Предлагаю разобрать этот текст Юнга(Психологические факторы определяющие человеческое поведение) и помедитировать над ним) (8-й том собраний сочинений Юнга)
Автор: hobit, дата: чт, 12/03/2015 - 23:03 #168187 Автор изменил свой комментарий
14/03/2015 - 21:56
Флейта 2015-03-12 22:21:52 (не читая Юнга) Ну, я почитаю Юнга, а то все читаю, читаю и никак усвоить не могу)) -
"...Среди психологических факторов, определяющих человеческое поведение, главными побудительными силами психических событий являются инстинкты. Ввиду дискуссии, бушевавшей еще недавно вокруг природы инстинктов, я бы хотел четко определить, каким мне представляется отношение между инстинктами и психикой и почему я называю инстинкты психологическими факторами. Если мы исходим из предположения, что психическое идентично жизненному началу вообще, тогда нам придется согласиться с существованием психической функции даже у одноклеточных организмов. В таком случае инстинкт представлял бы собой своего рода психический орган, а, например, гормонообразующая деятельность желез была бы также обусловлена психически.Однако, если будем рассматривать появление психики как сравнительно недавнее событие в истории эволюции и допустим, что психическая функция представляет собой феномен, сопутствующий нервной системе, которая так или иначе приобрела централизованный характер, то трудно будет держаться того мнения, что инстинкты в природе исходно имели психический характер. А так как связь психики с мозгом является более правдоподобным предположением, чем психическая обусловленность жизни вообще, то я рассматриваю компульсивность, характерную для инстинкта, как эктопсихический фактор. Тем не менее, в психологическом отношении эта компульсивность имеет большое значение, поскольку приводит к образованию структур или паттернов, которые могут рассматриваться в качестве детерминант человеческого поведения. С этой точки зрения непосредственным определяющим фактором является не эктопсихический инстинкт, а структура, возникающая во взаимодействии инстинкта и психической ситуации данного момента. В этом случае в качестве определяющего фактора следует рассматривать видоизмененный инстинкт. Изменение, которому подвергается инстинкт, столь же значимо, как различие между цветом, который мы видим, и объективно существующей длиной волны, производящей его. Если в качестве эктопсихического фактора инстинкт всего лишь играет роль стимула, то в качестве психического феномена он обеспечивает ассимиляцию этого стимула к уже существующему психическому паттерну.Необходимо дать этому процессу какое-то название. Мне представляется, что наиболее подходящий для его обозначения термин — психизация. Таким образом, то, что мы называем инстинктивным проявлением, уже оказывается психизированной данностью, хотя и эктопсихического происхождения..."
Автор: hobit, дата: пт, 13/03/2015 - 10:45 #168200 Автор изменил свой комментарий
13/03/2015 - 10:47
Буду повторяться и постить элементарные вещи) Но у меня проблема с памятью, а создание темы, хороший способ напоминания себе) -
Сознание является, по преимуществу, продуктом восприятия и ориентации во внешнем мире. Сознание определяется Юнгом как соотношение психических фактов и Эго. Эго - это сложное образование, которое устанавливается, во-первых, общим осознанием собственного существования и, во-вторых, данными памяти. Этот комплекс обладает мощным магнетизмом: он притягивает то, что содержится в бессознательном, и также притягивает впечатления извне.
- В сознании различаются две составляющие
- Эктопсихическая система - связывает человека с внешними фактами. - К эктопсихическим функциям относятся:
- ощущение - говорит нам о том, что вещь есть;
мышление - о том, что это за вещь;
чувство - о том, какова ценность этой вещи для нас;
интуиция – предвосхищение, которое открывает нам то, что происходит «за углом».
- Эндопсихическая система – включает элементы внутреннего характера. - К эндопсихическим функциям относятся:
- память – связывает нас с тем, что ушло из сознания;
субъективная реакция – свойственная нам склонность реагировать определенным образом;
эмоции и аффекты – овладевают человеком, меняют его физиологическое состояние;
инвазия – полное господство бессознательной стороны психики, минимальный сознательный контроль.
