Надежда

|
"В доме Эпиметея стоял большой сосуд, плотно закрытый тяжелой крышкой; никто не знал, что в этом сосуде, и никто не решался открыть его, так как все знали, что это грозит бедами. Любопытная Пандора тайно сняла с сосуда крышку, и разлетелись по всей земле те бедствия, которые были некогда в нем заключены. Только одна Надежда осталась на дне громадного сосуда." (Н.Кун. Легенды и мифы древней Греции). Может быть, кто-нибудь объяснит, почему Надежда оказалась изначально (до открытия ящика Пандорой)закрытой в сосуде с бедствиями. грехами и болезнями.
Возможно, бедствия и болезни - это обратная, теневая сторона надежды (на лучшее), ее неизменный спутник. Об этом есть, напр., у Г-Крейга во "Власти архетипа...". Тут вообще очень много можно найти смыслов, но это первое, что сейчас пришло в голову:). Надо это еще в контексте лисности Эпиметея это рассматривать. Времени сейчас у меня нет. Ну ничего, скоро Владимир должен появиться ;)
Ндяя…. Вопросик! Мне кажется нужно отталкиваться от крайнего, т.е от надписи на воротах дантовского ада, - «оставь надежду всяк сюда входящий», а так же от того, что боги мстя людям, прислав сосуд со злом в полном ассортименте, посчитали самым наихудшим злом Надежду. Даже Пандора (дитя всех богов) не решилась взглянуть в лицо этого зла, даже в Ад ей (Наднжде) дороги нет! Какие будут мнения? Примечательно, что люди по незнанию или по наивности (а может интуитивно) ставят ее в ряд с Верой и Любовью, а может эти три сестры и есть величайшее зло?
"а может эти три сестры и есть величайшее зло?" Это в смысле "благими намерениями вымощена дорога в ад". Или более "основательное" зло?
По моему мнению «проблема Пандоры» приводит нас к проблеме бессознательной женственности или мужественности. А в широком смысле, вообще к «проблеме» «труднодостижимой ценности», которая лежит на самом дне БСС-ого, т.е «проблеме» достижения Индивидуальности как труднодостижимой ценности. Трудндостижимая ценность это конгломерат Абсолютного добра и зла, это Все и Ничего, это манит и отталкивает, это то что любимо и ненавидимо, и это воспринимается сознанием, человеком - Эпиметем, как величайшее Несчастье, а богочеловеком Прометеем как величайшее Счастье. Пандора анима универсальная Женщина, она является одновременно анимой Прометея и Эпиметея. В юнгианстве «труднодостижимая ценность» - по сути, Пандора, которая так манит и так пугает человека ставшего на путь индивидуации. Ведь дорога на пути к Самости – Пандоре проходит под знаком Надежды. Нет цели – есть Опус, Путь. На этом пути человек находится между Сциллой и Харибдой, между Эпиметем и Прометеем, между человеком инстинктивным и человеком божественным, между трусом и героем, между правдой и ложью, между тенью и светом. Пандора таким образом может являться объединяющим символом под эгидой Надежды.
Явная аналогия прослеживается между талмудической версией мифа творения. Архангел Михаил – аналог Прометея – создает Адама из праха не по распоряжению матери всего живущего, а по распоряжению Яхве, который затем вдыхает в человека жизнь и отдает его Еве; та как Пандора, становится причиной всех несчастий человечества. Конечно это миф страдает патриархальной односторонностью, но говорит об интуитивном понимании Зла как чего-то связанного с Женственным, а на языке глубинной психологи постоянной угрозой со стороны БСС –ого.
