Морозко и госпожа Метелица.

Из старых обсуждений.
А еще холод ассоциируется с миром идей, отстаненностью, интроспекцией, оторванностью от коллективного, часто доходящей до полного ухода в себя. В "холодном" интравертном мире существует опасность "заморозить" душу. Суть выживания в том, чтобы сохранить частицу "тепла". Здесь тепло - это жизнь, а холод - это смерть для эго. Почему девушка говорит, что ей тепло? Не пытается же она обмануть мороза, отрицая очевидное? Выживание в такой ситуации во многом зависит от настроя. Возможно, она пытается настроить себя на сохранение "тепла". Когда она возвращается из мира "холода", то приобретает бонус, новое качество, которого нет у других. Это выражается в награде. А Мороз похож на проводника в мир идей -----------------------SagiS Все нижеизложенное является плагиатом и графоманией. Однако появилось неожиданно и показалось привлекательным. Для меня это имеет значение самостоятельно пошитых « красных башмачков». Если я не ошибаюсь сказка « Морозко» существует в двух вариантах . Самый известный это сказка А.Толстого , где девушки отвечают на вопросы. Второй вариант , когда Морозко берет их в услужение в свой дом и соответственно награждает. Еще одна сказка имеет сходное начало . « Женился старик на старухе . У старика дочка и у старухи. И не стало стариковой дочке житья. Старуха ее работой морила , и совсем со света сжить решила « Вези – говорит – свою дочку в лес кудель прясть» Сказка про Медведя. Общность сюжета на лицо. Для меня эти сказки выглядят как сон состоящий из нескольких частей , каждая из которых дополняет и развивает сюжет. Бессознательное ( лес) выводит на встречу героине ужасного отца. Морозко---Морз-батюшка ---- демон холода и отец ---- Сатурн. Медведь - заместительное название животного , подлинное имя табуировано и забыто . Согласно поверьям многих народностей населяющих Сибирь , Медведь предок человека. Вероятно, данный миф существовал и у славян, в сказках мы его зовем Медведь – батюшка, отец и зверь. Закономерна ли данная встреча? Думаю, да. Героиня всех этих сказок имеет отца, который не выполняет главной функции – защиты. Он вообще по сюжету трус и подкаблучник, не только не сопротивляется , но и своими руками пытается избавиться от своего ребенка. Любопытно, что и старухина дочка едет в лес на встречу с Морозко. В ее жизни тоже нет отца , гарантирующего защиту ( если с родной дочерью он так поступает , то со мной и подавно). В чем общность сказок о Морозко еще ? Девушки проходят испытание и изменяются : привезли в лес одну, увезли другую ( привезли бедную, увезли в злате серебре ; привезли благополучную, увезли грязную или вообще одни косточки) То есть, надо пройти испытание , связанное с риском , и стать другим человеком- инициализация. Не как посвящение в верховные жрецы, а как переход к взрослой жизни. В сказке про Медведя вообще существует избушка в лесу – готовое , заранее приспособленное место для сдачи экзамена на выживание . Вариант где героиня поступает в услужение к Морозко – то есть сдает экзамен по домоводству , законченное образование хозяйки дома. По результатам теста соответствующее вознаграждение. Вариант с ответами на вопросы. Девочки отвечают на вопросы. Правильно – награда, неправильно – смерть . Экзамен. Вопрос сам по себе абсурдный по логике ситуации – тебя морозят и спрашивают «Тепло ли тебе, девица , тепло ли тебе, красавица». Вопрос задается три раза и обеим одинаковый. Напрашивается вывод о ритуальности, то есть символичности действия. Одна девушка включается в эту игру символов , она умеет читать жизнь как язык символов , у нее есть доступ к этой символичности , следовательно к коллективному бессознательному , пусть и неосознанный , она проявляет уважение к демону , знает как себя вести .А вторая отвечает непосредственно и естественно , не понимая абсурдность ситуации, она вне игры. Мороз, смерть, отнимает тепло/ жизнь/ любовь и спрашивает : тепло ли тебе. Если мне тепло , хотя вокруг холодно- значит у меня есть внутреннее , независимое тепло , не подвластное холоду – внутренний, душевный источник. «Тепло, Мороз-батюшка.» Мало знать , что ты имеешь это тепло, надо узнать еще и пределы это внутреннего запаса, личную сопротивляемость внешнему холоду. Потому он и морозит ее почти до смерти и происходит качественное изменение героини – мороз ее согрел ( дал одеяла и шубу- защиту от холода). Крайности сомкнулись . Найдена точка смыкания жизни и смерти. А теперь совсем простая сказка про Медведя . Два животных , Медведь и Мышка, живут в одном доме, словно муж и жена. Медведь – мужское начало , Мышка –женское. Я ничего не знаю о Мышках в фольклоре, только устойчивую идиому – «молчит как мышь под веником» , и сказку про Курочку Рябу ,где мышь разнесла вдребезги золотое яйцо. Но других персонажей нет. У девочки задача остаться в живых, и напрясть пряжу ( пряхи Доля и Недоля ).