Мудрая дева (Афанасьев А.Н.)

Ехали два брата: один бедный, другой именитый; у обоих по лошади: у бедного кобыла, у именитого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. Будит он на утре бедного: «Вставай, брат, у меня телега ночью жеребенка родила». Брат встает и говорит: «Как можно, чтобы телега жеребенка родила! Это моя кобыла принесла». Богатый говорит: «Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок бы подле был!» Поспорили они и пошли до начальства; именитый дарит судей деньгами, а бедный словами оправдывается. Дошло дело до самого царя. Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки: «Что всего в свете сильней и быстрее, что всего в свете жирнее, что всего мягче и что всего милее?» и положил им сроку три дня: «На четвертый приходите, ответ дайте!» Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошел к ней совета просить. Она посадила его за стол, стала угощать; а сама спрашивает: «Что так печален, куманек?» — «Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил». — «Что такое? Скажи мне». — «А вот что, кума: первая загадка — что всего в свете сильней и быстрее?» — «Экая загадка! У моего мужа каряя кобыла есть; нет ее быстрее! Коли кнутом приударишь — зайца догонит». — «Вторая загадка: что всего в свете жирнее?» — «У нас другой год рябой боров кормится; такой жирный стал, что и на ноги не подымается!» — «Третья загадка: что всего в свете мягче?» — «Известное дело пуховик, уж мягче не выдумаешь!» — «Четвертая загадка: что всего в свете милее?» — «Милее всего внучек Иванушка!» — «Спасибо тебе, кума! Научила уму-разуму, по век не забуду». А бедный брат залился горькими слезами и пошел домой; встречает его дочь-семилетка (только и семьи было, что дочь одна): «О чем ты, батюшка, вздыхаешь да слезы ронишь?» — «Как же мне не вздыхать, как слез не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которых мне и в жизнь не разгадать». — «Скажи мне, какие загадки?» — «А вот какие, дочка: что всего в свете сильней и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?» — «Ступай, батюшка, и скажи царю: сильней и быстрей всего ветер; жирнее всего земля: что ни растет, что ни живет — земля питает! Мягче всего рука: на что человек ни ляжет, а все руку под голову кладет; а милее сна нет ничего на свете!» Пришли к царю оба брата: и богатый и бедный. Выслушал их царь и спрашивает бедного: «Сам ли ты дошел или кто тебя научил?» Отвечает бедный: «Ваше царское величество! Есть у меня дочь-семилетка, она меня научила». — «Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелковая; пусть к утру соткет мне полотенце узорчатое». Мужик взял шелковую ниточку, приходит домой кручинный, печальный. «Беда наша! — говорит дочери. — Царь приказал из этой ниточки соткать полотенце». — «Не кручинься, батюшка!» — отвечала семилетка, отломила прутик от веника, подает отцу и наказывает: «Пойди к царю, скажи, чтоб нашел такого мастера, который бы сделал из этого прутика кросны: было бы на чем полотенце ткать!» Мужик доложил про то царю. Царь дает ему полтораста яиц: «Отдай, — говорит, — своей дочери; пусть к завтрему выведет мне полтораста цыплят». Воротился мужик домой еще кручиннее, еще печальнее: «Ах, дочка! От одной беды увернешься, другая навяжется!» — «Не кручинься, батюшка!» — отвечала семилетка, попекла яйца и припрятала к обеду да к ужину, а отца посылает к царю: «Скажи ему, что цыплятам на корм нужно одноденное пшено: в один бы день было поле вспахано, просо засеяно, сжато и обмолочено; другого пшена наши цыплята и клевать не станут!» Царь выслушал и говорит: «Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится — ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка». — «Ну, — думает мужик, — такой хитрой задачи и дочь не разрешит; пришло совсем пропадать!» — «Не кручинься, батюшка! — сказала ему дочь-семилетка. — Ступай-ка к охотникам да купи мне живого зайца да живую перепелку». Отец пошел и купил ей зайца и перепелку. На другой день поутру сбросила семилетка всю одежу, надела на себя сетку, в руки взяла перепелку, села верхом на зайца и поехала во дворец. Царь ее у ворот встречает. Поклонилась она царю: «Вот тебе, государь, подарочек!» — и подает ему перепелку. Царь протянул было руку: перепелка порх — и улетела! «Хорошо, — говорит царь, — как приказал, так и сделала. Скажи мне теперь: ведь отец твой беден, так чем вы кормитесь?» — «Отец мой на сухом берегу рыбу ловит, лоушки в воду не становит; а я приполом рыбу ношу да уху варю». — «Что ты, глупая! Когда рыба на сухом берегу живет? Рыба в воде плавает!» — «А ты умен? Когда видано, чтоб телега жеребенка принесла? Не телега, кобыла родит!» Царь присудил отдать жеребенка бедному мужику, а дочь его взял к себе; когда семилетка выросла, он женился на ней, и стала она царицею.
"Сеть" - образ стадии какого-то  ускользания, неопределенности: не голая и не одетая. Такое не ухватить руками, не зафиксировать, не определить смыслом, трудно задержать/присвоить. Некая свобода от фиксированной формы или содержания. Возможность ускользать, причем в обе стороны.