А вот мне гречески мифы ну ничего не говорят :( Никак не отзываются. Я даже уже и не пытаюсь. Мне кажется, в них слишком много рацио. Ничего не могу с собой поделать. Вот древнеславянская мифология отзывается, хотя тоже в ней не специалист. Отзывается даже мифология некоторых чужих традиций, которые, кстати, чужими мне как раз не кажутся. Чужой чувствую – греческую. Не моё. Поэтому читаю вас, Владимир, и не понимаю :( Это не упрёк, а просто feed-back :)
"Ведь дорога на пути к Самости – Пандоре проходит под знаком Надежды. Нет цели – есть Опус, Путь" А по-моему, это больше похоже на Веру, кстати не первый раз сталкиваюсь с неоднозначностью "вера-надежда", не даром они сестры. :)
"А вот мне гречески мифы ну ничего не говорят :( Никак не отзываются. Я даже уже и не пытаюсь." Значит это просто не твое:), и надо использовать другие пути. Кстати, я к греческой мифолгии и мифологии вообще отношусь по большей части спокойно, мало что действительно цепляет или помогает что-либо понять. Миф об Эдипе вот зацепил, а в теме о Нарциссе я уже интеллектуально упражнялся... "Мне кажется, в них слишком много рацио." Рационального, мне кажется, бывапет много в попытках интерпритаций. Остается впечатление, что практически каждый миф можно проинтерпритировать в очень произвольной форме, что в общем-то не есть плохо, т.к. мифы и должны иметь возможность развиваться, меняться, т.е. жить...
Пенелопа, может стоит задуматься, почему мифология трудна для вас. Ведь наше сознание как в зеркале отражается в мифологии. Ну не нравиться нам наше отражение.:)
«Пенелопа, может стоит задуматься, почему мифология трудна для вас.» Да нет, она не трудна. Лично мне она просто скучна, потому что удобна, можно выкрутить и так и этак. Я уже много и думала и погружалась в неё. И просто успокоилась. Ну не моё. Зачем себя насиловать.
Да известное состояние, только с математикой.:) Ну не моё! Но чувствую, там много чего интересного.
Да, математика меня приводит в дрожь. Физика - тоже еще со школы, но вот Капру почитал и понял как интересно все это (если единичную книгу такую прочитать, не зубрить:))
Леша, а тебе чем греки не угодили? :);)
Да ничем :), так, мелкий бунт ;)
Да известное состояние, только с математикой.:) Ну не моё! Но чувствую, там много чего интересного. *********************** Да, да, много интересного нахожу даже в механике жидкостей и газов и термодинамике, что я сейчас учу :) Так что рацио мне хватает. Дина, простите, мы тут немного натоптали :)
Думаю, она нам разрешит потанцевать. А на танцплощадке как на танцплощадке.
А вот меня математика не пугает, она даже является частью моей профессии. Есть у меня пару интересных книг о природе математики глазами математика. Так вот там говорится, что в основе математики полно иррационального (об иррациональности чисел есть немного у М-Л Фон Франц) и если присмотреть на неё в целом, то она очень похожа на мифологию. Правда, крайне рациональную... :). Интересная это тема мифология математики и математика как мифология... Но что-то я тоже увлекся... уж простите. :)
Ой,procyon, - "крайне рациональную.." Так и чешутся руки от слова "крайне" :) А тема действительно интересная.
Край, краю рознь. ;) Это я так выразился в продолжение "наездов" на греческую мифологию как рациональную. :) Современная математика, кстати, тоже греческая по происхождению.
Да-а, порезвились вы тут, пока я спала сном младенца. Володя, над Вашими рассуждениями стоит подумать. Votan, а Вы, по-моему,удрали в кусты, признав за Владимиром роль Оракула. А самое интересное, как от Надежды все перешли к математике. Может быть, "самая точная из наук" и вспомнилась, когда логика не помогла (впрочем, это к рассуждениям Владимира не относится). А еще я подумала, что можно идти от языка, от афоризмов. Нашла, например, такие: Уж лучше жить воспоминаниями, чем надеждами (Мигель де Унамуно) Часто даже не полезно знать, что произойдет в будущем: ведь это несчастье - сокрушаться о том, чему нельзя помочь и не иметь последнего и, однако, всеобщего утешения – надежды (Марк Туллий Цицерон) Лови день сегодняшний и как можно меньше надежд возлагай на день завтрашний. Гораций (Квинт Гораций Флакк) Любовь без веры - сплошные надежды! (Леонид С. Сухоруков) Для оптимиста надежда умирает последней, чтобы воспрянуть из пепла первой. (Леонид С. Сухоруков) НАДЕЖДА - патологическая вера в невозможное (Генри Луис Менкен) Вот последнее вам как?
