Небесный бег трех зайцев указывает путь к спасению. Колеса Дхармачакры. Срединный путь.
Автор: Astreya, дата: пт, 27/03/2015 - 10:55
Пошла по ссылке Хобит, в статье заинтересовали наши зайцы в связи с Буддизмом.
Дуньхуан (кит. упр. 敦煌, пиньинь: Dūnhuáng «Сердечный, сверкающий») — оазис и городской уезд в городском округе Цзюцюань китайской провинции Ганьсу, в древности служивший воротами в Китай на Великом шёлковом пути. В 14 км от города находится памятник Всемирного наследия — раннебуддийский пещерный монастырь Цяньфодун. В находящихся там пещерах Могао в начале 20 в. была обнаружена библиотека, содержащая рукописи 406—995 годов. Ее открытие принесло городу всемирную славу.
Три зайца Дуньхуан.
Начиная с династии Хань (202 г. до н.э.-220 н.э.) Дуньхуан был важным перевалочным пунктом на Великом Шелковом Пути, древнем торговом пути, который простирался от Чанъань (ныне Сиань) на востоке до Центральной Азии, Индии, Персия-и, до Римской империи, на западе. В период Шестнадцати королевств (366-439), в Могао, день пути от Дуньхуана, буддийские монахи начали рыть сотни пещерных храмов со скал вдоль реки Daquan. Пещеры были украшены статуями, фресками и декоративных изображений, строительство новых пещер продолжалось Могао более 500 лет.
Во время династий Суй и Тан (581-907), изображения трех зайцев были нарисованы в центре потолка, по крайней мере в 17 пещерах. Как правило, круг зайцев в окружении восьми крупных лепестков лотоса и формирует координационный центр большого раскрашенного купола, покрывающего весь потолок. Следующие фотографии показывают, как некоторые из этих изображений выглядят сегодня.
http://chinesepuzzles.org/three-hares/
... Дуньхуанские пещеры Название на английском языке: Dunhuang Caves.
Описание: Дуньхуанские пещеры – храмовый комплекс, состоящий из пещер разного размера и назначения, находящихся на разном уровне, многие их них связаны между собой. По легенде, Лэцзунь вырубил первую пещеру в 366г. н.э., после увиденного им золотистого света, исходящего от горы Миншашань. После этого храмовый комплекс получил масштабное развитие. Сохранилось более 700 пещер, размеры которых варьируются от совершенно малых до огромных, высота которых может достигать около 50м. Пещеры-храмы наполнены искусством, посвященным буддизму. Различные статуэтки, скульптуры, настенная живопись. Также в одной из пещер совсем недавно были обнаружены исторически ценные манускрипты, картины, нарисованные на шелке и многое другое. Все эти вещи датируется IV – XI вв., когда храмовый комплекс получал наибольше распространение.
... Дуньхуан - небольшой городок на западе Китая. Пустыня Такла-Макан.
Красивое изображение из пещеры 407 наиболее известных из всех изображений трех зайцев. Зайцы окружены двумя полосами лепестков лотоса на фоне Feitian (небесных дев), летящих в том же направлении, что и зайцы. Обратите внимание, на глаза зайцев , на положение всех их четырех лап, и на белые шарфы, развевающиеся с их шей. Интересно, что это только одно из 17 пещер изображение, в котором три зайцев четко работают в направлении против часовой стрелки.
В пещере 406, грубые силуэты белых трех зайцев отчетливо видны на темном фоне. Это потребует тщательного изучения, необходимо определить, являются ли эти белые области местами, где темный пигмент из оригинальных зайцев изменил цвет с течением времени или так было задумано чтобы показать белый подшерсток.
Автор: Astreya, дата: пт, 27/03/2015 - 11:45 #168748 Автор изменил свой комментарий
27/03/2015 - 15:44
Последнее изображение трех зайцев внутри восьмилепесткового лотоса, отсылает, нас к изображению знаменитого колеса Дхармачакры.
Дхармачакра (санскр.धर्मचक्र, dharmacakra IAST «колесо дхармы», «колесо закона») — символдхармы, учения Будды о пути к просветлению, освобождению от кармических перерождений в сансаре[1]. Традиционно изображается в виде стилизованного колеса с пятью, шестью или восемью спицами.
На некоторых изображениях по бокам Колеса стоят две газели как символ буддийской проповеди. Это связано с преданием, что первой проповеди Будды внимали также и эти двое животных[2].
Изображение бхавачакры — другого визуально сходного широко известного символа в виде колеса сансары (санскр. «блуждание», «круговорот») демонстрирует бесконечное круговращение бытия, характеризующееся рождением, смертью и новым рождением в различных местопребываниях.
