Эмоциональная система

Из интервью А.Я. Варги (полное интервью см.http://booknik.ru/today/faces/vseh-lechit-i-nakazyvat/) "Что касается трансгенерационного подхода, его создал такой психотерапевт Мюррей Боуэн. По образованию он был врачом общей практики и довольно долго работал чуть ли не хирургом. Только потом, после Второй мировой войны, он стал заниматься психиатрией и создал эту концепцию. Она совершенно биологическая в своей основе, эволюционно-биологическая. Заключается в том, что, помимо информационной системы, есть еще эмоциональная система, в которую мы тоже включены. Эмоциональная система более архаическая и более всеобщая. В нее включаются, например, и домашние животные. И эта эмоциональная система тоже устроена по своим законам: люди заражаются эмоциями друг друга, делятся этими эмоциями — вольно или невольно. И люди в семье, естественно, особенно чувствительны к эмоциональным переживаниям друг друга, как бы они к ним не относились. Можно очень злиться на то, что твоя мама опять заражает тебя своей тревогой, но никакого способа отгородиться от этой тревоги практически нет. Это очень трудно. Собственно, трансгенерационная концепция — это история про то, что происходило в эмоциональной системе в поколениях, потому что эмоции живут дольше, чем мысли. Эмоциональное поле семьи воспроизводится из поколения в поколение. Задаются способы реагирования, нормы чувствования. Для кого-то выражать гнев — это дверь закрыть, а для кого-то — тарелку разбить. И этому люди научаются в своих родительских семьях. Там закладываются нормы реагирования на разного рода ситуации, какая эмоция в какой ситуации адекватна. Но, кроме того, есть всякого рода эмоции, которые только в семье и проявляются — в действии и в полном объеме. Потому что те эмоции и проявления, которые практикуются в семье, обычно больше нигде не проявляются — это уникальное. В семье спят, едят, болеют, пользуются туалетом, занимаются сексом, рожают детей, ссорятся, мирятся — то есть там очень интенсивное эмоциональное взаимодействие и эмоциональное поле. Любой человек, погружаясь в него, начинает жить по законам этого поля. Например, возьмем тревожную семью. Самый главный источник тревоги и напряжения — супружеские отношения. Появляется ребенок. Ребенок не может быть свободным от эмоционального поля семьи. Он обязательно включится в эмоционально напряженное, тревожное эмоциональное поле, которое существует между родителями, не может не включиться в него, потому что у него нет альтернативы — это его семья и его реальность. И он начинает, например, функционировать так, чтобы уменьшать это напряжение: создает проблемы (болеет, плохо себя ведет, плохо учится и т.п.), тогда родители объединяются и напряжение уменьшается. Ребенок обслуживает психологические потребности своих родителей, и это мешает ему развиваться, жить своей жизнью, снижает его уровень функционирования. Такой ребенок, когда вырастает, часто создает подобный напряженный тревожный союз, и его дети повторяют ту же историю. Мюррей Боуэн подробно описал, как работает механизм межпоколенческой передачи эмоций и способов функционирования. В частности он показал, как последовательное снижение уровня функционирования в нескольких поколениях приводит к появлению ребенка, страдающего шизофренией. Насчет родовых проклятий — это такая вульгаризация понятий. Хотя, конечно, если страх мужчин из поколения в поколение передается девочкам в семье, то ожидать, что эта девочка легко и непринужденно сто пятьдесят раз счастливо выйдет замуж, не приходится." Может кто-нибудь подсказать,что означает "последовательное снижение уровня функционирования"?
Ребенок обслуживает психологические потребности своих родителей, и это мешает ему развиваться, жить своей жизнью, снижает его уровень функционирования---------------- Это уж как-то слишком  механистически, почти клон. У него свои гены, своя система, свои эмоции - уже отличие от родительских. Тем более, помешать развитию - значит только одно - убить. Нет никакого "снижения", есть попытка на родителей все свалить, т.е. оправдать  эго.
Клара, я так понимаю, вопрос о снижении функционирования к профессионалам, возможно, и они выскажут своё мнение,напишу то,обо что "споткнулась" в этом тексте я.1)Да, согласна и про эмоциональное заражение и про эмоциональное поле. Это легко видно по детям в роддоме или детском саду,начинает плакать один ребенок "заражается" несколько.Нечто подобное происходит на соревнованиях или концертах.Где-то читала,что это механизм,направленный на выживание,эмоциональный мозг более древний и по нему быстрее распространяется сигнал,волна паники или страха накроет раньше и эффективнее,чем обращенная речь.Согласна и про эмоциональный климат семьи.2)Пример про ребёнка скорее про попытку компенсации,а не про заражение.3)Пример девушки и венца безбрачия,скорее,про передачу комплекса представлений,но не эмоционального фона.4)Шизофрения-не эмоциональное заболевание,хотя и затрагивает эмоциональную сферу.При передаче сейчас больше считаются с генетическим её наследованием,не до конца отвергнута и вирусная теория (есть "медленные" вирусы,постепенно разрушающие клетки головного мозга).Что касается уровня функционирования перекликается с уровнем жизни,жизнедеятельности,то есть умение-возможность удовлетворить свои базовые (и не только) потребности.
Roha 2014-11-25 07:46:58
Это уж как-то слишком  механистически, почти клон. У него свои гены, своя система, свои эмоции - уже отличие от родительских.