Прошел целый ассоциативный ряд по этому поводу. Вера – это духовная, наиболее абстрактная составляющая чувства. Это интуитивное восприятие непроявленной части мира. Ведь в то, что проявлено, мы не верим – мы это видим. Осознание ее приводит к формированию образов, которые описывают воспринятую структуру. Эти образы должны пройти множественные трансформации, пока станут адекватно отображать структуру мира. Процесс таких трансформаций (индивидуация) чаще всего сопровождается серьезными потрясениями как в моральной сфере, так и на уровне физического тела. Поэтому болезни, несчастья, беды – это символы «очищения восприятия», разрушения иллюзий, трансформации неадекватных представлений о своей сущности и сущности мира. Но по мере разрушения иллюзорных оболочек восприятия начинает «просматриваться» истинная картина мира. Она приобретает конкретные детали. Туман негативного восприятия жизни, мира, рассеивается и за ним начинает проявляться Надежда увидеть Истинную картину мира. Вера и Надежда всегда «идут» вместе с Любовью – Творящей Силой. Она творит истинное восприятие реальности, строит из проявленных «конкретных деталей» целостный образ мира. Объединяет и направляет их движение София – Мудрость.
"Votan, а Вы, по-моему,удрали в кусты, признав за Владимиром роль Оракула." :) Дина, так Владимир и есть ;) оракул, :) главный специалист по мифам - я просто принимаю вещи как они есть.:) Я бы все-таки выделил субъективное восприятие надежды и болезней, т.е. их личностное :) измерение. Надежда - она ведь для каждого разной может быть и быть связанной с разными вещами, с разной психологией. Можно надеятся на то, что с тобой проозойдет что-то лучшее, что появится кто-то или что-то и осчастливит тебя, а можно надеятся на то, что тебе самому удастся что-либо сделать, достигнуть; можно надеятся на смерть врага, на отмщение и т.п.:) Болезни и беды также можно очень по-разному понимать. "Уж лучше жить воспоминаниями, чем надеждами " Надежда все-таки связана с перспективами, с возможностями, а психологически очень важно их иметь...
Если я правильно поняла, большинство все-таки склоняются к "+" полюсу Надежды, что делает ее изначальное пребывание в сосуде с бедами непонятным. Хотя, может быть, она, как "+", и должна там быть, ведь пока беды были надежно заперты, не было надобности и в Надежде. А когда Пандора выпустила беды, Надежда осталась запертой, чтобы страдания людей были без Надежды самыми мучительными. А еще про надпись на вратах Ада у Данте: если Надежда есть - не является ли она Надеждой, связанной с бессмертием (уподобиться Богу)?
"А еще про надпись на вратах Ада у Данте: если Надежда есть - не является ли она Надеждой, связанной с бессмертием (уподобиться Богу)?" Очень интересная мысль...
Минусы Надежды мог испытать на себе каждый, кто долго и мучительно надеялся на что-то, а оно так и не сбылось. Надежда побуждает ХОТЕТЬ (надеяться) на что-то, возможно, нереальное и недоступное. И это мучительно - хотеть, надеяться и знать, что не получишь желаемого. Так, Надежда может усиливать конфликт хочу -не могу. Таким образом, она может держать человека в своих тисках (тисках надежды) и мешать ему расстаться с неосуществимым желанием, вновь и вновь переживая пропасть между "хочу" и реальностью. Надежда мешает человеку похоронить мечту о всемогуществе, наверное, именно об этом надпись на вратах ада.
