Понимание сознания через теорию психологических типов, Джон Биби (отрывок)

отрывок "стырила" с сайта maap, есть интересный момент, точнее разложение типов по шкалам и их обозначение, ссылка http://maap.ru/library/book/283/ "...По мере того, как типы становились все более реальны для меня, я все больше осознавал ту роль, которую они играют в моей псюхэ. Вслед за Юнгом (Jung, 1925 /1989:56-57; 1963:179ff, 173ff) я ассоциировал сильную, эффективную высшую функцию с архетипом героя. Из сновидения об отце и сыне я почерпнул то новое, что смог добавить к этому: вспомогательная функция ведет себя как родитель, помогающий или критичный; третичная функция подобна ребенку, божественному или раненому, на языке юнгианской психологии – puer aeternus (вечный мальчик) или puella aeterna (вечная девочка). «Puer aeternus» значит «вечный мальчик», или, как выразился один мой пациент, «бесконечный мальчик». Этот термин Юнг позаимствовал из известного приветствия Овидия богу-ребенку Иакху, который с его «неистребимой юностью» фигурирует в Элевзинских мистериях обновления: «tibi enim inconsumpta juventa est, tu puer aeternus, tu formosissimus alto conspiceris caelo; tibi, cum sine cornibus adstas (Метаморфозы, Книга IV, строки 18-29. см www.sacred-texts.com/cla/ovid/meta/meta103.htm) Последнюю часть Рольф Хамфри передает как «Узри вечного мальчика с его ангельским по виду лицом, но – О! – с его незримыми рогами!» (Ovid, 1955) Это архетипическое описание стиля личности всегда прилагают к проблеме развития взрослого, очаровательного, обещающего, но бесконечно ненадежного характера определенных вечно юных и часто очень соблазнительных мужчин и женщин. Фон Франц (von Franz, 1970) и Хендерсон (Henderson, 1967), фокусируясь на его роли в мужском развитии, относят широкую опору на этот архетип в повседневном взаимодействии с другими к нарциссическому материнскому комплексу незрелого мужчины. Но Хиллман считает, что понятие наиболее общим образом «относится к архетипической доминанте, которая находится в особых отношениях к трансцендентной духовной силе коллективного бессознательного или персонифицирует ее» и таким образом является аспектом креативности во всех нас (Hillman, 1989: 227) Я использую термин «puer aeternus» в паре с «puella aeterna», «вечная девочка» по-латыни, для отсылки к вечной юности во всех нас, блестящей, но непостоянной стороне нас самих, которая оборачивается то бессмертным Принцем или Принцессой, то бесконечно уязвимым, раненым мальчиком или девочкой. Есть также аналитическая традиция, которую мне передал Билл Алекс, принадлежавший к первому выпуску Института К.Г. Юнга в Цюрихе, что анима / анимус «несет низшую функцию». Фон Франц в своих работах связывает низшую функцию с анимой / анимусом, но несколько менее специфично, чем я. Она утверждает: «Низшая функция – дверь, через которую в сознание входят фигуры бессознательного. Царство нашего сознания подобно комнате с четырьмя дверьми, и именно через четвертую дверь входят Тень, Анимус или Анима и персонификация Самости.» Далее она добавляет: «когда начинаешь немного осознавать тень, низшая функция придает фигуре анимы . анимуса особое качество», так что если анима / анимус предстают как человек, то «этот человек часто противоположного функционального типа» (von Franz & Hillman, 1971: 55-56). В моей собственной работе над собой и с пациентами, я часто находил, что низшая функция, с ее бесхитростной эмоциональностью, имеет характер анимы или анимуса10, «другого» внутри нас, который глубоко расстраивается, когда его идеалы рушатся, и почти что приходит в экстаз, когда они удовлетворены. Это символизировали мои сновидения о прачке-китаянке. Я снова смог построить диаграмму моих четырех функций, указав архетипы, связанные с ними, так, как с этими архетипами встречался..."
Ютта, как-то приводила схему Седых, где он связывает 4 функции с состояниями взрослый-самоуверенный подросток-неуверенный подросток-ребёнок. Изложение Биби, где 4 функция-это место для входа бессознательных содержаний (тень, анимус-анима, самость) мне кажется более интересным.
да, Марфа, мне тоже показалась она интересней, я удивилась вот этому моменту -  третичная функция подобна ребенку, божественному или раненому?? - почему я думала, что божественный ребенок проявление подчиненной? 
В общем-то из опыта ранимость, действительно, связана именно с третьей функцией. Седых называет её неуверенным подростком, Биби-вечным юношей или девушкой или раненым ребёнком. И там, и там-тема уязвимости, самая слабая из сознательных функций. В то время как 4 функция в какой-то мере также неуязвима, как и первая, так как первая наиболее связана с сознанием, 4 с бессознательным и это насыщает её энергией. Такая вот фантазия.
Третья функция Ютта, вот здесь очень интересно про ранимость третьей функции.
Марфа-М. 2015-06-14 22:01:29
Третья функция Ютта, вот здесь очень интересно про ранимость третьей функции.

