На мой взгляд - не корректно. Если кто-либо пытается использовать юнговские идеи для обоснования оккультных понятий - его дело, но было бы любопытно ознакомиться с развернутыми обоснованиями.
Под эгрегором, вероятно, надо понимать вот это (из Википедии):
Эгрегор (от лат. ex- и grex — буквально «из стада») — в новых религиозных движениях: душа вещи, ментальный конденсат, порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытие. Эгрегор — это аура идолов и талисманов, возникшая в результате культовой практики. Эгрегорами обладают реликвии, памятные вещи, которые помогают людям или. наоборот, несут проклятие. Сила и долговечность эгрегора зависит от согласованности и численности группы...
далее - http://ru.wikipedia.org/wiki/Эгрегор
Нет, некорректно. Архетип -- "закон", эгрегор -- "сущность". Через эгрегор возможна коллектиная одержимость архетипом. А вообще у Атона на Касталии есть статья, вторая часть которой так и называется Архетип и Эгрегор.
эту тему активно разрабатывает Авессалом Подводный: http://www.podvodny.ru/Libr/Libr.htm; также его статья http://www.psiland.narod.ru/ezo/ap/AP_arh_ezo.htm. Тонкость в том, что понятия архетип и эгрегор - это все же элементы из разных теорий, и вряд ли корректно использовать их совместно без специальных переходных и согласующих положений.
Мне этот автор не нравится. Прочитал начало статьи и бросил это занятие. Очень многое идёт в разрез с оккультным как таковым. Подводный ближе к современным "энергетикам", к тем, кто воспринемает "энергию" как духовность, к тем, кто из эры экстрасенсов.
Что же касается переходных суждений, то они не требуются, если мы с самого начала немного изменим представления о коллективном бессознательном. Если мы будем рассматривать его не как отдельный элемент, который есть у каждого и у каждого он одинаков, а как единую Мировую Душу (Anima Mundi), наиболее плотной составляющей которой является астральный свет, то всё встанет на своим места без притягивания за уши. Сразу станет понятно, как сны могут предсказывать события, как могут показывать места, в которых мы не были до этого, откуда бессознательное может угадывать какие модели вселенной наиболее точно её описывают, как бессознательное одного человека влияет на поведение другого, станет ясно явление "одержимости" нации тем или иным архетипом ну и т.п.
Что же касается переходных суждений, то они не требуются, если мы с самого начала немного изменим представления о коллективном бессознательном. Если мы будем рассматривать его не как отдельный элемент, который есть у каждого и у каждого он одинаков, а как единую Мировую Душу (Anima Mundi)
Но именно такой смысл понятие колл.бесс. и имеет:
Мой тезис, следовательно, таков: помимо нашего непосредственного сознания, которое имеет полностью личностную природу и которое, как нам кажется, является единственной эмпирически данной психикой (даже если мы присоединим в качестве приложения личностное бессознательное), существует вторая психическая система, имеющая коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов. Это коллективное бессознательное не развивается индивидуально, но наследуется. Оно состоит из предсуществующих форм, архетипов, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми и которые придают определенную форму содержаниям психики. (Юнг. Понятие колл. бесс.)
Здесь, наверное, момент, связанный с переводом: "идентичная у всех индивидов" не значит одинаковая и своя собственная, но общая, и потому идентичная. Об этом же говорит Якоби ("Психологическое учение Карла Густава Юнга" глава Содержание бессознательного). также в Приложении к "сновидениям и фантазиям" Джонсона(автор Приложения, судя по всему, издательство Ваклер, в которм эта книга выша - уж как-то отличается стиль от стиля Джонсона).
Дональд Калшед пишет: "Понятия тонкого или духовного тела весьма близки к тому, что Юнг обозначил как психика (psyche); порой он даже указывал на то, что эти понятия тождественны."(Внутренний мир травмы). Фон Франц: "Бессознательное знает; оно знает прошлое и будущее, хранит сведения о других людях. Порой мы видим сны, из которых узнаем нечто, происходящее с другим человеком. Большинство психоаналитиков знает, что провидческие и телепатические сновидения довольно часто посещают почти каждого человека. Знание бессознательного Юнг назвал абсолютным знанием."(Прорицание и синхрония)
Так что в этой части я не вижу проблем. Другое дело, что и психология, и эзотерика используют понятия (как например, эго, сознание, душа, подсознание...) которые хотя и пишутся одинаково, но имеют при этом совершенно разный смысл. Т.е. переходные положения - это как раз таки тот мостик, который позволил бы корректно переходить от одной ментальной модели к другой.