          Ди: Всё-таки карта астрологически связана с Близнецами, которых лучше всего рассматривать как сиамских близнецов: не одно, но и не двое. И как только будет сделан выбор, как только будет проведёно разделение пары, сразу возникает напряжение гексаграммы, конфликт и оппозиция, потому что братьев теперь двое и они стоят в разных углах дуальности. Но беда в том, что в смешенном виде близнецы почему-то не постигаются умом (на ум намекает Меркурий, управляющий знаком, и стихия воздуха). Близнецы - знак сомнения и непостоянства, переменчивости и хаотичности. В них нельзя ничто уразуметь, а в эпоху этого знака на Земле господствовали "лунные", материнские культы и неоформившееся сознание пребывало в состоянии слияния с бессознательным.           Хотя, может быть, она, как "+", и должна там быть, ведь пока беды были надежно заперты, не было надобности и в Надежде. А когда Пандора выпустила беды, Надежда осталась запертой, чтобы страдания людей были без Надежды самыми мучительными.Согласен, это то же самое, что разделить близнецов. + и - в сумме 0. Пока Надежда пребывала в состоянии слияния с бедами, беды не были "дифференцированы". Когда же беды были обрушены на головы людей, Надежду было необходимо запереть глубоко и подальше. Это немного напоминает ситуацию с подчинённой функцией: развитие одной функции за счёт другой.           А что до ада, так если бы в ад была бы принесена Надежда, она бы растворила бы ад, сделав его обычным миром людей.           Наш ум устроен очень причудливо: он способен воспринемать вещи только в поляризованном состоянии. Ему зачем-то необходима дихотомия мира, ему зачем-то нужна дуальность на первом этапе. Он не может воспринять вещь в слитом состоянии её полюсов сразу. Ему сначала нужно разделить полюса, изучить каждый полюс отдельно, и только после этого он может приступить к обратному процессу: слиянию и постижению в состоянии равновесия.           А что касается знака Надежды с моральной точки зрения (то есть +, в смысле "хорошо"), то для меня этот вопрос не стоит. Любая сила может быть добром и злом. Всё дело в балансе и равновесии. Когда гармония нарушается, сила становится злом. Огонь в очаге согревает, на нём готовят пищу. Огонь пожара разрушает и испепеляет. С таким же успехом, можно доказать, что абсолютно всё может быть злом: и вера, и любовь, и даже процесс самопознания.
Очень рекомендую в связи с обсуждаемой темой прочитать главу 2. Сравнение Прометея Шпиттелера с Прометеем Гете «Психологические типы» в нашей библиотеке http://www.jungland.ru/Library
Граница между бедствием и надеждой. На сегодняшний день это проблема большенства специалистов гуманитарных профессий. Современник Юнга, тёзка его - Карел Шмитт утверждал, что с XIX века миром правят лишь экономические интересы. Науки и искусства не приносящие прибыли существуют только по инерции, благодаря традициям. Очень относительны, как я понял с 2004 по 2007 год, понятия профессионализма в гуманитарных науках и его признания обществом. Я в совершенстве владею французским, итальянским и испанским. В странах с этими языками у меня нет языкового барьера, чтобы учиться в университетах. Когда я учился в аспирантуре в Университете Тренто по философии c 2002 по 2004 год, я получал стипендию 602 евро каждый месяц. Тренто http://www.fotokhaet.pochta.ru/pages/W_Trento%20(51), один из самыхбогатых городов Европы таких, как Женева, Цюрих, Мюнхен, Вена и так далее, универтет мне предоставил шикарную, почти бесплатную отдельную квартиру, тогда за год я мог в роли иностранного студента скопить 3500 евро, пригласить маму - показать в 2003 и в 2004 годах ей 15 городов Италии и Париж. Я знал, что дипломы Университета Тренто приравниваются в мире ко швейцарским и австрийским. Я надеялся с полученным мной дипломом мастера по философии и языкам современности за экзамены на 309 кредитов и диссертацию http://www.rinascita.pochta.ru/index4.html , что в 2004 году я смогу пройти конкурс в докторат по сравнительной литературe: Боэция, Нострадамуса, Данте и Голохватова, очём у меня дисерация трентовского мастера; за это стипендия в Тренто - 1000 евро в