Возвращаясь к диссидентству

Известно противопоставление диссидентов и бунтарей. Диссидент - (несогласный) не участвует в злодеяниях власти, бунтарь - протестует. При этом крайние точки зрения обычно отстаивают бунтари. Что это означает в применении к текущему моменту? Мы видим множество фанатичных последователей Ленина, несколько меньше - ярых сторонников Столыпина. Но часто ли слышна фамилия центриста Милюкова? А ведь именно он достойно возглавлял думу в период ее наиболее плодотворной деятельности. Не говорит ли это об избыточном бунтарстве по сравнению с диссидентством? Но как раз диссиденты всегда отстаивали права человека. Можем ли мы построить гармоничное общество, вытесняя Милюкова из своего сознания?
Можно построить гармоничное общество?
Диссидент - от лат. dissidens несогласный; в переносном смысле инакомыслящий. Важная фигура. Мы особенно хорошо можем это видеть по своему тоталитарному прошлому. Диссиденты разные могут быть - если он не согласен лишь ради несогласия, тут другое дело, это неинтересно. Интересно, можно ли говорить о существовании архетипа диссидента? Архетипическим образом он точно может быть. А вот архетип конформиста я бы точно включил в "список" архетипов, хотя он немного портит величественную вериницу богов, кружащую в психике человека. И архетип раба тоже. Почему, что не архетип - то бог, или что-то в этом роде? :)) Я уже ранее предлагал, помимо архетипического стремления к индивидуации, признать и существование не менее мощной тенденции "антииндивидуации". Вернемся к теме. Ленин, Милюков - это все интересно, но важно разобраться кто или что сейчас персонифицирует крайности и центризм. Попутно вопрос - какое отношение центризм и конкретгно Милюков имеют отношение к диссиденству. Существование разных партий и тенденций, возможность борьбы между ними - важный вопрос, в т.ч. и для психологического прочтения, но несколько другой. Бунтарство же всегда преобладало над диссидентством и, тем более, над индивидуацией. Бунтарство - легче. Совершенно очевидно, за ним стоят эдиповы проблемы, борьба с матерью, буквализм, ну и еще много чего тут есть.
Давайте не будем заниматься политикой в ущерб психоанализу. Полное вытеснение Милюкова - явление патологическое, от которого мы должны активно защищаться, предварительно его проанализировав. Противопоставление диссидентов и бунтарей одна из основных идей Фромма, ныне также вытесняемая, как и воспоминания о самом Фромме. Не говорит ли это об опасном перекосе в сторону бунтарства, когда мы протестуем против зла, запрещая себе думать о возможности нашего успеха? Не запугиваем ли мы сами и себя народ?
Еремей, где ж это Вы бунтарей-то видели много? Все конформистов больше...
"Бунтари" и есть "конформисты", как упоминал Фромм. Помните ли Вы Юрия Щекочихина? Замечательный фильм был по его сценарию "Меня зовут Арлекино". Ребята - конформисты, неспособные пойти против стереотипов своей группы, компенсируют это бунтарством по отношению к "чужим". Но это просто неспособность к диссидентству настоящему. Так к месту в фильме всплывает дзенская поговорка: "Живая рыба плывет против течения, дохлая - по течению". Почему мы не имеем права помнить Милюкова, Фромма, Щекочихина?
""Бунтари" и есть "конформисты", как упоминал Фромм" В общем, да... Часто бывает именно так. Даже если бунтари и ломают некую систему, они обычно становятся послушными новой системе.
Вопрос не в празднике непослушания. В буддизме есть разделение сансары на шесть сфер. Сфера N#2 скотов(быдла), например. Люди умеющие находить виноватых, но не любящие брать на себя ответственность. Что-то вроде непьющих алкоголиков Эрика Берна. Могут ли они позитивно влиять на общество?
Вопрос в том, что надо осознавать настоящие мотивы своих поступков и возможные бсс-е предпосылки своих взглядов. Диссиденты - несогласные. Но несогласие может быть и просто пассивным бунтом, можно не соглашаться лишь ради несогласия, т.е. это будет просто протест, мягкий бунт. Важно не только, и я бы сказал, не столько не соглашаться с какими-либо реакционными, или конформистскими взглядами, или негуманном, тоталитарном устройством общества, но еще важнее понять - а с чем же я согласен, какова моя позиция, мой путь. И, кстати, именно на этом и делал свой упор Фромм, т.е. на необходимости определения своей позиции в жизни, своих ценностей, а не просто на несогласии с несправедливостью... А так ведь и недолго зациклиться на несогласии, диссидентстве, оппозиционности.
В данном случае осознавать следует свое непонимание. Если половина людей верят в Ленина, а другая в Столыпина, то кто-то из них не понимает ситуацию. Для того, чтобы обрести внутреннюю гибкость и готовность к изменению, для начала необходимо осознать свое непонимание. У Фромма диссидент оказывается "над схваткой", поскольку не спешит присоединиться ни к одной из сторон. Это несколько напоминает "Дао НЛП": #1 от бессознательного непонимания к осознанному непониманию. #2 от осознанного непонимания к осознанному пониманию. #3 от осознанного понимания к бессознательному пониманию. Однако НЛП - тренеры спешат сразу же отойти от непонимания, оно воспринимается ими с явным дискомфортом. Фромм же в "Бегстве от свободы" фактически предлагает от осознанного непонимания непосредственно перейти к спокойному и здоровому мировосприятию. Это и есть традиционный буддистский путь к "относительной нирване". (Если Вы помните, Фромм, в отличие от Юнга, проходил обучение в буддистских монастырях и поддерживал постоянный контакт лично с пр. Даймоцу Судзуки. Для него внутренне абсолютно естественен восточный подход: "Ум непонимающий и есть Будда, иного Будды нет."
" (Если Вы помните, Фромм, в отличие от Юнга, проходил обучение в буддистских монастырях..." Интересно было бы узнать откуда взята эта информация, ничего об этом не слышал. И как, по Вашему, проходило это "обучение"? "и поддерживал постоянный контакт лично с пр. Даймоцу Судзуки." Насчет постоянного контакта - не знаю, но они неоднократно встречались "Для него внутренне абсолютно естественен восточный подход:"Ум непонимающий и есть Будда, иного Будды нет." Вы представляете Фромма чуть ли ни как настоящего буддиста, а между тем он - европейский мыслитель и психоаналитик. Он написал книгу "Дзен-буддизм и психоанализ" и живо интересовался этой темой, но эта книга очень осторожная, в ней автор лишь намечает путь для исследований и Фромм сильно сомневается в возможности для европейца полностью и адекватно понять весь опыт восточных учений.
А как же? Но мы не должны ограничиваться анализом "структуры настоящего момента", - здесь и сечас должна рождаться истинная вера - вера в успех. Мастер Дзен Док Тье из монастыря Бао Шон рассказывал, что моя руки, он обычно направляет свой ум: "Я вымою руки, надеясь что каждый войдет в реальность с чистыми руками". Тогда не придется откапывать одни старые учения и закапывать другие. (Как учила Lachesis). P.S. "Не откапывать и не закапывать", - тонкая буддистская идея, которую я и не ожидал здесь встретить.
"...тонкая буддистская идея, которую я и не ожидал здесь встретить." Главное - уметь видеть то, что есть, а не то, что ожидаешь :) Тоже непростое дело :))
Иногда главное - преодолеть дешевый конформизм.
Еремей,а что по вашему представлению, должна персонифицировать фигура Милюкова. Судя из ваших высказываний - эта фигура представляет некое динамическое равновесие "промежуточного" Эго между крайностями идентификаций с сознанием или с Самостью. (по Нойманну). Я вас правильно понимаю?
А Вы читали самого Милюкова?
У него много трудов? Читать всего не буду, нет времени, но может что-либо порекомедуете из основных? Вы так и не ответили на мой вопрос. :)
Vladimir: "что по вашему представлению, должна персонифицировать фигура Милюкова" - Интеллигентность, которая дает тонкое чувство равновесия. Он написал замечательные "Воспоминания", в которых описывает предреволюционную политическую ситуацию глазами интеллигента. Многие "европейцы" говорят, что просветление - дело малопонятное. Мы, последователи школы Патриарха Линь Цзы, всегда советуем: замените слово "просветление" на "интеллигентность". Vladimir: "Читать всего не буду, нет времени." Часто можно услышать, что интеллигентность - хорошо, да времени не хватает на нее - спешка. "Спешите восхищаться человеком, иначе упустите радость", другого ответа у меня нет. Фанатики и параноики - безрадостные существа.
Автор: Vervoleg, дата: сб, 06/07/2013 - 16:57

