Сосуд

Представьте себе какой-нибудь сосуд... Любой сосуд, который Вы когда-нибудь видели или который рисует Вам Ваше воображение... Или любой другой образ... Все, что Вы представите, хорошо... Попробуйте в своем воображении дотронуться до сосуда... Проведите по нему рукой... Какой он на ощупь? Постучите по нему... Как Вам кажется, из какого материала он сделан? Есть ли на сосуде какие-то линии, рисунки или узоры? Загляните в сосуд... Какой запах Вы чувствуете? Возьмите сосуд в руки... Сколько он весит? Попробуйте прижать сосуд к груди... Какую энергию Вы ощущаете? Что Вам хочется сделать с сосудом?» Подробно символику сосуда разбирает ученик и последователь К.Г. Юнга Эрих Нойман, который в своем фундаментальном труде «Великая Мать» (Neumann E., 1988) на материале анализа огромного ряда произведений культуры, начиная с верхнего палеолита и до современности, наполняет абстрактные теоретические положения К.Г. Юнга конкретным содержанием. По Э. Нойману, различные части сосуда символически связаны с тем, как в нашем коллективном бессознательном представлены различные части тела и отношение к миру (см. Схему 1).Например, основание сосуда может символизировать, по К.Г. Юнгу и Э. Нойману, на уровне связи с внешним окружающим миром отношение к преисподней, бездне, аду, пропасти, темноте, пещере, глубинам моря. Это может быть также связь со своими корнями. На уровне отношения к своему телу и внутреннему миру основание сосуда может символизировать лоно и органы таза. Например, трещины и дефекты в основании сосуда могут символизировать гинекологические проблемы. Середина сосуда может символизировать на уровне связи с внешним миром окружающие нас город, селение, дом, стены, забор, ворота; на уровне внутренних переживаний - потребность в комфорте, уюте, защищённости, на уровне тела - живот. Горлышко сосуда может символизировать рот, дыхание, Логос, потребность в общении (см. Рис. 4). Рис. 4. Сосуд слева характерен для человека, испытывающего потребность в уюте и комфорте, а сосуд справа свойственен человеку, для которого комфорт не имеет особого значения, но важно общение с другими людьми. Материал, из которого сделан сосуд, может отражать особенности характера человека. Например, при преобладании депрессивных черт сосуд чаще всего бывает сделан из глины или дерева, а шизоиды чаще всего представляют себе сосуд из камня, металла, стекла или хрусталя. При истерической акцентуации личности часто представляется пластмассовые или фарфоровые сосуды.То, чем и насколько заполнен сосуд, тоже может иметь диагностическое значение. Когда сосуд представляется заполненным "до краёв", это можно проинтерпретировать как то, что сердце человека заполнено любовью. Соответственно, когда в сосуде ничего нет, это можно проинтерпретировать как то, что человек готов влюбиться ("Сердце жаждало любви, она влюбилась"). Желание вылить старое содержимое и сполоснуть сосуд - это желание внутреннего и внешнего очищения.Если у сосуда есть ручка или несколько ручек, то это символизирует потребность: "возьмите меня". Причём, если ручка находится справа (а правая сторона в нашей культуре обычно символизирует интеллект), то человеку больше нравятся умные люди, которые говорят умные слова. У кого ручка слева, т.е. с эмоциональной стороны, те предпочитают добрых и эмоционально тёплых людей. Если же ручки и справа, и слева, то такая женщина хотела бы, чтобы её "взял" мужчина и умный, и добрый (см. Рис. 6). Если ручек вообще нет, то это может означать, что в данный момент женщина хочет, чтобы её никто не трогал, и оставили в покое. Специально прорисованный носик сосуда может символизировать потребность давать. Если носик направлен в левую сторону, то это может отражать потребность давать тепло, ласку, нежность, заботу (сосуд слева на Рис. 4, сосуды на Рис. 7); носик, направленный в правую сторону может символизировать потребность учить, давать знания.Часто воображаемый сосуд украшен орнаментом или рисунками. Это может соответствовать желанию украсить себя, своё тело, например, когда некоторые женщины не могут выйти из дома на улицу, «не накрасившись» (см. Рис. 8 и 9).К.Г. Юнг считал, что архетип Великой Матери представлен в нашем коллективном бессознательном двумя составляющими - материнства и женственности. Э. Нойман условно обозначает их на графической схеме (см. Схему 2) как две оси координат в пространстве архетипа Великой Матери с соответственно четырьмя полюсами: «хорошая мать» - Деметра, Изида, Богоматерь (М+); «ужасная мать» - старая ведьма, Баба Яга, индуистская богиня Кали, пожирающая своих детей (М-); положительная Анима - добрая юная фея, древнегреческие музы, непорочная Св. Дева Мария (А+); отрицательная Анима - «роковая женщина», молодая ведьма, Шамаханская царица, Астарта, богиня ночи Лилит, Цирцея (А-). Содержимое сосуда может быть соотнесено с перечисленными полюсами архетипа Великой Матери в нашем коллективном бессознательном. Для полюса М+ наиболее характерно заполнение сосуда молоком, сметаной, зерном, землей, жидкостями, дающими жизнь и питание; для полюса А+ наиболее характерно заполнение сосуда эликсиром, духами, вином, жидкостями, вызывающими восторг и вдохновение, в воду хочется поставить цветы; для полюса М- наиболее характерно заполнение сосуда ядом и отравой, жидкостями, несущими смерть; для полюса А- наиболее характерно заполнение сосуда наркотиками и крепким алкоголем в больших количествах, жидкостями, вызывающими экстаз безумия. Мотивы «Меч» и «Сосуд»
архетип великой матери
архетип великой матери
сосуд сосуд рис.4
сосудрис6  сосудрис7
Автор: муссон, дата: ср, 13/06/2012 - 08:18