А вот интересно как с позиции Anima Mundi можно рассматривать такие явления как архетипические сны, имеющие отношение исключительно к данному индивиду. Почему астральный свет вмешивается в жизнь индивидуальной души? Кажется я что-то читал об этом очень давно, надо будет посмотреть у себя, может быть найду. Кстати, не так однозначно в таком случае ситуация с эгрегором. Эгрегор -- коллективная душа некоторой группы людей. И в её жизнь Anima Mundi почему-то вмешивается тоже.
Всех поздравляю с прошедшими праздниками!
Почему астральный свет вмешивается в жизнь индивидуальной души? [..] Кстати, не так однозначно в таком случае ситуация с эгрегором. Эгрегор -- коллективная душа некоторой группы людей. И в её жизнь Anima Mundi почему-то вмешивается тоже.
Di, а почему вас это удивляет? На мой взгляд, было бы странно если бы никакого влияния не было - все же в одном мире живем)
Кстати, что значит "астральный свет" - я не знаком с этим термином?
Ой, я даже не знаю как ответить. В двух словах концепцию астрального света, универсального посредника, символом которого являются Уроборос, и который именуется так же Меркурием и Люцифером, передать невозможно. Оккультисты прошлого, вроде Э. Леви, полагали, что высшая тайна магии -- знание астрального света и умения управлять им. Сейчас этот взгляд уже в прошлом (из цели он, Свет, превращён в инструмент), так же как канула в прошлое убёждённость, что "духовность" и "энергия" (я об экстрасенсах) тождественны.
Тем не менее концепция универсального посредника очень древняя (о нём идёт речь в Египетской книге мёртвых, например, название которой переводят приблизительно как "книга входящего в свет" или "о восхождении к свету") и она объясняет практически все феномены колдовства, спиритизма, практической магии, феномен призраков и жизнь природы вообще. Честно говоря я теряюсь, нужно подумать как рассказать покороче, что мне об этом известно. Наверное, нужно сосредоточиться всё-таки на взаимоотношении астрального света с "прозрачным" человека (по сути душой), всё-таки тут о психологии больше говорится, а не об оккультизме. :)
Элифас Леви дает следующее определение астрального света:
астральный свет - свет,который, будучи насыщенным нечистыми элементами, оказывает на своем пути вредные воздействия, но когда он насыщен светящимися мыслями святых и пророков, он доносит их до Божьего Престола
Наверное, не стоит загружать свой ответ всеми тонкостями и символикой астрального света, поэтому отвечу пока только о сущности.
У многих народов в самых различных верованиях так или иначе представлена концепция некой маны, магической субстанции, наполняющей всё вокруг, всё оживляющей и одухотворяющей. Но наиболее разработанная теория этой субстанции приходит к нам из древнего мира. Так халдеи полагали, что Великий действует посредством трёх начал: через Отца, Силу и Дух. Отец соответсвует, если так можно выразиться, миру идей, это высший план, на котором рождается творящий импульс. В святой троице этому началу соотвествует Бог-отец. Сила -- начало материальное, имеющее отгношение к физическому миру, это непосредственно те силы и законы, которые управляют нашим миром и которые в нём действуют. Соответсвует Богу-сыну. И наконец третий элмент, Дух, универсальный посредник, обладающий природой и первого и второго, но не являющийся ни тем, ни другим. Его задача обеспечивать связать высшего мира с миром низшим (сравните с тремя ветвями власти).