Плохо только в одном случае: сидеть на двух стульях.

мне кажется, что эта сказка о ценности феминности, женской интуиции и мудрости. Царь хоть и царь-всего у него в достатке, а семилетку к себе взял
Ютта, ответы девочки мне напомнили то, что обсуждали в теме повивальное искусство, про дзен и разницу между рациональным и ассоциативно-образным мышлением. http://jungland.net/node/7374?page=1 Кума мыслит рационально, со своей колокольни и не видит дальше своего носа (эго). Не зря и ответы дает не взрослый человек, а ребёнок, он мыслит по-другому, нестандартно.
http://www.norse.ulver.com/articles/tiander/09.html    http://www.books.kostyor.ru/tales/tale9.html     http://rskz.ru/buryatskie_skazki/Tri_zagadki.html
марфа, а как бы вы себе образно представили два вида мышления - рациональное и ассоциативно-образное? есть явное различие, которое мы объясняем работой разных полушарий, а как их образно различить? Вот у меня ассоциация по мышлению - это связывание, цепь; и рациональное мышление - это последовательное соединение звеньев одной цепи, а образное - возможно ли "беспорядочное", типа свободное соединение, вязание, или вот "рыбацкая сеть", или "сеть рабицы"?
Вот у меня ассоциация по мышлению - это связывание, цепь; и рациональное мышление - это последовательное соединение звеньев одной цепи, а образное - возможно ли "беспорядочное", типа свободное соединение, вязание, или вот "рыбацкая сеть", или "сеть рабицы"?------------------------------Да, похоже.--------------------Что касается темы повивальное искусство, там как раз и обсуждали вопросы, на которые нет рационального ответа, только иррациональный,тема заведения мышления в тупик (о том же любые загадки-отгадки).Как например, в одной из сказок расстояние между небом и землей равно взгляду, а разница между ложью и правдой-это расстояние между ухом и глазом. Сам вопрос формулируется так, что ответ можно дать не в категории или-или (рацио), а и-и (иррацио).Кстати, в одной из сказок была не сеть, а рыбья чешуя.
И то, и то - "мышление", "вязание" - увязывание слов и идей в текст (в широком смысле слова). Моя ассоциация: рациональное - ровное трикотажное полотно, из которого скроено изделие, может, даже на фабрике - наденешь - "хорошо"; ассоциативно-образное - ажурное изделие по мерке для конкретного человека, ручной работы - неровное, с узелками кой-где, а наденешь - "тепло"... 

 

Я думаю, что персонаж этой сказки есть репрезентация архетипа Божественного Ребенка в ипостаси Волшебного Помощника. Семь лет - это никак не женственность еще! Речь должна идти об архетипе Божественного Ребенка /пусть даже он и женского пола/ , который мал как дитя и мудр, как старец - меньше малого и больше великого. 