 спасибо, Марфа. сразу вопрос, если третья - это чувство, то выползают сложности с их проявлением? или не только? еще и страдает оценка, т.е как бы зависаем каким боком примерить к себе данное явление? И зависть, точно есть, вроде понимаешь, знаешь, но все же вползает змейкой и жалит
Я так понимаю, что чувства испытываются, но плохо выражаются, например, трудно быть сентиментальным или выразить словами свою любовь. Трудно выражать и негативные чувства. Именно поэтому чувства не выражаются, а прорываются, гнев неконтролируем, накрывает. Наверное, проще всего это увидеть на культуре воспитания мужчин, именно у них чувства в загоне.
Однако такие самораскрытия не означают полной отмены раздвоенности чувств. Вот как описывает состояние своей 3-й Эмоции философ Н.Бердяев: "Я замечал малейшие оттенки в изменении настроений. И вместе с тем эта гиперчувствительность соединялась во мне с коренной суховатостью моей природы. Моя чувствительность сухая. Многие замечали эту мою душевную сухость. Я не принадлежу к так называемым "душевным" людям. Во мне слабо выражена, задавлена лирическая стихия... В эмоциональной жизни души была дисгармония, часто слабость...Сама сухость души была болезнью".----------------------------------Из той же книги Афанасьева. Не весь текст удачен, автор валит в кучу чувства и эмоции, но данный пример, как мне кажется, неплохая иллюстрация 3 чувства.
Марфа-М. 2015-06-15 11:31:30
Из той же книги Афанасьева. Не весь текст удачен, автор валит в кучу чувства и эмоции, но данный пример, как мне кажется, неплохая иллюстрация 3 чувства
точно подмечено насчет эмоций и у него, и у вас Марфа. Сухость - это эмоциональная часть, он отстранен от жизни, погружен в мир созерцания, дум, размышлений, поэтому нет "воды". если только, как защита, уход, побег в мир абстракций - слабость третьей, чувств?
 
Афанасьев - создатель психософии - представил 24 типа. Функции: логика, эмоции, физика и воля - могут стоять во всех возможных комбинациях: т.е. первая может быть эмоция, вторая - логика и т.п. 
В юнгеанской типологии 8 или 16 типов. В типологии Майерс Бриггс функции связаны с экстравертностью/интровертностью: например, первая - экстравертное чувство - тогда второй функцией будет уже либо интровертная интуиция, либо ощущение. Т.е. человек не может быть одновременно мыслящим и чувствующим типом. 

Типологий так много, что читая текст Джона Биби, я не могла понять, какие именно функции он имеет в виду. У Юнга нашла только определение подчиненной (низшей) функции - но исходя из него не понятно, какое место эта функция занимает среди 4-х.