Девочка готовит кашу и делит трапезу с воплощением женского начала. Ночью приходит медведь , начинается игра . Примечательна повязка на глазах, закрыв глаза , то есть в слепую, Медведь пытается поймать женщину. Слепое мужское желание ? Какое ? Съесть девочку. Происходит трансформация , вместо девочки бежит мышь , та часть ее существа , которую следует назвать архаичной сутью. Если богиня Мать есть внутри тебя и ты делишь с ней жертвенную пищу , ты выживешь и выиграешь , у тебя открытый канал энергии коллективного бессознательного , оно приходит тебе на помощь. Что случилось со старухиной дочкой - Медведь ее съел, остались косточки. Часть девочки внутри Медведя , часть домой повезли « Старухиной дочки косточки гремят». То есть домой придет мертвящая женщина скелет , без плоти , без мозгов, без сердца, ни страсти , ни духа, ни чувств. Что значит съесть персонаж ? Ассимилировать его, включить в себя . У девочки больше нет своей воли , нет головы , которая делает выбор , нет рук и ног , воплотить свой выбор в жизнь. И она никогда не станет взрослой , она не вырастет , у нее нет развития. В жизни встречаются пары муж-отец, жена-дочка. Муж решает, что и как, регламентируя жизнь. «Кукольный домик» Ибсена. Муж решает можно есть печенье или нет, какое платье оденет жена на вечер, вязать ты не будешь , это не эстетично , а вышивать можешь. Это проигранное соревнование. Медведь хотел съесть девочку . Слепое мужское желание выполнено?… В чем же заключается значение выигранной игры. Медведь устал , сдался и снял повязку ( прозрел?). Почему Мышка не сдалась?… Мать защищая ребенка не может устать или сдаться , может только погибнуть. Само состязание имеет такую форму в которой заложена сама возможность спасения.Медведь и Мышь находятся на одной территории и в одном времени , но они не сталкиваются. Разный масштаб. Для Медведя не имеют значения те предметы с которыми оперирует Мышка ( он просто может их не замечать), для Мышки не имеют значения те предметы с которыми оперирует медведь ( для нее не актуально где стоит стул, она все равно не может его передвинуть ). Это напоминает разделение тропинок, существовавшее в индийской деревне, на женские и мужские , данное разделение имело характер священной территории . Нельзя разрешать мужчинам ходить женскими тропинками , совершенствоваться в искусстве штопки носков. Мужчины должны конкурировать с другими мужчинами вне домашней норки, не внося в семью военные танцы и потрясание копьем.Но удержаться могут не всегда , не снимают сапоги входя в дом , или просто все очень и очень плохо( с мужчинами он конкурировать не может , а потребность в самоутверждении удовлетворяется «шедевром» постиранных рубашек с обязательным разъяснением насколько он хорошо это делает). Сказка заканчивается идиллией сотрудничества мужского и женского начала . Мышка прокусила дырочку в занавеске и привязала лунный лучик к уже готовой ниточке, Медведь спел песню для веретена и вот прядется лунная пряжа, волшебная нить судьбы . Девочка спит , как интересно чем обернется для нее такой подарок… Очень интересны комментарии специалистов . У меня все это вызвало только вопросы . Женщины имеющие проблемы с отцами видят во сне образы колдунов ? Накладывает ли данная проблема отпечаток на форму анимуса ? (допустим он имеет часто повторяющуюся форму черного человека , шамана , вуду) Конечно, данную проблему надо решать. Или не стоит возвращаться в детство( в определенной степени регрессировать)? Следует ли заключать союзы с отцом-демоном? И так далее ….
SagiS:Крисстализация скорее всего символизирует упорядочивание, застывание, в частности связано и со смертью - как статичным состоянием ("мор" - Мороз). Застывание - также остановка, сохранение в нынешнем состоянии. Скажем, застывание воды - в некотором смысле оформление бессознательных содержаний, но в то же время и задержка изменений, "остановка текучести".http://jungland.net/nuke_forum.html
Аналог Морозко сказка госпожа Метелица.
Марфа-М. 2014-06-02 10:00:09
Мороз, смерть, отнимает тепло/ жизнь/ любовь и спрашивает : тепло ли тебе. Если мне тепло , хотя вокруг холодно- значит у меня есть внутреннее , независимое тепло , не подвластное холоду – внутренний, душевный источник. «Тепло, Мороз-батюшка.» Мало знать , что ты имеешь это тепло, надо узнать еще и пределы это внутреннего запаса, личную сопротивляемость внешнему холоду. Потому он и морозит ее почти до смерти и происходит качественное изменение героини – мороз ее согрел ( дал одеяла и шубу- защиту от холода). Крайности сомкнулись . Найдена точка смыкания жизни и смерти.