Бхавача́кра (санскрит: Bhavacakra; деванагари: भवचक्र; пали: भभचक्क bhavacakka, «колесо взаимозависимого происхождения»[1]),Колесо́ бытия́ (тиб.སྲིད་པའི་འཁོར་ལོ་srid pa’i 'khor lo) — воплощение сансары в буддистском представлении, в форме круга (мандалы[2]), буддийское учение о причинности (пратитья-самутпада), которое Будда постиг под древом бодхи[1]. Изображённое на мандале колесо трактуется как двенадцатичленная формула бытия, включающее в себя помимо символического изображения 12 звеньев взаимозависимого происхождения также пять местопребываний буддийской космологии и другие астрологические или космологические структуры.
Автор: Astreya, дата: пт, 27/03/2015 - 17:16 #168754 Автор изменил свой комментарий
27/03/2015 - 18:27
Своды Ходоровской синагоги, содержат потрясающие по техническому исполнению и цветовому насыщению изображение зодиакального круга, кроме него присутствуют там кое-какие дополнительные зооморфные символы. Продуманность деталей композиции не предполагает случайного соотношения элементов. Все здесь на своих местах - по читаемой и нет, задумке творца - все в связи со всем; так каждый зодиакальный знак связан с определенным углом, особым положением светила(или наоборот), так и изображение любого казалось бы свободного животного, не включенного в дивный круг - оказывается связанным с ними невидимыми нитями смысла.
Изображения с тремя зайцами найдены в Пещеры Могао, это самые ранние известные примеры, но маловероятно, что мотив возник там. Возможно он достиг Могао под согдийским или сасанидским влиянием, своими корнями уходя в древний мир Месопотамии, или даже эллинистический. Известно лишь то, что в дополнение к буддийским изображений, найденных в Могао, Гуге и Ладакх, ранние примеры мотива также находятся в исламских и христианских контекстах впереди от пути, который простирается более чем на 8000 километров на запад, юго-западе Англии.
Мне сложно проследить хронологическую связь между еврейскими воззрениями и буддийскими учениями возникшими в Китае, кто от кого, и когда заимствовал в итоге, изобразительный ряд, перенес на свое учение (образ ложится легко, так и просится ))), но не могу пройти мимо соблазна отметить, ту простоту и легкость с какой данный символ сейчас может прояснить свое глубинное архетипическое значение, раскрыть свою основную направленность. Архетип ведь эволюционирует вместе с нашими представлениями?он толкает, вынуждает сознание создавать связи..и сам вместе с нами, и этими связями куда-то движется (самоРеализуется?), а за сим знаком однозначно скрыта такая динамика ).
Ходоровская синагога.
Заинтересовавшие меня три зайца, оказались здесь вписанными в круг рядом с зодиакальным знаком Овен.
Марфа-М., дата: вт, 24/03/2015 - 09:56 Изображение трех зайцев, бегущих по кругу(у них всего лишь три уха, потому что каждое из ушей одновременно принадлежит двум зайцам)может быть связано и смесяцем Адар, и с праздником Пасхи, и с идеей бега времени, и с тремя праотцами (Авраамом, Исааком и Иаковом) Сутковцы, Сатанов, Сатановская слободка
Круг из 3 зайцев символизировал три фазы солнца в течении дня. Художественный металл Востока VIII-XIII вв Авторы: В.П. Даркевич
В самом зодиакальном круге, вот что мы наблюдаем? А наблюдаем мы, что символ -вечного бега времени, или смен фаз солнца (довольно распространенные трактовки), - оказывается смещенными в сторону зодиакального знака Овен. Тогда, как в качестве такого мощного символа ему надлежало бы быть вписанным в центр, только так по логике вещей энергия равномерно воздействовала бы на весь зодиак, приводя в движение все и вся. Пойми вот в этих переплетенных ушами друг с другом бегунах, где кто ? куда мчит? кого подгоняет? и с кого из- все это началось? А понять, чувствую, очень важно! Смещение есть, и оно предполагает привязку. Художник-мастер не делал случайных акцентов.
Что нам известно об Овне ?
Овен - знак весеннего равноденствия. С 21 марта по 20 апреля включительно длится время его зодиакального правления, это значит солнце проходит отведенный данному знаку участок дуги. В знаке Овна солнце - экзальтирует, то есть проявляют себя во всей моще и созидательной силе. Овен - знак пробуждения природы, побуждения. Он символизирует начало. Поэтому он всегда и везде первый, как и заяц - вспомнилась притча про зайца и черепаху
зря)С оглядкой на наших бегунов становится ясно, как важна точка отчета, толчок к движению.
Буддизм. Первый поворот колеса.
История буддизма в Индии традиционно разделяется буддистами на три периода, получивших название «Три поворота дхармачакры». Кролики внутри восьмилепесткового лотоса, символизируют как раз эти самые повороты.Само по себе вращение колеса есть изложение и объяснение Закона для спасения всех живых существ. Таким образом,Будда является «вращателем колеса»
Первый поворот относят ко времени, когда Будда Шакьямуни произнёс свою бенаресскую проповедь, получившую название «Сутра запуска дхармачакры» («Дхармачакра-правартана-сутра»).