"Подчиненной функцией я называю такую функцию, которая отстает в процессе дифференциации. Как показывает опыт, почти невозможно – вследствие неблагоприятных общих условий, - чтобы кто-нибудь развил одновременно все свои психологические функции. Уже социальные требования ведут к тому, что человек прежде всего и больше всего дифференцирует (развивает) ту из своих функций, которой он или от природы наиболее одарен или которая дает ему самые очевидные реальные средства для достижения социального успеха. Очень часто, почти регулярно, человек более или менее всецело отождествляет себя с функцией, поставленной в наиболее благоприятные условия и поэтому особенно развитой. Так слагаются психологические типы. При односторонности этого процесса развития одна или несколько функций неизбежно отстают в развитии. Поэтому их можно подходящим образом охарактеризовать как "неполноценные", и притом в психологическом, а не в психопатологическом смысле, ибо эти отсталые функции совсем не являются болезненными, но лишь отсталыми в сравнении с функцией, стоящей в благоприятных условиях.

В большинстве случаев, то есть в нормальных случаях, подчиненная функция остается осознанной, но при неврозе подчиненная функция, напротив, погружается отчасти или в большем своем составе в бессознательное. Ибо по мере того как весь запас либидо направляется на функцию, имеющую преимущество, подчиненная функция развивается регрессивно, то есть возвращается к своим архаическим первичным стадиям, вследствие чего она становится несовместимой с сознательной и первичной (преобладающей, ведущей) функцией. Если функция, которая нормально должна была бы быть сознательной, попадает в бессознательное, то в бессознательное уходит и энергия, специфически присущая этой функции. Естественная функция, как, например, чувство, располагает энергией, свойственной ей от природы, она представляет собой прочно организованную, живую систему, которую ни при каких обстоятельствах нельзя вполне лишить ее энергии. Через погружение подчиненной функции в бессознательное остаток ее энергии тоже переводится в область бессознательного, вследствие чего бессознательное приходит в состояние неестественного оживления. Отсюда у функции, дошедшей до архаического состояния, возникают соответствующие фантазии (см.). Поэтому аналитическое освобождение подчиненной функции из бессознательного возможно лишь через поднятие вверх бессознательных образов фантазии, которые были возбуждены именно функцией, опустившейся в бессознательное состояние. Через осознание этих фантазий опять вводится в сознание и подчиненная функция, и тем самым она получает возможность дальнейшего развития".

 

 Верно ли я поняла, что функции в контексте аналитической психологии, у Джона Биби совпадают с функциями, указанными в типологии Майерс Бриггс: доминирующая, второстепенная, третья и подчиненная?  http://www.typelogic.ru/mbti/index.html 

 

 

Афанасьев - создатель психософии - представил 24 типа. Функции: логика, эмоции, физика и воля - могут стоять во всех возможных комбинациях: т.е. первая может быть эмоция, вторая - логика и т.п. 
В юнгеанской типологии 8 или 16 типов. В типологии Майерс Бриггс функции связаны с экстравертностью/интровертностью: например, первая - экстравертное чувство - тогда второй функцией будет уже либо интровертная интуиция, либо ощущение. Т.е. человек не может быть одновременно мыслящим и чувствующим типом. 

Типологий так много, что читая текст Джона Биби, я не могла понять, какие именно функции он имеет в виду. У Юнга нашла только определение подчиненной (низшей) функции - но исходя из него не понятно, какое место эта функция занимает среди 4-х.--------------------------------------Афанасьев во многом повторил типологию Юнга и соционику, заменив интуицию на волю. Логика, эмоции, физика соответствуют логике, чувству, ощущению соответственно. Майерс-Бриггс, как и Биби развивали юнгианскую типологию. Единственное, что Биби попытался связать функции с архетипами (ведьма, трикстер, герой, божественный ребёнок) и т.д., но выдвинул это, скорее, как гипотезу. Сегодня читала статью А. Аугустиначюнавити, она сравнивает функции с Фрейдовским эго-суперэго-ид, где 1 функция эго-взрослый, 2 функция суперэго родитель, 3 функция суперид, 4 функция ид. Уже похоже на структуру Биби.

"Афанасьев во многом повторил типологию Юнга и соционику, заменив интуицию на волю. Логика, эмоции, физика соответствуют логике, чувству, ощущению соответственно".