 К сожалению это так. Ребёнок растет в атмосфере, которую создают родители. В утробе ребёнок полностью зависит от эмоций матери, ведь её эмоции отражаются на составе крови, на химии тела. И когда он родился он тоже отделен только физически, но не эмоционально. И большие тётеньки и дяденьки не всегда умеют отличить свои эмоции от "наведённых" (пользуясь электрической терминологией :))
Марфа-М. 2014-11-25 08:29:29
Что касается уровня функционирования перекликается с уровнем жизни,жизнедеятельности,то есть умение-возможность удовлетворить свои базовые (и не только) потребности.

 Подумала примерно это, т.е. снижение уровня функционирования в жизни за счёт бОльшего подавления своих чувств, но хотелось бы действительно услышать мнение профессионалов. В отрывке в общем-то не сказано, что шизофрения - эмоциональное заболевание.
Меня в связи с этой темой, давно интересует один вопрос. Извините,  если немного не в том контексте..Речь идет о функциях. Понимаете согласно Юнгу функции считаются равнозначными.

Чувство, ощущение, мышление, интуиция.

Равнозначными в том смысле, что человек с ведущей функцией - чувство, не хуже адаптирован к среде, чем тот, у которого, например  ведущая мышление. Разниться подход.

Да и функции именуются здесь не иначе, как   - функции сознания.

Однако все чаще встречаешься с информацией  как в этой статье, или вот "три мозговые системы" , из которых выводится - не о каком равенстве речи быть не может.

Эмоции (эмоциональная система) - в большей степени  архаична и  иррациональна.

Мария Луиза фон Франц пишет, что человек с Ведущей Функцией Чувство - в этом отношении добился наилучшей  дифференциации ее  из общего поля потоков "неясных  ощущений" и "предчувствий", в которых порой так сложно отделить мысли от  эмоциональных посланий ..

Мой вопрос таков.

Чувство (как это понимается в системе Юнга)  и ЭМОЦИЯ(эмоциональная система)  уместно  ли поставить здесь знак равенства?

Если да  - то следует ли считать, что те у кого эта функция ВЕДУЩАЯ -  в преимуществе (менее подвластны коллективному заражению эмоций)..
Чувства и эмоции-это о разном, хотя их часто путают.Я открывала такую тему на юнгланде, сейчас не могу найти. Маша дала тогда ссылку на Тэвистокские лекции Юнга. По-моему исчерпывающее объяснение. http://intelligence.arbat.name/?p=83&page=2 Карл Густав Юнг. Тэвистокские лекции.


ДИСКУССИЯ ПЕРВAЯ

Спасибо Марфа, пойду читать..

А то я уже стала ловить себя на мысли, что записываю функции пирамидкой..не равномерно , мол так сложилось эволюционно -исторически!

Интуиция
Мышление
Чувство
Ощущение

а не строкой ))

интуиция мышление чувство ощущение
Эмоции, как я понимаю, отзываются в теле (покраснением кожи, выделением адреналина, потеют ладони и т.п.) само слово (по памяти) означает приводить в движение.

Чувство - оценочное, рассудочное, оно не мгновенно что ли как эмоция, оно основывается на знании себя и своих жизненных предпочтений и приоритетов.

Ощущение здесь я тоже слегка плаваю... тепло, холодно, влажно, комфортно ( подумала, что тоже оценочное)

Может кто-нибудь подсказать,что означает "последовательное снижение уровня функционирования"?

