откликнулся отрывок, сон и стол из главы "Индивидуация и родственная связь" Мария Луиза Фон Франц "Проекции и возвращение проекций в юнгианской психологии", (стырила с касталии, ссылка http://castalia.ru/posledovateli-yunga-perevody/1345-mariya-luiza-fon-frants-proektsii-i-vozvraschenie-proektsiy-v-yungianskoy-psihologii-glava-8-soznanie-i-vnutrennyaya-tselostnost.html:
"...В психологической практике довольно часты случаи, когда человек, поймавший себя на том, что ослеплен проекциями на собственное окружение, тем самым уничтожает эти проекции, но саму связь с определенным человеком он почти всегда порвать не может. С другой стороны, ощущение истинной, «глубинной», связи основывается больше не на эгоизме, стремлении к борьбе или иллюзиях, а, скорее, на чувстве единения через абсолютный объективный принцип. Об этом хорошо сказано в Брихадараньяка-Упанишадах: « Истинно, что если муж твой не любезен тебе, ты все равно можешь любить его; но если возлюбишь ты Высшее, то полюбишь и его. Истинно, что жена твоя может быть не любезна тебе, но если возлюбишь ты Высшее, то полюбишь и ее… Истинно, что Высшее может быть зримо, услышано, узнано и отмечено… Там, где Высшее узришь ты, все станет ясно».[43]
Следующий сон демонстрирует, как связь, идущая из Самости, проявляет себя в сновидениях мужчины, находящегося на пути индивидуации. Он был женат, но влюбился без памяти в также замужнюю женщину, от которой после долгого и интенсивного сопротивления добился сексуальной связи. На момент сна оба уже считались разведенными со своими прежними партнерами и готовы были снова вступить в брак. Вот что ему снилось:
Я был вместе с неким невидимым учителем на краю какой-то сферы, которую он описывал как «абсолютную реальность», лишенную времени, пространства и просто не поддающуюся описанию; только те, что видели это, могут описать свой опыт как «все и ничто», «везде и нигде», «кого-то и никого», в общем, «то, что слова выразить не в состоянии». Каким-то образом учитель помог мне вытащить из этой бесконечной реальности двух «существ». Я их не видел, но знал, что они есть. Для того, чтобы существ этих сделать видимыми, нам нужно было взять немного походящей на туман или облако серебристо-серой массы, окружавшей нас. Мы одели их в нее и во что-то еще и увидели, как они отделились от нас. Как только я увидел их одетыми, глубокое изумление овладело мной. «Это же ангелы!», вскричал я. «Да», ответил учитель, «и это то, что есть ты сам». Серый занавес, скрывавший нас от них, он объяснил как «покров иллюзий, в котором, однако, множество дыр». Я был крайне потрясен и вдруг закричал «Они уходят, они уходят!», почувствовав, что тысячи лет, потраченные в полуосознанной надежде того, что завеса иллюзии будет прорвана, были напрасными. Я подошел к тому ангелу, которым был «Я», и заметил серебристую нить, связывавшую его с крошечной фигуркой – отражением меня в земном мире. Другая нить от второго ангела спускалась к женской фигурке, в которой я узнал Альберту [возлюбленную сновидца]. Оба ангела выглядели одинаковыми, бесполыми, и даже думали они «вместе» в знак собственной полной идентичности. (Такое иногда случалось у нас с Альбертой в «нижнем мире»). Нам внезапно пришла в голову мысль: «Эти существа наделены такой маленькой частью нашего сознания, но они так сильно беспокоятся о ней. Бедные маленькие создания». Мы знали, что союз маленьких земных душ будет справедлив только тогда, когда они научатся помнить прежде всего о долге перед своими семьями и близкими, а не потакать эгоистичным желаниям. Нам тотчас же стало ясно, что это станет грехом и преступлением против абсолютной реальности (против Святого Духа?), если мы не будем помогать становлению взаимной осознанности.