Представьте себе какой-нибудь сосуд... Любой сосуд, который Вы когда-нибудь видели или который рисует Вам Ваше воображение... Или любой другой образ... Все, что Вы представите, хорошо... Попробуйте в своем воображении дотронуться до сосуда... Проведите по нему рукой... Какой он на ощупь? Постучите по нему... Как Вам кажется, из какого материала он сделан? Есть ли на сосуде какие-то линии, рисунки или узоры? Загляните в сосуд... Какой запах Вы чувствуете? Возьмите сосуд в руки... Сколько он весит? Попробуйте прижать сосуд к груди... Какую энергию Вы ощущаете? Что Вам хочется сделать с сосудом?»
---------------
Сам собой нарисовался небольшой, сантиметров тридцать в высоту, сосуд в виде амфоры без ручек или кувшина, неширокий, "стройный", классических пропорций, симметричный. Темно-коричневый, с невыраженным еле видным орнаментом, поверхность матовая, "поглощающая свет". Скорее легкий, чем тяжелый, звук ясный, звенящий (как у хорошего фарфора), но приглушенный. В нем ничего нет, но он не пустой. Древний, изготовлен по непонятной технологии, как дамасская сталь или египетские пирамиды. Ощущение чисто выметенной пещеры.
Ассоциация - вчера читала об обонятельных рецепторах у насекомых, автор статьи описывает особенности восприятия запахов насекомыми, проводя аналогии со способностью вопринимать ощущение поверхности человеком. Обонятельные рецепторы насекомых расположены на подвижных частях тела (усиках, ресничках и пр.) и поэтому реакция на запах и объект, издающий его (внешнее) неотделима от собственной активности/пассивности насекомого по его  восприятию (внутреннее и собственное). По такому же принципу работает тактильная перцепция у человека (одновременно дотрагивается до удаленного на определенное расстояние объекта, регистрирует его фактуру, плотность, влажность/сухость, теплоту/холод, расстояние до него и пр., при этом не отделяя объект восприятия от собственной способности его воспринимать). 
Способность сохранять "имаго" опыта - наверное, может в какой-то степени считаться генетической памятью о "форме опыта", передающейся в поколениях. Где-то тут есть и критерии норм реагирования на типичные человеческие ситуации, и возможность понять - анимус/анима на самом деле позитивные, или уже "приняли" и "зависают", негативные, или пытаются жить.

