Тихий шелест ветвей за окном.
Как прекрасна сегодня луна!
Подходящая ночь для печальных историй…
Мистические истории, рассказы о духах, призраках, вампирах и демонах… они существовали во все исторические периоды и в культуре каждого народа. Что это? Реальность, вымысел, психотические глюцинации или архетипические образы, всплывающие из глубин бессознательного?
Грань между сном и бодрствованием. Пограничье - пространство в котором «всплывают» на поверхность персонажи сновидений или просто БДГ- фаза сна? Демоническая любовница – суккуб и сексуальный вампир или ревнивые Анима и Анимус принимающие такие образы, что бы обратить на себя внимание сновидца? Призрак отвергнутой невесты тянущей в прорубь или разбушевавшееся чувство вины? Клочь чёрных волос в колодце или тёмные мысли «утопленные» в бессознательном? Только каждый сам для себя может ответить на эти вопросы, потому что объективных ответов на них нет. Но в любом случае, человек, столкнувшийся с подобным явлением, не может остаться равнодушным.
Страшные сказки всегда имели надо мной особую власть. Мне всегда казалось, что самое интересное и истинное можно увидеть только в том, что вызывает страх и и поднимает на поверхность самые потаённые желания.
Есть в японском языке понятие "юмэ-моногатари". Означает оно "рассказ о сновидении" или "литература снов". Под этим термином подразумевается повествование о таинственных и загадочных явлениях. Естественно, меня, как исследователя сновидений, подобная литература интересует особенно. Есть и другие японские названия подобного рода произведений - например, "кайдан" ("повествование о загадочном и ужасном") или "кидан" ("повествование об удивительном"). Кайданы, это категория историй в которых действуют призраки – сущности, когда то бывшие людьми. Их называют словом Юрэй, которое записывается иероглифами «потусторонний мир» и «душа».
Как психолог, уделяющий особое внимание работе со сновидческим материалом, я не могла не обратить внимание, что содержание мистических историй очень похоже на содержание кошмарных сновидений. Причём в этом смысле японский кайдан не сильно отличается, от европейских историй про вампиров или русских страшных сказок про упырей и оборотней. Но именно японский кайдан привлёк меня, как юнгианца, тем что страх возникающий при чтении этих историй или просмотре фильмов имеет глубинный бессознательный источник. И, пожалуй, ни в одной другой культуре, этот жанр получил такого развития.
Кайдан как жанр начал формироваться в Японии начал формироваться в 6-8 веках и базировался на древнеяпонских мифах (архаические верования, легшие потом в основу синто), китайских, индийских мифах и буддийских верованиях, которые с течением времени оказывают на него все большее влияние. Литературная форма кайдана в привычном нам понимании формируется в эпоху Эдо. Многие сюжеты того времени представляют собой литературную и вольную обработку старых мифов или заимствованы из китайской литературы.
Как мне кажется, глубокая бессознательная основа страхов и фобий, которые затрагивает кайдан, связана с относительной «не загрязнённостью» этих историй религиозными наслоениями.
Для классического кайдана характерны следующие отличительные черты:
- Потусторонние силы и сверхъестественные существа (чаще всего — мстительные призраки, юрей) действуют наравне с людьми и активно воздействуют на события сюжета.
- Концепция кармы и воздаяния, то, что европеец определил бы как фатализм в сюжете.
- Месть, как практически обязательный элемент действия.
- Обычно небольшое количество ярких, характерных персонажей, активно проявляющих свои чувства.
Призрачные героини кайдана в основном женщины пострадавшие от несправедливости при жизни и жаждущие отомстить за себя. Приведения юрэи стремятся появится перед живыми людьми и вступить с ними в контакт с целью напугать до смерти или умертвить высосав из них всю жизнь. Они не успокаиваются пока не добьются своей цели, так как обычно одержимы местью.
