почему игла?

вот задалась вопросом - почему смерть Кощея в игле? и вот эта "матрешка": "смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу". Символически каким образом уложить в психическом? Искала на форуме - не нашла разбора.
Не знаю Ютта, но мне близка тема древних египтян..о семи оболочках ..

Что до Кощея..его уровней защит..


Вспомнился фрагмент из фильма "Шрек", когда тот объяснял ослу свое сложное внутреннее устройство, проводя аналогию с луком.

Мол великаны не так просты, как может показаться. Они похожи на ЛУК.



Лук имеет слои..(привожу по памяти..)

..загадка из детства, "кто его раздевает - тот слезы проливает"?..

А что нормальная сигнализация!  на душу (направленная на сохранение целостности). Такая есть у каждого из нас.

 Если было бы проще взломать  - было бы куда грустнее.

Фраза «сколько ангелов танцует на конце иглы» весьма популярна среди поп-исполнителей. Смысл ее не очень понятен, зато звучит эффектно.Этим вопросом, по некоторым данным, всерьез задавались средневековые теологи, в частности, Фома Аквинский, живший в 13 веке. Правда, дословной фразы об ангелах на конце иглы у него нет. Но в произведении ставятся другие вопросы об ангелах:

• Могут ли несколько ангелов быть одновременно в одном месте? (Нет.)
• Много ли ангелов существует? (Невероятно много.)
• Разговаривают ангелы друг с другом? (Да.)
• Есть ли похотливые желания у ангелов? (Нет.)
• Могут ли ангелы перемещаться в пространстве из одной точки в другую, не проходя через среднюю между ними? (Да)

В 14 веке в Германии вышел в свет богословский труд «Сестра Катрей». Там впервые встречается фраза: «Тысяча душ может разместиться на конце иглы». Душа в небе и ангел весьма сопоставимые понятия, отсюда, видимо, и пошло выражение о танцующих на конце иглы ангелах. Рассуждения об ангелах отцов католической церкви дали повод для обвинений их в трате времени на никому не нужные, смешные рассуждения.

Особенно активно католических теологов критиковали в 17 веке в протестантской антикатолической литературе и публицистике. Знаковым является произведение английского священника У. Чиллинворта «Религия протестантов, верный путь к спасению». Чиллингворт был протестантом, затем перешел в католичество, а после вновь вернулся к англиканству и стал ярым критиком католической церкви. В частности он заявил, что католические теологи в Средние века активно дискутировали на тему: «Поместится ли миллион ангелов на конце иглы».

С этого времени стало считаться, что средневековые схоласты действительно вели диспуты по поводу количества ангелов, способных уместиться на конце иглы. Иногда говорили о танцующих ангелах. Фразу стали употреблять в ироничном значении: мол, такими бесполезными комическими рассуждениями занимались схоласты, а мы-то таким не занимаемся.

Но вот детальные исследования средневековой католической литературы показали, что на самом деле подобные диспуты среди теологов не велись, а миф о том, что они имели место, был придуман протестантами в годы Реформации.

Несмотря на то, что никакого значения для науки вопрос об ангелах не представляет, некоторые мыслители все же попытались ответить, сколько же все-таки ангелов может быть на конце иглы. Например, английская писательница Сейерс сказала, что на конце иглы может разместиться бесчисленное множество ангелов, поскольку они бесплотны и не занимают места в пространстве. (сайт Ёмкое знание, автор:эксперт)

------------------------ 

Не верьте сказкам. Они были правдой (Ежи Лец)

Смерть на конце иглы?

ангелы?

Наверно,  здесь все же о душе..О малости ее размерах ..


"В "Шветашватара Упанишад" сказано: "Если разделить кончик волоса на сто частей, а затем каждую из них снова разделить на сто частей, то каждая такая часть будет иметь размер души".

..сокровенности, где упомянутые  слои /оболочки - ее многочисленные защиты.

Приводятся разные имена (или как в вашем примере формы; сундук, заяц, утка и так далее) - как возможные места дислокации (у тибетцов часть души в пятке )))) - будто бы для отвода глаз.

Словно Душа стремиться оставаться сокровенным..

Невыразимым..

ничего на ум не идет
думала и о луковице Шрека, и об ангелах., заглянула к Проппу - "шип, игла, заноза под кожей - обряд умирания".

Игла в яйце - "трудно достижимая драгоценность", "спрятанный потенциал".
Игла как функция скрепления, два мира?
Кончик иглы, как "площадка" перехода, танцующие ангелы?
Сама игла, как шип, острие, проникновение, фаллический символ?
Игла, как суть?

и я пока помолчу

См. Вопросы без ответов. А смерть Кощея на конце иглы
"Смысл и значение образа Кощея Бессмертного с психоаналитической точки зрения."
ссылка: http://e-notabene.ru/psp/article_813.html
О Кощее у Рыбакова есть.
Дмитрий, спасибо.

т.е., сломать иглу - это высвобождение из лап отцовского негативного комплекса?

Ютта 2014-07-23 11:11:41
Сама игла, как шип, острие, проникновение, фаллический символ? Игла, как суть? и я пока помолчу

Спящая красавица коснувшишь веретена (иглы?) - погрузилась в сон.

Почему игла?