Фигура учителя во сне олицетворяет внутреннее побуждение к индивидуации, существующее в личности сновидца, толкающее его на путь целостности и познания областей за гранью своего эго. Две ангельские фигуры, возникающие из мрака и неопределенности бессознательного, представляют аспекты влюбленных в сознательно-трансцендентной реальности. Как объясняет Юнг в «Психологии переноса»[44] и как я уже указывала ранее, в отношениях между мужчиной и женщиной участвуют четыре стороны – два сознательных эго, а также анима и анимус, контрсексуальные аспекты каждой из индивидуальностей. Во сне они бесполы, как бы компенсируя этим факт того, что в земном мире сексуальность была вынесена на передний план. Ангелы это «Божественные вестники», посланцы нашего глубочайшего уровня психики, где любые различия сливаются воедино. Именно этот уровень бессознательного вознес эго сновидца на столь высокий уровень реализации, что он должен был выполнить обязательства перед своими близкими. Стоит лишь добавить, что данный сон прямо говорит о процессе индивидуации не как личном деле, но что он обязательно должен протекать в неразрывной связи с другими людьми.
Речь здесь идет не только об отношениях мужчины и женщины, находящих единение в Самости; это касается и любых других человеческих взаимоотношений. В гностической секте ператов считалось, что из высшей божественной материи, «из вод, дарующих форму совершенному человеку», то есть из бессознательного и его импульса к индивидуации «каждое живое существо отбирает именно то, что более всего подходит ему», «что более всего ему свойственно». То же, что принадлежит ему, притягивает его сильнее, «чем магнит железо».[45] Все это означает, что связь между людьми создает Самость, регулируя ее и часто «неосознанно» сближая людей. Мы можем описать это как социальную функцию Самости, когда человек концентрирует вокруг себя близких ему «по духу» людей, собранных вместе не волей случая или эгоистических соображений, но, скорее, через глубокое внутреннее родство интересов, тем самым налаживая взаимную индивидуацию. В то время как связи, основанные, прежде всего, на силе проекций, характеризуются буквально магической зависимостью членов группы друг от друга, неким ореолом таинственного очарования, витающего надо всем коллективом, в первом случае мы можем говорить о трансперсональном, объективном базисе, который и дает растущее ощущение «бытия вместе», независимо от времени. Обычные связи, подчеркивает Юнг в другом месте, берут начало в чувствах и всегда включают в себя проекции, которые необходимо устранить человеку, желающему прийти к целостности и объективности. «Объективное знание лежит в основе эмоциональных влечений; его следует считать скрытым ядром этих процессов».[46] В этом мире, созданном Самостью, мы находим множество людей, с которыми мы незримо связаны, с чьими сердцами соприкасаются наши сердца, поэтому здесь «нет расстояний, но есть лишь ощущение непосредственного присутствия».[47]
Побуждение к индивидуации в принципе не может возникнуть в человеке, не создавая одновременно такого родства между ним и его близкими.[48]
Вместе с мифологемой воссоединения световых искр есть еще один архетипический мотив, подчеркивающий объединение людей посредством Самости. Это знакомый нам всем мотив «Круглого Стола», за которым сидят несколько человек. В сновидениях этот образ часто обозначает внутреннее единство личности, а также относится как к дружескому окружению, так и, в конечном счете, к человечеству в целом. Наиболее известен Круглый Стол Короля Артура в том виде, в каком он фигурирует в легендах о Святом Граале. В QuestedelSaintGraalмы читаем: «Ты знаешь, что с момента появления Иисуса Христа существовало три наиболее важных стола в мире. Первый - это стол Христа, за которым несколько раз восседали апостолы. Стол этот поддерживал тела и души пищей небесной… И непорочный Агнец, закланный во имя нашего спасения, и есть этот стол.
После этого стола был следующий, похожий и в память о первом созданный. Это был стол Святого Грааля, известного своими чудесами во времена Иосифа Аримафейского, когда христианство впервые было принесено на эту землю.
Следующий Круглый Стол был созван по совету Мерлина и также наделен великим символическим значением. Стол этот назывался Круглым потому, что повторял собой окружность мира и положение планет на небосводе… поэтому можно сказать, что Круглый Стол символизировал собой вселенную в целом».[49]
В пятой суре Корана (стихи 112-115) Бог посылает с небес стол Иисусу и его апостолам, на котором лежит рыба, в знак того, что он накормит их. Вследствие человеческой греховности Бог вскоре вернул стол обратно.[50] Я подозреваю, что изобильный стол и удовольствия, которые, согласно многим верованиям, достаются умершим в Раю, относятся к той же мифологеме, к образу идеального человеческого сообщества, созданного и управляемого Самостью. Так как пока цель эта в земных условиях не достигнута, она появляется в посмертных мифологических мотивах, скрытая в бессознательном..."