Второй поворот связывают с появлением пражняпарамитских сутр , третий — с возникновением учения виджнянавады.
По воззрениям Тхеравады Будда лишь единожды повернул колесо Дхармы в Оленьем парке, в Сарнаттхе, близ Варанаси, произнеся свою первую проповедь Дхаммачаккапаваттана сутту для пятерых аскетов. Второй и Третий Повороты согласно воззрениям тхеравады не признаются таковыми.
Автор: Astreya, дата: пт, 27/03/2015 - 19:07 #168756 Автор изменил свой комментарий
27/03/2015 - 19:15
В основном конечно понимание и применение символа расходятся.
Если для зодиакального круга Ходоровской синагоги, "бег трех зайцев" не более чем еще одно представление солнца, в идентификации с собственной активностью, а значит с привязкой к зодиаку (солнце в течение года последовательно проходит через все знаки, возрождаясь и умирая), как если, бы символ был все же помещен вовнутрь; то для буддистской философии, собой он всецело являет священный поворот, толчок, тоже священное начало, но на пути к выходу из этого круга, круга смертей и рождений.
12- частный круг, наз. колесом сансары, Бхавачакра - в философии буддизма.
Запускам данного колеса послужила цветочная проповедь Будды, произнесённая им более 2500 лет назад около города Бенарес, в Оленьей роще, перед пятью аскетами. Символика буддизма гласит, что Дхармачакра в этот день была повёрнута в первый раз, и тем самым учение Будды получило своё начало.
«Дхармачакра-правартана-сутра» содержит основу учения Будды: достижение состояния нирваны путём практики общего принципа «Срединного пути» как станового хребта учения, с помощью разумной работы над мышлением с целью очистки ума от умопомрачений по методике «Восьмеричного Пути» с одновременным философским осознанием «Четырёх Благородных Истин».
Великий Праздник Пасхи - Воскресенье Христово, празднуется в первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта. Так как в настоящее время его дата плавает, в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, это делает Пасху переходящим праздником -----еще одна трактовка в пользу использования заячьей символики (одна из множества возможных)
Автор: Марфа-М., дата: пт, 27/03/2015 - 20:04 #168758 Автор изменил свой комментарий
27/03/2015 - 20:04
История пасхального кролика берет начало ещё в дохристианской Германии, когда люди поклонялись языческим богам.
Почиталась тогда и богиня весны и плодородия Остара. Наступление весны, а именно, день весеннего равноденствия было её праздником, а символом этого праздника стал кролик как самое плодовитое животное, символизирующее рождаемость.
http://vseprazdnichki.ru/istoriya-pasxalnogo-krolika
Уннефер Un-Nefer (Онуфрий) - Осирис в роли бога и судьи мертвых в загробном мире. Некоторые ученые переводят его имя как "прекрасносущный", другие как "Прекрасный заяц" (Уоллис Бадж)
Сенегрово колесо, состоящее из четырёх (Якутия). голов коней, расположенных в вихревом движении. (Оленный камень. Центральная Азия. Аймак Дзавшан. Берег оз.Айринг-нур)(СИМВОЛИЗИРУЕТ ДВИЖЕНИЕ СОЛНЦА).
Ларри Бэмлер пишет, что богиня, известная как Остаре, Остара, Остерн, Эостра, Эостре, Эостур, Эастра, Эастур, Аустрон, Аусос, была богиней рассвета и плодородия у северных европейских народов, и ее имя происходит от архаичного слова, обозначающего весну – «eastre». Считается, что ее имя имеет общие корни с именами Астреи, Астарты, Астхик (Армения), Атаргатис, Иштар, Ашторет и Эос., таким образом получая ассоциации с утренней зарёй, восточным направлением, началом и «утренней звездой» - планетой Венера. Кроме того, у народов средиземноморского региона на весеннее равноденствие приходились торжества, связанные с воскрешением и/или возвращением в мир живых мужчин-спутников богинь-матерей: Аттиса, Адониса, Астара, Таммуза-Думузи (в последнем случае – более поздний цикл мифов) и т.п., что также обозначало весеннее оживление природы. http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.prazdniki/wedma.ostara.htm
Автор: hobit, дата: пт, 27/03/2015 - 20:28 #168765 Автор изменил свой комментарий
27/03/2015 - 20:34
Ну получается солнце. - Я уж про своих "баранов" если позволите) - (1) Привет тебе, Осирис, владыка вечности, царь богов, у которого множество имен. Ты распоряжаешься сотворенными вещами, у тебя много скрытых форм в храмах; ты Божественен, ты - ка, обитающий в Дуате, могущественный (2) в Сехеме, ты - Господин, к которому взывают в Инти, тебе принадлежат приношения в Иуну, ты - Владыка, вершащий суд в Зале Двух Истин, ты - сокрытая душа в Керерте, ты творишь свои дела в городе Белых стен, ты - душа Ра, ты - тело Ра, пребывающее в (3) Хенен-несу, ты тот, кому возносят моления в Нарте, тот, кто дает душе подняться, ты владыка Великого Дома в Хеменну, могучий ужасом в Шас-Хетепе, ты владыка вечности, господин Абту. Восседающий на своем троне в Та-Джесерт. Ты тот, чье имя на устах (4) людских, ты - не имеющая формы Сущность мира, бог Атум, ты обеспечиваешь пищей ка тех, кто пребывает в Эннеаде, ты - совершенный ах среди прочих аху, поставщик вод Нуна, податель ветра, источник вечернего ветерка, который исходит из твоих ноздрей для удовлетворения твоего сердца. Ты даешь (5) рост растениям по своему желанию, ты - источник рождения...