Проклятие леди Шалот: «и, треснув, зеркало звенит...»

В башне на острове посреди реки, текущей в Камелот, живет девушка, о существовании которой никто из окрестных жителей не знает: Среди долин, среди холмов, Полей ячменных и лугов, Одетых россыпью цветов, Течет река. Вдоль берегов Лежит путь в Камелот. Спешит тропою местный люд, В затонах лилии цветут. Стоит пустынный остров тут Зовется он Шелот. Порой в порывах ветерка Стволы осин дрожат слегка, И день за днем несет река Листы с деревьев островка В могучий Камелот. Четыре серые стены И башни с берега видны Там, где живет средь тишины Волшебница Шелот. Весь остров магией объят. И мимо молчаливых врат То барку лошади влачат, То лодки быстрые летят В могучий Камелот. Но кто, при солнце иль луне Саму ее видал в окне Или на башенной стене - Волшебницу Шелот? Лишь слышат пред началом дня, Серпами острыми звеня, Жнецы в колосьях ячменя, Как песня, за собой маня, Несется в Камелот. Иль в час, когда луна взошла, Селяне, завершив дела, Вздохнут: "Знать, песню завела Волшебница Шелот. На леди Шалот было наложено таинственное проклятие: она должна вышивать прекрасный гобелен перед зеркалом, в котором отражались лишь тени настоящего мира, но ей нельзя было видеть его, выглядывая в окно: В высокой башне с давних пор Она волшебный ткет узор, Суровый зная приговор: Что проклята, коль кинуть взор Рискнет на Камелот. Не ведая судьбы иной, Чем шелком ткать узор цветной, От мира скрылась за стеной Волшебница Шелот. Дана отрада ей в одном: Склонясь над тонким полотном В прозрачном зеркале стенном Увидеть земли за окном, Увидеть Камелот. Там отражений череда Сменяется: бредут стада И тихо плещется вода У острова Шелот. На глади зеркала скользят Малютка паж, гурьба ребят, В седле гарцующий аббат, Иль бравых рыцарей отряд, Спешащих в Камелот. Любой из них себе избрал Прекрасной дамы идеал, Но клятвы не один не дал Волшебнице Шелот. И отражений светлый рой Она в узор вплетает свой, Следя, как позднею порой За гробом певчих юных строй Шагает в Камелот; Иль бродят ночью вдалеке Влюбленные - рука в руке. "Как одиноко мне!" - в тоске Воскликнула Шелот. Однажды она видит в своем зеркале отражение бесстрашного рыцаря Ланселота, путешествующего в Камелот, и, бросив пряжу, смотрит в окно: На расстоянье, что стрела Свободно пролететь могла, От замка, где она жила, По той дороге, что вела В могучий Камелот, Среди колосьев ячменя Сверкала яркая броня - То ехал, шпорами звеня Отважный Ланселот. Едва ль доселе видел свет Подобный благородства цвет. В доспехи ратные одет, Овеян славою побед Скакал он в Камелот. И сбруя на его коне Пылала в солнечном огне, Как звезд плеяда в вышине Над островом Шелот. Седло под рыцарем лихим Мерцало жемчугом морским; Забрало и перо над ним Сияли пламенем одним - Так ехал Ланселот. Он привлекал невольно взор, Как ночью - яркий метеор, Что звездный бороздит простор Над островом Шелот. Скакун резвился вороной, Герб серебрился расписной, И кудри черные волной Струились по броне стальной - Так ехал Ланселот. Храбрейший рыцарь на земле, Он песню распевал в седле И отразился в хрустале Волшебницы Шелот. И, прекратив плести канву, Она впервые наяву Узрела неба синеву, Блеск шлема, лилии во рву И дальний Камелот. В этот самый миг за ее спиной раскалывается зеркало и рвется гобелен - начинает сбываться ее проклятие: Со звоном треснуло стекло И ветром на пол ткань смело. "Проклятье на меня легло!" - Воскликнула Шелот. Предчувствуя скорую смерть, леди Шалот выходит к реке и садится в ладью, на которой пишет свое имя, плывет к Камелоту, распевая прощальную песню и, прежде чем добирается до Камелота, умирает: Покрылись мглою небеса, Умолкли птичьи голоса, Шумели хмурые леса, Дождей холодных полоса Объяла Камелот. В заливе, где растет ветла, Ладья печальная ждала. И имя ей свое дала Волшебница Шелот. И, отрешившись от тревог, Что ей сулит жестокий рок, Как в час прозрения пророк, Она взглянула на поток, Бегущий в Камелот. А в час, когда багрян и ал Закат на небе догорал, Поток речной ладью умчал Волшебницы Шелот. Печальный гимн ушедших дней Звучал то тише, то сильней, А сердце билось все слабей И становилось все трудней Смотреть на Камелот. И только в сумраке ночном Встал над рекою первый дом, В ладье уснула вечным сном Волшебница Шелот. Жители Камелота находят утром ладью с прекрасной мертвой девушкой и рыцарь Ланселот благословляет ее: И, в белый шелк облачена, Как призрак мертвенно-бледна Вдоль темных стен плыла она Сквозь царство сумерек и сна - Сквозь спящий Камелот. Покинув лавки и дворцы, Дворяне, дамы и купцы Сошлись на брег; и мудрецы Прочли: "Леди Шелот". Но кто она? Никто не знал. Весь город ужас обуял. Любой себя - и стар, и мал - Знаменьем крестным осенял. Лишь рыцарь Ланселот Сказал, шагнув за круг людей: "Она была всех дам милей. Господь, яви же милость ей, Прекраснейшей Шелот!" Перевод Светланы Виноградовой. --------------------------------- Леди Шалот - героиня баллады Альфреда Теннисона "Волшебница Шалот" по мотивам легенды артуровского цикла о Элейн из Астолата, Лилейной Девы. Здесь http://kristina-lenora.livejournal.com/22739.html коллекция картин художников-прерафаэлитов и не только, поэтических переводов и музыкальные переложений поэмы Теннисона, посвященных образу леди Шалот - практически на каждую сцену баллады есть свой шедевр. Проклятие леди Шалот часто интерпретируют как внутренний конфликт между социальными обязанностями женщины викторианской эпохи и ее личными предпочтениями, внутренней жизнью. Интересно было бы рассмотреть с точки зрения юнгианского анализа элементы этой красивой баллады. Почему леди Шалот должна была умереть?
Некоторые из картин:



Картинка 38 из 71




Флейта, красивые картины и стихи хорошие... "должна"  ткать гобелен, нельзя видеть реальность, только ее отражение в зеркале, это опасно. Шелот ткет содержимое своей внутренней жизни, то что видит в зеркале, но увидев в зеркале Ланселота, она захотела увидеть его живого, поддалась своему желанию и это ее погубило. конфликт между  следованием своим хотениям и желаниям, поиском истины и требованиям жить внутри очерченного круга
Если переложить на современный лад, то что получится - вязать, сидя перед телевизором?)
Ну да :)) не выходить из семейного круга, как там у немцев три К: киндер, кирхен, кюхен (дети, церковь, кухня). Кстати на одной из картин, ноги леди опутаны нитками, наверное неспроста.

как в сказке "Спящая красавица", все спит и сны свои вплетает в отражение зеркал. А еще подумала вот о чем, никто не видел ее, но все ощущали и слышали ее пение. Это как о душе, заточенной в "темнице" разума . И пробуждение подобно смерти, как переход из невидимого в зримое - Кто она? Женщина, невинная душа в белом, голос земли и вызов. Что-то крутиться рядом, не пойму - может некий переход на новый виток, суметь быть и своей смертью доказать право на жизнь - дать имя своей ладье???

Образ башни - возвышенная изоляция мужской души - анимы.

Остров посредине реки - нахождение вне противоположностей или в напряжении противоположностей. Самость.

Плетение гобеленов - создание непрерывной творческой фантазии.

Сублимация.

Ох. Когда Дон-Кихот взглянул на Камелот без зеркала, то заболел и умер.)

да, и если разбитые зеркала (нарцистическое ядро??? перевод взгляда с внешнего на внутренний мир), изорванные гобелены(разрыв, раскол в психической сфере) и выход из башни заточения(матка, уроборос), который предполагает первую встречу с Самостью, а это всегда катастрофа для эго, погружение в нигредо. Никак не вплеталось имя ладьи, возможно как в нигредо смерть с возможностью возрождения.
хех, как первая попытка женщины заявить о себе

Проклятия очень часто связаны с ведьмами, матерями, поэтому можно предположить, что у главной героини негативный материнский комплекс, который запрещает ей вступать в контакт с внешним миром.