Автор: Еремей

 А то пока у нас одна РЫБЬЯ ХОЛЕРА.

=====

У кого, у НАС, Еремей?)---------------------------------------------------------------------Мы, последователи школы Патриарха Линь Цзы, ))))

Вас лично я в виду не имел. Надеюсь, явных симптомов пока нет?
Надеюсь, явных симптомов пока нет?-----------------------------------Явных- нет.И даже за этот период не прогрессируют.)Но лучше обратитесь с этим вопросом к своему лечащему врачу.
Вряд ли я мог от Вас так сразу заразиться.
Еремей 2013-07-07 00:56:36
Вряд ли я мог от Вас так сразу заразиться.

 "– Подсолнечное масло здесь вот при чем, – вдруг заговорил Бездомный, очевидно, решив объявить незванному собеседнику войну, – вам не приходилось, гражданин, бывать когда-нибудь в лечебнице для душевнобольных?
Но иностранец ничуть не обиделся и превесело рассмеялся.
– Бывал, бывал и не раз! – вскричал он, смеясь, но не сводя несмеющегося глаза с поэта, – где я только не бывал! Жаль только, что я не удосужился спросить у профессора, что такое шизофрения. Так что вы уж сами узнайте это у него.."( "М и М" )
Еремей 2006-12-30 17:30:50
"Спешите восхищаться человеком, иначе упустите радость", другого ответа у меня нет. Фанатики и параноики - безрадостные существа.

 Цитата из фильма "Фанат" 1989 года с А.Серебряковым. Получается, к тому же,  фанат фильма "Фанат".
А Вы никуда не спешите?
"Что наспех делается — недолго длится"
Фильм хороший, хоть и подражание Ван Даму.  А "спешите" - это конечно же метафора, а не буквальное толкование.