Архив. Глубина психических процессов. Материнский комплекс.
Иногда сновидение отчетливо ориентирует нас, в какой сфере психики происходят его события: если это новое время или современность, то скорее всего речь идет о периферии сознания и ближайших к нему слоях бессознательного, если средневековье - то пограничные сферы, соответствующие структуре сказок, если античность, то ближе к психоидным (психосоматическим) сферам (хорошо развитой мифологии), если первобытные времена - то психотическая сфера личности (мифы о сотворении мира [сознания]).
Еще одна шкала - реальное место проживания сновидца как сфера сознания, а то, насколько географически удалено место действия сновидения - соответствует глубине бессознательного, отраженной в нем.
Кроме того, часто наши представления об эволюции живых существ также могут быть подобным ориентиром.
Получается, что это сновидение начинается в "средневековье" и в "животно-человеческой" сфере (похоже на арабскую сказку), а затем спускается глубже в бессознательное - в мир одушевленных деревьев ("растительная" жизнь, что часто соответствует тем психическим переживаниям, что были крепко-накрепко соматизированы, спущены в тело). Когда такое происходит? В то время, когда еще нет другого способа справиться с очень мощным и разрушительным (подобным молнии)переживанием - можно с уверенностью говорить о раннем переживании травматического характера. Переживание было настолько сильным и жизненно важным, что отражено в сновидении как угроза жизни (выкидывают из окна).
Есть и косвенное указание, о чем именно идет речь. Fall in love with me! - вот что может спасти душу от смерти, и точно известно что невозможно донести это открыто, на языке Эго, на русском. Возможно, острое раннее переживание отвержения, отсутствия любви и поддержки ("коврик" - упругая опора и поддержка) в тот момент, когда это было нужнее всего ("предательство") - вот о чем напоминает бессознательное, видимо, предполагая, что теперь Вы готовы и в силах справиться с тем, что когда-то оказалось невыносимым. Естественно, только этим смысл сновидения не исчерпывается...
Если получится так, что Ваше бессознательное прореагирует на эти идеи каким-то сновидением, может быть Вы расскажете об этом?...
Спасибо за объяснения. Думаю ваше предположение где-то очень близко от истины, т.к. то что вы написали, меня сильно взволновало. Единственное что меня смущает, до этого я считала, что этот сон - моя реакция на жизненные обстоятельства в то время, когда я его увидела. Может так быть, что определенные события вызвали в подсознании ассоциации с прошлым и оно этим сном отреагировало?
Конечно, может.
Еще 70 лет назад Юнг писал, что все, что остается для человека неосознанным, отыгрывается в реальности через окружающих людей и обстоятельства, причем такое отыгрывание часто сопровождается поразительными и рационально необъяснимыми совпадениями во времени и пространстве.
Если это нужно, об этом подробнее можно читать в работах о синхронистичности.
Вы очень взволнованы и, наверное, обеспокоены. Если Вы не против рисования, может, это Вам поможет лучше справиться с этой волной сильных чувств, так чтобы это вновь не соматизировать?.. Может быть, подойдет один старинный способ - начертить круг, и нарисовать там то, что нарисуется. Если нужно, сделать несколько раз... Как правило, становится спокойнее.
Тогда наверное назрел еще вопрос, если какое-то событие произошло в глубоком детстве и воспринялось как травма, может ли ситуация разрешиться без точного воспоминаяния о том, что же собственно произошло? Или тут важно именно знать, что конкретно я решаю? Я подозреваю, что есть что-то важное, что я не могу вспомнить, может стоит блок, может я просто очень мала была. На эту тему у меня тоже был сон, когда я иду по дому и захожу во все комнаты и в одной нахожу замурованного в стену человека. то есть типичный образ скелета в шкафу. Проснулась от дикого ужаса, хотя кошмары мне вообще-то практически никогда не снятся. но это было тоже пару лет назад. Я надеялась что-то понять, когда недавно ходила на семинар по холотропному дынанию, но к сожалению образов никаних не возникло, только физические ощущения. И еще такая мысль пришла, может ли ребенок перенять себе травму одного из родителей или это в принципе невозможно?
"Если получится так, что Ваше бессознательное прореагирует на эти идеи каким-то сновидением, может быть Вы расскажете об этом?..."
Рассказываю, сон, правда жутко путанный и длинный, поэтому я запомнила далеко не все.