Знакома с соционикой и психософией очень давно - в подробностях все функции там изучала. Дело в том, что тип по соционике не соответствует типу по психософии. Например Габен по соционике может быть практически кем угодно из 24 типов по психософии.

Логика и эмоции не могут соответствовать юнгеанским мышлению и чувствам - ведь в юнгеанской типологии, если первичная функция - чувство, то мышление уже никак не может быть вторичной функцией. Дихотомия Юнга - это либо чувство, либо мышление - оба два не могут быть.


В психософии может быть все. В психософии нет отношений дихотомии между функциями. Первая функция в психософии соответсвует характеру самого человека, его внутреннему я ("Первая Воля - это прирожденный лидер, причем лидер монологовый. Не демократ, а монарх. Внутренняя концепция Первой Воли: «Только я – лидер, только я решаю. Я решил – и все должны подчиниться» - это не соответствует первой интуиции по Юнгу). . Вторая функция - его способу общения с людьми, выражения мыслей, т.е. человеку в социуме. Третья функция - самая проблемная для человека, он чувствует свою ущербность, болезненность по ней. Четвертая - просто незначительная для человека.


Т.е. я по психософии - как человек вообще проявляю эмоцию. А при общении с людьми и выражении себя в социуме стараюсь быть логичной. Даже мое преподавание разложено очень логично и структурно. В юнгеанском контексте это не функция, а скорее "персона" - проявление в социуме. Поэтому по психософии я могу быть чувствующим логиком, а по типологии Юнга - это не возможно.

В психософии совсем не учитывается интроверсия/экстраверсия - база Юнгеанской типологии. И нет дихотомий, как уже выше было сказано. Поэтому относясь к чувственному типу по соционике, человек может быть каким угодно типом по психософии.


Хотя, честно говоря, скорее соглашусь с Юнгом - тип не константа и психика динамична - человек движется к Самости)

 

 

«Низшая функция – дверь, через которую в сознание входят фигуры бессознательного. Царство нашего сознания подобно комнате с четырьмя дверьми, и именно через четвертую дверь входят Тень, Анимус или Анима и персонификация Самости.» Далее она добавляет: «когда начинаешь немного осознавать тень, низшая функция придает фигуре анимы . анимуса особое качество», так что если анима / анимус предстают как человек, то «этот человек часто противоположного функционального типа»


Это очень соответствует теории дуалов в соционике - привлекательным оказывается противоположный тип.

Но мне сложно понять, как может экстравертная логика быть дверью в бессознательное? Для меня дверь в бессознательное - интуиция скорее и медитация. 

Теоретически логично - то, как мы себя проявляем и видим - один полюс целостности. Второй полюс целостности - противоположен первой функции - нашему сознательному проявлению. 

Если тень является отрицаемой нами частью, то анимус/анима - дополняющей нас частью? Мы ее подсознательно проецируем на противоположный пол.  Они входят через четвертую дверь, как возможность целостности двух полюсов личности.

В общем, пока голову не сломала, пойду спать))  

Третья функция в аналитической психологии соответствует "активаторской" функции в соционике - т.е. то, что привлекает нас в первую очередь, то, на что мы сразу покупаемся, что нам очень приятно. В этом и правда есть что-то детское)

"Единственное, что Биби попытался связать функции с архетипами (ведьма, трикстер, герой, божественный ребёнок) и т.д., но выдвинул это, скорее, как гипотезу. Сегодня читала статью А. Аугустиначюнавити, она сравнивает функции с Фрейдовским эго-суперэго-ид, где 1 функция эго-взрослый, 2 функция суперэго родитель, 3 функция суперид, 4 функция ид. Уже похоже на структуру Биби".

Марфа, спасибо! стало яснее, к чему относится и с чем связана теория Биби.