Зеркало часто связано с нарциссическими расстройствами, с отсутствием связи между эго и самостью / Самостью. Я думаю, что у леди Шалот нарушена именно связь эго - Самость, так как в зеркале она видит не свое отражение (самость), а Мир, Камелот, Царство. 

Башня - образ защиты.

Баллада не является сказкой или мифом.

И видимо отражает мужскую психологию рыцарства.

Ланселот - рыцарь идеал, культ рыцарства.

Рыцарь как таковой.

То что прекрасные дамы находились в окнах башен и смотреть на них

приходилось снизу вверх - отражает самую низкую роль "женственым"

качествам, которая отводилась в психологии самого мужчины.

Культ долга, мужества, жертвенности, жестокости - приводил к сублимации и

возвышению "дамы."

Женскую психологию отражают легенды о василисках и единорогах.

 

Мне увиделось в зеркале ограничение виденья женщины(бесконечное отражение только женского из поколения в поколение), а также некий посыл "будь красивой и желанной"-в этом твоё предназначение, а также прядение,вышивание,ткачество-посыл оставаться бессознательной(паук-арахна). Ланселот-это вхождение активного, мужского,деятельного в жизнь и это автоматически разрушает как преемственность от матери к дочери так и бессознательность.Ютта не зря сравнила со спящей красавицей,в какой-то мере Шалот,действительно,спала.Смерть можно трактовать тогда символически,как смерть прежнего уклада.И здесь немаловажно, что на лодке пишется имя девушки,она заявила миру о себе,сказала:"я-есть,я-существую".Лодка, как переход,переправа,мост (можно сравнить с лодкой Харона).Ассоциация с Жорж Санд или Джейн Остин-одними из первых женщин-писательниц.

Автор: Марфа-М.,

Мне увиделось в зеркале ограничение виденья женщины

=

http://youtu.be/2vCtrUq8FD4

Уильям Холман Хант-------------------------------------На этой гравюре усиливается сходство вышивания гобелена и плетения паутины. 185.21 КБ     Интересно, как меняются картины в рамке,на одной Христос, а на другой воровство яблок из сада Гесперид .
 А здесь ассоциация скорее с длинными волосами Рапунцель и погружением в образы бессознательного (река и рыбы).
Марфа-М. 2014-12-02 20:43:02
А здесь ассоциация скорее с длинными волосами Рапунцель и погружением в образы бессознательного (река и рыбы).

 а мне навеяло о цветке лотоса
Марфа-М. 2014-12-02 20:39:09
Интересно, как меняются картины в рамке,на одной Христос, а на другой воровство яблок из сада Гесперид .