Мы с мамой в отпуске, собираемся назад. Собираем вещи в чемоданы. Но тут оказывается, что с билетами какие-то проблемы, то ли они просрочены, то ли они на разные поезда.
Эту часть сна я запомнила хуже всего. Потом середина.
Я дома, разговаривая с родственниками. Мне рассказывают, что моя троюродная сестра когда-то родила сына, но по каким-то причинам его пришлось отдать в другую семью, поэтому она родила еще одного. А первого взяли и вернули. Воспитывает их по большей части бабушка.
Потом я хожу по дому, то в ванную зайду, то в комнату. Прихожу на кухню. Там в углу сидит бабушка, согнув и обняв одну ногу (как дети сидят). У нее сапог на ноге. Я спрашиваю, ну как, бабушка, сделали тебе в мастерской каблук? Она отвечает, что да, сделали, но не слишком хорошо. Я вглядываюсь и понимаю, что весь сапог - вышит тонкой старой вышивкой, а каблук просто обвязан крючком. Тут внезапно я понимаю, что вся эта вышивка на сапоге - это как чехол, я его приподнимаю, а там обычный сапог, старый, коричневый, потертый, и ему много лет. После этого я опускаю вышивку обратно.
Потом то ли бабушка превратилась в маму, то ли просто исчезла, а она появилась. Она легла на кровать рядом и положила с собой рядом, вроде как на тихий час, этих двух сыновей моей сестры. Они одеты в голубые украшенные бисером камзолы. Один постарше и один помладше. Они привязаны к кровати веревкой, потому что боятся улететь. До этого я им зачем-то объясняю, кто такие микробы (крошечные червячки) и что надо мыть руки, чтобы они не причинили вред.
Потом они лежат и я вижу, что младший мальчик начинает взлетать, его держит только веревка, у него испуганное лицо. Я решаю ему показать, что летать не страшно, и вытягиваю свои руки к нему, он вытягивает свои навстречу, я его отталкиваю тихонько, он садится на кровать и тут же опять взлетает. И так мы играем, он как воздушный шарик на веревочке. Он смеется, ему нравится. Его старший брат тоже так играет, только он отталкивается от кроватной решетки.
Потом иду в ванную, она тесная и я думаю, как ее можно расширить. Вешаю что-то на растянутые для сушки лески.
Выхожу на кухню. Там все как-то странно. Вроде бы кухня, но это одновременно и какой-то средневековый королевский зал. По углам толпой стоят подданные, но они какие-то все маленькие, как игрушечные. Моя мама в образе злой сказочной королевы разговаривает с каким-то мужчиной, он хочет у нее что-то попросить (кажется, чтобы она вышла за него замуж). Она впадает в страшную ярость и кричит на него, что он все испортил, что нельзя было у нее этого просить, и что теперь Он (тот маленький мальчик, с которым я играла) для нее навсегда потерян. Кидает на пол разделочную доску и уходит. Я поднимаю доску с пола, он отвратительно грязный и засаленный. Переворачиваю котлеты на сковородке, я была уверена, что они все подгорели, но они в порядке, только последняя зажарилась чуть больше чем надо. Стою разговариваю с подругой, она говорит, давай наготовим много еды и твоя мама перестанет злиться. Я ей отвечаю, что это бесполезно.
Все.
Получилось очень много, но у меня есть подозрение, что это связано с обсуждением первого сна.
Первая часть сна - о том, что есть неясные препятствия для того чтобы вернуться домой из какого-то места, куда приезжают как в отпуск, на каникулы, на выходные. Может быть речь идет о том, как Вас когда-то мама куда-то отвозила погостить, и потом забирала, но все же Вы какое-то время проводили без нее, и это было тяжело, возможно, потому что не были уверены: а вдруг Вас оставили там, потому что больше не любят? или потому что Вы "плохая"? Так часто рассуждают дети дошкольного возраста в подобных жизненных ситуациях.
Далее появляются другие персонажи, олицетворяющие разные ( позитивные, амбивалентные, негативные) аспекты того собирательного "материнского образа", который сложился в Вашей душе. Это троюродная сестра, бабушка, снова мама, злая сказочная королева.