 отозвалось, интересно и в самую суть. Внутренний огонь, потенциал, словно узреть собственную силу посредством антагониста???
Еще интересно рассмотреть сходство и различие двух сказок: Морозко и госпожа Метелица.В первой столкновение с архетипическим отцом (Морозко) во второй с архетипической матерью (фрау Холле), в первой сказке есть реальный отец, он и отвозит дочку в лес, во второй сказке-только мачеха.Во второй сказке все типичные материнские атрибуты (печка, яблоня).И еще.Животные разные.Как будто поменяны.В "отцовской" сказке-это собака, атрибут великой матери,а в "материнской" сказке-петух,солярный символ,скорее атрибут отца.
Петух этот является предком ян — мужского начала Вселенной. Гнездится он на дереве фью-сань, которое растет в краю зари и высотою достигает тысячи футов. Голос небесного петуха невероятно громок, а осанка величава. Он несет яйца, из которых вылупляются цыплята с красными гребешками. Все петухи на земле — потомки небесного петуха, иначе именуемого "птицей рассвета".-----------------У римлян петух был фаллическим тотемом. И в настоящее время в разговорной английской речи слово соек (петух) означает мужской член. Символом вожделения петух служит и в тибетской мандале, иллюстрирующей учение Будды. из символариума.

Внутренний огонь, потенциал, словно узреть собственную силу посредством антагониста???

-------------------Да, получается так.Чтобы почувствовать себя живой надо основательно "околеть"))).

Марфа-М. 2014-06-02 13:29:18
Да, получается так.Чтобы почувствовать себя живой надо основательно "околеть"))).

 о чем это, если перенести в символическое, или провести аналогию? "Околеть", отстранится от внешнего, уйти в себя, интроверсия? Или это из сферы пограничников? или из серии - умирания, способность отпускать и возрождаться? или???
вот еще нашла:
"...В фольклоре известно три мороза: мороз Красный нос – взбадривание, покраснение кожи, мороз Синий нос – начало обморожения, посинение кожи, мороз Белый или Костяной нос – обморожение и смерть. Соответственно они соотносятся с верхним небесным, земным срединным и нижним мертвым мирами. Алёнушка проходит все три испытания и не ропщет, на вопрос «тепло ли тебе девица?», отвечает: «тепло Морозушка». Пройдя ритуальную смерть она получает награду: приданное и пригожего жениха. Её сестра не выдержавшая испытания стойкости и терпения, наказывается. Смысл сказки в необходимости перенести, все виды испытания, вплоть до смертельной опасности и последует награда..."
 о чем это, если перенести в символическое, или провести аналогию? "Околеть", отстранится от внешнего, уйти в себя, интроверсия? Или это из сферы пограничников? или из серии - умирания, способность отпускать и возрождаться? или???----------------------------Ютта, мне, чтобы символически понять проще зайти с другого конца. Попробовать найти синонимы холода в языке.Например-"отморозок"-подонок,из области пограничья. Отмороженный-сумасшедший, не от мира сего.Холодная женщина-безэмоциональная.Холодный ум.Фригидность-половая холодность.Охладеть к чему-то, кому-то-потерять интерес.
В качестве примера Юнг однажды рассказал группе студентов о молодой женщине, которую постоянно преследовало чувство тревоги, дошедшее до такой степени, что она наложила на себя руки в двадцать шесть лет. Еще ребенком ей приснилось, что в спальню, где она лежала в кровати, вошел Мороз Красный Нос и ущипнул ее за живот. Она проснулась и обнаружила, что сама ущипнула себя. Но сон не испугал ее, она просто запомнила его. Тот факт, что она не реагировала эмоционально на странную встречу с демоном холода - демоном замороженной жизни, не предвещал ничего хорошего в будущем и сам по себе был ненормальным. Позднее она покончила с собой так же холодно и бесстрастно. Из этого единственного сна можно вывести трагическую судьбу сновидицы, предугаданную ее детской душой.http://murzim.ru/nauka/psihologija/chelovek-i-ego-simvoly/18950-pervye-proyavleniya-podsoznatelnogo.html
тоже интересно, А.В. Безруких, О.М. Пилявина. "Архетипы в психотерапии":
"..Л.И. Кирсанова рассматривает архетип сиротства в эпосе и сказках. Как правило носителем данного архетипа является девушкаподросток, прошедшая стадию сепарациииндивидуации. На символическом уровне она убивает свою мать. Функция сиротки позволяет дистанцироваться от матери для того, чтобы обрести себя в мужской культуре и состояться в архетипическом патерне Анимы в качестве Великой Матери. В противном случае ей грозит нарциссический удел /черты «старой девы», неприятие мужской культуры/. Так уходя из женской культуры в мужскую, Сиротка вновь возвращается в женскую культуру, но уже на новом уровне. Через собственную победу над страхом, отчаянием, страданием, претерпевая, веруя и принимая реальность, Сиротка с помощью Мачехи выходит на дорогу жизни. А любимая дочь Мачехи нарциссически губится ею в слепой удушающей любви. Можно предположить, что архетип Анимы представлен несколькими патернами поведения: с одной стороны – архетипом Великой Матери, с другой – архетипом Сиротки. Наиболее ярко архетип Сиротки отражен в сказках /русские народные "  Морозко ", ."
Ютта, вот есть ещё мысль, что замороженность-это изолированная часть души, энергии, которая появляется после травматичного опыта, замороженность, как попытка сохранить, не дав ни умереть, ни жить, как консервация,этому может быть подвергнута и часть души и вся душа в целом.Как у Грома во сне, где из холодильника выкатился орех-пришла пора растаять.Застывание-застыть.(застывший взгляд).Думаю что-то можно найти на эту тему у Калшеда.
  1.  На улице зима...душа застыла...
Так холодно... Так хочется в тепло.
И ночь черна...И всё кругом не мило.
Куда не глянешь: боль одна и зло...
И жалости не хочется...не надо.
Утешить душу может только Бог.
И ей, порой, достаточно лишь взгляда,
Чтоб отступили тысячи тревог.
Но почему-то силы нет молиться?
Душа застыла... Даже нету слёз...
Ей хочется от взглядов всех укрыться,
И проскользнуть к Иисусу между звёзд.
Ей хочется давно к Христу прижаться,
Согреться на Его большой груди,
Не плакать, не страдать, не унижаться,
Даже не знать, что будет впереди?..
Ей надо в этот миг к Христу в объятия,
Без слов и назиданий, просто так...
И без заслуг,  по Божьей благодати.
Она готова сделать этот шаг...
Душа застыла...С ледяной душою,
Не принимают, к сожаленью, в рай...
Иди домой. Господь всегда с тобою.
Ты просто боль свою Ему отдай...
23.01.14. Бондаренко Любовь.                                                                                            2 Душа застыла, не болит, не плачет,
Не рвутся строки жгучие из сердца.
Меня не тронул злой крылатый мальчик, 
Где "форте" и "пиано" - рядом "меццо".