 

Я поверхностно просмотрела психософию и более-менее знакома с соционикой. Да, понятно, что интуицию нельзя заменить волей. Но в соционике есть функция, связанная с волей-это экстравертная сенсорика. Яркий представитель-сенсорно-логический экстраверт или Жуков и сенсорно-этический экстраверт Наполеон. Афанасьевская система, как я поняла, больше о взаимодействии с внешним миром, экстравертная система, возможно, именно поэтому нет дихотомии по экстра-интраверсии. И ещё, во многом система пишется "с себя" именно поэтому интуиция оказалась в системе никак не проявлена, чувства заменились на эмоции, зато под сенсорику отведено много места (физика и воля), также как и под логику. Вырисовывается "тип" Афанасьева. Экстраверт. Ведущая, скорее всего сенсорика, вспомогательная логика, третья этика, четвертая интуиция, как предположение.
Что касается чередования функций ( 1 экстравертная-2 интровертная и т.д.) в статье Биби он переоткрыл эмпирически то , про что давно уже писали соционики. 

Это очень соответствует теории дуалов в соционике - привлекательным оказывается противоположный тип.

Но мне сложно понять, как может экстравертная логика быть дверью в бессознательное? Для меня дверь в бессознательное - интуиция скорее и медитация. ----------------------По опыту, дуал не всегда лучший партнёр в отношениях. По крайней мере для меня более комфортны отношения активации, квазитиождества и зеркальные. Именно дуальные были болезненны и напряженны. Что касается экстравертной логики-двери в бессознательное-это могут быть философские или мистические системы, например, пифагорейская философия чисел.

Если тень является отрицаемой нами частью, то анимус/анима - дополняющей нас частью? Мы ее подсознательно проецируем на противоположный пол.  Они входят через четвертую дверь, как возможность целостности двух полюсов личности.

В общем, пока голову не сломала, пойду спать))  --------------------------В общем-то смотря как рассматривать анима-анимус. Есть высказывание фон-Франц, где она пишет о том, что Юнг сказал как-то, что мы неправильно понимаем концепцию тени, так как всё-тень. В одной из работ, поищу её автора, анима-анимус именно как ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ пол несут во многом проекцию тени, но эта тень труднее для ассимиляции именно в связи с тем, что она гендерно-специфична, то есть, в какой-то мере-это более дальняя тень, чем тень в нашем обычном понимании слова. Я так поняла слова Биби про дверь в бессознательное.

Ага, нашла статью. Это Уоррен Колман Контрасексуальность и неизвестная Душа вся статья есть на маап. Приведу отрывок про теневую составляющую анима-анимус : "  Аспекты тени.

 

Другой фактор, способный серьезно помешать интеграции анимы и анимуса, – это их смешение с тенью, которая также соединяет с «инаковостью». Возможно, поэтому Юнг настаивал на необходимости столкнуться с тенью до интеграции анимы и анимуса. Трудно услышать то, что они могут нам сказать, пока мы не готовы увидеть в них больше, чем наших врагов. Но они играют важную  роль, побуждая нас обратить внимание на тень. Связь между ними и тенью потенциально существует, т.к. отвергнутое рвется назад под видом чарующего, возбуждающего, привлекательного и соблазнительного.

Для идеалистической женщины развратный мужчина часто несет образ души; следовательно, в таких случаях встречаются искупительные или спасительные фантазии. Такие же ситуации возникают у мужчин, когда проститутка, символ души, молит о помощи (Jung, 1921: para. 881).

Таким образом, анима и анимус позволяют нам не убегать от теневых содержаний, они всегда привлекают к ним наше внимание. Хотя чисто теневых содержаний обычно боятся, избегают и полностью их отвергают, анима-теневые содержания всегда влекут нас вступить в отношения с ними – часто против нашей сознательной воли, и даже если речь идет о чем-то, что мы ненавидим и презираем.

С этим связан ключевой мотив при выборе партнера. Один человек тянется к другому, если тот представляет неизвестную часть его души, ее наиболее желаемые качества. Но если теневые качества, спроецированные партнерами таким образом друг на друга, не могут быть возвращены партнерами себе, то отношения в паре заканчивается ненавистью и страхом всего того, что в начале привлекало их друг в друге. Теневые проекции, не перешедшие в интроекции, усилились и интенсифицировались, что привело к вырождению отношений в пару Синей Бороды и Медузы, душащих друг друга в смертельных объятьях. Неспособность сепарироваться, из-за которой они находятся вместе, - последнее, что осталось у них от анимы и анимуса. Теневые аспекты полностью лишили аниму и анимус их способности выполнять функцию «мостиков в бессознательное».