Фактически, в сновидении разными способами и сценами иллюстрируются эти аспекты, и то, как с ними трудно иметь дело. Например, если ты маленький и не хочешь потеряться (=чувствовать себя потерянным, покинутым, оставленным, заброшенным, - а это почти невыносимо), нужно принимать меры: привязывать себя "веревкой", то есть использовать внешние реальные обстоятельства, чтобы проверить и подтвердить - да, я не один, со мною рядом тот, кто обо мне заботится. Игра в "воздушные шарики" похожа на то, что дети 2,5-3 лет делают, отбежав на несколько шагов от матери и возвращаясь к ней обратно, никогда не теряя ее из виду и тщательно контролируя, как она на это реагирует. Учатся регулировать дистанцию между собой и другими людьми.
Еще один способ укрепить и завоевать внимание и любовь материнской фигуры - быть очень хорошим ребенком: изо всех сил стараться угодить, порадовать, не жаловаться, пренебрегая собственными потребностями. Но все-таки "воспитывает их по большей части бабушка", а мать остается эмоционально недоступной. Иногда это приводит к тому, что ребенок в какой-то момент понимает - "бесполезно". И тогда что-то очень важное и страшное происходит внутри, и ребенок резко взрослеет и больше не доверяет людям так, как раньше.
Как и в первом Вашем сне, происходит постепенное погружение во все более глубокие слои бессознательного - вот уже средневековье, и перед нами уже не семейная система, а общественная (коллективное бессозн.). А значит, речь идет не только о Вашем уникальном индивидуальном жизненном опыте, а и о том, что является общим (архетипическим) и содержит в себе большую энергию сильных чувств.
"Моя мама в образе злой сказочной королевы разговаривает с каким-то мужчиной, он хочет у нее что-то попросить (кажется, чтобы она вышла за него замуж). Она впадает в СТРАШНУЮ ЯРОСТЬ и кричит на него, что он все испортил, что нельзя было у нее этого просить, и что теперь Он (тот маленький мальчик, с которым я играла) для нее навсегда потерян."
Издавна мужчина и его власть символически отделяют женщину-мать от ребенка, он разрушает их симбиоз ("он все испортил"), и это в интересах развития ребенка. Далеко не всегда этот процесс идет благополучно, а скорее очень болезненно.
От боли человеку свойственно защищаться и в сновидении можно заметить один из способов: идеализация того, кто или что причиняет боль. Об этом красивая тонкая вышивка на старом сапоге, голубые украшенные бисером камзолы...
Да, похоже, что этот сон связан с нашим обсуждением, и постепенно бессознательное разворачивает перед Вами череду картин о тревожной привязанности, о сомнениях в надежности отношений с дорогими сердцу людьми.
Sorella, спасибо большое за ответ.
Я кажется даже поняла, когда эта ситуация могла приключиться. Когда я была маленькая (как раз около 2-3 лет), то заболела и меня положили в больницу. Я сама этого не помню за исключением пары моментов, но мама мне рассказывала, что я так переживала, что они даже не могли меня навещать, т.к. боялись, что мне будет еще хуже, когда они уйдут, поэтому они смотрели на меня из окна, а я этого даже не знала. То есть я наверное так и подумала, что меня бросили.
Этот случай похож на исходный?
Странно конечно, что подобные моменты кажутся взрослым такими незначительными, а ребенку могут нанести сильную травму. Все это очень удивительно. Спасибо!
Сорелла все очень классно интерпретировала. Но мне хотелось бы поговорить о влиянии глубинных процессов на внутреннюю динамику психических содержаний. Цель - постараться осмыслить логику глубинных психологических (психических)процессов.
Как говориться, я не волшебник, а только учусь.
Первое, что бросается в глаза - это наличие мощной энергии исходящей от Великой Матери, которая в данном сновидении проявляет свою Ужасную сторону.
По порядку. "Восточный базар" определяет образ мыслиння сновидецы, т.е. можно купить или продать - все стоит свою цену, мотивация определяется личностной ценностью (отцовская часть влияния). Далее. "Подходит человек и предлагает купить лошадь", т.е. появляется Анимус с символом свободы ( мужской сексуальности?). Но сновидица отвергает это предложение (выказывает приверженность к старой патриархальной структуре), которая находиться позади,т.е. в теневой части.Когда она оборачивается и смотрит в "глаза", то начинают работать символы как мужской так и духовной стороны сознания. Интонация ответа явно носит заносчивый оттенок, что указывает на компенсацию робости. Говорящая лошадь является одним из символов мудрости, т.е внутренним интуитивным пониманием и озвучивает его - о ненадежности внутренней структуры и слабые позиции (недостаточность либидо в теневой части)патриархального Анимуса.Т.о. мы видим отношение Эго к свободе, а не "привязанность".