***************

"Социальное функционирование – это способ, которым индивиды и социальные общности (семьи, различные ассоциации) организуют свою жизнедеятельность и решают те или иные задачи, возникающие в процессе повседневного существования. "

Клара 2014-11-25 14:18:12
Эмоции, как я понимаю, отзываются в теле (покраснением кожи, выделением адреналина, потеют ладони и т.п.) само слово (по памяти) означает приводить в движение.

 Интересно когда было веден этот термин ?

Клара 2014-11-25 14:18:12
само слово (по памяти) означает приводить в движение.

 Эмоции  - нужно отличать от настроений? Оставаясь дома одна каким только настроениям не бываю подвержена, и не всегда они за собой влекут реакцию тела..

Еще мне вспомнилось в контексте с "эмоция" - приводящая в движение,  упоминание греками "богов", а Юнгом "богов, зашитых  в теле" побуждающих к  деятельности.

Первые были склонны снимать с себя всяческую ответственность за свои поступки, мотивируя  " одержимостью",  например, "не как мной  овладел Арес" -  поэтому я стукнул тебя "табуреткой".. 
Можно очень злиться на то, что твоя мама опять заражает тебя своей тревогой, но никакого способа отгородиться от этой тревоги практически нет. Это очень трудно.

**********************

Конечно, трудно, но вполне обучаемо, будучи взрослым. Например, с помощью практики медитации можно ослабить связь между непосредственными телесными ощущениями, сопровождающими ту или иную эмоцию, и нарративным процессом, который автоматически запускается при детектации этих ощущений.

http://vnimatelnost.com/2014/09/29/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8F%D0%B5%D1%82-%D0%B2/

Что-то не вставляется ссылка 

"Как практика внимательности меняет ваш мозг"

 

Аспирина, согласна, что будучи взрослым ситуацию можно изменить.
Astreya 2014-11-25 14:51:43
Интересно когда было веден этот термин ?

 Какой термин? Эмоции? или то, что я написала, что он связан с изменениями в теле? 

Эмоции в Энциклопедическом словаре:
Эмоции - (франц. emotion - волнение - от лат. emoveo - потрясаю, волную),реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешнихраздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающиевсе виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением(положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции)различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции,возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычноназываются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными). 

Значение слова Эмоции по Психологическому словарю:
Эмоции - Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его акт 

тут подробнее:   http://www.psychologos.ru/articles/view/emocii

 

Как практика внимательности меняет ваш мозг
 "последовательное снижение уровня функционирования"?


Сразу скажу, что это не имеет никакого отношения ни к юнговским психическим функциям, ни к невротическому, пограничному, психотическому уровням функционирования личности - терминам, которыми пользуются при психоаналитической диагностике (напр, см. Мак-Вильямс).

Речь идет об оригинальной теории Боуэна, в которой ключевым и очень сложным является понятие "дифференциация Я". Грубо и упрощенно можно сказать, что чем выше дифференциация Я по Боуэну, тем лучше человек умеет мыслить на фоне эмоций. 

Когда он говорит, что при передаче семейных сценариев идет снижение уровня функционирования, то прежде всего, имеется ввиду то, что снижается дифференциация Я. Это означает, с каждой передачей в следующее поколение семейные симптомы становятся сложнее и ярче, и уменьшается способность членов семьи держать психологический баланс между своей отдельностью и включенностью в эмоционально нагруженные отношения.

Это если кратко. 

 

Сорелла, а как избежать этого? Или хотя бы откорректировать по возможности? Что делать надо? ...Ну, то есть, кроме того, что пытаться осознавать, дифференцировать, интегрировать в сознание и т.д....

_______

"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"


 
В психотерапию на несколько лет с толковым терапевтом. ;) 

Да-да... А вы что хотели услышать? Что есть волшебное средство для домашнего пользования? Нету, увы.

Спасибо, Сорелла.

Подозревала такой ответ...

...Да, безумно хочется волшебного средства - р-раз, и стал другим человеком...) 

____

"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"



 
Марфа-М. 2014-11-25 13:39:08
Маша дала тогда ссылку на Тэвистокские лекции Юнга. По-моему исчерпывающее объяснение.

Некоторое время назад я читала тевистокские лекции. Жаль все сразу - с первого прочтения ухватить не получается - приходиться возвращаться,  предчувствуя, что не последний.