 интересно, как можно совместить эти два образа???  намек на путь к Анимусу или духовность? о чем это?
Художник писал эту картину около 20 лет, последний вариант был дописан его учеником.Мне кажется картины на стене-это попытка художника понять, что произошло с Шалотт. На первой картине-наброске распятый Христос-здесь и тема принесения себя в жертву и тема духовной жизни,даже,возможно монашенки,не от мира сего. На следующей картине уже фигура Бога-Отца, держателя мира (здесь сложно сказать христианский это Бог или Зевс), как миропорядок, патриархальный мир, на последней картине появляется материнская фигура (дева Мария над новорожденным Христом) и Геракл, ворующий яблоки из сада Гесперид, здесь уже тема нарушения запрета, некоего героического поступка.Любопытны и светила на картинке.Христос,а рядом луна.Затем отец-солнце.И только на последней картине совмещение,сверху лучи солнца,снизу-луна,львиная шкура-солярный символ,незаконное проникновение мужчины в материнский мир. Ещё интересна метафора голубя-души, вылетающего из открытого окна в мир и босых ног, как попытка обрести контакт с землёй.-------------------------И ещё, как-то невнимательно прочла текст вначале, Шалотт в зеркале видела весь мир.Тогда зеркало, конечно,уход в себя,в мир воображения,как мозг, который создаёт картину мира "в голове".
Очень часто такая тенденция встречается у людей, которые не хотят возвращаться назад, и такое их решение в существенной мере становится сознательным, ибо возвращение к несчастной жизни в этом мире плохо заменяет брак с Духом Луны. Так и в случае упоминавшейся мной польки у меня возникло чувство, что она была счастлива в своем сумасшествии. Она любила мыть полы в клинике, в которой чувствовала себя совершенно свободной, и работала очень хорошо. Я ни в коем случае не считаю, что ей не хватало смирения вернуться в обычную жизнь; она просто находилась в состоянии спячки. Подобно кролику, она спала с открытыми глазами, и в отношении нее возникало приблизительно такое интуитивное чувство: человек, который находится в сонном состоянии, несмотря на всю страсть, с которой она относится к своему переживанию. Все в клинике ее любили, и в любой момент можно было ее попросить рассказать какую-нибудь историю. Тогда она сплетала архетипическую пряжу и затем снова засыпала. Она была «пряхой» (именно отсюда происходит это слово) или женщиной-«пауком», которая не открывала глаза, чтобы посмотреть на мир.
Согласно мнению людей, живущих за полярным кругом, люди-«головы» живут в морских глубинах; это духи, у которых есть только голова. Некоторые африканские племена также верят в то, что существуют люди-«головы» - то есть духи, которые катятся как головы, лишенные туловища. Они считаются довольно опасными и используются в магических целях. Они составляют большую часть населения земли, живущего под землей или под водой, и считаются духами умерших; вся сущность умершего находится у него в голове. Иногда они появляются в виде человеческого «черепа», а иногда - в виде человека-«головы».Девушку больше привлекает жених-дух, а не жених-человек, и она с ним очень счастлива. Это изумительная иллюстрация того, как мы сухо и вместе с тем конкретно выражаем «одержимость Анимусом», которая является абстрактной формулой, означающей, что женщина вышла замуж за жениха-«голову» и становится совершенно недоступной и недостижимой для обычных людей. Она все время ведет продолжительные беседы со своим внутренним автономным духом. Если бы получилось посмотреть на себя в состоянии одержимости Анимусом (что невозможно), женщина смогла бы увидеть, что он постоянно занят внутренним разговором, думая о том и обсуждая то, что не может сказать другим людям. Его нельзя прерывать, ибо этот процесс совершенно непроизвольный; не существует архимедовой точки опоры, с помощью которой можно посмотреть на это состояние. Только внешний наблюдатель замечает, что женщина, одержимая Анимусом, участвует в беседе с внутренним духовным процессом. Она настолько в него погружена, что даже не может этого заметить. Именно поэтому кажется, что такие женщины не совсем в себе, словно у них есть какая-то тайна, ибо они что-то держат при себе. Голова - это прекрасный образ Анимуса, который все время размышляет и всегда имеет свое мнение. 
А еще зеркало - образ проекций внешнего мира, вышивание гобелена - образ фантазии. Отражение, reflection, отсылает нас к рефлексии, мышлению, осознанию человеком существования потустороннего "двойника" в мире бессознательного - своего альтер-Эго. Зеркало традиционно является также лунным и женским символом (Луна отражает свет Солнца, зеркало - образы внешнего мира). Шалот пребывает в заточении и, погруженная в созерцание, проекции и фантазии, познает свое одиночество. Рефлексия, Логос пробуждают сознание, трансформируют его. Образ Ланселота мне представляется Анимусом Шалот, чье архетипическое воздействие вырывает Шалот из круга ее ограниченных представлений о мире. Треснувшее, разбитое  зеркало в фольклоре многих народов всегда было знамением чего-то ужасного - страданий или смерти, так как считалось, что в зеркале живет душа человека и, когда зеркало раскалывается, нарушается целостность души. В оставшиеся часы Шалот проживает свою жизнь настолько полно, насколько это возможно в ее драматических обстоятельствах. Она отправляется в путешествие, которое можно назвать героическим в женском исполнении. Камелот и замок Ланселота - ее новая цель. Ладья, нареченная именем Шалот (Логос действует через слово) - образ Эго, река - снова женский символ, символ либидо.  Сцена, где Шалот умирает и плывет мертвой в лодке - отголосок погребального обряда, существовавшего у многих народов. Думаю, балладу можно рассматривать как с точки зрения мужской, так и женской психологии.
Примечательно, что на самой первой картине серии зеркало держит перед глазами Шалот василиск.
И ещё добавлю по картине. Волосы Шалотт нарушают все мыслимые законы физики. Они как облако, расплывшееся над её головой. На гравюре это особенно подчёркнуто,они как бы сливаются с нитями. Как вспышка, озарение, сумятица и опять же аналогия с косами Рапунцель. (Волосы-мысли).
Гобелен прекрасен, но наполнен тенями - это картина сна души: видит тени мира, отраженные в зеркале своего воображения.