- Благодаря эндопсихической системе мы соприкасаемся с бессознательным.
Автор: hobit, дата: пт, 13/03/2015 - 10:51 #168201 Автор изменил свой комментарий
14/03/2015 - 22:11
Очерченная выше точка зрения позволяет нам понять возможность изменений инстинкта в рамках его общей феноменологии. Психизированный инстинкт в известной степени лишается своей уникальности, временами фактически утрачивая свою наиболее существенную особенность — компульсивность. Он не является более эктопсихическим, недвусмысленным фактом, а становится вместо этого подвижным образованием,зависящим от специфики психических содержаний. В качестве определяющего фактора инстинкт вариабелен и, следовательно, может проявляться по-разному. Какой бы ни была природа психического, оно наделено необычайной способностью к изменению и трансформации.
Например, независимо от того, насколько недвусмысленно физическое состояние раздражения, вызываемое голодом, психические последствия, проистекающие из него, могут быть самыми разнообразными. И не только реакции на обыкновенный голод широко варьируются, но и сам голод может быть ≪денатуризован≫, представая даже в качестве чего-то метафорического. И дело не только в том, что мы используем слово ≪голод≫ в различных смыслах, но и в том, что в сочетании с другими факторами голод может принимать самые разнообразные формы. Первоначально простая и явная детерминанта может трансформироваться в жадность, или в многообразные формы безграничного желания или ненасытности, вроде, например, страсти к наживе или непомерного честолюбия.
Голод как типичное проявление инстинкта самосохранения,без сомнения, является одним из главных и наиболее мощных факторов, влияющих на поведение; по существу, на жизнь первобытных людей голод оказывает гораздо более выраженное воздействие, нежели сексуальность. На этом уровне развития психики голод — это альфа и омега, существование как таковое.
Автор: hobit, дата: сб, 14/03/2015 - 21:49 #168229 Автор изменил свой комментарий
14/03/2015 - 22:16
Важность инстинкта для сохранения вида не нуждается в доказательствах.Тем не менее, вследствие того, что рост культуры принес с собой множество ограничений морального и социального характера, сексуальность, по крайней мере, временно приобрела повышенную ценность, сравнимую с ценностью воды в пустыне. Благодаря интенсивному чувственному наслаждению, которое природа привнесла в дело размножения, у человека появилась тяга к сексуальному удовлетворению — почти в качестве отдельного инстинкта, не обусловленного более брачным сезоном. Сексуальный инстинкт входит в констелляцию, образованную множеством различных чувств, эмоций, аффектов, столь тесно связанную с духовными и материальными потребностями, что, как известно, предпринималась даже попытка вывести всю культуру из подобных констелляций.Сексуальность, подобно голоду, подвергается радикальной психизации, что дает возможность отводить чисто инстинктивную первоначально энергию от ее биологического применения и направлять ее в другиерусла. То, что эта энергия может быть размещена в разнообразных областях, указывает на существование еще и других влечений, достаточно сильных, чтобы изменить направление сексуального инстинкта и отклонить его, по крайней мере, частично от его непосредственной цели.
Фактор (лат.factor «делающий, производящий») — причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.--------Если я правильно поняла вопрос, то разделила бы причины на
Рациональные :
- инстинкты, обеспечивающие жизнь, голод (по Фрейду)
- желание власти (по Адлеру)
Иррациональные (по Юнгу): архетипические паттерны, скорость и качество индивидуации, психологический тип и т.п.
Рута, Юнг делит психологические факторы определяющие человеческое поведение на эктопсихические функции и эндопсихические, см. выше в теме. - Рациональные инстинкты, как вы это понимаете?
В ваших темах я вижу массу фрагментов, которые не связаны между собой. Они напоминают ваш сон о полетах в разной плотности материи, которая напоминает разорванную в куски ткань: кусок темный - рядом светлый. Причем, цитирование из разных авторов вносит путаницу, по-моему.