Для меня когда я только начала читать Юнга, было много сложностей вытекающих из  незнания терминологии. Да и порядок  важен, лично я свое знакомство с  Юнгом начала  с его   "Символов Трансформации". 

Текст - выглядел, как набор знакомых слов  вперемешку с  /:!*?/ - диковинным шифром.


Благо картинки радовали ! )

Многочисленные детали (не относящиеся к предмету мое интереса, или  тому что представлялось более или менее знакомым ..) просто не  удерживалось в памяти.  Запоминалось то, что имело отклик. Вначале пути, он был довольно ограниченным ..

Гром писал, в соседней теме, мол и другого ( по аналогии)  мы можем принять, впустить в сферу своего опыта сначала  только на основании отклика (негативного или позитивного), то есть расширение сознания начинается с распознавания и соотнесения с уже знакомым.  Все что выходит за эти пределы - до поры до времени "невидимо". К этому мы придем ..но придем опосредованно выстраивая связи   "соответствий". Очень похоже на то, как мы расшифровываем свои сны.

В  одной из передач, меня зацепило упоминание    реакции индейцев на приближение испанских кораблей. Не зная насколько она достоверна, но подавали это дело так. Индейцы не имеющее ничего общего с кораблями ( в сфере своего опыта),    склонны были  буквально не замечать последних,   как не различает кошка сцен изображенных на наших картинах.  Смутную  тревогу  выразил  лишь вождь (может речь шли и о шамане), вглядывающегося в даль на равне со всеми. Он заставил индейцев осознать что нечто действительно приближается..
Клара 2014-11-25 15:48:11
Какой термин? Эмоции? или то, что я написала, что он связан с изменениями в теле?

 Спасибо, довольно расширенный список , я  о том, что был до. Ну и ссылка сойдет.


Из  Тэвистокских лекции.

Доктор Эрик Б.Штраус

- Доктор Юнг считает, что различие между чувством и эмоцией заключается лишь в степени..он располагает их, так сказать, по разные стороны границы... И наконец, доктор Юнг считает, что одним из критериев, или даже основным критерием, является тот факт, что, в отличие от эмоций, чувство не сопровождается изменением физиологического состояния.Как мне кажется, эксперименты, проведенные профессором Фрейндлишером  из Берлина, ясно показали, что простые чувства (наслаждение и страдание, напряжение и расслабление) на самом деле сопровождаются физиологическими изменениями; так, например, с помощью современной аппаратуры можно очень точно зарегистрировать сопутствующие чувствам изменения кровяного давления.

Доктор Юнг --Это правда, что чувства, если они носят эмоциональный характер, сопровождаются физиологическими эффектами; однако, безусловно, есть и такие чувства, которые не вызывают изменений в физиологическом состоянии. Эти чувства имеют не эмоциональную, а четко выраженную ментальную природу. Таково проводимое мною различение. Поскольку чувство является оценочной функцией, легко понять, что это вовсе не физиологическое состояние.

 


Там  же нашла и некоторое обоснование для своей "пирамиды" функций, выраженной несколько иначе..

Доктор Хоу:
Могу ли я сделать еще одно замечание? Мне кажется, что ваши четыре функции – ощущение, мышление, чувство и интуиция – последовательно соответствуют первому, второму, третьему и четвертому измерениям. Вы сами в связи с проблемой человеческой телесности воспользовались понятием «трехмерности»; кроме того, вы сказали, что интуиция отличается от остальных трех функций тем, что включает в себя временной аспект. Не следует ли из этого, что она соответствует четвертому измерению? На этом основании я полагаю, что «ощущение» соответствует одномерной, «перцептуальное познание» – двухмерной, «концептуальное познание» (которое ближе всего по смыслу к вашему «чувству») – трехмерной, а интуиция – четырехмерной системе координат.