В этой ситуации потенциальное психическое освобождение блокировано: анима и анимус появляются только как опасные угрожающие фигуры, которых надо избегать или разрушать. Например, пациенту, перенесшему абьюз в детстве, снится, что он бежит за Мирой Хидли с ножом. Это сон появился, когда его растущее доверие и близость с женщиной-терапевтом оказалось под угрозой эдипальной зависти, вызванной вторжением посетителя в тот момент, когда пациент уходил с сессии. Фигура опасного сексуального абьюзера или убийцы отражает не только его тревоги по поводу абьюза, но представляет примитивную аниму, наполненную его собственным страхом сексуального насилия. Как и у многих жертв абьюза, у него были запутанные представления о сексуальности, потому что она была испорчена чем-то ужасным, что с ним произошло. Эти чувства и импульсы были удалены в тень. Сознательно он был нацелен на пресные и асексуальные фигуры анимы, представленные церковными ангелами и фарфоровыми мадоннами. Сон показывает жесткое расщепление, которое можно рассматривать как попытку исцеления. Убийственная анима с фаллическим ножом представляет силу, с которой надо столкнуться, прежде чем интегрировать  его сентиментальную детскую любовь с полнокровной взрослой сексуальностью. Во сне он хотел убить Миру Хидли: для него было болезненным осознать, что он также пытается символически убить и ангельски идеализируемого терапевта. Возможно, после этого он сможет построить отношения с реальными женщинами. "

Марфа, благодарю за статьи об аниме/анимусе - у Юнга читала об этом только в кратких обзорах архетипов - сейчас взялась за статью, посвященную именно теме анимы/анимуса. В свете последних событий внутренней жизни, необходимо уйти в эту тему - поэтому пока "помолчу" на форуме, чтобы не распыляться :) Еще раз спасибо!
Ольга, тогда имеет смысл почитать Верену Каст на эту тему также. Сейчас многие взгляды Юнга пересмотрены и анима-анимус рассматриваются в несколько ином свете.
Автор: Ольга Н., дата: пн, 04/01/2016 - 08:59

 С вашего позволения, свои три копейки...

Тип определить всегда очень непросто, и, на мой взгляд, всегда будет очень поспешным определять оный по песням, ролям и даже интервью.
Кроме того, не думаю, что для чувствующего типа  может быть определена дозировка -  рассуждать «слишком много» или «слишком мало». Не это, на мой взгляд, определяет тип. Так же не могу согласиться, что отсутствие социальной маски «не совсем свойственно чувствующему типу».Это, по моему субъективному наблюдению, может быть свойственно любому типу и связано с иными психологическими сложностями (или – с индивидуальными особенностями, или – с системой ценностей).

Не совсем понимаю, почему "сыграть так, как чувствуется или мыслится в голове или сердце" непременно относится
к интуитивному типу.

У Хиллмана есть работа, которая так и называется «Чувствующая функция». Несмотря на витиеватую сложность языка Хиллмана, эта работа написана очень ясно, внятно, очень логично и образно одновременно и, на мой взгляд, проясняет  многие типовые ярлыки-недоразумения  в определении типа.

========

Так или иначе, в определении типа Агуреевой Полины попал в точку (почувствовал? сынтуичил?) Олег.

Полина – чувствующий тип. По крайней мере, она сама себя определяет именно так.

И очень тонко замечено, что для Полины «ум - это умение чувствовать ситуацию отношений - по камертону фальши».

 Кроме того, она очень неглупый человек, хорошо образованна и всегда интересно и нестандартно мыслит, что совершенно не противоречит любому типу, в том числе – и чувствующему.