Автор: Vervoleg, дата: ср, 13/06/2012 - 08:37

Работа подчиненной функции интуитива. От образа к " тактильной
перцепции".

Автор: марфа, дата: ср, 13/06/2012 - 09:07

у меня вылезло 3 один обычный керамический кувшин с ручкой справа,с рисунком но без выкрутасов с водой,молоком или маслом,одна типа химической пустой колбы,и один эмалированный таз,в котором и варенье сварить можно,и белье состирнуть,и ноги помыть при надобности...

Автор: Vervoleg, дата: ср, 13/06/2012 - 09:24

C ручкой? Буду иметь ввиду.
А у меня почему-то светильник из гильзы противотанкового снаряда.
"И поет мне в землянке гармонь..."

 

Автор: марфа, дата: ср, 13/06/2012 - 09:51

а я думала грязный прокопченный котелок из чугуна с ручкой сверху

Автор: Флейта, дата: ср, 13/06/2012 - 13:25

Марфа, вот что удивительно, так то, что на любой запрос, непраздный, конечно, рано или поздно всегда приходит ответ. Несколько месяцев назад я выкладывала на юнгланде свои рисунки ваз, а ответ, как подойти к их юнгианской интерпретации получила только сегодня.

Автор: Marsha, дата: ср, 13/06/2012 - 18:04

Марфа, автор представил это как работающий тест или просто как некий частный психологический экзерсис? Если это зафиксировано как психодиагностическая методика, то есть ли данные по выборке обследуемых, по валидности, надежности и т.п? Короче, статистика по методике. Если знаете, где это можно почитать, скажите. Потому что реально интересная проективная техника!

Автор: Клара, дата: ср, 13/06/2012 - 19:36 
Автор: марфа, дата: ср, 13/06/2012 - 20:04  мои примерно такие...
жертвенник, вроде, аспект ужасной матери,есть еще ведьма, фея и хорошая мать
Елена
 София.
Автор: Dtkeyl, дата: пн, 18/06/2012 - 00:09

Кмтайский котел великолепен!

Мария, я имела дело точно с такими же колбами, как и Вы. Знакомая и, даже, отчасти, любимая колба.  Сделана в ГДР из отличного термостойкого стекла, деления нанесены качественно - не смываются, не хрупкая, моется легко... Прекрасная химическая посуда! Украла, прости Господи, несколько штук различного объема колб, стаканов, мензурок и пипеток когда-то давно, когда работала - столько ее было закуплено, что начальник, чуть ли не предложил разобрать ее по домам, ну я и взяла... Стоит сейчас в буфетном шкафу на почетном месте рядом с фарфором в доме родителей. Говорю маме - убери в коробку... Она говорит - зачем, пусть стоит... Ну, то есть ей тоже эти сосуды нравятся.

Голубоватая реторта Софии тоже хороша!

Автор: Ютта, дата: пн, 02/12/2013 - 13:29

вот сейчас, на данный момент мне ближе вазы, вырезанные из дерева, а лучше б из корня древа. Такую пузатую вазу с чуть зауженной горловиной, сантиметров сорок высотой, палевого цвета, с прожилками. Может из клена и дуба. А еще почему-то внутри крутится секвойя. И внутри мед, или сметана, квас, а еще сок березовый.

Большой круглый сосуд, сначала как чаша, но сразу появилась крышка круглая - и сосуд стал круглым, с двумя ручками. Основание сосуда мне не видно, но оно есть - затемненное словно. Сосуд словно из кристалла, их хрусталя, словно и прозрачный материал, но не прозрачает, не видно, что внутри, знаю, что твердый как камень. Пытаюсь его погладить - и рука проникает в него сквозь стенку. Какой он на ощупь - неизвестно. Украшен золотой каймой. Чтобы почувствовать запах - окунаюсь головой сквозь стенку сосуда - и чувствую запах камня как в пещере, внутри сосуда - бесконечность, целый мир и глубина подземелья. Хочу туда проникнуть, понять, изучить, узнать. 