тебе поклоняются звезды в высоте, ты открываешь великие врата. Ты - Владыка, которому воспевают хвалебные гимны в южных небесах, которого превозносят в северных небесах. Никогда не заходящие звезды (6) сияют перед ликом твоим, они составляют твои троны. Приношения поступают тебе по приказу Геба. Сонмы богов поклоняются тебе, звезды Дуата склоняются перед тобой до земли, все веси воздают тебе почести, и края земли обращают к тебе свои просьбы и молитвы. Когда удостоенные находиться среди богов (7) видят тебя, они трепещут, и весь мир превозносит тебя при встрече с твоим величеством. Ты - славный сах среди прочих саху, ты осиян достоинством, и власть твоя вечна. О Прекраснейший средь богов, ты Милостивый, вызывающий любовь у тех, кто (8) его видит. Ты насадил страх перед собой во всем мире, через любовь к тебе всякий провозглашает имя твое прежде всех других богов. Все человечество несет тебе дары, ты - Владыка, ради которого учреждены праздники как в небесах, так и на земле. Множество радостных возгласов звучит в честь тебя в праздник Уаг, и клики восторга (9) сливаются со всего мира в один голос. Ты - Предводитель и Князь своих собратье, Князь Эннеады, оплот Правды и Истины где бы то ни было, ты возводишь сына на трон его отца, к тебе обращены молитвы твоего отца Геба, и на тебя направлена любовь твоей матери Нут. Ты чрезвычайно могуч, ты повергаешь тех, кто против тебя, - мощный дланью и сокрушающий своих (10) врагов. Ты вселяешь ужас своему врагу, отодвигаешь его границы, и сердце твое твердо и бдительно. Ты наследник Геба и Повелитель всей земли. Геб видел славу твою и приказал тебе осуществлять свою власть (11) над всем миром вечно-вековечно. Ты создал эту землю рукой своей, и воды ее, и ветра ее, и растения ее, и скот ее, и всех крылатых птиц, и всех ползучих гадов, и всех четвероногих ее. (12) О сын Нут, весь мир испытывает удовлетворение, когда садишься ты на трон отца своего Ра. Ты сияешь над горизонтом, твое двойное перо источает лучи, рассеивающие тьму, и ты наполняешь весь мир светом, подобно (13) солнечному Диску, ежедневно. Диадема твоя пронзает небо и братается со звездами - о ты, Форма каждого бога. Ты милостив в приказах и речах, ты первый в Великой Эннеаде, ты самый любимый в Малой Эннеаде. (У.Бадж)
Спасибо Марфа, Хобит - очарованна я вся этой темой. Марфе удалось найти для меня масштабный объединяющий символ, объединяющий для всех моих разрозненных кусочков )) Почитаю за добрый знак..
Возвращаясь к зодиаку скажу, что на мой взгляд данная система намного гармоничней представлена чем у буддистов. Может все зависит от подхода, будет ли это материнский (природный, цикличный) или отцовский (утверждающего дисциплину, порядок и власть небесного закона). Вот только в природном больше от жизни, человеческий дух не отделяет, не противопоставляет себя всему природному, телу ), а стремиться увязать свой с путем инстинктивного, прожить, участвовать в великом таинстве превращений, таким образом делая доступными для себя некие высшие мистериальные уровни. Прохождение зодиакального круга не наказание, а необходимые шаги на пути обретение целостности.
Бхарачакра - порядок перерождения передан 12 изображениями на ободе колеса, символизирующих 12 звеньев цепи взаимозависимого происхождения как формулы данного учения, описывающей цикл перерождений, состоящий из трех жизней особи в сансаре.
Закон гласит, что
Изначально особь пребывает в невежестве (символ — слепец)
Перерождение начинается с пробуждения сознания (виджаняны), происходящем ещё на этапе эмриогенеза, этап различения (символ —обезъяна)
На том же этапе развития возникают основы образного и чувственного (нама-рупа) познания (символ — человек, переправляющийся на лодке)
Соответственно карме закладываются органы чувств и мышление (6 видов познания, шад-аятана; символ — благоустроенный дом)
Особь становится способна к восприятию (этап «контакта»; символ — обнимающиеся мужчина и женщина)
На втором году жизни особь испытывает ведану — чувственные переживания (человек со стрелой в глазу)
По мере развития возникает жажда (тришна) вожделения и т. п. (человек с чашей вина )
Появляется стремление к достижению целей (упадана; человек, собирающий плоды)
Особь всё больше совершает проступков и погружается в заблуждения (мужчина и женщина в собственном доме)
Раз так, то особь вновь ждёт рождение (джати; роженица)
Следовательно — старение и смерть (джара-марана; человек несёт труп к месту кремации
).