Этот самый посредник имеет андрогинную природу. Когда он принемает "идеи" Отца, он пассивен, "женственен". Когда же через Силу воплощает эти идеи в материи, он активен, "мужественен". Иногда говорят, что этот посредник и есть астральный свет, тот самый, который бог создал в первый день творения (до того, как были созданы светила, источники видимого света). В других случаях, пытаются различать степени "плотности" этого посредника. Тогда о нём говорят как о Духе святом, когда имеют в виду его самые "возвышенные" и "тонкие" аспекты, и как о свете и Люцифере, когда говорят о "низшем" проявлении. Разумеется, никакого разделения по плотностям "нет". Посредник поддаётся как всему злому, так и всему доброму.
Эта субстанция, астральный свет, пронизивает всё и вся. Он настолько тонок, что проникает сквозь любые материальные преграды. Мы буквально живёт в "океане" этого тонкой субстанции, которая по уверению древних ясновидищих похожа на море залитое бликами от солнца, но блеск этот настолько совершенен, что сравнивается со светом звёзд (отсюда и название "астральный", т.е. звёздный; сравните, например, со словами астрономия, астрология).
Далее, согласно древнему закону подобия микрокосма (человека) макрокосму (вселенной), человек так же имеет три составляющие. Дух, Душу и Тело. Под телом, однако, следует понимать не совсем физическое, материальное тело, хотя в старой оккультной литературе это ошибка часто допускается. Но не это важно. Дух -- искра божья, соответсвует идейному миру. Душа соткана из того же "вещества", что и астральный свет, тело -- предматериальная субстанция, вместилище инстинктов и всех движущих сил, которые "оживляют" наше физическое тело, заставляя его функционировать. Оккультное Тело (Сила) -- самое приммитивная "духовная" составляющая, которая есть даже у растений и простейших живых организмов. Его иногда так же называют эфирным телом, хотя в терминологии нет однозначного порядка. Иногда эфиром могут назвать астральный свет, а Дух и Душу переставить местами.
Астральный свет именуется так же памятью и воображением природы. Ибо он способен хранить в себе бесчисленные образы (память), а через Силу (эфирное тело) воплощать эти образы в материю (воображение). Человеческая душа, именуемая так же Прозрачным человека, постоянно "вдыхает" и "выдыхает" астральный свет, приходит с ним в соприкосновение, воспринемает образы и формирования, существующие в нём. Но кроме того, всё, что рождается в воображении человека так же выдыхается в астральный свет и он сам воспреимчив к этим образам, он запоминает мысли. Этим мысли и образы несущиеся в потоке астрального света (астральный свет представляется как вечный деятельный принцип, не останавливающийся не на миг) проникают в нас, взаимодействуют с нами, оказывают на нас влияние. Так объясняется феномен телепатии, когда мы читаем чьи-то мысли.
В то же время, астральный свет способен переносить не только образы, но и "программы". Так он становится обоснованием всякого колдовства. Колдун, действуя во время ритуала на астральный план силой своего воображения, создаёт в нём некий сгусток, выражающий его волю. Этот сгусток-программа достигая цели начинает реализовываться.
Когда мы говорим об одержимости нации тем или иным архетипом, то это означает что эгрегор этой нации "схватил" какой-то образ-программу, и теперь спускает её ко всем индивидуальным душам, возбуждая определённым образом их Прозрачное, формируя определённые фантазии, оказывая определённое воздействие на физическое тело и процессы в нём (согласно последни научным исследованиям, приёмником воли эфира является, очевидно, вода, четвёртый и последний компанет, который не учитывается в Триаде, но который заключен в виде конечной ХЕ в четырёхбуквенном имени).
В качестве подтверждения существования астрального света, кроме всевозможных заявлений ясновидцев и людей, выходящий в астрал, могут служить:
1) Повторяемость одних и тех же образов в разных культурах,
2) Эффекты телепатии, эмпатии, пророческих сновидений, видений того, что находится на расстоянии,
3) Т.н. "Эффект сто первой обезъянки",
4) То, что в разное время, независимо друг от друга, разные композиторы пишут одну и ту же музыку, разные учёные совершают одни и те же открытия,
5) Усвояемость маленькими детьми иностранных осмысленных слов естественного происхождения и неусвоемость слов созданных искусственно, но по фонетическим правилам того или иного языка, но не несущих никакого смысла,
6) Научно доказанная воспреимчивость воды к мыслям и эмоциям людей.