 Ютта чему обязана тема?

чувство вины? угрызение совести..

или ..нечто другое.

Мы не можем рассматривать тему отдельно от вас.

Солнце при всей его самодостаточности, ходит по небу ) ..отдельно друг от друга ничего не рассматривается..
пока помолчу - это в смысле я загружена работой на работе, мало свободного времени, т.б. чуть позже включусь.
и игла "включилась" в связи с игрой слов Rohi мУка - мукА, т.б. навеяло про Кощея, во т и решила разобраться.
И потом - я любопытна
Ютта 2014-07-23 11:11:41
Игла в яйце - "трудно достижимая драгоценность", "спрятанный потенциал"

 Трудно достижимая?

Я вот,  что подумала, в  яйце не мудрено отыскать..нащупать суть..
Если до яйца таки добралися ))

Вот в стоге СЕНА, это даа.. бесперспективно )))



Мне кажется или иглы  в каждом случаи несут  разные смыслы..

Не знаю, что в вашем случаи (какое такое сокровище или избавление) - символизирует эта сказка..

Но поискать (понять, осознать) стоит.

  "кощея"...

Чтобы понять за чьей смертью гоняемся )))
 
ExuPery 2014-07-23 13:53:05
Но поискать (понять, распознать) стоит  "кощея" для начала... Чтобы понять за чьей смертью гоняемся )))





Роха с МУкой говорите надоумила ))
У меня есть версия..

не могу, целый день смех разбирает..)))))))

Если что извините, буду хулиганить..

Значит Кощей )




.. мне почему-то в связи с этим образом  не дает покоя изобразительный ряд Сержика ))))))
ExuPery 2014-07-23 13:30:22
Мы не можем рассматривать тему отдельно от вас.
а кто вам нашептал, что не можем? Меня заинтересовал образ, символ, сюжет сказки - и тут не стоит "цеплять" его на мои заморочки.
Мы ведь не рассматриваем каждый раз марфу, когда она отписывает сказки в блоге.
"нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт."
Как свой глаз)))...

Дуб ! есть!



то -то я думаю, почему у меня на этот образ Сержик цепляется..

Таак свою проекцию..откуда растут ноги - я  поймала. ))

 
Снимаю с повестки дня ..

А Фрейд таки остается, надеется,  что хотя бы с отцовским комплексом не пролетим )))

Ютта 2014-07-23 14:12:40
а кто вам нашептал, что не можем? Меня заинтересовал образ, символ, сюжет сказки - и тут не стоит "цеплять" его на мои заморочки.

 Ладно не будем..

Ютта, иглу довольно-таки трудно сломать. еще игла в стародавние времена была очень ценным инструментом.
На древних рисунках яйцо изображали точкой как начало всего мира. И в нем игла символом смерти - соединение противоположных начал, как уроборос.

Все животные символичны, но тут главное в их последовательности и близости  древу жизни/смерти. Видимо,  это простое соединение всех сфер обитания: вода-щука, воздух-утка, земля-заяц. Потом дуб и медведь как действующие "дети", рожденные ВМатерью-Землей.

---------------------------

Не верьте сказкам. Они были правдой (Ежи Лец)

а если рассмотреть саму смерть? вот почему разделение вечность-конечность, т.б. бессметрие-смертность? для чего извлечена идея "смертность" из Кащея-бессмертного, из образа "бессмертия"? т.е. почему его смерть вне его?

Ютта 2014-07-24 11:26:37
 для чего извлечена идея "смертность" из Кащея-бессмертного
Это как-то наоборот. Все-таки Кощей возник из идеи, он представитель, носитель образа. Хранитель смерти,  хранитель времени. 

 

 ------------------------------- Не верьте сказкам. Они были правдой (Ежи Лец)
Roha 2014-07-24 22:03:24
Все-таки Кощей возник из идеи, он представитель, носитель образа. Хранитель смерти, хранитель времени.

 Интересная трактовка.

 Глубокий образ Кощея получился..многомерный, не однозначный такой.
И чувствуется в нем зло..


"Мир(все) боится времени, а время боится пирамид".

невольная ассоциация..




Соединив(познав ) небо, воду, землю...вертикаль и горизонталь Герой  обрел целостность получается?

Яйцо..

Целостное видение жизни ?

Заключительным аккордом которого являлась смерть?

Кончик иглы..

Но умер Кощей ..

Смерть ??



 
..
Согласна со ссылками, что яйцо и игла напоминают яйцеклетку и сперматозоид.Но так как кощей-бессмертный (не может умереть) единственный способ его убить-это повернуть время вспять и не дать ему родиться (свершиться оплодотворению).Про символ дуба в этой сказке косвенно обсуждали в теме Линдворма.
Бродский  Мои слова (1963)

     Мои слова, я думаю, умрут,

     и время улыбнется, торжествуя,

     сопроводив мой безотрадный труд

     в соседнюю природу неживую.

     В былом, в грядущем, в тайнах бытия,

     в пространстве том, где рыщут астронавты,

     в морях бескрайних -- в целом мире я

     не вижу для себя уж лестной правды.

     Поэта долг -- пытаться единить

     края разрыва меж душой и телом.

     Талант -- игла. И только голос -- нить.

     И только смерть всему шитью -- пределом