать ваши нотации.
"Приходит пятачок в гости к Винни-Пуху. Стучится в дверь - ему открывает
здоровенная медведица. Пятачок с перепугу начинает верещать: - Ой, вы кто? И где медвежонок Винни? - Медведь Пух ушел на работу. А я его жена. - ...Hу, когда вернется, передайте, что к нему приходил кабан Пятак."
Яма - как вход в бессознательное...
Геракл / Герой входящий в Аид.
- "Как глупо! Моё тщеславие стало моей погибелью! - Почему глупо? А если это Ваш путь?