Согласно канонам синтоизма, после смерти душа человека выжидает момент, когда рядом никого нет, и никто не оплакивает умершего и только тогда покидает тело. Душа тех, кто умер естественной смертью, становится духом предков, те же, кто принял насильственную смерть – становятся юрэями. Интересен тот факт, что, несмотря на пол умершего насильственной смертью, юрэи всегда имеют женский облик. Исключение составляют только призраки мужчин-воинов, ищущие возможность после смерти восстановить свою честь.
Призраки приходят в дом ночью, их очертания расплывчатые и не явные. Считается, что верхняя часть тела их антропоморфна, а ближе к ногам силуэт становится как бы окутанным дымкой, призрачным, что создает впечатление, что они плывут по воздуху, оставляя за собой лишь тонкую струйку дыма. И это только одна из общих черт, объединяющих западных и восточных призраков. Ноги служат всем существам для контакта с землей, соединяют их с ней, так что отсутствие ног в некотором смысле символизирует отсутствие такой связи. Когда я толкую сновидение, я всегда говорю, что всё что связано с ногами, относится к нашему мировоззрению, то есть способу контакта с землёй, с реальным миром. Парить над землёй не имея ног, значит вообще не иметь связи с миром, в случае с юрэй это так и есть, фактически они – сгусток мести, часто не имеющие других воспоминаний.
Интересно так же описание состояния в котором прибывают при этом жертвы. Оно очень похоже на характерное состояние при кошмарных сновидениях – как будто находишься в вязкой среде, не можешь кричать и не понимаешь во сне ты или нет.
Итак, галерея японских юрэй в лицах.
Оива и Токайдо Ёцуя Кайдан.
Это самый экранизируемый кайдан в истории японского кино. Пьеса для театра кабуки написанна Namboku Tsuruya IV (1755-1839). Не буду рассказывать содержание пьесы, лишь скажу, что это история о женщине, которая отомстила своим убийцам после смерти.
Не смотря на то что это достаточно поздняя пьеса имеющая конкретного автора, её сюжет явно восходит к более ранним историям. Она насыщена такой яркой и сильной символикой, что не обратить на это внимания, я не могла.
Практически во всех кайданах этого типа присутствуют следующие составляющие:
- Женщина умершая не естественной смертью.
- Водоём или колодец из которого она появляется.
- Тёмные волосы, которые пугают или душат жертв.
Эти составляющие были в самых древних историях и перешли по наследству и в нео-кайданы.
По сюжету несчастная Оива, став не нужной, была брошена мужем. Решив женится на другой, богатой женщине, он даёт жене вместо лекарства яд, который не убивает, а обезображивает ей лицо. Оива пытается расчесать волосы, но они выпадают с кровью и остаются на гребне. Далее муж убивает Оиву и слугу, обвиняя их в несуществующей связи. Их тела привязывают и двум сторонам двери и топят в озере. Потом эта всплывающая и вращающаяся дверь и волосы, будут появляться во всех сценах мести.
В этом сюжете меня поразила символика, которая похожа на процесс формирования вытесненного содержания психики, которое при опредёлённых измененных состояниях сознания «всплывает» осознаваемую область.
Не так то просто избавится от ненужной жены с ребёнком на руках, в любом случае в глубине души останется чувство вины, которое будет время от времени напоминать о себе. Что же можно сделать, что бы избежать этого? Найти себе оправдание, «обезобразить» его. Что фактически и происходит с Оивой, её лицо обезображено буквально, хотя муж сделал с ней это намерено. Теперь у него есть повод бросить её. Но этого оказывается недостаточно, её нужно забыть окончательно – «утопить» в бессознательном, что и делают герои истории. Но и тут присутствует очень интересная символика. Брошенную, обезображенную и убитую жену обвиняют в измене, которой реально не было. И это обвинение «привязывают» к ней в виде, убитого же слуги. Их распинают с двух сторон одной двери и в таком виде бросают в омут, что бы уж точно не всплыли. Сначала мне не была понятна эта часть истории, но подойдя к её рассмотрению с аналитической точки зрения, я увидела в этом символику того, что чувство вины и искусственно придуманное оправдание произошедшему, находятся в одной связке.