Вот такой "веселый" круговорот, двигателем регресса выступает Темная троица.
Бхарачакра - колесо сансары.
Малый круг, центральное изображение.
В центральном малом круге Бхавачакры изображены свинья, петух и змея; они символизируют три корневых загрязнения существ: Невежество, Пристрастие и Злобу. Вокруг этого круга в светлом полукольце изображены фигуры людей, которые совершали в течение жизни добродетельные поступки и следовали правильным учениям; после смерти их путь направлен к Небесам. В тёмном полукольце изображены связанные фигуры существ; надсмотрщики Ада, слуги Ямы, тащат их в скверные миры перерождений, поскольку эти существа совершали в прошедшей жизни злые деяния и из-за своего неведения накопили много плохой кармы.
Автор: Astreya, дата: пт, 27/03/2015 - 22:57 #168773 Автор изменил свой комментарий
27/03/2015 - 23:02
hobit 2015-03-27 20:14:38 Уннефер Un-Nefer (Онуфрий) - Осирис в роли бога и судьи мертвых в загробном мире. Некоторые ученые переводят его имя как "прекрасносущный", другие как "Прекрасный заяц" (Уоллис Бадж)
Хобит тянет вот вашего Осириса сравнить с Буддистским Ямой, с одной стороны..
"царь Дхармы Яму - его также именуют "Владыка мёртвых""
с другой Христом ))
Ты даешь (5) рост растениям по своему желанию, ты - источник рождения...тебе поклоняются звезды в высоте, ты открываешь великие врата. Ты - Владыка, которому воспевают хвалебные гимны в южных небесах, которого превозносят в северных небесах. Никогда не заходящие звезды (6) сияют перед ликом твоим, они составляют твои троны. Приношения поступают тебе по приказу Геба. Сонмы богов поклоняются тебе, звезды Дуата склоняются перед тобой до земли, все веси воздают тебе почести, и края земли обращают к тебе свои просьбы и молитвы. Когда удостоенные находиться среди богов (7) видят тебя, они трепещут, и весь мир превозносит тебя при встрече с твоим величеством.
Среди исполинских утесов и диких ущелий мечется во все стороны хаос облаков; свирепствует дикая, невиданная гроза; непрестанные удары грома сливаются в общий грандиозный гул. Облачные массы трепещут в порывах урагана, со свистом проносятся и непрестанно меняют свой облик; они пронизываются фосфорическим светом молний, и лилово - фиолетовые тона расцвечивают пространство каким-то странным аккордом красок. И чудилось мне, что на этом дымчатом фоне, непрерывно озаряемом молниями, порой виднеется какие-то смутные очертания чего-то живого; какие-то тени, какие-то лица мелькали пред моим взором, но как я ни старался разглядеть их, они растворялись в космическом водовороте.
Из-за голой мрачной скалы, точно извлеченная невидимой рукой из пропасти, вдруг предстала странная фигура: на ступице, поддерживаемой двумя шестами, с молниеносной скоростью вращалось колесо с вписанной в обод гемограммой. И - странное дело - чудилось мне, что вращается оно сразу в обе стороны. Вглядевшись, я при новых вспышках молний увидел неподвижно, словно изваяние, сидящего на его вершине Сфинкса с воздетым кверху мечом в правой руке. По ободу колеса справа взбирался кинокефал - Германубис с жезлом Меркурия, а слева низвергался Тифон -громадный крокодил с ощеренной пастью. Молнии сверкали и гасли, и при каждой новой вспышке я видел все ту же картину: все так же неподвижно, как изваяние, сидел на вершине колеса Сфинкс, к нему все так же стремительно взбирался Германубис, и, сраженный Сфинксом, все так же низвергался Тифон..
"Все идет, все возвращается, - вечно вращается колесо бытия. Все умирает, все вновь расцветает, - вечно бежит ход бытия. Все погибает, все вновь устрояется, - вечно строится тот же дом бытия. Все разлучается, все вновь друг друга приветствует, - вечно остается верным себе колесо бытия. В каждый миг бытие начинается; вокруг каждого "здесь" катится "там", середина везде; путь вечности идет по кривой". Ницше.
..крест является единственным символом, означающим все, что было для христиан центром их учения и коллективной ценностью, знаком идентификации. Христианство равно кресту, крест равен христианству. И исключительно в этом смысле я искала нечто настолько же важное и многозначительное в буддизме - рассказывает Каролина Рис Девис.