Смена кадра - БСС сразу реагирует и предъявляет "пустое поле" (материнская часть) и "большое" (проявления инфляции) "дерево" - символ "архетипического Я". "Где-то на горизонте, т.е. в перспективе, возможно отражение фонтазий сновидицы о своей "мощи", что так же является признаками инфляции. Тут же БСС демонстрирует не адаптивность такой фантазии и ее последствия, но и возможность трансформации через "сгорание" ("умирание-возрождение").
Смена кадра. Появляются уже "друзья" - дружественные части и сновидица оказывается не в тесноте базара, а имеет пространство для более активной внутренней гибкой позиции - бегает по улицам (лабиринту), но "беготня" не лучшее внутреннее состояние.Долее, БСС приводит туда куда надо - в пространство действия материнского комплекса ("слева"),дает возможность услышать голос внутренней мудрости. Эго сна "слушает" и наблюдает спектакль ("архетипические силы вышли из-зи кулис") представленный БСС. И опять, сновидица имеет возможность увидеть в каком состоянии находится ее "Я" - за решеткой материнского негативного комплекса. Она видит вновь глаза (которые оказывают ей помощь тем, что называется "небом" (духовная сторона сознания), слезы (углубление проблемы) т.е. депрессию. По моим ощущениям чувства сновидицы, т.е. ее эмоциональные реакции не проявляются, присутствует некая мехеничность, что может свидетельствовать об отделении (изоляции) чувств (запрет на их проявления?). Нет истинного страдания - оно отщеплено и спроецировано (плачет дерево, страдает лошадь и дерево), что говорит о том, что эго-сознания не признает существование своей тени (об этом свидетельствует и убегание и падение). Может быть плачущее дерево несет в себе и символику "скорбящей матери"? Тогда материнский комплекс берет ответственность на себя за агрессивные внутренние импульсы. Эго сна видит как ее предает патриархальность, т.к. она (сновидица) не имеет средств защиты от ярости фурий, посланных темной феминностью и приходится убегать в чужой (подруги?) дом ( чужую психическую реальность), ища там защиту, но это не спасает от преследования. Следующая попытка - снять одежду, т.е отказаться от Персоны как от не адаптивной проекции своей идентичности, но и это не помагает . Сновидица решает выпрыгнуть в окно (неверный путь и признак того, что вы боитесь забираться слишком высоко и выходить за рамки дозволенного)и теряет связь с реальностью. В этот момент вы в полной мере ощущаете себя "брошенной" (одинокой) и кричите - озвучиваете свое истинное, заветное желание "любви", т.е. иметь чувства, что дает возможность спасения (произнесенное заклинание, магическое действие)и вам и вашему архетипу женского сознания (подруга) и "вдутреннему ребенку".
Бетти, в определенных моментах, думаю, вы правы, например когда вы интерпритируете слова лошади как "ненадежность внутренней структуры " или о попытках "отказаться от Персоны как от неадаптивной проекции своей идентичности", но в остальном я не вполне согласна с вами.
Например, вы пишите: "чувства сновидицы, т.е. ее эмоциональные реакции не проявляются, присутствует некая мехеничность, что может свидетельствовать об отделении (изоляции) чувств (запрет на их проявления?). Нет истинного страдания - оно отщеплено и спроецировано". Поверьте мне, я прекрасно помню свое состояние на тот момент, хоть это и было достаточно давно. На то были очень серьезные причины, но так как тогда я не страдала ни до, ни после. И надеюсь, еще очень долго не буду.
Или воспринимаете символ базара как " образ мышления сновидицы, т.е. все можно купить или продать - все стоит свою цену, мотивация определяется личностной ценностью (отцовская часть влияния)". Не могу с этим согласиться, подобная мысль идет вразрез с моими убеждениями, и с убеждениями моей семьи в том числе. Некоторые другие моменты также вызвали у меня опрделенные сомнения. Тем не менее спасибо за попытку помочь мне с интерпритацией сна. Удачи вам.