Ещё один интересный образ из этой истории, это клок чёрных волос, который остался на расчёске, когда обезображенная Оива пыталась расчесать волосы. Эти волосы потом будут появляться в различных ёмкостях с водой и водоёмах. Интересно, что эта символика волос в воде появится позже в нео-кайданах. Таких как «Звонок», «Проклятие», «Тёмные воды».
Вода вообще играет в кайдане значительную роль. В японской мифологии стихия воды связывает мир живых и мир мёртвых. Это женская стихия Инь, холодная, тёмная, поглощающая и пугающая. В этом отношении японская мифология ничем не отличается от западного оккультизма. В системе таро, атмосфера кайдана соответствует аркану Луна и созвездию Рыб. Это Йесод, слой нижнего астрала и сновидений. В юнгианстве этот слой соответствует личному бессознательному, наполненному вытесненными желаниями, приобретёнными и полученными по наследству, комплексами. Которые, как раз, и могут принимать облик призраков в кошмарных снах.
Во время анализа этих фильмов (особенно «Тёмные воды») мне пришла в голову мысль, мнению образ наползающих чёрных волос в воде связан с внутриутробными переживаниями плода. В перечисленных мною историях, так или иначе, присутствует образ отравленного или брошенного человека, в данном случае женщины. И я подумала, что подобные переживания может испытывать переношенный плод. То есть, расползающиеся во внутриутробной жидкости продукты отравления вполне могут напоминать чёрные волосы, а отслаивание плаценты могло привести к ощущениям отравления и нехватки кислорода. Потому то, эти фильмы и вызывают ощущение первобытного неконтролируемого ужаса, который восходит к пренатальным переживаниям.
Призрачные кошки.
Отдельной категорией кайданов, можно считать истории про призрачных кошек.
На самом деле в японской демонологии существует два разных вида призрачных кошек, это бакенэко – коты демоны, которые никогда не были людьми и лишь принимают человеческий облик в нужных случаях. И кайбё, о которых как раз и пойдёт сейчас речь.
Кайбё - это специфическая разновидности кошки-монстра. Это кошка, которая обрела сверхъестественные силы, потому что пила кровь хозяйки или умерла вместе с хозяйкой. А хозяйку либо убили, либо она покончила с собой из-за несправедливости. Кошка же, попившая ее крови, может принимать человеческий облик и в этом облике обладает сверхчеловеческой силой. Кайбё часто использует арсенал обычных мстительных призраков-юрэев - наводит морок на людей, так что тем начинает мерещиться, что окружающие их слуги и родственники на самом деле призраки. Люди в стремлении уничтожить кайбё, начинают рубить мечом направо и налево, убивая всех подряд. Но у кайбё есть и другие, специфические приемы. Главный из них - она может подчинять своей воле других людей - как живых, так и тела тех, кого она убила. Кайбё очень сильна и живуча, она может перегрызть врагу глотку, а убить ее саму очень не просто, хотя и возможно.
Интерес к кошкам, как к животному связанному с потусторонним миром характерен не только для Японии. Я думаю, что многие здесь знают, что кошка это животное посвящённое Великой Богине в разных культурах достаточно много мифов на эту тему. Как пишет Фон-Франц, «самое поразительное в образе кошки, это её амбивалентность». С одной стороны кошек обожествляли, как например богиню Бастет в Египте, а с другой кошка считалась животным Дьявола. Из за своих светящихся в темноте глаз, Кошки считаются животными проводниками в потусторонний мир. Во всех религиях кошка считается связующим звеном как между человеком и Богами, так и между человеком и демонами.
В Японии отношение к кошкам двойственное. С одной стороны там как нигде в мире , любят кошек. У них даже существуют храмы для поклонения кошкам и праздник посвящённый им. Фигурки манэки-нэко ставят у входа в магазины и кабаки, что бы они привлекали удачу. Но с другой стороны, в буддизме к кошке относятся очень подозрительно, это связано с легендой о том, кошка и змея не плакали на похоронах Будды.