_______

"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"


 
я писала не о женственности, а о фемининности, иожно сказать как и о способе мышления, мыслить нелогично, иррационально

...Гм... Думала, что слова "женственность" и "феминность" имеют одно и то же значение...  Я лично улавливаю нюансы лишь в традиции употребления славянского и латинского вариантов ...  

Да, верно, здесь уместно говорить именно об иррациональности, и уже только потому, что это сказка - проявление архитипического. Нет?...

_______

"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"


 
в моем понимании фемининность- это некие человеческие качества: заботливость, желание строить отношения, интуиция(иррациональность),  а женственность это нечто присущее конкретной женщине какое-то очарование, мягкость, теплота

...Можно и так...
_______


"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"


 
Sorella 2014-07-03 14:51:40
может, даже на фабрике

 улыбнуло.
Ютта, еще мысли по поводу сна само задание напоминает развитие трансцендентной функции, даны две противоположности и надо найти нечто третье, включающее эти противоположности. И еще момент с временем, когда царь дает задание вырастить однодневных цыплят девочка отвечает, что тогда ей нужно однодневное пшено.Мотив однодневности в сказках распространён, как правило кто-то помогает герою вырубить лес за один день или построить хрустальный мост за одну ночь, но здесь принципиально другой подход, девочка "зеркалит" задание царю. -------------------------И еще, про разницу между наглядно-образным и логическим мышлением, в теме исторические сны приведены примеры решения научных задач во сне , все они наглядно-образны (солнце и планеты, змея, кусающая хвост, таблица Менделеева, формула ДНК в форме лестницы...).
Марфа-М. 2014-07-09 09:54:06
еще, про разницу между наглядно-образным и логическим мышлением, в теме исторические сны приведены примеры решения научных задач во сне , все они наглядно-образны (солнце и планеты, змея, кусающая хвост, таблица Менделеева, формула ДНК в форме лестницы...).

 за тему спасибо, интересно.
Да, хочу её продолжить, но не на все открытия есть пример конкретного сна, например, не нашла сон Гаусса про индукцию.
Марфа-М. 2014-07-09 09:54:06
.Мотив однодневности в сказках распространён, как правило кто-то помогает герою вырубить лес за один день или построить хрустальный мост за одну ночь, но здесь принципиально другой подход, девочка "зеркалит" задание царю

 один день, единица, как некая первоначальная целостность, уникальность, тогда возможно "зеркалит" - некая настройка (вспоминала сегодня Minor, зеркальные нейроны, манящие лобные доли ), т.е. уравновешивание для рождения третьего???
и смотри - в первой загадке - способность к образному мышлению; во второй - способность к получению "продукта", извлечение, творение, связывание воедино; в третьей - полюса множественности и единичного, некое различение символичного и реального. Знаешь, что напомнило - процесс создания нового, процесс самого творчества. 
марфа, я тут пыталась помочь вам, но у меня вдруг возникло сомнение - вот мы перетаскаем все эти исторические открытия во снах, а суть? смысл? т.е. вопрос - почему и по каким таким составляющим сновидятся открытия?
Ютта, понятно, что открытия сновидятся не просто так, им предшествует напряжение ума, но сам ответ сначала зреет в форме образа, и лишь затем оформляется в строгую логическую форму. Или ваш вопрос не об этом ?
марфа, об этом тоже , и я просто не увидела смысла в перетаскивании снов без обсуждения.
и я просто не увидела смысла в перетаскивании снов без обсуждения.-----------------------Ютта, ответ, частично, скрыт в вашем сне(о перетаскивании кубиков). Мне иногда просто нравится рисунок сна я им любуюсь, как вы бы любовались картиной, это некая найденная человеком гармония, отраженная в сне. Считайте это "играми в бисер".
, марфа, здорово так, образ в который умещается столько смыслов, у вас сны, у Pohi - текст)))