месяц. Думал, заберу к себе маму из Израиля . Но жизнь распорядилась иначе. У меня случилась самаястрашнаятрагедия жини. У меня умерала мама. К конкурсу в докторат я неподготовился. В Израиле я писал и говорил о том, что не б-г во времени, а время в Боге, и,что Бог не ограничивается только Землёй, ибо Oн - Творец всего во Вселенной так же, как и времени, что в Богe одновременны - и то, что было 13 миллиадов лет назад, миллиард лет назд, 5766 лет назад, теперь, через 5766 лет, через миллиард и через 13 миллиардов лет, что для Бога всё это прошлое, настоящее и будущее одновременны, как неподвижные лампочки, которые загаются и гаснут по очереди, и этим создают иллюзорное движение иллюзорной точки, согласно теории бывшего израилитянина Левона Кэша, живущего теперь в ужаснейших условиях в канадском Монреале. За еретические мысли я попал в Израиле в чёрный список людей, которым запрещано признавать даже дипломы докторатов Соединённых Штатов, запрещано где-либо учиться, даже переквалифицироваться на садовника, запрещано так же работать где-либо: мыть туалеты на автостанции, убирать мусор с базара, подмывать обедлавшихся стариков, менять им петули и так далее. Возвращение в Израиль, где у меня нет ни имущества, ни квартиры, не родных - медленная смерть на улице под дождём без прав на существование. Люди из этого чёрного списка имеют права только на получение пенсии - 1300 шекелей в месяц по НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, но через 3-6 месяцев после возвращения из за границы. На последнюю стипендию я полетел в Квебек просить статус беженца. Мне разные франкоязычные адвокаты и люди, уже получившие этот статус беженца, мне объясняли, что как, отличное знание французского, зачисление в монреальский какой-либо университет и вся моя правда о том, что со мной произоло в Израиле, мне только навредят на суде. За 10 000 долларов, которых у меня посто нет и не было адокаты придумывают таким, как я, историю о "преследовании" "беженца" полицией или армией Израиля, чего на самом деле никогда не происходит, а более гарантирован статус беженца если есть до конца 2004 года 30 000 долларов, а к лету 2005 году уже не менее 50 000 канадских долларов, в моём случае я должен был с 10 мая до 20 сентября 2005 года пойти на работу к исполняющему в моём случае роль "судьи", к Мишелю Венну (Michel Venne) , журналисту газеты "Долг" (Devoir), конкретно в его кабинет директора интитута "Новый мир" (Nouveau monde) - дать ему наличными 50 000 канадских долларов. Тогда я получил бы статус "беженца". Я этому не поверил. Конечо же я получил отказ в этом статусе, в отличии от 5 семей в 2005 году, живших прекрсно в Израиле, набравших множество долгов и придумавших себе историю, за деньги без малейшего знания французского или английского они конечно же получили статус, как пример подтверждения того, что мне говорили адвокаты. Со своим дипломом Тренто я зачислился в Университет Квебека в Монреале. Те, кто приехали в Канаду легально, по анкете, мне говорили, что их обязывали подписывать документы, что они не претендуют искать работу по специальности и будут переквалифицироваться на простых рабочих. В июле 2006 года я получил диплом о поддверждении степени баккалавр СНГешного диломa и полной второй степени МАСТЕР по отношению к трентовскому диплому с правом зачислиться в докторат по всей территории Северной Америки http://www.er.uqam.ca/nobel/m310014 . Если бы не это поддтверждение, я бы мог остаться по гуманитарной программе в Канаде ещё на 4 года. Но в связи с тем, что мой статус изменился, я должен был, как иностранный студент, или заплатить 12 000 долларов за учёбу в докторате, или в октябре 2006 года покинуть Канаду. Возвращаться в Изаиль было равно самоубийству. Я поехал во Францию в первый попавшийся университет, который меня пригласил. Это был Университет Пикардии имени Жюля Верна, куда меня зачислили на последний курс МАСТРа ДВА по французской и испанской литературе и языкам. Почему сразу не в докторат? Потому, что Канада не признаёт дипломы Пикардии, а Пикардия - дипломы Канады. Это конечно же не касается точных науки бизнеса. Монреаль - нищита, беззаконие и грязь по сравнению с Тренто. Амьен Пикардии мне показался сначала раем по сравнению с Монреалем, хотя по сранению с Tренто - дырой . Amiens, как и вся Европа, а ни как Тренто - по типу Швейцарии. Здесь стипендию иностранцам никто не платит. Все мои деньги кончились, я отдал все свои чeмоданы студентке из Африки. Tолько негры могут понять ужас абсолютной нищеты и бесправия в этом ужасном мире с 14 евро в кармане, здесь признаётся только то, что приносит сиюминутный доход. Я теперь ночую в ночлежке-отрзвителе-полу-тюрьме для нелегалов и наркоманов, колющих себе Mорфий в ноги, там же и кушаю бесплатно. Каждое движение среди хулиганов, не чувствующих боли из-за Морфия, опасноть. Три раза я был сильно избит за то, что я израилитянин так,что меня увозили в больницу. Давать сдачи не чувствующим боль - самое глупое, что может быть на свете. Но даже из этой ночлежки меня выгоняют потому, что я уже сдал экзамены всей первой сессии, кроме одного. Я получил право на работу - 18 часов в неделю. Во первых меня никто без специальных знакомств не возьмёт по специальности, даже если бы я имел французское гражданство, во-вторых, мыть полы - берут только на 40 часов в неделю. На 18 часов никто не хочет брать студентов на неквалифиированный труд. В ночлежке-отрезвителе я заразился собачьей чесоткой и жду с нетерпеним встречи с бесплатным дерматологом, чтобы тело не горело и не чесалось как после побоев крапивой. O реакции Израильского Консульства в Париже на мои просьбы о финансовой помощи и о помощи против атисемитизма французов-наркоманов здесь: http://yevrey.com/forum/viewtopic.php?t=878 И всё же меня не покидает надежда и я почему-то счастлив, что сдал экзамены по провансальской литературе трубадуров, по переводам сложнейших текстов с испанского на французский и с французского на испанский, написал сочинения на французском по литературоведнию и на испанском по пьесе "Жизнь -это сон" драматурга Испании XVII века Кальдерона, сдал анализ французской плеяды литературы XV века и жду последний экзамен по полифонии французкой лингистики. Как ни смешно, но я счастлив, что преподаватель провансальской литературы Жерар Гро не отказывается стать руководителем моей дипломной работы по катренам и двум эпистолам Мишеля Нострадамуса, отражающего предидения Боэция МАСТРa ДВА и стать на следующий год рукоодителем доктората по этой же теме, куда добавятся Данте и Голохвастов http://www.golokhvastov.pochta.ru (мифичесий эпос об Атлантиде, не уступающий по поэтике Пушкину). Если я не умру, мне ненужно будет повторять per me si va nella citta' dollente, per me si va nell'eterno dolore, per me si va alla perduta gente...
Даже не знаю, что сказать... Главное, чтобы надежда Вас не покидала, Александр. О надежде - есть у Фромма хорошая книга "Революция надежды".
«Современник Юнга, тёзка его - Карел Шмитт утверждал, что с XIX века миром правят лишь экономические интересы. Науки и искусства не приносящие прибыли существуют только по инерции, благодаря традициям». Очень спорное утверждение. Все это было и до XIX в. Если переносить все вовне, то, пожалуй, так оно может показаться, правда, и то, что любая крайность всегда переходит в свою противоположность (Гераклит). Любой перегиб вправо, в прагму, рацио, ростовщичество, неминуемо порождает движение вспять к войне, например, ужасающему падению нравов, и торжеству бессознательного. В свою очередь такой перегиб порождает культурно-религиозный скачек, и история повторяется. «Очень относительны, как я понял с 2004 по 2007 год, понятия профессионализма в гуманитарных науках и его признания обществом». Непонятно, почему именно с 2004 по 2007 года? На мой взгляд, это не так, и даже совсем не так. Ну, если только эта относительность соответствует вашей «черной полосе» жизни. Но такие «полосы» проходили все, и нельзя, на мой взгляд, так обобщать и соотносить личное с коллективным. Слава Богу, что цикличность имеет линейность, а в совокупности спираль, так, что на том витке жизни, где вам кажется все темным и безысходным, на другом витке может казаться бурей в стакане воды. Удачи вам, Александр.