Но как говорил Юнг: «Чувство есть разновидность суждения, отличающаяся, однако, от интеллектуального суждения тем, что его цель состоит не в установлении логической связи, а в установлении субъективного принятия или отвержения… Чувство есть функция рациональная, потому что упорядочивает сознательные содержания по их ценности для своего носителя

 И из Хилламна: «Нет людей, у которых работает только одна функция, а остальные бездействуют. Разум всегда нуждается в упрощениях, так как он никогда не бывает вполне готовым постигнуть сложную природу психической реальности, которая всегда комплексна. Чувствующая функция может быть применена в качестве инструмента сознания каждым человеком, независимо от его психологического типа.
Но есть люди, у которых общая манера поведения определяется чувствующей функцией, и, следуя за Юнгом, таких людей мы называем чувствующими типами».

Не совсем понимаю, почему "сыграть так, как чувствуется или мыслится в голове или сердце" непременно относится
к интуитивному типу.-----------------------------Я и не писала, что это относится к интуитивному типу, чувствуется и мыслится-слова "триггеры", которые определяют способ обработки информации чувство или мышление (например, есть схожие слова триггеры для определения визуальности-на мой взгляд, кинестетичности-по моим ощущениям и т.д.), в данном случае Полина уравнивает чувство и мысль, голову и сердце, они равно развиты у неё, а при типе нужно искать ту функцию, которая ведущая, опережает. В данном случае интуиция или ощущение. Я остановилась на интуиции из-за некоторой специфичности ответа, она как бы ищет его внутри себя, сканирует, а ощущение посчитала ПФ, уже написала почему.

 Марфа, спасибо за ответ.
Да я не спорю, точнее -  не оспариваю Ваше или чье-то другое толкование проявлений типа. У меня есть свое представление о юнговских типах, оно не совпало с Вашим – только и всего.
Мне всегда казалось методологической ошибкой пытаться определять тип через слова-триггеры. Семантика таких слов многозначна и многофункциональна, и их выбор может быть продиктован далеко не только типом.

Разговор о типах Юнга заводился на форуме не один раз и каждый раз удивлял своей бесплодностью. Видимо, это закономерно, потому что Юнг не оставил критериев определения типа. Каждый себе что-то домысливает, дочувствувает, доинтуичивает… Любопытно было бы попытаться определить тип через то, как человек определяет его в Другом.)))

Ольга Н. 2016-01-05 05:19:57
...Юнг не оставил критериев определения типа.

  В "Психологических типах" он намекает на один из таких критериев: невроз...
Ютта
...По мере того, как типы становились все более реальны для меня, я все больше осознавал ту роль, которую они играют в моей псюхэ. Вслед за Юнгом (Jung, 1925 /1989:56-57; 1963:179ff, 173ff) я ассоциировал сильную, эффективную высшую функцию с архетипом героя. о приводила схему
 =============

Вы меня если что простите, дилетанта.

Но на мой взгляд происходит ужаснейшая путаница, имеет быть вопиющее заблуждение, какое только может быть в истории науки. Причем тут заблуждался и сам Юнг.. Если, конечно, верить переводчикам, в оригинале я Юнга не читал, ибо языком не владею.

Суть заблуждения в том, что всеми на свете путается функция сознания и функция разума.. Сознание - это актуализированные области памяти, сознание свойственно и всем остальным высшим животным. А разум - это вид мышления, абстрактно-логическое мышление.

Разум, да, ассоциируется с архетипом героя, в этом случае я согласен, опирается на постуральный инстинкт и все такое. Откровенно говоря не знаю кто такой Джон Биби, но эту же мысль первый транслировал Жильбер Дюран, есть основания полагать что мысль просто слизана.
мне кажется, что термин сознание всего лишь из противопоставления бессознательному возник и действительно синоним разума
Ивонна 2016-11-22 12:50:16
мне кажется, что термин сознание всего лишь из противопоставления бессознательному возник и действительно синоним разума

Разум, то есть абстрактно-логическое мышление, форма мышления от начала до конца всегда сознательная. В отличии от мышления интуитивного, образного.. По всей видимости именно по этой причине и путают разум и сознание.

Мышление образное сознательно только в своем итоге, как возникает тот или иной образ сознанию не ведомо. Не говоря уже об интуиции..