Например, я не понимаю, как можно "делить факторы/причины... на функции"?
Мне захотелось представить свою схему - только и всего.
Рациональные инстинкты - те, что можно объяснить: от лат. ratio — разум — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Противоположен ему - иррациональный метод познания.
Только учение Юнга, мне кажется, признает воздействие иррационального на поведение человека. Такой подход отличается от рациональных объяснений психического: животных инстинктов Фрейда и желание власти Адлера.
Рута 2015-03-15 21:14:30 В ваших темах я вижу массу фрагментов, которые не связаны между собой. Видимо потому что вас так не волнует тема взаимосвязи материя-психика так как меня)) Весь мой ход рассуждения и поиска строится на осмыслении этой взаимосвязи. Мне немного печально, что этот большой массив в исследованиях Юнга игнорируется, в том числе и на этом форуме.
hobit 2015-03-12 23:03:38 А так как связь психики с мозгом является более правдоподобным предположением, чем психическая обусловленность жизни вообще, то я рассматриваю компульсивность, характерную для инстинкта, как эктопсихический фактор. Тем не менее, в психологическом отношении эта компульсивность имеет большое значение, поскольку приводит к образованию структур или паттернов, которые могут рассматриваться в качестве детерминант человеческого поведения.
Эти "структуры или паттерны" и есть архетипы. Вероятно ниже введено понятие Архетипа.
hobit 2015-03-13 10:45:15 Эктопсихическая система - связывает человека с внешними фактами. Точнее говоря не связывает с внешними фактами, а сигнализирует об их присутствии. Эти сигналы "включают" те области памяти, которые "знакомы" с этими факторами и "знают" как нужно реагировать.
Гоша 2015-03-26 15:11:15 Эти сигналы "включают" те области памяти, которые "знакомы" с этими факторами и "знают" как нужно реагировать. Можете рассказать подробнее? Что это за области памяти?
hobit 2015-03-26 16:05:08 Можете рассказать подробнее? Что это за области памяти? Ну это или изначально существующие, данные от рождения, например сосательный рефлекс, либо то, что называется жизненным опытом, то есть сформированные в течении жизни в подобных же ситуациях, в результате научения, примеров (порой дурных) и тому подобное.
Хобит, я всего-навсего хотел обратить ваше внимание на неточность, неполноту фразы "Эктопсихическая система - связывает человека с внешними фактами". Такие неточности больно ударяют по правильному пониманию понятий.
Что касается памяти, то в психологическом аспекте это либо безусловные рефлексы, данные от рождения, либо условные, сформированные походу жизни, иначе говоря жизненный опыт. Ничего сложнее собаки Павлова тут нет.
Гоша 2015-03-26 17:24:29 Такие неточности больно ударяют по правильному пониманию понятий. Гоша, а вы уверены, что у вас ппп? Гоша 2015-03-26 17:24:29 Ничего сложнее собаки Павлова тут нет. Заидуюю, что у вас все так просто)))
на днях по культуре был фильм о геноме бактерий живущих внутри человеческого тела, что у каждого человека набор бактерий индивидуальный и судя по опытам на мышах очень возможно, что влияет на мозг и соответственно на поведение человека. это к вопросу о сложности системы и взаимосвязей.
Клара 2015-03-28 09:12:48 это к вопросу о сложности системы и взаимосвязей К сожалению, да. Видимо индивидуальное, представители науки еще не скоро научаться рассчитывать. Слишком сложная система.
Ниже представлены Дхьяни-Будды в порядке их манифестации (проявления) в бардо смерти и соответствующие им скандхи —
пять составляющих, необходимых для создания личности, в соответствии с
феноменологией буддизма. Именно совокупность пяти скандх составляет «Я»
инкарнированного индивидуума, в терминологии Карла Густава Юнга —
самость. Эти группы являются пятеричной классификацией, в которой Будда
подытожил все физические и умственные явления существования, и в
частности те, которые кажутся непросветленному человеку его «эго» или
личностью.