Sorella, спасибо за разъяснение.
Астрейя, про трехмерное измерение хорошо сказано. ))
Спасибо вам Клара )

Тема меня заинтересовала из -за случая приключившемся со мною на отдыхе. Оно касается очень интересного класса  переживания. Мы с мужем отправились в дельфинарий, не в первый раз впрочем. Чего я там не видел, - сказал он и все же в последний момент взял и себе билет тоже. Как только вошли  я испытала странное "возбуждение" которое начало подниматься. Или можно сказать повышать градус интенсивности. Представление еще не началось, а фиолетовые спинки дельфинов уже нарезали круги. Как образ, вспышка  возникло сильное желание - прыгнуть в бассейн, к дельфинам. Желание я подавила, однако волна начала меня накрывать во время выступления. Я сидела и не могла понять, что это за повторяющиеся внутренние всплески (я реально было очень удивлена наблюдая за своим состоянием), к глазам даже поступили слезы. Муж достал камеру и начал снимать представление, я отвернулась, не хватало что бы он меня сейчас "поймал", этим своим , - ну ты чего? После чего конечно же я   "разрыдаюсь". Муж меня не поймал, я не разрыдалась. И тут какой-то парень со среднего ряда - сорвался, снимая на бегу куртку, он подбежав к бортику  бассейна  плюхнулся в воду. Представление не останавливали (чтобы не сбивать сложную программу ?)..охранники довольно жестко выволокли парнягу из воды, наподдав напоследок. Я смотрела на это все и понимала, что  наблюдаю свой собственный конфликт. Как если бы мои противоречивые настроения вдруг оказались персонифицированы (как это часто предстает перед нами во снах). Очень хорошо об этом пишет Барбара Ханна, цитируя Юнга..

В книге Ионна Левиафан один. Затем он был противоположностью высокого бога (Яхве). Но затем Левиафан разделился на двое, - Бог, так сказать высвободил свой внутренний конфликт, и теперь может наблюдать его в виде двух враждующих вне себя.
После выступления мы с мужем разговорились, он мне сказал, знаешь когда этот  парень прыгнул в воду, я разозлился, мол догнался пивом и понесло на приключения. Когда его тащили, я даже злорадствовал, так ему и надо! Парня при вытаскивании немного стукнули об бордюр. Но тут я увидел его глаза, и понял - он не пьян. "Я понимаю его!" - сказали мы почти одновременно! Тогда я поделилась своими чувствами, эмоциональными всплесками, которые очень походили на тоску и стремление..Эти эмоции - чистые, но из -за интенсивности - не очень -то выносимые.  Муж согласился, говорит что получил очень странный опыт, и он не может его идентифицировать, дельфинов видел и раньше..но переживания подобного плана ..ну очень специфическое.
Я имею представление об "эмоциональных заражениях" от людей. В моем окружении близком,  есть несколько женщин, если они включаются то, все пиши пропала..после болеют все. Однажды снимала аффект.

Здесь  что-то очень похожее... с одним НО -   я почувствовала себя намного лучше ))
Словно исцелилась, пришла в норму  моя эмоциональная система. До этого я несколько бедна в ощущениях была. Картинкой  изобразила бы это, как  бассейн, я стою на площадке и смотрю в воду; вода на минимуме..

Дельфины,  представление,  эмоции. Я стою на площадке - вдруг поднимается одна волна за другой, грозиться обрызгать. Уровень воды в бассейне поднимается вместе с этими плесками.  Волнуюсь.

После. Я стою на площадке -  уровень воды вровень с площадкой.

Наполнилась?
Astreya 2014-11-25 19:59:43
На этом основании я полагаю, что «ощущение» соответствует одномерной, «перцептуальное познание» – двухмерной, «концептуальное познание» (которое ближе всего по смыслу к вашему «чувству») – трехмерной, а интуиция – четырехмерной системе координат.

 навеяла фраза про пятое измерение в фильме "Интерстеллар"(если смотрели) и трансцендентальную функцию
Ютта 2014-11-25 21:56:32
навеяла фраза про пятое измерение в фильме "Интерстеллар"(если смотрели) и трансцендентальную функцию

 Хороший фильм ? Посмотрю... ищу как раз что-нибудь такое..сильное.
Astreya 2014-11-25 21:57:53
Хороший фильм ?

 есть что посмотреть, о чем подумать, меня увлек, все пытаюсь рассмотреть символическое наполнение.
Ютта 2014-11-25 22:02:34
есть что посмотреть, о чем подумать, меня увлек, все пытаюсь рассмотреть символическое наполнение.

Может этим фильмом и начать формировать, рубрику "это нужно видеть" или еще как.. формировать новый список полюбившихся и просто фильмов ? )
да, очень хочу его обсудить, есть масса вопросов , флаг вам в руки.
Я для начала погружусь в его священное пространство..

Обсудить можно отдельно (по мимо списка)..только не мешало бы  привлечь соучастников ?))