В средневековой Японии участь женщины, это быть существом совершенно бесправным и бессловесным. Известно буддийское изречение: "онна ва санкай дэ иэнаси" - "в трех мирах нет места для женщины". По этому было бы вполне понятно, проецирование своей нереализованной феминности на кошку, которая, в отличии от хозяйки, свободна и может ходить куда захочет. И хотя бы в снах или фантазиях отомстить за обиды нанесённые хозяйке.
Очень интересная история рассказана в фильмеShindo Kaneto «Чёрные кошки в бамбуковых зарослях». В нём речь идёт о двух убитых самураями женщинах, которые поклялись мстить всем воюющим самураям. Мне кажется, в этом фильме особенно видно, как стремление женщины отомстить за свою несчастную долю проецируется на образ кошки.
Фон-Франц так же пишет, что символически волшебная сила кошки находится в хвосте. Обратите внимание, как с кошачьими хвостами обстоит дело в Японии. Их попросту обрубают – явная символика, купированной феминности.
Юкки-онна.
И на последок ещё один завораживающий архетипический образ из японского кайдана.
Юки-онна (яп. «Снежная женщина»). Она появляется зимними ночами во время снегопада, в метель или когда светит полная луна и подстерегает путников, которых безжалостно убивает.
Обычно, Юки-онна — это высокая, невероятно прекрасная женщина, с длинными черными (изредка белыми) волосами, темно-фиолетовыми глазами и гладкой белоснежной кожей холодной, как лед. Она одета в белое кимоно (иногда с красным узором) или обнажена, тогда ее белая кожа полностью сливается со снежным покровом — видны лишь темные волосы и лицо. Но несмотря на ее красоту, взгляд Юки-онны настолько пугающий, что человек может остолбенеть от страха.
Про неё мне хочется сказать: «Смерть нежна». Потому что она по сути дела и является самой смертью.
Её описывают совершенно белой, почти прозрачной, словно изо льда, и очень красивой. У Юки-онны может быть только одна нога и только один глаз, и следы её обычно одноногие. Двигается она неторопливо и изящно, появляется чаще в сумерках или ночью во время снегопада или снежной бури, особенно в первые дни Нового года. При том она может объявиться в любом месте, где идёт снег, ее видели даже в крупных городах. Иногда принимает вид обыкновенной девушки, выходит замуж и рожает детей, но может неожиданно всё бросить и исчезнуть в белом тумане.
У японцев "умереть насильственной смертью" и "жениться на юки-онна" во многих областях — синонимы.
Юки-онна далеко не всегда удовлетворяется лишь видом мертвой жертвы. Иногда она ведет себя, словно вампир, и высасывает у людей кровь или жизненную силу. Порой она похожа на суккуба и, охотясь на безвольных мужчин, высасывает их души или замораживает через поцелуй или половой акт. Впрочем, если мужчина окажется достаточно смелым, чтобы угрожать Юки-онне или захочет помериться с ней силами, то она исчезнет, превратившись в клочок тумана или мелкий снег.
Не смотря на различия, Юки-онна с одной стороны напоминает мне образ Снежной Королевы из сказки Андерсена, а с другой похитительницу детей и суккуба – Лилит.
Снежную Королеву можно рассматривать, как образ Северной Первоматери, носительницу всего знания коллективного бессознательно. Символически собранного в кристаллизованном состоянии на Северном полюсе.
В этом случае образ Юки-нна символически связан с «замораживанием» и кристаллизацией «тёмных вод бессознательного», которые так обильно текли в начале моего доклада. Пока человек жив эго психика-душа находится в постоянном движении и изменении, как вода. В момент смерти собранная за всё жизнь информация, кристаллизуется и становится достоянием коллективного бессознательного.
Таким образом получается, что в кайдане прослеживаются образы от рождения до самой смерти. Причём рождаемся мы из тёмных вод, а умираем замерзая в белых снегах… http://nata.ynataly.info/stolyarova-nadezhda/8-stolyarova-stati/5-zhenskie-obrazy-v-yaponskom-kajdane