Спасибо за отзыв. В нем прослеживается некое амбивалентное (разнополюсность) отношение в понимании своих внутренних переживаний. Вы соглашаетесь с ненадежностью внутренней структуры (которая, кстати может вызывать переживания неустойчивости как в прямом так и в переносном смысле, что и отражается в вашем падении и "коврик" может вас поддерживать, но и он ненадежен) В сноведение вас буквально выбрасывают из окна, "сбивают с ног", "выбрасывают из жизни" и пристанещем становиться ковер самолет, который может доставиь в др. мир.
"Дом" его символика превосходит обычное свойство дома, дом может символизировать все что угодно, то к чему мы привязаны, ощущение принадлежности к чему то. Ваше старое плачущее дерево резонирует с жизню других (беззаботным беганием по улицам) - это ваш внутренний объект, который говорит с вашим внутренним ребенком, (этот внутренний объект сознается ему в предательстве). Я думаю, что в реальной жизни вы делаете нечто, что предает вашего внутреннего ребенка. Я не знаю кто вас предал, но то, что гнев подавлен это явно. Вы просто убегаете от агрессивных импульсов, поэтому они "у власти".
Психика сложна. Чтоб мочь осмыслить некоторые моменты человек должен быть подготовлен. Даже, если не углубляться в детали, все равно . Задайте себе вопос "почему вам надо спасать свою жизнь, жизнь вашей подруги и ее ребенка" и почему Вы себя так не любите и хотите убить? Ведь эти ужасные существа выполняют символическое убийство вас по вашему же желанию и в свою очередь являются так же вашими частями (субличностями, парциальными личностям). Что это за часть от которой вы хотите избавиться?
Конечно сон отражает достаточно глубинные процессы, но коль они появились в сновидении,то БСС сочло возможным их представить, вывести на поверхность, предупредить вас таким образом о возможных последствиях.
Ваше слово "вразрез с убеждениями" и " убеждениями семьи" (дважды упоминается, подчеркивается слово) говорит об определенной защите опирающуюся на категоричность, отрицание. Для аналитика такой аргумент (в этом контексте) не убедителен.
Вы не хотите страдать - может в этом суть?
Я понимаю, что вы чувствуете себя "мишенью" и прошу прощение,
Я иду по средневековому восточному базару, вокруг меня множество людей, со всех сторон прилавки с товарами. Ко мне подходит человек и предлагает мне купить у него лошадь. Я показываю назад (оказывается я тоже веду на поводу лошадь) и отвечаю что мне незачем ее покупать, т.к. у меня уже есть своя. Тут моя лошадь на меня смотрит и говорит :"купи ее, потому что я тебя предам".
смена кадра. Я вижу поле. на нем ничего нет кроме большого дерева посередине, где-то на горизонте. В него попадает молния. Опять смена кадра.
Я бегу по улицам города с друзьями, то ли мы убегаем от кого-то, то-ли что-то ищем. Сворачиваем на небольшую улицу. С обеих сторон дома за кованными заборами. мы проходим мимо одного дома (слева) и я вижу что рядом с решеткой растет дерево. Оно растет там так давно, что вросло в решетку. Мы проходим мимо, но тут я решаю оглянуться еще раз посмотреть на это дерево и вижу глаза. Это не дерево, а живое существо. я подхожу к нему, захожу за решетку, мы садимся на террасе и начинаем разговаривать, из всего разговора я помню только, что оно плакало и говорило, что оно плохое, и предаст меня. Я отвечаю, что нет оно хорошее. тут оно говорит, видишь там на дороге, они убьют тебя, это я виноват. Я смотрю на дорогу и вижу вдалеке таких же существ как это, только они злые и мне надо от них спрятаться. они увидели меня и побежали к дому. Я забегаю внутрь, и начинаю снимать с себя всю одежду, со мной подруга, она держит на руках маленького ребенка. Я им кричу чтобы они быстро раздевались. т.к. если мы будем без одежды они нас просто не увидят. Но мы не успеваем. существа забегают, видят нас и выкидывают меня из окна. На подоконнике лежит коврик. Я лечу вниз и изо всех сил кричу почему-то по английски : "Please, fall in love with me!!!" Тут коврик срывается и подлетает под меня, спасает меня. Сверху на меня медленно как листья и какие-то полупрозрачные падают подруга и ребенок.