 

Ольга, можно интерпретировать образ, если вы не против...
Марфа, я не против)
Ольга, сразу обращает внимание свойство открытость-закрытость, это как вытащить что-то напоказ или скрыть, наоборот от глаз, оставить себе, вначале идёт импульс сделать сосуд открытым, доступным, затем появляется крышка. То же самое про проницаемость-непроницаемость стекла, это и прозрачность и непрозрачность одновременно, то же свойство.Я бы сравнила с экстра-интроверсией, интроверт, но общителен. Ручки-сложно сказать, но мне кажется это аналогом рук, контакта, сорикосновения. Жесткость-проницаемость это больше о границах. А вот бездонность напомнила про колодец, например, как в госпоже-Метелице, где проваливаясь в сосуд проваливаешься в мир подсознания, действительно, бездонный.
Марфа, спасибо, очень интересно.  Открытость-закрытость - сейчас действительно для меня актуальная тема. Ищу золотую середину. Надо подумать - мне кажется, если я откопаю то, что глубоко "у госпожи Метелицы", то и баланс смогу найти. 

Я не оригинальна оказалась, при запросе представить сосуд, внутреннее откликнулось  образом  чаши - не понятно то ли золотой, то ли серебреной - перетекание сплавов(?) -   украшенной рубинами. Чаша без ручек, и без крышки, сомневаюсь насчет  ножки.. Как будто  не важна ножка. Чашу держу обеими руками, если поразмышлять ножка нужна,  если контакта нет, а если взял, она  не нужна.. Прикасаюсь к поверхности, чаша слезится росой (прохладная на ощупь, как родниковая вода, отдает, дышит),  вся поверхность изнутри и снаружи покрыта  росой, но сама по себе чаша  пуста. Пить из нее я бы не додумалась ), мной владеет только одно желание "съесть (принять в себя), почувствовать на вкус родниковую прохладу, и то,  как  лопаются на языке кисловато - сладкие зернышки  рубинов. Я вчера упомянула юношу поедающего чашу как сыр, случайно ли? Думаю нет,  подняла  материал, бессознательно созвучный  мне по настроению..

 

 

Пересмотрела достаточно много чаш в интернете, самый большой отклик получила эта,  наиболее "желанной" оказалась. Здесь все  как надо, гармония и в пропорциях,  золотые узоры, как вязь (плетенка, держит форму), зернышки рубинов.

 

 

 

  

Последняя "флакон для духов", и ее употребила бы так же,  как верхние две..


"Может меня сподвигнуть изнутри, Бог, живущий в моей груди.."
Астрейя, получается и в ассоциациях и на картинках всплывает тема чаши-граната (плода). Что касается росы-похоже, что чаша работает как магнит-конденсатор, она прохладная, а воздух тёплый и поэтому она притягивает-осаждает влагу-росу.
Что касается сосуда, наверное нашла нечто среднее между глиной и стеклом для себя-фарфор.  Ваза ажурная 40 см Барельеф и лепнина Китай 1990е Примерно что-то такое, с финтифлюшками и цветами. Раньше раздражало, а теперь притягивает. 
Марфа-М. 2015-05-13 14:14:50
Примерно что-то такое, с финтифлюшками и цветами. Раньше раздражало, а теперь притягивает. 

 

 

Зефир ? ))

 

Что-то со мной не так, и ваша чаша кажется вкусной..

 

Не сижу я на диете (опережаю вопрос))) 

 

 


 "Может меня сподвигнуть изнутри, Бог, живущий в моей груди.."

Решила дописать, что моя чаша  благоухала  "базиликом".. Регулярно выращиваю у себя в саду разные сорта, после экспериментального... ...покорил..

 

 


"Может меня сподвигнуть изнутри, Бог, живущий в моей груди.."
Скорее, кружево. Параллельно увлеклась вязанием крючком и вывязыванием аранов спицами, кто вяжет, тот поймёт разницу, такое вязание более фактурное, узорчатое. Ухожу от строгих линий.

отпечаток работы - читаю представьте себе сосуд, внутри откликается далее - работающий под давлением . И сейчас откликается самовар, из вики -