Нет острых ощущений, мир логичен,
Из раза в раз, из часа в час, по жизни
Я слышу: индивидуальность, личность,
По разуму же - скоро справят тризну,

И растворятся в глубине сознаний,
Увидят в философии смиренье...
Шестое чувство - кукловод желаний - 
Ты призвано держать нас в ослепленьи.

Холодный хоровод вокруг надежды,
И отрешенный взгляд с моралью строгой,
А искренность... осталась где-то между
Мечтой и новой начатой дорогой.http://www.chitalnya.ru/work/954033/                                            3 Душа застыла, замерла...

Душа застыла, замерла,
А может, даже умерла.
А ведь горела страстно,
Пылала и …напрасно.
Зачем в Душе был пламень…
Чтоб превратился в камень?
Зачем Душе горячей быть…
Чтоб в черной пустоте остыть?
Зачем ей жаждать и пылать…
Чтобы в пустыне умирать?
Огня не надо и желаний,
Раз лава застывает в камень.
Душа горела и желала,
Она пылала и страдала…
Чтобы в пустыне быть ничем,
Зачем, огонь зажжен, зачем?
Душа застыла, замерла,
Наверно, все же умерла.
Хотя…Душа еще живет…
А может, пламень не умрет?
И сердце, вспыхнув,заискрится?
Но если небо даст влюбиться…http://stihidl.ru/poem/218424/

Снег http://jungland.net/node/6798
Не могу собрать мысли в кучу, пишу и стираю

напоминает охваченность негативным материнским, способность осмыслять притупилась, душа бродит в пределах зимы и я пытаюсь сама себе сказать, что мне не холодно

и единственное, что настойчиво стучит в дверь - мысль о странной ситуации, Мороз спрашивает тепло ли тебе? почему - не холодно ли тебе? т.е., если рассмотреть ситуацию с позиции интерпретации по Безруких, то обрести себя в мужской культуре без потери связи с телом и душой? Ты словно периодически проверяешь - как ощущаешь себя, не расщепляясь пройти и вернуться??? 
и я сказку помнила по фильму, а в самой сказке - нет таких слов, там только приветствие -эх-хе, все не так и все не то