Я хотел бы обратить ваше внимание на особый момент, которого почти не касались мои коллеги (за исключением одного краткого предложения о слоге ОМ и того, что в общей форме изложил доктор Юнг о символах и божественных формах) - а именно, на то, что символ имеет свою, особую историю. Его значение и его важность могут изменяться под влиянием различных преобразований.
Это произошло и с буддизмом. Невообразимо, но факт, что почти все писатели - о верующих речь не идет - пишут о такой мировой религии как буддизм в его ранней форме, как о чем-то, что установилось раз и навсегда, что, окончательно заперто в ящике, подобно нерешенной головоломке из тысячи деталей. Эти люди утверждают, что буддизм - это то или иное, что Будда сказал то или это..
Даже если заменить "Будду" на "буддизм", ситуация от этого вряд ли улучшится. В этом уже больше гибкости, но идея растущего, постоянно меняющегося организма, которым и является мировая религия, до публики так и не доносится."
Поиск символа.
То, что значение символов меняется, само по себе не дает многого для рассмотрения. Но то, что оказывается важным и плодородным для изучения - это причины, из которых могли бы исходить эти изменения. На этом я возвращаюсь ко своему родному языку.
Мы не знаем, когда и как в буддизме возникла необходимость символа, который стал бы для него конкретным и коллективным выражением. В самых древних известных нам буддистских трактатах, в "Палийском Каноне", подобный символ еще не появляется, по крайней мере, сравнимый с крестом в библии или с исламским полумесяцем. Не было также и обозначения для него, адекватного названия.
Первые буддисты - миссионеры, называющие себя вовсе не буддистами, а сыновьями Сакья - часто обучали в форме притч. Я попыталась установить, как по этому богатому собранию притч можно определить историческое развитие; как, к примеру, можно различить ранее воззрение от более позднего;
- сначала были притчи о прогрессе, росте, о становлении и развитии, о человеке, который сам работает для достижения собственного блага.
- далее шли притчи, центральной темой которых были монашеские ценности, в которых шла речь о страдании, нужде и злом роке, о тысяче вещей, которые представляют опасность для жизни по ту и эту сторону, о бесконечном повторении без прогресса, вечном блуждании без улучшения.
Что касается символа, следует заметить, что для него нет конкретного изображения (образа), только одно лишь слово - "триединство слов". То, что СЛОВО КАК СИМВОЛ, возможно, стало одним из первых символов Индии, в любом случае заслуживает нашего внимания.
До начала греческого влияния на Индию, т.е. до времени Александра Великого, в Индии, насколько я знаю, совершенно не было в ходу изобразительное искусство. Для тех людей только живое было по-настоящему выразительным. Как только оно было вытесано в камне, нарисовано в виде фрески, оно становилось мертвым, окаменелостью. В нем не было движения, в нем, главным образом, не было слова - божественного слова, «дайви ваг».
Надписи на камнях Ашоки представляют сами по себе наивысший интерес, но они еще и значат гораздо больше этого: на то, что они были для Индии новой ценностью, абсолютным "большим", не делается достаточного упора, хоть это и безусловный факт. Повторяю: для Индии символом было произнесенное слово. Речь - это то, что означало самого человека. Он выражал себя в словах, раскрывался в словах, дарил себя миру. То, что и в тишине как таковой было божественное, было, возможно, воспринято позже, возможно, в ходе ухудшения «вач», речи. Тогда начали высоко ценить «благородную тишину», объяснять «муни», мудрость, словом тишины(!)
И сегодня в философии буддизма слово играет гораздо большую роль, чем любой символ. Статуя Будды – «палланка», т.е. в сидящей позе со скрещенными ногами, является символом сам по себе, насколько нечто подобное в буддизме вообще сравнимо с крестом или полумесяцем. Буддизм, тем не менее, гораздо эффективнее мыслит и орудует словесными терминами, выраженными формулами, чем символами.
Возьмем, к примеру, изначальный и центральный образ буддизма, встречающийся сразу же в так называемой Первой Мантре или появлении нового Евангелия: а именно, представление о Пути.
Буддист, тем не менее, говорил бы об этом воззрении не как об одном пути, а как о восьмикратном пути. То есть, не просто «магга», а «атфхангика-магга». Но как возможно представить себе Путь поделенным на восемь частей, если смотреть на него с точки зрения духа? Восьмикратное деление обозначает не нечто подобное ступеням прогресса, а восемь троп, собранных вместе, которые составляют схему правильно прожитой монашеской жизни. Таким образом, восьмикратный путь обозначает mixtum compositum, целый комплекс. Разве не понятно из этого примера, что путь, изображение тропы, был для монашеского понимания гораздо менее важен, чем словесный образ?