Как только леди Шелот увидела краски  мира  без зеркала, а напрямую - зеркало/воображение стало не нужно, и умирает прежняя Шалот. 

По-моему, это процесс индивидуации. 

Интересно, что Шалот подписывает лодку своим именем, как подписывают что-то авторское: гобелен, стихи. А еще так пишут имя на могильной плите. 

"Умереть" она должна до встречи с рыцарем - в этом решении виден выбор: остаться прежней или  умереть, чтобы стать другой (например, из невесты стать женой). 

Еще интересен тот факт, что леди Шалот никто не видел: её  песня бестелесна, и  только  мертвая леди становится видимой, да и узнают её по написанному на лодке имени. 

внутренний конфликт между социальными обязанностями женщины викторианской эпохи и ее личными предпочтениями, внутренней жизнью---------- Если это так, то внутренний мир населяли тени, т.е. отголоски/осколки настоящего мира? Видимо, это справедливо: "...ей рано нравились романы, они ей заменяли все". В зеркалах французских романов Татьяна Ларина тоже не видела настоящего мира и Онегиным вместе с ним.

Современной версии легенды о леди Шелот нет - реалии изменись. Первое, что пришло в голову - монастырь. Но я тут же вспомнила жизнь сестер францисканок-фелицианок, это спошное погружение в мир, причём в его внешнюю сторону... Именно в его очень суетную часть. ...Одинокие женщины и тем более, зарабатывая на жизнь, находятся полностью в мире... 

..Ну да, очень буквально, конечно, понимать легенды не следует... Это всегда символ...

Само собой, лучше, чем фон-Франц об этом не скажешь. Да, одержимость анимусом, "голова на крылышках", крайняя интраверсия, боязнь внешнего мира... И, даже, с Олегом-Громом согласна, да, есть нечто нарциссическое в леди Шелот, в её мощных защитах... Именно в её боязни других и защитах, но не в невозможности чувствовать боль другого...

Если бы я не знала о существовании АП, я бы сказала об этой легенде так. 

Очень трагичный образ. И пленительный. И она права, леди Шелот. Да, у кого есть такая возможность, не следует высовываться наружу из своей башни, заглядываться на этот мир без фильтрующего зеркала. Он, мир этот, погубит, отравит, убьёт. Фильтр иногда бывает полезным, смягчает краски, звуки, запах... И всякие прочие ужасы. Я думаю, что проклятие леди Шелот, о котором толком ничего не сказано в балладе, и есть её интуитивное знание о том, что отношения с мужчиной, и внешним миром вообще, погубят её. Она держится, сколько может в своём одиночестве. Но одиночество тоже изматывает и убивает. Какая смерть легче?... Всё одно - умирать. Вот она и выглянула... Напоследок... Не выдержав... А, может быть, и в надежде... Но это печальная сказка. Правдивая, то есть. ...Вот...

_______        


"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"


 

Комментарий Руты хорош - символическая смерть, инициация, начало индивидуации... Раньше я бы так и сказала... Но тогда почему у этой сказки только начало?...

_______ 


"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"


 
Dtkeyl 2016-01-07 16:17:41
Очень трагичный образ.
а какой не трагичный?
 

Ой, да пожалуйста! - Та же Лорелея менее трагична на мой взгляд... 

Вы меня подлавливаете, любезнейшая?...))) А может быть вам самой сначала стоит мифологию почитать?...))) Глядишь, и Брюнхильд с Рапунцель путать не будете?...

_______


"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"


 
как же Лорелея менее трагична, если она людей губила? На ее фоне у Шелот праздник, а не жизнь 

Вот именно! Хоть какая-то отрада в её жизни/не жизни была...

_______


"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"


 
А вот я как раз попутала Брунхильду с Рапунцель ) совпадение )