Слово "ВОСЬМИКРАТНЫЙ", безусловно, указывает на единство. Но это опять же не путь, а ТОТ, КТО ИДЕТ ПО ПУТИ, СТРАННИК. И в этом смысле составители были правы: путь без идущего теряет свое глубокое значение. Столетиями позже, конечно, случилась настоящая трагедия: слово «магга» сохранилось как священное понятие в традиции, но путник, истинная ее суть, был из нее исключен, был без раздумий отброшен в стороны. «Есть путь», писали около 5 века н.э., «но некому по нему идти».
Это было наибольшей бедой, порожденной монашеской общиной, ведь это суждение стояло в строгой оппозиции к первому и изначальному учению; в нем был и идущий по пути, из-за которого путь становился реальным и становился истиной. Сначала был только путь, и терпящий бедствия, чье восьмикратное разделение скрывала центральный смысл становления человека, ищущего благо.Затем путь остался, но тот, кто его избрал, идущий по пути, изчез, и буддисты занимались лишь идеями и спекуляциями касательно пути.
Тем не менее, этот ПУТЬ остался символом, как ранним, так и поздним; но вначале было слово. В литературе оно и осталось словом, шибболетом. Путь можно было представить только с помощью одной линии или параллельных линий, прямых или извивающихся, ведущих вверх, или лежащих в одной плоскости. На знамени процессии путь сложно было бы изобразить в подобном виде, разве что на фоне гор и с джунглями на переднем плане - но для символа необходима именно простота, выразительность. Странник также не вписывался, так как символ сам по себе должен был изображать именно человека как странника.
Что оставалось делать буддистам, в случае необходимости каким-то образом выразить свое учение с помощью изображения? Что передаст нам общую идею пути наилучшим образом? Представление движения, того, что движется вперед. Может, ноги путника? Есть и другие, лучшие средства передвижения, например, лошадь, мул, верблюд или слон, и, в одном ряду с животными - и колесница. На языке символов, тем не менее, все эти вещи относятся к пути только тогда, когда человек едет на них верхом. Для символа это, конечно, было бы слишком сложным, так как символ должен быть обозначением, скрывающим в себе другое, более глубокое значение.
Но в первобытные времена, как уже рассказывал профессор Хауэр, человек проделал прыжок вперед в отношении изобретения средств передвижения. Он отошел от принципа движения ног и открыл для себя принцип катящегося шара, диска, в котором катящееся вперед движение шара было соединено со стабильностью оси, пронзающей в его в центре. Он изобрел колесо.
С этим колесом он лежал, на этом колесе он сидел: le voila! В этом открытии и заключался прогресс - пока колесо оставалось на пути, пока оно соприкасалось с путем. Несмотря на это, человек оставался путником, путешественником, движущимся к своей цели по собственной воле. Тем самым буддист создал для себя аналогию для аналоги, символ для символа.
КОЛЕСО означало путь, путь означал прогресс, рост, становление.
Символ, простой, и в то же время, многозначительный - и насколько многозначительный!
Мне недавно одна знакомая сказала, что смотрит на меня и у неё м=постоянно возникает чувство,будто мне надо куда-то уехать в другое место.Она дословно описала своё чувство, как: "вокруг тебя как будто иное пространство".
Автор: Astreya, дата: сб, 28/03/2015 - 12:30 #168807 Автор изменил свой комментарий
28/03/2015 - 12:37
Колесо существовало и ранее, до того, как оно стало символом религиозного становления. Более того, оно было признаком победивших королей. Победитель назывался «чакравати», «вращающий колесо», тот, кто вел свою колесницу «по всей земле до пределов океана, измельчая врагов».
То, что этому ребенку было суждено стать королем, вращающим колесо, было ясно уже при его рождении: на его теле должны были быть тридцать два знака, одним из которых было изображение колеса на подошве ноги. Ребенка с таким знаком могло ждать две судьбы: он мог стать завоевателем всего мира, или же человеком, способствующим религиозному становлению миров, раздвигающим еще дальше завесу невиданного, тем, кто станет «виватта чандано» («виватта» - врозь, «чандано» - двигать, что снова относится к идее колеса). То, к чему стремился такой человек, было опять-таки связано с колесом: «брахма-чакка», или «дхарма-чакка», колесо, как идеал. Ведь самым важным в изначальной буддистской реформе, основной идеей, была попытка Гаутамы соединить статичное понятие брахмана с динамическим понятием Дхармы, с «тем, что есть», или, вернее, с «тем, что должно стать».
Ступни Будды как символ объединения религий. Один из древнейших символов, представленных на "ступнях" - символ вращения колеса Сансары
Пример, древнее собрание Упанишад, второй и четвертый сборник:
«Для миров дэв, как и для миров людей, катил колесо богов странник, Бхармачакка...»
Подобное попадается также и в других местах.
Здесь, хоть и снова только лишь в виде слова - пока еще не в форме - мы видим в колесе символ динамически развивающегося религиозного движения, с помощью которого Гаутама пытался превратить высшего сознание-атман своего времени в применимую в жизни практику: действие «твамаси», «это - то, что ты есть» в «это то, чем ты можешь стать, то, чем ты должен стать».
.
В изначальном буддизме ход мышления состоял в том, чтобы, исходя из сущности, жизни и призвания человека, характеризовать его как постоянно находящегося в процессе становления, а именно, "волевого становления" - в процессе, соответствующем продвижению странника на пути к определенной цели. Этот путь содержал в себе неисчислимые тысячи жизней, как прошлое, так и будущее, происходящее как в этом, так и в ином времени.
В этом странствии человек не был подобен паломником на пути к священным местам, известным ему и другим людям. Он был ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕМ, и его нога ступала на новую землю, на которой никто до него не бывал. Он оправлялся навстречу великим приключениям.
Еще раз подведу итог раннего исторического развития колеса в буддизме: символ в том смысле, который я лично вкладываю в это понятие, никогда не существовало. В лучшем случае можно сказать, что в те времена, когда ранний буддизм начинал собирал свод собственной литературы, символ использовался как «упама», аналогия. Но это было третье и четвертое столетие после основания буддизма, скажем, 300 или 200 век до н.э. Тогда случилось так, что колесо, символ, уже существовавший в индийской традиции, нашел свое применение в новой, буддистской традиции, и в этом расцветающем культе будды, сверхчеловека, стал признаком помощника мира. Примерно в то же время связь, «брахма-чакка», также начала обозначаться как «дхарма-чакка», так как в раннем буддизме понятие о боге (атма-брахма) было единым с божественным дыханием, божественным движением, присущим человеку.
"Может меня сподвигнуть изнутри,
Бог,живущий в моей груди..."
Для раннего учения этого было достаточно. С этим я перехожу к историческому развитию символического значения колеса. Постепенно, вместе с ростом монашества, распостраняющегося все шире, возрастал также и монашеский страх и ужас перед бесконечными жизнями и мирами.
Эти жизни и миры больше не казались наилучшей возможностью для любого роста, но причиной "дукха", мучений. Из-за этого произошло и трагическое изменение в восприятии пути и колеса. Случилось разделение, путь и колесо были оторваны друг от друга, символ от символа символа. Путь означал теперь не долгое странствие для каждого, а сокращение пути, которое мог увидеть и которому мог научиться только монах, и с помощью которого - если он был к тому готов - он мог бы найти путь не вперед к жизни, но из жизни, "ниссарана", и уже в этой жизни - из бесконечного ряда своих перевоплощений. Простые люди больше не обучались пути, ни «сигала», ни «вишакха». И колесо, лишенное необходимого соприкосновения с дорогой, стояло на месте, больше не двигаясь вперед.
Поэтому оно стало чем-то висящим в воздухе, бесполезным вращением вокруг своей оси, подобно колесу в клетке для белки, колесу плененного Иксиона. Тем самым путь потерял свое значение прогресса, его сутью теперь стало возвращение, бессмысленное повторение. В этой форме он противостоит колесу становления: «бхава-чакка». Великое и значимое слово «становление» (бхава) уменьшилось и потеряло свою ценность. Ранее, как мне кажется, путь стоило бы называть не «восьмикратной тропой», а «путем становления»: «бхава-магга».
В самом деле, ужасный конец после радостного приключении странствующего колеса, о котором учил человек, который - обратите внимание! - в той же книге в другом месте называется "бхагава-сакра-свастика-нанди-аварта", благословенный, принесший нам радость и благо колеса! В средневековом бхава-сакка о "свастике" больше упоминаний не замечено. Но неизмеримым были благо и радость, дхама-сакра, которые принес с собой Брахмасакра
Таким образом, есть вращение, но нет того, кто вращает. Это вращательное движение - просто механизм судьбы, символ нашего блуждания по жизни, что по всей Индии привыкли называть «самсара»: вечное продолжение, в котором, тем не менее, идея прогресса давно уже потеряна и оставлена. Отныне оно - просто «валла», круговорот, «холостой ход».
... Дуньхуанские пещеры Название на английском языке: Dunhuang Caves.
Описание: Дуньхуанские пещеры – храмовый комплекс, состоящий из пещер разного размера и назначения, находящихся на разном уровне, многие их них связаны между собой. По легенде, Лэцзунь вырубил первую пещеру в 366г. н.э., после увиденного им золотистого света, исходящего от горы Миншашань.
После этого храмовый комплекс получил масштабное развитие. Сохранилось более 700 пещер, размеры которых варьируются от совершенно малых до огромных, высота которых может достигать около 50м.
Пещеры-храмы наполнены искусством, посвященным буддизму. Различные статуэтки, скульптуры, настенная живопись. Также в одной из пещер совсем недавно были обнаружены исторически ценные манускрипты, картины, нарисованные на шелке и многое другое. Все эти вещи датируется IV – XI вв., когда храмовый комплекс получал наибольше распространение.
... Дуньхуан - небольшой городок на западе Китая. Пустыня Такла-Макан.
Пещера тысячи Будд, Дуньхуан, Китай